2. Теория Уотсона
Д. Уотсон начинал свою научную деятельность в центре функциональной психологии — Чикагском университете, под руководством Д. Энджелла. После защиты докторской диссертации он по приглашению Д. М. Болдуина стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе, где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. Импульсивный и легко увлекающийся Уотсон стремился дисциплинировать себя. Возможно, этим объясняется и его активная исследовательская деятельность, и его концепция научения, игнорировавшая любые эмоциональные контакты с обучаемым. Тем не менее, собственная неуравновешенность часто мешала ему и в работе, и в личной жизни; она же привела к конфликту с руководством университета. В результате он был вынужден уйти из академической науки и с 1921 г. занимался прикладной психологией, практически не публикуясь в научных журналах.
В 1913 г. вышла его статья «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемая как манифест нового направления.
Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S—R).
Эксперименты Уотсона, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как интериоризованных действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то фразу и измерял при этом движения мышц гортани.
Эти мышечные движения появлялись на экране осциллографа и записывались самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с меньшей амплитудой. Таким образом, с точки зрения Уотсона было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление — это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности.Это также позволило ему изучить этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь — шепот — внутренняя речь. Это исследование привело его к выводу о том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить данное слово про себя.
Методологи бихевиоризма исходили из положения о прижизненности формирования основных психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах ребенку показывали кролика, которого он брал в руки и хотел погладить, но в этот момент получал разряд электрического тока. Естественно, ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Однако в следующий раз он опять подходил к животному и получал удар током. На третий-четвертый раз у большинства детей появление кролика даже в отдалении вызывало страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон старался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав интерес и любовь к кролику.
В этом случае ребенку начинали показывать его во время вкусной еды. Наличие этого важного первичного раздражителя было непременным условием формирования новой реакции. В первый момент ребенок прекращал есть и начинал плакать, но так как кролик не приближался к нему, оставаясь вдалеке, в конце комнаты, а вкусная еда (например, шоколадка или мороженое) была рядом, ребенок быстро успокаивался и продолжал есть. После того как ребенок переставал реагировать плачем на появление в конце комнаты кролика, экспериментатор постепенно придвигал кролика все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно ребенок переставал обращать на кролика внимание и наконец спокойно реагировал, даже когда он располагался около его тарелки, брал кролика на руки и старался накормить чем-то вкусным. Таким образом, доказывал Уотсон, наши эмоции являются результатом наших привычек и могут кардинально изменяться в зависимости от обстоятельств.Наблюдения Уотсона показали, что в том случае, если сформированная реакция страха на кролика не переделывалась на положительную, в дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Исходя из этого, он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты показывают возможность формирования определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Он писал: «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением».
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслугой является и то, что он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
1. Бихевиоризм Уотсона . Концепции современного естествознания: конспект лекций
В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности – в психологии, стал бихевиоризм.
Что же изучает бихевиоризм? Он изучает активность, поведение индивидуума.
Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон. Перед тем как изучить научную деятельность Джона Уотсона, надо уточнить, что же такое бихевиоризм.
Это направление в психологии, как уже было сказано выше, приобрело свое влияние в самом начале прошедшего XX в. Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными.
Они так считали, потому что все это, т. е. осознание и т. п., основано на ненаучном методе исследования, а лишь на самонаблюдении человека.
В основу же всех исследований необходимо было положить только результаты таких исследований, которые зафиксированы объективными средствами.Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называли «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств.
Джон Уотсон вывел следующую формулу: S – R. В данной формуле S – это стимул, a R – это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод – надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности.
Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. «Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Джона Уотсона S – R.
Популярность бихевиоризма объяснялась простотой изложения этого направления и, соответственно, простотой его принципов. Формула Уотсона считалась универсальной, но дальнейшие исследования не подтвердили этого.
На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S – R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные». Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения (т. е. субъективное). Была разработана новая формула S – О – R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции. Следовательно, стимул не работает в одиночку – он работает только в паре с промежуточной переменной.
Джон Ватсон: цитаты, теории и публикации
Верите ли вы, что разум является источником наших действий? Такой бихевиорист, как Джон Уотсон, настаивает на своем, поскольку считает, что поведение — это всего лишь усвоенная реакция на окружающую среду. Давайте узнаем, как Джон Ватсон пришел к такому выводу.
- Кто такой Джон Ватсон?
- О чем был эксперимент Джона Ватсона?
- Какой вывод сделал Джон Ватсон из своего эксперимента?
- Что представляет собой теория бихевиоризма Джона Ватсона?
- Какой вклад в психологию внес Джон Ватсон?
Джон Ватсон: Факты
Джон Б. Уотсон, commons.wikimedia.org
9 января 1878 года, в Южной Каролине, Джон Бродус Уотсон родился у Эммы и Пикенс Уотсон. Ватсон вырос в семье с низким доходом, где его отсутствующий отец бросил их, когда ему было 13 лет.
Джон Ватсон описал себя как сложного и паршивого ученика в детстве. Он получил начальное образование в Тревелерс-Рест, Южная Каролина. В 16 лет пошел в Университет Фурмана в Гринвилле, Южная Каролина, и получил степень магистра в 1899 году. Затем Уотсон поступил в Чикагский университет для изучения философии, но позже выбрал психологию с Джеймсом Роулендом Энджеллом (психолог) и Генри Дональдсоном. (физиолог) в качестве его советников. Его учителя оказали длительное влияние на формирование его взглядов на то, что мы теперь знаем как бихевиоризм, перспективу в психологии, которая объективно рассматривает поведение.
Мэри Икес вышла замуж за Уотсона в 1901 году, и у них родилось двое детей, Мэри и Джон. Он закончил со степенью доктора философии. получил степень доктора психологии в Чикагском университете в 1903 году, но остался в университете для своих исследований поведения животных. Его исследования поведения животных принесли ему хорошую репутацию, благодаря которой он позже стал профессором психологии в Университете Джона Хопкинса в 1907 году. . В 42 года он обратился к рекламной индустрии, неся с собой свою психологию и опыт человеческого поведения. В 19В 24 года Джон стал вице-президентом одного из крупнейших рекламных агентств США, J. Walter Thompson .
Джон Ватсон: Эксперимент
Уотсон хорошо известен своими экспериментами с классическим аверсивным обусловливанием, в которых неприятный стимул вызывал заученную реакцию страха.
Белая крыса, pixabay.com
В его знаменитом, но противоречивом эксперименте, проведенном в 1920 году, участвовал девятимесячный младенец по имени Маленький Альберт. Джон Ватсон научил Маленького Альберта бояться белых крыс. Он тренировал Маленького Альберта, сочетая громкий шум (стальной стержень и молоток) с представлением белой крысы. Через неделю Ватсон снова представил крысу Маленькому Альберту, и даже без громкого шума Альберт заплакал и уполз.
Благодаря эксперименту Ватсона Маленький Альберт научился бояться белых крыс. Младенец также боялся похожих пушистых белых предметов, таких как шуба и борода Санта-Клауса Ватсона.
Хотя это может быть одно из самых известных исследований в области психологии, многие критики считают эксперимент Уотсона неэтичным. В основном из-за вреда, причиненного Маленькому Альберту, учитывая, что он был очень молод во время эксперимента, и из-за неспособности обратить вспять развившийся у Маленького Альберта страх.
Об истинной личности Маленького Альберта ведутся споры, в ходе которых Бек и Фридлунд (2012) утверждали, что Маленькому Альберту на самом деле 9 лет.0021 Дуглас Мерритт , умерший от гидроцефалии в возрасте шести лет. Они поставили под сомнение честность Уотсона относительно того, скрывал ли он состояние здоровья во время эксперимента. В 2014 году другая группа экспертов заявила, что Маленьким Альбертом был Уильям Баргер , родившийся в тот же день, что и Мерритт, с Альбертом в качестве второго имени, которым он также был известен всю свою жизнь.
Джон Ватсон: Вклад в психологию
Возможно, Уотсон не был первым, кто выдвинул идеи о том, что мы теперь знаем как бихевиоризм, и к тому же его значительный сторонник. Тем не менее, его спорные работы также оказали влияние на психологию, так что его идеи о бихевиоризме доминировали в психологии Соединенных Штатов в XIX веке.20-х и 30-х годов.
Своей работой Джон Ватсон внес свой вклад в изучение поведения, в котором он утверждал, что психология — это наука о поведении. Благодаря взглядам Уотсона на бихевиоризм и подход к психологии он ввел бихевиористские принципы, которые проложили путь другим психологам, даже в педагогической психологии.
Педагогическая психология — это подраздел психологии, посвященный обучению, преподаванию, когнитивному развитию и другим психологическим аспектам в классе.
Эксперимент Уотсона с Маленьким Альбертом также показал, как люди могут приобретать страхи и учиться сложному поведению, контролируя свое окружение.
Теория бихевиоризма Джона Уотсона
Уотсон популяризировал бихевиоризм своей статьей 1913 года «Психология с точки зрения бихевиориста», также известной как «Манифест бихевиориста». Джон Уотсон поделился в этой статье своими взглядами на психологию, которые он развил как бихевиоризм.
Бихевиоризм, согласно Уотсону, — это идея о том, что разум нельзя наблюдать напрямую, и поэтому следует сосредоточиться на измерении поведения, которое можно непосредственно наблюдать. Этот взгляд на бихевиоризм проистекает из отказа от изучения сознания, которое он считает субъективным и ненаучным. Для такого бихевиориста, как Уотсон, психология является чисто объективной в предсказании поведения и манипулировании им.
В своем бихевиоризме Ватсон отводит в сторону внутреннее психическое состояние человека и в первую очередь сосредотачивается на внешнем поведении и окружающей среде.
Взгляды Уотсона на воспитание детей
В дебатах о природе и воспитании Уотсон отдавал предпочтение воспитанию, а не природе, где он считает, что родители и опекуны несут полную ответственность за поведение своих детей, потому что ребенок узнает, в какой среде он воспитывается. Основываясь на своем эксперименте с Маленьким Альбертом, он также считает, что мы можем контролировать ассоциации стимул-реакция, чтобы формировать поведение и развитие ребенка.
Джон Ватсон: достижения
Работа Уотсона оказалась ценной для научного сообщества, например, его исследование поведения животных, которое помогло расширить область исследований животных. Его книга о поведении крыс принесла ему известность в исследованиях на животных и даже похвалу от Дональда Дьюсбери, историка психологии. В своем всестороннем исследовании поведения птиц он показал некоторые из самых ранних примеров этограммы (запись поведения животных, используемая в этологии) и этологии (изучение поведения животных).
Своими выводами о поведении животных Уотсон применил те же принципы при изучении человеческого поведения. Он продвигал обусловливание в своих экспериментах, которые позже помогли заложить основу для современных подходов бихевиоризма, таких как терапия, классная комната и воспитание детей. Благодаря наследию Уотсона он помог утвердить психологию как научную дисциплину с помощью объективных методов и экспериментов. Его теория бихевиоризма и введение принципов бихевиоризма подготовили психологов и педагогов к работе других бихевиористов в последующие десятилетия.
John Watson: Quotes
John B. Watson, StudySmarter Original
Будучи одним из первых бихевиористов, Уотсон также стал жертвой ложного представления своих взглядов как крайне важных с точки зрения окружающей среды из-за его знаменитой цитаты о « дюжины здоровых младенцев», которое он написал в 1930 году и сказал:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его». чтобы он стал любым специалистом, которого я мог бы выбрать, — врачом, юристом, художником, купцом-главным и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков,
Вторая часть утверждения Уотсона, которая чаще всего опускается, гласит:
«Я выхожу за рамки своих фактов и признаю это, но то же самое говорят и сторонники противоположного, и они делали это на протяжении многих тысяч лет».
Важно отметить, что Уотсон сказал это в ответ на заявление о том, что генетика является единственным фактором, определяющим человеческое развитие и обучение, отсюда и его акцент на обусловленности и окружающей среде.
Джон Ватсон — Ключевые блюда на вынос
Эксперимент Джона Ватсона Маленький Альберт показал, как люди могут научиться сложным эмоциональным реакциям, контролируя окружающую среду.
Критики сочли эксперимент Маленького Альберта неэтичным из-за возраста участника на момент исследования и неспособности обратить вспять страх перед белыми крысами и другими пушистыми объектами.
Теория бихевиоризма Уотсона делает акцент на внешнем поведении, на которое влияет окружающая среда, игнорируя разум и сознательные процессы, вызывающие поведение.
Уотсон помог превратить психологию в объективную науку, используя обусловливание в качестве инструмента в своих экспериментах.
- Бихевиористские подходы Уотсона оказались ценными не только в образовательной среде, но и в подготовке других психологов в последующие десятилетия.
Ссылки
- Фридлунд А. Дж., Бек Х. П., Голди В. Д. и Айронс Г. (2012). Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями. История психологии, 15(4), 302.
- Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (пересмотренное издание). Издательство Чикагского университета.
Бихевиоризм — справочник по теориям обучения
Теория бихевиоризма Джона Ватсона утверждает, что на все поведение преимущественно влияют внешние стимулы, а не внутренние психические процессы.
Ключевые термины: Стимул: то, что вызывает поведенческую реакцию0022
Систематическая десенсибилизация: метод ослабления реакции страха путем медленного введения раздражителя, вызывающего страх, шаг за шагом (в последовательных приближениях) Поощрение: все, что повышает вероятность повторения поведения
Наказание: все, что снижает вероятность повторения поведения
Как используется бихевиоризм в повседневной жизни
В этом видео рассказывается о различных типах положительного и отрицательного подкрепления, которые используются в повседневной жизни. Это показывает отличные примеры оперантного обусловливания и, в частности, того, как подкрепление используется для эффективного обусловливания детей. Он также точно объясняет типы подкреплений и показывает, сколько людей используют их каждый день, даже не подозревая об этом. Эти концепции активно используются как в классе, так и во многих домах как способ помочь детям научить детей тому, что делать в качестве родителя, или как метод управления классом.
Как учителя могут использовать эту теорию при планировании урока:
- Модификация поведения (поощрения и последствия)
- Экономия символов
- Игнорирование нежелательного поведения с целью его уменьшения
Краткая история Джона Ватсона и бихевиоризма
Джон Ватсон — бихевиоризм
1878 — 1958Джон Ватсон заинтересовался изучением животных и сравнительной психологией, когда учился в Чикагском университете в начале 20 века. Он начал изучать взаимосвязь между поведением и развитием нервной системы у животных. Одна из наиболее известных речей, произнесенных Уотсоном, называлась «Психология с точки зрения бихевиористов» и была прочитана в Колумбийском университете в 1919 г.13. Он сосредоточился на поведении, а не на сознании, и это открыло много дверей для его новой психологической теории. Он сосредоточился на человеческих действиях и научился эффективно их предсказывать. Эксперимент Маленького Альберта до сих пор является очень известным экспериментом, который показывает, как можно научить поведению путем наблюдения, а не только явных указаний. Уотсон продолжал развивать свою теорию, рассматривая бихевиоризм и эмоции. Он изучал, как эмоции влияют на поведение и как они определяют наши действия. Его исследования все еще используются сегодня, и его теория продолжает доказывать свою эффективность в психологической и образовательной среде.
Бихевиоризм в современном классе
В современных классах используется множество различных поощрений, основанных на теории Уотсона. Например, учителя, которые вознаграждают хорошее поведение, устраивая для своего класса вечеринку с пиццей после того, как они 10 раз были замечены в правильном поведении в коридоре, или те, кто наклеивает забавную наклейку на хорошую оценку или использует любые другие баллы, предметы или действия. чтобы поощрить хорошее поведение, все применяют бихевиоризм на практике.
Точно так же, когда учителя лишают ученика, который ведет себя плохо, перемены или любые другие любимые им свободы, они поощряют положительное поведение, что приводит к уменьшению отрицательного или нежелательного поведения. Даже простые стратегии, такие как: «Мне нравится, как Майкл сидит, как настоящий первоклассник», «Келли тихо поднимает руку, поэтому я позову ее к доске» или «эта группа правильно выполнила задание и голоса на совместном уровне, чтобы они могли выстроиться в очередь на обед первыми», — все это косвенные способы побудить учащихся подражать хорошему поведению.Современные исследования бихевиоризма
Вопреки утверждению, что анализ поведения мертв или умирает, поведенческие аналитики продолжают добиваться значительных успехов в фундаментальной науке о поведении. В исследовании, опубликованном в 2003 году, исследователи утверждали, что бихевиоризм так же заметен и полезен в школах сегодня, как и много лет назад.