Улучшить дикцию: Как улучшить дикцию | MAXIM

Содержание

Как улучшить дикцию | MAXIM

Гхэ, славяне!

«Самым легким дефектом произношения является гэканье», — говорит Александр Кабин, режиссер и преподаватель сценической речи театрального объединения «Интерлюдия». Этот фрикативный «г» можно подхватить и в зрелом возрасте. Обладатель хорошего фонематического слуха после двухнедельной командировки в Восточную Украину или на юг России, вдоволь наобщавшись с местными жителями, незаметно для себя начнет разговаривать, как Настя Заворотнюк в образе прекрасной няни.

Впрочем, после возвращения на родину акцент через пару недель сойдет на нет и не проявится до следующей командировки.

Если же твое «гхэ» является врожденным, для приобретения невзрывного звучания четвертой буквы алфавита потренируйся в произнесении фраз с обилием «г». Проговаривай их медленно, а на звуке «г» поначалу делай паузу для выделения.

Прочти с выражением

  • Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.

  • Гениальный Гога горячо любит гейшу Галю.

  • Где же Гена-гастарбайтер? Этот гад гербарий сушит!

Грассирующая пуля

Кроме фамилии Зинбельшухер есть масса других, более уважительных причин не выговаривать звук «р». Этот звук — самый сложный по артикуляции. Насчитывается 30 вариантов его искажений. Наиболее частые — отсутствие «р» («кообка пезевативов») и горловое произношение звука, называемое картавостью.

«Иногда причиной дефекта является укороченная подъязычная связка, ограничивающая подъем языка. Это требует небольшого вмешательства хирурга», — замечает Александр. Но чаще все дело в закрепившейся с детства привычке и слабости мышц языка.

Чтобы разработать язык, сперва распластай его на нижней губе, при этом нелишне приговаривать «пя-пя-пя». (Звучит глупо, но что делать?)

Когда язык привыкнет лежать расслабленным, научи его прикрывать верхнюю губу. Передний край языка должен закрыть всю верхнюю губу от уголка до уголка рта. При особенно слабых мышцах первое время помогай языку удерживаться наверху чайной ложкой.

Следя за тем, чтобы язык оставался таким же широким, задвинь его за верхние зубы. Теперь тренируйся произносить «д-д-д», ударяя передним краем приподнятого языка по внутренней поверхности верхних передних зубов. Через несколько часов этих упражнений, чередуемых со скороговорками, у тебя начнет прорываться звук «р».

Прочти с выражением

  • Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!

  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Сунул Грека руку в реку, мяч за руку Грека — цап!

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.

Што такое «ошень?»

Проверь, правильный ли у тебя прикус, все ли зубы на месте и нет ли на языке пирсинга. Если все в порядке, в твоей шепелявой речи виновен слабый язык.

«Иногда для разработки языка и восстановления правильного произношения согласных достаточно чаще читать вслух», — говорит Александр. В промежутках между чтением выполняй два простых упражнения.

1. Растяни в натужной улыбке углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуй на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для звука «с».

2. Потренируйся произносить слог «са». При этом звук «с» надо процедить сквозь зубы, а на звуке «а» открыть рот. Если овладеть верным произношением тебе так и не удастся, отправляйся в Польшу. Там ты не будешь чувствовать себя ущербным: польский язык изобилует шипящими.

Прочти с выражением

  • Шла Маша по шоссе и попала под автобус.

  • Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.

  • Советские специалисты спешат на помощь специалистам из социалистических стран.

Очевидное, но невнятное

Положи в рот ложку каши и произнеси: «Отстаньте от меня, изверги». Теперь скажи то же самое без каши. Никаких отличий? Все ясно. Ты небрежно выговариваешь звуки, особенно согласные. А ведь значимость согласных выше гласных, потому что они несут больше информации, выполняя смыслоразличительную функцию.

Если ты привык говорить «чек» вместо «человек», «кочевря» вместо «короче говоря» и «ДНК» вместо «дезоксирибонуклеиновая кислота», не обижайся на специалистов, которые называют такую речь неразборчивой, неэстетичной и невыразительной*.

Конечно, трудно отказать себе в удовольствии рассказывать анекдоты, параллельно дожевывая шашлык, но в остальное время старайся говорить четче. Для развития этого навыка Александр советует тебе скандировать стихи, отбивая четкий ритм рукой по столу или молотком по батарее.

Начни коллекционировать слова с букетом согласных (боДРСТВовать, агеНТСТВо, поСТСКРиптум, паРТВЗНос), а также фразы из односложных слов, произнесение которых требует мускульного напряжения («Где стол был яств, там гроб стоит»). Когда слов и фраз соберется достаточно, составь из них небольшую повесть и пришли нам. Поэл?

Прочти с выражением

  • Сверхвстревоженный центрфорвард горазд всхрапнуть.

  • Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

  • Всем был люб Пров, да впал в транс.

  • И ты, Брут?

Как улучшить дикцию для пения и вокала

Каждый вокалист рано или поздно задумывается над тем, как улучшить дикцию. Ведь с помощью четкой дикции и пения можно максимально точно передать эмоциональный посыл.


Дикция – это ясное и четкое произношение. В пении дикция – такая же важная задача, как и дыхание.

Чтобы улучшить дикцию, нужно развивать каждый орган артикуляции отдельно.

Существуют активные и пассивные органы артикуляции.

Активные органы — это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Язык – очень важный орган в артикуляции и в пении. Он состоит из 8 мускулов. Работу над артикуляцией можно начать с развития мышц языка. Попробуйте дотянуться языком до подбородка, до кончика носа, до нёба.

Язык состоит из 8 мускулов

Губы – активно участвуют в пении. Чтобы развить подвижность губ, выполните упражнение трубочка, вытягивайте и втягивайте сомкнутые губы. Чтобы развить подвижность губ, выполните упражнение трубочка, вытягивайте и втягивайте сомкнутые губы.

Скороговорки используют почти все люди, чья работа связана с голосом. Это незаменимый инструмент при работе над артикуляцией. Проговаривая скороговорки на разные буквы, вы сделаете речь чище, а звуки звонче.

Мои советы:
  1. Положите несколько орехов в рот во время проговаривания текста. Вам будет неудобно но именно этот момент способен усилить позитивный эффект скороговорки. 
  2. Записывайте свои результаты на диктофон. Вы сможете легко сравнить свои успехи, если у вас будут записи «до» и «после» тренировок.
  3. Первый раз произносите слова медленно, уделяя внимание каждому звуку.

Примеры скороговорок:

На мели мы лениво налима ловили,
для меня вы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили
и в туманы лимана манили меня.

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведрах ядра кедров!
Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра,
вытру гетрой выдре морду, ядра – в вёдра, выдру – в тундру.

 Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой,
идет коза с косым козлом, идет коза с босым козлом.

Скороговорка для профессионала:

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,
а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,


как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто
рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался
про размокропогодившуюся погоду, что,
дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался
в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой:
не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле, да и Клара — краля в то время кралась к ларю,
пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;

но грех — не смех — не уложить в орех:
о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, —
вот и не до бомбардира ворам было,
и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:
раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят
с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины,
и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов
с творогом из сыворотки из-под простокваши, —
о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так,
что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк
из-под бронетранспортера констатировал:

как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.

Проговорите ту скороговорку и прослушайте запись.  Вы сразу услышите, над чем стоит поработать.

Вот пример отличной дикции у ведущей новостей. Без единой заминки она прочла эту большую скороговорку.

Скороговорки – это хороший способ блеснуть перед друзьями или публикой. Например, как это сделал Светлаков во время сьемок сериала.

Скороговорка от Светлакова текст:

Жили-были три китайца:
Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндракокони.

Жили-были три китайки:
Ципа, Ципа-Дрипа, Ципа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились
Як на Ципе, Як-Цин-Драк на Ципе-Дрипи, а Як-Цин-Драк-Циндракокони  на Ципа-Дрипе-Лимпомпони. 

 Продолжение (полная версия):


И у них родились дети: 
У Яка с Ципой – Шах, 
У Як-Цин-Драка с Ципой-Дрипой – Шах-Шахмони,  
У  Як-Цин-Драк-Циндракокони С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони – Шах-Шахмони-Лимпомпони.

 

Теперь вы знаете, как улучшить дикцию простым и проверенным способом. Главное — заниматься регулярно и у вас все получится

Познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>

Быстрое чтение вслух для улучшения дикции

Одной из важнейших составляющих тренировки ораторского мастерства является улучшение дикции. Упражнения по улучшению дикции позволяют научиться отчетливо произносить слова, звуки и фразы. Качество дикции, и чистоту звучания речи можно сравнить с почерком — плохой почерк трудно разобрать, а человека с плохой дикцией трудно понять.

Дикция отвечает, в основном, за произнесение согласных звуков, в то время как громкость и чистота звучания отданы на откупгласных звуков. Звуковой поток гласных подвергается окончательной обработке согласными, чтобы затем быть переданными слушателям.

Согласные звуки несут основную информационную нагрузку. В этом легко убедиться, если из текста вынуть все гласные, и затем попробовать прочесть то, что получится. Кк првл, ткй ткст В см прчтт бз сбх прблм. Теперь попробуйте оставить одни гласные: а аио ао е ы оее оиа е ооы ое — Вы вряд ли что-то поймете.

Быстрое чтение вслух

Чтение вслух — одно из лучших упражнений для улучшения дикции. В

скорочтении артикуляция вредна, и сознательно подавляется. Здесь же, наоборот, приветствуется. В упражнениях по улучшению дикции у нас другие цели — улучшить нашу речь.

Кроме улучшения дикции, чтение вслух также учит легко и точно выражать свои мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшает яркость, эмоциональность и правильность речи.

Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок и других малоприятных вещей. Литературные тексты обычно сложнее и качественнее нашей повседневной речи, и даже лучше большинства речей ораторов. Поэтому ежедневное чтение вслух позволит в скором времени говорить красивым литературным языком, словно по писанному.

Для начала важно не спешить. Всегда читайте в комфортном для себя темпе, четко проговаривая слова. Если у Вас поначалу четко выговаривать слова не получится, не расстраивайтесь. Немного практики — и у Вас будет отличная дикция. Читайте вслух выразительно, эмоционально, с ударениями и паузами.

Можете даже слегка утрировать эмоциональность, добавить немного пафоса. Это не помешает — главное, чтобы Вы не читали вслух скучно и бледно.

Артистизм — хорошее качество. Озвучивая персонажи, наделяйте их индивидуальными чертами. Текст от автора излагайте не как скучный монолог, а так, как будто Вы излагаете свои мысли, или рассказываете про то, что с Вами случилось.

Читать можно все, что угодно, но лучше всего читать грамотно изложенные материалы, содержащие полезную информацию и богатую лексику. Это могут быть познавательные статьи, рассказы, повести, стихи, научные и технические тексты. Можно совмещать обучение со чтением вслух — в этом случае от Ваших занятий будет двойная польза.

Когда Вы почувствуете себя достаточно уверенно, можете понемногу начинать увеличивать скорость чтения. Важно при этом не потерять четкость, ясность, эмоциональность и красоту изложения материала.

Чтобы читать текст вслух быстро, и без запинок, Вам придется научиться просматривать его в быстром темпе заранее. Тренируясь таким образом, Вы в скором времени сможете выхватывать целые абзацы, а затем красиво прочитывать их в слух, наполовину по памяти.

Читать вслух следует не менее, чем полчаса в день. Буквально через месяц таких упражнений Вы заметите результаты — улучшение дикции, более гладкая и правильная речь, больший словарный запас, остроумие и находчивость в ответах на вопросы слушателей.

Будет очень хорошо, если Вы перед началом занятий запишете свою речь в аудио — через какое-то время Вам будет интересно вернуться к записям. и проверить свой прогресс.

Главное правило при чтении вслух — четкая артикуляция согласных, и свободный выход воздуха на гласных. Образно говоря, гласные звуки нужно произносить, как рупор, а согласные — четко артикулировать. Не стоит напрягать голосовые связки, и говорить с каким-нибудь надрывом, от которого можно только сорвать голос.

Послушайте, как говорит диктор на телевидении. Он должен за короткое время выдать много информации, и при этом подать ее так, чтобы его поняли. Поэтому, чем быстрее диктор говорит, тем четче должна у него быть речь. Используйте это правило и в своей речи.

Скороговорки

Кроме быстрого чтения художественной и технической литературы, для улучшения дикции Вы можете использовать скороговорки. В Интернете Вы сможете их найти огромное количество. Скороговорки используют ведущие телепередач, актеры, политики. Только нужно правильно их использовать. Правильная технология следующая — сначала Вы произносите скороговорку четко и медленно, а затем повторяете, постепенно увеличивая темп.

При увеличении скорости необходимо следить за тем, чтобы четкость и плавность речи не ухудшилась.

Важно также научиться произносить скороговорки с разными интонациями: восхищения, удивления, радости, размышления.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:
    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Проголосуйте и поделитесь с друзьями анонсом статьи на Facebook:  

Как улучшить дикцию?: miragerry — LiveJournal

Всем привет!
Сегодня я решила написать пару советов на достаточно полезную тему, а именно о приемах и упражнениях, помогающих улучшить дикцию!
На мой взгляд, иметь четкую речь и отчетливое произношение просто необходимо, так как именно речь определяет человека!

Упражнения для улучшения дикции уже существовали за много веков до нашего времени.
Например, знаменитый римский оратор Цицерон перед каждым своим выступлением брал в рот несколько камушков и читал отрывки различных литературных произведений. К слову, и сегодня этим приемом пользуются многие ведущие на телевидении. Правда камушки заменяют пробками от вина или шампанского.

Существует еще так называемое упражнение с ручкой в зубах.
Нужно взять в зубы шариковую ручку или карандаш по всей длине (то есть, чтобы концы ручки торчали изо рта вправо-влево) и начать произносить любой текст (прозу или стихотворение). При этом еще нужно очень активно использовать мимику и усиленно артикулировать,то есть специально очень старательно выговаривать как гласные, так и согласные.
Так делать следует 3-4 минуты, а потом вынуть ручку и произнести то же самое, но уже без нее.

Также следует уделить внимание диафрагме. Если вы замечали, что во время затяжного выступления вам не хватает дыхания, чтобы завершить фразу, приступайте к тренировкам. Начните тянуть гласную букву и постарайтесь продержаться как можно дольше. После того, как вы сможете выдержать 25 секунд, начните менять высоту голоса, делая его то выше, то ниже. Еще диафрагму укрепляет игра на духовых инструментах.

Еще существует одно интересное упражнение для развития речи,повторяя которое по 2-4 раза в день, вы добьетесь(как говорят) колоссального успеха уже через 2 недели!

Упражнение:
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
— о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.

Важно! Любая тренировка, в том числе и дикции, требует постоянства, так что постарайтесь найти пару минут в день для себя любимого 🙂
Желаю удачи тем, кто работает над собой! У вас все получится! *))

Как улучшить дикцию ребенка? | МАОУ «СОШ № 3»

«Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребенка, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу».

Понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь — элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • нарушение произношения звуков;
  • отсутствие некоторых звуков в речи;
  • замена глухих звуков на звонкие;
  • сокращение длинных и сложных слов;
  • перестановка слогов местами;
  • смягчение звуков;
  • замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребенок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.

 

Эффективные упражнения для развития дикции:

1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз.

(Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы).

2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.

3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.

4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.

  • Да-да-да- из трубы бежит вода.
  • Ша-ша-ша- мама моет малыша.
  • Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
  • Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.
  • Ща-ща-ща- мы несем домой леща.

5.Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

  • П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!
  • Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!
  • К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!

6.Произносить трудные сочетания звуков:

  • ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ
  • КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО

7. Быстро нараспев произносить скороговорку:

  • На пригорке возле горки
    Жили тридцать три Егорки.
    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.

При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.

8. Упражнения с пробкой от шампанского:

  • Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).
  • «Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.
  • Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.
  • Присаживаемся, в пробку бяки-буки.
  • Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.
  • Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.
  • Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.
  • Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.
  • Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.
  • «Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.

Успехов в работе над дикцией!

Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»

Эффективное упражнение для улучшения дикции — Наталья Анисимова

Как можно улучшить дикцию и тембр голоса?
Как избавиться гнусавости во время пения?

Существует множество вариантов:

  • фонопедические упражнения;
  • упражнения артикуляционной гимнастики;
  • проговаривание отдельных звуков, слогов и слов;
  • скороговорки;
  • чтение стихов и художественных текстов.

Очень эффективным и одновременно простым способом улучшения дикции является  говорение и пение с зажатым носом.

Такой приём вызывает необходимость максимально активизировать артикуляционный аппарат. Говорить приходится четко, внятно, громко, ясно. Чтобы в голосе не было неприятного носового призвука.

В русском языке лишь два звука невозможно произнести с зажатым носом — это звуки М и Н. Поэтому для говорения и пения с зажатым носом выбирайте тексты, в которых эти звуки не встречаются.  

Примеры скороговорок без М и Н:

Бобр добр до бобра.

Добры бобры идут в боры.

Опять у Пети пять опят.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.

Пекарь Пётр пёк пироги.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.

Пришёл Прокоп – кипит укроп.
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипит укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.

Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора!

Королева кавалеру подарила каравеллу.

— Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
— Полили лилию. Видели Лидию.

От топота копыт пыль по полю летит.

Волки рыщут — пищу ищут.

Коси, коса, пока роса.

Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Из кузова в кузов шла перезагрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

До города дорога в гору, от города — с горы.

Течёт речка, печёт печка.
Печёт печка, течёт речка.

Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Хохлатые хохотушки хохотали да хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Выполняйте это упражнение регулярно, и Вы быстро заметите, что  улучшается не только дикция, но и тембр голоса.

Хотите научиться петь или играть на фортепиано? 
Запишитесь на бесплатную консультацию здесь.