Ум это – Ум — это… Что такое Ум?

Ум

(26 голосов: 5.0 из 5)

Cм. раздел НАУКА И РЕЛИГИЯ

 

Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии.

Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке.

Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога. Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат).

До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» (Кол. 2:18), суетным (Еф. 4:17), превратным (Рим. 1:21, 1:28), поврежденным и развратным (1Тим.6:5, 2Тим.3:8), оскверненным (Тит. 1:15). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

Неестественным такое состояние называется потому, что ум исключает всякое попечение о Божественном, сосредотачивается только на попечении о земном, об этом суетном мире. Устремляясь не к бесконечному Богу, а лишь к конечному и ограниченному, ум вместо созерцания Бога начинает наслаждаться низшими чувственными удовольствиями, служить твари вместо Творца, извращая тем самым свою природу. В таком состоянии в него проникают страстные помыслы, с которыми предстоит борьба христианскому подвижнику.

Преподобный Максим Исповедник:

У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному.

Является ли мозг источником ума?

Согласно убеждению ряда современных учёных (в том числе психологов и физиологов) источником мышления и сознания человека, главным хранилищем его памяти следует считать не что иное как мозг.

Совершенно иначе учит об этом Вселенская Церковь. В рамках Православного Догматического богословия ум признаётся не продуктом функционирования мозга, а высшей принадлежностью души. Выражаясь иначе, не мозг порождает из себя разум, но свойственный душе ум проявляется (в человеке) через мозг.

Тот факт, что мышление, память, сознание и самосознание принадлежит именно душе, подтверждается в Писании со всей убедительностью.

Так, в притче о богатом и Лазаре сообщается, что душа безумного богача продолжала чувствовать, мыслить, помнить, желать даже и после его смерти (то есть после её отделения от тела) (Лк.16:19-31).

Другим бесспорным свидетельством разумности души служит проповедь Спасителя в аду (1Пет.3:18-19). Ведь если бы заточенные там человеческие души не обладали сознанием и самосознанием, в чём тогда состояла бы целесообразность проповеди Христа?

В качестве «веского» аргумента, будто бы подтверждающего мнение о том, что мыслительная деятельность является следствием мозговой деятельности, нередко используется следующий: если бы ум был принадлежностью души, а не произведением мозга, то разум человека не помрачался бы ни в случае повреждения мозговых тканей, ни в случае опьянения. Между тем, происходит наоборот: в названных обстоятельствах ум проявляет себя совершенно не так, как при нормальной работе мозга.

Однако же, этот неопровержимый, казалось бы, аргумент был опровергнут уже на ранних этапах возникновения Церкви, когда его стали использовать с целью «изобличения» ложности христианства.

Сколь талантливым ни будет музыкант, говорили в этой связи святые отцы, но если он возьмётся играть на испорченном инструменте, то всё равно хорошо не сыграет.

Сколь искусным ни будет кормчий, но он не сможет хорошо управлять кораблём с неисправным рулём.

Точно также бывает и с душой. Если мозг находится в состоянии болезни или под воздействием алкоголя, то душа не может проявлять себя также, как в случае его нормальной работы.

***

Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума, который, «отделившись от своего первоначального жилища, забыл о его светлости». Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в «простой и единовидной» памяти о Боге, устремляется на блуждание по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается познанием в окружающую его множественность предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. Состояние, в котором находится ум после грехопадения, в аскетической литературе называется «парением». В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но парит, развлекаясь разнообразными помыслами и образами.

Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части, одну из которых святой Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую – «боголюбивым умом», борющимся со злом. Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару». О том же говорит Макарий Египетский:

Ум от ума отличен… Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползуший по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен.

митрополит Илларион (Алфеев), Православие, Том I.

***

Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Разум человека неразрывно связан со свободой. «Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий /Антоний Великий, т. 2, с.121/. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.
Разум осуществляет онтологический выбор между добром и злом. «Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло – противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути», – писал св. Платон, митр. Московский [цит. по: Новоселов. 2003, с.46].

Неразумен и человек, не знающий Бога. Разум – это средство общения с Богом.

Из книги «Элементы православной психологии»
Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько
.

***

Диавол умен — говорят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол бездонно глуп и что именно в глупости источник и содержание его силы. Если он был бы умен, то он не был бы диаволом, он бы давно «во вретище и в пепле» покаялся бы. Ибо восставать против Бога — это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих романов Сименон устами Мегре замечает, что совершает преступления, убивает только глупый: до чего же это верно… Все то, что составляет сущность зла: гордыня, зависть, ненависть, желание «свободы» («будете, как боги») — все от глупости. Сталин — глуп, Ленин — глуп, Мао — глуп. Ибо, действительно, только метафизический дурак может быть так стопроцентно одержим будь то одной идей, будь то одной страстью. Только вот глупость, потому что она — упрощение, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» — это «глупость, хитрая на выдумки». Глупость — это самообман и обман. Диавол «лжец есть искони». Он извечно врет и себе, и другим. И это упоенное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро «удовлетворяет». Глупость всегда самодовольна, а самодовольство импонирует.

протопресвитер Александр Шмеман, Дневники.

***

Чем реальней наши потребности, тем проще их удовлетворить. Чем ценнее товары и услуги, тем дешевле они стоят. А всё самое лучшее и самое ценное на этой планете, всё, без чего нам никак не обойтись, — оно и вовсе дается нам абсолютно бесплатно. Это настолько очевидно, что даже как-то странно приводить доказательства. Только поврежденная человеческая природа способна не видеть их на каждом шагу. За что нам приходится платить? За всякую ерунду, которая имеет ценность только в нашем воспаленном воображении. За глупость, за жадность, за слепое самолюбие, за маленькие и большие слабости. Очень дорого стоит зависть, ненависть, лень, страх. Всё это в конечном счете выражается в конкретных статьях расходов — на лишние вещи, которые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повысить самооценку; на лишние услуги, которые гораздо качественней можно оказать себе самостоятельно; на образ жизни, который не дает ничего, кроме горького разочарования и преждевременных проблем со здоровьем. Вместе с тем фундаментальные ресурсы, без которых ни один человек не способен прожить, стоят неприлично дешево или вообще нисколько. Воздух невозможно сделать товаром. Солнечный свет одинаково льется как на праведников, так и на грешников. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурацких напитков, придуманных людьми. Здоровое питание обходится на порядок дешевле обжорства. Войны разоряют целые страны и цивилизации, в то время как мирная жизнь еще никого не сделала беднее. Церкви открыты для всех желающих, проповедь, исповедь, причастие — всё включено. И, наконец, совсем ничего не стоит самый ценный ресурс  человечества — любовь…

Дмитрий Соколов-Митрич, «Бесплатный сыр без мышеловки…»

***

Человек может быть одновременно и интеллектуалом, и дураком. Он может решать сложнейшие задачи, знать много языков, и при этом в мировоззренческих вопросах выказывать себя полным профаном. Если ум погружен во второстепенные для духовного развития области (временные и тленные) в ущерб главного — Богопознания, то уже не имеет значения насколько он в них преуспел, ведь он сбился с пути, с цели и лишился главного.
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8).

***

В призыве апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3: 18–19) идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего греховного мира, а не о преимуществах глупости или психического нездоровья. 

***

См. ДУША, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА, ОЧИЩЕНИЕ УМА

azbyka.ru

УМ — это… Что такое УМ?

Бить в ум кому. Пск. Быть лёгким, доступным для усвоения. СПП 2001, 75. Брать в ум что. 1. Прост. Запоминать, заучивать что-л. БМС 1998, 585; ПОС, 2, 153; БалСок, 24; СНФП, 137; Подюков 1989, 16; СФС, 29; Кобелева, 57. 2. Прост. Понимать что-л. Ф 1, 36. 3. Ряз. Принимать во внимание что-л. ДС, 575. 4. Арх., Кар. Начинать думать о чём-л. АОС 4, 83; СРГК 1, 198. 5. Курск. Становиться благоразумным, умнеть. БотСан, 87. Брать на ум что. Прибайк, Сиб. То же, что брать в ум 1. СНФП, 137; ФСС, 16.

Браться/ взяться за ум. Разг. Изменять своё поведение в лучшую сторону, становиться благоразумнее, рассудительнее. ФСРЯ, 48; БТС, 1385; ЗС 1996, 242.

Взбрести на ум. 1. Разг. Внезапно появиться, возникнуть (о мысли, идее). ФСРЯ, 64; ДП, 432; ЗС 1996, 247. 2. Арх., Горьк. Вспомниться, припомниться. АОС 4, 58; БалСок, 26.

Взойти (войти) в ум. Перм., Сиб. Очнуться, прийти в себя. Подюков 1989, 29; Мокиенко 1990, 109; ФСС, 26.

Взойти на ум. Сиб. То же, что взбрести на ум 1. ФСС, 26.

Вкрутить в ум. Кар. Вспомниться кому-л. СРГК 1, 204.

Вложить в ум кому что. Разг. Устар. Внушить кому-л. что-л. БМС 1998, 585.

Впасть на ум. Сиб. То же, что взбрести на ум 1. ФСС, 31; СФС, 45.

Впасться на ум. Кар. То же, что взбрести на ум 1. СРГК 1, 238.

Вспасть в (на) ум. Кар. То же, что взбрести на ум 2. СРГК 1, 244.

Вставить ум кому. Сиб. Ирон. Выругать, отругать кого-л. ФСС, 32.

Всходить/ взойти на ум. Разг. Устар. Возникать, появляться в сознании. Ф 1, 86.

Входить/ войти в ум. 1. Пск., Сиб. Умнеть, становиться благоразумным, рассудительным. СПП 2001, 75; СРНГ 5, 34; ФСС, 30. 2. Пск. Приходить в сознание, выходить из обморочного состояния. СПП 2001, 75. 3. Сиб. Выздоравливать после психического заболевания. ФСС, 30; СФС, 43. 4. [кому]. Припомниться, вспомниться. СПП 2001, 75. 5. Разг. Внезапно появляться, возникать (о мысли, идее). ФСРЯ, 87; ФСС, 31. 6. Сиб. Внезапно появляться, возникать (о желании, намерении). ФСС, 31.

Входить/ войти на ум. 1. Арх. То же, что входить в ум 1. АОС 5, 32. 2. Пск. То же, что входить в ум 6. СРНГ 5, 34.

Выбежал ум у кого. Арх. То же, что выкинуло из ума. АОС 6, 99.

Выживать/ выжить ум. Дон. То же, что выживать из ума. СДГ 1, 86.

Выпадать на ум кому. 1. Арх. То же, что входить в ум 4. АОС 8, 49. 2. Ср. Урал. То же, что входить в ум 5. СРГСУ 2, 190.

Вытрясти ум. Арх. Дойти до полного физического и психического истощения. АОС 8, 306.

Глупенький ум. Прикам. Шутл.-ирон. О человеке, не достигшем зрелого возраста, юном. МФС, 104.

Гороховый ум у кого. Пск. Ирон. О слабом уме, плохой памяти. ПОС 7, 132.

Зайти в ум. Кар. 1. Понять, сообразить что-л. 2. Очнуться, прийти в себя. СРГК 2, 126.

Зайти на ум кому. Сиб. То же, что входить/ войти в ум 4. ФСС, 77. Идти/ пойти на ум кому. 1. Пск. То же, что приходить/ прийти на ум 1. СПП 2001, 75. 2. Пск. То же, что приходить/ прийти на ум 2. ПОС 4, 105. 3. Прост. То же, что приходить/ прийти на ум 3. Ф 1, 220; Верш. 7, 145. Лёгонький ум (умок) у кого. Перм., Урал. Неодобр. О легкомысленном, ветреном, не слишком умном человеке. СРНГ 16, 314; МФС, 104.

Молотить что на ум взбредёт. Орл. Неодобр. Говорить вздор, болтать, пустословить. СОГ-1994, 142.

Найти на ум. 1. Дон., Волг., Пск. Вспомниться, припомниться. СДГ 2, 161; Глухов 1988, 90; СПП 2001, 75. 2. Дон. Образумиться, поумнеть. СДГ 2, 161. 3. Сиб. Излечиться от душевной болезни. ФСС, 118. 4. Сиб. Очнуться, прийти в сознание. ФСС, 118.

Наморщить ум. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Задуматься о чём-л. w-99.

Напасть на ум кому. Кар., Сиб. То же, что приходить на ум 1. СРГК 3, 357; ФСС, 119.

На ум тараты. Перм. Шутл. Наобум, как попало. Подюков 1989, 202.

Не идёт на ум кому что. Разг. 1. Что-л. не усваивается, не запоминается, не воспринимается кем-л. 2. У кого-л. нет желания или возможности делать что-л., думать о чём-л. ФСРЯ, 180; БТС, 1385; СПП 2001, 75. Неполный ум у кого. Коми. Пренебр. О слабоумном человеке. Кобелева, 68. Падать/ пасть в ум кому. 1. Кар. То же, что приходить на ум 1. СРГК 4, 406; Ф 2, 35. 2. То же, что приходить на ум 2. СРГК 4, 336, 406. 3. Пск. Казаться, чудиться кому-л. СПП 2001, 75. Пасть на ум кому. 1. Прост. То же, что приходить на ум 1. Ф 2, 35. 2. Прикам. Сиб. То же, что приходить на ум 3. СБО-Д 2, 68; Верш. 7, 145; ФСС, 132; МФС, 73.

Перепускать ум за разум. Разг. Устар. Неодобр. Начинать отвлеченные, ненужные рассуждения, мудрствовать. Ф 2, 40.

Подходить/ подойти на ум. Кар., Одесск. То же, что приходить на ум 1. СРГК 4, 653; КСРГО.

Попасть в ум кому. Сиб. Запомниться кому-л. СФС, 146; ФСС, 146; Верш. 7, 145. Попасть на ум кому. Пск., Сиб. То же, что приходить на ум 1-2. СПП 2001, 75; ФСС, 146.

Потерять ум. Курск. Сойти с ума. БотСан, 116.

Приложить ум. Волог. Приспособиться, приноровиться к чему-л., к кому-л. СРНГ 31, 270.

Пристегнуть ум. Арх., Кар. Вспомнить что-л. СРНГ 31, 413; СРГК 5, 207.

Приходить/ прийти на ум кому. Разг.1. Возникать, появляться в сознании (о мысли, идее, желании, намерении). ФСРЯ, 359; ДП, 432; БТС, 1385; ЗС 1996, 241. 2. Горьк, Сиб. Вспоминаться, припоминаться. БалСок, 45; Верш. 7, 146.

Свой ум держать. Сиб. Стараться быть независимым. ФСС, 60.

Собрать ум. Забайк. Сосредоточиться на чём-л., попытаться решить какую-л. проблему. СРГЗ, 426.

Собраться в ум. Прикам. Повзрослеть, поумнеть. МФС, 93.

Схватиться за ум. Разг. Стать благоразумнее, рассудительнее; образумиться. ФСРЯ, 464; БТС, 1295.

Ум в толкуй, а бес в ребро. Новг. Шутл.-ирон. О супружеской неверности. НОС 11, 43.

Ум вытаптывать. Смол. Пытаться проникнуть в чью-л. душу с корыстными намерениями. ССГ 11, 18-19.

Ум гибнет. Кар. О трудности сделать выбор в сложной ситуации. СРГК 1, 333.

Ум западает у кого. Кар. Об ухудшении памяти у кого-л. СРГК 2, 168. Ум за разум заходит у кого. Разг. О потере способности трезво, разумно рассуждать, действовать. ФСРЯ, 492; БТС, 1385; ЗС 1996, 104, 392; Верш. 7, 146; ДС, 576. Ум короток у кого. Прост. Неодобр. О глупом, недалеком человеке. БТС, 1385. Ум назад идёт у кого. Сиб. Об ухудшении памяти в старческом возрасте. СРНГ 28, 363. Ум на раскорячку у кого. Сиб., Забайк. О невозможности сообразить, понять что-л.; о несобранности в мыслях. СНФП, 140; СФС, 191; СРНГ 34, 132; СРГЗ, 426. Ум отобрало у кого. Дон. Об отсутствии ясности ума. СДГ 2, 214. Ум пошёл у кого. Олон. Кто-л. начал размышлять, думать. СРНГ 28, 363. Ум разошёлся у кого. Сиб. Кто-л. не может понять чего-л., сосредоточиться на чём-л., догадаться о чём-л. СРНГ 34, 51. Ум раскорячился у кого. Калуж., Пск. Кто-л. потерял способность здраво рассуждать, соображать. СРНГ 34, 133; СПП 2001, 75. Ум теряется у кого. Дон. Кто-л. теряет способность здраво рассуждать, соображать. СДГ 3, 171.

Хватиться за ум. Прост. Стать благоразумнее, рассудительнее. БТС, 1440; Ф 2, 233.

Баять не с ума. Волог. Говорить, не подумав. СВГ 1, 26.

Без ума. 1. от кого, от чего. Разг. В восторге, в восхищении. ФСРЯ, 493; БТС, 1385. 2. Прост. Сильно, интенсивно. ФСРЯ, 493; ДС, 575; БТС, 1385; Вахитов 2003, 14; Верш. 7, 145. 3. Сиб. Очень громко. СРНГ 15, 262; ФСС, 127. 4. Прост. Очень много, в большом количестве. БотСан, 83; Вахитов 2003,14. 5. Курск., Сиб. Бестолково, неэффективно. БотСан, 83; СФС, 21. 6. Сиб. Без сознания, в обморочном состоянии. СФС, 21.

Брать/ взять с ума. Сиб. Самостоятельно находить решение какой-л. проблемы. СФС, 29; ФСС, 16.

Вложить ума кому. 1. Прост. Образумить кого-л. СДГ 1, 68; ЗС 1996, 242, 258. 2. Волг. Воспитать кого-л. Глухов 1988, 12.

Выбивает из ума. Сиб. 1. кого. Кто-л. теряет сознание. 2. что. Что-л. забывается. ФСС, 33, 39.

Выбиваться/ выбиться из ума. 1. Арх., Сиб. Доходить до очень тяжёлого психического состояния; сходить с ума. АОС 6, 101; Верш. 7, 145; ФСС, 33. 2. Пск. Забываться, уходить из памяти. СПП 2001, 75.

Выбрасывает из ума кого. 1. Арх. То же, что выбивает из ума 1. АОС 6, 110. 2. Прикам. Кто-л. на время теряет способность здраво рассуждать, соображать. МФС, 21. Выводить/ вывести из (с) ума 1. кого. Прост. Вводить в заблуждение, заставлять кого-л. поступить неразумно. СПП 2001, 75. 2. Арх., Кар., Пск. Приводить кого-л. в состояние крайнего утомления, раздражения. АОС 6, 141; СРГК 1, 138; СПП 2001, 75. 3. что. Кар. Выпытывая, выспрашивая, заставлять кого-л. вспомнить что-л. СРГК 1, 254.

Выворачивать/ выворотить из ума. Кар. Неодобр. Придумывать, выдумывать что-л. СРГК 1, 255.

Выдернуло с ума у кого что. Пск. Что-л. забылось, ушло из памяти у кого-л. СПП 2001, 75.

Выживать/ выжить из ума. Разг. Утрачивать умственные способности в старости. ФСРЯ, 493; БТС, 171, 1385; ЗС 1996, 316; АОС 7, 213.

Выживаться/ выжиться из ума. Арх., Сиб. То же. АОС 7, 208, 213.

Выходить/ выйти из ума. 1. Дон., Ряз. То же, что выживать/ выжить из ума. ДС, 575; СДГ 1, 86. 2. Арх., Дон. То же, что выпасть из ума. СДГ 1, 86; АОС 7, 240.

Выкачать из ума кого. Сиб. Неодобр. Довести кого-л. до состояния крайне го расстройства. ФСС, 36; СФС, 51.

Выпасть из ума. Коми. Сойти с ума, потерять рассудок. Кобелева, 59.

Выстегнуло из ума. 1. у кого что. То же, что вышибло из ума 1. Кар., Прибайк., Сиб. СРГК 1, 297; СНФП, 138; ФСС, 39. 2. кого. Волог. Кто-л. на время лишился рассудка в результате сильного потрясения. СВГ 1, 100.

Выстигать из ума. Сиб. Быть в тяжёлом состоянии (о больном). Верш. 7, 146.

Выступать/ выступить из ума. Разг. Устар.; Перм. Потерять рассудок, сойти с ума. Ф 1, 99; Подюков 1989, 88.

Вышибло из ума. Арх., Сиб. 1. у кого что. Что-л. забылось, не вспоминается. 2. кого. Кто-л. потерял сознание. АОС 8, 406; ФСС, 40; СФС, 182.

Давать/ дать ума кому. 1. Кар., Курск., Перм. Учить, поучать кого-л. СРГК 1, 424; БотСан, 91; Подюков 1989, 56. 2. Кар. Советовать кому-л. что-л. СРГК 1, 420. 3. Костром., Курск. Наказывая, бить, пороть кого-л. БотСан, 91; СРНГ 7, 258; Мокиенко 1990, 48. 4. Пск. Неодобр. Устраивать скандалы, драться с кем-л. ПОС 8, 108. 5. Сиб. Неодобр. Досаждать кому-л., поступая вопреки его требованиям, желаниям. ФСС, 52.

Дать себе ума. Ворон. Сообразить, понять что-л. СРНГ 7, 258.

Держаться своего ума. Яросл. Самостоятельно решать все проблемы, принимать решения. ЯОС 3, 130.

Доводить/ довести до ума. Разг. 1. кого. Воспитывать, готовить к самостоятельной жизни кого-л. 2. Успешно выполнять начатое дело. БТС, 265; НСЗ-70; СБГ 5, 25; БотСан, 34; СРГМ 1980, 24; Ф 1, 165; Глухов 1988, 35; Мокиенко 2003, 127.

Зря ума. 1. Куйбыш., Сиб. Напрасно, безрезультатно. ФСС, 83; СРНГ 11, 351. 2. Курск. Неодобр. Небрежно, как попало. СРНГ 11, 350.

Из дикого ума. Прикам. Неодобр. По глупости. МФС, 105.

Копить ума. Сиб. Становиться умным, рассудительным. СРНГ 14, 290; ФСС, 96.

Лишаться/ лишиться ума. Разг. Терять рассудок, сходить с ума. БТС, 1385; Глухов 1988, 82.

Набираться/ набраться ума. Разг. Умнеть, перенимать чей-л. опыт. БТС, 570, 1385.

Накачать ума кому. Коми. Сделать внушение, отчитать кого-л. Кобелева, 68. Не до ума кому. Прибайк. О невозможности, неспособности догадаться о чём-л. СНФП, 138.

Не идти (не выходить) из ума. Разг. Быть предметом постоянных раздумий, волнений, заботы. СРНГ 12, 77; ЗС 1996, 239; БТС, 1385; ФСРЯ, 493.

Не моего (твоего, вашего и т. п.) ума дело. Прост. Меня (тебя, вас) это не касается. БТС, 1385; Верш. 7, 145; Глухов 1988, 98.

Не мочь ума представить. Новг. Не иметь возможности понять что-л. НОС 5, 104.

Не от ума. Сиб. Неодобр. Неправильно, глупо. СФС, 124.

Неполного ума. Пск. Ирон. О человеке слабоумном, с плохой памятью, придурковатом. СПП 2001, 75.

Не с полного ума. 1. Сиб. Будучи в состоянии невменяемости. СФС, 125. 2. Волг. О глупом, несообразительном человеке. Глухов 1988, 104.

Не ума кому. 1. Сиб. Невдомёк. СФС, 17, 105, 128. 2. Яросл. О чём-л. забытом. ЯОС 6, 124. Ни ума ни разума у кого. 1. Волг. О глупом, несообразительном человеке. Глухов 1988, 112. 2. Сиб. О человеке в состоянии растерянности. Верш. 7, 145.

Облажеть (ошалеть) с ума. Пск. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75.

От (с) большого ума. Разг. Ирон. По глупости, сдуру (сделать что-л.). БТС, 1385; ЗС 1996, 242.

От (с) добра ума. Сиб. Ирон. Намеренно, умышленно (делать что-л.). ФСС, 57; СРНГ 8, 80.

Отставать/ отстать от ума. 1. Ср. Урал. То же, что сходить с ума 1. СРГСУ 3, 90; 92. 2. Прибайк. Терять способность здраво рассуждать в состоянии крайнего удивления. СНФП, 138.

Отходить/ отойти от ума. Дон. 1. Лишиться рассудка. 2. Неодобр. Поступить неразумно, нелепо. СДГ 3, 170.

Покатиться с ума. Арх. То же, что сходить с ума 1. СРНГ 28, 372.

Помешаться с ума (умом). Пск., Прибайк., Сиб. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75; ФСС, 145; СНФП, 140; СФС, 192.

Приобнялись и ума набрались. Кар. Шутл. О людях, которые, пожив вместе, приобрели определённый опыт, знания. СРГК 5, 185.

Попытать ума. Сиб., Приамур. Посоветоваться о чём-л. ФСС, 146; СРНГ 30, 25.

Попятить с ума. Вят. То же, что сходить с ума 1. СРНГ 30, 27.

Пришить ума кому. Курск. Сделать внушение, отчитать кого-л. БотСан, 110.

Рехнуться ума (с ума, умом). 1. Прост. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75; ДС, 576; ЗС 244; Ф 2, 126; Верш. 6, 107; Мокиенко 1990, 98; Глухов 1988, 156; Подюков 1989, 174. 2. Ряз. О чём-л. значительном, интенсивном. ДС, 576. 3. Ряз. То же, что с ума сойти 2. ДС, 576.

Сбивать/ сбить с ума кого. 1. Сиб. То же, что сводить с ума 1. СФС, 161. 2. Кар. Запутывать, дезинформировать кого-л. СРГК 5, 642.

Сбиваться/ сбиться с ума. 1. Морд., Перм., Прибайк., Сиб. То же, что сходить с ума 1. СРГМ 2002, 20; Подюков 1989, 201; СНФП, 138; СОСВ, 168; Мокиенко 1990, 65; СФС, 162. 2. Коми., Прибайк. Неодобр. Измениться в худшую сторону; начать вести себя предосудительно. Кобелева, 76.

Сбрендить с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. Ф 2, 140.

Свихнуть (свихнуться) с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. Ф 2, 144.

С глупа ума. Ряз. Неодобр. По глупости. ДС, 113.

Сбредить с ума. Разг. Устар. Потерять способность здраво рассуждать (как правило — под влиянием алкоголя). БМС 1998, 585.

Сбродить с ума. Перм., Сиб. Сойти с ума. Подюков 1989, 201; СРНГ 36, 184.

Сводить/ свести с ума кого. Разг. 1. Доводить кого-л. до потери рассудка. 2. Увлекать, очаровывать кого-л. БМС 1998, 585; БТС, 1385; ФСРЯ, 493.

Сдвинуться с ума. Сиб. То же, что сходить с ума 1. СФС, 169.

Сдуреть с ума. Сиб. То же, что сходить с ума 1. СФС, 165.

Сжить с ума. Пск. То же, что выживать из ума. СПП 2001, 75.

Соскочить с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. СОВРЯ, 185.

Слезать/ слезть с ума. Перм. То же, что сходить с ума 1. Подюков 1989, 201.

Спортиться ума. Пск. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75.

Спрыгнуть с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. Ф 2, 178.

Спятить (спятиться) с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. БТС, 1254; ЗС 1996, 244; Ф 2, 180; СПП 2001, 75; Мокиенко 1990, 25.

С ума. Прикам. 1. Очень сильно, интенсивно. 2. Разумно, осмысленно. МФС, 105.

С ума долой. Новг. То же, что сходить с ума 1. НОС 2, 93. С ума сойти! Разг. 1. О высшей степени проявления признака. 2. Восклицание, выражающее восторг, удивление. Верш. 7, 146; СПП 2001, 75.

Сходить/ сойти с ума. Разг. 1. Становиться сумасшедшим, терять рассудок. 2. Не отдавать себе отчёта в своих поступках, действиях, действовать безрассудно. 3. от кого, от чего. Проявлять чрезмерное восхищение, восторг, неистовствовать, увлекаясь чем-л. 4. Расстраиваться, переживать по какому-л. поводу. ФСРЯ, 465; БТС, 1385; Верш. 6, 437; Мокиенко 1990, 81; СПП 2001, 75.

Съезжать/ съехать с ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. Ф 2, 199; Мокиенко 2003, 128; Подюков 1989, 201; СНФП, 140.

Трогаться/ тронуться [с] ума. Прост. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75; Мокиенко 1990, 98.

Тряхнуться ума (умом). Пск., Сиб. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75; СФС, 191, 192.

Ума два гумна, а баня без верху. Перм. Ирон. О бесхозяйственном человеке. Подюков 1989, 100.

Ума (умом) крянуться. Пск. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75.

Ума не дам (не придам). Сиб. То же, что ума не приложу. ФСС, 53; СФС, 191; СРНГ 31, 184.

Ума не приберу. Курск., Омск. То же, что ума не приложу. СРНГ 31, 112.

Ума не приложу. Разг. Не могу, не в состоянии сообразить, понять что-л., догадаться о чём-л. ФСС, 356; БТС, 1385; Глухов 1988, 103.

Ума не применить (не примерить). Кар. То же, что ума не приставить. СРГК 5, 178.

Ума не приставить кому. Кар., Пск., Сиб. Быть не в состоянии понять, сообразить вспомнить что-л., догадаться о чём-л. СРГК 5, 205; СБО-Д2, 239; СФС, 191; СРНГ 31, 406. Ума палата у кого. Разг. Одобр. Об очень умном человеке. ФСРЯ, 308; БТС, 775; ФМ 2002, 559; ЗС 1996, 137; Глухов 1988, 163.

Ума палата, да не покрыта. Разг. Ирон. О глупом человеке. БМС 1998, 585; Мокиенко 1990, 117.

Ума палата, а ключа нет. Жарг. мол. Шутл.-ирон. О неглупом человеке с замедленной реакцией. Максимов, 439.

Ума тронуться. Смол. Сойти с ума. ССГ 11, 18.

Упасть с ума. Жарг. мол. Шутл. или Неодобр. Сделать глупость. Я — молодой, 1997, № 27. Ума целая сума у кого. Волг. Шутл.-одобр. Об умном, сообразительном человеке. Глухов 1988, 163.

Ума — [целая] сума [да ещё] с подсумком. Сиб. Ирон. О человеке с большим самомнением. СРНГ 28, 206; СФС, 192.

Хватиться ума. Волг. Спохватиться, образумиться. Глухов 1988, 165.

Я сошла с ума. Жарг. шк. Шутл. Об учительнице со странностями. (Запись 2003 г.). /em> Из песни группы «Тату».

Быть на умах. Кар. То же, что быть в (на) уме. СРГК 3, 392.

Блуждать на уме. Дон. Мечтать. СДГ 1, 31.

Брать в уме. Пск. Задумываться о чём-л., размышлять над чем-л. СПП 2001, 75.

Бултыхаться на уме. Башк. То же, что вертеться на уме. СРГБ 1, 55.

Быть в (на) уме у кого. Разг. Быть постоянным предметом мыслей, раздумий, намерений. ДП, 432; ФСРЯ, 494; БотСан, 84; ДС, 575.

Быть на уме с горошком. Пск. Иметь какие-л. скрытые намерения, быть хитрым. ПОС 7, 133.

Вертеться на уме. Народн. Никак не вспоминаться. ДП, 447.

Весть на уме. Ряз. 1. Думать, размышлять о чём-л. 2. Заботиться, беспокоиться о ком-л., о чём-л. 3. Намереваться сделать что-л. ДС, 576.

В здравом уме. Разг. То же, что в своём уме 1. БМС 1998, 585; ШЗФ 2001, 29.

Во всём уме. Арх., Волог. Об умном, здравомыслящем человеке. АОС 4, 16; СВГ 1, 65.

Водить в уме. Волг. Думать, размышлять о чём-л. Глухов 1988, 13.

В своём уме. 1. Разг. В нормальном психическом состоянии. ФСРЯ, 493; ДС, 575; БТС, 1385. 2. Пск. О спокойном, уравновешенном человеке. СПП 2001, 75. 3. Пск. В трезвом состоянии. СПП 2001, 575. В уме. 1. Разг. Мысленно, не записывая (считать, решать). Верш. 7, 145. 2. Прикам. В зрелом возрасте. МФС, 105.

В уме несовершеннолетний. Коми. Пренебр. О слабоумном человеке. Кобелева, 80.

Держать в (на) уме что. Прост. 1. Помнить о чём-л. БТС, 239, 1385; Мокиенко 1990, 24; БалСок, 45; Кобелева, 61; Подюков 1989, 62. 2. Скрывать от других какие-л. мысли, намерения. Ф 1, 159.

Держать самого себя в уме. Сиб. Быть сдержанным, скрытным. ФСС, 59.

Зарубить на уме. Сиб. Крепко, навсегда запомнить что-л. ФСС, 80.

Мешаться/ помешаться в уме. Разг. То же, что сходить с ума 1. ФСРЯ, 494; БТС, 1385.

Мычиться на уме. Алт. То же, что вертеться на уме. СРГА 3-I, 141.

Не весь в уме. Арх. То же, что не во всем уме. АОС 4, 16.

Не во всём уме. Арх. Неодобр. О недалёком, с умственными недостатками, странном человеке. АОС 4, 15.

Не водить (не водиться) в уме. Арх. 1. Не обращать внимания на кого-л., на что-л. 2. Не помнить чего-л. 3. Не помышлять, не подозревать о чём-л. АОС 4, 158.

Не в своём уме. Разг. О человеке с нарушениями в психике, сумасшедшем. ФСРЯ, 493; БТС, 1385; ЗС 1996, 244; Верш. 6, 191; СПП 2001, 75.

Не в уме. Курск., Прикам. То же, что не в своём уме. БотСан, 104; МФС, 105.

Не при уме. 1. Одесск. Ирон. О глупом, несообразительном человеке. КСРГО. 2. Сиб. То же, что не в своём уме. СФС, 125; СРНГ 31, 101.

Подержать в уме. Арх. Запомнить, сохранить в памяти что-л. СРНГ 28, 4.

Попутаться в уме (умом). Арх. То же, что сходить/ сойти с ума 1. СРНГ 30, 19.

Себе на уме. Разг. О скрытном, хитром человеке. ФСРЯ, 494; БТС, 1385; БМС 1998, 585; СРНГ 28, 125.

Ходить в уме. Прибайк. Не терять рассудка, сохранять способность думать, соображать. СНФП, 137.

Что на уме, то и на языке. Народн. О простодушном, открытом человеке. Жиг. 1969, 103.

Беситься умом. Коми. Терять рассудок. Кобелева, 56.

Биться умом. Сиб. Сомневаться в чём-л. ФСС, 12.

Водить умом. Перм. То же, что водить в уме. Подюков 1989, 28.

Ворохнуться умом. Сиб. То же, что сходить/ сойти с ума. ФСС, 30.

Глянь умом. Арх. Если подумать, поразмыслить. АОС 9, 144.

Граблён умом. Сиб. Ирон. О глупом, недоразвитом человеке. ФСС, 48.

Доволен умом. Новг. Одобр. Об умном, сообразительном человеке. НОС 2, 88.

Доходить/ дойти своим умом. Разг. Самостоятельно понимать что-л., разбираться в чём-л. ФСРЯ, 494; Ф 1, 172; БМС 1998, 586.

Думать умом. Перм. Размышлять о чём-л., не высказываясь. Подюков 1989, 67.

Жить задним умом. Народн. Неодобр. Сначала делать что-л., затем обдумывать это. ШЗФ 2002, 556; ДП, 482.

Жить своим умом. Разг. Придерживаться своих взглядов, убеждений, быть самостоятельным в своих действиях, поступках. ФСРЯ, 494; БТС, 307; СБГ 5, 74.

Жить чужим умом. Разг. Неодобр. Придерживаться чужих взглядов, убеждений; не быть самостоятельным в своих действиях, поступках. ФСРЯ, 158; БТС, 307, 1385; ЗС 1996, 121.

Задним умом крепок (догадлив). Разг. Ирон. Не способен вовремя сообразить, принять нужное решение. ДП, 642; ФСРЯ, 212, 494; ЗС 1996, 109; БМС 1998, 586; ШЗФ 2001, 79; БТС, 320, 468, 1385; ФМ 2002, 557.

Кричать не своим умом. Курск. Громко плакать. БотСан, 99.

Крянуться умом. Новг. То же, что ума крянуться. НОС 4, 166.

Лёгонький умом. Перм. Ирон. О глупом, придурковатом человеке. СРНГ 16, 314.

Лишиться умом. Морд. То же, что сходить с ума 1. СРГМ 1982, 128.

Мешаться/ помешаться умом. Прост. То же, что сходить с ума. ФСРЯ, 494; БТС, 1385.

Мутить умом кого. Перм. Запутывать, сбивать с толку кого-л. Подюков 1989, 118.

Надорваться умом. Сиб. 1. Стать умственно неполноценным в результате психического заболевания. 2. То же, что сходить с ума 1. ФСС, 117; СФС, 191.

Наказанный умом. Кар. О глупом человеке. СРГК 3, 327.

Натряхнуться умом. Прикам. То же, что сходить с ума 1. МФС, 64.

Не блистать умом. Разг., Смол. Пренебр. О не очень умном, недалёком человеке. Смол. ССГ 11, 59.

Недовольный (недоволен) умом. Печор., Прибайк., Сиб. О психически ненормальном, слабоумном человеке. СРГНП 1, 471; СБО-Д2, 22, 289; СНФП, 138; СФС, 124, 191; ФСС, 121.

Неполный умом. Сиб. То же, что неполного ума. ФСС, 121.

Не прибиться умом. Дон. Не сообразить, не догадаться о чём-л. СРНГ 31, 111.

Не со всем умом. Коми, Ср. Урал., Сиб. То же, что не во всём уме. СРГСУ 2, 206; Коделева, 78; Верш. 7, 145.

Обнищать (обноситься, отощать) умом. Прост. Пренебр. То же, что сходить/ сойти с ума 1. ЗС 1996, 244.

Пихаться умом. Пск. Пугаться чего-л. СПП 2001, 75.

Повести умом. Кар. Понять что-л. СРГК 4, 587.

Помутиться умом. Прост. То же, что сходить с ума 1. Ф 2, 72.

Поперхнуться умом. Сиб. Шутл. То же, что сходить с ума 1. ФСС, 146.

Пошатнуться умом. Перм. То же, что сходить с ума 1. Подюков 1989, 160.

Прибиться умом к чему. Волг. Найти решение, разумный выход из сложной ситуации. Глухов 1988, 132.

Раскидывать/ раскинуть умом. Разг. Обдумывать что-л., мысленно рассчитывать, прикидывать. ФСРЯ, 384; БТС, 1385.

Рухнуться умом. Дон., Перм. То же, что сходить с ума 1. СДГ 3, 99; Подюков 1989, 178.

Своим умом. Разг. Самостоятельно (понять что-л., разобраться в чём-л.). Глухов 1988, 146.

Собраться с умом. Волг. Ирон. 1. Впасть в безрассудство. 2. Выдумать что-л. глупое, нелепое. Глухов 1988, 156.

Собраться умом. Пск. Поумнеть, повзрослеть. СПП 2001, 75.

Спорушиться умом. Дон. То же, что сходить с ума 1. СДГ 3, 137.

Трокнуться умом. Сиб. Догадаться о чём-л. СФС, 187.

Тронуться умом. Прост. То же, что сходить с ума 1. ФСРЯ, 494; ДС, 576; Глухов 1988, 161; Подюков 1989, 205; ЗС 1996, 244; СПП 2001, 75.

Тряхнуться умом. Прибайк., Сиб. То же, что сходить с ума 1. СНФП, 141; СФС, 188; СОСВ, 188.

Умом вышел. Пск. Одобр. О способном, умном человеке. СПП 2001, 75.

Умом доволен. Прибайк. О рассудительном, разумном человеке. СНФП, 141.

Умом не вести (не поводить). Кар. Не думать, не помышлять, не подозревать о чём-л. СРГК 1, 185.

Умом не дошёл. Забайк. Ирон. О недалеком, глуповатом чяеловеке. СГРЗ, 426.

Умом ограблен. Сиб. Ирон. О неразвитом человеке. СФС, 191.

Чохнуться умом. Пск. Шутл. То же, что сходить с ума 1. СПП 2001, 75.

В полном уму. Сиб. О человеке в нормальном психическом состоянии. СБО-Д2, 239.

Не знать ни уму ни заклику. Алт., Сиб. Своевольничать; быть непослушным, недисциплинированным (о ребёнке). СРГА 2-I, 122; СФС, 124; ФСС, 83.

Ни уму ни сердцу. Прост. Неодобр. О чём-л. очень плохом, некачественном, выполненном небрежно; о чём-л. бесполезном, ненужном. ЗС 1996, 103; Глухов 1988, 112; СПП 2001, 75; СРГК 1, 504; СРНГ 21, 213.

Подходить/ подойти к уму. 1. Дон. Приходить в сознание. СРНГ 28, 114; СДГ 3, 26. 2. Волг. Взрослеть, умнеть. Глухов 1988, 127.

По уму. Сиб. Одобр. Правильно, как следует, как положено. Верш. 7, 146.

Приходить/ прийти к уму. Кар. Вспоминать, припоминать что-л. СРГК 5, 165.

Уму непостижимо. Разг. Совершенно непонятно, необъяснимо. ФСРЯ, 275; БТС, 1385; Глухов 1988, 163.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.

dic.academic.ru

Ум — это… Что такое Ум?

Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрость * Невежество * Образование * Ум * Учение Ум — Пословицы и поговорки —
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Имей мужество пользоваться собственным умом. —
•Кант Иммануил (Kant)
Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется. —
•Рихтер Пауль (Richter) (Жан Поль)
Иногда и умная мысль ставит в неловкое положение. ***
Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого. —
•Честерфилд (Chesterfield)
Умный учится всю жизнь, дурак всю жизнь поучает. — П. Железнов
Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти. —
•Гете (Goethe)
Умные люди — это те же пахучие цветы; один приятен, а от целого букета болит голова.
•Авербах Бертольд (Auerbach)
Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей! —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Ум зависит от желудка. —
Энгельс Фридрих. Engels., перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку. —
•Блан (Blanc)
Умный человек иногда торопится, но ничего не делает второпях. —
•Честерфилд (Chesterfield) Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее. — Арабское изречение
Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом. — Россия
Большому уму и в маленькой голове не тесно. — Россия
Красавица глаз радует, умница — душу. — Татарское изречение
Ума за морем не купишь, коли дома нет. — Россия
Чьим умом живет, того и песенку поет. — Россия
Ум бороды не ждет. — Россия
Ум — это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум. — Египетская мудрость
Ворона и за море летала, а умна не стала. — Россия
Глаза — чтобы видеть, ум — чтобы распознавать. — Россия
Не хвались умом, коли берешь все хребтом. — Россия
Имеешь ум — следуй за умом; нет его — следуй за пословицей. — Туркменское изречение Как страшен может быть разум, если он не служит человеку. —
•Софокл (Sophokles)
Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смело делать глупости. —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад. —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности. —
•Монтень (Montaigne)
Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца. —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления. —
•Бови
Наш ум ленивее, чем тело. —
•Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Легче встретить людей, обладающих умом, нежели способностью употреблять его в дело, ценить ум в других и находить ему полезное применение. —
•Лабрюйер (La Bruyere)
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. —
•Эйнштейн Альберт (Einstein).
Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения. —
•Ключевский В.О.
Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники — от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает. —
•Монтень (Montaigne)
Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть. —
•Монтескье Шарль (Montesquieu) Без совести и при большом уме не проживешь. — Россия
Сколько голов — столько умов. — Россия
Чужим умом в люди не выйдешь. — Россия
Ума палата, да ключ потерян. — Россия
Чужим умом не выстроишь дом. — Россия
Один ум — хорошо, а два — лучше. — Россия Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. —
•Цицерон (Marcus Tullius Cicero)
Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого. —
•Берне (Borne)
Ум — бог каждого. —
•Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios)
Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости. —
•Шекспир (Shakespeare)
Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью. —
•Вебер Карл Мария (Weber)
Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. —
•Кант Иммануил (Kant)
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах. —
•Шопенгауэр (Schopenhauer)
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны. —
•Лао-Цзы

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

dic.academic.ru

Пытливый ум — это…10 признаков умного человека

Разум — это то, что характеризует человека как личность. Неудивительно, что многими движет желание улучшить эту характеристику, а значит, и жизнь в целом. Любой навык можно развить, а значит, необходим лишь план действий. Для этого рассмотрим несколько признаков умного человека.

В детстве вы задавали много вопросов

В детстве вас интересовало устройства мира. Вы желали узнать, почему небо голубое, откуда берутся люди. Такая любознательность — главный признак пытливого ума. И всегда замечательно, когда человек продолжает задавать вопросы всю свою жизнь.

Услышать и поверить способен любой. Особенно когда говорящий обладает авторитетом. Но услышать и подвергнуть информацию критическому осмыслению гораздо труднее. Всегда легче что-то принять на веру — так проще жить. Но пытливый ум — это неутомимый исследователь. Он не из тех, кто ищет легких путей.

Вы легко концентрируетесь

Вам легко сосредоточиться на одной задаче и «копать вглубь». Привычка не отвлекаться от своей задачи помогает изучить проблему досконально. Концентрация особенно важна, если вам интересно множество вещей. Очень важно не дать вниманию раствориться в потоке вопросов.

У вас большой круг интересов

Естественное состояние пытливого ума — жажда познания. Вам интересна чуть ли не каждая область. Часто люди называют ваши интересы неустойчивыми. Но на самом деле за вас говорит здоровая любознательность. Это особенно актуально в наш информационный век. Волны информации сбивают людей с толку, строго предписывая, чем стоит интересоваться, а чем — нет.

Вы любите читать

Человек пытливого ума всегда любит воспринимать новую информацию. Чаще всего это проявляется в чтении. Множество великих мыслителей оставили свое наследие на бумаге, и было бы просто неразумно не использовать это. И главное здесь не в восприятии чужих мыслей. Главное — начать думать самостоятельно, постоянно анализируя прочитанное. И автор вам в этом только помогает.

У вас есть чувство юмора

Конечно же, речь идет о «хорошем» чувстве юмора. Для действительно смешной шутки подчас требуется немало интеллекта. Необходимо хорошо понимать ситуацию, чтобы выдать меткое высказывание. Неудивительно, что чувство юмора и пытливый ум — это часто главные признаки высокого интеллекта.

Вам нравится искусство

Творчество — это такая же информация. Она часто воспринимается не логикой, а неким «духовным разумом». И от этого становится только более привлекательной. Искусство — переправа от логики к духовности. И настоящий пытливый ум никогда не откажется от такого опыта. К тому же многие произведения искусства, будь то музыка, живопись или литература, активизируют работу мозга. В восприятии творчества используются самые потаенные уголки сознания. И импульсы, проникая в них, дают заряд всей мозговой деятельности.

У вас безупречная логика

Состояние пытливого ума — постоянный анализ и поиск информации. Вы стремитесь во всем найти закономерности. Каждому действию есть своя причина, нужно только ее найти. Вы очень хороши в том, чтобы вычленить главное из общего. Видеть в запутанной проблеме самую суть — это пытливый ум и есть. Не менее важным является навык построения логических цепочек. Чтобы мысленно перейти от вторичного к первичному, нужно провести мысль через всю цепь реакций. Именно здесь включается логическое мышление, существенно облегчая процесс.

Вас привлекает все новое

Все неопознанное пугает каждого человека. Но состояние пытливого ума вытесняет страх любопытством. Человеческий мозг очень не любит что-то новое, но как только делается первый шаг в неизвестность, разум расцветает яркими красками. Стало быть, это пытливый ум помогает преодолеть эти дурно пахнущие флажки.

Вы склонны к одиночеству

Существует распространенное мнение о том, что умные люди всегда одиноки. Здесь существует два решающих фактора. Во-первых, умный человек предпочитает обдумывать свою жизнь чаще, чем это положено. Это часто бывает очень полезно, но иногда может приводить к рефлексии. Ко всему прочему для плодотворной работы мысли необходимо побыть одному.

Во-вторых, свою роль играет обычная избирательность. Умный человек понимает, что отведенное время дорогого стоит, и часто не хочет тратить его попусту. Глупо тратить время на то, что не просто бесполезно, но и не приносит никакого удовольствия. Но и здесь есть риск остаться одному. Хотя обычно таких людей это не сильно беспокоит в молодости. Но такое чувство разрастается по мере течения жизни и начинает угнетать любого.

У вас есть склонность к депрессии

Все дело в том, что любое знание приносит с собой печаль. Чем больше информации — тем запутаннее жизнь. Пытливый ум стремится распутать этот клубок, не замечая, как сам себя приводит в состояние меланхолии. Ведь если ничего не ясно, то как можно ставить цель? О каких убеждениях идет речь, если все они несовершенны. Неопределенность и потеря жизненного компаса — главная причина депрессии. А возникнуть они всегда могут, если как следует задуматься.

Из такого состояния трудно выйти самостоятельно. Советов для этого нет и не может быть, каждый ищет свой уникальный способ. Единственное, что для депрессии уникально — это всегда мучительный процесс.

fb.ru

Ум человека. Где ум?

Автор: Станислав Милевич

«Не ум существует в человеке, а человек — в уме».

Попробуйте исследовать один интересный вопрос: «Ум человека существует в мозге или мозг воображаем умом?»

На первый взгляд может показаться, что ум существует в мозге. Но современная наука уже открыла то, что мозг состоит из элементарных частиц, которые  существуют как игра воображения, они воображаемы. Тогда получается, что мозг воображаем умом. Но если мозг воображаем умом, а разрушение мозга, в свою очередь, нарушает работу ума, то это указывает на некую взаимосвязь, исходя из чего мы не можем ни утверждать, ни отрицать материальности мира подобно тому, как нельзя ни утверждать, ни отрицать реальности отражения в зеркале. 

И если не понимать этой игры ума, то любое исследование будет заходить в создаваемый им тупик. Являясь лишь воображаемой самоотождествлённой конструкцией ума, человек не сможет постичь того, что его создаёт, до тех пор, пока его внимание находится в пределах ограниченной философской системой, определяющей его мировосприятие. И пока не будет устранено непонимание иллюзии этой воображаемой самоограниченности, создаваемые умом представления о боли, страданиях, страхах, беспокойствах, переживаниях будут казаться реальными.

Большинство проблем возникает из-за недисциплинированности ума, которому по своей невнимательности вы позволили давать оценку происходящему и создавать обо всём своё представление. Если быть к себе внимательным, то можно заметить, что беспокойства возникают тогда, когда ум, блуждая во времени и пространстве, создаёт тему для беспокойства, например:

— обо мне могут начать хуже думать;

— может разлюбить близкий человек;

— закончатся деньги;

— поднимут налоги, коммуналку и нечем будет платить;

— сосед замышляет что-то недоброе;

— скоро на землю упадёт гигантский метеорит, и мы все умрём и т.д.

В этом заключается природа беспокойного обусловленного ума, отождествлённого со своим воображаемым ограниченным представлением о самом себе.

Ваше «я» беспокоит воображаемое представление, которого не существует сейчас, но при этом совсем не беспокоит полное исчезновения мира каждый день, когда вы засыпаете. И есть ли смысл беспокоиться о смерти, если она в любом случае неизбежна?

Пока вы сейчас, ваш ум не создаёт проблем, но как только вы позволяете уму блуждать, сразу появляются сотни причин для беспокойства. Смыл познания себя не в том, чтобы стать некой абстрактной и обезличенной сущностью в представлении обусловленного ума, а лишь в устранении непонимания, приносящего боль, страдания, страхи, беспокойства, переживания.

Ум человека подобен ребёнку, который начинает шалить, как только остаётся без присмотра. Обнаруженный ум не может создавать проблем. Чтобы стать свободным от обусловленностей и не вовлекаться в проблемы, создаваемые умом, необходимо научиться распознавать все действия своего ума, для чего нужно провести исследование, чтобы выяснить следующее:

— мир выглядит таким, каким создаёт его ваш ум, исходя из существующих в нём убеждений;

— всё происходит только сейчас;

— прошлое — только фрагменты памяти, а будущее — воображение, построенное на фрагментах памяти;

— все беспокойства и переживания возникают в результате действий ума их создающих;

— заставляют вас поверить в реальность происходящего чувства, которые являются инструментами ума;

— благодаря инструментам ума – чувствам — вы отождествились с телом, но ваше тело – это не вы, оно существует независимо от самосознания по своей программе и будет продолжать существовать согласно карме, возникшей в результате прежних желаний.

То, что вам кажется вашим «я», возникает как побочный эффект философской системы, которая, накладываясь на восприятие, выстраивает определённую привычную для вас картину мира. Наблюдая мир, философская система видит в нём свою воспринимающую поверхность и идентифицирует её как своё «я», разделяя тем самым всё воспринимаемое на «я» и внешнее. Чувства, обусловливающие восприятие, создают иллюзию реальности «я», а ежедневно повторяющиеся события заставляют поверить в реальность этой иллюзии. Убеждённость в реальности своей самоотождествлённой конструкции под названием «я» порождает веру в то, что все переживаемые им ощущения реальны. Это создаёт неимоверную путаницу, в которой «я» начинает присваивать себе все действия, в том числе страдания и переживания. Чтобы избавиться от беспокойств и переживаний, необходимо устранить эту путаницу, отказавшись от поиска внешних причин, объектов, событий, направить свой ум на исследование истинных причин возникновения проблем, задав себе правильные вопросы:

— Что породило воображение кажущегося мне» я»?

— Что заставило поверить в реальность существования «я» и воображаемых им переживаний?

— Что породило иллюзию кажущейся мне реальности?

— Если мир — только иллюзия, то что заставляет верить в то, что иллюзия реальна?

— Как невидимые элементарные частицы становятся кажущимися материальными объектами?

— Где и каким образом воображение становится материей?

— Где возникает мир — в уме?

— Где тогда находится ум — в голове?

— Если голова состоит из несуществующих элементарных частиц, значит, она тоже воображаема?

— Если голова воображаема, тогда где же происходит это кино?

Если не привязываться к привычным стереотипам и представлениям о себе и о своей жизни, то можно обнаружить, что постоянно происходит один и тот же день, где в кажущихся декорациях кажущийся себе актёр обусловлен играть кажущиеся ему роли. Причём каждый вечер он исчезает и каждое утро, появляясь вновь, вспоминает, на чём остановился, после чего начинает воображать новый сценарий и, направляя своё внимание, подбирает для него декорации и свою роль из арсенала воображения бесконечного сознания.

Отождествлённость сознания с этим актёром порождает ограниченность восприятия, в котором создаётся иллюзия, что существует реальный, отдельный от актёра окружающий мир. Но если быть внимательным, то можно заметить, что декорации появляются и исчезают и существуют только в сознании актёра, что они не отличны от наблюдающего их актёра и не существуют без восприятия, которое их проявляет. Весь кажущийся мир — это только игра одного актёра, обусловленная его желанием играть и проявлять эту игру в своём воображении.

Источник

 

rodoswet.ru

Ум – это Целое, он есть всё. Строение и законы ума

Ум – это весь мир, который внутри человека представлен как пустота, наполненная образами, силами, стихиями, а снаружи – плотными формами и теми же силами. Плотные образы снаружи через органы чувств и сознание преобразуются в тонкие образы внутри ума, где и хранятся для прикладных целей. Обратный процесс – когда образы ума выходят наружу и приобретают плотность, – называется творением души/ума.

Замечание 1

Ниже я покажу, что на самом деле душа и ум это одно и то же, пока же мы будем использовать термин «ум».

Ум, который охватывает всю вселенную – явленный и непроявленный миры, называется «Единый Ум», он же Высший Разум.

Ум человека – часть Единого Ума, имеет то же содержимое и отличается от него тем, что он замкнут на себя, половинчатый и отрицающий противоположность. Единый Ум/Разум – двойственный, в том смысле, что противоположности в нём составляют пару, то есть опираются друг на друга и взаимодействуют как целое. Поэтому он целостный, поэтому человек, обладающий целостным умом – Разумом, – по определению способен исцелять себя и других.

Задачей человека в жизни является выйти из ума-эго (см. ниже), из половинчатого ума и обрести Разум. Это называется «соединиться с Высшим Разумом», то есть с Богом. Эта мета вполне достижима при жизни, если задачи поставлены правильно и задано правильное направление развития.

Рис. 1

Я употребляю слово «мета» вместо слова «цель» по следующей причине: цель ставится опирающимся на выгоду умом, а мета ставится сердцем и всем существом. Идя к цели и достигая её, мы теряем жизнь, идя к мете и достигая её, мы обретаем жизнь и любовь.

Рис. 2

ОМ – ОУМ – УМ – МУ

Общий Ум предки называли ОМ – ОУМ – или просто М, а записывали на письме как: (см. рис. 2 и рис. 2а).

Две черточки по бокам в древнем написании буквы М (его вы можете увидеть на иконах, изображающих Богоматерь (см. рис. 1)) означают двойственный земной мир, в котором противоположности существуют сами по себе, самостоятельно, а знак Y, стоящий внутри старинной формы написания буквы М, указывал на целостное и двойственное строение мира и Ума и называется вилой. Знак/буква О в начале слов указывает на всеобъемлемость, полный охват.

Обратите внимание, такое старинное написание буквы М на самом деле представляет собой лигатуру – две буквы У и М вместе составляют слово УМ, если читать изнутри наружу, и МУ, если их читать снаружи внутрь.

Рис. 2а

Вместе символ ОМ, или просто М, можно трактовать так: ТО, что содержит в себе и обнимает оба мира: мир земной, материальный/плотьный и мир небесный, мир Разума, которые есть единое целое. Произнося в разговоре слово «ум», вспоминайте про ТО, что содержит в себе и обнимает оба мира. Так ваш половинчатый ум постепенно расширится в своём видении и, в конце концов, сольётся с УМ.

Ниже, когда мы будем говорить что такое мысль, я дам вам ещё одну расшифровку М.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что такое ум и где он находится? — Интересные статьи — Книги

Что такое ум и где он находится?

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

Вы умный человек?

На этот вопрос большинство людей отвечают положительно, считая себя таковыми, хотя бы в одном виде деятельности или области знания.

Хорошо, если так, но где у человека находится ум? Например, у вас? Знаете? Странно получается, вообще-то он есть, но где – непонятно. В одном случае появляется, в другом пропадает, а если и появляется, то как понять, что это именно ум, а не что-то другое?

Я собрал и разложил все возможные определения, встречающиеся в  психологических, философских, толковых словарях. Везде умом называют  способности, а далее перечисляют, какие именно.

 

Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями осуществления определённого вида деятельности, осознание возможности осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Если ум – способность, то вопрос где он находится, является бессмысленным, таким же как: где у человека мышление, понимание, интеллект. Это перечисление является некоторым описанием процессов и действий, которые, возможно, у человека происходят. Только где завершается мышление и наступает понимание, насколько оно правильное, окончательное, никто сказать не сможет.

 

Таким образом, ум — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в способности:
 
— Мышления.
— Понимания.
— Думать.
— Находить решение жизненных задач.
— Предсказывать (предвидеть) последствия своих поступков.
— Использовать готовые решения.


Ум состоит из: 


— Суммы усвоенных знаний.
— Интеллекта (умения использовать знания умело и с пользой).
— Интуиции (умения оперировать усвоенными знаниями на бессознательном уровне).
— Личностных установок, верований, убеждений, позиций, программ. 


А бывает ли человек умный, но дурак?

Исходя из определения, вполне может быть. Например, задумал некто ограбить банк. Ему помогло отменное мышление, понимание, как именно это сделать, он продумал план, нашёл возможности, рассчитал последствия, пригодились усвоенные ранее знания.

Личностные установки, убеждения могут быть следующими: деньги нужны для лечения детей, ради них я готов на ограбление, дети – наше всё. По определению – человек умный, но факту дурак.  Ведь отнимать чужое, ставя жизни других людей под угрозу, у которых, кстати, тоже есть дети — не умно.

С помощью приведённых определений можно трактовать ум очень широко и с большой погрешностью.
У меня есть своё. Оно не идеально, но, мне кажется, будет полезно.


Умом я называю высокое абстрактное мышление и память. Таким образом, умный человек может иметь много способностей, основанных на мышлении и памяти, которая, в свою очередь, позволяет запоминать и усваивать знания, иметь высокий интеллект.
Исходя из этого определения, любой умный человек может быть: негодяем, подонком, дураком и т.п. А кто не может, как его назвать?


Человек разумный.


Разум – это умение видеть истину и следовать за ней. Конечно, любые люди могут ошибаться, но если истина проверяется практикой, то человек разумный дураком и негодяем может быть только по ошибке, по искреннему заблуждению.


Большой вопрос, что такое истина. Наверное, он для другой статьи.

 

Теперь можно ответить на многие вопросы.

Например, вы умный человек, но совершаете глупости? Не пугайтесь. Умные люди, исходя из определения, легко допускают глупости. Человек разумный делает это редко.

Бывает ли учёный дураком? Легко. Он хорошо мыслит, делает открытия – умный, но поскольку неразумен, то получаются газовые камеры, другие гениальные средства массового умерщвления людей.

 

Надеюсь, в статье я дал некоторый ориентир в понимании, что такое ум, разум, хотя может быть и другое понимание. Какое?  Поделитесь своими размышлениями.

 При копировании ссылка на сайт http://nlplife.ru/ обязательна

 

Поделиться

 

 

Скачать БЕСПЛАТНО «Мастер знакомств» (Электронная книга. О том, как познакомиться).


Если статья понравилась, разместите её на своём сайте, блоге, с обязательной ссылкой на сайт http://nlplife.ru/

 

Нравится



www.nlplife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *