Достоевский «Униженные и оскорблённые» – идея
«Униженные и оскорбленные» – первое после «Бедных людей» произведение Достоевского, где с такой потрясающей силой показаны страдания маленьких обитателей большого города. Но в отличие от «Бедных людей», идейный смысл которых заключен прежде всего в протестующем крике Девушкина: «По какому праву все это делается?» – «Униженные и оскорбленные» завершаются иначе. Здесь отчетливо звучит новый мотив Достоевского – призыв к отказу от борьбы, к добровольному, гордому смирению (слова Ихменева: «О, благодарю тебя, боже, за все, за все, и за гнев твой и за милость твою!.. О, пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!»). Этот мотив сказался и на развитии сюжета. Так, например, будущее Наташи ставится в зависимость от благородства Ихменева. Когда-то Смит не простил свою дочь – и она погибла, Ихмёнев же простил – и Наташа спасена.
Но идеализация гордых страдальцев не становится главной в романе. Более того, сам автор, видимо, считает, что в рассуждениях Маслобоева о глупости прекраснодушных Шиллеров есть свой здравый смысл, понимание того, что благородство Шиллеров ни в каком случае не является выходом из противоречий жизни. Словом «шиллеровщина» Достоевский обозначает определенное явление человеческой психологии. Это красота и чистота души, доверие к людям, а при встрече со злом – добровольное страдание в качестве протеста, «отчаянный идеализм», как говорит сам рассказчик. Такой взгляд подтверждается самим построением романа. Уже в начале второй главы изображаются последние дни Ивана Петровича, обреченного на смерть в нищете и полном одиночестве.
Роман «Униженные и оскорбленные» – это предсмертные записки Ивана Петровича, написанные с грустной мыслью о том, что фельдшер употребит их как бумагу для оклейки окон. Поэтому, как бы герои этих записок ни ратовали за благородное страдание, одно воспоминание о судьбе рассказчика ведет к пессимистическим выводам.
Читайте также статьи Достоевский, «Униженные и оскорблённые» – история создания, Достоевский, «Униженные и оскорблённые» – анализ.
- Назад
- Вперёд
- Вы здесь:
- Статьи по литературе
Ещё по теме…
краткое содержание, главные и второстепенные герои, анализ произведения
Краткие содержания
12. 11.21
15 мин.
«Униженные и оскорблённые» — это роман Ф. М. Достоевского, который был издан в 1861 году после возвращения классика из изгнания. Фёдор Михайлович посвятил своё творение младшему брату Михаилу. Это история, в которой показаны проблемы, устои общества того периода. Основная тема произведения — простые люди, которые не имеют поддержки и защиты. Краткое содержание «Униженные и оскорблённые» по главам можно использовать для читательского дневника, подготовки к уроку.
Оглавление:
- Действующие персонажи
- Краткий пересказ 4 частей
- Эпилог романа
Действующие персонажи
«Униженные и оскорблённые» Достоевского характеризуются глубоким психологизмом, так как автор не только поэт, писатель, но и философ. Герои его произведения являются реальными, близкими всем: они страдают, любят, живут, бывают зачастую обиженными и терпят оскорбления. Среди главных действующих лиц можно выделить:
- Иван Петрович — молодой питатель, бедный, но всегда стремится помочь окружающим его людям.
- Ихменёв Николай Сергеевич — честный, ответственный мужчина, простой дворянин.
- Наташа — пылкая девушка, дочь Николая Сергеевича.
- Валковский Пётр Александрович — князь, корыстолюбивый, эгоист, чёрствый, является воплощением всего негатива богатого общества.
- Алексей — обаятельный, но не имеющий своего мнения парень, сын Петра Александровича.
- Елена (Нелли) — внучка деда Смита.
Но также в романе присутствуют другие герои. Благодаря им даже по пересказу можно лучше узнать характеры главных персонажей:
- Иеремия Смит — 78-летний старик, фабрикант, который разорился.
- Анна Андреева — добрая, приятная женщина, супруга Ихменёва.
- Катя — порядочная, умная, честная девушка, будущая жена Алексея.
- Маслобоев — товарищ Ивана, сыщик.
В романе Достоевского есть и положительные, и отрицательные герои. Но это деление является условным, практически незаметным. Нет человека, в котором присутствуют только положительные качества. Такое можно прочитать только в сказках.
Краткий пересказ 4 частей
Молодой человек занимается поисками просторной, но недорогой комнаты или квартиры. Небольшие квадратные метры ему не подходят, так как там, по его мнению, негде разгуляться мыслям. Он обратил внимание на согнутого, исхудалого старика, которого сопровождал такой же дряхлый пёс.
Мужчина заходил в кондитерскую, чтобы погреться, когда стал покидать заведение, оказалось, что его пёс умер. Старик пребывал в недоумении. Иван решил помочь деду и отправился за ним, но тот на пороге своего дома умер. В бедной комнатке мужчина нашёл паспорт старика. Его звали Иеремия Смит и он был 78-летним стариком. Внимательно осмотрев помещение молодой человек решил остаться там жить.
Этого мужчину, который занимался поисками квартиры, зовут Иван Петрович, он писатель. Он повествователь, окунается в события, которые происходили в прошлом.
Иван Петрович с детства был сиротой, его воспитанием занимался мелкий помещик Николай Сергеич Ихменёв. Николай Сергеич был благоразумным и честным хозяином, поэтому его назначили управляющим поместьем князя Петра Александровича Валковского.
Для повышения своего финансового состояния князь взял в супруги дочь купца. Спустя время у них родился сын Алёша. После смерти жены мужчина отдал сына на воспитание родственникам, а сам посвятил себя карьере.
Ихменёв хорошо выполнял свою работу, поместье процветало. Князь доверительно к нему относился, поэтому нечасто приезжал в Васильевское. Неожиданной была просьба Петра Александровича присмотреть за сыном, так как он вёл неподобающий образ жизни в столице.
Алёша был слабохарактерным, ветреным, обаятельным и красивым парнем. Он с первого взгляда полюбил дочь Николая Сергеевича, Наташу. Князь возмутился и стал распускать слухи о своём управляющем. Он утверждал, что Николай Сергеевич растрачивает его средства. Через некоторое время он пожалел о том, что наговорил, но взаимные обиды и унижения были такими сильными, что он продолжал лишать бывшего работника последнего куска хлеба.
Ихменёвы стали жить в Петербурге. Спустя 4 года разлуки Иван встретился с Натальей, в которую давно был влюблён. Он цитирует благодетелям свой роман, который только опубликовал. Ихменёвым нравится молодой человек, они видят, что между Натальей и Иваном завязываются отношения. Но они неуверены в постоянстве его писательской профессии. Николай Сергеевич советует юноше перенести свадьбу на год, чтобы он мог увеличить своё финансовое состояние и укрепить статус.
За этот год никаких изменений не произошло:
- Иван всё так же был без славы и без денег.
- Серьёзно заболел.
- Изменилась и Наталья.
Как-то Алексей Валковский «случайно» оказался в доме Наташи и с того времени ездит к ней ежедневно. Он так сильно очаровал девушку, что она ради отношений с ним, покидает отцовский дом. Алексей сообщает Ивану, что завтра или послезавтра обвенчается с Натальей. Девушка осознаёт всю боль, которую причинила родителям, но чувства к Алексею были сильнее её.
Спустя пять дней после смерти старика Смита в квартиру приходит худенькая, бедно одетая девочка. Она узнала, что произошло с дедушкой и его псом, со слезами на глазах она убежала.
Юноша побежал за ней, но на пороге встретил Ихменёва. Прошло уже полгода, как ушла Наташа и за это время Николай Петрович очень изменился. Он был бледный, худой, имел растрёпанный и неопрятный вид. Мужчина так и не смог простить свою дочь. Он рассказывает Ивану, что хочет взять на воспитание какую-то сироту.
Мать давно простила Наташу и втайне от супруга переписывается с ней через Ивана. Отношения Наташи и Алёши идут к завершению, так как старый князь нашёл для своего сына богатую невесту.Алексей говорит Наталье, что Катя знает о его чувствах, поэтому свадьба отменяется. В комнату входит князь и говорит, что предвзято относился к девушке. На всеобщее удивление он благословляет брак Натальи и своего сына.
Внучка Смита Елена приходит к Ивану забрать книги. Мужчина решил помочь девушке, которая страдала от медленной болезни. Он проследил за ней и выяснил, что после гибели матери Елена проживает с мещанкой Бубновой, которая очень грубо к ней относится. Иван узнаёт от сыщика, что у Бубновой есть притон и Елену необходимо немедленно спасать.
Иван забирает девушку к себе. После осмотра врача выяснилось, что у Елены нарушено сердцебиение. Девушка первое время настороженно относилась к новому знакомому, но спустя время растаяла, и она привязалась к Ивану.
Ихменёв хочет вызвать на дуэль Валковского. Согласно постановлению суда, мужчина обязан выплатить бывшему хозяину 10 тысяч, а для этого ему необходимо выставить на продажу Ихменёвку. Но он принял решение отстоять своё имя на дуэли.
Эта встреча огорчила Елена. Она говорит, что Николай Сергеевич озлобленный человек, такой каким был её дед. Девушка рассказала, что на самом деле зовут её Нелли. Её мать когда-то ушла от супруга к другому мужчине. После того как родилась Нелли, женщина вернулась в родной город и хотела вернуться к супругу, но он, несмотря на свои чувства, отказался признавать дочь. Мать вынуждена была попрошайничать и обитать в дурных местах, в результате чего умерла от чахотки.
В дом Наташи прибыли Алексей, Иван и Валковский. Девушка обвиняет князя в том, что он играет с ней в оскорбительную игру и нарочно дал согласие на брак, чтобы у Алексея было время увлечься Катей. Разгневанный князь уходит. Алексея огорчили слова избранницы, так как он одинаково любит её и отца и не желает, чтобы они ссорились.
Наталья просит Ивана отправиться в дом Кати и ближе с ней познакомиться, чтобы понимать, что она из себя представляет.
Маслобоев рассказывает Ивану историю, которая произошла 13 лет назад. Когда-то Валковский сотрудничал с каким-то фабрикантом и решил его обобрать. Для этого ему необходимы были документы напарника. Князь решил жениться на его дочери, чтобы заполучить необходимые документы. Пара едет за границу, а за ними следом отправился давнишний воздыхатель дочери фабриканта — купец. Это было на руку Валковскому. Он обвинил девушку в измене и выгнал её беременную на улицу. Купец принял девушку, они счастливо зажили, но спустя время купец умер. Женщина с ребёнком на руках возвращается домой, но отец не смог её простить.
Валковский с Иваном едут к Кате. После общения Иван понимает, что девушка красива, умна, добра, порядочна и больше подходит Алексею в роли супруги. Иван и князь решили вместе поужинать.
По прибытии домой мужчина видит, что Нелли нездоровится. Доктор сообщает, что она пойдёт на поправку, но совсем скоро умрёт, так как у неё органический порок в сердце. Продлить её жизнь можно лишь благоприятной обстановкой.
Состояние девушки улучшалось, но всё время была угрюмой и грустной. Она сбежала от Ивана, несмотря на то, что его любила. Она пошла к доктору и просилась устроиться к нему прислугой. Наташа объяснила такое поведение девушки первой подростковой любовью.
Сердце Ихменёва оттаяло и он хочет помириться с дочерью, но нужен толчок. Иван решил рассказать грустную историю девочки Нелли.
Алексей не может определиться с выбором избранницы. Девушки сами встретились, обсудили эту ситуацию и пришли к выводу, что мужчине подходит Катя. Наташа страдала после ухода Алексея. Но она сообщает, что любила его материнской любовью. Нелли рассказывает свою историю Ихменёву. Она тронула его, в результате чего отец с дочерью воссоединились.
Эпилог романа
Ихменёвы оставили у себя Нелли. Все её полюбили, вот только болезнь стремительно развивалась. Спустя время становится известно, что Нелли — это дочь князя. Перед смертью девушка рассказала Ивану, что знала всю правду. Мать оставила ей предсмертное письмо, в котором просила Валковского позаботиться о дочери. Гордая Нелли ничего не сообщила князю. Она умерла, так и не простив его.
Ф. М. Достоевский в романе «Униженные и оскорблённые» проводит анализ важных тем, среди которых центральной является проблема выбора правильного жизненного пути.
Заметки из подполья, часть II, глава X, сводка и анализ судорожно ходит по своей комнате и смотрит на Лизу сквозь щель между экранами в стене. Лиза понимает, что Подполье Желание мужчины к ней происходит не от любви, а от желания унижать и доминировать над ней. Она понимает, что он ненавидит ее и завидует ей.
Человек из подполья объясняет, почему он не способен любить. Он говорит, что для него любовь состоит только в праве тиранить кто-нибудь другой. Он не может понять бескорыстной любви, и он потерпел неудачу понять, что Лиза пришла к нему из любви, а не из-за его сложных, «жалких» речей. В этот момент, однако, подпольный человек хочет только «мира» — давления «живой жизни» и взаимодействие с другими становится для него слишком сложным.
Лиза встает, чтобы уйти. Человек из подполья заставляет некоторых деньги ей в руку в последней злонамеренной попытке унизить ее. В своем повествовании он утверждает, что желание унизить ее не исходить из его сердца; он сделал это только потому, что это казалось уместным литературно, и после того, как он это сделал, ему стало стыдно.
Подпольщик звонит Лизе сразу после она уходит, но она не отвечает. Он слышит, как хлопает дверь, она выходит из здания. Через минуту он находит деньги, которые дал ее скомкала на столе, поняв, что выбросила ее раньше она вышла из квартиры. Подпольный человек потрясен тем, что Лиза могла быть способным на такой благородный поступок. Он бежит за ней в падающую снег, но она ушла. Подземный Человек обезумел и хочет просить у нее прощения. Он заявляет, что никогда не вспомнит этот момент с равнодушием. Через мгновение, однако, он убеждает себе, что Лиза очистится и возвысится ненавистью и прощение, которое внушит ей его обида. В то же время, он сознает литературное достоинство своих мыслей и чувствует стыдно, что он сосредотачивается на этом литературном достоинстве, а не на благополучие Лизы.
Вернувшись в настоящее, воспоминание закончилось, Человек из подполья решает, что «в моей памяти все это как-то не очень хорошо получается». Он решает, что, пожалуй, на этом закончит свои записи. Он задается вопросом, стоило ли ему вообще их писать, потому что они не «литература, а исправительное наказание». Его антиобщественная жизнь в подполье «неинтересно», тем более, что он не герой, а скорее антигерой, чей страх перед «живой жизнью» слишком знакомы читателю. Человек из подполья обвиняет своих читателей имея все проблемы, которые у него есть, но отказываясь нести их до логического завершения. Возможно, предполагает он, он более «живой», чем его более активные читатели.
Предполагая, что современные мужчины, стыдящиеся плотской реальности своей жизни, все больше и больше уходят в абстрактные идеи, в подполье Мужчина решает больше не писать заметок. Записка, которую Достоевский пишет в конце сообщает нам, что Человек из Подполья не смог удержать это решение прекратить писать, и вместо этого продолжал писать навязчиво. Достоевский пишет, что этот пункт в заметках кажется хорошим негде остановиться, однако, так что роман заканчивается здесь.
Заметки из подполья, часть 2, глава 4, сводка и анализ
Заметки из подполья, часть 2, глава 4, сводка и анализ | ЛитЧартсПодземный человек прибывает на вечеринку раньше всех и обнаруживает, что стол для их ужина еще даже не накрыт. Он узнает от официанта, что ужин приказано начинать в шесть, а не в пять. Человек из подполья чувствует себя смущенным и пристыженным, поскольку он сидит в течение часа, ожидая, пока официант накрывает на стол. Наконец прибывают Зверьков, Симонов и другие. Симонов извиняется за то, что забыл сказать подпольщику, что они изменили время вечеринки. Зверьков и Ферфичкин смеются над мыслью о том, что подпольный человек ждет за час до вечеринки, раздражая его.
Чувство стыда и смущения подземного человека предполагает, что он имеет некоторый интерес к обществу: если бы он действительно не заботился ни о ком другом, он не чувствовал бы стыда или неловкости перед ними.
Активный Темы
Одиночество, изоляция и общество
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’Зверьков расспрашивает подпольщика о его работе, говоря длинными, растянутыми словами, и подпольщик насмешливо имитирует эту манеру речи. Зверьков отмечает, что подпольщик не очень много зарабатывает на своей работе. После некоторого напряженного разговора все остальные гости начинают переговариваться между собой, оставляя подпольщика «совершенно раздавленным и униженным». Он думает уйти «из неуважения», но в итоге остается и напивается.
Подпольщик злобно дразнит Зверькова за его манеру говорить. Вскоре он оказывается исключенным из группы гостей вечеринки, снова изолированным. Несмотря на мысли уйти «из неуважения», подпольный человек остается страдать на вечеринке без ясной или очевидной причины.
Активный Темы
Одиночество, изоляция и общество
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’Подземный человек наблюдает за другими гостями, выпивая все больше и больше вина. Он отмечает, что они «все забыли обо мне». Он прерывает разговор один раз, и остальные замечают, насколько он был пьян. Говорит, что Зверьков смотрит на него «как на насекомое».
Постоянно игнорируемый и игнорируемый другими, подземный человек снова чувствует себя низведенным до статуса незначительного существа — в данном случае насекомого.
Активный Темы
Одиночество, изоляция и общество
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’Подпольщик встает, произносит тост и комментирует, как он ненавидит «непристойные истории и мужчин, которые их рассказывают», намекая на привычку Зверькова рассказывать такие истории. Всех это возмущает, и Ферфичкин говорит, что подпольщика надо «бить по морде за такие слова». Подпольщик в ответ вызывает Ферфичкина на дуэль, над которой все просто смеются.
Подземный человек пытается причинить часть боли, которую он чувствует Зверкову, унижая его перед друзьями. Все смеются над его идеей дуэли, потому что это чрезмерно литературная идея, почерпнутая из сказок, а дуэли уже не обычное явление в реальной жизни.
Активный Темы
Злоба, боль и страдание
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’Подпольщик остается на вечеринке, где продолжает пить. Он рассказывает читателю о том, как он «презрительно улыбался и ходил взад и вперед» по комнате. Он громко топает сапогами, но никто не обращает на него внимания. Он говорит, что понимал, что унижает себя, но ему было все равно. Он говорит, что его «враги вели себя так, как будто меня даже не было в комнате». Наконец, Зверков предлагает всем пойти в публичный дом.
Демонстрируя то, что он утверждал в первой части, подземный человек, похоже, ведет себя не в своих интересах, оставаясь на неловкой вечеринке без видимой причины. Он то заботится, то не заботится о собственном унижении и о том, что о нем думают другие. Между тем, все остальные продолжают пренебрегать им.
Активный Темы
Одиночество, изоляция и общество
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’Подпольщик просит у Зверькова и всех остальных прощения, извиняясь за свое поведение и оскорбление. Зверьков отвечает, что он никогда не мог чувствовать себя оскорбленным подпольщиком. Подземный человек говорит, что он «стоял там, как будто на него плюнули». Он решает пойти с ними в публичный дом, хватает Симонова за пальто и требует, чтобы тот одолжил ему денег на этот случай. Он воображает, что если он последует за остальными в публичный дом, то либо они «все упадут на колени, обняв меня, умоляя о моей дружбе. . . а то дам Зверкову оплеуху.
Ответ Зверькова говорит о том, что подпольный человек настолько ничтожен, что никакие действия, которые он мог бы сделать, никогда не оскорбили бы его. Чувствуя, что его достоинство ущемлено, человек из подполья все еще колеблется между стремлением к уважению других (воображая, что они умоляют его о дружбе) и презрением к ним (воображая, как он дает пощечину Зверкову), хотя обе фантазии предполагают, что он обладает социальной властью, которой у него явно нет. Подпольный человек представляет себе, какие действия он предпримет, но на самом деле мало что делает.