Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства — Студопедия
Поделись с друзьями:
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
Это сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процессов очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Но зачем же необходимо постоянно уточнять определения? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так – постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, — значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, — значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы совершенствования и т.д.
Наглядной моделью процесса обучения, представленного через совокупность образующих его признаков, является многогранник. Кроме известных нам признаков процесса (двусторонний характер, организованность, планомерность, руководящая роль учителя и т.
д.) в данной модели, фиксируются и другие признаки. Динамичность выражает постоянное движение, развитие, продолжительность. Целенаправленность подчеркивает нацеленность на результат, Целесообразность понимается как решение обучением задачи применения приобретенных знаний в практической деятельности. Исследовательский характер и проблемность процесса, направлены на развитие продуктивного мышления, проявляются в широком использовании учебных задач, при решении которых формируются знания, умения, способы мышления. Перманентность выражает то, что процесс обучения – это процесс непрерывный; указывает также на единство всех ступеней обучения, приемственность навыков учебной работы. Контролируемость его направлена на определение достигнутых результатов, диагностику и прогнозирование. Продуктивность раскрывает интенсивность процесса, характеризует количество и качество продукта, его себестоимость, рентабельность. Осуществимость процесса характеризуется наличием принципиальных условий для его возникновения и развития: а) мотивов, б) информации, в) времени, г) возможностей.Для рассмотрения в системе продукта, на производство которого направлен учебный процесс, представлена наглядно-образная модель. Компонентами процесса обучения являются: 1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качество ума, интеллект; 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность личности; 9)воспитанность; 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др. выделенные компоненты являются достаточно сложными образованиями, в составе которых выделяются многие десятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д.Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения, навыки, другие из выделенных компонентов основывается на них, а венчает все развитие и воспитание личности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Теория обучения тесты с ответами Синергия
Тестовые вопросы по предмету Теория обучения
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какая из моделей образования предполагает усвоение только тех культурных ценностей, которые будут позволять человеку вписываться в существующие общественные структуры?
1) Традиционная модель образования
2) Модель развивающего образования
3) +Рационалистическая модель образования
4) Модель образования как государственно-ведомственной организации
5) Феноменологическая модель образования
6) Неинституциональная модель образования
2. Кто из педагогов определил процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников?
1) И. Я. Лернер
2) П. И. Пидкасистый
3) Б. П. Есипов
4) +Ю. К. Бабанский
5) И. Ф. Харламов
3. В каком из аспектов обучение рассматривается в единстве преподавания и учения?
1) В общепедагогическом
2) +В дидактическом
3) В методическом
4) В психологическом
4. Выберите самую широкую трактовку понимания сути обучения:
1) +Обучение как способ развития личности на основе овладения учебным материалом
2) Обучение как вооружение учащихся под руководством педагога системой научных знаний о мире и научно обоснованными способами деятельности
3) Обучение как развитие интеллектуальной сферы, познавательных способностей и интересов обучаемых на той же основе овладения системой знаний и научно обоснованными способами деятельности
5. Каких компонентов учебного процесса не хватает на схеме?
1) Содержание учебного материала, принципы обучения
2) Задачи обучения, средства обучения
3) Средства обучения, принципы обучения
4) +Содержание учебного материала, средства обучения
6. Какое из понятий является самым масштабным?
1) +Метод обучения
2) Форма обучения
3) Прием обучения
4) Средство обучения
7. Выберите правильное утверждение: «Знания – это…»
1) +Совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом
2) Овладение способами, приемами, действиями
3) Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
8. К какой категории учебных целей в таксономии Б. Блума относится следующая ситуация: «Ученик пишет сочинение по картине»?
1) Знание
2) +Синтез
3) Оценка
4) Применение
5) Понимание
6) Анализ
9. Какое из утверждений не соответствует понятию «воспитание»?
1) Образование, развитие и формирование личности происходят в различных видах деятельности
2) +Результат прослеживается просто
3) Успех требует больших усилий и подготовленности
4) Новое часто встречает отпор уже сложившегося противоположного.
тест 10. О каком функциональном компоненте педагогической системы идет речь: «Включает отбор и построение содержания учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии, определение его особенностей для педагогов и учащихся»?
1) Коммуникативный
2) Проектировочный
3) Гностический
4) Организаторский
5) +Конструктивный
11. К какому компоненту целостного процесса обучения относится познание учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов, законов природы и общества, а также самих себя?
1) +Гносеологический компонент
2) Дидактический компонент
3) Кибернетический компонент
4) Социологический компонент
5) Психологический компонент
6) Организационный компонент
12. Какого фактора, влияющего на продуктивность обучения не хватает на схеме?
1) Учебная цель
2) Качества ума
3) Работоспособность
4) +Обучаемость
13. Вставьте пропущенное слово: «Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных …..……. обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели».
1) Форм
2) +Процессов
3) Требований
4) Основ
14. Основное положение, определяющее содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это…
1) Общенаучный принцип
2) Дидактическое правило
3) +Принцип обучения
15. О каком принципе обучения идет речь: «Его основу составляют закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. Он связан с принципами сознательности и активности, систематичности и последовательности»?
1) Принцип научности и посильной трудности
2) Принцип положительного эмоционального фона
3) Принцип связи обучения с жизнью
4) +Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся
5) Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления
16. Учение о принципах построения, основных закономерностях развития, формах и методах научного познания – это:
1) Социология
2) +Методология
3) Методика
4) Технология
17. О каком способе структурирования содержания образования идет речь: «Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями»?
1) +Концентрический
2) Спиральный
3) Линейный
4) Смешанный
18. Вставьте пропущенное слово: «Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на ……….. заданной цели обучения».
1) Формирование
2) Усвоение
3) Выделение
4) +Достижение
19. Какой из методов не относится к классификации по уровню активности познавательной деятельности?
1) Объяснительно-иллюстративный метод
2) Репродуктивный метод
3) Исследовательский метод
4) +Метод формирования познания
5) Частично-поисковый или эвристический метод
6) Метод проблемного изложения материала
тест-20. Закончите фразу: «Диалогический метод обучения, предполагающий подведение учеников к пониманию нового материала путем постановки системы вопросов, называется…»
1) Лекция
2) +Беседа
3) Рассказ
4) Объяснение
21. О какой функции средств обучения идет речь: «Поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организация демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания изучаемого понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний»?
1) Информативная
2) Интегративная
3) Компенсаторная
4) +Адаптивная
5) Инструментальная
22. Какая модель обучения основывается на принципе: «Начинать обучение не с частного, а с общего; не с близкого, а с главного»?
1) +Знаковая
2) Ассоциативная
3) Операциональная
4) Условно-рефлекторная
23. Какая из характеристик относится к дидактическим требованиям к уроку?
1) Выявление воспитательных возможностей учебного материала урока
2) +Соблюдение принципов обучения, логика решения задач, адекватность содержания, форм, методов целям
3) Создание установок, оптимальность темпа урока, стройность, законченность
4) Учет возрастных особенностей учащихся
24. Что не относится к достоинствам традиционного обучения?
1) Получение знаний в концентрированном виде в сжатые сроки
2) Быстрое формирование практических умений и навыков
3) +Субъектно-объектный стиль отношений учащихся и педагога
4) Выявление ошибок через коллективный характер усвоения знаний и умений
25. Выберите подходящую характеристику проблемного обучения:
1) Учащиеся усваивают знания в готовом виде
2) +Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий
3) Учебный материал изучается отдельными порциями
4) Учебный материал изучается в сжатые срок
26. Что является движущей силой процесса обучения?
1) Вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков
2) Осознание учащимися необходимости овладеть умениями и навыками
3) Изложение учителем новых знаний и организация деятельности учащихся
4) +Противоречия процесса обучения
5) Совокупность познавательных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы знаний, умений и навыков
27. Кто из педагогов не связан с системой развивающего обучения?
1) +В. А. Сухомлинский
2) К. Д. Ушинский
3) А. Н. Леонтьев
4) Л. В. Занков
5) Л. С. Выготский
28. Какой этап поэтапного формирования умственных операций П. Я. Гальперина пропущен на схеме?
1) +Внешняя речь про себя
2) Опора на внешне представленные образцы действий
3) Промежуточный результат
4) Анализ собственных учебных действий
29. Какой из типов учения по П. Я. Гальперину является наиболее плодотворным и обеспечивающим развивающий эффект?
1) Первый
2) Второй
3) +Третий
4) Четвертый
тест_30. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в:
1) Игровой технологии
2) +Системе М. Монтессори
3) «Школе завтрашнего дня»
4) «Школе диалога культур»
Дидактический тест | Quizizz
Поиск среди миллионов тестовQUIZ
Английский
точность
2играет
Айман Берикханова3 года
Английский
Айман Берикханова
2играет
15 вопросов
Устройства учащихся не требуются. Узнать больше
15 вопросы
Показать ответыСм. предварительный просмотр
1. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Что такое дидактика?
Закономерность
Принцип
Метод
Теория обучения
учебный процесс
2. Множественный выбор
30 секунд 9 0003
1 pt
Кто автор фундаментального труда <Великая дидактика> ?
Я. А. Коменский
Вольфганг Ратке
И. Г. Песталоцци
А. Дистервег
К. Д. Ушинский
3. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
В каком веке зародилось образование?
в начале IX века
в конце IX века
до конца ХХ века
в начале ХХ века
в ХХ веке
9005 7 4. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Каковы основные задачи дидактики?
образование
методы обучения
развитие идеи
изучение профессии
разработка проблемы: чему учить и как учить.
5. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Наука о воспитании и обучении, предметы, содержание, методы, средства, организация и результаты?
педагогика
исследования
диагностика
образование
дидактика
6. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Упорядоченная деятельность и предоставление информации по какой теме?
Образование
Педагогическая деятельность
Преподавание
Знание
Дидактика
7. Множественный выбор
30 секунд
1 очко
Что такое навык?
Это процесс, в котором создаются новые модели поведения и деятельности на основе знаний, упражнений и извлеченных уроков, а ранее приобретенные модели поведения и деятельности изменяются
Это упорядоченное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение цели
Как правило, навыки доведены до автоматизма, высокой степени совершенства
Это совокупность человеческих представлений, выражающих теоретическое овладение определенного предмета
Навык – это овладение приемами (приемами, операциями) использования полученных знаний на практике
8. Множественный выбор
30 секунд
1 pt
<Упорядочивание дидактического процесса по определенным критериям> к какой теме относится?
Содержание
Метод
Организация
Результаты
9. Множественный выбор
30 секунд
9000 4 1 ptКакие типы являются результатом обучения?
Продуктивность усвоения данного объема знаний, навыков и умений (в определенных пределах) обратно пропорциональна сложности и трудоемкости учебного материала, порождаемого операциями
Деятельность преподавателя
Уточнение у учащихся целей и задач обучения
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений
Результаты обучения (в определенных пределах) находятся в прямой зависимости от реализации целей обучения обучаемые
10. Множественный выбор
1 балл
Что изучает общая дидактика?
Учебный процесс направлен на усиление процесса учебно-познавательной деятельности обучающихся
Процесс обучения вместе с факторами, его порождающими, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит
Закономерности, которые определять ход и результаты образовательного процесса, определять методы, организационные формы и средства достижения целей и решения задач.
Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
11. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Выберите один из них тип системы обучения
Десятичная система обучения Дьюи система
Теория формального образования
Теория материального образования
Образовательная система
Дидактическая система Гербарта
12. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
9000 4 Представители теории формального образования?Г. Спенсер
И. Ф. Гербарт и его последователи)
И. Г. Песталоцци
А. Дистервег
13. Множественный выбор
30 секунд
1 очко
Схема Гербарта?
Метод-ассоциация-образование
Метод-система-знания
Система-ассоциация-навыки
Метод-система-ассоциация
Система знаний-навыки
900 57 14. Множественный выбор
30 секунд
1 балл
Кто играет ведущую роль в образовательном процессе?
Наставник
Преподаватель
Ученик
Учитель
15. Множественный выбор
30 секунд
1 pt
Самые передовые направления новой дидактической подготовки?
Через завершение открытия
Через отверстие в конце
Знание с помощью учителя
Образование путь к знаниям
Научные знания
Расскажи обо всех вопросах с бесплатной учетной записью
Уже есть учетная запись?
Таинственная неврология обучения автоматическим навыкам
Можете ли вы напечатать «Быстрая рыжая лиса перепрыгнула через ленивую коричневую собаку», не глядя на клавиатуру? Новое исследование, проведенное группой когнитивных психологов из университетов Вандербильта и Кобе, показало обнаружили, что большинство опытных машинисток могут определить только около половины позиций буквенных клавиш на стандартной клавиатуре QWERTY.0003
Опытные машинистки полагаются на имплицитную мышечную память, которая связывает расположение букв на клавиатуре, не осознавая, где они на самом деле расположены. Удивительный парадокс заключается в том, что, хотя набор текста может показаться интеллектуальным, опытные машинистки не полагаются на исполнительные функции при наборе текста.
QWERTY — наиболее распространенная современная раскладка клавиатуры для набора текста на английском языке. Название происходит от первых шести клавиш, появляющихся в верхнем левом буквенном ряду клавиатуры и читаемых слева направо. QWERTY-дизайн был стандартной раскладкой клавиатуры с 1873 года. Как и большинство людей в этом новом исследовании, я понятия не имел, что эти 6 букв появляются в таком порядке в верхнем ряду моей клавиатуры, пока не исследовал этот пост в блоге.
Я научился слепой печати, когда учился в старшей школе, и не смотрю на клавиши, когда печатаю. Вы печатаете вслепую или вслепую? память и не смотрит на клавиатуру при наборе текста.Согласно этому новому исследованию, поскольку слепые печатающие не используют зрение, чтобы найти клавиши, их фактическое знание расположения клавиш является неполным и неточным. Интересно, что очень немногие люди когда-либо узнают расположение клавиш в в первую очередь, но узнайте их местоположение интуитивно, путем проб и ошибок, которые подсознательно внедряются в мышечную память.0003
«Автоматизм» и имплицитное обучение
Тот факт, что машинистки так плохо определяли положение конкретных клавиш, не стал для исследователей неожиданностью. Уже более века ученые признают существование «автоматизма», то есть способности выполнять сложные действия без сознательного мышления или намерения. Автоматическое поведение этого типа является обычной повседневной деятельностью и варьируется от набора текста до завязывания шнурков, подачи теннисного мяча, езды на велосипеде, вождения автомобиля и т. д.
Посмотрите это видео в течение 2 минут, в котором объясняется, как мозжечок усваивает навыки автоматически, не задумываясь о них. Это освобождает головной мозг, чтобы сознательно думать о других вещах, а не только о текущей задаче. Если мозжечок и головной мозг не работают гармонично, люди могут испытывать широкий спектр нарушений обучаемости.
Теории квалифицированной работы и автоматизма обычно связывают неявные знания с квалифицированной работой, а явные знания с работой новичка. Неявное обучение требует, чтобы человек, обучающийся, действительно выполнял и практиковал навык, чтобы овладеть им. С другой стороны, явное обучение, которое также называют «декларативной» памятью, представляет собой знания, которые вы можете запомнить или объявить, например, давая кому-то инструкции или рассказывая стихотворение.
Для этого исследования типизации и имплицитного обучения исследователи набрали 100 студентов университета и членов окружающего сообщества для участия в эксперименте. Участники прошли небольшой тест на машинопись. Затем им показали пустую клавиатуру QWERTY и дали 80 секунд, чтобы написать буквы в правильном месте.
В среднем люди печатали 72 слова в минуту, перемещая пальцы на нужные клавиши шесть раз в секунду с точностью 94%. Напротив, они могли точно разместить в среднем только 15 букв на пустой клавиатуре. «Это демонстрирует, что мы способны делать чрезвычайно сложные вещи, не зная точно, что мы делаем», — сказала аспирант Университета Вандербильта Кристи Снайдер, ведущий автор исследования, которое проводилось под руководством столетнего профессора психологии Гордона Логана. .
Тайна знания без знания
Учитывая распространенность этого объяснения «используй или потеряешь», исследователи были удивлены, обнаружив доказательства того, что большинство машинисток никогда не запоминают ключевые позиции, даже когда они впервые изучают печатать. «Похоже, что мы не только мало знаем о том, что делаем, но и не можем этого знать, потому что мы не учимся сознательно, в первую очередь, как это делать», — сказал Логан.
Самым удивительным для исследователей было открытие, что набор текста не начинается как сознательный процесс, который постепенно становится бессознательным и имплицитным при повторении. Печатание с самого начала кажется автоматическим типом неявного процесса обучения. Наиболее широко распространенная теория автоматического обучения была в первую очередь разработана путем изучения того, как люди учатся играть в шахматы, что требует от новичка более сознательного мышления.
Когда вы учитесь играть в шахматы и делаете ход в первый раз, вы осознаете действия, потому что шахматы более явны, чем набор текста в начале. По мере того, как вы больше играете в шахматы, ходы могут стать более автоматическими, и ваше внимание к деталям постепенно угасает, что позволяет вам больше доверять своей интуиции, а также сосредоточиться на стратегии, а не только на логистике хода.
Заключение: Квалифицированный набор текста облегчает использование Superfluid Express sion
Пишущая машинка Курта Воннегута.
Некоторые писатели, такие как Джойс Кэрол Оутс, хорошо известны тем, что пишут от руки и используют желтые блокноты. Другие, как Курт Воннегут, предпочитают старомодную пишущую машинку и бумагу вместо Microsoft Word. Воннегут настоял на пишущей машинке Smith-Corona 2200. Печатание — это увлекательное сочетание явных и неявных навыков, потому что вы записываете сознательные, явные идеи с помощью неявных и немыслимых движений кончиков пальцев.
У меня есть предчувствие, что, поскольку печатание осуществляется обеими руками, оно задействует все четыре полушария мозга как явно, так и неявно. Это плавное слияние явного и неявного позволяет процессу письма стать сверхтекущим, если вы опытный машинист.
Кроме того, когда вы пишете левой или правой рукой на бумаге, вы задействуете только одно полушарие мозжечка, что может влиять на когнитивный процесс выражения явных идей посредством письменного слова. Исследователи из самых разных дисциплин в настоящее время изучают множество способов, с помощью которых явные и неявные системы обучения работают вместе и по отдельности для создания оптимальной функции мозга.
Если вы хотите узнать больше по этой теме, загляните в мои блоги Psychology Today :
- «Причина № 1.