краткое содержание, анализ и отзывы
Произведения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского должен знать каждый уважающий себя человек. Если времени на полноценное чтение всех книг категорически не хватает, прочитайте для начала «Униженные и оскорбленные». Краткое содержание (1 часть и последующие будут рассмотрены в данном обзоре) расскажет вам о непростой истории двух семей и научит распознавать добро и зло, искренность и ложь, любовь и ложные чувства.
Главные герои романа
Федор Достоевский в повествование вводит Ивана Петровича – писателя, который к финалу произведения дописывает свою повесть. Вести дневник он начал не от хорошей жизни: в детстве родители оставили его сиротой, и мальчик воспитывался в доме Николая Сергеевича Ихменева. Он был хорошей, но обедневшей фамилии, проиграл свое имение, но вскоре стал хозяином маленькой деревушки и женился на Анне Андреевне Шумиловой. В последующих главах семейство сталкивается с неприятностями. Читатель понимает, что название произведения выбрано не случайно, и именно Ихменевы — униженные и оскорбленные.
Краткое содержание повествует о том, что к старикам начал наведываться князь Петр Александрович Валковский со своим сыном Алешей. Ихменев вскоре стал управляющим, но после конфликта его семейство было вынуждено снова отправиться в Петербург. Дочь Николая Сергеевича и Анны Андреевой, Наташа, была камнем преткновения между Алешей и писателем Иваном. Последующие события этого любовного треугольника будут описываться в книге «Униженные и оскорбленные». Краткое содержание по частям и главам передаст сложность отношений между двумя семействами.
Второстепенные герои романа и их роль
Действия начинаются в немецкой кондитерской, куда направляется старик Смит с собакой Азоркой. В помещении он раздражает присутствующих своим многочасовым времяпрепровождением, но ему больше не суждено сюда вернуться… Азорка внезапно умирает от старости или голода, после чего старик поспешил на выход и тоже неожиданно умер.
Станьте очевидцами действий романа «Униженные и оскорбленные»: краткое содержание по главам расскажет вам о том, как важно в этом жестоком мире оставаться хорошим человеком, каким был главный герой Иван. Смит называет ему свой адрес, и вскоре юноша перебирается в его квартиру, где встречает внучку старика — Елену. Анна Трифоновна Бубнова – содержательница этой девочки-сиротки, часто бьет ее и унижает. Филипп Филиппович Маслобоев – школьный товарищ Вани, которому он рассказывает историю о Смите.
Княгиня Катерина Федоровна Филимонова становится сначала подругой Алеши, а потом и невестой, тем самым разрушив его отношения с Наташей. Героиня появляется в романе нечасто, но читателю сразу становится понятно, что под маской этой богатой женщины скрывается наивный ребенок.
Содержание 1 части «Униженные и оскорбленные» (краткое)
Отзывы об этом романе колеблются от восторженно-положительных до неодобрительных, но, чтобы оценить задумку писателя, необходимо самому углубиться в эпоху 19 века и понять сложность отношений главных героев.
На первых страницах своей книги Достоевский знакомит читателя с жизнью Ивана Петровича, семейством Ихменевых и Валковских. Князь отправляет в воспитательных целях в дом Николая Сергеевича своего сына Алешу, и там у молодого человека с Наташей завязывается роман. Все это происходило во время отсутствия Ивана, который уехал учиться в Петербург. По возвращении молодой писатель понимает, что Наташа – его судьба. Иван делает ей предложение, которое девушка принимает, но старики не торопятся со свадьбой, и эта ошибка становится роковой… Вскоре Наташа уходит к Алеше, который впоследствии оказался подлецом.
Несчастный Иван переезжает в квартиру Смита и встречается там с его внучкой Еленой. Алеша с Наташей жили в бедной квартире на Фонтанке. Девушка часто грустила и была уверена, что жених бросит ее ради Катерины Федоровны – барышни, которую князь Валковский выбрал сыну в жены. Обо всем сокровенном Наташа разговаривала с Иваном, который часто навещал ее.
Содержание 2 части
Князь Валковский хочет породниться с Катериной Филимоновой, но одновременно понимает, что настоящее счастье его сыну принесет только Наташа. Иван чаще видится с Еленой и становится свидетелем того, как жестоко с ней обращается старуха Бубнова: после побоев у девочки начинаются припадки. Сложно поверить, что такие жестокие женщины по сей день живут на земле, но описание подобного зверства дано в книге «Униженные и оскорбленные». Краткое изложение, к счастью, не передает всего ужаса четвертой главы второй части.
Молодой человек решает увезти девочку, нанимает ей доктора, покупает хорошую одежду, но она рвалась работать и готова обратно уехать к старухе-тирану. Бедняжка начинает сама ухаживать за своим спасителем и просит отныне называть ее Нелли – так звали ее мать-иностранку.
Содержание 3 части
Приближаясь к квартире Наташи на Фонтанке, Иван заметил коляску князя Валковского, с которым они затем вместе вошли в дом. Девушка была одна и рассказала, что Алеша несколько дней не появлялся, но стоило ей завести речь, как внезапно он вернулся от Катерины Филимоновой. Наташа вспыхнула, решив, что князь только пытается казаться добрым, а на самом деле жаждет того, чтобы невестой сыну была именно эта богатая барышня…
Алеша клялся Ихменевой в вечной любви и в том, что к Кате относится только как к сестре. Но девушка не верила и попросила Ивана навестить графиню. Несложно догадаться, что над семейством Ихменевых жестоко подшутила судьба, и именно они — униженные и оскорбленные. Краткое описание последующих событий раскрывает эту мысль. Вскоре поступило предложение князя навестить графиню. Постепенно читатель узнает, что Катерина влюблена в Ивана, а тот уже почти не любит Наташу. Пьяный князь на вечере раскрылся с иной стороны: он признался в своих корыстных намерениях и объявил о желании поженить сына и графиню.
Содержание 4 части
Теперь у Ивана болит душа за двух девушек: за Наташу и Нелли. Вторая становилась непослушной и подшучивала над своим доктором. Несчастной поставили диагноз – порок сердца, и даже лекарства не способны продлить ей жизнь. Нелли не могла жить у Ивана спокойно, поэтому сбежала, оставив записку. Доктор, который поначалу казался ей другом, отказался взять ее на воспитание, а у Ихменевых девочка не хотела оставаться.
Далее следует кульминация романа «Униженные и оскорбленные» — краткое содержание последующих глав раскрывает подлую сущность всего семейства Валковских. Алеша заявляет, что любит Катерину Филимонову, но спешит обвенчаться с Наташей, поскольку не представляет без нее жизни. Но их счастью мешает конфликт отцов, поэтому Ихменев лишает дочь родительского благословения и проклинает ее. Однако свадьба Алеши и Наташи так и не состоялась, и победителем в этой битве оказался князь, женивший сына на графине. Старики Ихменевы обрели другое счастье: простили свою дочь и стали воспитывать Нелли как родную.
Эпилог
Нелли продолжала жить в доме у стариков Ихменевых, и вскоре совсем к ним привыкла, а Иван дописал свою повесть, над которой так долго работал. Филипп Маслобоев часто навещал семейство и не остался в стороне, узнав о трагической судьбе девочки. Он тайно рассказывает Ивану о том, что Нелли на самом деле вовсе не сиротка, а дочь князя Валковского – это и является переломным моментом в книге «Униженные и оскорбленные». Оказалось, что девочка все знала, но молчала… Она доживает свои последние дни в мучениях. Перед смертью Нелли вручает Ивану крест с ладанкой, где хранилось послание ее матери Валковскому.
История падения и воскресения главной героини
Первая любовь всегда самая искренняя, страстная и влечет за собой тяжелые последствия – для Наташи Алеша наверняка был первым, поэтому она оставила отчий дом ради него. Она сама казнила себя, решив бросить все и стать рабой этого «взрослого ребенка», вечного игрока и любимца женщин. Из-за Валковских Ихменевы не только несчастные, но и униженные и оскорбленные.
Краткое содержание далее повествует о том, что Алеша без зазрения совести жаловался Катерине, будто Наташа ничем для него не жертвует… Неужели ему было мало ухода девушки из родительского дома? Николай Ихменев запретил произносить имя дочери, а сам похитил золотой медальон с ее портретом у жены, чтобы втайне от всех любоваться, вспоминать, мучиться… Наташа причинила много страданий старикам, но ее нельзя обвинять в содеянном – поступки делались ради любви, а это и есть главное оправдание. В конце четвертой части отец прощает дочь и падает перед ней на колени. Ихменевы, униженные и оскорбленные, все-таки воссоединяются, и для них это и есть подлинное счастье.
Роль героини Нелли в концепции книги
Трагичность романа усиливается описанием нелегкой судьбы девочки с пороком сердца, которая, как кажется на первый взгляд, стала участницей действий случайно. Незаконнорожденная Нелли, в детстве потерявшая мать, до конца жизни обречена ненавидеть человечество, которое причинило ей столько боли. Они терпит все побои, унижения и сама отказывается от счастья – это маленькое создание не знает, что значит быть счастливой, возможно, поэтому не может жить с людьми, которые так же, как и она, униженные и оскорбленные.
