Трудные вопросы: грехи смертные и обыденные
Ольга Сакун — Град Ватикан
«Смертный грех, — гласит Катехизис Католической Церкви, — разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога, Который есть его конечная цель и его блаженство, заставляя предпочесть Богу некое благо низшего порядка. Обыденный грех сохраняет любовь, хотя он ее оскорбляет и ранит». Поэтому, совершив смертный грех, крещеный может вернуть благодать Божию только посредством Таинства Примирения. И хотя верующий призван часто приступать к этому Таинству даже при наличии только обыденных грехов, исповедание смертных грехов является обязательным для того, чтобы примириться с Богом в Таинстве Покаяния и получить возможность приступать к Святому Причастию. Вот почему необходимо знать, что объективно следует причислять к смертным грехам, которые делают невозможным причащение Святых Христовых Тайн.
Грех являетася смертным при трех одновременных условиях: во-первых, он касается серьезной материи, во-вторых, он совершается с полным осознанием и с полным согласием воли.
Это осознание и согласие во многом зависят от состояния каждого отдельного человека и касаются каждого отдельного случая. Поэтому в первую очередь мы остановимся на том, что означает «серьезная материя».
Если мы обратимся к десяти заповедям, то среди грехов, которые всегда касаются серьезной материи, можно назвать следующие: грехи против первой заповеди — отвержение Бога, поклонение Сатане, обращение к колдунам, тяжкие формы суеверия, грехи против богословских добродетелей, такие как ересь, отступничество, неприятие истин веры, отчаяние в спасении и, наоборот, самонадеянность в отношении спасения, ненависть к Богу и ближнему, умышленное зло в отношении ближнего, а также упорный отказ от молитвы.
Тяжкие грехи против второй заповеди: богохульство, клятвопреступление, нарушение обетов. Грехи против третьей заповеди — это неучастие в Святой Мессе в воскресные дни и в предписанные Церковью праздники; к тяжким грехам против третьей заповеди относится также причащение, когда на совести есть еще не исповеданные смертные грехи.
Грехи против пятой заповеди: убийство, самоубийство, аборт, эвтаназия, использование наркотиков, пьянство, побои. Тяжкими являются грехи против шестой заповеди, такие как аутоэротизм, блуд, добрачные отношения, гомосексуальные связи, контрацепция супругов, прелюбодеяние, сексуальное насилие, педофилия и так далее.
Часто мы имеем дело с тяжким грехом даже когда речь идет о материи, которая в иных случаях является «легкой». Например, четвертая заповедь предписывает чтить мать и отца. Конечно, в семье могут быть различные словесные перепалки и раздоры, непослушание, — и тогда речь идет об обыденном грехе. Но если речь идет о тяжких конфликтах – о тяжелом попрании достоинства своих родных, — то это смертный грех. Нарушения четвертой заповеди включают в себя и грехи словом, проклятия, сплетни, наносящие ущерб чести нашего ближнего. Среди грехов словом нужно различать такие, которые, по сути, не попирают достоинство ближнего, — и тогда мы совершаем обыденный грех, — и такие, которые наносят серьезный ущерб чести и доброму имени ближнего. В этом случае совершается смертный грех.
Или, например, седьмая заповедь – «не укради». И здесь нужно различать между украденным пакетиком леденцов (что, конечно, является кражей, грехом) или значительной суммы денег.
Восьмая заповедь предписывает не лгать. Очевидно, что когда речь идет о клевете или о ложном свидетельстве в суде, то мы всегда имеем дело с тяжким грехом. Если же речь идет о неправде, сказанной в целях самозащиты или чтобы не нарушать мира в семье, мы не выходим за пределы обыденного греха. Он, конечно, в любом случае остается грехом, и христианин, стремящийся к духовному совершенству, призван каяться в нем на исповеди.
Смертным грехом против девятой заповеди: «не желай жены ближнего твоего», — могут быть иные грехи против целомудрия, кроме перечисленных выше. Когда мы планируем вступить в греховную связь (даже если потом в действительности мы эти планы не реализуем), мы совершаем смертный грех. Ведь Иисус сказал: «Всякий, кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействовал». Точно так же, смертными грехами являются использование порнографии или грехи против целомудрия посредством Интернета. В то время как нечистый помысел, на котором мы не задерживаемся, даже если нам его не удается сразу преодолеть, остается обыденным грехом.
В эту заповедь включены также грехи нескромности во взгляде, в словах. Как правило, в таких случаях речь идет о «легкой материи» и обыденном грехе, но легкая материя в этих случаях с легкостью может стать серьезной. Поэтому так важно говорить на исповеди обо всех грехах, какой бы тяжести они ни были, и спрашивать совета у священника.
Десятую заповедь – «не желай имущества ближнего твоего» — мы нарушаем, только планируя присвоить себе чужое. А тяжесть греха, как мы говорили выше, зависит от того, что именно планируется присвоить.
Подведем итог: есть грехи объективно тяжкие, когда идет речь всегда о серьезной материи. И есть грехи, тяжесть которых зависит от того, какой ущерб мы наносим материальному или духовному благу ближнего.
Конечно, во всем «каталоге» перечисленных нами грехов не следует видеть лишь некую «моралистскую» картину. Напомним из Катехизиса Католической Церкви, чем по сути своей является смертный и обыденный грех.
Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога, Который есть его конечная цель и его блаженство, заставляя предпочесть Богу некое благо низшего порядка. Обыденный грех сохраняет любовь, хотя он ее оскорбляет и ранит. Чтобы грех был смертным, необходимы одновременно три условия: «смертный грех — это тот, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием». Смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, то есть сознательный личный выбор. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха. Неведение невольное может ослабить или даже освободить от тяжкой вины. Но никто не имеет права оставаться в неведении принципов морального закона, вписанных в совесть каждого человека. Чувственные импульсы, страсти также могут уменьшить волевой и свободный характер проступка, так же, как и давление извне или патологическое расстройство. Грех по злому умыслу, по свободному выбору зла — самый тяжкий. Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. Тем не менее, если мы можем судить, что тот или иной поступок сам по себе является тяжким грехом, суд над людьми мы должны доверить правосудию и милосердию Божиему.
Мы совершаем обыденный грех, когда не соблюдаем меры, предприсанной нам моральным законом касательно легкой материи, или когда не подчиняемся моральному закону касательно серьезной материи, но не совсем сознательно или без полного согласия. Обыденный грех ослабляет любовь; он является проявлением беззаконной привязанности к сотворенным благам; он препятствует продвижению души к добродетельной жизни и к деланию нравственного добра; он заслуживает временного наказания. Обыденный грех, сознательно совершенный и оставшийся без раскаяния, мало-помалу толкает нас на грех смертный. И все-таки обыденный грех не восставляет нас против Божественной воли и дружбы; он не разрывает союза с Богом. Он исправим человеческими силами с помощью Божией благодати. Он не лишает освящающей благодати, дружбы с Богом, любви и, соответственно, вечного блаженства, и не препятствует нам приступать к Святому Причастию.
В заключение напомним слова Блаженного Августина: «Человек не может, будучи во плоти, избежать всех грехов, по крайней мере — грехов легких. Но эти грехи, которые мы называем легкими, не полагай их безобидными: если ты находишь их безобидными, взвешивая их, содрогнись, их подсчитывая. Множество легких предметов составляет большой вес; множество капель наполняет реку; множество зерен составляет груду. Какова тогда наша надежда? Прежде всего, исповедь…».
(Из архива Радио Ватикана, передача от 12 марта 2012 г.)
«Осторожно, люди!»: эволюция списка смертных грехов
- Сева Новгородцев
- Би-би-си, Лондон
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Я люблю человечество, но недолюбливаю людей. Эгоисты, вруны, пьют, курят, изменяют. А человечество — совсем другое. Оно уже много веков пытается выработать систему самоусовершенствования.
Систему, которая бы, с одной стороны, учитывала все недостатки человека, а с другой, была бы проста для его понимания.
Первым за дело взялся греческий монах Эвагриус из Понта. Он составил список восьми грехов, по мере их тяжести: чревоугодие, блуд, сребролюбие, уныние, гнев, духовную лень, обозначенную у Эвагриуса словом «Акедия» (в России ее нынче называют «пофигизмом»), тщеславие и гордыня.
Принцип Эвагриуса — чем более человек обожествляет себя, тем более грешен. Первородный грех, кончившийся изгнанием из Рая (где-то в иракском междуречье), был проявлением гордыни человека, который решил, что он и сам все понимает.
Вернемся к смертным грехам. В конце шестого века римский папа Григорий Великий отредактировал список, объединил тщеславие с гордыней, духовную лень с унынием, но добавил зависть. Так появилось понятие о «Семи Смертных Грехах».
К XYII веку уныние уже грехом не казалось, его заменили на понятную всем лень. А что такое «грех»? Это то, что ведет к отделению от Бога. А что такое «смертный грех»? Это то, что делает человека для Бога совершенно закрытым.
Поскольку Бог — это дар жизни, то отделение от Него есть смерть.
Человечество так и жило потом по понятиям семи смертных грехов. Но время идет и понятия меняются.
Неутомимые и пытливые исследователи-греховеды пошли в народ, чтобы узнать — какие грехи должны войти в список сегодняшнего дня.
Выяснилось, что ни духовная лень, ни пофигизм, ни тщеславие, ни гордыня, ни гнев, ни чревоугодие в семь смертных грехов не вошли.
Единственный грех, который вспомнили из классического списка — это алчность.
Зато почти каждый второй (39 процентов, чтобы быть точным) назвал грехом жестокость.
11 процентов назвали смертным грехом адюльтер, супружескую измену, по-старому блуд.
8 процентов опрошенных упомянули двуличие, 7 процентов — нечестность, 6 процентов — ханжество и 5 процентов — эгоизм.
Я бы в наш список добавил запах неумытого тела, спиртной перегар и бессвязную матерную речь.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Осторожно, люди!»: IQ и преступление с наказанием
«Осторожно, люди!»: один день из жизни
«Осторожно, люди!»: о правде в искусстве
«Осторожно, люди!»: о почерке и личности
«Осторожно, люди!»: с яблоком за рулем
«Осторожно, люди!»: о русских богачах в Лондоне
«Осторожно, люди!»: один день из жизни
«Осторожно, люди!»: жизнеописание в шести словах
«Осторожно, люди!»: один день из жизни
«Осторожно, люди!»: необычные свидетели в суде
«Осторожно, люди!»: бурный успех Зоеллы
«Осторожно, люди!»: последнее слово — книга в подарок на Рождество
«Осторожно, люди!»: статуя Свободы — француженка
«Осторожно, люди!»: один день из жизни
«Осторожно, люди!»: день рождения Джона Леннона
«Осторожно, люди!»: день рождения балета
«Осторожно, люди!»: свиньи и воздушный шар
«Осторожно, люди!»: история песни «My Way»
Православное понимание греха
о. Джордж Морелли
В первой главе Книги Бытия мы читаем, что человек создан по образу Божьему и призван быть подобным Ему. Образ, говорят Отцы Церкви, это прежде всего наш разум и свободная воля. Бог так возлюбил нас, что послал Сына Своего Единородного для нашего спасения (Иоанна 3:16).
Если мы облечемся во Христа при крещении и продолжаем омываться через покаяние, то мы способны отражать свет Христов. Наша постоянная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Мы существа. У нас нет независимого существования. Мы во всем зависим от Бога, и по Его милости мы можем обрести свет Христа, пребывающий в нас. Это духовная реальность, открытая Самим Господом нашим Иисусом Христом. Ценность этого непостижима.
Епископ Иерофеос Влахос (1994, 1998) указывает на ценность, которую могут иметь люди:
Говорят, что Бог имеет сущность и энергию, и это различие не разрушает божественной простоты. Мы исповедуем и верим, что «нетварная и природная благодать и просвещение и энергия всегда нераздельно исходят из этой божественной энергии». И так как, по учению святых, тварная энергия означает и тварную сущность. . . Энергия Бога не сотворена. В самом деле, имя божества приписывается не только божественной сущности, но и «не меньшей степени твоей божественной энергии». Это значит, что в учении святых отцов «это (сущность) совершенно не может делиться, но по благодати Божией может делиться энергия.
Это реальность и правда. Основываясь на просветительском учении св. Григория Паламы, епископ Иерофей говорит нам, что это доступно нам «через благоволение Божие к тем, кто очистил свой ум». Епископ Иерофей (1994) называет Церковь больницей, которая может исцелить наши немощи, чтобы наш ум мог очиститься и эта жизнь во Христе могла происходить в нас.
Страсти: склонность к греху
После грехопадения мы предрасположены к эгоцентричному выбору, направляемому страстями (вожделениями), а не выбору, основанному на агапе. Преподобный Исаак Сирин говорит нам: «…потворствуя плоти, произведи в нас постыдные побуждения и неблаговидные фантазии» (Ранние Отцы из Добротолюбия).
Страсти рождаются в сердце человека. Иисус сказал нам: «Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы, блуд, воровство, убийство, прелюбодеяние, зависть, злоба, коварство, распущенность, зависть, злословие, гордость, безумие. Все эти злые вещи исходят от внутри, и оскверняют человека» (Марка 7:21-23).
Святой Павел писал: «Когда мы жили во плоти, наши греховные страсти, возбуждаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Римлянам 5:7). Работа страстей может происходить как до брака, так и после того, как состоится супружеский союз. В любом случае они ведут к выбору исключительности или самоудовлетворения над праведным союзом.
Страсти могут предрасполагать человека к разладу между Богом и человечеством. Предупреждение св. Павла применимо к нападению «беса» на союз с Богом и ближним: «Дела же плоти явны: блуд, нечистота, распутство, идолопоклонство, волшебство, вражда, ссоры, ревность, гнев, себялюбие, распри, разногласия.
дух, зависть, пьянство, пьянство и пр. Предостерегаю вас, как и прежде предупреждал, что делающие так Царства Божия не наследуют» (Галатам 5:19-21). Отцы Церкви приписывают это демону каждой страсти, который не устает разрывать союз с Богом и человечеством.Пример того, как это работает, может помочь нашему пониманию. Демон похоти, говорят нам Отцы Церкви, может завладеть нашей жизнью. Современное общество облегчает этот недуг. Секс транслируется везде практически для любого использования: искусство, мода, музыка, новости, порнография (особенно в Интернете), продажа почти любого товара от автомобилей до компьютеров. Светский мир вопиющим образом обнажает части тела, особенно области гениталий.
Отцы Церкви знали о таких соблазнах тысячу лет назад. Преподобный Исаак Сирин писал: «Страсти вызываются либо образами, либо ощущениями, лишенными образов, и памятью, которая сначала не сопровождается страстными движениями или мыслями, но потом производит возбуждение». Один из способов справиться с этими страстями, продолжал преподобный Исаак: «.
Нужно сделать выбор между Христом и демоном. Святой Павел спросил:
Кто отлучит нас от любви Христовой? Будут скорби. . . страдание . . . преследование . . . голод . . . нагота . . . Опасность . . . меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни сила, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией. , который во Христе, Господе нашем (Римлянам 8:35-39).).
Бдительность и проницательность — главные добродетели, которые должны приобрести ищущие Христа, обитающего в них, и желание победить силу страстей.
Илия Пресвитер говорит нам: «Бесы против души воюют прежде всего мыслями…» (Добротолюбие, III). В идеале православные христиане сделают себе «духовную пустыню», избавив их от «искушений», столь распространенных в современной жизни. Духовная смерть наступает, когда эти мысли сосредоточены на себе.
Знал это и св. Максим Исповедник: «Самолюбие и хитрость людей, отчуждая их друг от друга и извращая закон, рассекли на множество частей нашу единую человеческую природу». Насколько больше должны относиться слова св. Максима к тем, кто все мы видим единение с Богом и всем нашим человечеством.
Грех есть разъединение
Грех делает нас вне общения или того, что можно назвать разъединением с Богом и ближним. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Грешил ли ты? Войди в Церковь и покайся в своем грехе; ибо здесь врач, а не судья; здесь не исследуется, а получает прощение грехов» (свт. Иоанн Златоуст http: //www.goarch.org/en/ourfaith/articles/article7106.asp). Если церковь — «врач», то этот разрыв с Богом и ближним нуждается в исцелении. В нем отсутствует признак того, что он сосредоточен на Боге и Его Воле. Грех считается, следовательно, болезнью или немощью. С исцелением мы возвращаемся в прежнее состояние.
Мы знаем, что это исцеление происходит в Святом Крещении, Святом Таинстве Покаяния, Святом Елеосвящении и достойным принятием Святой Евхаристии: Тела, Крови, Души и Божества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в своей Божественной литургии напоминает нам обо всем, что сделал для нас Бог: принял плоть нашу, крест, гроб и Воскресение. Конец которого состоит в том, чтобы примирить нас с Ним: «когда мы отпали, Он не переставал делать все, пока Ты не вернешь нас на небо». Нужно ли нам напоминать, что, когда Христос дал нам Евхаристию, он сказал; «Вкушайте: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» и «Пейте все это: сие есть Кровь Моя Новозаветная, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». грехи» (выделено мной).
Прощение означает примирение со Христом и всем человечеством. Святой Матфей говорит нам:
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду; кто оскорбит брата своего, подлежит суду, и кто скажет: «безумный!» подлежит аду огненному. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди; прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Поскорее подружись с обвинителем твоим, пока ты идешь с ним в суд, чтобы обвинитель твой не предал тебя судье, а судья страже, и ты не был заключен в темницу; истинно говорю вам: не выйдете, пока не отдадите до последнего динара» (курсив наш) (Мф. 5:22-26).
Это включает активные поведенческие усилия, направленные на примирение.
Гордыня: препятствие на пути к покаянию; Смирение: Врата покаяния
Св. Иоанн Лествичник (1982) указывает:
Гордыня заставляет нас забыть наши грехи… воспоминание о них ведет к смирению». Св. Иоанн: «Он не должен позволять воспоминанию о том, что его огорчает, отпечатываться в его уме, чтобы он внутренне не разорвал человеческую природу, отделив себя от другого человека, хотя он сам является человеком. Когда воля человека соединяется с принципом природы таким образом, Бог и природа естественным образом примиряются.
Преподобный Исаак Сирин говорил, что достигший вершины смирения достигший познания собственной немощи (Брок, 1997).
Покаяние: условие прощения
Когда кто-то оскорбляет Бога или нас, он должен покаяться. Бог и мы в подражание Ему должны обнять кающегося грешника собственной любовью Бога, чтобы простить его. Мы должны молиться, чтобы мы или любой, кто обидел нас или Бога, примирились с Богом и с нами через Его Церковь. Основанием этого покаяния является ощущение своей неверности Богу и обиды на нас, сокрушение сердца и решимость исправиться и иметь метанойю, коренное изменение ума и сердца, чтобы не оскорблять снова.
Покаяние
Бог признает разницу между истинным и ложным покаянием. Если это знание используется как оправдание греха, истинного покаяния не происходит, сколько бы слов ни было израсходовано в молитве. Однако если падший брат взывает ко Христу, как разбойник на кресте, он обретет прощение у Бога.
Один мудрый человек однажды сказал, что Бог не смотрит, откуда мы пришли, а смотрит, куда мы идем. Если покаяние исходит из желания иметь чистое сердце, кающийся найдет Бога независимо от того, сколько раз он терпел неудачу. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8).
Обожение
Св. Силуан указывал, что «те, кто не любит и отвергает ближнего своего, бедны в своем бытии. Они не знают истинного Бога, который есть всеобъемлющая любовь». Св. Петр во втором послании говорит нам, что дал нам Бог: «Божественная сила Его даровала нам все потребное для жизни и благочестия… да соделаемся причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:3-4). ). Мы знаем, что это не участие или становление Богом в Его Бытии или Сущности, а разделение тепла и света Его «Божественной энергии» (Staniloae, 2003).
Исцеление страстей ведет к обожению
Это может произойти только, указывает епископ Иерофей Влахос (1994, 1998), если мы исцелим страсти своей души. Для обидчика это означает исцеление страсти, которая привела к обиде. Для того, кто прощает это, значит исцелить страсть гнева и умножить добродетели смирения и кротости. Прощение и покаяние — это двусторонняя монета. Одно не может существовать без другого.
Преподобный Максим Исповедник сообщает нам путь, по которому он идет:
Первый тип бесстрастия – это воздержание от побуждения тела к фактическому совершению греха. Второе… отвержение страстных помыслов… третье есть успокоение страстного желания. …четвертый вид бесстрастия есть полное исключение из разума чувственных образов (Добротолюбие II).
Психо-духовно это означает решение и волю остановить грех, действовать в соответствии с советами нашего Господа и делать все возможное, чтобы удалить себя от событий и образов, которые пробуждают грех. Это значит подменять и иметь в наличии дела Божии, упражнять и упражняться в богоугодных добродетельных помыслах и делах и основывать все на основании молитвы и Святых Таин.
Поручим себя и друг друга… Христу Богу нашему
Обожение означает не только одушевление огнем тепла и света Божия, но и общение друг с другом. Св. Дорофей из Газы (Wheeler, 1977) сравнивает наш рост в союзе с Богом с компасом. Бог — центральная точка. Каждый человек подобен радиалам, расходящимся от центра на все 360 градусов, его опоясывающим. По мере того, как каждый человек движется к Богу, центру, они также сближаются друг с другом, по мере того, как каждый человек удаляется от Бога, центра, они также становятся более отдаленными друг от друга (Морелли, 2007).
Закончим размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина (1997):
Если на тебя гневается брат твой, то и Господь гневается на тебя. И если ты примирился с братом твоим внизу, то примирился ты и с Господом наверху. Если ты принимаешь своего брата, то ты принимаешь и своего Господа.
Иисус прощает наши грехи через сакраментальную силу, данную Церкви сначала апостолам, затем их преемникам, епископам и священникам вплоть до сегодняшнего дня, когда Он сказал им: «Приимите Святого Духа. Если вы простите на ком прощаются грехи, на ком остаются, на ком остаются» (Иоанна 20:22-23).
ССЫЛКИ
Брок, С. (1997). Премудрость преподобного Исаака Сирина . Fairacres Oxford, Англия: SLG Press.
Кадлобовский Э. и Палмер Г.Э.Д. (1954. пер.) Ранние отцы из Добротолюбия . Лондон: Оксфорд
Морелли, Г. (2004). Секс свят: Ответственность христианского воспитания . Слово. 48 (6) 7-8.
Морелли, Г. (2004, 07 декабря). Прощение исцеляет . http://www.orthodoxytoday.org/articles7/MorelliForgiveness2.php.
Палмер, Г.Э.Х., Шеррард, П., и Уэр, К. (ред.). (1986). Добротолюбие: Полный текст, составленный св. Никодимом Святогорцем и св. Макарием Коринфским (т. III) . Винчестер, Массачусетс: Фабер и Фабер.
Софроний, архимандрит. (1999). Преподобный Силуан Афонский . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии.
ул. Ефрем Сирин. (1997) Духовная Псалтирь . (Br. Isaac E. Lammbertsen, Trans.). Свобода, Теннесси: Св. Иоанн Кронштадтский Press.
Святой Иоанн Лествичник. (1982), Иоанн Лествичник: Лестница Божественного Восхождения . Нью-Йорк: Паулист Пресс.
Станилоае, Д. (2003). Православная духовность: практическое руководство для верующих и полное руководство для ученого . Южный Ханаан, Пенсильвания: Издательство Свято-Тихоновской семинарии.
Влахос, епископ Иерофей, (1994). Православная психотерапия: наука отцов . Левадия, Греция: Рождение монастыря Богородицы.
Влахос, епископ Иерофей, (1998). Разум Православной Церкви . Лавадия, Греция: Рождение монастыря Богородицы.
Уиллер, Э.П. (1977). (изд., пер.), Дорофей из Газы: Беседы и высказывания . Каламазу, Мичиган: цистерцианские публикации.
Испытание совести
От святителей Иоанна Кронштадтского и святителя Димитрия Ростовского составлено и под редакцией В. преподобного о. Джордж Морелли, доктор философии.
Грехи против Бога
Молитесь ли вы Богу утром и вечером, до и после еды?
Во время молитвы вы позволяли своим мыслям блуждать?
Вы торопились или бормотали свои молитвы? или при чтении в церкви?
Читаете ли вы Священное Писание каждый день? Читаете ли вы регулярно другие духовные писания?
Читали ли вы книги, содержание которых не является православным или даже антиправославным или вредит духовно?
Произносил ли ты имя Бога без благоговения, шутя? Просили ли вы помощи у Бога перед началом любого дела?
Небрежно, необдуманно крестился? Вы поклялись? Вы роптали на Бога?
Согрешил ли ты, забыв Бога?
Вы мало посещаете церковь?
Посвятили ли вы хотя бы часть праздничных дней, особенно воскресенья и Двенадцать великих праздников, Богу?
Старались ли вы в эти дни посещать церковь? или ты провел их более грешно, чем обычные дни?
Если вы по какой-то причине не можете посещать церковь, то пытались ли вы, тем не менее, посвятить часть этих дней молитве и духовному чтению?
Принимали ли Вы активное участие в богослужениях неправославных или причащались их таинствам?
Соблюдали ли вы посты?
Вы вели себя непочтительно в церкви, перед духовенством и монашествующими?
Вы смеялись или разговаривали в церкви, или двигались без необходимости, тем самым отвлекая других людей от молитвы?
Одевались скромно и прилично в церкви?
Пробовали ли вы с благоговением относиться к чтениям, гимнам и молитвам в церкви?
Стремились молиться с богослужением, креститься и т. п. или помечтали?
Готовились ли вы к служению заранее, просматривали библейские чтения, проверяли, есть ли у вас тексты, чтобы следовать службе и т. д., особенно если служба будет на языке, который вы плохо понимаете?
Вы когда-нибудь после богослужения, а особенно после причащения Святых Таин, выходили из храма и сразу же занимались светской беседой и таким образом забывали полученные вами благословения и милости?
Стыдился ли ты своей Веры или крестного знамения в присутствии других?
Вы продемонстрировали свою набожность?
Использовали ли вы свою православную веру или ее учения только для того, чтобы запугать или принизить других?
Использовали ли вы его в качестве щита или оправдания своей собственной неадекватности, вместо того, чтобы унижать себя?
Верили ли вы в сны, гадания, астрологию, приметы и прочие суеверия?
Благодарите ли вы Господа за все?
Вы когда-нибудь сомневались в Божьем провидении в отношении себя?
Вы хотя бы пытаетесь понять Его цель во всем, что с вами происходит?
Грехи против ближних
Уважаете ли вы своих родителей, законных религиозных (священников и епископов) и законных властей и слушаетесь их?
Вы обидели их грубостью или противоречием?
Вы кого-нибудь оскорбляли?
Вы с кем-нибудь ссорились или дрались? Ты кого-нибудь ударил?
Вы всегда уважительно относитесь к старикам?
Вы когда-нибудь сердились, вспыльчивы или раздражительны?
Вы кого-нибудь обзывали? Используете ли вы нецензурную брань?
Вы высмеивали инвалидов, бедных, старых или обездоленных?
Были ли у вас плохие чувства, недоброжелательность или ненависть к кому-либо?
Простили ли вы тех, кто вас обидел?
Вы просили прощения у тех, кого обидели?
Вы со всеми в мире?
Оставляли ли вы нуждающихся без помощи, когда могли бы помочь?
Приходилось ли вам ухаживать за больными или престарелыми, когда они просили вас об этом?
Проявлял ли ты ко всем доброту и внимание, помня, что именно такого отношения ждет от тебя Бог?
Били ли вы животных без причины, были ли жестоки с ними или пренебрежительно относились к тем, о ком заботитесь?
Ты что-нибудь украл?
Вы брали или пользовались чужими вещами без спроса?
Оставляли ли вы деньги или вещи, которые вам одолжили, не возвращая их?
Вы зря потратили время или ресурсы своих работодателей? Брали ли вы вещи с работы для личного пользования, использовали телефон фирмы или другие средства в своих целях без разрешения или компенсации?
Вы упрямы и всегда добиваетесь своего?
Вы были невнимательны к чувствам других людей?
Пытались ли вы отомстить тем, кто вас обидел?
Вы затаили обиду? Вы обманывали людей?
Ты сплетничал?
Ты сказал неправду?
Вы судили и осуждали других?
Потрудились ли вы подойти на исповедь, чтобы помириться
со всеми?
Грехи против самого себя
Были ли вы горды? Вы хвастаетесь своими способностями, достижениями, семьей, связями или богатством?
Считаешь ли ты себя достойным перед Богом?
Вы тщеславны, честолюбивы? Пытаетесь ли вы заслужить похвалу и славу?
Легко ли вы переносите, когда вас обвиняют, ругают или несправедливо обращаются с вами? Вы слишком много думаете о своей внешности, внешнем виде и впечатлении, которое производите?
Согрешили ли вы мыслью, словом или делом, взглядом или взглядом или каким-либо другим образом против сексуальных грехов? (Прелюбодеяние, блуд, все внебрачные сексуальные отношения с другими людьми, мастурбация, неестественные половые акты, фантазии, порнография и т. д.)
Вы кому-нибудь завидовали? Вы были чрезмерно чувствительны?
Вы были ленивы? Выполняли ли вы свои обязанности от души?
Тратили ли вы свое время, энергию или способности на вещи, которые не приносят пользы душе?
Вы стали одержимы чем-либо? Были ли вы подавлены или апатичны?
Были ли у Вас мысли о самоубийстве?
Вы навлекли проклятие на себя или других или причинили им зло из-за нетерпения?
Вы слишком много употребляли алкоголь или стали зависимыми от алкоголя?
Принимали ли Вы лекарства, кроме необходимых лекарств? Вы курили?
Вы слишком много или без разбора смотрели телевизор? Занимались ли вы каким-либо другим подобным времяпрепровождением, которое тратит ваше время и энергию и может причинить вам вред?
Были ли вы жадными в отношении еды или имущества?
Вы баловались комфортной едой? Вы привыкли есть между приемами пищи?
Были ли вы привередливы в еде или расточительны в еде, забывая, что так много людей не питаются должным образом? Вы были экстравагантны? Вы были расточительны?
Вы заботитесь и ищете в первую очередь спасения своей души, духовной жизни и Царства Божия, или на первое место поставили земные соображения?
Заботились ли вы обо всем Божьем творении, защищая землю, окружающую среду, драгоценные ресурсы?
Есть ли еще какой-нибудь грех, который тяготит вашу совесть или о котором вы стыдитесь рассказать?
Краткая исповедь перед отцами-исповедниками
Из полной исповеди святителя Димитрия Ростовского.
Исповедую Господу Богу моему и пред тобою, преподобный отче, все бесчисленные грехи мои, совершенные мною до сего дня и часа, делом, словом и мыслью. Согрешаю ежедневно и ежечасно своей неблагодарностью к Богу за Его великие и бесчисленные благодеяния и великодушное провидение надо мною, грешным.
Я согрешил: бессмысленными разговорами; осуждать других; волевая близорукость; гордость; жестокосердие; завидовать; злость; клевета; невнимательность; небрежение относительно моего спасения; беспечность, равнодушие, неуважение, раздражительность, потеря надежды, возмещение злом за зло, озлобленность, непослушание; жаловаться; самооправдание; противоречить другим; своеволие; обвинение других; сплетни, ложь, легкомыслие, искушение других, себялюбие, честолюбие, чрезмерное употребление пищи и питья, тщеславие; леность и рассеянность в молитве в церкви и дома; непосещение церкви и богослужений из-за лени и беспечности; предаваться нечистым мыслям, нечистым взглядам и делам; желание и получение лишнего имущества; пренебрежение физическими и духовными потребностями других и себя; не заботясь о земле и ее окружающей среде. Я согрешил делом, словом, мыслью; зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и остальными моими умственными и физическими чувствами, а также советом, приказом, согласием, провокацией, лестью, сокрытием, вкушением, молчанием. и защита. Я искренне сожалею о всех своих грехах, я каюсь и прошу прощения.
(Здесь следует особо упомянуть любые другие грехи, которые могут отягощать душу.)
Я также каюсь и прошу прощения за все те грехи, в которых не исповедовался по причине их множества и моей забывчивости. Я поручаю Христу изменить свое сердце, разум и поведение и молить Его о благодати.
Прости и разреши мне, преподобный отче, и благослови причащаться святых и животворящих Христовых Таин во оставление грехов и жизнь вечную.
Виды депрессии — Как лечит страдание
Депрессия (от латинского слова depressio, что означает давить, угнетать) – субнормальное, угнетенное настроение, сопровождающееся вялостью, усталостью, тупой и пессимистичной оценкой ситуации. Это страдание известно человечеству с незапамятных времен — с того времени, когда произошло Падение человека. И все же Гиппократ описывал похожее психическое состояние, которое называлось «меланхолией». Приступы депрессии многократно описаны в Священном Писании на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому псалмы Давида приносили облегчение от меланхолии.
Современное понимание депрессии как болезни начинается в середине девятнадцатого века.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество . В 1997 году 146 миллионов человек в мире потеряли трудоспособность из-за депрессии. По данным Минздрава РФ депрессией страдают 10% населения старше 40 лет, из них две трети составляют женщины. 1
По некоторым оценкам, количество больных депрессией в России увеличивается на 3-5% ежегодно. 2 Женщины страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины. Скорее всего, это связано не с «невосприимчивостью» сильной половины человечества к депрессии, а с тем, что мужчины гораздо реже, чем женщины, обращаются за медицинской помощью, предпочитая подавлять свои симптомы употреблением алкоголя, погружением в работу и т.п. на. Специальные исследования показали, что депрессивные расстройства различной степени тяжести выявляются у 60% пациентов, обратившихся в клинику. Между тем депрессия обычно диагностируется не более чем у 5% всех депрессивных больных, обращающихся в поликлинику. Больные депрессией совершают 45-60% всех самоубийств в мире. По прогнозам, в двадцать первом веке депрессия станет убийцей номер один человечества.
Не так давно пик депрессии приходился на возраст от 30 до 40 лет, но сегодня депрессия заметно «помолодела» и поражает людей до 25 лет. Лишь в 2-3% случаев депрессия не зависит от внешних факторов. обстоятельств (эндогенная депрессия), а у остальных возникает в основном как реакция на стресс. Годовой каталог новых антидепрессантов достигает толщины в три сантиметра. Поэтому трудно переоценить важность и сложность рассматриваемой проблемы.
К психогенным депрессиям относят невротическую депрессию, реактивную депрессию (возникающую после сильных стрессов и потрясений), депрессию истощения. Итак, давайте рассмотрим невротическую депрессию. Но сначала несколько слов о неврозах. Невроз – это кризис личности. Это столкновение желаемого и действительного. И это часто духовная проблема.
Безудержный рост неврозов в наше время вызван не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но прежде всего «прогрессом» человеческой падшести.
Во все времена на протяжении истории человечества были войны, разные стихийные бедствия, наводнения, засухи, смерчи и т.д. Трудно сравнить, скажем, насколько нынешнее время более тревожно и неспокойно, чем, например, эпоха времен правления Ивана Грозного. Почему проблема неврозов стала столь острой только в последнее время? Причина, я думаю, только в растущем безверии, в утрате человечеством духовной основы, а вместе с ней и истинного смысла жизни.
Получается, что главная причина неврозов не стрессы и неприятности, а личность человека. И эта личность внутренне расстроена. Грех, как корень всякого зла, приносит с собой невротические расстройства. Действуя в глубине человеческого духа, оно возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит эмоции и воображение из-под контроля сознания. По словам святителя Феофана, «внутренний мир человека-грешника наполнен своеволием, беспорядком и разрушением». Глубокий невроз является показателем нездоровья, морально-духовного расстройства.
Святитель Феофан Затворник указывает, что «естественное отношение человеческих составляющих должно быть по закону подчинения меньшего большему, более слабого более сильному; тело должно подчиняться душе, душа подчиняться духу, а дух по своей природе должен быть погружен в Бога. Человек должен оставаться всем своим существом и сознанием в Боге. При этом власть духа над душой зависит от ее соприсутствующего Божества, а власть души над телом зависит от обладающего ею духа. После нашего отпадения от Бога произошло смятение, которое должно было произойти во всем человеческом составе, — отделившись от Бога, дух потерял силу и покорился душе, а душа, не вознесенная духом, повиновалась тело.»
Профессор Дмитрий Мелехов считает, что в основе многих психических расстройств лежит бунтарство. Невроз в этом смысле не является исключением. Принято считать, что заболевание развивается вследствие конфликта человека с самим собой (внутрипсихический конфликт) или с другими людьми (интрапсихический конфликт). Невроз — это столкновение желаемого и реального. Чем сильнее столкновение, тем хуже болезнь. «Вера есть смирение», — говорит святой Варсонофий Палестинский.
Большая часть депрессий есть следствие греховного образа жизни, следствие разрушительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, подобны греховным страстям печали и уныния.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором (состоявшимся в Москве 13-16 августа 2000 г.), сказано: «Церковь рассматривает душевные болезни как одно из проявлений общее греховное искажение человеческой природы. Выделяя в структуре личности духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различают болезни, возникшие «от природы», и недуги, вызванные бесовским воздействием или следствием страстей, поработивших человека».
Невротическая депрессия по своей духовной основе есть психопатологическое состояние, развившееся вследствие «страстей уныния и печали, поработивших душу человеческую». И каждая страсть еще больше «подогревается» демонами, находящими убежище в ее недрах.
Науке многое известно о происхождении депрессивных расстройств, но среди ученых не принято говорить о грехе; а причиной многих форм депрессии является именно грех, о чем свидетельствуют отцы и весь подвижнический опыт Православия.
Задолго до научных психиатрических наблюдений о происхождении невротической депрессии отцы очень точно и достоверно описывали эту душевную болезнь, определяя ее греховными страстями уныния и скорби. Так что в данном случае медицинский диагноз соответствует духовному «диагнозу».
Депрессия – это своеобразный сигнал души о ее бедах или бедствиях. Однако не душевный плач о грехах, а мука нераскаявшейся души, которой бесы шепчут: «Все плохо, нет надежды…»
Депрессивный невроз часто начинается на фоне жизненных трудностей. В этом случае у человека плохое настроение, его ничего не радует, все раздражает, он впадает в отчаяние, скуку, печаль, и все вокруг предстает в мрачном свете. Эти состояния возникают очень часто, потому что «жизнь сложилась не так, как хотелось бы»; человек не достигает желаемого, произошел какой-то конфликт, имеет место то или иное правонарушение…
Однако не всякое горе греховно. В дни скорби и времена скорби человек становится равнодушен ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия — все это отодвигается на второй план в такие периоды жизни. В счастливые времена человек быстро засыпает, а в несчастьях он волей-неволей обращает свои мысли к себе, глубже и глубже сознает свою греховность.
Но если нет, если скорбь ради печали, а покаяние заменяется невротическим «самопожиранием», — которое, кроме своей пагубности, ничего душе не дает, — то очевидно, что подмена произошла. Такая печаль есть греховная страсть.
Конечно, ложь, низкая клевета и оскорбления не принесут радости душе. Но если человек, и тем более христианин, совершенно ими сломлен и длительное время пребывает в печальном настроении или еще хуже — в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, потери надежды на милость Божию, потери веры в святость Промысла Божия о человеке, это не христианское отношение, а грех. В этом случае бес просто ждет, когда человек споткнется и окунется в пучину серьезных забот и мук.
Печаль – это всегда сожаление (о потере, о несбывшемся и т.д.). Унынию часто предшествуют лень, праздность, чрезмерная любовь к комфорту или самолюбование.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния и печали следующим образом:
ПЕЧАЛЬ: Скорбь, печаль, отсекание надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарность Богу за все происходящее, малодушие, нетерпение, печаль о ближнем, ропот, отрицание креста, попытка сойти с Это.
УНАЧЕНИЕ: Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитвенному. Отказ от церковного и келейного устава… Пренебрежение. Нечестие. безделье. Чрезмерный сон, лежание и всевозможные удовольствия. Переход с места на место. Пустой разговор. Шутки. святотатство. Забвение грехов. Забвение заповедей Христовых. Небрежность. Отсутствие страха Божия. Горечь. Бесчувственность. Отчаяние.
Печаль, по учению святых отцов, бывает тогда, когда какая-то страсть не нашла своего удовлетворения. Например, человек не получил желаемых денег, или его чувства были отвергнуты любимой, или, возможно, его не повысили по службе и тому подобное.
Греховные страсти взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Таким образом, чревоугодие и блуд «поддерживают» гордость и тщеславие, как и все страсти, связанные с корыстолюбием. И результатом этого «общения» является гнев, печаль и уныние. Образно говоря, это синдром «пролитого молока».
Уныние и печаль подстерегают тех, кто не обрел крепкой веры в Бога. Эти страсти часто обитают в душе тех, кто, отвергнув Небо, крепко прилепился к земле. Значит, невротическая депрессия в глубочайшей своей сути есть следствие неверия в спасительный Промысел Божий. В этом случае печали и страдания кажутся отвратительными и совершенно ненужными. Строго говоря, это естественное следствие гедонистической философии — жизни, прожитой «ради удовольствия», к которой многие стремятся.
Епископ Варнава (Беляев, 1887-1963) говорит: «В науке о спасении есть одно, что кратчайшим путем ведет человека к Богу. Это скорбь о грехах, скорбь о Боге… Опыт и благодать в сердце убеждают нас, что молитва наедине с теплыми слезами покаяния есть единственное средство утешения. Правда, сначала текут горькие, соленые слезы, но потом чувствуешь облегчение, радость и луч надежды. Чем дальше ты продвигаешься по пути спасения, тем веселее становится твоя душа; ты плачешь, слезы катятся и на душе становится яснее и теплее. Замечательная вещь! Непостижимая работа благодати!
«Но есть другой вид плача и другая печаль. Модница плачет, что у нее нет новой весенней шляпки и вышли из моды ее нарядные туфли, что «такой-то» мужчина стал ухаживать за «такой-то» женщиной, а «та женщина» красивее и счастливее, чем она; молодой человек грустит из-за небольшого количества карманных денег, которые можно потратить на развлечения; жена плачет из-за неверности мужа, а муж, в свою очередь, грустит из-за своей неудачи на работе; врач, инженер, юрист — все несчастливы, потому что мало зарабатывают; купец в отчаянии от понесенного убытка; и так далее и тому подобное. Все плачут и скорбят, даже живя в роскоши и богатстве, но скорбят о тленном. У них чего-то нет или что-то теряют, и от этого они грустны. Иногда такая печаль иссушает их, они заболевают и даже умирают (см. 2 Кор. 7:10). Эта печаль демоническая. Враг рода человеческого несет его. Человечество мучается, стонет, пытается сделать жизнь беззаботной; но без Бога он ничего не может сделать».
В своем основном труде Основы искусства святости епископ Варнава проводит тонкий духовно-психологический анализ поднятой темы. Вот некоторые выдержки из этой работы. (Получить выписки)
«Уныние есть один из восьми главных пороков, и притом величайший», — говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно, против всякой страсти есть противоположная добродетель, служащая для спасения (например, чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие побеждается щедростью, гордыня побеждается смирением и т. д.), но против уныния особой добродетели нет. Вот почему святые отцы иногда называют ее «всепоражающей смертью», потому что для ее исцеления нужно много сил, и она приводит все пороки и тысячи зол — для мирян к отказу от самой мысли о личном спасении. ; а для монахов снятие монашеских одежд и возвращение в мир. Но ни одна страсть не приносит подвижнику столько венцов, как уныние . В борьбе с этой страстью человек учится тому, как кто-то служит Богу — без лицемерия, лукавства и лености; и он награждается соответственно.
Когда, где и как демон уныния нападает на человека?
Говорить о определенном времени нападения можно только в отношении монахов-отшельников.
Во времена древних Отцов пустыни враг искушал их обыкновенно около полудня, когда солнце было в зените и из-за жара, которым начинала дышать пустыня, и тело и разум естественным образом ослабевали — особенно после бессонная ночь, проведенная в молитве. До еды оставалось много времени, потому что ели они только вечером и после захода солнца. Дьявол направлял на них уныние, страх, что труды их бесполезны, страх, что они заболеют и никто не поможет им, когда состарятся, и отвращение к давно благоухающему молитвенному месту, которое якобы бесполезно. Господь убеждает нас не бояться именно этого демона, когда через пророка говорит подвижнику: не убоишься ужаса ночного, ни стрелы, летящей днём, ни твари, ходящей во мраке, ни беды и демона полдня (Пс 90, 6.).
Что же касается мирян, которые живут сами по себе и как хотят, которые достаточно и хорошо спят, едят утром и в полдень подкрепляются пищей, то бес уныния нападает на них в разное время и в связи с прочими обстоятельствами. . Но бывают случаи, когда демон действует очень усердно и точно во времени, как и в предыдущем случае…
Однажды напав на человека, демон уныния истощит на нем все свои средства, чтобы отвлечь его от добрых дел. Демон действует способом, указанным в начале этой статьи.
ПЕЧАЛЬ
Что такое печаль?
«Печаль есть препятствие ко всякому добру», — говорит преподобный Нилос Синаит. Преподобный Серафим Саровский так описывает действие этой страсти: «Когда злой дух скорби овладевает душою, то наполняя ее печалью и скорбью, не дает душе молиться с должным усердием, мешает ей читать Писания при должном бережном отношении лишает его смирения и миролюбия в общении с братией и создает отвращение ко всякому разговору. Ибо душа, исполненная печали, становясь как бы безумной и исступленной, не может благополучно принять ни один добрый совет или кротко ответить на предложенные вопросы. Он бежит от людей, как от причин своих бед, и не понимает, что причина болезни внутри него…»
В чем причина печали?
Печаль обычно является следствием гневных мыслей или неудач при удовлетворении какого-либо желания. Так человек, преодолевший свои желания и страсти, навсегда изгонит печаль из своего сердца. Так, воздерживающийся не печалится о том, что он не пообедал, и добродетельный не огорчается, если он не преуспел в неразумном непотребстве; человек без гнева не сокрушается, что не отомстил за обиду; кроткий и мудрый человек, имеющий смирение, не сокрушается, когда лишается человеческой славы; и щедрый человек не будет горевать, даже если он потеряет все до последнего…
Но страстные люди иногда грустят без видимых причин. Тогда, как говорит св. Иоанн Кассиан, «под влиянием изощренного врага нашего мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью выносить визита даже от добрых друзей и родных; и что бы они ни говорили в вежливой беседе, нам это кажется несвоевременным и излишним…»
Однако это лишь доказывает, что печаль не всегда имеет свои причины во внешних источниках. Нет, внутри нас, глубоко в сердце, заложены семена сокровенных грехов, которые, когда на душу льется дождь искушений, тотчас же производят всходы и плоды. Поэтому мы должны еще раз сказать, что если бы мы не были бесстрастны только по виду, но действительно были бы тихи душой, то никакие уловки демона скорби не могли бы подействовать на нас. Почва сердца, иссохшая от поста, бдений и молитв, не могла вместить семян страстей, навеянных бесами.
Таким образом, не нужно бежать от людей, чтобы убежать от печали. Однако невозможно человеку избежать возмущений, живя в мире и постоянно вступая в соприкосновение с людьми, не близкими ему по духу, одержимыми не только страстями, но, как это иногда бывает, и самими бесами. Но неправильно думать, что, просто поменяв место, вы облегчите себе жизнь. Меняя среду, человек изменит только причины, возбуждающие страсти. Ему это не нужно; ему нужно терпение и еще кое-что, о чем будет сказано ниже. Если у человека есть терпение и большей частью чистота сердца, то он может сказать с пророком Давидом: С ненавидящими мир я был миролюбив (Пс 119, 6).
Тогда он будет легко ладить не только с людьми, но и со зверями, и будут уважать его, как написано в Писании: Ибо звери полевые будут в мире с тобою. (Иов. 5, 23).
Убийцы печали
Мы уже говорили, что скорбь движима страстями человека. Убери страсть к вещам, похоть или чревоугодие, и у тебя никогда не будет печали. Но мы можем указать положительные средства, которыми эти страсти могут быть также радикально урезаны. особенно молитва, благотворительность и щедрость.
Страдает человек, томится тоска и уныние, и томится душа его. Поэтому он обращается к врачу, который прописывает ему успокаивающие и улучшающие настроение препараты, чтобы искусственно облегчить страдания и уменьшить эмоциональную боль. Но, как справедливо замечает православный врач В. Невярович, больная душа этим часто вовсе не излечивается, а человек только уводится от страдания, которое почти всегда имеет целительный смысл. Подчеркнем, что речь здесь идет о невротической депрессии. Когда возникает эндогенная депрессия, лечение другое.
Когда депрессивные расстройства имеют невротическую форму, то определяется их непосредственная связь с морально-этическим состоянием человека. Я, как врач, конечно, облегчаю страдания больных лекарствами, беседами и просто человеческим сочувствием; но удовлетворение при консультировании больного наступает лишь тогда, когда мы начинаем говорить о душе, вере и покаянии. С согласия больного и по его просьбе мы пытаемся оценить симптомы болезни с духовной точки зрения.
Единственно правильный путь к исцелению нервозности, уныния и печали и обретению душевного спокойствия – через истинную православную веру, покаяние и преобразование своей жизни по заповедям Божиим. Человеку главное понять происхождение своего греховного душевного состояния, глубоко сознать свою немощь, возненавидеть бесовские грехи гордыни, тщеславия, гнева, уныния, лжи и блуда, и желать изменить себя, чтобы обратиться к Господу с искренним покаянием.
Истинная причина депрессивных расстройств обычно кроется в совершенных человеком грехах. Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому, чтобы избавиться от невротической депрессии, мы должны стремиться к смирению. Завышенный уровень нереализованных в жизни человеческих устремлений, конфликт между желаемым и реальным всегда оставляют в душе чувство печали, досады, горечи, разочарования.
Конечно, самое главное для каждого христианина – посещать православные службы, особенно в воскресные и праздничные дни, и участвовать в церковных таинствах. В молитве, которую священник читает перед исповедью, есть слова: «Ты пришел в духовную лечебницу, чтобы не уйти не вылеченным».