Угрозы личности – особенности и угрозы – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Содержание

Статья 119 за угрозу жизни и здоровью человека, что делать если угрожают?

Любая угроза жизни и здоровью человека является психологическим насилием. За подобные действия предусмотрена отдельная статья в Уголовном кодексе, которая позволит наказать обидчика при условии соблюдения всех особенностей. В сегодняшней статье рассмотрим подробно, что именно регламентирует ст. 119 УК РФ, каковы ее особенности и что нужно делать жертве, чтобы доказать факт наличия угрозы.

 

○ Понятие и особенности.

Несмотря на то, что угроза причинения вреда жизни и здоровью является признаком иных противоправных действий (например, изнасилование, вымогательство и пр.), законодательством она выведена в отдельную статью, по которой положено отдельное наказание.

Главная особенность данного преступления заключается в том, что потерпевший необязательно должен самостоятельно подавать заявление. Подобные дела не обладают частным характером и зачастую возбуждаются на основании показаний свидетелей.

Исходя из этого, потерпевший не вправе забрать заявление, как это можно сделать в других случаях, например, при побоях.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Состав преступления.

В данной статье угроза определяется как психологическое насилие над личностью. У нее должны быть характерные черты: она должны быть конкретной и реальной.

Объектом преступления выступает психическое состояние лица, а субъектом – физическое лицо, обладающее характерными признаками: оно должно быть полностью дееспособным и старше 16 лет.

Ст. 119 УК РФ квалифицирует только угрозу жизни или причинения тяжкого вреда здоровью. Объективная сторона преступления заключается в том, что потерпевший получает информацию о намерении совершения указанных деяний по отношению к нему.

Угроза признается объективной, если преступник действительно собирался воплотить ее в жизнь либо он осуществил свои намерения в момент выражения своих намерений.

Субъективная сторона определяется наличием прямого умысла. Угроза должна быть направлена в адрес потерпевшего, даже если в разговоре участвуют третьи лица.

При этом, если преступник шутил и не имел намерения воплощать свои угрозы в жизнь, вина с него не снимается.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(п.1 ст. 119 УК РФ).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Квалифицирующие признаки.

Классифицировать преступление по ст. 119 УК РФ можно на основании следующих признаков:

  • Реальность угроз.
  • Мнение потерпевшего (если жертва признала их реальными, независимо от истинных намерений преступника).
  • Телесные повреждения, нанесенные в момент угрозы.

Все эти признаки устанавливаются в процессе расследования и опроса потерпевшего и свидетелей.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Как поступить жертве угроз?

Чтобы предотвратить воплощение угрозы в жизнь, жертве необходимо принять меры по обеспечению собственной безопасности.

✔ Заявление.

Обращение в правоохранительные органы является первым шагом к защите. Его нужно составить и подать сразу после поступления угрозы, чтобы максимально снизить риск приведения преступником своих намерений в действие.

✔ Как составить, на что обратить внимание.

Заявление составляется в соответствии со ст. 141 УПК РФ.

Также в документе нужно указать:

  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
    (ст. 141 УПК РФ).

В заявлении нужно привести основания, по которым вы посчитали угрозы реальными и действительно представляющими опасность для вашей жизни и здоровья.

  • Свидетелей, которые могут подтвердить факт угрозы.
  • Адрес проживания угрожавшего лица.
  • Иные сведения, имеющие значение для расследования.

Источник: https://law-raa.ru/v-policiyu.html 

✔ Регистрация обращения в правоохранительных органах.

Заявление нужно подать в отделение полиции по адресу своего проживания лично либо после вызова наряда домой (в случае экстренной ситуации).

Работники правоохранительных органов зафиксируют ваши показания, в случае вызова обстоятельства дела и зарегистрируют его. По итогам рассмотрения обращения возбудят уголовное дело. Срок открытия дела – от 3 до 10 дней с момента принятия заявления.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Доказательная база.

Важный элемент успешной защиты своей жизни – сбор необходимых доказательств, которые помогут полиции не только удостовериться в реальности угрозы, но и помогут в расследовании дела. Доказательства могут быть разными.

✔ Аудиозапись угроз.

Если есть возможность записать разговор с преступником, данная запись будет приобщена к делу в качестве доказательства. Запись можно проводить как во время телефонного диалога, так и личного. Желательно перед началом фиксирования разговора проговорить дату и место своего пребывания, а также данные человека, с которым беседуете.

Бывает, что суд не принимает подобную запись как доказательство. В таком случае следует ссылаться на ст.12 ГК РФ «О способах защиты», а также на ст. 55 ГПК, устанавливающую возможность приведения аудиозаписи в качестве доказательства.

✔ Видеозапись угроз.

Запись действий угрожавшего лица также может быть указана в качестве доказательства его намерений. Ссылаться при этом можно также на ст.12 ГК РФ и ст. 55 ГПК РФ. Несмотря на то, что закон не допускает вмешательства в частную жизнь (каким является запись личного разговора), в данном случае можно аргументировать свои действия стремлением защитить свою жизнь и здоровье.

✔ Печатные, электронные письма и сообщения.

Это еще один способ доказательства реальности получаемых угроз. Они будут привлечения к делу, если будут приложены к заявлению в распечатанном виде и с указанием обратного адреса (номера телефона) отправителя. Помимо подтверждения факта получения угрозы, данный вид доказательств может способствовать поискам злоумышленника.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Судебная практика.

По статистике, в случае применения ст. 119 суды чаще становятся на сторону жертвы (при условии достаточной обоснованности наличия факта угрозы). Однако при решении о мерах наказаниях суд исходит из конкретных обстоятельств дела и наличия/отсутствия факта судимости.

Если это первое преступление, суд может назначить условное наказание или обязательные работы (например, Решение по делу 10-1/2018 (15.02.2018, Шушенский районный суд (Красноярский край)), а если нарушение закона производится повторно, лишение свободы более чем реально (например, Решение по делу 22-966/2018 (14.02.2018, Новосибирский областной суд (Новосибирская область)).

Таким образом, если вам поступают угрозы, независимо от того, близкий это человек или незнакомое лицо, крайне важно вовремя обратиться в полицию, чтобы предотвратить возможное посягательство на свое здоровье или жизнь.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

✔ Если угроза применяется впервые, как себя вести с обидчиком? Стоит ли говорить о том, что ведется аудио- или видеозапись?

В первый раз стоит предупредить по двум причинам. Во-первых, возможно это отрезвит преступника, и он откажется от дальнейших неправомерных действий. А во-вторых, скрытая съемка может быть расценена как вмешательство в личную жизнь и стать основанием для отказа от принятия материала к делу.

✔ Если следователь не принимает во внимание видеозапись, что можно сделать в этой ситуации?

Вы можете написать письменный запрос на объяснение своих действий и направить его заказным письмом (потому что вряд ли документ у вас примут). Если данный способ не поможет, можно ходатайствовать в суде о приобщении данных материалов к делу в качестве доказательства.

Вернуться к содержанию ↑

 

Дознаватель Юлия Жаркова подробно расскажет о деяниях, являющееся преступным согласно статье 119.

Вернуться к содержанию ↑

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ 

topurist.ru

Угрозы личности, обществу и государству при внедрении информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

В 3 т. Т. 1. Технические каналы утечки информации. — М.: НПЦ «Аналитика», 2008. — ISBN 978-59901488-1-9.

4. Гейне В. И. К вопросу оценки уровня ПЭМИ цифрового электронного оборудования [Текст] / / Защита информации. Конфидент. — 2000 — № 6.

5. Харкевич А. А. Спектры и анализ [Текст]. — М.: Гос. издат. техн.-теорет. литературы, 1953.

6. Теоретические основы связи и управления [Текст] / под ред. А. А. Фельдбаума. — М.: Госиздат физмат. литературы, 1963.

7. Markus G. Khun. Security Limits for Compromising Emanations [Электронный ресурс] // University of Cambridge, Computer Laboratory. — 2004. — URL: http://www.cl.cam. ac.uk/mgk25 (дата обращения: 29.09.20011).

УДК 004

УГРОЗЫ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВУ И ГОСУДАРСТВУ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Овчинников Сергей Александрович

почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор, проректор, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

© Гришин Сергей Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент кафедры документоведения и ДОХ Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы выработки защитных механизмов личности, общества и государства при использовании новых информационных технологий. Более того, сегодня необходимо продумать вопросы возможных последствий от внедрения технологий завтрашнего дня с тем, чтобы общество смогло развивать их таким образом, чтобы использовать их преимущества и минимизировать возможный вред. Ключевые слова: риски, угрозы, информационная безопасность, электронное правительство, защита персональных данных, управление цифровой идентичностью, кибербезопасность.

С развитием информационно-коммуникационных (ИКТ) встаёт вопрос о возможных рисках и угрозах и различных аспектах решения данной проблемы. Более того, высокая скорость технологических изменений требует, чтобы в упреждающем режиме вырабатывались защитные механизмы, в том числе в плане потенциального влияния на личность, общество и государство ещё на стадии разработки техно-

логий, а не тогда, когда последствия становятся очевидными, но никто не готов реагировать на них. В свете этих задач, общество сможет лучше предвидеть последствия и идти путём прогресса, используя преимущества и минимизируя возможный вред от нововведений в этой области.

Рассмотрим лишь один фрагмент из довольно широкого спектра возможных рисков и угроз применительно к новым технологиям,

вызывающий озабоченность с точки зрения нанесения возможного ущерба личности, обществу и государству [3].

Внедрение ИКТ, в частности, переход на оказание государственных услуг в электронном виде и обслуживание потребностей граждан с помощью социальных платёжных карт, требует введения методов управления цифровой идентичностью. Это управление цифровой информацией, касающейся конкретного человека. Иногда такую информацию называют «персональными данными» или «персонально идентифицируемой информацией». Второй термин более точно определяет, что сведения могут быть привязаны к конкретной личности.

Изначально архитектура Internet не предполагала механизма для проверки или аутентификации идентичности пользователей. Разработчики Сети работали в другое время и в других условиях, отличных от современных, а сообщество пользователей Internet в то время состояло из объединённых общими целями и интересами специалистов-компьютерщиков. Internet, который они создали, отражал их культуру на определённой ступени исторического развития общества [1, 2].

В результате бурного развития Сети участниками такого взаимодействия стало огромное количество пользователей. Однако существовавшая ранее в Internet атмосфера доверия заметно видоизменилась, а люди начали относиться к этому пространству с известной долей опасения. Иными словами, Internet пережил своего рода урбанизацию: всё больше и больше людей пользуются его услугами, однако сообщество в «традиционном» понимании распалось, и теперь многие понимают, что, находясь в Сети, они должны быть настороже [5].

Компьютерные специалисты говорят сегодня: «Оглядываясь назад, мы понимаем, что должны были включить в Internet уровень аутентификации. Сегодня, когда Сеть так разрослась и столько торговых сделок совершается через Internet, возможности для мошенничества колоссальны» [5]. Отвечая на электронное письмо или заполняя форму online, мы стали задумываться, а не рискуем ли стать жертвой мошенничества? Так, Р. Trevithick (руководитель проекта Eclipse Foundation’s Higgins Trust Framework) пишет, что из обследованных 5 000 потребителей online, более 42% покупателей и 28% граждан, осуществляющих в банковские операции, отказываются от этих возможностей по причинам безопасности и недостаточной защиты персональных данных [6].

Подобная ситуация привела к тому, что разработчики информационных технологий стали концентрировать свои усилия на создании

ориентированных на пользователей способов управления цифровой идентичностью. В этой новой парадигме человек сам будет выбирать себе «провайдера идентичности», который будет оперировать его персональными данными, в ряде случаев, и только с разрешения владельца пере-давть эти данные другому лицу или организации в процессе заключения сделки. В то же время новая система будет проверять и идентичность второго участника сделки [5].

Тем не менее П. Адлер (бывший руководитель по информационной безопасности Университета Колорадо) совершенно справедливо отмечает, что в информационную эпоху у людей возникла повышенная обеспокоенность тем, что личная информация не защищена должным образом. «Высокая скорость, с которой частная информация может быть использована и общераспространённое, часто без разрешения, свободное обращение с ней позволяют и увеличивают возможность кражи личных данных и другие пути несанкционированного использования персональной информации. Первоначальное саморегулирование данной проблемы посредством осуществления правильной политики безопасности считалось способом защиты электронных персональных данных. Во второй половине двадцатого века отраслевой подход к обеспечению информационной безопасности и регулирования начал получать поддержку путём принятия законов. Однако лишь в период с февраля 2005 по июль 2006 года насчитывалось 237 брешей в системе информационной безопасности… Число инцидентов безопасности показывает, что саморегулирование, в целом, не удалось» [4].

Развитие ситуации в данном ключе привело к тому, что контроль рисков и угроз личной информации путём укрепления информационной безопасности стал предметом государственного регулирования, всплеск числа государственных законов и нормативных актов представляет новые правовые нормы, возлагающие на организации и учреждения, бизнес и частных лиц новые задачи по защите персональных данных, которые они собирают, хранят, обрабатывают, используют и раскрывают. Эти законы всё более влияют на ситуацию, часто действуя в нескольких юрисдикциях. Неспособность защитить информацию такого рода неизбежно приводит к конфликтам и финансовым затратам, связанным с управлением реагирования на инциденты, а также может привести к расследованиям, штрафам и другим санкциям.

Эта проблема вызывает озабоченность на межгосударственном уровне. Так, в Декларации Комитета министров СЕ о правах человека и вер-

ховенстве права в Информационном обществе от 13 мая 2005 г. отмечается: «Широкомасштабное использование персональных данных, включающее электронную обработку, сбор, запись, организацию, хранение, адаптацию или изменение, поиск, консультирование, раскрытие посредством передачи или иным способом, способствовало повышению эффективности деятельности государства и частного сектора. Более того такие ИКТ, как Privacy Enhancing Technology (PETs), могут быть использованы для обеспечения неприкосновенности частной жизни. Тем не менее подобные технологические достижения представляют и серьёзную угрозу для права на частную жизнь и переписку [7].

Любое применение ИКТ должно уважать право на частную жизнь и тайну переписки. Последнее не подлежит иным ограничениям, кроме предусмотренных ст. 8 ECHR, только потому, что осуществляется в цифровой форме. Содержание и служебные данные электронных сообщений также в соответствии со ст. 8 ECHR не должны подвергаться другим ограничениям, кроме установленных в ней. Любая автоматическая обработка персональных данных подпадает под действие Конвенции о защите граждан в связи с автоматической обработкой персональных данных и должна соответствовать положениям этого документа.

Государства должны поддерживать условия для саморегулирования и совместного регулирования со стороны частного сектора в целях защиты права на частную жизнь и тайну переписки. Ключевым принципом поддержки такого регулирования должно быть то, что любая обработка персональных данных госорганами или частным сектором должна быть совместимой с правом на частную жизнь; исключения ограничены рамками параграфа 2 статьи 8 ECHR и параграфа 2 статьи 9 Конвенции о защите граждан при автоматической обработке персональных данных» [7].

Ныне всё чаще высказывается мнение и о том, что при создании систем оказания электронных услуг гражданам, существование систем управления цифровой идентичностью может представлять риск для неприкосновенности частной жизни и информационной безопасности. В предлагаемой архитектуре агент персональной идентичности будет выступать в роли доверенного посредника в новой системе цифровой идентичности; однако ныне существующие технологии не гарантируют, что агент персональной идентичности не будет вступать в сговор с другими сторонами сделки (то есть провайдерами идентичности и полагающимися сторонами). Кроме того, вполне возможно, что рынок не поддержит множество провайдеров

идентичности, а услуги по провайдингу идентичности будут сосредоточены в одном месте.

Пользователям может показаться неудобным или слишком дорогим решение разделять свои данные и поручать их элементы разным провайдерам идентичности. Или же полагающиеся стороны будут неохотно признавать провайдеров идентичности. В результате контролировать весь массив персональных данных будет ограниченное число провайдеров идентичности. Принимая во внимание особенности существующей системы, у провайдеров идентичности и полагающихся сторон есть технические возможности для сговора. Непонятно, как игроки в инфраструктуре управления идентичностью будут подотчётны пользователям и информационному обществу в целом. Но что произойдёт, если правительство или мегакорпорация узурпируют распределённую ориентированную на пользователя систему и использует свой глобальный уникальный идентификатор, нарушая тем самым принцип ориентированности на пользователя, повсеместно провозглашаемый разработчиками [8].

Именно эти аспекты вызывают существенную озабоченность и подробно анализируются в докладе Д. Л. Мк. Клура, директора Управления защиты информационных систем, представленном подкомиссии по Правительственному управлению, информации и технологиям, Комитета по Правительственной реформе Палаты представителей США. «Сообщения в прессе о нападениях хакеров на сети, стирание страниц и информации на кредитных карточках, отправляемых по электронной почте, нередки со стороны должностных лиц и граждан, отказывающихся делать «реальный» бизнес по Internet. И их беспокойства вполне обоснованы. Недавно были найдены слабости систем безопасности во многих федеральных правительственных агентствах, где имелась «чувствительная» информация о налогах, медицинские, и другие личные отчёты, опасные с точки зрения неправомочного раскрытия. Кроме того, федеральные участки сети имеют уязвимые участки для кибератак. Сегодня не существует внутренней технологической защиты на случай возможного использования таких инструментов в будущем. Если бы эти инструменты были бы злонамеренно, в целях дискриминации, принуждения и блокирования коммуникации применены на всём пространстве информационного общества, права человека оказались бы в большой опасности. Масштаб таких последствий не следует преуменьшать, учитывая возможность революции в области взаимодействия между машинами или в сфере веб-услуг, к которой может привести управление цифровой идентичностью» [10].

За последние годы рынок практически отверг системы управления идентичностью «Passport», разработанные Microsoft. Рынок также категорически отказался от предшественника «Passport» — системы «Hailstorm». OpenID, Sxip, The Liberty Alliance, Shibboleth, Passel и другие игроки в данной отрасли присоединились к Microsoft в поиске средств управления идентичностью, которые будут приняты рынком. Именно поэтому сегодня активно разрабатывается проект «Higgins», целю которого должно стать создание дополнительной технологии, которая могла бы автоматически передавать информацию от определённой цифровой идентичности (или личности) индивида, когда он заходит на вебсайт. В этом случае инструменты управления цифровой идентичностью могут быть наиболее влиятельными: позволяя машинам автоматически обмениваться персональными данными от имени человека, упомянутые инструменты устранят самые серьёзные препятствия на пути развития веб-услуг [6].

Однако наделение машин такими возможностями может привести к перевороту в межмашинных взаимодействиях. Самое значительное и потенциально опасное последствие: дело уже не в том, что люди могут делать с помощью данных инструментов, но в том, как машины будут обращаться с людьми, обладая настолько хорошо организованными персональными данными. Так, главный архитектор Microsoft по идентичности и доступу К. Кэмерон (K. Cameron) акцентирует внимание на этом прогнозе: «Более общие аспекты того, как интеллект Сети реагирует на нашу личность, волнует меня всё больше, когда я задумываюсь, что будет через 20 лет… Помимо злоупотребления властью существуют и другие равно неприятные варианты будущего, связанные с потенциальными отношениями между человечеством и машинным интеллектом. Я понимаю, что люди не склонны обсуждать этот вопрос, потому что пока это — проблема слишком отдалённого будущего, однако взаимное влияние этой пары может привести к действительно пугающим последствиям» [9, 10].

К сожалению, можно констатировать, что вхождение в информационную эпоху сопровождалось появлением для всего мира новой угрозы — кибербезопасности, и это не эфемерные домыслы авторов статьи. Данный тезис нашёл отражение на международном, межгосударственном уровне и зафиксирован в ряде положений Резолюции 57/239 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2002 г. «Элементы для создания глобальной культуры кибербезо-пасности». В документе, в частности, отмечено, что стремительное развитие информационных технологий изменило и то, как государственные

органы, предприятия, другие организации и индивидуальные пользователи (т. н. «участники»), которые разрабатывают эти информационные системы и сети, поставляют их, управляют ими, обслуживают и используют их, должны подходить к кибербезопасности. Глобальная культура кибербезопасности будет требовать от всех участников учёта следующих девяти взаимодополняющих элементов:

1) осведомлённость — участники должны быть осведомлены о необходимости безопасности информационных систем и сетей и о том, что они могут сделать для повышения безопасности;

2) ответственность — участники отвечают за безопасность информационных систем и сетей сообразно с ролью каждого из них. Они должны подвергать свои политику, практику, меры и процедуры регулярному обзору и оценивать, соответствуют ли они среде их применения;

3) реагирование — участники должны принимать своевременные и совместные меры по предупреждению инцидентов, затрагивающих безопасность, их обнаружению и реагированию на них. Они должны обмениваться в надлежащих случаях информацией об угрозах и факторах уязвимости и вводить процедуры, предусматривающие оперативное и эффективное сотрудничество в деле предупреждения таких инцидентов, их обнаружения и реагирования на них. Это может предполагать трансграничный информационный обмен и сотрудничество;

4) этика — поскольку информационные системы и сети проникли во все уголки современного общества, участникам необходимо учитывать законные интересы других и признавать, что их действия или бездействие могут повредить другим;

5) демократия — безопасность должна обеспечиваться так, чтобы это соответствовало ценностям, которые признаются демократическим обществом, включая свободу обмена мыслями и идеями, свободный поток информации, конфиденциальность информации и коммуникации, надлежащая защита информации личного характера, открытость и гласность;

6) оценка риска — все участники должны выполнять периодическую оценку риска, которая позволяет выявлять угрозы и факторы уязвимости; имеет достаточно широкую базу, чтобы охватить такие ключевые внутренние и внешние факторы, как технология, физические и человеческие факторы, применяемая методика и услуги третьих лиц, сказывающиеся на безопасности; даёт возможность определить допустимую степень риска; помогает выбрать надлежащие инструменты контроля, позволяющие регулировать риск потенциального ущерба информационным системам и сетям

с учётом характера и значимости защищаемой информации;

7) проектирование и внедрение средств обеспечения безопасности — участники должны рассматривать соображения безопасности в качестве важнейшего элемента планирования и проектирования, эксплуатации и использования информационных систем и сетей;

8) управление обеспечением безопасности — участники должны принять комплексный подход к управлению обеспечением безопасности, опираясь на динамичную оценку риска, охватывающую все уровни деятельности участников и все аспекты их операций;

9) переоценка — участники должны подвергать вопросы безопасности информационных систем и сетей обзору и повторной оценке и вносить надлежащие изменения в политику, практику, меры и процедуры обеспечения безопасности, учитывая при этом появление новых и изменение прежних угроз и факторов уязвимости.

Полагаем, что нет надобности дополнительно комментировать столь чёткие и конкретные международные рекомендации в сфере обеспечения безопасности информации, которые целиком и полностью распространяются и на защиту персональных данных граждан. Необходимо всем «участникам» знать эти требования, неукоснительно и в полном объёме выполнять их в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Ориентация на «гражданина как клиента» при построении электронного правительства и переходе на оказание государственных услуг гражданам в электронном виде несёт существенный вызов для всех правительственных и посреднических структур, обеспечивая внутренние стимулы для повышения качества обслуживания клиента, сокращения жалоб на действия представителей госаппарата, уменьшения затрат их времени на обслуживание клиентов, поскольку граждане рассматривают получение правительственных услуг по аналогии с проведением любой другой коммерческой сделки.

Однако, несмотря на обещания, продвижение новых технологий не панацея для устранения правительственных проблем, поскольку при этом мы сталкиваемся и со значительными вызовами. Некоторые из этих вызовов, которые захватывали информационные системы, имели место из-за неадекватного в течение десятилетий внимания к технической и деловой архитектуре, приверженности стандартам и ограниченного осуществления механизмов для обеспечения безопасности и секретности, что является только одним из многих факторов, воздействующих на

крупномасштабное использование электронного правительства [10].

Кроме того, высшее руководство должно эффективно соединить всю мощь электронных взаимодействий госструктур с бизнесом, гражданами с необходимым и соответствующим управлением, процессом усовершенствования, что будет обеспечивать положительные результаты в сфере информационной безопасности.

Необходимо учитывать, что Сеть обеспечивает новые вызовы для нескольких традиционных областей информационных политик, поэтому нужны новые механизмы, способные гарантировать свободу информации, авторского права, защиты, управления записями, секретность информации, защиту персональных данных, что нельзя недооценивать.

Библиографический список

1. Панин А. Н. Вызовы и угрозы политической системе России в условиях глобальной информатизации : дис. … канд. полит. наук. — Саратов, 2006.

2. Сажин М. А. «Электронное правительство» — инструмент модернизации общественных отношений в России и проблемы обеспечения

информационной безопасности : дис…..канд.

полит. наук. — Саратов, 2005.

3. Бутенко А. Л. Электронное государственное управление в системе взаимодействия власти и общества : дис. … канд. полит . наук. — Саратов, 2009.

4. Adler M. Peter. A Unified Approach to Information Security Compliance. — URL: http:www// csrc.nist.gov/publications/index.html (дата обращения: 10.06.2011).

5. Steven Bellovin et al. Security Implications of Applying the Communications Assistance to Law Enforcement Act to Voice over IP // Information Technology Association of America (ITAA). — June 13. — 2006. — URL: http://www.itaa.org/news/ docs/CALEAVOIPreport.pdf (дата обращения: 10.06.2011).

6. Доклад Европейской комиссии «Руководство для гражданина — центрального звена e-Govern-ment» : [пер. с англ.]; раздел «Доверие и прозрачность». — URL: http://www.ccegov.eu (дата обращения: 10.06.2011).

7. Declaration of the Committee of Ministers on human rights and the rule of law in the Information Society // CM(2005)56 final. -13 May. — 2005. -URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=849061 (дата обращения: 10.06.2011).

8. Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в Информационном Обществе от 13 мая 2005 г. : [пер. с англ.]. -URL: http://www .ifap/html/ (дата обращения: 10.06.2011).

9. Cameron К. Identity Weblog. — URL: http:// www/identityblog.com/ (дата обращения: 10.06.2011).

10. Резолюция 57/239 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.2002. «Элементы для создания глобальной культуры кибербезопасности» : [пер. с англ.]. — URL: http://www.ifap/html/ (дата об-

ращения: 10.06.2011).

УДК 004

11. Мк. Клур Д. Л. Электронное правительство. Федеральные инициативы развития. Вызовы : [пер. с англ.]. — URL: http://www.gao. gov /fraudnet/ fraudnet.htm (дата обращения: 10.06.2011).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ -ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РИСКОЛОГИИ

© Овчинников Сергей Александрович

почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Международный эксперт-исследователь, советник Правительства Саратовской области по информационной безопасности, заместитель председателя УМЦ по информационной безопасности Приволжского Федерального округа, доктор исторических наук, профессор, проректор, директор НОЦ «ИНФО ЭПР», Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

В статье впервые в научных публикациях заявлено о развитии нового научного направления — информационно-политической рискологии. Ценность анализа информационно-политического риска состоит в том, что он помогает решить задачи, связанные с выяснением многих сторон реализации целевых программ стра тегий и концепций информа тизации российской политической системы. Анализ информационно-политических угроз служит цели стра тегического управления рисками в этой сфере путём определения факторов, которые могут привести к увеличению вероятности и последствий нежелательных событий

Ключевые слова: актор, микро-перспектива, организационный анализ, политические риски, процесс анализа рисков, качественный подход, количественный подход, рейтинг, оценка рисков, отношения рисков.

/Сегодня вряд ли кто будет возражать прокутив того, что анализ информационно-политических рисков должен стать одним из важных инструментов мониторинга (экспертизы) процессов информатизации политической системы, основного на междисциплинарном подходе к изучению взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными событиями и процессами информатизации политической системы.

Суть анализа информационно-политического риска состоит в том, что он помогает решить задачи, связанные с выяснением многих сторон реализации целевых программ стратегий и концепций информатизации российской политической системы. Постановка этих задач обусловлена возникновением в ходе информатизации неопределенностей в развитии политической ситуации, соотношениях поли-

тических сил, что может представлять угрозу успеху реализации политической стратегии при информатизации политической системы.

Риск в этой сфере означает вероятность неудачи реализации проекта информатизации, который, в первую очередь, строился на уверенности в получении существенного успеха в случае его реализации, что должно проявиться в повышении качества оказания государственных услуг, обеспечении прозрачности власти и, в целом, эффективности государственного управления.

Анализ информационно-политических рисков, в конечном счёте, служит цели стратегического управления рисками путём определения факторов, которые могут привести к увеличению вероятности и последствий нежелательных событий, учитывая, что управление рисками является не более чем стратегией, которая нацелена на уменьшение вероятности или воздей-

cyberleninka.ru

Статья за угрозы жизни и оскорбление личности УК РФ

Перейти к контенту
  • +7(499) 288-17-41 — Москва
  • +7(812) 317-60-13 — Санкт-Петербург

Поиск:

  • Уголовная ответственность
    • Виды наказаний за совершение преступлений
    • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Преступления
    • Преступления в сфере компьютерной информации
    • Преступления в сфере экономической деятельности
    • Преступления против жизни и здоровья людей
    • Преступления против свободы, чести и достоинства
    • Преступления против семьи и несовершеннолетних
    • Преступления против собственности
  • Уголовное законодательство
    • Уголовное дело
    • Уголовный кодекс

ugolovnoe.com

статья за угрозы (ст. 119 УК РФ)

Угроза жизни и здоровью другого лица считается опасным преступлением в отношении человека. В отечественном УК предусматривается соответствующая норма, характеризующая состав и устанавливающая наказание за такое деяние. Рассмотрим далее ее подробнее.

199 статья РФ «Угроза»

В ч. 1 установлен общий состав деяния. Норма предусматривает наказание, если имела место угроза убийством либо нанесением побоев и если были основания опасаться этих предупреждений. Виновному в таких случаях может назначаться:

  1. До 2 лет тюрьмы.
  2. Арест до полугода.
  3. До 2 лет принудительных работ.
  4. До 480 ч. обязательных работ.
  5. До 2 лет ограничения свободы.

Отягчающие обстоятельства

Угроза убийством или иной расправой может совершаться по мотивам религиозной, расовой, идеологической, национальной или политической ненависти либо вражды или вследствие неприязни какой-либо социальной группы. В этом случае санкции следующие:

  1. До 5 лет принудительных работ.
  2. Тюремное заключение на тот же период.

Дополнительно к приговору суд может запретить занимать определенные посты либо осуществлять какую-либо конкретную деятельность в течение трех лет.

Статья за угрозы: комментарии

В предыдущем уголовном законодательстве от 1960 г. была предусмотрена ст. 270. Она квалифицировала деяния против общественного порядка и безопасности, а также здоровья граждан. В новом кодексе установлена ст. 119. Она входит в раздел норм, в которых рассматриваются преступления против здоровья и жизни населения. Из ее диспозитивной части исключено указание на предупреждение об уничтожении имущества как на квалифицирующий признак.

Особенности проявления

Заявление в полицию об угрозе жизни подается в том случае, если потерпевший четко понял, что есть вероятность осуществления расправы над ним. Предупреждения о применении силы в отношении него должны выражаться в понятной форме как для него, так и для иных лиц. Это может быть сделано устно, в письменной форме, по телеграфу, телефону, факсу и так далее. Статья за угрозы распространяется на действия, направленные на родственников потерпевшего. Предупреждения могут быть переданы через соседей либо друзей и знакомых. Они могут быть адресованы потерпевшему и в публичном выступлении.

Специфика объективной части

Статья за угрозы четко определяет объект, на который посягает виновный. Таким образом, предупреждения об изнасиловании, ограблении и прочем не будут образовывать состава данного преступления. Угроза должна выражаться конкретно. Потерпевшему должно стать ясно, каким образом, чем именно, какими поведенческими актами виновный намеревается реализовать свои предупреждения. Вместе с этим угрозы должны быть реальными. В своем комментарии ВС указал, что ответственность имеет место только в том случае, если у потерпевшего достаточно оснований для опасения. На них могут указывать мотивы, по которым предупреждения были доведены до сведения, взаимоотношения между виновным и потерпевшим, информация о личностях, условия, в которых было высказано о расправе. Таким образом, статья за угрозы применима в том случае, если определена реальность воплощения слов. Для установления этого имеет значение, как воспринимает предупреждение не только сам потерпевший, но и окружающие его люди, знакомые как с ним, так и с виновным.

Отграничение от иных деяний

Статья за угрозы применяется с момента произнесения предупреждений в присутствии потерпевшего или иных людей. Если о расправе человек узнал из письменного или иного сообщения, то к ответственности можно привлекать с момента ознакомления с посланием. Угрозу убийством или иной расправой необходимо отличать от приготовления к этим деяниям, а также от некоторых других смежных преступлений. Следует сказать, что в структуре формирования неправомерного действия предупреждение такого рода выступает в качестве умысла. Сам по себе он ненаказуем. Но Уголовный кодекс учитывает необходимость усиления защиты и охраны личности. В связи с этим угроза убийством и другой расправой выделяется в самостоятельный состав. Например, если, предупреждая о применении силы, виновный бежал за потерпевшим с ножом, но его не догнал, то поведение первого квалифицируется по ст. 105, ст. 30 либо ст. 111. Использование той или иной нормы будет зависеть от конкретных обстоятельств происшествия. Угроза в приведенном примере превращается в доказательство виновности и не подлежит квалификации по ст. 119. Вместе с этим деяния, которые не направлены на причинение смерти потерпевшему, представляют собой только предупреждение. Они не могут рассматриваться в качестве покушения на убийство.

Субъективная часть

Эта сторона рассматриваемого преступного деяния может выражаться исключительно в прямом умысле. Виновное лицо осознает, что угрожает потерпевшему нанесением побоев или убийством. При этом субъект хочет, чтобы эти последствия возникли. В качестве мотива могут выступать карьеристские или хулиганские побуждения, ревность, зависть, месть, ненависть и так далее. Привлечь к ответственности по комментируемой статье можно вменяемого 16-летнего гражданина.

Дополнительно

Хулиганские дерзкие действия с использованием ножа, когда предупреждение о причинении смерти было направлено в отношении неопределенной категории лиц, неверно рассматривать в качестве угрозы убийством. Высказывание слов о расправе может входить в состав иных преступлений. К примеру, это может быть изнасилование, разбой, вымогательство. В таких и прочих подобных ситуациях статья 119 УК не применяется.

fb.ru

Какая статья УК РФ предусмотрена за угрозы, запугивание и оскорбления взрослого и ребенка?

Жить спокойно в наше время получится только на необитаемом острове или далеко в глухой тайге, и то недолго. Каждое мгновение в мире возникают и угасают все новые конфликты по разным причинам. И никто не застрахован от серьезного развития обычной ссоры. Как вовремя пресечь словесную перепалку, чтобы она не получила тяжелое развитие.

Основные понятия

Наш менталитет не позволяет нам оставаться в стороне, молчать в спорах и рационально мыслить «на эмоциях». Это делает нас неравнодушными, открытыми для всех, но очень уязвимыми, и иногда подвергает большой опасности. Если не следить за словами и действиями в ссоре, можно легко оказаться в суде.

Все резкие слова в рамках закона разделим на три типа:

  • Угрозы;
  • Запугивание;
  • Оскорбление.

Под оскорблением стражи правопорядка понимают некоторое действие, относящееся к преступлениям, повлекшее за собой унижение чести/достоинства человека. Часто оскорбление выражается в устной форме с ненормативной лексикой, немного реже в виде неприличного жеста или пощечины. Оскорбление может быть нанесено и в отсутствии основного лица, против которого оно было высказано. Ответственность обидчик за оскорбление понесет перед судом по статье 130 УК РФ.

Угрозы тесно связаны со словом «страх». Точного определения в уголовном кодексе не найти, но многие ученые пытаются как можно более полно раскрыть смысл этого определения, так как в судебной практике используется оно очень часто. Угроза обладает несколькими признаками:

  1. Душевное расстройство, подавленное состояние лица, которому угрожали;
  2. Реальная возможность осуществления;
  3. Противозаконность деяния;
  4. Угроза отражает самые злые и серьезные намерения.

За определенные виды угроз агрессивно настроенное лицо может быть наказано по статье 119 УК РФ.

Связывает эти два понятия термин «запугивание». Это не совсем угроза, но и не оскорбление. Тем не менее, вызывает определенные неприятные чувства у возможного потерпевшего. Запугивание часто является частью определения угрозы, террора или шантажа. Отдельной статьи под нее не выделяется.

Определим общие черты всех трех видов:

  • Чаще всего устная форма изложения;
  • Нарушение спокойного состояния, нанесение морального вреда одной из сторон конфликта;
  • Направлены против человека с целью запугать или вывести из себя;
  • Сложно доказуемы, так как часто происходят без свидетелей;
  • Уголовные дела возбуждаются по обращению только потерпевшего.

Виды преступления

Рассмотрим со всех сторон самый опасный из неконтактных или полу контактных видов воздействий на человека – угрозы. В юридической литературе приводится очень много классификаций этого преступления, рассмотрим именно те формулировки, которые, возможно, придется использовать на практике:

  • Угроза убийством – все действия, обстановка, слова, состояние нападающего указывают жертве на реальность исполнения словесных угроз. Часто сопровождается наставлением холодного или огнестрельного оружия;
  • Угроза нанесением тяжкого вреда здоровью – крайне схожая с предыдущей категория. Отличие в том, что злоумышленник угрожает не лишением жизни, а, например, отнятием конечности;
  • Угроза ущерба имуществу – действия, приводящие к уничтожению, серьезному повреждению имущества и, возможно, человеческим жертвам как последствие;
  • Шантаж – злоумышленник угрожает распространить некие сведения с целью запятнать репутацию жертвы;
  • Угроза самоубийством – не угрожает жизни жертвы, но наносит значительный моральный вред.

Все угрозы могут быть произнесены вслух, написаны в письме, в смс, озвучены в процессе телефонного разговора или иным способом. Если они повторяются неоднократно, особенно по телефону (такие угрозы тоже можно классифицировать по статье УК РФ), старайтесь записывать все слова на диктофон, хранить письма и смс. Это значительно облегчит процесс доказательства вины недоброжелателя.

Какими должны быть действия при угрозе?

Если вы стали жертвой угроз, то нужно знать, как правильно среагировать в такой ситуации:

  1. Не провоцируйте нападающего на развитие ситуации, старайтесь сгладить конфликт, особенно в случае угрозы убийством.
  2. Всегда ищите помощи у случайных прохожих или соседей – они не только оградят вас от угроз, но и выступят в качестве свидетелей.
  3. Сохраняйте все доказательства нападения, записывайте разговоры по телефону.
  4. Незамедлительно обратитесь в полицию, там вам помогут составить заявления и обеспечат необходимую защиту в случае серьезной опасности вашей жизни.
  5. Угрозы по отношению к жизни и здоровью ребенка.

К сожалению, часто конфликтные ситуации возникают внутри семьи. Особенно опасны случаи домашнего насилия по отношению к детям, физическое неравенство делает их крайне уязвимыми, неспособность действовать самостоятельно еще уменьшает шансы на благоприятный исход. Необходимо знать, что насильственные действия по отношению к детям строго наказываются по статьям 68, 73 Семейного кодекса – лишение или ограничение родительских прав.

О том, какое наказание ждет преступника по статье УК РФ за угрозы насилия, запугивание и оскорбления, читайте далее.

Наказание и ответственность

За угрозы убийством, нанесением особо тяжкого вреда жизни и здоровью по статье с номером 119 УК РФ нападавший может получить наказание в виде лишения, ограничения свободы, часы принудительных или обязательных работ.

За угрозу уничтожения имущества, запугивание или угрозы убийством, не сопоставимые с реальностью, например, фраза «голову откручу» от хрупкой девушки, наказания добиться практически невозможно. Отметим, что за наступление реализации всех этих видов угроз наказание будет достаточно реальным.

ugolovka.com

Информационный террор как угроза информационно-психологической безопасности личности, общества и государства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

КРАВЦОВА А. Н. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОР КАК УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию кибертерроризма как угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Констатируется, что сегодня отсутствуют законодательные нормы, направленные на защиту человека от угроз негативного информационного воздействия. Делается вывод о необходимости разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: кибертерроризм, информационная война, национальная безопасность.

Современный этап развития общества характеризуется процессом массовой информатизации. Однако наряду с ее положительными моментами наше общество столкнулось с ее так называемым «побочным» эффектом — переходом в эпоху информационных войн, характеризующуюся наличием такого явления как кибертерроризм.

Термин «информационная война» понимается современными исследователями как противоборство в инфосфере и средствах массовой информации для достижения различных политических целей [1].

При этом анализ публикаций позволяет выделить в качестве некоторых разновидностей информационных войн следующие: информационно-психологические войны, информационная война против государства, информационно-техническая борьба, кибервойны и др.

Затронем немного особенности информационно-психологической войны против России.

В случаях прямого или опосредованного использования против психики человека или какой-либо социальной группы информационного оружия мы можем говорить о том, что имеет место информационно-психологическая борьба.

Так, Кунакова Л.Н. под информационно-психологической войной предлагает понимать «латентное воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования с целью формирования взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности» [2].

Из практики ведения современных информационных войн мы видим, что в их основе лежит специальное структурирование информации, организация ее подачи, манипулирование, дозирование, направленное на использование информационных средств и технологий с целью воздействия на сознание людей и через него на содержание общественной ситуации в целом.

Из ряда изученных публикаций мы можем выделить некоторые особенности информационных деструктивных воздействий, например, их транснациональный характер, возможность проявления на любой территории, в любом информационном поле. При этом объектом нападения является культурное пространство противника, его сознание, и он долгое время вообще может не осознавать, что стал объектом нападения или управления извне. Происходить это может анонимно, незаметно и постоянно.

Какие цели при этом преследуются? Среди основных выделяют: получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военных сферах; трансформацию общественного сознания; дискредитацию общественно-политических порядков; информационное прикрытие политического, экономического и военного влияния; нарушение информационной безопасности государства, общества и личности; нарушение сетей и информационных систем; добывание конфиденциальной информации; вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п. [3].

В качестве реальных примеров результата информационных войн мы наблюдаем «оранжевые революции», «арабскую весну», «украинский кризис», все это стало возможным благодаря использованию эффективных инструментов киберпространства, расширяющего возможности управления общественным сознанием, причем вопреки его интересам.

Действительно, расширение до бесконечных размеров виртуального информационного пространства сети Интернет, возникновение новых технологий и само изменение места и роли Интернета в жизни современного общества привело к необходимости выработки новых мер по обеспечению безопасности.

В связи с этим важно помнить, что Российское киберпространство, являясь составной частью мирового киберпространства, подвержено тем же угрозам, что и другие страны. В свою очередь это свидетельствует о необходимости детального нормативно-правового регулирования на международном уровне с учетом интересов и требований к обеспечению суверенитета всех стран-участниц того или иного нормативного документа.

Так, в настоящее время российским законодателем уже сделаны определенные шаги. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в сентябре 2000 года утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 15 января 2013 года подписан Указ №31 -с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» и «Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности РФ».

В качестве причинных факторов использования террористами в качестве орудия информационного пространства можно назвать:

— снижение степени безопасности общества в результате массовой информатизации всех его сфер жизнедеятельности;

— преследование террористами не только цели нанесения материального ущерба и угрозу жизни и здоровью людей, но и создание информационно-психологического шока как благоприятной почвы для достижения террористами их основного результата.

Для понимания сути проблемы необходимо конкретизировать такие понятия как информационно-психологическая безопасность, информационно-психологическое воздействие, психотронное оружие, информационное оружие, информационное противоборство и др. Однако, в рамках данной статье мы не будем останавливаться на доктринальном анализе данных понятий, поскольку это тема для отдельного исследования.

Отметим, что информационно-психологическая безопасность личности, социальной группы, общества, государства является составной частью системы информационной безопасности страны.

Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [4]

Особенностью современного терроризма является активное использование как информационно-психологического воздействия, являющегося важным элементом

манипулирования сознанием и поведением людей, так и информационно-технического воздействия на отдельные элементы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государств в целях нанесения им ущерба, а также для их подавления и/или уничтожения. Новейшие информационные технологии и открытые телекоммуникационные сети всё чаще используются террористами, террористическими группами или организациями для пропаганды, обмена информацией, привлечения финансовых ресурсов, планирования и осуществления актов терроризма. Количество атак на информационные ресурсы с каждым годом увеличивается, а сами угрозы становятся все более изощренными. С террористическими угрозами тесно переплетаются криминальные угрозы экономической безопасности.

Более того, необходимо отметить, что террористам совсем не обязательно тратить средства и силы на полномасштабное освещение своей деятельности. Достаточно совершить террористический акт, и он тут же будет освещен всеми масс-медиа и не один раз. Важно понимать то, что многочасовые трансляции кровавых событий, показ зверски убитых людей, совершаемого насилия не только могут усугубить психические травмы пострадавших и их родственников, но и нанести непоправимый ущерб психическому здоровью огромного числа людей, не имеющих отношения к происходящему [5].

Говоря о массовом воздействии на сознание индивида с помощью информационного оружия, не могу не затронуть еще один аспект, связанный с информационно-психологической борьбой против психики человека или социальной группы с целью формирования взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности.

Перенесемся немного в историю, а именно в послевоенное время, я имею в виду время после Великой Отечественной войны.

«Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей — отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов — прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, — все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодежь — станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов. Вот так мы это сделаем!»[6]

Это размышления А. Даллеса о реализации американской послевоенной доктрины против СССР. 1945 год. Можно сказать — истоки информационно-психологической войны. А сегодня мы уже воочию можем убедиться в ее результатах: безнравственность, беспринципность, бюрократизм, взяточничество, растление молодежи, бездуховность общества, подмена нравственных и культурных ценностей и идеалов — все это расцвело в нашем сознании незаметно для нас самих. И теперь перед нами стоит задача гораздо более сложная, нежели простое противодействие информационному оружию.

Наряду с разработкой новейших технических средств защиты информационного пространства, обучением высококлассных специалистов в этой сфере, созданием прочной нормативно-правовой базы в области информационной, и в частности, информационно-психологической безопасности, необходимо внедрение технологий психологического противоборства, профилактики и минимизации вредных последствий негативного информационного воздействия как на отдельных граждан, так и на социальные группы и общество в целом.

Остро стоит проблема единой государственной политики пропаганды, отсутствие которой сильно сказывается именно в критические моменты жизни государства, в том числе во время чрезвычайных ситуаций, выборов и во время осложнения международной обстановки.

Нельзя обойти стороной и вопрос духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания молодежи на прочном фундаменте российской культуры, культуры всех народов, составляющих российскую нацию.

Важным стратегическим направлением становится нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, стержнем информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, укрепления суверенитета Российской Федерации в контексте противодействия кибертерроризму наряду с общими мероприятиями правового и технического характера должны стать сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. При этом все указанное выше должно иметь под собой прочную законодательную основу в виде нормативно-правовых актов, направленных на защиту психики человека от негативных информационно-психологических воздействий.

1. Международная безопасность и обороноспособность государств: понятия, определения, термины. М.: Конверс АВИА. 1998. С. 66.

2. Кунакова, Л. Н. Информационная война как объект научного анализа (понятие и основные характеристики информационной борьбы) // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. C. 93-96.

3. Глобалистика. Энциклопедия. М.: Диалог; Радуга, 2003. 1327 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г., № 646 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 24.11.2016).

5. Зинченко, Ю. П. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве / Ю. П. Зинченко, Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 54.

6. Даллес, А. У. Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР, 1945 год [Электронный ресурс] // URL: // https://topwar.ru/6708-plan-dallesa-dlya-sssr.html.

cyberleninka.ru

Сущность понятия «угроза». Виды угроз безопасности. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

В процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития.

Противоречия по-разному проявляются в различных сферах жизнедеятельности в зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется взаимодействие тех или иных объектов безопасности. Социальные угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения конфронтационных интересов объектов безопасности — участников общественных отношений. Иными словами, источники угроз интересам кроются в самих интересах. Как отмечал К.Маркс, «этот мир полон опасностей именно потому, что он является не миром какого-либо единственного интереса, а миром многих интересов»[35].

Только столкновение конфронтационных или встречных интересов объектов безопасности порождает угрозы — сначала потенциальные, а затем реальные. Другие виды жизненно важных интересов — совпадающие, параллельные и расходящиеся — по своему содержанию не могут формировать условия для появления угрозы. Наоборот, они являются базой для достижения единства, взаимопонимания и сотрудничества в общественных и межгосударственных отношениях.

Помимо всего прочего в этом проявляется диалектическая взаимосвязь между жизненно важными интересами личности, общества, государства и угрозами безопасности, требующая рассматривать обе эти категории теории национальной безопасности в тесном единстве.

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

В отечественной научной литературе недостаточно глубоко и полно раскрывается понятие угрозы национальным интересам, не дается их классификация, не анализируется комплексно содержание угроз безопасности личности, обществу и государству в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую анализ угроз национальным интересам России подменяется анализом вызовов; потенциальные угрозы не отделяются от реальных, нередко в ряду реальных угроз анализируются мнимые, не имеющие под собой реальной почвы. В общественно-политической и теоретической литературе до сих пор не нашла отражения этимология многих базовых понятий общей теории национальной безопасности, в том числе таких, как «угроза» и «опасность».



Однако несмотря на теоретическую и практическую значимость данной категории, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе еще не выработано единого подхода к понятию угрозы. Анализ существующих определений понятия угрозы свидетельствует, что в каждом из них так или иначе отражен процесс нанесения вреда в качестве ущерба, опасности, посягательства, помехи, негативного воздействия и т.п.

Применительно к рассматриваемой нами сфере жизнедеятельности в Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст. 3) дается следующее определение угрозы:

«Угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

Ключевыми в этом определении являются слова: «условие», «фактор», «опасность».

«Условие — то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы»[36].

«Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты»[37].

«Опасность — способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда»[38].

Несколько перефразируя указанное выше определение угрозы, можно сказать, что угроза безопасности — это совокупность опасных (для жизненно важных интересов личности, общества и государства) условий и факторов. Представляется, что определение угрозы через опасность в Законе РФ «О безопасности» достаточно точно отражает объективную сущность рассматриваемого явления. Возможно, поэтому часто понятия угрозы и опасности используются как обычные синонимы. В методологии же, принятой в МЧС, наоборот, опасность определяется через угрозу: «Опасность в чрезвычайной ситуации — состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации».



Такого рода различные терминологические модификации, вроде указанного выше понятия МЧС, только вносят дополнительные сложности в неустоявшийся понятийный аппарат и затуманивают существо проблемы.

В связи с этим определение угрозы через опасность вполне самодостаточно и универсально для любых видов безопасности.

Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате столкновения интересов индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития.

Все социальные интересы по своему содержанию четко делятся на две группы. Мы их назвали интересами благосостояния населения и интересами стабильности и безопасности. Эти группы интересов прямо противоположны по направленности своего содержания. Показатели, выражающие содержательную сторону интересов благосостояния, для повышения уровня развития требуют своего количественного увеличения, роста до максимума. Показатели же, выражающие содержательную сторону интересов стабильности и безопасности, для повышения уровня развития требуют своего количественного уменьшения до минимума.

Подобная минимаксная структура интересов, во-первых, наглядно подтверждает, что социальное развитие происходит в полном соответствии с основным законом диалектики — единства и борьбы противоположностей. Именно совокупность интересов благосостояния и интересов стабильности и безопасности, находясь во внутреннем единстве и взаимопроникновении и будучи двумя сторонами одной медали, являются источником и движущей силой развития объективного мира.

Во-вторых, указанная разнонаправленная структура интересов дает реальную возможность выделить из множества факторов развития те, которые представляют опасность интересам благосостояния. Иными словами, появляется возможность определить критерий выявления угроз безопасности.

Угроза безопасности — это фактически любые внутренние или внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития и требующие для повышения уровня социального развития снижения своих количественных характеристик.

Данное положение имеет громадное практическое значение при формировании политики обеспечения национальной безопасности. Оно позволяет отфильтровать реальные угрозы от множества надуманных угроз, не имеющих под собой объективной основы. Так, по определению не могут быть угрозами факторы, отражающие интересы благосостояния, даже если значения их показателей снижаются: падение объема производства, сокращение доходов, снижение рождаемости и т.п. Уменьшение значения этих показателей является только результатом действия других, подлинных угроз безопасности.

В самом общем виде источники опасности жизненно важным интересам личности, общества и государства имеют природный или антропогенный характер. Природными источниками являются опасные явления и процессы природы, которые не зависят от деятельности человека и происходят в соответствии с объективными, во многом еще не понятыми законами природы. Это землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.

Наиболее же распространенной и серьезной является опасность, порожденная деятельностью человека в различных сферах общественных отношений.

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства. Так, например, нравственное падение личности и общества множит угрозы утраты людьми представлений о добре, благе и истине, что в свою очередь отражается на духовных ценностях как составной части национальных ценностей. Глава Римской католической церкви Иоанн Павел II считает: «Нынешнему человеку постоянно угрожает то, что является делом его же рук, что является результатом деятельности его ума, устремлений его воли. В этом и состоит трагедия человеческого существования в его широком смысле»[39].

Справедливость этих слов Папы Римского объясняется тем, что научно-технический прогресс и связанный с ним быстрый рост человеческих потребностей породили и негативные последствия. Защищаясь от одних угроз, человек создал новые, ранее невиданные угрозы: массовые аварии и катастрофы на транспорте, взрывы на ядерных и химических предприятиях, оружие массового поражения, разрушение озонового слоя Земли и т.д. Именно человеческая деятельность поставила под угрозу само выживание человеческой цивилизации.

Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности (схема 16).

 

Схема 16. Классификация угроз безопасности по местонахождению источника опасности

 

Основанием данной классификации является государственная принадлежность источника опасности, формирующей угрозу. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности (схема 17).

 

Схема 17. Классификация угроз безопасности по степени сформированности угрозы

 

Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда.

Реальная угроза — это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий.

Такое разделение угроз позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения национальной безопасности возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.

В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные (схема 18). Выделение таких видов угроз позволяет целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов.

 
 

 

Схема 18. Классификация угроз безопасности по их характеру

 

Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (схема 19).

Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

 
 

 

 

Схема 19. Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности

 

Исключительно важное, если не определяющее значение в организации деятельности по обеспечению национальной безопасности имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз безопасности, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма и уже в силу этого является искаженным отражением объективной действительности. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Поэтому для практики важное значение имеет классификация угроз по степени их субъективного восприятия (схема 20).

 

 

Схема 20. Классификация угроз по степени субъективного восприятия

 

Под неосознанной угрозой подразумевается угроза, реально существующая, формирующаяся, но субъекты безопасности не знают об этом и не ожидают надвигающейся катастрофы.

Под завышенной и заниженной угрозой понимается объективно существующая угроза соответственно с завышенным или заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности.

Под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания для этого.

Адекватная угроза отражает оптимальный случай, когда реальные параметры угрозы с достаточной точностью совпадают с ее субъективным обликом.

Причины неадекватного восприятия угроз могут быть самыми различными: ограниченность знаний законов природы, отсутствие необходимого объема достоверной информации о событиях и обстановке, низкий уровень методов и оперативности обработки имеющейся информации, отсутствие навыков прогнозирования и предвидения последствий, особенности реальной обстановки и т.д.

Немаловажное значение имеют также личностные особенности характера и целевые мировоззренческие установки политиков и лиц, ответственных за принятие решений в области обеспечения национальной безопасности. Формирование неадекватного субъективного восприятия угроз может быть следствием собственной некомпетентности или заблуждения либо результатом целенаправленной деятельности других лиц, добивающихся своих эгоистических целей.

В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж высококвалифицированных специалистов и продукта интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние несколько лет (окончание «холодной войны», улучшение отношений между США и Россией, некоторое политическое сближение между Восточной и Западной Европой и др.), в основе современных международных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Вместе с тем акцент с военной силы сместился на область силового воздействия через экономические, научно-технические и политические средства. В системе государственной мощи субъектов международных отношений повысились роль и значение дипломатического, политического, экономического и научно-интеллектуального потенциала. Но по-прежнему военный компонент сохраняется в межгосударственных отношениях в качестве силовой составляющей системы обеспечения национальной безопасности.

Россия, наравне с другими государствами, по-прежнему является объектом и субъектом региональной и глобальной безопасности.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

— стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН иОБСЕ;

— опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

— укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток:

— возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

— распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

— ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

— возникновением и эскалацией конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств;

— притязаниями на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

— экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

— активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах.

Развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против России при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит суть понятия «угроза национальной безопасности»?

2. Какие существуют виды угроз безопасности?

3. Каковы особенности субъективного восприятия угроз?

4. Какие угрозы представляют наибольшую опасность для России в настоящее время?

 

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М.,2000.

2. ВозжениковА.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.

3. Проблемы внутренней безопасности России в XXI в.: Материалы научно-практической конференции, Москва, РАГС, 10- 11 декабря 2002 г. М., 2003.

4. Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире: Материалы Всероссийского форума, Москва, РАГС, 17-19 февраля 2004 г. М., 2004.

© Прохожев А.А.


cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *