Уныние самый тяжкий грех в православии: Статья 8. Уныние – самый тяжкий грех от которого срочно нужно избавляться! — Лаборатория Мысли на vc.ru

Грех уныния. | Я дилетант

В христианской традиции есть разделение грехов на тяжкие, или смертные,  и бытовые. Бытовые грехи — грехи присущие всем, даже святым. Они вполне могут быть прощены. А смертные грехи, суть, непрощаемые, если человек не успел в них раскаяться. В зависимости от конфессии, смертных грехов насчитывается семь или восемь. По большому счету, списки похожи и отличаются не столько содержанием, сколько формой.

Я, как-то, любопытства ради, решил для себя уточнить этот список. Нет, разумеется, я знал, что туда входят чревоугодие, гордыня, стяжательство и всякий блуд. Ну, еще гнев. Итого — пяток. Так,  если по православной традиции, то не хватает целых трех. Это какие ж еще? Полез узнавать. Интересно стало. Оказалось, у православных — тщеславие, печаль и уныние, а у католиков — уныние и зависть.

Заметили, что повторяется? Уныние! Таким образом, получается, что шестой бесспорно смертный грех — уныние!

Ёлки зеленые! Ведь и правда! Грех уныния — это тяжелейший грех!

И, о, ужас! Я частенько предаюсь этому греху!

И решил я разобраться в сути этого греха: почему же это смертный грех и почему я ему подвержен? И что с этим делать?

Так вот, это тяжкий грех не только для христианина, а для вообще исповедующего религию и даже для атеиста. Вообще, для человека! Если вы верите в единого бога, то своим унынием вы:
а. выражаете ему свое недоверие;
б. не верите в возможность вечной жизни;
в. не верите в возможность все исправить и т. д. и т. п.

Если вы,  например,  политеист, то опять же не доверяете своим высшим покровителям.
А если — атеист, то и подавно — вам то что терять, вы просто страдаете от чувства собственной важности.
По большому счету, уныние — это лелеяние чувства собственной важности, индульгирование, чистой воды, пользуясь терминологией Карлоса Кастанеды. Кстати, практически все христианские конфессии считают философию, предлагаемую Кастенедой, скажем, неверной. Да и сильные сомнения вызывает реальность описанного Кастанедой. И, в целом, я согласен с этим. Но некоторые описанные (или придуманные) Кастанедой вещи достаточно интересны. Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз.

Человек, предающийся унынию, теряет надежду. Точнее, уныние является главным симптомом потери надежды. А, в свою очередь, потеря надежды вызывается избыточным беспокойством за самого себя. Да-да, за себя любимого!

Кто переживает за других, тот не впадает в уныние — ему не до того. Не говоря уж о том,  кто достиг душевного равновесия. Или тот, кто погружен в любимое дело – ему некогда унывать: могут быть огорчения, неудачи. Но любимое дело говорит: «Надо идти!»

Получается, что уныние приходит к человеку, когда он мается от безделья или занят не своим делом. Ему не радостно на душе. Вот, опять вспомнился пресловутый Кастанеда: «По пути с сердцем идти легко и радостно!». Многие утверждают. Что легко идти по пути неверному, пути греха. Таки нет! Эта лёгкость обманчива. Эта та лёгкость, которая ведёт, в том числе, и к унынию.

А радость от правильно выбранного пути только умножается.

То есть, не важно во что вы верите – если вы впали в уныние, то тем самым грешите против ли бога, против ли себя, но грешите.

Я далеко не во всем согласен с мнением представителей авраамических религий, в том числе, христианства о том, что все испытания посылает нам бог. Не думаю. Он дал людям свободу воли, а значит и волю приносить и получать зло. Другой вопрос, что он помогает всем по мере необходимости и возможности. Более того, бог помогает тем .кто сам себе помогает. И здесь я не имею ввиду, например, вульгарное зарабатывание денег. Нет!

Здесь речь о тех, кто не унывает, тех кто не теряет надежды и идет вперёд!

А уныние — это ваша же подножка самому себе. Оно как болото – чем больше вы в него погружаетесь, тем больше оно засасывает. Впавший в уныние не способен творить – это главное. А мы, будучи созданы по образу и подобию Творца, должны стремиться приблизиться к идеалу Творца.

Не унывайте!

«Насколько верно, что уныние — это грех?» — Яндекс Кью

Главная

Сообщества

РелигияГрех

Chistyakov Georg

  ·

150

Иван Павлов

Христианин-исследователь  · 31 мая 2021

Давайте вначале определимся, что в Библии говорится о грехе.

Слово «грех» в Библии с древнегреческого и древнееврейского переводится как «непопадание в цель» или «промах».

У Бога очень высокие, совершенные моральные стандарты, а неспособность человека им соответствовать как раз и является грехом.

Римлянам 5:12

Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом — смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что *в нем* все согрешили.

Римлянам 3:23

Ведь все согрешили, и все лишились Божьей славы

Грех — это пока что «нормальное» состояния человека. Именно для этого приходил Иисус Христос — искупить все грехи человечества.

Подробнее здесь: Для чего был послан Иисус Христос?

Все отрицательные эмоции связаны с тем, что сегодня жизнь человека далека от совершенства.

Интересно, что в Библии нередко встречаются примеры верных Богу людей, которые периодически, под гнётом тяжёлой жизни страдали от уныния.

Например, Пётр был очень преданным Иисусу Христу человеком, выдающимся апостолом, одним из столпов христианского собрания. Однажды он самоуверенно заявил, что никогда не отречется от Христа (Мф. 26:33). Позже его все таки охватил страх перед людьми, и он в итоге предал Иисуса. Петр был совершенно этим раздавлен и «горько заплакал» (Мф. 26:75).

Иисус отнесся к Петру с милосердием. После смерти он лично ему являлся, чтобы укрепить. Мы знаем, что Иисус в совершенстве отражал качества своего Отца. Поэтому, совершив ошибку, не стоит думать, что Бог нас никогда не простит.

Если вы страдаете от уныния, то есть библейские советы, которые могут помочь вам с этим справиться:

  1. Не позволяйте, чтобы сегодня вас угнетали беспокойства о завтрашнем дне

Матфея 6:34

Поэтому не тревожьтесь о завтрашнем дне; завтрашний день сам побеспокоится о себе. Для каждого дня достаточно своих тревог.

  1. Старайтесь сосредоточиваться на всем хорошем, что у вас есть. Не стоит сосредоточиваться на прошлых ошибках. Помните также, что о Боге говорится:

Псалтырь 129:4

Но Ты – Бог прощающий, и потому чтит Тебя народ.

  1. Когда вас отягощают беспокойства, поделитесь чувствами с теми, кто может вас подбодрить.

Притчи 17:17

17 Друг любит во всякое время, и брат рожден разделить беду.

По своей сути, уныние — это болезнь, которая для людей естественна. Хотя Бог уже сейчас поддерживает своих верных служителей, Он также дал обещание, что в ближайшем будущем исчезнут все болезни, омрачающие жизнь людей.

Откровение 21:3, 4

3 И я услышал громкий голос, прозвучавший от трона:

— Это жилище Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом.

4 Он отрет с их глаз каждую слезу. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что прежнее ушло.

Подробнее здесь: Попадают ли женщины в рай?

Вывод:

Отвечая кратко, уныние — это проявление несовершенства, греха, который есть в каждом человеке.

Однако Бог заверяет нас в своей любви, помогая уже сейчас, если мы его о том просим, и обещает избавить всех людей от горя, страданий и болезней.

Соболев Антон

Читатель, геймер, полиглот и инженер на вырост  · 15 мая 2021

«Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения» . Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: «…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10), «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит. 17:22), «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а… Читать далее

1 ответ скрыт(Почему?)

О воздержании от Евхаристии » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова

Важнейшим элементом духовного обновления православного христианина является Святое Причастие. Это таинство таинств, в котором мы принимаем Самого Иисуса Христа. Так велика эта тайна, что мы остаемся без какого-либо возможного ответа, который выражал бы то, что Бог сделал для нас. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы подойти к Евхаристии должным образом. То, как мы подходим к этой удивительной тайне, определяет, будет ли наше участие благословением в нашей жизни, или же мы осуждаем себя.

Может быть трудно, особенно для тех, кто плохо знаком с Православной верой, избежать чрезмерного законничества в подготовке к Причастию. Они чувствуют себя настолько недостойными, что чувствуют себя почти подавленными и унылыми, до такой степени, что лишают себя духовного обновления, когда они больше всего в нем нуждаются. В то же время очень легко начать воспринимать Евхаристию и другие Таинства как нечто само собой разумеющееся, воспринимая их легкомысленно. Так где же здесь баланс и как его найти?

Приблизительное время прочтения: 8 минут

Содержание

  • Быть достойным Евхаристии
  • Ни исповеди, ни причастия…?
    • Знаете ли вы…? Пост перед причастием 0014
    • Как часто мы должны причащаться
    • Проверь себя
    • Заключение

    Быть достойным Евхаристии

    На ступеньках крыльца сидел маленький мальчик. Его мать сказала ему, чтобы он не попадал в неприятности, пока ее не будет. Но пока мальчик ждал, пришел его брат, и они подрались. Оба мальчика оказались в грязи, их одежда была порвана и испачкана. Пару минут спустя мальчики услышали грузовик с мороженым. Забыв о своей ссоре, они бросились обратно в дом, чтобы попросить у матери немного монет. «Вы только посмотрите на себя», — отчитала мать, увидев их. — Ты не в том состоянии, чтобы просить о чем-либо.

    Многие православные христиане часто говорят то же самое, когда думают о причащении. Сегодня я недостоин Святого Причастия. Я не постился. Или Я не закончил все молитвы перед причастием. Или Я не исповедовался. Мы должны чувствовать себя недостойными, но не по одной из этих причин.

    Если мы приходим к Причастию, думая, что мы его заслужили или заслужили, потому что мы это сделали x , y и z , грех гордыни отравил нас; мы совсем не заслуживаем Причастия и никогда не сможем его заслужить. Евхаристия – это благословенный дар от Бога, Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, очищающая наши грехи и наполняющая нас божественной благодатью Божией. Что бы мы ни делали, мы никогда не будем достойны такого подарка. Особенно, если мы думаем, что не есть определенные продукты или не произносить определенное количество молитв достаточно, чтобы сделать нас достойными Тела и Крови нашего Господа. Помните: это Христос делает нас достойными, а не мы сами. Как Он говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37).

    Ни исповеди, ни причастия…?

    В Православии преобладают два основных взгляда на Исповедь и Евхаристию:

    1. Исповедь необходима перед каждым участием в Евхаристии
    2. Исповедь – периодическая практика, которая может происходить от одного раза в месяц до пары раз в год

    Проблема с первым заключается в том, что он имеет тенденцию низводить Исповедь до прославленного оправдания, которое миряне используют для оправдания непричастия к Причастию. К сожалению, это оправдание не редкость среди многих православных. То же самое часто происходит в отношении предпричастных молитв и постов. Однако мы должны понимать, что Таинства существуют для углубления нашего общения с Богом, а не для того, чтобы еще больше отдаляться от Него.

    Нигде Церковь прямо не требует исповеди каждый раз, когда кто-то желает принять участие в Евхаристии. Однако, если вы получаете всего несколько раз в год, ваш духовник может с полным правом настаивать на том, чтобы вы исповедовались. Если вы решили быть постоянным участником Евхаристии, как и подобает каждому православному, поговорите со своим духовником и установите время для периодической исповеди.

    Знаете ли вы…?

    По мере того, как частые причастия становились все более распространенными, понимание исповеди и причастия как двух отдельных таинств становилось яснее. В начале 1970-х годов Священный Архиерейский Синод объявил излишним совершать исповедь каждый раз при причащении Евхаристии, если вы регулярно причащаетесь, внимательны к водительству своего Духовного Отца и должным образом подготовлены через молитву и пост к принятию Евхаристии .

    Пост перед Причастием

    Святая Православная Церковь предписывает пост как духовную дисциплину для усиления нашего участия в Евхаристии. К сожалению, так же, как и на Исповеди, миряне используют отсутствие поста от пищи как предлог, чтобы держаться подальше от Чаши. Однако это свидетельствует о фундаментальном непонимании того, для чего предназначен пост. Это больше, чем просто не есть определенные продукты (или вообще не есть). Это способ стать ближе к Богу, меньше сосредотачиваясь на вещах этого мира. Церковь установила пост не как преграду, отделяющую нас от Христа, а как мост, ведущий нас к полному участию в Его Жизни.

    Подробнее: Почему в православных церквах причащают квасным хлебом?

    Предписанный евхаристический пост предполагает полное воздержание от пищи и питья утром перед принятием Евхаристии. Но есть некоторые недоразумения, и многие православные ошибочно увековечивают эти ошибки. Давайте посмотрим на пару из них здесь.

    Ошибки в отношении поста и Евхаристии

    Пост в среду и пятницу для подготовки

    Многие православные говорят, что постятся по средам и пятницам, потому что планируют причащаться в это воскресенье во время Божественной литургии. Однако Церковь никогда не связывала практику поста по средам и пятницам с участием в Евхаристии. Православные христиане должны поститься в эти два дня недели независимо (69-е правило Святых Апостолов), а также в установленные постные периоды, как, например, Великий пост. Следовательно, утверждение, что человек не постился в предыдущую среду и пятницу и поэтому не может прийти для причастия, не является достаточным основанием для воздержания от Евхаристии.

    Подробнее: Пост в Православной Церкви

    Продление поста среды/пятницы до субботы

    Еще одна распространенная ошибка некоторых православных в отношении евхаристического поста – «продление» поста до субботы. Это несколько основывается на первом мифе. Они рассуждают так: если они постятся в среду и пятницу, готовясь к Евхаристии в воскресенье, им не кажется правильным не поститься в субботу, за день до причастия. Однако при этом они нарушают 64-й канон Святых Апостолов, который прямо запрещает когда-либо поститься в субботу, в день, когда Бог отдыхал после сотворения. Есть только несколько исключений из этого канона: Великая суббота и любой другой большой праздник, который должен приходиться на субботу.

    Как часто мы должны причащаться

    Как можно чаще! В ранней Церкви православные христиане ежедневно причащались Евхаристии. Церковь так сильно чувствовала духовную силу и необходимость Святого Причастия, что ввела 9 th Апостольский канон, в котором говорится:

    Причастие должно быть отлучено от церкви на том основании, что оно является нарушением Церкви порядка.

    Ранние христиане посещали литургию по одной причине – Евхаристии. Они отнеслись к этому серьезно, и мы тоже. Однако мы должны заботиться о том, чтобы не лишать себя Евхаристии из-за ошибочного законничества. Если вы соблюдали пост после пробуждения утром, подходите правильно – со «страхом Божьим, верой и любовью» – и нет моральных или канонических причин не делать этого, вы должны идти вперед, чтобы принять Евхаристию .

    Исследуй себя

    Евхаристия, при правильном подходе, снимает наш грех и дает нам силу приблизиться к Богу. Поэтому, когда мы лишаем себя этого дара и получаем его лишь несколько раз в году, мы добровольно подвергаем себя духовной болезни. Вы мешаете себе принять Евхаристию? Тогда спросите себя. Почему вы считаете, что не должны получать? Это потому, что вы не закончили молитвы перед причастием? Или, может быть, вы не получили исповеди?

    Истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

    Иоанна 6:53, 55

    Все эти оправдания проистекают из чувства недостойности, потому что мы потерпели неудачу и не попали в цель. Но мы должны помнить, что мы никогда не будем по-настоящему достойными, и именно поэтому мы должны постоянно идти вперед, чтобы получить Евхаристию.

    Есть один человек, который выиграет от того, что вы будете держаться подальше от Чаши, и это не вы. Этот человек — сатана. Чем дольше вы держитесь в стороне от Евхаристии, тем сильнее влияние дьявола в вашей жизни. Хочешь победить дьявола? Тогда примите Иисуса Христа. Тело Бога и обожествляет дух, и питает разум. Он исцеляет, очищает, просвещает и освящает тело и душу. И это помогает нам отвернуться от всякой нечестивой деятельности. Именно тогда, когда вы чувствуете себя наиболее недостойным, вы больше всего нуждаетесь в Евхаристии. Не позволяйте сатане обратить ваше благочестие против вас до такой степени, что оно станет законничеством и лишит вас величайшего дара из всех: Самого Иисуса Христа.

    Заключение

    Если ты знаешь, что в воскресенье примешь тело и кровь Христову, то в течение недели ты начнешь дисциплинировать себя и прилагать решительные усилия для преодоления своих страстей. Вы приложите все усилия, чтобы молиться и поститься, и будете бороться, чтобы избежать греха, чтобы подготовить свое тело и душу к принятию Христа. И как только вы принимаете Евхаристию, Христос дает вам духовные дары, чтобы отвратить искушения дьявола, которые постоянно воюют против вас, и помочь вам подняться по лестнице божественного восхождения.

    В смирении мы должны признать, что без Христа мы ничего не можем сделать. Благодаря Его прощению и Его благодати мы становимся достойными, хотя и недостойными, причащения Святого Причастия.

    Продолжить чтение: Кто может причащаться в православном храме?

    Когда терапевтическое средство заменяет грех — просто православие

    Чак ДеГроат. Когда нарциссизм приходит в церковь: исцеление вашей общины от эмоционального и духовного насилия . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2020. 200 стр., 24 доллара.

    (первоначально опубликовано в Digital Liturgies )

    Представьте себе следующий сценарий.

    К вам подошли два человека в вашей церкви, оба люди, которых вы знаете, любите и которым доверяете в равной степени. Человеку А нужно рассказать вам кое-что о человеке Б. Человек Б, по словам человека А, оскорблял его духовно. Человек Б использует свое лидерство и влияние, чтобы убедить других людей в том, что убеждения и мнения Человека А неверны. Более того, согласно А, Человек Б упорно манипулирует А: говорит что-то, чтобы принизить, преуменьшить или игнорировать А. Человек А чувствует себя невероятно пострадавшим от Человека Б и не знает, как он может упорствовать в этой церкви, в то время как Человек Б остается.

    Тем временем Человек Б считает, что Человек А в лучшем случае лукавит, а в худшем — нечестен. Человек Б говорит вам, что Человек А ходит вокруг разных групп и отдельных лиц в церкви, распространяя ложную информацию о Человеке Б, потому что они просто не согласны или не ладят. Человек А, по словам Человека Б, злится, что они не более влиятельны в церкви, и обвиняют в этом Человека Б.

    Человек Б говорит, что Человек А хочет перевернуть несколько политик и даже людей в церкви, чтобы добиться своего, но до сих пор ему мешали. Вот почему, по словам Человека Б, Человек А теперь обвинил Человека Б в том, что он духовный агрессор, и Б очень сильно считает, что А нужно резко упрекнуть за нечестное и вводящее в заблуждение поведение.

    Я полагаю, что если вы читаете это и у вас есть какая-то пастырская ДНК, вы немного потеете. Это именно тот сценарий, которого церковные лидеры боятся всем своим сердцем. И почему так? Дело не только в том, что никому не нравится находиться посреди двух обвиняющих противников. Дело не только в том, что эта ситуация представляет собой значительное использование вашей реляционной пропускной способности. Одна из причин, по которой этот сценарий настолько пугает, заключается в том, что вам нужно решить не только, кому вы верите, но и 

    как это вообще назвать. Это проблема духовного насилия? Это проблема столкновения личностей? Это грех? Это соперничество? Это школьный двор обзывается? То, как вы будете двигаться дальше, во многом зависит от того, с какой ситуацией, по вашему мнению, вы имеете дело.

    Когда дело доходит до темы духовного насилия в церкви, разговоры и дебаты часто заходят в тупик, потому что люди решают, что кто-то «просто пытается защитить» определенный класс. Консервативно настроенные евангелисты настороженно относятся к защитникам жертв, потому что они видят распущенность в том, чтобы говорить правду во имя удовлетворения требований. Левые евангелисты часто выражают недовольство теми, кто инстинктивно защищает пасторов или требует доказательств, интуитивно предполагая, что эти отклонения исходят из желания поддержать успешную систему любой ценой, даже ценой травм для реальных людей.

    Меня беспокоит книга Чака ДеГроута «Когда нарциссизм приходит в церковь: исцеление вашей общины от эмоционального и духовного насилия » не потому, что я думаю, что он занимает «неправильную сторону». На самом деле, я думаю, что по большей части он довольно хорошо избегает тропов и карикатур в любом направлении. Меня беспокоит книга, поскольку я думаю, что она значительно терпит неудачу в вопросе, поднятом выше.

    Книга ДеГроата хорошо рисует узнаваемый портрет духовного насилия и размахивает красными флагами перед лидерами и системами, которые могут попирать людей. Но он гораздо менее хорош в том, чтобы называть эти вещи тем, чем они являются. ДеГроат, кажется, изо всех сил старается не называть духовным насилием грех . Он отказывается от языка греха, покаяния и дисциплины в пользу терапевтического языка, такого как нарциссизм, уязвимость и газлайтинг. Проблема не в том, что эти слова фальшивые или ненастоящие. Проблема в том, что этих слов недостаточно. Они оставляют духовное насилие в сфере психологии, а не морали.

    Это первое из нескольких указаний в книге на то, что основным механизмом выявления нарциссизма является то, как люди относятся  к тем, кто может быть нарциссом. Я знаю, что может показаться очень педантичным или даже черствым называть эту вступительную иллюстрацию из юности ДеГроата. Я не сомневаюсь, что он действительно чувствовал себя ущемленным, и это было чрезвычайно разочаровывающим.

    Но тот факт, что книга с «эмоциональным и духовным насилием» в подзаголовке начинается с такого рода истории, потенциально говорит о многом. Это поднимает вопрос о том, будет ли последующее обсуждение духовного насилия привязано к реалиям выше психологических или нет. На самом деле, книга изо всех сил пытается это сделать.

    Во второй главе «Понимание нарциссизма» ДеГроат дает определение нарциссизма, воспроизводя диагностические критерии из DSM-V. Это немного утомительно и занимает полторы страницы. Более того, язык DSM является клиническим и описывает поведение, типичное для нарциссических людей; он не определяет нарциссизм ни этически, ни теологически. ДеГроат комментирует критерии DSM, разъясняя, как он будет понимать нарциссизм на протяжении всей книги. «Грандиозность и поиск внимания» присутствуют, что имеет смысл. Нарциссическая личность развивает «ложное я» и склонна использовать людей и отношения, чтобы подпитывать эту идентичность. Все идет нормально. Но важно то, что ДеГроат не связывает нарциссизм с библейской проблемой завышенного самомнения.

    На самом деле, он прямо отвергает это. В одном конкретном случае ДеГроат определяет, что «Гэри» страдает от 9 баллов.0045 нехватка  любви к себе. Его «права, его отсутствие сочувствия, его образец грандиозности» проистекают из стыда и травмы из его собственного детства.

    Эта схема приводит ДеГроута к поистине запутанному толкованию Бытия 3. «И хотя богословы часто называют гордость причиной грехопадения человечества, — пишет он, — более убедительно — как с богословской, так и с психологической точки зрения — видеть стыд как скрытая сила, которая толкнула Адама и Еву к запретному дереву».

    Змей, как тонко настроенный внутренний критик, взывает к их недостатку. Адам и Ева думают, что их обделили. Учитывая необыкновенный сад, им запрещено вкушать от определенного дерева — дерева познания добра и зла. Бог держится за них?

    Адам и Ева впервые испытывают ограничения. Почему Адам и Ева тянутся к плоду? Возможно, они уже начали верить лжи ядовитого стыда, что этого недостаточно, что им недостаточно, и, может быть, самое главное, они начали сомневаться и в Божьей благости. (41-42)

    Крайне разочаровывает тот факт, что это очень провокационное перечитывание грехопадения человека не сопровождается какой-либо дополнительной теологической аргументацией или экзегетическим доказательством. На самом деле приведенное выше обсуждение Бытие 3 почти сразу же переходит к психологическим/терапевтическим размышлениям. Чувствуется, что очень важная богословская основа для духовного насилия была заложена практически без уведомления.

    Использование ДеГроатом стыда как мощного мотиватора нарциссического и зависимого поведения не является неправильным. Я могу засвидетельствовать на собственном опыте, что сильное чувство стыда из-за зависимости или преследующего греха часто служит для усиления поведения. По моему опыту, вы не можете довести такого человека до отчаяния своим поведением. Они должны верить, что по ту сторону святости их ждет нечто лучшее, чем то, что у них есть сейчас. Но есть глубокая разница между отмечанием роли стыда в поведении, вредном для отношений и духа, и постулированием интернализированного стыда 9. 0045 в качестве корня . Поскольку проблема (согласно ДеГроату) заключается в отключении от себя, решение — не раскаяние, а реактуализация. Но поскольку реактуализация — это внутреннее, а не внешнее явление, терапевтическая модель ДеГроата для борьбы с духовным насилием требует, чтобы переживания других людей несли основную ответственность за сигнализацию нарциссического поведения.

    Многие пасторы-нарциссы не имеют возможности наделять других значимыми способами. Они держат персонал в неоднозначных ролях, возможно, часто меняя должности или перестраивая структуру. Это сбивает с толку и деморализует трудолюбивых сотрудников. Большинство нарциссических организаций жестко иерархичны, а сотрудники воспринимаются как явные подчиненные. В конце концов, нарциссический пастор может рассматривать наделение полномочиями как угрозу своему контролю и авторитету. Он может быть перфекционистом и не может доверить другому выполнение задачи в соответствии с его стандартами. Он может дразнить властью, фактически не давая ее. Из-за истощения и раздражения бесправные и деморализованные сотрудники со временем учатся переставать просить.

    Опять же, чрезвычайно важно, что ДеГроат не вводит язык греха, гордыни или идолопоклонства в свою таксономию духовного насилия. Следовательно, многое из того, что ДеГроат описывает как оскорбительное пастырское поведение, содержит серьезную двусмысленность. Всегда ли «малая способность пастора расширять возможности других» является признаком внутреннего стыда и травмы? Или это могут быть плохие лидерские качества? Это грех или не грех? Мы не знаем. Согрешают ли церкви против сотрудников, говоря им, что они подчиненные? Греховна ли иерархическая структура внутри церковного руководства? Мы не знаем. Но этот абзац сильно намекает на то, что они являются артефактами духовного насилия.

    Эта непростая система завершается некоторыми действительно важными суждениями. В третьей главе «Девять лиц нарциссизма» ДеГроат описывает одну нарциссическую личность как «оптимиста».

    Несмотря на боль жены, Трэвис продолжал говорить о благости Господа и Божьем обеспечении. Его жена, Шанна, сидела тихо, чувствуя себя покинутой Богом среди ее диагноза рака, но он продолжал напоминать ей, что это был «благой Божий план» и что она испытает исцеление «прямо за углом».

    Трэвис был вечным оптимистом, всегда ищущим новых хороших вещей, которые Бог может сделать в его жизни, всегда планирующим заранее, веселым и ярким. Но болезнь Шанны вызвала в нем еще большую тревогу, повергнув его в исступление душевных банальностей, которые только отталкивали Шанну. — Мне не нужно твое одухотворение, Трэвис. Ты мне нужен. Но все это о тебе. Ваше беспокойство. Ваша потребность чувствовать, что Бог может исправить это. И ты совсем соскучилась по мне.

    Стиль общения Трэвиса является примером духовного обхода,  форма духовного насилия, при которой настоящие эмоции и глубокая боль избегаются в пользу духовной панацеи. (57-58, упор мой)

    Размышляя о том, что ответ Трэвиса в этом сценарии можно легко и очевидно списать на духовное насилие, выходит за рамки благотворительного чтения. Хотя, конечно, возможно, что поиск Трэвисом Божьей благости в этом испытании может быть эгоистичным, это, конечно, не является автоматически верным, как и то, что автоматически верно то, что чувства Шанны о том, что Бог бросил ее, верны.

    Этот пассаж особенно проблематичен, потому что он обнаруживает глубокий недостаток в центре схемы ДеГроата. Отказавшись от богословского языка греха, идолопоклонства и неспособности любить других и перенеся на их место язык терапевтической культуры, ДеГроат поставил перед читателем почти невыполнимую задачу противостоять духовному насилию, используя только впечатления. Единственный способ следовать схеме ДеГроута и прийти к ее непротиворечивым выводам — это сосредоточить и всегда сосредотачиваться только на чувственном опыте некоторых людей, а также порицать и исправлять всех остальных. Изгнаны любые мысли о том, чтобы помочь даже страдающим взглянуть на свои переживания через призму Писания. Исчезла возможность видеть и тех, кто у власти, и тех, кто находится под властью, как людей, которые могут ошибаться. Вместо этого духовный мир Когда нарциссизм приходит в церковь  делится на черных и белых, хороших и плохих людей: хороших людей, которые находятся в контакте со своим внутренним я, и плохих людей, которые этого не делают.

    Неразбериха нарастает. В седьмой главе «Газовый свет включен» ДеГроат предлагает несколько характеристик духовного насилия. «Замалчивание» — черта оскорбительных церквей и систем; ДеГроат не говорит, считается ли замалчивание лжеучителя внутри церкви духовно оскорбительным. «Уверенность» — черта оскорбительных церквей; он не говорит, является ли требование завета членства или заявления о вере злоупотреблением. Вполне вероятно, что многие читатели, которые уже с подозрением относятся к таким вещам, как заявления о вере или заветы членства, прочитают эти вещи в этом списке и почувствуют, что их неприязнь подтверждается. А как насчет людей, которые думают по-другому? Обречены ли эти читатели принять свой статус духовных насильников? Или в этих категориях отсутствуют нюансы и забота? Опять же отсутствие богословского основания появляется как , чтобы дать ДеГроату свободу обращаться к психологическим категориям, но на самом деле это мутит воду.

    Когда нарциссизм приходит в церковь  может сказать что-нибудь полезное. Признаюсь, я был резок и требователен в этом обзоре. Это не просто так. Опыт ДеГроата, его навыки терапевта и писателя, а также нынешняя напряженность в евангелизации означают, что подобная книга может иметь взрывное влияние в церкви. Я не преувеличиваю, когда говорю, что эта книга может разделить церкви пополам и положить конец служению. Это не совсем трагедия. Когда грех противостоит, происходят плохие вещи; когда греху не противостоять, случаются худшие вещи. Во многих церквях и внутри многих пасторов есть глубокие слои непознанного греха. Это не спящие собаки, это бомбы замедленного действия. Такие люди, как ДеГроат, вполне имеют библейское право бить тревогу.

    Но эта книга принимает монументальное решение: решение отложить в сторону моральный язык Библии, назвать беспорядок тем, что Библия называет грехом, назвать самоактуализацию тем, что Библия называет покаянием. Отвращение этой книги к библейским категориям не дает читателям силы противостоять духовно оскорбительным системам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *