Психологическая энциклопедия — значение слова Удивление
(surprise) У. — это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние «сброса», при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием — рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле — это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. — первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде — комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки — неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или «сверхобусловливания», при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials [ERPs]) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности — необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность — 0,89 и изменение несогласованности — 0,86 и неприятность — 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных «безобидному» остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в «безобидных», или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) «установки», в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие; в) «соли», или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз — в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в «безобидном», или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис
Смотреть значение Удивление в других словарях
Удивление — изумление Словарь синонимов
Удивление — удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-н., поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью. Посмотреть на……..
Толковый словарь Ушакова
На Удивление И Разг. На Удивленье Нареч. — 1. Употр. при подчеркивании высокой степени качества или признака; удивительно, необычайно, чрезвычайно. Толковый словарь Ефремовой
Удивление Ср. — 1. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-л. поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Толковый словарь Ефремовой
Удивление — -я; ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-л. необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление. Вызвать сильное у. чем-л. Неподдельное у. Глаза…….. Толковый словарь Кузнецова
УДИВЛЕНИЕ — УДИВЛЕНИЕ, -я, ср. Впечатление от чего-н. неожиданного и странного, непонятного. Вне себя от удивления. Смотреть с удивлением. К всеобщему удивлению (так, что все удивлены)………
Толковый словарь Ожегова
Посмотреть еще слова :
slovariki.org
Удивление (surprise) ← Психологическая энциклопедия ← Книги о психологии ←
Психология человека
У. — это кратковременная, быстро
проходящая реакция на внезапное,
неожиданное событие. Существовавшая
до того активность резко обрывается.
Выражение лица приобретает характерные
черты: широко раскрытые глаза, поднятые
брови, наморщенный лоб и полуоткрытый
круглый рот. При крайней степени У.,
особенно при испуге, наблюдаются моргание
глаз и постуральные реакции. Это одна
из наиболее легко распознаваемых и
универсальных эмоций. Её физиолог.
корреляты в целом яв-ся теми же, что и
при увеличении возбуждения.
У. м. б. неприятным, приятным или
тем и и др. одновременно. Томкинс описывает
У. как состояние «сброса», при к-ром
разум на долю секунды очищается от
мыслей.
У. может варьировать от сравнительно
рефлекторной до высокой степени
когнитивной реакции. В форме рефлекторной
реакции оно тесно связано с испугом и
ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно
связано с когнитивным несоответствием
— рассогласованием, дисбалансом или
диссонансом. В более узком
смысле — это реакция на
внезапное изменение в уровне
согласованности.
Удивление — первичная эмоция.
Для выделения первичных
(базисных) эмоций предлагались
многочисленные критерии, включая
универсальность выражения и распознавания,
нейрофизиологический субстрат,
филогенетическую и онтогенетическую
первичность, адаптивную функцию,
согласующийся гедонистический тон и
продолжительность во времени. Определяемое
с включением в него реакции испуга, У.
без труда отвечает любому из этих
критериев, за исключением двух последних.
Большинство теоретиков пренебрегают
этими двумя критериями, в рез-те чего
У. практически неизменно входит в состав
каждого известного перечня первичных
эмоций. Репрезентативным может служить
перечень Плучика: радость, печаль,
принятие, отвергание, страх, гнев,
предвкушение и У.
Испуг и ориентировочная реакция.
Испуг в чистом виде —
комплексная непроизвольная реакция на
внезапный и сильный раздражитель.
Неожиданность может усиливать реакцию
испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель
тж может способствовать усилению испуга,
но не обязательно. Внезапность же
необходима для испуга или У.
У. связано с ориентировочной
реакцией (ОР), или реакцией на новые
раздражители, при к-рой животное или
чел. ориентирует свое тело и органы
чувств в направлении этих раздражителей.
Научение. Л. Кеймен
высказал предположение, что для
вырабатывания условной реакции
раздражитель должен вызывать У. В
поддержку этого тезиса он привел яркие
демонстрации блокировки — неблагоприятного
исхода обусловливания, при к-ром
игнорировались значимые, но избыточные
(и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду
с этим было продемонстрировано явление
контрблокировки, или «сверхобусловливания»,
при к-ром, напр., хорошее событие (пища)
вызывало сильное У. вследствие ожидания
плохого события (удара электрическим
током).
Рескола и Вагнер формализовали
эту теорию обусловливания У. в виде
простой модели линейных операторов.
Эта модель успешно интегрировала
блокировку, контрблокировку и нек-рые
др. интуитивно неочевидные феномены
обусловливания. Вагнер расширил эту
модель, чтобы включить в нее как простое
привыкание, так и сложные процессы
обработки информ. у людей. Все уровни
научения в этой модели оказались
взаимосвязанными через понятие
удивительности раздражителя.