Краткое содержание раскрывает истинную историю ее семьи: когда-то Смит проклял и выгнал свою дочь, бежавшую с любовником, которым оказался Валковский. Именно Нелли возвращает в семейство Ихменевых гармонию и понимание. Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги Наташе с просьбой простить его. Таким образом, бедняга Нелли принесла себя в жертву за грехи матери, подлого отца и за счастье семейства Ихменевых.
История создания
Книга «Униженные и оскорбленные» увидела свет в 1861 году в журнале «Время», при жизни Достоевского дважды переиздавалась. В России настороженно относились к писателям, вернувшимся из ссылки, поэтому гениальный роман не был встречен восторженно, хотя критики и отозвались о нем положительно (в частности, В. Г. Белинский).
Произведение было экранизировано трижды: в 1915 году труппой артистов театра Соловцова, в 1976 вышел спектакль в постановке Е. Велиханова. В 1991 снят фильм режиссера А. Эшпая; в 2005-м сделан мюзикл на музыку А. Журбина. Чтобы понять идею романа, важно не только смотреть постановку с экрана, но и прочитать «Униженные и оскорбленные» (краткое содержание).
Гюго и его роман «Отверженные»
Тема униженных и оскорбленных не первое столетие остается актуальной в мировой литературе. Главный герой произведения Виктора Гюго — Жан Вальжак — пробыл на каторге почти 20 лет за мелкую кражу, и выйдя на свободу, открывает собственную фабрику и становится мэром. Все это он делает под чужим именем, но властям становится известна вся правда: беднягу снова лишают свободы, но на сей раз он совершает побег. Жан воспитывает Козетту, дочь одной несчастной женщины, умершей от чахотки. Возлюбленный девушки участвовал в республиканском восстании и был осужден, но Вальжак спасает его и благословляет молодых. На следующий год он умирает в нищете на руках у Козетты и ее мужа. «Отверженные» – это история грешника, ставшего великим праведником. Таким образом, произведения на тему «Униженные и оскорбленные» имеются не только у Федора Достоевского, но и у Виктора Гюго.
«Униженные и оскорбленные» краткое содержание, роман от которого сжимается сердце
Роман «Униженные и оскорбленные» Федора Михайловича Достоевского – это произведение, которое было написано им после каторги и впервые опубликовано в журнале «Время» с января по июль 1861 года. Очевидец сильных человеческих страданий, автор вынашивал идею “Самый забитый последний человек есть тоже человек, и называется брат твой”. С первых строчек романа мы знакомимся с писателем по имени Иван Петрович (повествование ведется от 1 лица), который вышел искать более приемлемое жилье: старая квартира была сырой, и это влияло на здоровье.
На улице он почувствовал себя нехорошо, но вдруг увидел такое, от чего сжалось сердце: нелепую и странную фигуру старого человека, который приближался к кондитерской. Высокого роста, со сгорбленной спиной, в старом, разорванном по швам пальто, старик производил впечатление сумасшедшего, который убежал от своих надзирателей. Рядом с ним была собака, выглядевшая тоже очень старой.
Старик переступил порог кондитерской и, как обычно, уселся на стул. Он заходил туда часто и делал одно и то же: обосновавшись в углу, смотрел в одну точку бессмысленным тупым взглядом. Не читал, ни с кем не разговаривал. Рядом ложилась собака – и тоже производила впечатление неподвижной.
Так продолжалось до тех пор, пока свой пристальный взгляд старик (совершенно неосознанно!) обратил на некого Адама Ивановича, амбициозного посетителя кондитерской, который, как сам он утверждал, был «известен у двора» и возмутился таким поведением. Началась суматоха, ведь ничего не понимающий старик засуетился и собрался уходить. Добрый хозяин кондитерской Миллер проникся жалостью к бедному человеку: «Нет-нет, сидите! Шульц очень просил вас не смотреть на него. Он у двора известен».
Бедняк, казалось, не понимал ничего. Он стал звать свою собаку – Азора – но, как выяснилось, животное уже умерло. Горю старика не было предела. Все это поняли и захотели помочь бедняге, Миллер даже предложил коньяк. Увы, безутешный старый человек вышел из кондитерской. За ним устремился писатель, предлагая отвести домой. Но старик уже не мог подняться и успел пробормотать только адрес, после чего скончался.
Эта печальная история стоила писателю многих хлопот. Во-первых, отыскали квартиру старика – очень бедное жилище, где из мебели был только стол, на котором стояла глиняная кружка и лежала сухая корка хлеба; диван, два стула. Печь не топилась уже долгое время. Во-вторых, выяснились имя и фамилия «героя происшествия» – им был иностранец, русский подданный Иеремия Смит, которому было семьдесят восемь лет и который когда-то работал машинистом. Также в жилище старика обнаружились две книги – краткая география и Новый Завет. Их писатель приобрел для себя. А после похорон он и сам поселился в опустевшей квартире Смита.
Впрочем, начиная роман с этой истории, автор намеренно забегает наперед. И лишь затем рассказывает о том, что по праву и должно было стать началом повествования, – о своей жизни. Проследим и мы его судьбу.
Итак, герой романа не имел родителей и рос в доме помещика Николая Сергеевича Ихменева, у которого из детей была лишь дочка по имени Наталья на три года моложе мальчика-сиротки. С нею они росли как брат с сестрой! Писатель с умилением вспоминает свое счастливое детство где «на небе было такое ясное, такое непетербургское солнце и так резво, весело бились их маленькие сердца».
Теперь пришло время поговорить о Николае Сергеевиче Ихменеве. Этот человек, в прошлом гусар, проиграл все свое состояние в карты. Но, к счастью, в самый последний момент, когда, казалось бы, пришел крах всему, – отыгрался и заполучил одну из своих деревень под названием Ихменовка.
В селе он женился на бедной дворянке Анне Андреевне Шумиловой, женщине, которая получила образование в пансионе. Надо сказать, хозяином Николай Сергеевич был отличным: все спорилось в его руках. Даже соседи-помещики перенимали у него полезный опыт.Жизнь шла своим чередом, как вдруг в их деревню пожаловал из Петербурга князь Петр Александрович Валковский, человек большого чина и значительных связей. Сильное впечатление произвел он и на обитателей дома Ихменевых, а в особенности на Анну Андреевну. С некоторыми другими соседями (которых считал ниже себя) не захотел даже поздороваться.
Он был очень любезен с этой семьей, часто заходил к ним, шутил, играл на фортепиано и отнюдь не производил впечатление черствого эгоиста, как о нем отзывались соседи. Но вскоре выяснилась причина такого поведения: князю понадобился управляющий, и им он хотел сделать именно честного (в отличие от прежнего управителя) Николая Сергеевича. Естественно, семья согласилась на такое предложение, а сам Николай Сергеевич даже привязался к Петру Александровичу как к другу.
Вдруг Николай Сергеевич получает от князя письмо, которое кажется удивительным, особенно на фоне предыдущей сухой, чисто деловой переписки. Петр Александрович во всех подробностях описывает свои семейные обстоятельства и просит взять Алешу (который ведет себя неподобающим образом) на воспитание. И вот с этого момента начинается череда интересных событий: по селу Васильевское проходит слух, что Ихменовы хотят, чтобы молодой князь женился на их дочери. Это была подлая и гнусная клевета, но, как говорится, на чужой роток не накинешь платок. Валковский, узнав об этом, поверил недобрым людям. А еще и тому, что Николай Сергеевич отнюдь не честен, как казалось раньше, что он растратил в свою пользу много хозяйских денег (двенадцать тысяч серебром). Начался судебный процесс. Из-за этих неприятных обстоятельств Ихменевы переехали в Петербург.
Приятные перемены
Долгожданная встреча писателя Ивана Петровича с Наташей, которую он не видел много лет, внесла светлую радость в его обыденную жизнь.
Он постоянно общался с девушкой и с каждым днем узнавал в ней что-то новое. Он был влюблен в неё. К тому же, в свет вышел его первый роман, который публикой был воспринят очень даже положительно, да и сама литературная деятельность вызвала восторг родителей Наташи, которые до того даже не подозревали, чем занимается Иван. Молодые мечтали о свадьбе, не против неё были Николай Сергеевич и Анна Андреевна, но решили все повременить годик. А в этот промежуток времени произошло неприятное событие: Алексей, сын князя Валковского, снова появился в доме у Ихменевых, и, хотя в том не было никакого умысла, а лишь утешение старикам, опять поползли неприятные слухи и сплетни. Как громом, сразило Николая Алексеевича ужасное письмо с обвинениями, написанное князем.
И все изменилось. Наташа стала другой: куда делась веселость былых лет? Теперь это была болезненная девушка с впалыми щеками, со сверкающими, как в лихорадке, глазами. Во взгляде её была какая-то страшная решимость. Иван, который в то время посетил Ихменевых, увидел её состояние и, поддавшись уговорам родителей, которые хотели, чтобы доченька пошла помолиться, взялся провожать девушку в церковь.
По дороге Наталья призналась ему о том, что вот в этот вечер уходит от родителей навсегда, что действительно любит Алексея беззаветно и преданно и не может жить без него, что они договорились встретиться в условленном месте, жить отдельно, а потом обвенчаться – тайно от Петра Александровича. Их встреча произвела на Ваню ошеломляющее впечатление. Он не знал, что делать дальше, как жить дальше, как объясниться с несчастными родителями Натальи, которые ждали её и верили в неё. Ведь это известие – очередной удар для Николая Сергеевича, который и так немало претерпел от князя, для Анны Андреевны. С этой минуты жизнь Вани переломилась надвое.
Оправляясь после безответной любви
Вот после такой неудавшейся любви Ваня и оказывается в бедном жилище, где до него обитал старик-иностранец Смит. Он творит свои произведения, изредка видится с Наташей, поселившейся отдельно вместе с Лешей. Вдруг в квартире внезапно появляется внучка Смита по имени Нелли – худая и бледная девочка с запутанными волосами. Она ищет дедушку и поражена известием о его смерти. Молодой человек пытается утешить Нелли, но тщетно. В страхе ребенок убегает, и как ни пытается догнать девчушку Иван, ничего не выходит. Зато на улице он совершенно случайно (в такое-то вечернее время!) встречает Николая Сергеевича, и вопреки своим планам побывать у Наташи, чтобы не обидеть старика идет к ним домой.
В задушевной беседе с Анной Андреевной Ваня рассказывает подробности совместной жизни Натальи с Алексеем: между ними уже давно размолвка, и Алексей увлечен другой девушкой по имени Катя. Этому, конечно же, посодействовал Петр Александрович, чтобы расстроить эти неугодные ему отношения. Но от Анны Андреевны Ваня узнает, что князь хочет женить Лешу на Екатерине не просто так. С мачехой её, графиней, у Петра Александровича была любовная связь, но жениться на ней он не смог. А теперь хочет стать родственником её падчерицы из-за выросшего – в три миллиона – состояния.
Вдруг вечером, когда Наталья и в очередной раз пришедший в гости Иван обсуждают поведение Леши, является и он сам – заявляя о желании разорвать отношения с Катериной, потому что хочет быть с Наташей (об этом Кате он уже сказал). Неожиданно явившийся в гости князь Валковский вдруг – как потом выяснилось, притворно – соглашается на брак сына с Натальей.
Но что князь Петр Александрович – совершенно плохой человек и преследует лишь цели собственной выходы, подтверждается еще одним, вернее двумя обстоятельствами. Во-первых, он, напросившись в друзья к Ивану Петровичу, однажды «снимает маску» и во время беседы с ним раскрывает свое истинное лицо и настоящие намерения: смеется над его чувствами к Наташе, издевается над доверчивостью и благородством Ихменева, как циник рассуждает о женских достоинствах девушки – и, конечно же, против этой женитьбы Алеши. Во-вторых, выясняется еще одно, весьма любопытное дело – о, как же в этой книге переплетены судьбы людей! Речь идет о девочке-сиротке, с которой Иван сталкивался недавно.
На помощь приходит счастливый случай (если вообще можно назвать случайностью то, что происходит с людьми): герой прямо на улице встречает своего школьного товарища Маслобоева и ему – частому детективу – рассказывает эту печальную историю. Благодаря совместным усилиям, им удается вырвать девочку из страшного притона и поселить в квартире у Ивана Петровича. Но тут выясняется очень любопытное обстоятельство – оказывается, отец Нелли – не кто иной, как… Валковский, тот самый Петр Александрович. Когда-то, много лет назад, князь имел деловые отношения со Смитом (который в то время был небедным иностранцем). Чтобы завладеть его деньгами, Петр Александрович постарался влюбить в себя его дочь и соблазнить её, пообещав жениться. В Швейцарии от них родилась маленькая девочка – Нелли. Валковский добился своей цели, но обанкротившийся Смит проклял дочь, не желая простить её.
Не принял он ее и после того, как после долгих скитаний бедная женщина вернулась с девочкой в Петербург, надеясь на поддержку – и отца, и князя. Но, увы, расчетливый Петр Александрович лелеял планы насчет нового брака и, конечно же, не желал, чтобы документы о его обязательстве когда-то жениться на дочери Смита обнаружились. Разумеется, ни о какой отцовской помощи маленькому ребенку не могло быть и речи. В конце концов, женщина умерла от чахотки, а девочка оказалась у Бубновой. Вот за расследование этого дела и взялся Маслобоев.
Не оставьте без внимания другие книги Достоевского Федора Михайловича, талантливого русского писателя – художника и мастера слова, который в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики.
Также вас может заинтересовать краткое содержания “Братьев Карамазовых” – выдающегося последнего романа Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге, свободе, морали.
А между тем Алеша, разрываясь между двумя девушками, запутался совсем. Он не знает о расчетливом плане отца, он наивен, как дитя и его нельзя обвинять. Встреча двух соперниц – Кати и Наташи – решает все: Наталья, хотя и с болью, решается уступить любимого Алешу Екатерине. Обе – как ни странно – они любили этого недалекого молодого человека за бесхарактерность и детскую наивность.
После всего пережитого Наталья должна вернуться в родительский дом. Но как добиться прощения отца? И тут на помощь приходит Нелли. На просьбу старика Ихменева поселиться у них в качестве дочери она решительно отвечает отказом: «Не хочу, потому что вы злой…» Она не может смириться с тем, что Николай Сергеевич не прощает дочь. Но спустя короткое время поддается уговорам Ивана и едет «спасать Наташу». У Ивана Петровича возникла идея, и она заключалась в том, чтобы девочка без утайки рассказала свою историю: к каким тяжелым последствиям может привести непрощение отца. План удался: сердце Николая Сергеевича смягчилось, и семья снова воссоединилась.
А Нелли стала всеобщей любимицей. Но недолго продолжалось это счастье – девочка умерла от порока сердца. Она знала о том, что является законной дочерью князя, но не смогла простить обиду, нанесенную ей и матери.
Чем же заканчивается этот увлекательный роман? Старик получает новое место в Перми. Семья собирается уезжать, но омрачает это обстоятельство боль Натальи и немой вопрос в её глазах: «Зачем она разрушила свое счастье с Иваном?» Увы, назад уже ничего не вернешь.
Автор: Виталий Дубына
Заметки из подполья, часть II, глава X, сводка и анализ судорожно ходит по своей комнате и смотрит на Лизу сквозь щель между экранами в стене.
Лиза понимает, что Подполье Желание мужчины к ней происходит не от любви, а от желания унижать и доминировать над ней. Она понимает, что он ненавидит ее и завидует ей.Человек из подполья объясняет, почему он не способен любить. Он говорит, что для него любовь состоит только в праве тиранить кто-нибудь другой. Он не может понять бескорыстной любви, и он потерпел неудачу понять, что Лиза пришла к нему из любви, а не из-за его сложных, «жалких» речей. В этот момент, однако, подпольный человек хочет только «мира» — давления «живой жизни» и взаимодействие с другими становится для него слишком сложным.
Лиза встает, чтобы уйти. Человек из подполья заставляет некоторых деньги ей в руку в последней злонамеренной попытке унизить ее. В своем повествовании он утверждает, что желание унизить ее не исходить из его сердца; он сделал это только потому, что это казалось уместным литературно, и после того, как он это сделал, ему стало стыдно.
Подпольщик звонит Лизе сразу после она уходит, но она не отвечает. Он слышит, как хлопает дверь, она выходит из здания. Через минуту он находит деньги, которые дал ее скомкала на столе, поняв, что выбросила ее раньше она вышла из квартиры. Подпольный человек потрясен тем, что Лиза могла быть способным на такой благородный поступок. Он бежит за ней в падающую снег, но она ушла. Подземный Человек обезумел и хочет просить у нее прощения. Он заявляет, что никогда не вспомнит этот момент с равнодушием. Через мгновение, однако, он убеждает себе, что Лиза очистится и возвысится ненавистью и прощение, которое внушит ей его обида. В то же время, он сознает литературное достоинство своих мыслей и чувствует стыдно, что он сосредотачивается на этом литературном достоинстве, а не на благополучие Лизы.
Вернувшись в настоящее, воспоминание закончилось, Человек из подполья решает, что «в моей памяти все это как-то не очень хорошо получается». Он решает, что, пожалуй, на этом закончит свои записи. Он задается вопросом, стоило ли ему вообще их писать, потому что они не «литература, а исправительное наказание». Его антиобщественная жизнь в подполье «неинтересно», тем более, что он не герой, а скорее антигерой, чей страх перед «живой жизнью» слишком знакомы читателю. Человек из подполья обвиняет своих читателей имея все проблемы, которые у него есть, но отказываясь нести их до логического завершения. Возможно, предполагает он, он более «живой», чем его более активные читатели.
Предполагая, что современные мужчины, стыдящиеся плотской реальности своей жизни, все больше и больше уходят в абстрактные идеи, в подполье Мужчина решает больше не писать заметок. Записка, которую Достоевский пишет в конце сообщает нам, что Человек из Подполья не смог удержать это решение прекратить писать, и вместо этого продолжал писать навязчиво. Достоевский пишет, что этот пункт в заметках кажется хорошим негде остановиться, однако, так что роман заканчивается здесь.
Краткое содержание глав | Записки идиота
Федор Достоевский написал одни из самых захватывающих романов в литературе, полных незабываемых персонажей и захватывающих сюжетов, полных жизни. Они также решают некоторые из самых фундаментальных проблем человечества и приобрели огромную репутацию. «Русские Достоевского» исследуют удовольствие от чтения Достоевского и предлагают руководство, чтобы помочь читателям, которые не знакомы с культурным и историческим контекстом его творчества.
Каждая глава построена вокруг группы персонажей и их роли в воплощении идей Достоевского. Поскольку эта книга предназначена для тех, кто не читает по-русски, я сосредоточусь на четырех основных романах, доступных на английском языке («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы и братья Карамазовы»), с некоторыми ссылками на более значимые короткие романы и рассказы, где это уместно. Описание сюжета сведено к минимуму, чтобы не испортить некоторые сюрпризы Достоевского.
Введение:
Краткое введение в Достоевского, универсальность идей, выраженных в его романах, и то, что делает их такими привлекательными для меня и других.
Глава первая: Русские
Начиная с рассказа о том, как я заинтересовался Россией и как романы Достоевского сформировали мои первые впечатления о России, я рассматриваю страстную любовь Достоевского к русскому народу.
Краткий исторический обзор помещает в контекст великие культурные дебаты о положении России по отношению к Западной Европе, и я обсуждаю, как Достоевский внес свой вклад в эти дебаты через свою художественную литературу и журналистику. Я использую Алексей ( Игрок), Иван Шатов ( Бесы) и автобиографический рассказ Крестьянин Марей , чтобы проиллюстрировать, как Достоевский использует свое мессианское видение будущей роли русского народа в своих произведениях.
Глава вторая: Раскольников
Раскольников, герой Преступления и наказания , вероятно, самый известный из русских Достоевского, и я объясню, как повествовательная техника Достоевского делает Раскольникова таким неотразимым персонажем.
Я использую рассказ Раскольникова, чтобы выделить три направления интереса Достоевского: преступление, безумие и радикальная политика, и обсудить, как эти темы используются в других романах, в частности, в Записках из подполья и Двойник . Есть предыстория радикализма в русской политике (нигилизма) и использования Достоевским Раскольникова, чтобы разоблачить тщетность такого мышления. Все три темы связаны первостепенной важностью для Достоевского свободы воли.
Глава третья: Князь Мышкин
Князь Мышкин, центральная фигура Идиот, — это пессимистическое исследование Достоевским того, что может случиться, когда «прекраснейший человек», фигура, похожая на Христа, попытается жить в Мир. В этой главе я обсуждаю, почему князь Мышкин терпит неудачу и как в «Братьях Карамазовых» Достоевский создает гораздо более позитивную фигуру Христа в образе Алеши.
Чтобы поместить христоподобные фигуры Достоевского в контекст, я объясню некоторые существенные различия между православным и западным богословием; Я исследую новые записи о Христе как об исторической фигуре, оказавшей влияние на 19Мысль -го -го века и наследие Гегеля, а также обсудить, как эти элементы повлияли на христианство Достоевского.
Глава четвертая: Настасья Филипповна
В этой главе я рассматриваю роль красоты в романах Достоевского и то, как она может быть то силой страшного разрушения, то источником спасения. Романы Достоевского полны красивых женщин, чьи тела становятся товаром, и я рассуждаю о том, как они олицетворяют триумф человеческого эго, особенно в случае незабвенной Настасьи Филипповны (9).0035 Идиот).
Проститутки Лиза ( Записки из подполья) и Соня Мармеладова ( Преступление и наказание), представляют собой предельное искажение человеческой любви, но они обладают духовной красотой, которая переживает их деградацию и предлагает спасение мужчинам, которых они встречают. . Признавая силу красоты, Достоевский требует, чтобы искусство сначала было прекрасным, прежде чем его послание сможет иметь какую-либо силу.
Глава пятая: Николай Ставрогин
В безрадостном сердце Бесы стоит загадочная фигура Николая Ставрогина; он оказывает харизматическое влияние на других персонажей, оставаясь при этом отстраненным, хотя, как я объясняю, общественная чувствительность заставила Достоевского переписать роль Ставрогина.
Ставрогин является развитием фигуры «лишнего человека» в русской литературе, и я объясняю происхождение этой фразы, и что этот тип персонажа означает для Достоевского. Это приводит к рассмотрению Ставрогина в контексте других развратных сластолюбцев Достоевского, таких как Валковский (9).0035 Униженные и оскорбленные) и Свидригайлов (Преступление и наказание) , и выстраивается в обсуждение мотивов потерянного рая, самоубийства и поиска искупления.
Глава шестая: Разумихин
Один из моих любимых героев произведений Достоевского — буйный друг Раскольникова Разумихин. Несмотря на свою репутацию несчастного, Достоевский создал ряд чрезвычайно симпатичных и симпатичных персонажей, которые отличаются от его чудовищ своей заурядностью и порядочностью. В этой главе я рассматриваю, почему эти обычные люди так же важны, как и герои.
Рассказчики Достоевского, особенно в поздних романах, выделяются из толпы нормальных людей, и я исследую, почему Достоевский отдает свои рассказы в руки ненадежных и непонимающих рассказчиков, придя к выводу, что он заставляет своих читателей прийти к собственные суждения, не зависящие от влияния автора.
Глава седьмая: отец Зосима
Ветхозаветная книга Иова, в которой Бог причиняет невообразимые муки невинному человеку, с ранних лет очаровала Достоевского, и я использую Иова как отправную точку для рассмотрения откликов Достоевского в его произведениях к проблеме человеческих страданий.
Иван Карамазов бунтует против Бога, потому что не выносит мысли о том, что рай строится на человеческом несчастье, и парализуется перед лицом страдания. Достоевский говорил, что весь роман есть ответ Ивану, и я смотрю, как он это делает через идею о круговой поруке отца Зосимы, и как это претворяется в жизнь в последующих событиях романа.
Глава восьмая: Дмитрий Карамазов
Для многих Россия лучше всего описана Николаем Гоголем в описании беглой тройки, и я показываю, как этот образ оживает в романах Достоевского ( Идиот) и Дмитрий Карамазов (Братья Карамазовы). Достоевский использует эти символы, чтобы отвергнуть идею о том, что нежелательное поведение может быть объяснено исключительно влиянием окружающей среды.
Великий Инквизитор( Братья Карамазовы) считает, что эти человеческие слабости являются признаком того, что мы не можем справиться с той свободой, которую нам дал Христос, но Достоевский приводит Дмитрия Карамазова в пример того, как учение отца Зосимы о взаимной любви и ответственности ибо все может вызвать изменение и искупление в любом.
Глава девятая: Лизавета Проковьевна
Семейные отношения составляют важную часть художественной литературы Достоевского, и он был озабочен тем, что он видел как разрушение социальных структур и распад семьи. Эта глава начинается с изучения семей, счастливых и несчастливых, в его художественной литературе и роли отцовства в его романах. Краткий рассказ о детстве и семейной ситуации Достоевского помещает его произведения в контекст.
Отношение Достоевского к отцам делает более широкие социологические, политические и даже религиозные заявления, в то время как его рассказы об отношениях между матерью и ребенком гораздо более интимны, и я особо рассматриваю его замечательное комическое творение, Лизавету Проковьевну, архетипическую русскую мать.
Глава десятая: Коля
Достоевский написал Бесы в страстном излиянии гнева на то, что он считал пагубным влиянием своего поколения на молодежь России, которая обратилась к радикализму и терроризму. В этой главе я покажу, как Достоевский беллетризовал последствия этого конфликта через события романа, и объясню, какие персонажи и события были взяты из реальной жизни.
Затем я перехожу к обсуждению отношений Достоевского с молодым поколением и того, как он стал боготворим народническим движением. Это также дает возможность рассмотреть изображения Достоевским детей и подростков в его художественной литературе (название главы относится к двум мальчикам: Коле Иволгину в Идиот и Коля Красоткин в Братья Карамазовы) .
Глава одиннадцатая: Петр Верховенский
В этом обсуждении демонического в произведениях Достоевского я объясняю, чем взгляд Достоевского на Дьявола отличается от того, с чем мы знакомы в западноевропейской культуре. Достоевский использует ветхозаветное представление о дьяволе как об обманщике, срывающем волю Божию, но с божьего позволения, и я иллюстрирую это примерами из романов, в частности, с в высшей степени скверным Петром Верховенским.
Хотя Дьявол пытается использовать слабости, присущие свободе воли, Достоевский показывает, как попытки обуздать свободу через социализм (выраженный в Бесах через видение Шигалева) или организованную религию (решение Великого инквизитора) только в конечном итоге приводят к точному достижению чего хочет Дьявол.
Глава двенадцатая: Иван Карамазов
Борьба между верой и разумом звучит во всем творчестве Достоевского и достигает своего апогея в Иване Карамазове. Я узнаю, что предполагаемые атеисты, Ипполит ( Идиот) , Кирилов ( Бесы) и Иван Карамазов фактически находятся на переднем крае битвы между верой и разумом. Один из аргументов против атеизма заключается в том, что без Бога общество теряет всякую нравственность, но, что удивительно, Достоевский неоднократно подчеркивает, что людям не нужен Бог для создания нравственного общества.