Умолчание это и примеры – Умолчание — Википедия

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это | Путь к осознанности

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

Происхождение

Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

Умолчание в художественной речи

В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

Умолчание в русской литературе

Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах, что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

Пример использования умолчания:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если …
(А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

Умолчание в ораторском искусстве

Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

Связь с другими приёмами

С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.

www.litdic.ru

умолчание — это… Что такое умолчание?

УМОЛЧА´НИЕ — термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом.

Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:

А этот? Этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще…

подразумевается: «убил и ограбил». Или в «Бахчисарайском фонтане»:

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена.

Соответствующим жестом заканчивается басня Крылова «Гуси»:

Баснь эту можно бы и боле пояснить —

Да чтоб гусей не раздразнить…

подразумевается: «лучше помолчим».

Но иногда У. бывает настолько сложно, что читателю трудно догадаться о действительном продолжении фразы, например:

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б… но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже,

Хранит причину от людей

Своих надежд, своих страстей.

(М. Лермонтов)

Нет, вам красного детства не знать,

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш… но к чему повторять

То, что даже ребенку известно.

(Н. Некрасов)

На У. основан редчайший в практике поэтов стилистический оборот у В.

Маяковского: фраза прервана на полуслове, на рифме, состоящей из трех кратких слов, которые вне контекста были бы совершенно бессмысленны:

И эту секунду

бенгальскую,

громкую

Я ни на что б не выменял, —

я ни на…

Из сигарного дыма

ликерной рюмкою

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

(«Облако в штанах»)

Близка к фигуре У. прерванная на рифмующемся полуслове фраза в стихотворении М. Светлова «Гренада»:

Я видел: над трупом

Склонилась луна

И мертвые губы

Шепнули: — Грена…

Или в поэме П. Антокольского «Сын»:

Какой итог, какой душевный опыт

Здесь выражен, какой мечты глоток?

Итог не подведен, глоток не допит.

Оборвалась и подпись: «В. Анток…»

Еще более разительный пример У. в сочетании с ретардацией у Маяковского в «Стихах о советском паспорте»: начав в конце первой строфы фразу «Но эту…», поэт оборвал ее и повел на протяжении девяти строф повествование о паспортах других, несоветских государств, затем — о советском паспорте, и лишь в конце десятой строфы он повторил оборванную фразу, закончив ее великолепным в своей выразительности агитационным восклицанием. Здесь Маяковский повторил и развил прием, примененный А. Пушкиным в поэме «Граф Нулин»:

Он входит, медлит, отступает,

И вдруг упал к ее ногам,

Она… Теперь, с их позволенья,

Прошу я петербургских дам

Представить ужас пробужденья

Натальи Павловны моей

И разрешить, что делать ей?

Она, открыв глаза большие,

Глядит на графа — наш герой

Ей сыплет чувства выписные…

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.

poetique.academic.ru

Р. Г. Назиров Фигура умолчания в русской литературе

Шиллер в основном забыт. А русская классика не может быть адекватно воспринята вне Европы.

Особенно сильно и оригинально прием сюжетно значимого умолчания разработан в «Братьях Карамазовых».

Происхождение Смердякова не скрыто от читателя, но дано с некоторой неопределенностью: это характерно для Достоевского, он не любил окончательных высказываний. Выражаясь языком художественной графики, он любил пятно, а не контур. Достоевский — «нелинейный» художник.

Символические жесты героев Достоевского, о которых мне уже доводилось писать, как правило, безмолвны. Жест есть паралингвистика, но у жеста есть свой лингвистический план: это именно умолчание как явление художественного языка. И таких жестов в «Братьях Карамазовых» несколько.

Во-первых, это земной поклон старца Зосимы Мите — жест, ошеломивший всю аудиторию. Во-вторых, поцелуй Христа в Легенде о Великом инквизиторе.

Что означал поклон Зосимы? Старец поклонился Мите за его будущее страдание. Здесь умолчанием скрыто пророчество.

Поцелуй Христа — в губы Великого инквизитора — вызывал особенно много споров. В. Е. Ветловская в одной из своих работ попыталась дать этому жесту чисто догматическое, православное объяснение и привлекла древнее пророчество о том, что Христос убьет Антихриста «дыханием уст своих». Но, во-первых, поцелуй и дыхание — не одно и то же. Во-вторых, Валентина Евгеньевна забывает, что Легенду сочинил тот самый Иван Карамазов, которого она сама считает воплощением Сатаны. Как же он может сочинить столь возвышенно христианский финал своей Легенды? Или это очередная дьявольская ложь, притворство, водевиль? Ясно, что в интерпретации В. Е. Ветловской возникает логическая неувязка.

На мой взгляд, поцелуй Христа — никакое не пророчество, а загадка. Великий инквизитор выражает идеи, которые терзают ум и душу самого Ивана. Легенда представляет собой лиро-эпическую поэму в романтическом духе, и автор (Иван) предельно близок к своему герою. То, что Христос не произносит ни слова, не есть умолчание: Христос уже все сказал, и Великий Инквизитор знает каждое его слово. Получается, что диалог Великого Инквизитора с пленным Христом есть инсценизация внутреннего диалога Ивана. Почему же эта инсценизация все же является диалогом, коль скоро

nevmenandr.net

Умолчание Википедия

Умолчание (также апосиопе́за, апозиопеза, апозиопезис от др.-греч. ἀποσιώπησις, «умолчание», недомолвка[1]) — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.

Использование

Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком. Апозиопеза вводит в речь многозначительность, побуждает другую сторону к домысливанию, подчёркивает несоразмерность глубины якобы заложенной мысли со скромностью самого выражения.

Используется как в ораторском искусстве, так и в частных и деловых беседах, в том числе и официального характера: «Если в нашей экономике не наступит серьёзных перемен, то …».

Апозиопеза создаёт напряжённость, в литературе эта напряжённость может разрешаться как в драматическом, так и в комическом плане. Комическое разрешение апозиопезы широко использовал Гоголь для характеристики психологически примитивных героев: «Да как вы смеете? Да вот я… я служу в Петербурге. Я, я, я…» (Хлестаков в «Ревизоре»).

В. М. Мокиенко указывает на использование апозиопезы вместо табуированной лексики: «хоть до …», «ты же такой …»[2].

Противоположный приём, опускающий начало стандартного фразеологического оборота, называется просиопезой. В русском языке типичным примером является опускание имени и называние человека только по отчеству («Ильич»)

[3].

Примеры

Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

Иван Бунин. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

  • А. П. Квятковский. Умолчание (неопр.). Поэтический словарь. ФЭБ (1966). Дата обращения 8 апреля 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.

wikiredia.ru

умолчание — это… Что такое умолчание?

  • Умолчание — Умолчание  намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся… …   Википедия

  • умолчание — недомолвка, недосказанность, недоговорка, недоговоренность; умалчивание, фигура умолчания. Ant. высказанность, откровенность Словарь русских синонимов. умолчание см. недомолвка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Рус …   Словарь синонимов

  • УМОЛЧАНИЕ — УМОЛЧАНИЕ, умолчания, ср. 1. только ед. Действие по гл. умолчать (книжн.). Умолчание о самом существенном. 2. Служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (лит.), напр …   Толковый словарь Ушакова

  • умолчание — УМОЛЧАТЬ, чу, чишь; сов., о чём. Умышленно не сказать о чём н. Умолчал о самом главном. Не могу у. (считаю себя обязанным сказать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • умолчание — Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания. [ГОСТ 28397 89] Тематики языки программирования EN default …   Справочник технического переводчика

  • Умолчание — 15. Умолчание Default Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания Источник: ГОСТ 28397 89: Языки программирования. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Умолчание — (греч. άποσιώπησίς) риторическая фигура, где речь внезапно прерывается перед самым ее окончанием напр., у Виргилия известное quos ego! , y Пушкина (заключительный стих элегии Ненастный день ): Но если… . Действие У. иногда очень сильное… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Умолчание — I ср. 1. процесс действия по гл. умолчать отт. Результат такого действия. 2. То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным. II ср. Служащий для усиления выразительности речи стилистический приём, при котором выражение мысли остается… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • умолчание — умолчание, умолчания, умолчания, умолчаний, умолчанию, умолчаниям, умолчание, умолчания, умолчанием, умолчаниями, умолчании, умолчаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • умолчание — высказанность досказанность …   Словарь антонимов

  • умолчание — Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (П у ш… …   Словарь лингвистических терминов

  • literaturologiya.academic.ru

    умолчание — это… Что такое умолчание?

  • Умолчание — Умолчание  намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся… …   Википедия

  • умолчание — недомолвка, недосказанность, недоговорка, недоговоренность; умалчивание, фигура умолчания. Ant. высказанность, откровенность Словарь русских синонимов. умолчание см. недомолвка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Рус …   Словарь синонимов

  • УМОЛЧАНИЕ — УМОЛЧАНИЕ, умолчания, ср. 1. только ед. Действие по гл. умолчать (книжн.). Умолчание о самом существенном. 2. Служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (лит.), напр …   Толковый словарь Ушакова

  • умолчание — УМОЛЧАТЬ, чу, чишь; сов., о чём. Умышленно не сказать о чём н. Умолчал о самом главном. Не могу у. (считаю себя обязанным сказать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • умолчание — Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания. [ГОСТ 28397 89] Тематики языки программирования EN default …   Справочник технического переводчика

  • Умолчание — 15. Умолчание Default Соглашение о характеристике языкового объекта или выполняемом действии при отсутствии их явного описания Источник: ГОСТ 28397 89: Языки программирования. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Умолчание — (греч. άποσιώπησίς) риторическая фигура, где речь внезапно прерывается перед самым ее окончанием напр., у Виргилия известное quos ego! , y Пушкина (заключительный стих элегии Ненастный день ): Но если… . Действие У. иногда очень сильное… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Умолчание — I ср. 1. процесс действия по гл. умолчать отт. Результат такого действия. 2. То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным. II ср. Служащий для усиления выразительности речи стилистический приём, при котором выражение мысли остается… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • умолчание — умолчание, умолчания, умолчания, умолчаний, умолчанию, умолчаниям, умолчание, умолчания, умолчанием, умолчаниями, умолчании, умолчаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • умолчание — высказанность досказанность …   Словарь антонимов

  • dic.academic.ru

    Умолчание примеры. Умолчание

    Другой особенностью живой разговорной речи, используемой как стилистический прием, является так называемое умолчание. В живой разговорной речи умолчание обычно является следствием сильного наплыва чувств, мешающего закончить речь, или иногда, — нежелания продолжать мысль. Например: If you continue your intemperate way of living, in six months» time. … В данном случае умолчание является результатом нежелания продолжить мысль. Из придаточного предложения условия становится более или менее ясным, что должно быть высказано в главном предложении. Умолчание здесь смягчает силу приговора. С другой стороны, в таком предложении, как You just

    come home and I»ll сказанном рассерженным отцом

    по телефону своему сыну, умолчание является результатом наплыва чувств, сильного возбуждения, которое мешает говорящему логически закончить мысль. Для говорящего самого мысль не совсем ясна. Но можно сказать, что основное содержание этого сильно эмоционально-окрашенного высказывания — угроза. В живой речи умолчание часто сопровождается жестом и мимикой. Кроме того интонация тоже в значительной степени раскрывает содержание той части высказывания, которое остается невысказанной. Ни мимика, ни интонация не могут быть изображены средствами письменной литературной речи. Да это и естественно. Само умолчание, как было указано выше, является характерной чертой устного типа речи, где лишь ситуация способна раскрыть содержание высказывания. Однако, умолчание может выступить в качестве стилистического приема, сильно повышающего эмоциональную напряженность высказывания. Обычно умолчание проявляется в авторской речи и в стихах. Например:

    And oh! if e»er I should forget, I swear — But that»s impossible, and cannot be.

    Характерно, что как стилистический прием, умолчание чаще всего употребляется после придаточных предложений условия. Это и понятно. Само условие бывает настолько ясным и четким с точки зрения возможностей его реализации, что нет необходимости его уточнять.

    Умолчание не следует смешивать с теми случаями, когда, в реальных условиях общения двух лиц, речь одного из них оказывается незаконченной из-за того, что собеседник его перебивает. Так например:

    А — I shall never

    В — You always «shall never «

    Несобственно-прямая речь

    В стиле художественной речи существуют три типа передачи речи: прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь. Под термином несобственно-прямая речь объединяются две ее разновидности: косвенно-прямая речь и изображенная речь.

    К компетенции стилистики относится только несобственно-прямая речь. Но поскольку этот стилистический прием

    www.sofida.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *