Как быстро выучить текст наизусть: 14 эффективных способов
Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с необходимостью выучить какой-нибудь текст наизусть. Некоторым людям это дается очень легко и не вызывает никаких трудностей, но у большинства возникают определенные проблемы, ведь им никак не удается запомнить нужный материал, независимо от его объема и содержания.
Хотя ученые до сих пор не могут до конца изучить работу человеческого мозга, все же они утверждают, что люди используют лишь небольшую часть способностей этого важного для человека органа. Происходящие в сознании любого человека процессы можно корректировать при помощи регулярных тренировок, а механизмы сознания, такие как память, можно развить до максимума.
Если вы станете обладателем крепкой памяти и сможете выучить наизусть текст научного, художественного или любого другого нужного вам содержания, то повысите свой интеллектуальный уровень, заслужите уважение родных, друзей, коллег, начальства, преподавателей, добьетесь феноменальных успехов в выбранной вами области жизнедеятельности.
Как же научиться быстро запоминать любой текст наизусть? Существуют специально разработанные способы и методы, о которых мы сегодня вам расскажем.
Способ № 1. Рациональное запоминание
Данный способ подойдет тем людям, у которых хорошо развита логическая память, ведь в процессе запоминания текста в сознании человека происходит закрепление логической и смысловой связей изучаемой наизусть информации с полученным ранее жизненным опытом.
Человек, используя данный метод, осознает прочитанный им текст, благодаря чему ему становится намного легче воспринимать и запоминать нужную информацию. Способ рационального запоминания поможет не только выучить наизусть текст, но и увеличить уровень знаний и интеллектуальных способностей.
Способ № 2. Мнемотехническое запоминание
Второй способ является вариацией способа первого, ведь и он основывается на жизненном опыте, который человек получил ранее. Используя данный метод, вы будете запоминать текст, переводя его в знакомые вашему сознанию образы. Мнемотехническое запоминание помогает выучить объемный текст, который не несет никакой смысловой нагрузки: телефонные номера, даты, адреса, имена, столицы и т.д.
Благодаря этому способу вы увеличите свои возможности механического запоминания происходящего и сможете избавиться от повседневной забывчивости.
Существует несколько эффективных упражнений для развития внимания и памяти при помощи мнемотехники:
✔ как только вы проснетесь утром, то не поленитесь и посчитайте от 100 до 0. Делать это необходимо как можно быстрее;
✔ старайтесь как можно реже пользоваться калькулятором для умножения и складывания цифр. Делайте это в уме!
Способ № 3. Упрощение текста
Та информация, которая вызывает у нас искренний интерес, откладывается в нашей памяти автоматически. Если вам необходимо выучить наизусть материал, написанный сложным языком и содержащий много непонятных терминов и слов, то сначала такой текст следует максимально упростить.
Постарайтесь прояснить для себя все непонятные вам моменты и понять, о чем же идет речь в данном материале. Текст, написанный простым и понятным языком, запомнить намного легче.
Способ № 4. Вдумчивое чтение
Данный способ отлично подходит для заучивания наизусть и маленьких, и больших по объему текстов. Очень часто вдумчивое чтение используют актеры театра и кино, которым крайне важно быстро выучить наизусть свои слова и не забыть их в самый ответственный момент.
Найдите тихое тесто в доме, где вас никто не потревожит. Отключите телефон, выключите телевизор или компьютер. Все свое внимание вам необходимо сконцентрировать на материале, который вы хотите выучить наизусть.
Медленно и очень внимательно прочитайте текст, который вам нужно дословно запомнить. Читать можно и про себя, но специалисты советуют делать это вслух. Вам необходимо определить для себя основной сюжет текста и его главный посыл.
Если вам нужно выучить наизусть объемный текст, то весь материал можно разбить на несколько смысловых частей, каждую из которых следует учить отдельно. Чтобы сделать это, вам нужно найти в каждой части главные по смыслу фразы или отдельные слова. Некоторые люди могут подумать, что это пустая трата времени, но данное утверждение не соответствует истине, так как благодаря таким словам или фразам вы в дальнейшем сможете восстановить по порядку весь текст.
Когда вы закончите читать текст и искать ключевые фразы или слова, вам следует взять ручку и блокнот, а затем слово в слово переписать весь текст. Не спешите и как можно глубже вникайте в суть написанного и переписанного вами вручную материала.
Переписав весь текст в блокнот, попробуйте пересказать то, что вам удалось запомнить. Опираясь на ключевые фразы или слова, вспоминайте все мельчайшие детали. Если какой-то определенный момент из текста вы не можете вспомнить, то не спешите заглядывать в записи. Напрягите свою память и все же постарайтесь его вспомнить самостоятельно. Пользоваться записями можно только в самом крайнем случае.
После этого вам следует второй раз переписать текст, но писать нужно только то, что вы смогли вспомнить без каких-либо подсказок. Сделав это, еще раз перечитайте написанное. Читайте внимательно и никуда не спешите. Когда вы полностью перечитаете нужный вам текст, еще раз перескажите его. Специалисты советуют делать это непосредственно перед сном.
Способ № 5. Выделение ключевых фраз ярким цветом
Данный способ основан на определенных нюансах работы нашего головного мозга. Его часто используют актеры, преподаватели, студенты, школьники.
Возьмите красный, оранжевый, салатовый, зеленый, желтый, голубой маркер и выделите им в тексте ключевые моменты. Подойдет и любой другой маркер яркого цвета. Так вы сможете не отвлекаться на лишние части материала, не содержащие никакой полезной для вас информации.
Способ №6. Пение текста
Шестой способ не является стандартным и привычным для большинства людей, но он реально поможет быстрее запомнить важный для вас материал и без труда вспомнить его в нужный момент.Если вам необходимо выучить большой по объему текст, то его можно разделить на несколько частей и для каждой части найти подходящую мелодию. Маленький текст можно и не разделять, а пропеть его целиком.
Способ № 7. Определение эмоций и чувств
Этот способ подойдет в том случае, если вам необходимо выучить наизусть художественный текст. Читайте материал до тех пор, пока вы полностью не поймете его смысл. После этого попытайтесь определить и прочувствовать на себе все те эмоции и чувства, которые испытывают и главные, и второстепенные персонажи произведения.
Чтобы правильно разобраться в эмоциях и чувствах героев, вам следует прочитать текст громко и с выражением, а затем задать себе несколько вопросов о содержимом текста.
Способ № 8. Написание текста другой рукой
Если вы пишете правой рукой и вам необходимо выучить текст наизусть, то специалисты советуют переписать его левой рукой. Если же вы левша, то переписать текст в блокнот вам следует правой рукой.
Данный способ заставит ваш мозг потратить намного больше усилий на анализ всего переписанного вами вручную материала, а вы сможете намного быстрее выучить наизусть этот текст.
Способ № 9. Изучение текста с партнером или в компании
Данный способ используют многие актеры кино и театра. Они репетируют свои роли попарно и таким образом быстрее запоминают свои реплики.
Найдите партнера, с которым можно будет тренироваться и вместе учить материал наизусть. Можно учить вдвоем, а можно заниматься этим и в компании. Если вы являетесь экстравертом, то чем больше людей будет вам помогать, тем проще будет вам дословно выучить текст.
Если же вы не любите большие компании или у вас нет партнера, с которым можно было бы тренироваться, то попросите знакомого человека проверить вас и указать вам на ошибки, которые вы допускаете, когда пересказываете текст.
Способ № 10. Записывание текста на диктофон
Запишите материал, который вам нужно выучить наизусть, на диктофон. Слушайте его во время выполнения обычных домашних дел, тренировки в спортивном зале, пробежки в парке, выгуливания собаки, поездок на работу или в командировку и т.д. Так вы сможете, не теряя своего личного времени и не отвлекаясь от других дел, без труда запомнить необходимый вам материал.
Способ № 11. Запоминание расположения текста на странице
Данный метод подойдет тем людям, у которых хорошо развита зрительная память. Чтобы быстрее выучить материала наизусть и в дальнейшем в нужный момент без проблем вспомнить его, старайтесь запоминать расположение текста на странице, его цвет и шрифт. Если на страницах есть картинки, рисунки или схемы, то старайтесь запомнить и их.
Способ № 12. Закрашивание окончаний предложений
Если вам необходимо выучить наизусть какой-то материал, то данный способ поможет сделать это намного быстрее и эффективнее. Возьмите ручку, блокнот и перепишите текст вручную. Затем закрасьте карандашом, ручкой или корректором окончания предложений. Используя только свою память, постарайтесь вписать недостающие слова. Если не можете вспомнить какое-то слово, то не пользуйтесь никакими материалами, а просто пропустите его.
Смотреть в записи можно только после того, когда вы впишете все недостающие слова. После проверки не забудьте еще раз переписать и прочитать текст (вслух или про себя).
Способ № 13. Механическое запоминание
Хотя данный способ пользуется большой популярностью, но подходит он далеко не всем людям, которые пытаются выучить нужный им текст наизусть. Смысл механического запоминания заключается в обычном зазубривании информации.
Многие специалисты утверждают, что этот метод является трудно тренируемым и малоэффективным, так как в любой момент необходимый материал может просто-напросто «испариться» из вашей памяти. Не стоит забывать и о том, что чем старше становится человек, тем больше ухудшаются его способности к механическому запоминанию. Но если вы точно знаете, что данный способ подходит вам идеально, то почему бы и не продолжить его использовать?
Способ № 14. Постоянные повторения текста
Если вам необходимо наизусть выучить текст, а времени осталось совсем мало, то вам следует использовать данный способ как дополнение к вышеописанным методам.Возьмите несколько листов бумаги и вручную напишите на них те отрывки текста, запоминание которых вызывает у вас определенные трудности. Подчеркните ярким маркером те слова, которые вы никак не можете запомнить. Листы с написанными на них отрывками развесьте по всему дому: в прихожей, в ванной комнате, на балконе, на кухне, в спальне, в гостиной и т.д.
Когда вы будете находиться в той или иной комнате, ваш взгляд будет то и дело задерживаться на развешенных по дому листах, а написанные там и в очередной раз прочитанные вами слова надежно отложатся в вашей памяти.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Расскажите друзьям:
Сервис выучивания стихов наизусть — хватит зубрить стихотворения, учи стихи играя
Если Вам или Вашему ребенку необходимо выучить стих, но нет возможности или желания тратить огромное количество времени на многократное повторение стихотворного произведения, то интерактивный онлайн-сервис byheart.op-team.ru поможет Вам в этом.
Примечательно, что заучивать стихи с byheart.op-team.ru будет интересно как взрослым, так и детям. А самое главное, этот онлайн-сервис работает совершенно бесплатно, и позволяет быстро и легко в игровой форме выучить любое стихотворение, независимо от его размера и степени сложности.
Как это работает?
Все специалисты единодушны в своем мнении — человеческий мозг способен надолго запомнить ту или иную информацию только в результате длительного повторения. Создатели онлайн-сервиса byheart.op-team.ru не стали «изобретать велосипед», и взяли за основу работы ресурса все тоже повторение, но только изменили его форму.
Вам не нужно будет из раза в раз повторять одни и те же строки, пока Вы их не запомните. Повторение стихотворения будет напоминать увлекательную игру. Строки стиха превратятся в словесные пазлы, из которых нужно будет сложить целую картину — стихотворное произведение.
Для изучения стихотворения предусмотрено шесть уровней. Уровень считается пройденным, если Вы сумеете без ошибок «собрать» из разрозненных и перемешанных строк предложенный фрагмент стихотворения. Конечно же, перед этим Вам необходимо будет хотя бы раз прочитать этот фрагмент (куда же без этого!). Но ведь один или два раза прочитать намного легче, чем повторять его сотню раз.
Если Вы допустите хотя бы одну ошибку, Вам придется проходить уровень заново. Каждый уровень сложнее предыдущего, что добавляет всему процессу изучения стихотворения нотку увлеченности и азарта.
Почему стоит учить стихи вместе с byheart.op-team.ru?
Реалии нашей жизни таковы, что большинство школьников (да и взрослых тоже) практически все свое свободное время проводят за компьютером. Так почему бы не совместить приятное занятие с полезным — и за компьютером посидеть, общаясь с друзьями в чате, и стих выучить. Тем более, что игровая форма заучивания стихов, представленная онлайн-сервисом byheart.op-team.ru, позволяет выучить стих намного быстрее, чем путем многократного повторения.
Дополнительным преимуществом онлайн-сервиса byheart.op-team.ru может стать тот факт, что ребенка не нужно будет заставлять заучивать стих, поскольку он и так будет проводить время за своим любимым компьютером, но только с пользой для обучения.
Также рекомендуем ознакомиться:
byheart.op-team.ru
Учить наизусть — вредно — Психологос
Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки. Сначала, в первом, втором, третьем классе, все идет как по маслу: уроки небольшие, выучить их ничего не стоит, слегка подзубрил — пятерка обеспечена. И мама рада, и сам доволен…
Расплата наступает позже.
«В пятом классе у меня по истории была пятерка, — пишет И. К. из Фрязино, Московской области. — Это потому, что я все параграфы учила наизусть. Но на это уходило полтора часа. А сейчас я их наизусть не учу, они очень большие. Получаю тройки. Я не понимаю, зачем нужна история. Ну зачем нужно учить про жизнь и быт феодалов, про то, как жили славяне? Зачем? На сегодня нам задали мало, всего одну страницу. Я уже прочитала ее пять раз и ничего не запомнила. И еще пять раз прочитаю. И все равно не буду знать, чем отличаются классы при феодальном и рабовладельческом строе. Самый плохой предмет — история!»
Не будем вступать в спор, нужна история или не нужна. Все, что у нас не получается, кажется нам ненужным… Но сейчас нас интересует другое: как помочь таинственной И. К.?
Ведь та же самая беда, например, у Бориса Ратникова из Куйбышева и, наверно, у многих-многих ребят:
«От перечитанного я буквально ничего не помню. Я занимаюсь, можно сказать, больше чем отличник. Приду из школы, отдохну немного и сяду за уроки. Прочитаю текст несколько раз — ничего не помню. Так просиживаю над ними до вечера. Приходите? учить почти наизусть, тогда только немного запоминаю. А приду в школу, опять в голове ничего нет. Прочитаю на перемене, расскажу кое-как. Это началось у меня с пятого класса, а до пятого я учился хорошо. Думаю, что даже не сдам экзамены. Учу, учу, а ничего не помню. Свободного времени почти не остается. Если честно сознаться, я из-за памяти учусь неважно».
«Как мне натренировать память?» — спрашивает Борис. Но как раз память ему и человеку с инициалами И. К. тренировать не надо. Надо упорно учиться пересказывать своими словами, исправлять печальные ошибки юности — ошибки начальной школы.
Многим ребятам кажется, что чем лучше заучил материал, чем ближе к тексту рассказываешь его, тем точнее и полнее рассказ.
Это заблуждение.
Наоборот, чем больше учишь наизусть то, что предстоит рассказывать своими словами, тем меньше шансов добиться точности рассказа.
Понаблюдаем за собой, как мы рассказываем другу содержание фильма или книги. В нашем рассказе может не быть ни одной точной фразы из книги! Мы вспоминаем только самую суть и опускаем множество мелких подробностей. Нередко мы рассказываем так коротко, что можем уложить сюжет фильма в одной фразе.
Это и есть самая совершенная человеческая память, идеал памяти, образец: умение пересказывать только самое существенное. Пересказывать дословно умеет и магнитофон. И только человек умеет выделять в рассказе суть, запоминать ее и пересказывать. Фактически человек каждый раз создает новый рассказ, он не просто передатчик, он в какой-то степени и автор этого нового рассказа. Так память и творчество сливаются в одно. «Думать» и «вспоминать» в этом случае — одно и то же действие. И прекрасно!
К тому же если мы готовимся пересказывать, то есть создаем свой собственный рассказ, то это наше действие запоминается само собой, непроизвольно, и приходится тратить меньше сил на запоминание.
Путь работы над материалом
На уроке — слушать учителя и стараться понять его. Не запоминать, а понять, потому что, как уже говорилось, это две разные и несовместимые работы! На уроке работает ум, а память работает непроизвольно. Если мы старались понять — мы невольно и запомнили многое; если мы старались запомнить — мы ничего не поняли и не запомнили.
Дома — повторить материал, то есть поработать с ним: перекроить по-своему, упростить, сократить, сравнить с предыдущим, выработать свой рассказ и повторить его раз или два. То, что нужно запомнить навсегда и совершенно точно, — выучить наизусть: правило, стихотворение, отрывок прозаического произведения.
На уроке, если не вызовут, — отвечать в уме вместе с отвечающим у доски, пользоваться случаем для закрепления; если же вызовут, то не вспоминать текст учебника, а свободно рассказывать все, что знаешь из урока, стараясь говорить точными и полными фразами, потому что только ясная, громкая, правильная, уверенная речь свидетельствует о точном знании и ведет к точному знанию. Рассказывать не столько припоминая, сколько размышляя, как будто все, что ты говоришь, только что пришло тебе в голову и является мировым открытием.
Перед тем, кто будет работать строго по этому плану, не станет путать, когда надо учить, когда думать, когда понимать, когда запоминать, — перед тем возникнет только одна трудная задача: уметь не зазнаваться из-за того, что дневник полон пятерок.
Задача же увлечь себя скучным предметом исчезнет сама собой: хорошая работа не бывает скучна никому. Скучна только глупая, нелепая, неэффективная работа.
www.psychologos.ru
Нужно ли учить наизусть литературные произведения? / Newtonew: новости сетевого образования
Автор колонки «Письмо от любопытного родителя» в The Guardian Майкл Роусен публикует актуальные вопросы министру образования США. Одним из его последних вопросов был следующий: должны ли школьники учить наизусть литературные произведения, чтобы лучше их понимать и достичь больших успехов в учёбе? И как же быть с теми, кто никак не может этого сделать?
Дело в том, что сегодняшние американские школьники должны будут в выпускном сочинении по английскому языку использовать цитаты из литературных произведений, заученные наизусть, и многие взрослые сомневаются в необходимости такой нормы. Российских школьников не просят демонстрировать на экзаменах дословное знание литературы. Тем временем учебный план предполагает, что заучить витиеватые обороты оды Ломоносова и вторить революционному ритму стихов Маяковского всё же придется. Традиционным остаётся и выбор отрывка из романа «Война и мир» для чтения наизусть, и описания природы из произведений Гоголя. Сложности, связанные с необходимостью искать правильные методы для запоминания, часто не дают обратить внимание на главное: зачем ученикам вообще решать такие задачи?
Источник изображения: The Guardian
Наверное, этот вопрос — учить ли наизусть литературные произведения — актуален сейчас во всех системах образования, в которых традиционная система обучения утратила свои позиции. Часть педагогов отстаивает принцип понимания вместо запоминания, часть утверждает, что нельзя отказываться от выверенного годами способа работы с текстом. Давайте рассмотрим основные аргументы обеих позиций.
Учить наизусть вредно
Многие, кто страдал в школе от невозможности запомнить всю последовательность эпитетов, метафор и сравнений литературных отрывков и стихов, и, главное, от необходимости это делать, с радостью согласятся: заучивание наизусть не приводит к пониманию материала, а создаёт только видимость понимания.
Преподаватели, которые говорят об этом, имеют в виду, что заучивание литературы превращает общение с произведением в механический процесс запоминания. Кроме того, так как ученикам сложно объяснить практическую пользу от этого действия (ведь, в самом деле, потренировать память можно и более увлекательными способами), то неприязнь к заучиванию текстов распространяется на весь школьный предмет «литература».
Самый главный аргумент «против» — оценка умения учить стихи никак не должна влиять на оценку по литературе.
Видно, что главные претензии противников заучивания стихов относятся, прежде всего, к школьной системе.
Я понимаю, что эффективность обучения, ориентированного на усвоение информации, зависит от того, как учитель учил, а ученик учился. Но когда умение заучивать наизусть привязано к итоговым тестам, от которых зависит будущее, большая часть студентов могут решить для себя, что они не способны учиться, хотя они всего лишь не способны учить наизусть,
— пишет в своей колонке неравнодушный американский родитель Майкл Роусен.
Учить наизусть полезно
Многие сторонники этой точки зрения часто апеллируют к развитию памяти, тренировке собственного красноречия и уважению к своей культуре. Но некоторые предлагают обратить внимание на сам предмет заучивания — художественный текст.
Художественный текст, будь то поэзия или проза, имеет свои закономерности построения. Если процесс запоминания соединить с анализом, то ученик осваивает не только конкретное произведение, но и литературный язык как таковой. Здесь играет на руку сам механизм заучивания. Маленькие дети, например, учат язык методом постоянного повторения, в том числе своих любимых сказок и стихов. При этом сначала усваиваются ритм, система рифмовки и грамматических построений, а затем автоматическое узнавание и запоминание уступает место смысловому. В сознательном возрасте постоянное проговаривание художественного текста также помогает понять его скрытые смыслы, которые возникают на уровне связи слов. Но, конечно, какие-либо открытия возможны только при неторопливом запоминании и при наличии более увлекательного стимула, чем получение хорошей оценки.
Отрывок из фильма «Возврата нет». Источник: Youtube
Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Конечно, это надо воспринимать как метафору (что так созвучно особенностям художественного текста): когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас (опять метафора).
В своём эссе 2009 года «Got Poetry?» философ и писатель Джим Холт призывал читателей учить стихи наизусть и поделился своим опытом ежедневных занятий. На момент написания эссе он выучил больше 2000 строк англоязычной поэзии, включая стихи Боба Дилана. Он учил по несколько строк каждый день, а затем декламировал их себе под нос во время рутинных занятий. Сложно представить, сколько томов составляет его «внутренняя» поэтическая библиотека сейчас! По его словам, своим необычным увлечением он развеял три мифа:
- Стихи трудно учить. Легко! — утверждает Холт. Нужно лишь делать это в удовольствие.
- Нашей памяти не хватит на то, чтобы ещё и помнить стихи. Наша память тренируема, как мышцы, уверен Холт.
- Знание стихов абсолютно бесполезно. Не менее бесполезны, считает Холт, интернет-сёрфинг и чтение новостей, чтобы «убить время». Философ вместо этого предлагает вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
Актёр Вениамин Смехов читает стихи. Источник: Youtube
В романе-антиутопии Рея Бредбери «451° по Фаренгейту» люди учили книги наизусть, чтобы противостоять системе, которая эти книги сжигала, и стать носителями уничтожаемого знания. В современных антиутопиях контроль за информацией осуществляется куда более изощрёнными способами, и, пожалуй, необходимости запоминать произведения для сохранения культурного наследия нет. Но зачем искать рациональные причины, чтобы выучить красивое стихотворение или понравившийся отрывок прозы?
Позиции «за» и «против» запоминания литературных произведений наизусть, на самом деле, не противоречат друг другу. Только приверженцы одной из них делают акцент на пользе самого метода работы с текстом при правильном его применении, а другие — на неспособности системы образования, которая по природе своей стандартизирована, «пощадить» живой интерес к литературе и всему, что стандартизации не поддаётся.
Есть ли способ «настроить» систему так, чтобы «выучить наизусть» было методом познания, а не принуждения?
Источники: The Guardian, ПостНаука, svoboda.org, nekin.info
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Как быстро и легко выучить стих наизусть: ТОП-7 советов
Прочитайте стихотворение и поймите, о чем идет речь. Затем прочитайте его еще раз, но уже медленнее, стараясь почувствовать метрику и ритм. Далее обязательно найдите незнакомые слова в тексте и уточните их значение в словаре или справочнике. Теперь заучивайте стих по одной строфе, одновременно представляя описанное автором.
При необходимости вы также можете несколько раз переписать стихотворение – написание займет дополнительное время, но процесс запоминания будет эффективнее. Это классический алгоритм. А теперь приведем ТОП-7 методов, которые помогут вам учить стихи еще быстрее.
Содержание:
- Учим стихотворение за 5 минут
- Используем диктофон и зеркало
- Переписываем и перепечатываем
- Осознаем смысл и авторскую позицию
- Понимаем метрику
- Подключаем воображение
- Используем онлайн-сервисы
- Резюме
Как выучить стих наизусть за 5 минут
За 5 минут подросток может выучить наизусть стихотворение из 1-2 строф. Объемное и лексически сложное произведение реально заучить только при наличии феноменальной памяти. Но попытаться стоит в любом случае. Для начала прочтите стихотворение с выражением. У вас нет времени на ознакомление: постарайтесь сразу уловить ритм и осознать содержание. Лучше всего читать вслух.
Не читайте для того чтобы читать – не проговаривайте слова впустую, а старайтесь представлять себе то, о чем пишет автор.
При нехватке времени стоит подключить максимум эмоций и образное восприятие – образы быстрее всего откладываются в нашей памяти. Читайте и одновременно рисуйте картины в своем воображении. Если стих небольшой – перепишите его, это поможет максимально быстро запомнить и содержание, и лексическое выражение.
Используем диктофон и зеркало
Если у вас есть хотя бы один вечер на изучение стихотворения – попробуйте подготовиться так, как это делают профессиональные актеры. Чаще всего в ходе самостоятельных репетиций они используют диктофон и зеркало. Для предварительной подготовки прочтите произведение несколько раз. Первый – как обычный текст, второй – в попытке понять смысл и уловить ритм, третий – мысленно рисуя картины происходящего в своей голове.
Не пропустите: Как развить память и внимание: упражнения, советы и методики
Используем зеркало. Встаньте перед зеркалом. Желательно, чтобы вы отражались во весь рост. Представьте себя профессиональным актером, а лучше автором произведения. Читайте стихотворение, глядя то на текст, то в зеркало. Причем чем дольше вы сможете смотреть в зеркало – тем лучше. Возможность видеть себя в процессе декларирования хорошего произведения дает поразительный эффект – вы не только быстрее запоминаете текст, но и учитесь лучше читать его, корректируете подачу и умение держаться на публике.
Используем диктофон. После того, как произведение частично заполнено – читайте его и записывайте свой голос на диктофон. После этого прослушайте запись. Скорее всего, в момент пауз вы будете поправлять сами себя, не понимая, как могли забыть столь явные вещи. Оцените выразительность речи. После этого запишите свое прочтение еще раз. При этом читайте стихотворение, стараясь исправить предыдущие ошибки. Повторяйте до тех пор, пока не останетесь хотя бы на 90% удовлетворены собой. Это поможет не только быстрее запомнить произведение, но и придаст вам необходимую уверенность.
info-profi.net
Как быстро учить наизусть
Школьникам очень часто приходиться учить стихи наизусть. Кому-то это дается легко, а кому-то это занятие кажется тяжким и нудным. Однако и в том, и в другом случае всем хочется выучить заданное стихотворение как можно быстрее. А специалисты даже разработали ряд рекомендаций, как это можно сделать.
1. Одна из методик, которая поможет вам выучить стихотворение быстро, начинается с визуального представления смысла литературного произведения. Постарайтесь мысленно нарисовать картинку, которая описывается в тексте, — так будет проще понять и запомнить, о чем этот стих.
2. Дальше переходите к активным действиям. Например, перепишите стихотворение в тетрадь или на обычный листок. Только не делайте это бездумно. Обязательно каждое слово при написании проработайте. Для этого постарайтесь определить роль каждого из них, тогда в мозгу выстроятся необходимые ассоциации, которые и помогут легче и быстрее запомнить произведение.
3. Можете стих превратить в песню. Психологи уверяют: именно пение помогает человеку легче усваивать информацию. А значит, текст будет выучен за считанные минуты.
4. Попробуйте еще один способ. Разбейте стихотворение на четверостишия. Затем начинайте учить по частям. Сначала первое четверостишие, после второе, потом два вместе. И так постепенно вы выучите весь стих.
5. Прочитайте стихотворение вслух и запишите на диктофон. Положите его на ночь под подушку и поставьте таймер на включение и повтор. И ложитесь спать. Наутро вся информация будет записана «на корочку».
6. Если у вас хорошо развита слуховая память, попросите кого-нибудь из близких или друзей медленно и очень внятно прочитать вам нужное стихотворение. Желательно повторить чтение 2-3 раза — так лучше запомнится.
7. В том случае, если вы никак не можете запомнить начало какой-либо строчки, вам поможет шпаргалка. Напишите на доступном для чтения месте, например, на запястье первое слово этой строчки. А дальше останется только воспользоваться этой подсказкой для того, чтобы воспроизвести всю строчку в целом.
privet-sovet.ru
Как быстро запомнить стих: методики запоминания стихотворения
Иногда учить стихи нужно и школьникам, и взрослым. Но дело в том, что запомнить стихотворение проще, чем прозу, а значит, справиться с этой задачей может и человек без феноменальной памяти.
Снова в школу!
Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…
Итак, школьные способы выучить стихи быстро.
- Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
- Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.
При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…
- Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
- Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
- Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
- Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
- Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
- Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.
Для более качественного запоминания
Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.
- Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
- При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
- Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
- Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
- Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
- Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
- На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.
Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.
Как заниматься с малышами
Это не очень легко, ведь у детей из младших классов неразвита никакая память.
Поэтому при прочтении стихотворения важно, чтобы он представлял себе, о чем рассказывается в произведении, причем четко и ярко. Можно даже изобразить. Картинки должны быть предельно ясными.
После пусть прочитает стихотворение в удобном для него темпе пару раз. В это время показывайте малышу всю историю жестами или же картинками.
Представляя историю, ребенку будет легко сохранить в памяти даже объёмный текст, но важно хвалить малыша, хотя бы если он запомнил только пару строчек, но рассказал без запинки.
Автор статьи: Лаухина Екатеринаpamyatplus.ru