Умение видеть ситуацию с различных точек зрения стресс
- Стресс – естественная реакция организма на новизну.
- Неконтролируемый стресс возникает при невозможности приспособиться к ситуации, ее избежать и предсказать ее последствия и конец.
- Серьезнее всего психику травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.
- Чтобы справиться со стрессом, важно искать в ситуации плюсы и выстраивать систему посреди хаоса.
Словом «стресс» мы привыкли описывать самые разные свои состояния: тревогу, дискомфорт, напряженность. Но с биологической точки зрения стресс – это всего лишь реакция на новизну. Поэтому ежедневные поездки на метро до работы и обратно едва ли можно считать стрессом: так или иначе, мы готовы к тому, что нас там ждет, приспосабливаемся, адаптируемся.
Стресс – реакция биологическая, и в этом смысле за миллиарды лет ничего не изменилось. В моменты стресса на работе у нас включаются те же механизмы, что и у нашего предка, на которого несся тигр. Наш организм готовится защищаться. Природа придумала для этого две основные стратегии.
«Бей-беги» или «замри, умри, воскресни»?
В нашем арсенале два типа реакций: «бей или беги» и замирание. Первую ярче всего иллюстрирует притча о лягушке, упавшей в чан с молоком. Выбрав борьбу, она взбила масло и спаслась. Такая стратегия актуальна в экстремальных условиях: например, во время войны.
В повседневной жизни, как ни странно, выигрывают те, кто замирает. Понимая, что бороться бесполезно, они потихоньку адаптируются к изменившимся условиям.
Эту стратегию иллюстрируют результаты эксперимента с аквариумными рыбками. Ограничив подачу кислорода в аквариум, исследователи заметили, что рыбы разделились на две группы: часть начала метаться, часть замерла, экономя кислород. Выжили именно «застывшие» рыбки: их запаниковавших собратьев отравил уровень адреналина.
ВРАГА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО
Несмотря на то что человек по природе своей стремится к развитию, познанию, открытию чего-то нового, у этого нового должны быть рамки, границы. Мы должны чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, должны знать, что можем на него повлиять, способны контролировать ситуацию.
В противном случае возникает неконтролируемый стресс, который несет угрозу здоровью и может привести к развитию неврозов и депрессии. Он появляется в случае невозможности:
. приспособиться к ситуации,
. предсказать последствия и конец ситуации.
Неконтролируемый стресс приводит к нарушению трех функций: когнитивной (мыслительной), аффективной (чувственной) и моторной (всего, что касается наших движений). Сильнее всего психику при этом травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.
Ярким примером того, как людей вгоняли в неконтролируемый стресс и что с ними происходило впоследствии, были трудовые лагеря в нацистской Германии, куда отправляли немцев – противников нацистского режима.
Правила и условия в лагерях постоянно менялись: заключенные выполняли бессмысленную работу, никогда не знали наверняка, во сколько начнется и закончится их трудовой день. Как только они начинали привыкать к правилам, те менялись на противоположные. Люди помещались в ситуацию, которую никак не могли себе объяснить, проконтролировать, предсказать, и это постепенно вводило их в состояние «выученной беспомощности».
Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, он не подвергается неконтролируемому стрессу
Но оказалось, что с этим состоянием можно бороться. Среди заключенных был психолог Бруно Беттельхейм. Он понял: для того, чтобы противостоять неконтролируемому стрессу, нужно исключить хотя бы одно из трех условий его возникновения. Да, он не мог контролировать, где и когда будет работать, что именно будет делать, во сколько ляжет спать и проснется, но он мог решать, когда делать зарядку, какие именно упражнения выполнять, сколько раз и когда чистить зубы.
Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, прогнозируем, на что сами влияем, он не подвергается неконтролируемому стрессу. Поэтому так важно создать «островок контроля», логики и последовательности.
Кнут без пряника
К счастью, сегодня мало кто из нас попадает в такие экстремальные ситуации. Дело в том, что самый простой способ ввести взрослого человека в состояние неконтролируемого стресса – это лишить его финансовой стабильности. И этим часто злоупотребляют работодатели. В корпоративной среде принято считать, что, когда человек адаптируется к работе, начинает выполнять ее уверенно и достигает определенной планки, ему становится комфортно и он перестает двигаться вперед.
Следовательно, для того, чтобы компания росла и развивалась, нужно периодически – не чаще, чем раз в три года – выводить сотрудников из зоны комфорта. Как? Вгоняя их в состояние стресса: меняя что-то в условиях работы или оплаты. Одни работодатели резко сокращают зарплатную часть и меняют систему премирования, другие повышают план продаж, третьи забирают у сотрудников базу клиентов.
Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, то бизнес в конечном счете только проиграет
В целом с точки зрения компании это правильный подход: менять условия периодически нужно, иначе возникает застой. Но оказавшись в такой ситуации, сотрудник перестает контролировать, сколько он зарабатывает, не знает, сможет ли выплатить кредит, ипотеку. Такая ситуация сильно бьет по его самооценке, снижает его продуктивность и лояльность к компании.
Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, не объяснить ему, зачем это было сделано, что это даст, как лично он может вернуть себе привычный уровень дохода, то бизнес в конечном счете только проиграет.
Главное – выстроить систему
Допустим, мы оказались в такой ситуации, но в одночасье кардинально изменить ее (например, уволиться) не можем. Как в таком случае справиться со стрессом?
1. Нарисовать картину будущего – в максимально возможных деталях и подробностях. Какую работу мы хотим найти? Что будем там делать? Что это нам даст? При этом оценить, реален ли наш план, существует ли такое место работы, о котором мы мечтаем. Если мечты далеки от реальности, стоит скорректировать их.
2. Какой бы негативной ни была ситуация, выстроить в хаосе систему и найти в текущих обстоятельствах плюсы. Это может быть что угодно, любая мелочь, важная конкретно для вас: гибкий график, приятное окружение, близость к дому, плавающий перерыв на обед (а значит, возможность в это время заняться какими-то своими делами).
Как ни банально это звучит, надо, чтобы в жизни, кроме работы, было что-то еще: спортзал, бассейн, хобби. Важно знать, что рабочий день закончится и после нас ждет что-то приятное, запланированное нами, что-то, на что мы можем переключиться. Разгрузка необходима, в противном случае даже смена работы не всегда помогает.
Смена работы раз в три года позволяет развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке
Чтобы впредь избегать подобных ситуаций, важна профилактика. Специалисты советуют раз в три года менять место работы. Это позволит вам развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке. В этом случае изменения в компании и переход на новую работу не станут для вас стрессом.
Конечно, в краткосрочной перспективе от этого можно проиграть: как в должности, так и в деньгах. Но в долгосрочном плане выигрывает тот, кто двигается.
Стресс у ребенка: как помочь
Не секрет, что наши дети каждый день подвергаются куда более серьезному стрессу, чем мы в их возрасте: в школе от них требуют гораздо большего, чем когда-то от нас. Неконтролируемый стресс возникает у детей тогда, когда они не могут объяснить себе произошедшее, разобраться в его причинах. Как им помочь?
1. Важно с малых лет приучать детей проговаривать каждую ситуацию. Почему это произошло? Почему другой человек так поступил? Как сделать, чтобы этого больше не случилось? Наказывая ребенка, объяснять ему, какой его поступок повлек за собой это наказание. Не ограничиваться фразами: «А ты подумай!», «Иди и поразмысли над своим поведением!»
Нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации
2. Необходимо объяснить ребенку, что болезненная для него ситуация временная, что она скоро закончится.
Учитель кричит на ребенка, а возможности перевести его в другую школу прямо сейчас нет? Проанализировав вместе с ребенком поведение педагога (всегда ли и со всеми ли учениками он так себя ведет), можно обсудить с ним срок перехода в другую школу. Если ребенок будет знать, что ему осталось потерпеть до конца четверти или учебного года, справиться с ситуацией будет легче. При этом сходить в новую школу вместе с ребенком, познакомиться с директором, пройтись по коридорам, чтобы у ребенка сформировалась четкая картинка будущего.
3. Наконец, нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации.
Друг рассказал всему классу твою тайну и все смеялись? Это значит, что больше доверять ему секреты не стоит, это убережет тебя от ошибок в будущем. Уча этому ребенка, мы учимся сами, а значит, давать отпор стрессу становится все легче.
Об эксперте
Светлана Грунина – руководитель группы первого научно-исследовательского центра профайлинга «Профайл Групп» .
Управление стрессом
Мы не можем вычеркнуть стрессы из жизни, но можем поменять угол зрения и научиться оценивать происходящее с разных перспектив. Психотерапевты Сью Кован-Дженссен и Франк Липман, клинический психолог Сесилия Фелис делятся простыми советами по управлению стрессом.
«Меня раздражают беременные»
Что может быть прекраснее, чем женщина в ожидании ребенка? Кажется, окружающие должны лишь улыбаться, глядя на нее. Но что, если вид беременных вызывает у вас непонятное раздражение? В причинах разбирается наш эксперт Екатерина Михайлова.
10 самых распространенных стрессовых ситуаций
Как мы выяснили в предыдущих статьях, стресс также субъективен, как например, и красота. То, что сильно расстраивает одного человека, для другого очень слабый и почти незаметный стресс, для третьего эта же ситуация вообще окажется незамеченной. Стрессовыми же ситуации чаще всего делает наше к ним субъективное отношение. И все же
notimpotent.com
Точка зрения человека или ситуация с различных сторон
Опубликовано в Слова
Точка зрения человека это субъективизм в чистом виде и он встречается везде. Начиная от обыденных пародий вида «блондика и кто угодно» и заканчивая такими вещами, как мировоззрение и самосознание. Тем не мене, однобокий взгляд на ситуацию это не всегда хорошо. Наверное, за свою жизнь каждый хотя бы раз слышал такие замечательные фразы, как «одна голова хорошо, а две лучше» (речь не о радиации), «посмотреть на ситуацию с разных сторон» и прочие. Или же может быть, узнавая чужую точку зрения, открывал для себя несколько больше, чем видел до этого раньше.
Однако, как бы это не показалось странным, рассмотрение ситуации с разных точек зрения может не всегда давать только положительные результаты. Вернее сказать, проблема не столько в разных точках зрения, это как раз хорошо (чем больше информации у вас на руках, тем легче вам приходится), а сколько в их оценки и сопоставлении. Так, к примеру, если взять любую незнакомую вам тему, где есть четко выраженные противники, то вы можете обнаружить интересный момент. В каждой из них будут свои логические доводы и в каждой из них будут свои плюсы и минусы. Существуют и другие моменты, но все по порядку.
Посмотреть на ситуацию с нескольких точек зрения не означает, что вы ее полностью оценили
Возьмем для начала крайний случай из примера чуть ранее. Если вы не являетесь приверженцем какой-либо одной стороны, то для вас, скорее всего, будет странным поведение обоих групп. Вернее, логику обоих групп вы будете видеть и понимать, а в некоторых случаях даже сочувствовать или наоборот смеяться. Тем не менее, даже оценив тематику с разных, казалось бы абсолютно противоположных, сторон, это не будет означать, что вы полностью оценили ситуацию. И тому есть много причин.
Во-первых. В действительности, обе группы могут смотреть на ситуацию не с противоположных сторон, а лишь с чуть-чуть отличающихся. Не забывайте, что существуют еще и такое понятие как «масштаб». Поэтому, вполне возможно, что отойдя на более далекое или же наоборот более близкое расстояние, смысл точек зрения будет уже совершенно другим. Хороший тому пример разница между тактикой и стратегией. К примеру, победа в битве, но с потерей практически всей техники, может легко означать проигрыш в войне.
Во-вторых. В пылу баталий, сторонники групп рассматривают большое количество точек зрения, ведь чтобы опровергнуть чужую точку зрения нужно знать на каких постулатах она базируется. Поэтому, вполне может оказаться, что в действительно одна из групп будет знать ситуацию гораздо лучше.
В-третьих. Точки зрения могут быть поверхностными и никак не относится к реальности, несмотря на всю детальность аргументов и логичность доводов. Показательным примером является демагогия.
В-четвертых. Далеко не всегда несколько точек зрения могут охватывать полностью всю ситуацию. Всегда остается шанс того, что какая-то мелкая деталь не была рассмотрена, даже если вы будете изменять масштаб.
И многие другие.
Взгляд с разных точек зрения не означает замену одного другим
Возьмем тот же пример, но для случая, когда вы являетесь приверженцем одной из сторон. Взгляд с разных точек зрения не означает, что одно должно быть заменено другим. К примеру, если вы считаете что-то плохим, то это не означает, что если вы взгляните на это самое с другой стороны, то оно вдруг станет или должно становится хорошим. Суть в данном случае заключается в том, что у каждой стороны есть что-то хорошее и что-то плохое. Как у Инь и Янь. Однако, наличие хорошего совершенно не означает отсутствие плохого.
А теперь, чуть более простыми словами. Вы смотрели фильмы? Нет, ну честно? Вам попадались такие замечательные произведения искусства, где один из злодеев выслушал лекцию о труде и заботе, а затем вдруг стал хорошим? Особенно, такие, где вокруг сразу начинают петь птички и танцевать пчелки. Так вот, одна из деталей, которую обычно «как-то» упускают, это то, что вообще-то злодей натворил кучу плохих дел до этой «чудотворной лекции». По сюжету же, все обычно заканчивается тем, что злодей расчувствуется, скажет слова вида «ох, я был не прав, я буду думать об этом до конца жизни» и на этом все разойдутся с счастливыми лицами.
Нет, конечно, в принципе идея того, что человек не всегда есть сосредоточение зла имеет под собой основы. Однако, важно понимать, что одно не заменяет другого. Ведь каждый проходил в жизни «я больше так не буду делать».
Точка зрения не означает, что вы не смотрите на ситуацию через призму
Вы когда-нибудь смотрели или может быть читали детективные истории? Только не те, где все понятно сразу, так как показали морду главного злодея и раз пять акцентировали внимание на его причастности ко всем злодеяниям, а те, где ситуация вначале видится одним образом, а потом, выяснив в конце пару деталей, становится совершенно другой. Такие истории очень показательны в этом смысле. Ведь, один и тот же набор фактов резко меняет свое значение, после появления дополнительных.
Как бы это не казалось очевидным, но. Достаточно часто, при рассмотрении точек зрения, люди пропускают такой крайне важный момент, как проверка того, что вы не смотрите на ситуацию через призму, чем обычно и занимаются детективы в рассказах. Помните такие фразы, как «тут что-то не сходится». То есть доводы, логика, плюсы и минусы — это все хорошо, здорово и просто великолепно, но если вы смотрите не на реальную ситуацию, а на ее изображение через призму, то все они несколько бесполезны. Считаете это маловероятным в обыденной жизни? Тогда вспомните сколько раз вы обсуждали ситуации по чьему-то пересказу. Пересказ ведь то же является призмой, так как аспект «испорченного телефона» еще никто не отменял. А сколько раз из них вы были действительно близки к реальному пониманию ситуации, а не просто «обсудили, ну и здорово»?
Существуют и другие моменты, но автор такой негодяй, что предпочёл о них умолчать.
Tags: мысли, жизнь, простое и сложное
Добавить комментарий
prosto-slova.ru
Статья по теме: Развитие умения видеть проблему
Развитие умения видеть проблему
Пономарева С.В. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378
Сизова М.С. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378
В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:
- видеть проблемы
- задавать вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- делать выводы и умозаключения
- структурировать материал
- работать с текстом
- доказывать и защищать свои идеи.
Многие учёные полагают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. [2] Перед нами встал вопрос: «Как научить учащихся видеть проблему?» Для себя мы составили план действий:
- Выяснить, что такое проблема?
- Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему?
- Способы решения проблемы-гипотезы.
- Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развивать умение вырабатывать гипотезы?
- Существуют ли иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения?
Что такое проблема?
Обратившись к различным словарям и ознакомившись с определениями слова проблема, мы остановились на следующих двух, так как они, по-нашему мнению, наиболее ярко отображают понятие проблемы с точки зрения исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками.
- Проблема-теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.[1]
- Проблема-вопрос или целостный комплекс вопросов, возникших в ходе познания.[3]
Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему
После длительного поиска материала по данному вопросу мы пришли к выводу, что наиболее исчерпывающую информацию можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:
- «Посмотри на мир чужими глазами»
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»
- «Сколько значений у предмета»
- «Назовите как можно больше признаков предметов»
- «Тема одна – сюжетов много»
Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.
Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд. Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.
- Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Так как у каждого персонажа существуют определённые ресурсы (см. ресурсный разворот) для решения возникшей проблемы, то данное упражнение способствует развитию умения проиграть различные способы её решения.
Пример: Представь, что Крокодил Гена, Фреккен Бок, старуха Шапокляк, Малыш, Карлсон живут все вместе и решили завести домашнего питомца. Какие доводы, и в пользу какого животного они могут приводить?
Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Учащимся предложили определенный финал, но ситуация привлекшая к нему остаётся неизвестной. Благодаря определённым логическим, творческим навыкам, дети должны выстроить всю ситуацию, начиная с причины и заканчивая данным финалом.
- «…Написанное сообщение я восстановить не смог».
- «…Только мы вошли в квартиру, как нам позвонили из аэропорта».
- «…Под деревом лежало гнездо вороны».
Упражнение «Сколько значений у предмета»
Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назначению.
Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банка из-под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.
Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»
Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества разных признаков одного предмета.
Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.
Упражнение «Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Способы решения проблемы-гипотезы
Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения — изобретать гипотезы.
Гипотеза – это предвидение событий.
- гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления
- дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют
- множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы
- гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны
Рассмотрим, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
Упражнения на умение выдвигать гипотезу[2]
Задание «Давайте вместе подумаем»:
- Почему корабль не тонет?
- Почему самолёт не падает?
- Почему человек не летает?
- Почему медведь зимой спит?
- Почему плачут, когда режут лук?
Упражнение на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
- Сумка
- Соль
- Пипетка
- Носовой платок
- Зубочистка
- Автомобиль
- Молоток
Упражнение предполагающее обратное действие
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Упражнение «Найдите возможную причину события»
- За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.
- Не горит лампочка в люстре.
- Сегодня в парке весь день звучала музыка.
- Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.
- Наступила зима, а утки не улетели.
Иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения
Наиболее интересным иным взглядом по данному вопросу нам показались взгляды Сергея Филина член-корреспондента Международной Академии Психологических наук, опубликованные им в статье «Что такое проблема и как ее формулировать». На проводимых им семинарах он задавал вопрос: Где находится проблема, внутри или вне человека? 90% опрашиваемых людей отвечают, что вне!!!
Проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо, если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека — нет проблемы».
Под проблемой, по словам С.Филина, стоит понимать расхождение между «хочу» и «есть», между желаемым и действительным, между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем. Исходя из этого, можно говорить о трех этапах осознания, формулировки и решения проблемы, понимаемой таким образом:
1.«Есть» — те обстоятельства, в том числе препятствия, возможности и ресурсы, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют. Ресурсы это то, чем на данный момент владеет человек. Их можно разделить на две группы: материальные, те которые можно измерить( финансовые, временные) и личностные ресурсы (творчество, лидерство, честность и т. п.)
2. Осознание своих потребностей. «Хочу» — требование, которое человек пока не знает, как удовлетворить, в силу обстоятельств.
3. Действия для сближения «хочу» и «есть». Вопрос о действиях по изменению обстоятельств — это первый шаг в собственно решении проблемы. Сами действия – это второй шаг.
Как правильно сформулировать проблему?
- грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса ;
- вместо «почему?» употреблять « зачем?»
(с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)
- пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)
Например:
В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.
Лексика в формулировке проблемы
В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова, содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами.[5] Оказывается, ребёнок запоминает, да и воспринимает всю услышанную информацию также, как ему говорят, но без частицы «не». Одним из первых этот психологический процесс открыл Джордж Кехо и поделился с миллионами читателей об этом в своей книге «Подсознание может всё».[4]
Например:
Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
Запрещено переходить дорогу на красный сигнал светофора.
Итак, проблема поставлена, но Сергей Филин [5] предлагает экспериментировать над формулировкой, с помощью ресурсного разворота.
Ресурсный разворот
«Идея «ресурсного разворота» основана на развитии мысли о том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то негативные обстоятельства могут оказаться ресурсом для решения проблемы, и эффективность решения проблемы вырастет. «Ресурсный разворот» предлагает взглянуть на обстоятельства и проблемы с другой точки зрения.»[5]
Два способа ресурсного разворота.
Для того чтобы выполнить «ресурсный разворот» первым способом, возьмите формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия (негативные обстоятельства) с помощью слов и словосочетаний типа:
- в то время как;
- вопреки;
- несмотря на;
- даже если…
Пример:
Как у кошки светятся глаза, даже если белые ночи?
Теперь давайте попробуем сделать «ресурсный разворот», поставив слово «используя» вместо сочетаний:
- в то время как;
- вопреки;
- несмотря на;
- даже если
Пример:
Как у кошки светятся глаза, используя белые ночи?
Второй вариант «Ресурсного разворота»
Сразу думать о негативных, с вашей точки зрения, обстоятельствах как о ресурсах. т. е. рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств.
Пример:
Какую выгоду можно получить из того, что у кошки светятся глаза?
Вывод:
- проблема — вопрос об эффективном методе достижения желаемых целей в ограниченное время с использованием сложившихся обстоятельств
- идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам, видимо, не существует. Но, попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение.
Заключение
Проанализировав работы А.И. Савенкова и С. Филина, мы пришли к выводу, что одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения.
Предложенные упражнения можно использовать, как в работе над крупным проектом, так и в каждодневном образовательном процессе. Выработка умения видеть проблему и находить способы её решения поможет не только в изучении образовательных предметов, но и улучшит качество личной жизни.
Список литературы
- Политический словарь Термин проблема http://vslovare.ru/slovo/problema
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -4-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров»,2010.-224с.
- Словарь логики Термин проблема http://www.edudic.ru/log/304/
- Статья « Мозг не воспринимает частицу «не» http://webvospitanie.ru/eto-interesno/mozg-ne-vosprinimaet-4asticy-ne-2.html
- Филин С. Статья « Что такое проблема и как её формулировать» http://www.exct.ru/sites/default/files/Ar-Filin-01-What%20is%20probllem.pdf
nsportal.ru
Измените точку зрения. Как решают проблемы сильные люди
Измените точку зрения
Человек не просто существует. Он всегда решает, каким будет его существование, кем он станет в следующий момент. Каждый человек обладает свободой меняться в любой момент.
Виктор Франкл
Однажды, когда афинский полководец Перикл руководил морским сражением во время Пелопоннесской войны, произошло затмение солнца, и его флот, состоявший из 150 кораблей, погрузился во тьму.
Застигнутые врасплох неожиданным и странным событием, его воины запаниковали. В отличие от них, Перикл ничуть не испугался. Он подошел к кормчему, снял свой плащ и покрыл им голову моряка. Полководец спросил кормчего, боится ли он того, что увидел. Нет, конечно нет!
«В чем же тогда дело? – спросил Перикл. – Разве темнота становится другой только потому, что у нее иная причина?»
Да, древние греки были умны. Однако за этим саркастическим замечанием кроется нечто большее – фундаментальное утверждение, проходящее красной нитью не только через философию стоицизма, но и через когнитивную психологию: все решает точка зрения.
Если вы можете отстраниться от проблемы или взглянуть на нее под другим углом, то проблема потеряет свою власть над вами.
Страх ослабляет, подрывает силы, подтачивает здоровье, отвлекает, утомляет. Зачастую страхи являются иррациональными. Перикл хорошо знал это и был способен представить иную точку зрения, чтобы победить страх.
Древние греки понимали, что зачастую, действуя себе во вред, они предпочитали пугающее объяснение простой констатации фактов. Люди боятся препятствий только потому, что смотрят на ситуацию с ложной точки зрения, и простой переход на другую точку зрения может совершенно изменить их реакцию. Задача, как продемонстрировал Перикл, состоит не в том, чтобы игнорировать страх, а в том, чтобы объяснить и таким образом преодолеть его. Возьмите то, что вызывает у вас страх, и обнажите его суть.
Помните: только нам выбирать свой собственный взгляд на вещи. Мы сохраняем возможность посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Мы не можем изменить или отменить препятствия, которые составляют заданную часть уравнения, однако переход на другую точку зрения может изменить наше восприятие препятствий. Наш подход к препятствию, наш взгляд на него, умение видеть его в более широком контексте, способность объяснять смысл препятствия определяют то, насколько трудно нам будет его преодолеть.
Только вам выбирать, хотите ли вы поставить «я» перед чем-нибудь (я ненавижу публичные выступления, я напортачил, я
Правильная точка зрения способна странным образом возвращать препятствиям их подлинный масштаб.
Мы почему-то склонны рассматривать вещи в отдельности. Мы проклинаем себя за то, что провалили сделку или пропустили деловую встречу. Взятые по отдельности, эти события действительно неприятны – мы безвозвратно упустили возможность.
Но в данном случае, как любит говорить предприниматель-миллиардер Ричард Брэнсон, мы забываем, что «в бизнесе возможности подобны автобусам: если вы упустили один, за ним непременно придет другой». Одна деловая встреча ничего не решает в масштабе всей жизни. Одна сделка – это всего лишь одна сделка. Возможно, в действительности мы ничего не потеряли. Другая возможность может быть даже лучше.
Наше мировоззрение, наше отношение к миру изменяются в зависимости от того, как мы относимся к таким вещам. Открывает ли ваша точка зрения вам перспективу или только создает для вас проблемы? Вот в чем вопрос.
Мы способны изменять свою точку зрения таким образом, чтобы сохранить спокойствие и заняться ближайшей задачей. Выбор точки зрения можно сравнить с выборочным редактированием – но не в целях обмана других людей, а для того, чтобы самим правильно ориентироваться.
И этот подход срабатывает. Небольшое изменение точки зрения может менять наше отношение к задачам, которые прежде представлялись невыполнимыми. Имея правильную точку зрения, мы получаем точку опоры, позволяющую нам перевернуть мир.
Точку зрения можно определить двояко:
1. Контекст: восприятие масштабной картины мира, а не только того, что находится прямо перед нами.
2. Рамки восприятия: уникальный для каждого человека способ восприятия мира; то, как он интерпретирует события.
Оба аспекта важны, оба могут эффективно использоваться для изменения ситуации, которая прежде представлялась устрашающей или невозможной.
Поначалу Джордж Клуни неизменно получал отказ по результатам кастингов в Голливуде. Он хотел понравиться режиссерам и продюсерам, но у него это не получалось. Он обижался и винил в своих неудачах систему кинопроизводства, не способную оценить его по достоинству.
Эта точка зрения хорошо знакома многим людям. Большинство из нас именно так видят собеседования при приеме на работу, взаимодействия с клиентами или попытки привлечь внимание привлекательной незнакомки в кафе. Как заметил предприниматель Сет Годин, мы подсознательно занимаем позицию человека, «который ждет, чтобы его выбрали».
Для Клуни все изменилось в тот момент, когда он попытался встать на другую точку зрения. Он понял, что кастинг является суровым испытанием и для продюсеров: им нужно отобрать кого-нибудь из актеров, и они надеются, что следующий человек и будет именно тем, кого они искали. Цель проб – разрешить проблемы продюсеров, а не актеров.
Изменив свою точку зрения, Джордж увидел новое решение проблемы. Он больше не собирался ни перед кем пресмыкаться, чтобы получить роль. Клуни вообразил себя человеком, который способен предложить режиссерам и продюсерам нечто особенное. Он убедил себя в том, что это он снисходит до них, а не наоборот. И эту линию Джордж Клуни стал гнуть на кастингах, причем не только демонстрируя свои актерские данные, но и убеждая всех, что он является именно тем человеком, которого так долго искали. Он понимал, какого именно актера ищут для определенной роли, и показывал себя именно таким в каждой ситуации – в подготовительный период, на съемках и во время презентаций фильма.
Выбор правильной точки зрения решает все.
Наша интерпретация жизненных событий, наша точка зрения на них определяет нашу дальнейшую реакцию на эти события – собираемся мы сдаваться или бороться и победить.
Как гласит пословица, тело следует за головой. Восприятие предшествует действию. Правильное действие следует за выбором правильной точки зрения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Вторая позиция восприятия — Психологос
Фильм «Игра Престолов»
Фильм «Правила съема: Метод Хитча»
Вы подаете недвусмысленные сигналы: волосы убраны назад, сережек нет, каблуки невысокие… У вас на лбу написано
скачать видео
Фильм «Поездка в Америку»
Фильм «Лиана Димитрошкина»
Это не разговоры о бессознательном, это предложение девушкам посмотреть на свои выборы со стороны мужчины.
скачать видео
Вторая позиция восприятия — Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.
Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял.
Вторая позиция восприятия часто называется партнерскими отношениями, поскольку по жизни те люди, у которых получается понять и почувствовать друг друга, как правило, чувствуют друг к другу симпатию и становятся партнерами. Однако человек, хорошо понимающий и чувствующий вас, когда-то может оказаться не вашим партнером, а вашим врагом. Если быть точным, для настоящего партнерства понимание Другого обязательно, но само понимание Другого не является гарантией партнерских отношений.
Оценка второй позиции
Если и существует секрет жизненного успеха, то он сводится к одному: к умению поставить себя на место другого. (Генри Форд)
Умение увидеть происходящее глазами собеседника, способность понять своего партнера, возможность почувствовать состояние другого человека — все эти предельной важности вещи дарит развитая вторая позиция восприятия. Это необходимо и в личных, и в деловых отношениях, и в ситуации ссоры с близким человеком, и на переговорах с важным деловым партнером.
Вы можете быть предельно уверены в правильности своего взгляда и своего понимания происходящего, но это совершенно не значит, что эту ситуацию так же видит и понимает другой. А, как бы сильно вы не продвигали свое видение ситуации, без представления, как эту же ситуацию видят окружающие и ваш конкретный партнер, вы будете неэффективны. Умение и привычка видеть ситуацию со стороны Другого есть такое же обязательное и естественное для делового человека умение, как умение пользоваться авторучкой или компьютером.
В споре, кроме правоты своей, это умение помогает увидеть правоту собеседника и вместо того, чтобы тупо упираться, вы можете его сильные стороны использовать в своих интересах. Если вы находитесь в конкурентных отношениях, то, имея необходимую информацию, вы сможете предугадать направление ударов и заранее выставить необходимую защиту. Если же возможно сотрудничество, то понимание интересов другой стороны даст вам возможность интересы свои и партнера успешно соединить. Вы помните: «Лучшая сделка та, в который учтены интересы обеих сторон».
Кроме того, если вы можете понять и почувствовать, чего опасается партнер, вы можете при необходимости его успокоить и поддержать, а в каком-то другом случае, напротив, на этих тревогах сыграть и подтолкнуть к нужным решениям. В конфликте понимание партнера дает возможность отмечать не только моменты, когда обидно наезжают на вас, но и когда вы допускаете аналогичные наезды на другую сторону. Поставив себя на место другого, вы поймете, как в некоторых случаях вас трудно простить, и увидите, как глупо с вашей стороны так долго дуться.
Для других человек в развитой второй позицией восприятия — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».
Однако привычка на все смотреть с точки зрения партнера имеет и свою негативную сторону: понимая и чувства заботы и потребности окружающих, человек может легко «вестись», некритично подчиняться их нередко спорным ожиданиям и забывая о делах и потребностях своих.
Вторая позиция должна не отменять, а дополнять первую позицию. Понимая и чувствуя ситуацию другого человека, нужно одновременно помнить и о своих целях и задачах.
Как развивать у себя вторую позицию
Основные техники, помогающие освоить умение воспринимать ситуацию глазами Другого, это:
- Моделирование реакции — привычка ставить себя на место собеседника (хотя бы мысленно) и посмотреть на происходящее его глазами.
- Вчувствование («впрыгивание») — умение непосредственно, телесно чувствововать состояние другого человека.
- Внимательно слушать собеседника, внимательно относиться к его словам. Запоминать, что важно для человека.
- Находиться в режиме Тотального Да — стремиться не оспорить, а найти общее, понять точку зрения собеседника.
- Подстраиваться под человека, копировать его походку, выражение лица, дыхание, стиль речи и шире — образ жизни в целом.
www.psychologos.ru
Концепция развития исследовательских способностей школьников
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, — одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. В качестве примера я приведу ряд методик. Они позволят понять общую картину и показать, где можно найти аналогичные методики, а так же разработать свои собственные.
Я кратко остановлюсь на некоторых из них.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
1. Развитие умений видеть проблемы
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним несложное упражнение.
Задания для развития умения видеть проблемы
Задание “Посмотри на мир чужими глазами”
Читаем детям неоконченный рассказ:
“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
“В четвертом классе просто “эпидемия” — все играют в космических пришельцев…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.
“В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.
“Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…”
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.
Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа”
“Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни”.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Нам так и не удалось выехать на дачу”.
“…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания”.
“…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски”.
Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.
Задание “Сколько значений у предмета”
Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Задание “Назовите как можно больше признаков предмета”
Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
(Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)
Задание “Тема одна – сюжетов много”
Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д. )
2. Развитие умений выдвигать гипотезы
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы
Задание “Давайте вместе подумаем”
Как птицы узнают дорогу на юг?
Гипотезы:
1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д. ), они указывают им направление полета.
3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.
6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея)
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему самолет оставляет след в небе?
Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
Письменный стол
Нефтяное месторождение
Игрушечный кораблик
Апельсин
Мобильный телефон
Проект постройки дома
Чайник
Букет ромашек
Охотничья собака.
Упражнение, предполагающее обратное действие
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Задания типа “Найди возможную причину события”
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”
Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.
Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.
3. Развитие умений задавать вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы
Вопросы можно поделить на две группы.
Уточняющие ( прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?
Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
Задания для развития умения задавать вопросы
Задание “Найди загадочное слово”
Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Вы любите спорт?” Ребенок отвечает “Я люблю спорт”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
— Почему совы охотятся ночью?
— Почему пригородные поезда называются “электричками”?
— Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
— Могут ли люди жить без компьютеров?
— Почему весной разливаются реки?
4. Развитие умений давать определения понятиям
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с у
urok.1sept.ru
Как научиться принимать противоположную точку зрения? Рекомендации от бизнес-тренера Оксаны Осадчук |
Умение смотреть на положение вещей глазами собеседника и искренне соглашаться с его позицией и находить компромисс – важные навыки в работе продавца. Если вы хотите овладеть им, то эта статья для вас.
У каждого из нас своя картина мира, свое собственное понимание того, как устроены люди, вещи, по каким принципам строятся взаимоотношения между окружающими. И что примечательно, каждый из нас искренне считает, что его собственное мнение – единственно правильное. В работе с клиентом (а также в быту, общаясь с близкими) нам с определенной регулярностью приходится сталкиваться с мнением собеседника, которое сильно отличается от нашего собственного. И если в дружбе и в личных отношениях такое разногласие как-то сглаживается и не доводится до критической «точки кипения» (хотя справедливости ради стоит отметить, что далеко не всегда), то в продажах даже намек на различия во взглядах может привести к потере клиента. Ведь любому человеку легче и приятнее иметь дела с единомышленниками, а вот в адрес «инакомыслящих» зачастую возникает неприязнь и не всегда сознательно объяснимая агрессия.
Важно не что, а как
Есть такая история, что один мастер продаж в ответ на вопрос: «Как быть, если клиент не прав?..» ответил: «А правота моего клиента – это не тот вопрос, который я с ним обсуждаю». И речь здесь идет совсем не о явном словесном противостоянии. Специалисты утверждают, что наши мысли имеют характерное отражение в нашем внешнем поведении. До 93% нашего впечатления при разговоре с другим человеком зависит от характеристик голоса говорящего (интонация, темп и скорость речи, высота голоса, тембр и т.д.) и языка его тела. Формирование этого впечатления занимает буквально секунды, создает у слушающего определённую установку на собеседника и затем начинает влиять на весь ход разговора. Отсюда подтверждение общеизвестного факта: в зависимости от того, КАК нечто сказано, в корне меняется и то, ЧТО будет услышано.
Поэтому в народе и говорят: «Да у него на лице все написано». Наверняка в вашей жизни случались ситуации, когда человек говорит вроде бы правильные вещи, а вы испытываете раздражение и мысленно восклицаете подобно Станиславскому: «Не верю!»? Все потому, что бессознательно вы «считываете» настоящее отношение собеседника к теме разговора, как бы он ни старался «замаскировать» его удобными, но фальшивыми словами.
Отсюда следует вывод, что для успеха в любой коммуникации (как профессиональной, так и личной) важно уметь быстро и – что самое главное – искренне понять и принять позицию собеседника. Иными словами, влезть в его шкуру, посмотреть на ситуацию с его стороны. Такое искреннее принятие естественным образом проявится и в вашей манере речи, и в поведении, что на бессознательном уровне не останется незамеченным вашим собеседником. Это – основа установления бессознательного доверия и залог конструктивного диалога.
Марш согласных
Замечено, что профессиональные коммуникаторы – то есть люди, которые добиваются нужных результатов в разговоре (не важно: по телефону, в продажах или в личном контакте) – как раз умением искренне соглашаться и отличаются от менее успешных переговорщиков. Они верят, что «сколько людей – столько и мнений», и, действительно, можно думать по-разному. Для них нет правильной и неправильной картины мира. Есть такая, в которую верит собеседник. И им не сложно и самим некоторое время «постоять здесь». Ведь в каждом мнении – при желании — можно найти что-то, с чем можно согласиться, не изменив при этом своей позиции. Более того, профессионалы умеют не только смотреть на ситуацию со своей стороны и со стороны собеседника, но еще и с третьей позиции, как бы со стороны. Такую позицию восприятия еще называют «позиция мухи на стене» или «позиция нейтрального наблюдателя».
Смотря только со своей позиции, мы смотрим через розовые очки. Смотря с позиции собеседника, мы видим ситуацию через черные очки. И только смотря со всех трех позиций, мы смотрим без очков, то есть видим, как есть на самом деле. И профессиональный подход к коммуникации начинается, как только вы умеете «словить» эти три позиции восприятия одновременно. Тогда есть шанс договориться и получить нужный вам результат.
Ниже представлены несколько простых упражнений, которые вы можете выполнить с коллегами по работе и которые помогут вам натренироваться легко, быстро и естественно принимать отличное от вашего мнение, а также видеть любую ситуацию с нескольких точек восприятия. Возможно даже, что некоторые заданные в упражнениях начальные условия вы уже не раз встречали в своей повседневной жизни, а значит, тем интереснее будет проработать их вооруженными новыми знаниями.
Упражнение «Хорошо – Плохо»
Сядьте в круг. Кто-то один начинает и озвучивает какое-то суждение (не обязательно оно должно быть связано с продажами). Например, «фитнес — это плохо». И объясняет, почему: «Уходит много времени, которое можно потратить на что-то другое». Второй участник, сидящий справа, подхватывает последнюю часть того, что сказал предыдущий, и положительно объясняет это утверждение: «Когда нет лишнего свободного времени – это хорошо, потому что тогда начинаешь понимать, что в жизни действительно важно и расставляешь приоритеты». Следующий человек, сидящий справа, отвечает на вторую часть высказывания, но объясняет ее отрицательно: «Правильно расставлять приоритеты – это плохо, потому что тогда не остается времени и желания на простые человеческие капризы». Следующий участник также отвечает на вторую часть высказывания предыдущего оратора, но на этот раз с позитивной окраской: «Простые человеческие капризы – это прекрасно, где бы сейчас был прогресс, если б не они!». Следующий игрок: «Прогресс – это плохо. Сколько хороших простых работающих вещей сейчас забыто, потому что есть новые навороченные»… и так далее. И так по очереди два-три круга: один говорит – хорошо, другой – плохо.
Потом выбираете новое утверждение и снова выполняете упражнение по кругу. Если вас в круге четное количество человек, то через некоторое время поменяйтесь так, чтобы каждый мог побыть как в роли опровергающего, так и соглашающегося. Задача – поймать в этом упражнении состояние, когда вам все равно, с чем соглашаться и что обосновывать (из серии «и тебя вылечат… и меня вылечат…»). Высшей точкой в данном упражнении становится понимаете того, что вы искренне согласны с тем, что произносите.
Упражнение «Точка зрения»
Упражнение также выполняется в кругу. Выбирается тема обсуждения (например, «Семейная жизнь»). За каждым стулом, на котором сидит участник, закрепляется определенная точка зрения по этой теме. Например, «семейная жизнь – это круто!», «семейная жизнь – это для богатых», «семейная жизнь – это красиво», «семейная жизнь – это для неудачников» и т.п. По очереди каждый обосновывает свою точку зрения, почему это так.
После этого участники пересаживаются на стул справа, и опять по кругу продолжают обсуждение, но каждый обосновывает уже другую точку зрения (ту, которая закреплена за этим стулом). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побывает на каждом стуле и не аргументирует каждую точку зрения. Важно: не повторяться!
Упражнение «Взгляни на себя с моей стороны!»
Для этого упражнения нужно объединиться в тройки или четверки. Два человека разыгрывают ситуацию с пересечением интересов (см ниже примеры), а один или двое просто наблюдают, не вмешиваясь. Работающие участники распределяют между собой роли и закрепляют их на стульях. Им дается некоторое время (3-4 мин.) на выполнение роли и разрешение ситуации так, чтобы оба героя были на самом деле довольны принятым решением. По истечении отведенного времени (или если игра зашла тупик: что-то не идет, не знают, что еще сказать и т.п.), участники (играющие и наблюдающие) пересаживаются и меняются ролями, ситуация обыгрывается та же. Первый садится на место второго, второй — на место третьего, то есть наблюдателя, наблюдатель — на место первого. И так пересаживаются до тех пор, пока не достигнут главного результата – согласия по конфликтной теме.
Следующий этап – участники (или пары) пересаживаются, и теперь уже наблюдающие становятся работающими. Им выдается новая ситуация, которую они обыгрывают в той же последовательности. Наблюдатели также не вмешиваются, просто смотрят и слушают.
После того, как все участники прошли один или несколько кругов и достигли согласия в спорном вопросе, пары снова меняются. Первая двойка возвращается к своей ситуации и ролям, которые разыгрывали в первый раз. И снова обыгрывают ситуацию, помня о том, что чувствовали, находясь на месте другого.
Результатом качественного выполнения этого упражнения есть умение, будучи на своем месте, не пересаживаясь на другой стул, одновременно понимать, что там – с другой стороны — на самом деле происходит? А в идеале — присутствовать на трех стульях одновременно, то есть видеть ситуацию со всех трех сторон: своей, оппонента и наблюдателя со стороны.
Ролевые ситуации для этого упражнения:
1. Футбол или театр
Вы собираетесь в эти входные сходить в театр, а ваш муж хочет сходить на футбол. А вы хотите сходить в театр вместе с ним. Муж сообщает вам, что намерен идти на футбол.
Ваша задача — сделать так, чтобы ваш муж пошел с вами в театр.
2. Покупка
Вы, наконец, выбрались в универмаг за покупками. И именно в этом универмаге вы обнаруживаете чудесный шифоньер, который так бы подошел к обоям в вашей комнате. Но муж, в свою очередь, обнаруживает совершенно замечательный музыкальный центр.
Ваша задача — убедить мужа в том, что надо купить шифоньер, а не музыкальный центр.
3. Собака
Вы собираетесь в отпуск к морю. Но не можете взять с собой свою собаку. Дома остается ваша мама, но она с псом в достаточно прохладных отношениях.
Ваша задача — убедить маму поухаживать за собакой.
Опубликовано в ж-ле «Часовой бизнес» №2, 2015
http://www.timeseller.ru
Если Вам понравилась эта статья, порекомендуйте ее, пожалуйста, Вашим друзьям с помощью кнопок социальных сетей ниже. Спасибо!
Подпишитесь на обновления и читайте свежие статьи в числе первых!
consult-plus.biz