Познание. Одна из
областей исслед., связывающих У. с челов.
познанием, относится к изучению вызванных
внешним раздражителем корковых
потенциалов (event-related
electroencephalogram potentials [ERPs])
компонента Р300. В целом
компоненты ERP с
короткими латентными периодами связаны
с регистрацией мозгом физ. раздражителей,
тогда как компоненты с более длительными
латентными периодами, включая Р300,
оказываются более тесно связанными с
процессами когнитивной обработки
информ.
Исслед. Дончина и сотрудников
продемонстрировали, что У. можно измерять
по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет
оценивать сравнительное количество
ожиданий или схем, обрабатываемых
субъектом; ее латентные периоды позволяют
оценивать сравнительную скорость их
обработки.
Социальное познание. Литература
по соц. познанию, в частности по вопросам
когнитивной согласованности, содержит
ограниченное число исслед. на тему У.,
в основном по причине недостаточного
внимания, к-рое уделялось внезапности
— необходимой предпосылке У. Тем не
менее, была продемонстрирована прямая
связь между внезапными изменениями в
уровне согласованности и У. Наибольший
интерес представляют собой следующие
полученные высокие корреляции:
Неприятность и несогласованность
— 0,89
Удивление и изменение
несогласованности — 0,86
Удивление и неприятность — 0,83
Тогда как первая корреляция
примечательна тем, что показывает,
насколько точно приятность может
прогнозироваться на основе степени
несогласованности, вторая корреляция
демонстрирует, что У. очень тесно
корреспондирует с величиной изменений
в степени согласованности. Третья
корреляция свидетельствует о том, что
в тех случаях, когда любые изменения
несогласованности направлены в сторону
увеличения, У. яв-ся неприятным.
Юмор. З. Фрейд
проводил различие между «тенденциозным»
и «безобидным» остроумием. Этим двум
разновидностям остроумия соответствуют
два семейства теорий юмора. Первая
разновидность остроумия отражена в
психоаналитической мотивационной
теории, к-рая рассматривает остроумие
(и остроты) как косвенное выражение
сексуальных табу и агрессивных мотивов.
В когнитивных теориях, преим. посвященных
«безобидному» остроумию, в качестве
центрального объяснительного конструкта
используется или несоответствие (т. е.
несогласованность), или У.
Роль несоответствия и У. в
«безобидных», или когнитивных остротах
можно проиллюстрировать на примере
сценария анекдота, к-рый традиционно
состоит из трех частей: а) «установки»,
в ходе к-рой оформляются контекст событий
и ожидания слушателя; б) «кульминационного
пункта», когда внезапно вводится
несоответствие; в) «соли», или развязки,
посредством к-рой слушатель внезапно
разрешает это несоответствие. Если
развязка происходит не сразу, слушатель
испытывает У. дважды: сначала вследствие
внезапного несоответствия самого
кульминационного пункта, и второй раз
— в процессе развязки.
Существуют многочисленные
свидетельства того, что комическое
напрямую связано с удивительным в
«безобидном», или осн. на несоответствии,
юморе. Имеются тж нек-рые данные, что
тенденциозные остроты воспринимаются
более смешными, если они не вызывают
особенного У., — свидетельство того,
что доставляющие наибольшее удовольствие
тенденциозные остроты скорее должны
подтверждать наши ожидания или
предубеждения, нежели опровергать их.
Т. о., У. играет противоположные роли в
этих двух разновидностях остроумия.
См. также Эмоции,
Чувство юмора
Р. Уиллис
psibook.com
5 СФЕР — блог-платформа о личностном развитии
Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное.
Рэй Брэдбери
В современном мире человек все больше утрачивает способность удивляться. Удивление становится «дефицитным чувством» на фоне общего информационного изобилия. Мы стремимся все упорядочить в своем уме, приведя предметы и события в режим предсказуемости. Опыт формирует «призму восприятия», через которую воспринимаются все происходящие события. Со временем мы можем утрачивать способность удивляться, а точнее запрещать себе испытывать эту эмоцию.
Исходим из того, что современный человек стремится к избеганию случайностей в жизни. Большинство людей хочет иметь предсказуемую жизнь без резких изменений и перепадов. Все должно соответствовать ожиданиям. Именно поэтому все, что соответствует ожиданиям, не вызывает сильной эмоциональной реакции. Эмоции вызывает ситуации, которые не соответствуют ожиданиям. Либо превосходят их, либо вообще не совпадают.
Удивительный факт: Если все сосуды одного человека, включая вены, артерии, капилляры, вытянуть в одну линию, то этой «веревочкой» можно будет обмотать нашу планету 2-3 раза по экватору.
Удивление — эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы. Исследователь психологии эмоций Изорд, утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к ситуации.
Эмоциональные триггеры удивления
Я считаю, что удивление — это очень ценная эмоция в отношениях и бизнесе. Если вы с помощью своего товара или услуги можете удивлять своих Клиентов, они будут очень лояльны к вам и будут по сути бесплатной рекламой. В семейных отношениях это также важно, так как желание приятно удивить своего партнера подпитывает эмоциональность и делает отношения более долговечными.
Чувство удивления — это промежуточное чувство, которое подготавливает нас к переходу к следующей, более энергичной эмоции. Если неожиданная ситуация ОПАСНА, удивление переходит в ИСПУГ. Если неожиданная ситуация менее ОПАСНА, удивление переходит в ГНЕВ. Если неожиданная ситуация БЕЗОПАСНА, удивление переходит в ИНТЕРЕС. Если неожиданная ситуация ПОЗИТИВНА, удивление переходит в РАДОСТЬ.
Триггерами (спусковыми крючками) для возникновения удивления могут быть разные ситуации. Однако, для всех этих ситуаций есть нечто общее. Каждая ситуация выходит за границу наших ожиданий.
Неожиданность
Оригинальная идея
Необычное действие
Внезапная ошибка или успех
Удивительный факт: Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет равняться примерно 110 миллионам тонн!
Технология развития УДИВЛЕНИЯ
Для развития удивления я предлагаю вам использовать 3-шаговый алгоритм. Только тот человек может удивлять, кто сам умеет удивляться.
Шаг №1. Каждый день выбирайте один факт, который вы будете изучать. С этого момента вы охотник на удивительные факты. Это может быть что угодно, от биографии известных людей до природных явлений. Заведите отдельный файл на компьютере и записывайте в него все, что вызвало у вас эмоцию удивления.
Шаг №2. Проанализируйте, почему этот факт вызывает у вас удивление. Подумайте, какой триггер сработал. Что в данном событии или факте вызывает у вас эту эмоцию? Напротив каждого факта делайте мини-анализ.
Шаг №3. Каждый день кого-то удивляйте. Заведите себе привычку рассказывать о изученном удивительном факте своим друзьям и близким. Рассказывайте это с чувством удивления и эмоционально усиливайте эффект от информации. Результат будет достигнут, если человек, которому вы рассказали удивительный факт, захочет поделиться этим еще с кем то!
Читайте больше развивающих статей:
5sfer.com
Удивление это в психологии
Про эмоции: Удивление
УДИВЛЕНИЕ
— это самая кратковременная эмоция.
Порождается чем-то внезапным извне.
Состояние удивления возникает внезапно и заканчивается быстро. Удивляться долго не получится, если только поразившее событие не продолжает открываться новыми гранями.
Например, это можно испытать в путешествии 🏝️, рассматривая какой-нибудь огромный удивительный храм. Или вы сделали неожиданно удивительное открытие и продолжает открываться все новое и новое. Если вы хотите долго поудивляться, то погуглите Новогодний фейерверк в Китае 2018.
Эмоциональная программа удивления – переключение. Удивление – это «тумблер» переключения из одного состояния в другое, из одной эмоции в другую.
Функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новыми внезапным событием и его последствиями.
Готовность к встрече с новым – вот что означает удивление.
Поэтому эта эмоция считается «нейтральной», не относится ни к «негативной», ни к «позитивной», с точки зрения принятых представлений.
Представьте, что идете вы по улице с озабоченным видом, думая о том, что как-то жирно отстегнуть энную сумму на замену разбитого стекла айфона, а тут навстречу, давняя подруга, с которой сто лет не виделись и вроде как она давно уехала за тыщу км, а тут – встречаетесь нос к ному. Конечно же, немая сцена и вопрос, например: «Ты откуда?!». Вы тут же забыли про телефон, завернули с подругой в ближайшую кофейню. Озабоченность сменилась на радость, а помогло в этом удивление.
Если это удивление связано с чем-то приятным, то оно «переключает» на радость, восторг и пролонгирует удовольствие.
А если это неприятная новость – шок, испуг, недоумение. Представьте, женщина сидит на работе и сводит баланс, сроки поджимают, баланс никак не сводится, она нервничает. Вдруг ей звонят из школы и сообщают, что ее ребенок в больнице. Что происходит? Мгновенное переключение и дальнейшая адаптация к новым обстоятельствам. В приоритете уже не баланс, а вырваться к ребенку.
Или еще сюжет.
Вы стоите в очереди за билетами на любимого артиста и вот уже подходите к окошку и уже радостно достаете из кошелька заветную сумму и вдруг, откуда не возьмись, подбегает молчел и говорит: «Марьванна, мне тут пара билетов отложена, добавьте еще два!». Вы офигели от такой наглости, радостное предвкушение сменилось на гнев, но вы терпеливо выжидаете, пока Марванна отсчитает 4 билета, раздраженно постукивая подушками пальцев по подоконной полочке. Радостный «наглец» убегает восвояси, а кассир неожиданно произносит фразу: «Билетов больше нет!». Раздражение переключается в смесь ярости, возмущения и разочарования.
Таким образом, основная функция удивления – прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к новым условиям и включит активность в другом режиме, согласно обстоятельствам.
Сильван Томкинс назвал удивление – «эмоцией очищения каналов».
Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от той, что была «до».
Удивление может быть приятным или неприятным, легким или сильным (изумление).
Но по большей части, мы относим удивление к тому, что приятно испытывать.
Удивляйте друг друга.
Делайте приятные сюрпризы.
Будьте сами открыты для удивлений.
Замечайте удивительное вокруг.
Делитесь с другими тем, что приятно удивляет.
Как вы думаете, что имеет ввиду человек, говоря: «Меня трудно чем-то удивить.»
Эмоция удивление
Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.
?Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.
Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!
Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?
Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!
В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.
А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.
Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.
Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).
?Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.
Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.
К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”
Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).
?Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.
Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!
Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.
Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.
Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).
Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.
Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.
Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:
?Ничего себе! ?ОЙ! ?УХ ТЫ! ?ВАУ! ?ВОСХИТИТЕЛЬНО! ?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).
Смотреть запись про эмоциональный интеллект
Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?
Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?
Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?
Управлять своим гормональным фоном через эмоции?
Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”. https://vk.com/wall-143503737_5608 – Узнать подробнее о курсе и записаться можно здесь.
А если хочешь совершить самую выгодную инвестицию в себя за свою жизнь, то совести обучение по эмоциональному интеллекту с обучением по управлению гормональным фоном и усиль свои результаты в десятки раз.
Узнать подробнее о курсе “Гормональный Апгрейд” и записаться на него можно здесь: https://vk.com/wall-143503737_3901
Следующей статьей завершим финальный элемент. Вы уже поняли что это?
Удивление – эмоциональная реакция человека на объект внешнего мира или ситуацию, для которых присущи а) необычность; б) неожиданность. Основные эмоциональные определения, характеризующие состояние удивления – удивленный, изумленный, пораженный.
Удивленный человек имеет характерное выражение лица – широко раскрытые глаза с редким миганием, застывшая мимика лица, отражающая недоумение, растерянность. Хотя удивление считается положительной эмоцией, но, глядя на лицо удивленного человека, например, на лицо ребенка, трудно прогнозировать, чем это удивление в дальнейшем сменится – то ли радостью, то ли страхом, то ли плачем. Действительно, в норме как у детей, так и взрослых лиц, состояние удивления длится недолго, затем оно сменяется другим эмоциональным состоянием, чаще всего интересом. И только психиатрам приходится сталкиваться с более длительным эмоциональным проявлением удивления у больных, находящихся в психотическом состоянии. Классики психиатрии в свое время писали, что ничто так не удивляет человека, как галлюцинация. Удивляют человека также сновидения. Надо думать, что удивляют не только галлюцинации, но и другие психотические симптомы, например специфические расстройства мышления (открытость, звучание мыслей и т.д.), кататонические проявления и пр. Поэтому выражение недоумения, удивления в лице пациента в течение длительного периода указывает на психотическое состояние, которое нередко связано с изменением парциальных форм сознания.
Изумленный, пораженный – более интенсивные степени состояния удивления, развивающиеся в ответ на чрезвычайно необычный внешний раздражитель или чрезвычайную ситуацию. К характерному выражению лица добавляется общее двигательное оцепенение («остолбенел»). Разница между изумленостью и пораженностью заключается в плюсовом или минусовом значении эмоции – изумление в дальнейшем сменяется положительными эмоциями, например, восторгом; поражение – отрицательными эмоциями, чаще всего развивается состояние острого горя, отчаяния. Изумленное выражение лица в течение длительного периода характерно для онейроидных состояний.
Удивление
Удивление – это эмоциональная короткая реакция на внезапное, неожиданное событие, имеющая четко выраженные мимические черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. Это одна из наиболее легко узнаваемых и универсальных эмоциональных реакций. И по нашей «Азбуке эмоций» не является эмоцией, которая способна сформировать эмоэнграмму. Удивление может быть по шкале от неприятного оттенка до приятного, стремящегося к радости или к испугу в зависимости от ситуации, поражающей своей неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью человека.
При данном чувстве у человека наблюдается некий мыслительный шок, или стопор, при котором мозг на доли секунд освобождается от мыслей. При легком ударе электрического тока мышцы мгновенно сокращаются. Можно провести аналогию, что также и при удивлении есть ощущение, как от удара тока, что-то заставляет пробежать ток по нервам, которое заставляет вздрогнуть. При удивлении человек не знает «что же дальше?», так как внезапность порождает у него чувство неопределенности.
В нашем контексте таблицы эмоциональных состояний от настроения до аффекта удивление является чувством, а не эмоцией, именно потому, что это коротко-возникающее состояние, которое испытывает человек при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление способно перерасти в низкотоновые состояния, такие как тревога, страх, испуг. Если ситуация будет оценена как безопасная или приятная, то в высокотоновые – интерес, счастье, радость. Чувство удивления знакомо каждому человеку с детства, именно поэтому данная эмоциональная реакция не получает достаточного описания и осмысления у человека.
Существует общепринятое мнение о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Любой человек при вспоминании ситуации с чувством удивления чаще всего расскажет о радостном или приятном сюрпризе, или полученном далее удовольствии.
Удивление, по мнению психологов, занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. В нашей теории эмоэнграмм это не так, у нас нет негативных эмоций. При этом важно заметить, что в целом высокотоновое состояние интереса в переходе далее через удивление до возбуждения от сделанного открытия имеет гораздо более высокий уровень эмоционального напряжения, чем просто эмоция радости от полученного подарка.
Удивление характеризуется краткосрочностью – быстро, наступает внезапно и так же уходит. В отличие от других чувств и эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Зачастую психологи относят удивление не к эмоциям в истинном значении этого слова, а к эмоциональным реакциям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы человека был готов к эффективному взаимодействию с чем-то новым или внезапным. Это как вспышка или сигнал для привлечения внимания.
Стихи от V.
Мы все свободны до открытий,
До новых грез, вершин высот!..
Но в ком-то голод до событий,
В других же все наоборот.
Павел Иванов. «Моей Особенной».
Жизнь человека – это в первую очередь жизнь через эмоциональные состояния, которые человек всегда испытывает длительное или короткое, одно или несколько сразу. Длительность эмоции характеризуется психологическими и физиологическими индивидуальностями человека. Однажды возникнув, в связи с конкретной ситуацией, они долго как бы не угасают и продолжают держать человека в этом состоянии. Яркий пример грусть или печаль. И вот как раз, если бы не эмоциональная реакция удивления, которая способна менять общий эмоциональный фон человека, при внезапном возникновение опасности, то человек, находящийся в этот момент в грусти мог бы и погибнуть.
Удивление как бы встряхивает организм и очищает каналы для других эмоциональных токов, подготавливает тело к новой активности и к новому восприятию происходящего.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Удивление
Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло. Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назвать псевдонеожиданным. Представьте ситуацию, когда жена появляется в офисе мужа. Если она регулярно приходит в это время, чтобы принести мужу обед, то он не испытает удивления — ее появление в офисе не будет ни неожиданным, ни ошибочно ожидаемым. Если жена редко заходит в офис и секретарша, увидев ее, сообщает: «Я вижу на улице вашу жену», то приход супруги не вызовет у мужа удивления, потому что в этом случае у него останется время, чтобы поразмышлять об этом нетипичном событии и его причинах. Но если жена входит в офис без предварительного оповещения и ее появление воспринимается как нечто необычное, то это событие оказывается неожиданным сюрпризом — необычным событием, которое не предвиделось. Оно называется неожиданным, а не псевдонеожиданным, потому что в этот момент испытывающий удивление человек не ожидает ничего подобного. Теперь предположим, что вместо продавца кофе вразнос, который всегда приходит в офис в одно и то же время и всегда стучит в дверь особым образом, в офисе появляется жена. Такое событие является псевдонеожиданным сюрпризом. Здесь возникает специфическое предчувствие чего–то другого, что должно произойти в данный момент. В случае псевдонеожиданного сюрприза событию не нужно быть действительно неожиданным, чтобы оказаться удивительным; именно контраст с тем, что ожидалось в данный момент, и составляет предмет удивления. Если в тот момент, когда ожидается появление продавца кофе, в офис входит секретарша, это тоже может вызвать удивление, возможно, незначительное. Если же событие, противоположное ожидавшемуся, оказывается еще и неожиданным, то удивление будет еще большим. Появление жены в данный момент покажется более удивительным, чем появление секретарши.
Удивительным может быть практически все, что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным. Но удивление вызывают не только физические ощущения. Непредвиденные или ошибочно предвиденные идеи, замечание или предположение другого человека также могут оказаться удивительными. Такими же могут оказаться и ваши собственные мысли или чувства. Цель многих детективных романов состоит не в том, чтобы просто вызвать у читателя чувство страха (это задача произведений, описывающих всевозможные ужасы), но также и удивить его неожиданной развязкой. К примеру, в основе многих анекдотов лежат ошибочные ожидания людей, и потому анекдоты производят эффект. Степень вашего удовольствия от услышанного анекдота будет зависеть от того, насколько вас заинтригует сюжет и удивит финал. Если у вас есть время, чтобы правильно предвидеть событие, то тогда вы не испытаете удивления. Вернемся к нашему примеру: если муж мог бы увидеть свою жену, подходящую к офису, то он испытал бы удивление в тот момент, когда заметил ее на улице, но ко времени, когда она постучала бы в его дверь, от удивления не осталось бы и следа. Он не испытал бы удивления, если бы знал, что его жена собирается пройтись по магазинам, расположенным вблизи офиса. Удивление сохраняется только до тех пор, пока вы не оцените то, что произошло. Как только вы определите природу удивившего вас события, вы перестаете удивляться. Обычно имеется готовое объяснение: «Я пошла по магазинам, но у меня кончились деньги; я решила зайти за ними к тебе, встретила по дороге продавца кофе и принесла тебе стакан кофе сама». Если событие с трудом поддается объяснению, то период удивления растягивается; вы можете почувствовать себя сбитым с толку, испуганным или решить, что вас мистифицируют. Предположим, что женщину приветствует на пороге дома ее муж, который, как она думала, был убит на войне. Женщина испытывает удивление. Но оно исчезает, когда мужчина объясняет: «Я брат–близнец твоего мужа» или: «Я по ошибке попал в список убитых, а после ранения долго страдал амнезией». Если интерпретация события оказывается еще более невероятной, чем само событие, то эта женщина может испытать удивление снова, испугаться или решить, что ее мистифицируют, например, если мужчина скажет: «Я дух твоего мужа. Я пришел, чтобы поговорить с тобой». Как только неожиданное или псевдонеожиданное событие вами оценено, происходит быстрый переход от удивления в другое эмоциональное состояние. «Я приятно удивлен», — говорите вы, не понимая, что удивление само по себе является нейтральным в гедонистическом смысле. Скорее именно следующая эмоция придает позитивный или негативный тон вашему опыту в зависимости от природы исходного события. Удивление превращается в удовольствие или радость, если событие приносит или обещает принести вам то, что вам приятно. Отвращение возникает вслед за пагубным или неприятным событием. Если событие провоцирует агрессию, то удивление перерастает в гнев. А если событие таит в себе угрозу, которую вы не в состоянии ослабить, то вы испытываете страх. Страх является наиболее типичным следствием удивления, возможно потому, что неожиданные события часто бывают опасными и многие люди ассоциируют с опасностью любое неожиданное событие. Далее мы покажем, как люди могут путать страх с удивлением из–за сходства проявления этих эмоций на лице.
Поскольку удивление является кратковременным и ему на смену быстро приходит другая эмоция, то лицо часто отображает смесь удивления с последующей эмоцией. Подобным образом, если человек уже испытывает какую–то эмоцию, когда происходит удивительное событие, то на его лице отображается сочетание этой эмоции с удивлением. Проницательный наблюдатель, обращающий внимание на мимолетные выражения лица, может уловить чистое выражение удивления. Однако большинству из нас более знакомы внешние проявления удивления в сочетании с элементами второй эмоции. Так, широко открытые от удивления глаза могут оставаться в таком положении в течение какого–то мгновения, пока усмешка распространяется по нижней части лица. Или же брови могут от удивления моментально подниматься вверх, а оттянутые назад уголки рта будут придавать лицу выражение страха. В исследовании эмоции страха мы покажем, как одновременно отражаются на лице страх и удивление; далее мы покажем смешанные выражения удивления и отвращения, удивления и гнева и удивления и радости. Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного — в зависимости от вызвавшего его события. Неожиданное появление жены в офисе мужа, по–видимому, окажется менее удивительным, чем появление старого друга детства, связь с которым прервалась много лет назад. Реакция испуга рассматривается как предельная форма удивления, но она имеет специфические характеристики, отличающие ее от удивления. Испуг проявляется на лице иначе, чем удивление. Глаза на мгновение закрываются, голова откидывается назад, губы втягиваются и человек «вздрагивает». Внезапное сильное изменение стимулирования, лучше всего иллюстрируемое звуком выстрела из ружья или визгом тормозов, вызывает реакцию испуга. В отличие от удивления, когда правильное предвидение события предотвращает получение опыта, реакция испуга может быть вызвана событием, которого вы ожидаете. Последовательные громкие звуки выстрелов не перестают вызывать реакцию испуга, хотя само это чувство и его проявление ослабевают. В отличие от опыта удивления, который не является ни приятным, ни неприятным, опыт испуга обычно оказывается неприятным. Никто не любит испытывать испуг. Иногда люди говорят об испуге, вызванном чьими–то идеями или словами, но эти утверждения следует воспринимать скорее как обороты разговорной речи. Неясно, может ли человек действительно быть испуган чем–нибудь, кроме внезапного громкого звука, зрелища или прикосновения. Вы можете быть крайне удивлены чьими–то словами, продемонстрировать выражение крайнего удивления на лице и описать произошедшее как вызвавшее у вас испуг. Таким образом, термин «испуг» используется для описания реакции предельного удивления, а также для реакции, родственной удивлению, но отличной от него. Реакция испуга также тесно связана со страхом, и в следующей части мы рассмотрим различие между страхом и удивлением, а также продолжим объяснение связи между испугом и удивлением, страхом. Опыт переживания каждой из эмоций, которые мы будем обсуждать, может доставлять удовольствие. Понятно, что радость — это приятная эмоция, но удивление, страх, гнев, отвращение и даже печаль также могут быть приятными, хотя очевидно, что обычно они таковыми не являются. Есть люди, которые редко получают наслаждение, испытывая радость, а вместо этого ощущают чувство вины или стыда за получаемые ими удовольствия. Наслаждение эмоциями или неспособность наслаждаться ими, возможно, является результатом воспитания, но о том, как достигается этот результат, известно очень мало.
Разумеется, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная вечеринка, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им удовольствие. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового. В предельном варианте человек, «зависимый» от удивления, наслаждающийся испытываемым удивлением больше, чем любыми другими эмоциями, оказывается вынужденным отказаться от планирования своей жизни — он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы способность предвидеть события не лишала его возможности испытывать удивление. Но есть и другие люди, которые не любят испытывать удивление. Они говорят вам: «Пожалуйста, никогда не делайте мне сюрпризов», даже если сюрпризы могут оказаться для них приятными. Они не хотят подвергаться неожиданностям. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать ситуаций, в которых они не будут знать, какое событие окажется следующим. В предельном варианте человек, не выносящий сюрпризов, занимается ненормально подробным планированием и учетом всех возможных событий, он никогда не признает ничего неожиданного, если не может сделать это неожиданное предсказуемым. Представьте себе ученого, который боится удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, но он никогда не сможет открыть ничего неожиданного.
Как выглядит удивление
Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди. Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.
Брови
Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 1 (сверху) вы видите удивленные брови Патрисии (В) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, — даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх. Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 1 (снизу) вы видите удивленные брови на нейтральном лице (В) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто–то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания.
На рис. 1 раскрывается что–то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по–видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились. Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что–то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.
Глаза
Рисунок 2На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 2 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры — становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой. Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.
Нижняя часть лица
В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 3 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 3, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.
Челюсть может опускаться без каких–то движений остальных элементов лица. На рис. 3 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем–то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой–то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 3 и 1 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 3В: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.
От легкого удивления к крайнему
Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 4А показано легкое удивление, а на рис. 4В — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О–о» или «Ого».
Четыре типа удивления
Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 5 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»
На рис. 5А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 5D, с той лишь разницей, что на рис. 5D удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 5А и 5D, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз. На рис. 5В Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 5B и 5D, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта. На рис. 5C Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 5C и 5D, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта. На рис. 5D показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.
Резюме
Рисунок 6 На рис. 6 показаны выражения удивления, создаваемые всеми тремя частями лица. Обратите внимание на каждый из отличительных признаков удивления.
Брови подняты и изогнуты.
Кожа под бровями натянута.
Поперек лба идут горизонтальные морщины.
Веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз — склеру — можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней.
Нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.
«Конструирование» выражений лица
Закрепить приобретенные знания о выражениях удивления на лице можно при помощи «конструирования» лиц, которые вы видели на этой странице. Для этого возьмите фотографии с нейтральными выражениями лиц Джона и Патрисии (нажмите для увеличения, сохраните себе на компьютер, и распечатайте). Разрежьте каждую фотографию надвое по белым линиям. Теперь у вас есть все необходимое для составления различных выражений удивления на лицах Патрисии и Джона.
Возьмите части C и поместите их на лица на рис. 2. Какое получилось выражение лица на этих фотографиях? Вы уже видели такое лицо у Патрисии, но еще не видели такого лица у Джона. Оно выражает сомнение или недоверие (рис. 1).
Наложите части B на лица на рис. 2. Какое выражение получилось теперь? Вы видели такое выражение у Патрисии на рис. 8. Такое же выражение будет и у Джона. Это выражение ошеломления.
Наложите на изображения рис. 2 части А, а затем наложите части D. Такого выражения лица вы еще не видели, но мы поговорим о нем позже. Вы используете только удивленные глаза, и если выражение возникает лишь на какой–то миг, оно означает интерес или немое восклицание. Оставьте часть D там, где она лежит, и меняйте местами части А и C. Это создаст впечатление, что глаза перемещаются взад и вперед от нейтрального выражения к удивлению, как это и было бы в жизни.
Оставьте только части А. Вы получите выражение изумления (рис 1B). Теперь верните части D обратно и удалите части А. Вы получите выражение вопросительного удивления. Меняя местами А и D, вы можете наблюдать, как изменяется смысл выражений лица.
eg-nsk.ru
Как работает психология удивления 🚩 Эмоции
Удивление наступает тогда, когда происходит что-то неожиданное. Это эмоциональная реакция на событие, не соответствующее опыту человека и его ожиданиям.
Ум человека любит сюрпризы. Все необычное, новое привлекает внимание. Поэтому многие люди так часто проверяют свою электронную почту. Дофамин — это гормон, который вырабатывается мозгом каждый раз, когда человек получает новое сообщение. Так работает мозг: он требует еще и еще. Не обязательно при этом возникает удивление, важен сам эффект новизны. Удивление работает схожим образом.
Оно связано с центром удовольствий в мозге. С другой стороны, мозг человека не любит скуку. Когда жизнь становится предсказуемой, человек начинает испытывать усталость. Если человеку скучно, мозг не получает никакого стимула. Ему не хватает того самого дофамина — чего-то неожиданного: нового окружения, других обстоятельств, стимула для любопытства, небольших препятствий.
На что способно удивление
Удивление может заставить безразличного покупателя стать заинтересованным. Эмоциональные всплески нарушают психологическое равновесие. Человек, впавший в состояние гнева, будет вести себя «за рамками приличия». Горе заставляет людей поступать порой странным образом, нарушая законы здравого смысла.
Удивление вызывает реакцию, отличную от повседневных реакций человека. И если вам удается приятно удивить кого-то, вы сможете оказать на него влияние.
Успешные люди и организации, работающие в сфере услуг, научились принимать и применять удивление. Принятие, а не страх, неожиданного — ключ к прогрессу, как и умение быть умнее и адаптироваться.
Положительные эффекты переживания удивления
Счастливые клиенты
Заинтересованные скептики
Вас запомнят
Клиенты-рассказчики. Удивленные клиенты любят рассказывать о своем удивлении другим людям. Таким образом, они становятся мессионерами, распространяющими благую весть о вашем бизнесе.
Не следует забывать о том, что сюпризы могут быть неприятными. Удивление должно вызывать положительные эмоции.
Как удивить своих клиентов
Подготовьте место действия. Первые впечатления самые важные. Избегайте отрицательных эмоций, высказываний, мимики.
Обещайте меньше. Большинство людей обещают больше, чем могут дать. Однако завоевывают не обещаниями, а действиями. И здесь начинается сюрприз. Обещание, выполненное сверх нормы — то, что действительно способно удивить.
Делайте больше обещанного.
Психология удивления в сети
Если речь идет об услугах, предлагаемых онлайн, то у них есть своя специфика. Что поможет завоевать симпатии?
Потрясающий дизайн. Оказаться на вебсайте, оформленном необычным образом, неожиданно и приятно.
Отличный контент. Не так часто на интернет-просторах можно прочитать что-то действительно стоящее. Содержание предлагаемых материалов должно быть очень хорошим.
Бесплатные ресурсы. Делайте подарки, и вы будете больше нравиться.
Личное взаимодействие. Недостаток общения в сети заключается в том, что оно безлично. Выходите на связь с клиентами — так вы сможете построить с ними отношения.
Будьте смешными. Чувство юмора в неожиданные моменты вызывает приятное удивление.
www.kakprosto.ru
Психологическая энциклопедия — удивление
(surprise)
У. это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения.
У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние «сброса», при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей.
У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У.
Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У.
У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.
Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или «сверхобусловливания», при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током).
Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя.
Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials [ERPs]) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ.
Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки.
Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции:
Неприятность и несогласованность 0,89
Удивление и изменение несогласованности 0,86
Удивление и неприятность 0,83
Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным.
Юмор. З. Фрейд проводил различие между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных «безобидному» остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У.
Роль несоответствия и У. в «безобидных», или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) «установки», в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие; в) «соли», или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз в процессе развязки.
Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в «безобидном», или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия.
См. также Эмоции, Чувство юмора
Р. Уиллис
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Удивление — Психологическая энциклопедия — Что значит, описание, фото, толкование, определение
(surprise) У. — это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние «сброса», при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием — рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле — это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. Удивление — первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде — комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки — неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или «сверхобусловливания», при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials [ERPs]) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности — необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность — 0,89 Удивление и изменение несогласованности — 0,86 Удивление и неприятность — 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных «безобидному» остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в «безобидных», или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) «установки», в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие; в) «соли», или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз — в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в «безобидном», или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис
На нашем сайте Вы найдете значение «Удивление» в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Удивление, различные варианты толкований, скрытый смысл.