Умственные способности человека: Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

Содержание

Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

В статье даны рекомендации как определить свой уровень умственных способностей, описана структура умственных способностей.

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

  • Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).
  • Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).
  • Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

  • лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;
  • логико-математических;
  • пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;
  • натуралистических;
  • музыкальных;
  • телесно-кинестетических;
  • интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

  1. Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.
  2. Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.
  3. Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.
  4. Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Уровень умственных способностей

Группа тестов для определения уровня умственных способностей носит название «тесты интеллекта».

Цель тестирования умственных способностей – определение готовности к обучению в школе, выявление причин неуспеваемости, выявление одарённых детей, обеспечение индивидуального подхода к обучению, определение сложностей и отклонений в развитии.

Тесты на интеллект измеряют уровень умственного развития, но не показывают того, каков врождённый интеллект, природные возможности и того, какова была степень обученности испытуемого, несомненно отражающаяся на результате тестирования.

Однако результаты тестов предоставляют ценные сведения, отражающие уровень развития тех или иных способностей, а это может быть с успехом использовано при решении воспитательных задач и способствовать повышению эффективности обучения.

Уровни умственных способностей разных учеников неодинаковы, и существует классификация, позволяющая разделять учащихся на определённые категории. Основывается такое разделение на определении коэффициента интеллекта (IQ), поскольку принято считать, что именно он способен наиболее полно показать уровень умственных способностей. Коэффициент представляет собой соотношениям умственного возраста к фактическому, и если ученик, согласно результатов теста, демонстрирует умственный возраст выше, чем у средних учеников-сверстников, считается, что его коэффициент интеллекта высок. Если умственный возраст низок для соответствующего хронологического возраста, то и IQ низок. Формула такова: умственный возраст делим на хронологический возраст и умножаем на 100. Учащихся по уровню IQ делят на четыре категории:

1.Высокие умственные способности:

— от 110 баллов до 119 – способные ученики

— от 120 до 139 – незаурядные

— от 140 – одарённые.

2.Средний уровень:

от 90 до 109 баллов.

3. Ниже среднего (70 – 89 баллов):

80-89 – сюда входят дети с задержкой в умственном развитии

70-79 – дети с пограничными нарушениями интеллекта.

4. Низкий уровень (ниже 70 баллов):

50 – 69 – дети, поддающиеся обучению

25 – 49 – дети, поддающееся привитию элементарных навыков

ниже 25 – дети, нуждающиеся в постоянной опеке.

Высокие умственные способности – желанная цель, но сверхвысокие значения IQ могут означать личностные проблемы испытуемого, его недостаточность в области эмоциональных способностей, коммуникации, ориентации на ценности.

Диагностика умственных способностей

Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:

  1. Обучаемость (способность усваивать новые знания).
  2. Ителлект (способность применять знания на практике).
  3. Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).

Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.

С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений. Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них. Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.

На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э. Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию. За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.

В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.

По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей. Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности. Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.

На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине). Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты. Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.

Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.

  • Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
  • Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.

Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни. Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д. Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.

Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Тренировать мозг онлайн с помощью специальных игр, тренажеров и упражнений, Вы можете ежедневно занимаясь на нашем сайте.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Ключевые умственные способности улучшаются с возрастом

20 августа 2021 14:00 Наталия Теряева

Каждая из сетей мозга имеет разные характеристики, работает в разных областях мозга и использует разные нейрохимические вещества и гены.
Иллюстрация John Hain/Pixabay.

Американские и португальские медики опровергли общепринятое мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Все совсем наоборот, утверждают ученые.

Исследование ученых Медицинского центра Джорджтаунского университета сообщает хорошие новости: возраст не ухудшает, а улучшает когнитивные функции мозга. По крайней мере, те из них, что имеют наибольшее значение. Статья об этом опубликована в научном журнале Nature Human Behavior.

Ученые утверждают, что у пожилых людей улучшаются две ключевые функции мозга, те, что отвечают за анализ новой информации и помогают сосредоточиться на главном в конкретной ситуации. Эти функции лежат в основе работы памяти, принятия решений и самоконтроля. Они важны в навигации, владении математикой, языком и чтением.

«Эти результаты поразительны и важны для наших представлений о старении, – говорит ведущий автор работы Майкл Т. Ульман (Michael T. Ullman) из Университета Джорджтауна. – Люди полагают, что внимание и управляющие функции [мозга] снижаются с возрастом, … но результаты нашего большого исследования показывают, что важнейшие элементы этих способностей на самом деле улучшаются с возрастом.

Вероятно, потому что мы практикуем эти навыки на протяжении всей жизни».

Исследовательская группа ученых из США и Португалии изучала когнитивные способности группы из 702 участников в возрасте от 58 до 98 лет. Ученые сосредоточились на исследовании предупреждающей, ориентирующей и исполняющей сетей мозга. Каждая из сетей имеет разные характеристики, работает в разных областях мозга и использует разные нейрохимические вещества и гены. Следовательно, рассуждали ученые, сети могут демонстрировать разные модели старения. Их дальнейшее изучение и преподнесло ученым сюрпризы.

Поясним, что сеть предупреждения характеризуется состоянием повышенной бдительности и готовности к реагированию на поступающую информацию. Сеть ориентации задействует ресурсы мозга для определения положения в пространстве. Исполнительная сеть отбрасывает отвлекающую или противоречивую информацию, позволяя сознанию сосредоточиться на самом важном в конкретных обстоятельствах.

«Мы постоянно используем все три сети, – объясняет Жуан Вериссимо (João Veríssimo) из Лиссабонского университета. – Например, когда вы ведете машину, сеть предупреждения отвечает за вашу повышенную готовность к приближению перекрестка. Сеть ориентирования задействуется, когда вы переключаете внимание на неожиданное движение, например, на проходящего пешехода. А исполнительная сеть мозга позволяет вам не отвлекаться на птиц или рекламные щиты, чтобы сосредоточиться на вождении».

Исследование показало, что с возрастом снижались только способности к предупреждению. А способности к ориентированию и исполнительная функция, напротив, улучшались.

Ученые предполагают, что, поскольку сеть ориентации и исполнительная сеть – это просто навыки, то их можно улучшать с практикой на протяжении всей жизни. Ульман и Вериссимо предполагают, что польза от этой практики достаточно велика и она позволит перевесить возрастные нейронные нарушения.

По поводу же возрастного снижения бдительности мозга ученые считают, что эта способность является базовой для сознания и поэтому не может улучшиться с практикой.

«Из-за относительно большого числа участников и из-за того, что мы исключили множество альтернативных объяснений, результаты должны быть надежными и поэтому могут применяться довольно широко», – подчеркивает Вериссимо.

Так как ориентирующие и исполнительные навыки мозга лежат в основе множества форм поведения, выводы исследования могут использовать все, кто эти формы поведения изучает.

«Полученные данные не только меняют наше представление о том, как старение влияет на сознание, но также могут привести к клиническим улучшениям, в том числе для пациентов с нарушениями [процессов нормального] старения, такими как болезнь Альцгеймера», – говорит Ульман.

Добавим, что исследования когнитивных функций старшего поколения важны еще и по той причине, что, как правило, развитые страны, которые выделяют финансирование на такие исследования, также повышают возраст выхода своих граждан на пенсию.

Ранее мы писали о том, что найден способ вернуть памяти молодость и как старение мозга обернули вспять с помощью пересадки фекалий. А еще мы рассказывали, почему некоторые люди сохраняют прекрасную память до самой старости.

Больше интересных новостей науки и медицины вы найдёте в разделе «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».

наука мозг память молодость/старость нейрофизиология нейропсихология нейросеть нейроны новости

Ранее по теме

  • Продлить жизнь можно, избавив организм от двух продуктов переработки жиров
  • Подруги помогают женщинам избегать хронических болезней
  • Семейная жизнь защищает от старческого слабоумия
  • Гены-мутанты могут омолодить сердце на 10 лет
  • Отрицательные эмоции ускоряют наступление слабоумия?
  • Равнодушие к сексу указывает на риск ранней смерти у мужчин

Каков объем памяти человеческого мозга?

Каков объем памяти человеческого мозга? | Меданта

Заказать услугу в Меданте

  • 17 мая 2022 г.
  • #Мозг
  • #БолезниМозга
  • #Институт неврологии
  • #MedantaБлоги
  • #МедантаБольницы

 

Мы часто задаемся вопросом о блестящей силе памяти друга или ребенка, с которым мы сталкиваемся в жизни. Возвращаясь к периоду Возрождения, когда художник проявлял огромный интерес к человеческому разуму, например, творчество Шекспира в формировании таких персонажей, как Гамлет, Леонардо Да-Винчи рисовал Витрувианского человека и оживлял его.

Память человеческого мозга, несомненно, является одним из самых невероятных существующих органов. Вы будете удивлены, узнав факты о памяти человеческого мозга.

 

Давайте разберемся с объемом памяти человеческого мозга

 

Жизнь нового века познакомила нас с технологиями, используемыми в нашей повседневной жизни. Гаджеты, такие как компьютеры, планшеты и смартфоны, стали самой неотъемлемой частью нашей жизни. Когда мы думаем о замене этих гаджетов, мы в первую очередь рассматриваем память этого конкретного устройства. Давайте поймем фразы «мегабайты» и «гигабайты», которые помогут нам узнать объем памяти, который мы ищем, когда покупаем любой новый гаджет. Память человеческого мозга — действительно гениальная вещь, которой мы одарены. Память человеческого мозга далека от человеческого воображения. Человеческий мозг и нервная система склонны к проблемам, как и любая другая часть нашего тела.

 

Каков объем памяти человеческого мозга?

 

Человеческий мозг — это сложный орган, который управляет памятью, эмоциями, мыслями, осязанием, зрением, дыханием и всеми процессами, управляющими человеческим телом. Головной мозг в сопровождении спинного мозга образует нервную систему. Эксперты рассчитали память человеческого мозга, измерив связи между клетками мозга, и расшифровали это число в байты и единицы компьютерной памяти. Человеческий мозг содержит миллиарды нейронов, каждый из которых образует тысячи соединений. Один байт состоит из 8 бит, а человеческий мозг может хранить более одного квадриллиона байтов данных — петабайта. Как упоминалось в статье в журнале Scientific American, объем памяти человеческого мозга был подтвержден равным 2,5 петабайтам памяти. «Петабайт» означает 1024 терабайта или миллион гигабайт, так что мозг среднего взрослого человека может накопить эквивалент 2,5 миллионов гигабайт памяти. Согласно отчетам исследования, проведенного Стэнфордом, человеческий мозг конструктивно сравним с самыми авторитетными современными компьютерами. Кора головного мозга в человеческом мозгу обладает 125 триллионами синапсов, которые могут хранить до 2,5 петабайт общей емкости памяти.

 

Как работает объем памяти человеческого мозга?

 

Человеческий мозг направляет и принимает сигналы и знаки по всему телу.

Различные сигналы управляют процессами, и мозг понимает каждый из них. Множественные сообщения зарезервированы в мозгу. Другие сообщаются позвоночником и массивными участками нервов тела до пределов длины. Центральная нервная система зависит от бесчисленных нейронов или нервных клеток. Каждый нейрон включает в себя тысячи синапсов, и информация, которую хранит мозг, определяется силой сетей между нейронами, которая зависит от размера синапсов. Нейроны представляют собой состав трех жизненно важных фрагментов: сомы или сферической части, состоящей из ядра, дендритов или длинных ветвящихся участков, которые прикрепляются к другим клеткам, и аксона или длинного клеточного сегмента. Человеческий мозг отправляет, получает и в конечном итоге хранит данные и различную информацию. Мозг направляет информацию из коры, где хранятся нервные клетки мозга, в гиппокамп для хранения памяти. Он связывает память, обучение, ориентирование и восприятие пространства. Он получает информацию от коры головного мозга и может играть роль в развитии болезни Альцгеймера. Когда мы возвращаемся к воспоминаниям или событиям, процесс идет по обратному пути. В человеческом мозгу около 86 миллиардов нейронов и различные нейроглии, которые играют жизненно важную роль в качестве системы поддержки нейронов. Связь между нейронами важна, так как каждый нейрон может связываться примерно с 10 000 других.

 

Типы памяти

 

Память подразделяется на 3 широкие категории. К ним относятся-

  • Сенсорная память. Позволяет запоминать сенсорную информацию после прекращения действия стимула. Другие воспоминания начинаются после формирования сенсорных воспоминаний. Когда сенсорный опыт продолжает повторяться, он может перемещаться в кратковременную или долговременную память.
  • Кратковременная память. Это позволяет вам вспомнить краткосрочную информацию в течение короткого периода времени. Согласно исследованиям, кратковременная память длится около 30 секунд. Вы можете сохранить информацию в кратковременной памяти, репетируя ее. Например, строка чисел.
  • Долговременная память. Подавляющее большинство наших воспоминаний хранится в долговременной памяти. Любое воспоминание, которое мы можем вспомнить через 30 секунд, является долговременной памятью. Нет предела тому, сколько может хранить наша долговременная память и как долго. Он имеет 2 основные категории: явные и неявные
  • .

 

Советы по улучшению памяти

  • Откажитесь от курения и алкоголя, ограничьте потребление сладких и обработанных продуктов.
  • Ешьте продукты, улучшающие память, такие как листовые зеленые овощи, орехи, ягоды, рыба.
  • Регулярные физические упражнения стимулируют рост клеток головного мозга и выработку нейротрансмиттеров, улучшающих память.
  • Достаточный сон. Старайтесь спать от 7 до 8 часов каждую ночь.
  • Держите ум занятым и бросайте вызов через непрерывное обучение и стимуляцию. Путешествия, изучение новых языков, игра на музыкальном инструменте, уроки рисования или кулинарии, разгадывание головоломок, настольные игры — все это способствует росту новых клеток мозга.
  • Организованность помогает лучше запоминать информацию, как и определенные мыслительные привычки, такие как повторение имени человека, когда вас представляют, перефразирование разговоров и внимательное чтение.
  • Медитация, снижение стресса и поддержание сети социальных отношений.

 

Заключение

 

Несмотря на то, что компьютеры и современные устройства хранения данных оказались невероятным чудом современности, человеческий мозг по-прежнему признается самой влиятельной мыслящей машиной в мире. Память человеческого мозга не так проста, как двоичный файл, включенный или выключенный. Это сложная, взаимосвязанная серия стимулирующих синапсов, принимающих и посылающих сигналы. По мере того, как мы исследуем и открываем больше, его сила и возможности становятся поразительными для понимания и наблюдения. После десятилетий психологических и анатомических исследований ученые и эксперты все еще должны изучить и исследовать память человеческого мозга, чтобы понять ее емкость и работу. Необходимо проконсультироваться с неврологами/психиатрами для диагностики и лечения проблем, связанных с мозгом.

Имя:

Мобильный номер:

Капча:


Умственный потенциал | Фонд психического здоровья

У кого-то могут отсутствовать умственные способности, если они не могут:

  • понимать информацию о конкретном решении
  • запомнить эту информацию достаточно долго, чтобы принять решение
  • взвесить информацию для принятия решения или
  • сообщить о своем решении

Каждый день в нашей жизни мы принимаем большие и маленькие решения. Большинство из нас способны принимать эти решения самостоятельно. Однако у некоторых людей это влияет на их способность принимать определенные решения в отношении своей жизни. Например:

  • Человек с ограниченными возможностями обучения может не иметь возможности принимать важные решения, например, где жить или как инвестировать свои деньги, но все же может принимать решения о том, что есть, носить и чем заниматься каждый день
  • Человек с проблемами психического здоровья может быть не в состоянии принимать решения, когда он нездоров, но может принимать их, когда он здоров
  • Человек с деменцией, вероятно, потеряет способность принимать решения по мере прогрессирования деменции

Что может вызвать недостаток умственных способностей?

Многие вещи могут вызвать недостаток умственных способностей. Это может быть:

  • постоянный, где всегда затрагивается чья-то способность принимать решения. Это может быть следствием инсульта или черепно-мозговой травмы, тяжелой деменции или неспособности к обучению
  • временный, когда у кого-то есть емкость в какое-то время, но не в другое. Это может быть связано с проблемой психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами или алкоголем, спутанностью сознания, сонливостью или потерей сознания из-за болезни или лечения

Что произойдет, если я потеряю умственные способности?

Закон о психической дееспособности призван защитить вас, если у вас нет умственной дееспособности. Там написано:

  • вы имеете право принимать собственные решения, если у вас есть умственные способности
  • предполагается, что у вас есть умственные способности, если только вы не получили оценку, показывающую, что у вас их нет. Никто не должен говорить, что вам не хватает способностей только потому, что вы принимаете решение, которое кажется неразумным или необычным
  • вам нужно помочь принять собственное решение
  • любые решения, принятые за вас, должны приниматься в ваших интересах.

Никто не должен решать, что вам не хватает дееспособности, или делать предположения о том, что в ваших интересах, исходя из вашего возраста, внешности, диагноза психического здоровья или другого состояния здоровья.

Закон о психической дееспособности распространяется на жителей Англии и Уэльса. Если вы живете в Шотландии, существует отдельный закон: Закон о взрослых с недееспособностью (Шотландия) 2000 года.

На веб-сайте NHS есть дополнительная информация о Законе о психической дееспособности

Как я могу планировать заранее?

Потеря умственных способностей может произойти неожиданно, поэтому имеет смысл строить планы на случай, если вы не в состоянии принимать собственные решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *