Уотсон психология – Уотсон, Джон Бродес — Википедия

Джон Уотсон: бизнесмен и великий психолог

Джон Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон – родители Джона – жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.

Подростковый период с момента ухода отца был довольно бурным, есть в его биографии аресты и за драки, и за стрельбу в черте города. Взялся за ум он в 1894 году, когда поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле на философский факультет, дабы удовлетворить желание матери и стать священником. Однако увлечение наукой пересилило взятые обязательства, и, получив степень магистра в 1900 году, Джон Уотсон продолжил учёбу, но уже в Чикагском университете.

Три года спустя, в 1903 году,

Джон Уотсон получил докторскую степень по экспериментальной психологии, оказавшись самым молодым доктором университета. Здесь же он и остался работать в должности ассистента, впоследствии став преподавателем.

С будущей женой – Мэри Икес – он так же познакомился в университете. Она была студенткой. У них родилось двое детей, Мэри и Джон. Однако ветреный Джон Уотсон своими увлечениями испортил не только карьеру, потеряв место преподавателя, но и ухудшил отношения с женой. В 1908 году Джон Уотсон принимает предложение возглавить психологическую лабораторию университета Джона Хопкинса в Балтиморе.

Именно здесь он разработал своё учение о бихевиоризме (кстати говоря, первый шаг в этом направлении был сделан ещё докторской диссертацией, посвящённой изучению процесса научения у животных). Джон Уотсон пришёл к выводу, что поведение легче поддаётся наблюдению и изучению, чем человеческое осознание и чувства.

Работая над своей теорией,

Джон Уотсон не обошёл вниманием и взгляды И.П.Павлова. И в 1913 году вышла в свет «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой книге он называет теоретической целью бихевиориста – предсказание поведения и контроль за ним. Уотсон предложил компромисс: либо психология должна включить факты поведения независимо от того, имеют они отношение к проблемам сознания или нет, либо изучение поведения должно стать отдельной наукой. Джон Уотсон считал, что исследования животного и человека не отличаются друг от друга, поэтому к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению животного.

Основными понятиями его теории стали понятия стимула и реакции, когда поведение есть реакция организма на стимул среды. А так как до этого момента изучая сознание, психологи опирались лишь на наблюдение, не имея возможности проводить эксперименты, то психология, по мнению Уотсона, оказывалась в положении умозрительной науки, не способной решать важные человеческие проблемы. А бихевиоризм полностью отвечал требованиям естественной науки.

Джон Уотсон считал, что с помощью подкрепления можно повлиять на формирующуюся личность, чтобы вырастить из ребёнка желаемого члена общества.

Благодаря своим идеям он оказался в центре внимания психологического общества, и в 1915 году был выдвинут на пост президента Американской психологической ассоциации.

1919 год ознаменовался изменениями в личной жизни учёного – состоялся громкий развод с женой, которой надоели его постоянные увлечения другими женщинами. Последней каплей стал интерес к аспирантке Розалии Рейнер, на которой он и женился после разрыва с Мэри Икес. В этом браке родились два мальчика.

Однако громкий скандал сыграл свою отрицательную роль – Уотсон потерял место преподавателя и был вынужден переехать в Нью-Йорк. Так в 1921 году он начал карьеру в рекламном бизнесе, работая в агентстве Дж.У.Томпсона. Зарплата была высокой, что, несомненно, было неплохим подспорьем.

Совместно с новой женой Джон Уотсон выпустил книгу «Психологический уход за ребёнком», основные методы воспитания в которой были взяты из бихевиоризма. Одновременно с коммерческой деятельностью, он продолжал популяризировать свои идеи, выступая на радио, публикуя статьи, издавая книги.

В 1935 году Джон Уотсон сменил работу, став руководителем рекламного агентства Уильям Эсти Компани, где и проработал следующие 10 лет. Надо сказать, что и в этой сфере его бихевиористские идеи нашли своё применение, подсказав своему создателю, что с помощью определённого стимула можно вызвать желательную реакцию у потребителя. Достаточно найти необходимый стимул.

А в 1945 году умерла Розалия. Смерть жены сильно повлияла на Уотсона, и он вновь кардинально поменял жизнь, основав собственную ферму в Вестпорте, штат Коннектикут. Сначала здесь, а затем в Воудбери (куда он переехал в 1950 году), Уотсон занимался хозяйством и уходом за скотом. При этом почти полностью отгородился от людей, но занятия наукой он не бросил, продолжая писать книги. Когда он почувствовал скорое приближение смерти, Джон Уотсон собрал неопубликованные труды и сжёг их.

Умер Джон Уотсон 25 сентября 1958 года. И хотя последние свои труды он уничтожил, изданные ранее книги («Бихевиоризм», «Психология как наука о поведении» и другие) до сих пор популярны, а идеи Джона Бродеса Уотсона интересны и сегодня.

psynavigator.ru

Приключения профессора Скиннера и доктора Уотсона — www.maximonline.ru

Беррес Фредерик Скиннер, родившийся в Пенсильвании в 1904 году, с самого детства увлекался изобретательством. Из-за этого его чуть не выкинули из колледжа: он постоянно разыгрывал преподавателей. Однажды даже провел к ведру воды над дверью сложный пусковой механизм. А вот аппарат для отсеивания неспелой рябины сделал Скиннера самым успешным юным предпринимателем в штате.

После колледжа Фред заперся на чердаке отчего дома, желая написать роман. Не получилось, из-под пера непризнанного гения выходили лишь вялые юморески. Скиннер страдал, обрастал грязью, огрызался. Друзья посоветовали обратиться к «мозгоправу». Сходив на пару сеансов, Фред неожиданно для близких решил сам стать психологом.

В те годы опыты на животных имели недостаток: они проводились «на глаз», их результаты зависели не столько от самих крыс, хомяков и голубей, сколько от реакции ученого, державшего в руке секундомер. Изобретенный Фредом «ящик Скиннера» помог решить эту проблему, ведь он фиксировал поведение зверей с компьютерной точностью.

Помещаемый в «ящик Скиннера» голубь случайно взмахивал крыльями и получал пищу. Голубь начинал махать крыльями специально, но подкрепление прекращалось. Голубь, продолжая взмахи, случайно наклонялся — и вдруг снова получал еду. Прибавляя реакции, Фред заставлял голубя поворачиваться, приседать и выполнять прочие непотребства.

Неожиданно голуби Скиннера пригодились на войне: в рамках проекта «Пиджеон» Фред тренировал голубей-камикадзе. Под руководством бихевиориста птицы мира научились корректировать полет ракеты. Но, к несчастью для амбициозного Скиннера и к счастью для всего мира (и голубей), война закончилась.

Как и Уотсон, Скиннер мечтал о построении идеального общества. После войны он сел за утопический роман «Уолден-2». Вышедшая одновременно с «1984» книга Фреда описывала маленькую общину, построенную на законах подкрепления и наказания. Тотальный контроль, пугавший Оруэлла, преподносился в романе Скиннера как всеобщее благо.

В интервью Скиннер признался, что идеи романа кажутся жутковатыми даже ему. Но это совершенно не смущало его фанатов: вдохновленные «Уолденом», они организовали коммуну Твин Оукс, которая существует по сей день.После рождения своего второго ребенка Скиннер между делом изобрел кроватку, в которой поддерживался оптимальный микроклимат для младенца. Фред отправил статью о кроватке в женский журнал, не понимая, что губит свою и без того сомнительную репутацию. Редакторы, не вдаваясь в детали использования кроватки, озаглавили статью «Детский ящик Скиннера». По Америке пополз слух: Скиннер построил тренировочную коробку для человека и запер там свою годовалую дочь.

Но, даже несмотря на слухи, в 1972 году Американская психологическая ассоциация поставила Скиннера на первое место в списке выдающихся психологов XX века. Обойти Фрейда ему не помешал даже тот факт, что за всю жизнь Скиннер не провел ни одного эксперимента на людях.

ПРАКТИКА БИХЕВИОРИЗМА

В СССР бихевиоризм был признан «вымирающей империалистической теорией». Сейчас русские авторы пишут, что он себя изжил. Это не мешает бихевиоризму до сих пор проникать во все уголки человеческой жизни.

РЕКЛАМА

Родоначальником бихевиоризма в продвижении товаров был сам Уотсон. Уволившись из университета, он перешел в легендарное рекламное агентство JWT, где ведущему психологу в стране пришлось начинать карьеру практически с нуля. И хоть поначалу Джон считал, что ремесло рекламщика «немногим лучше выращивания капусты», желание претворить собственные идеи в жизнь позволило Уотсону вскоре стать вице-президентом компании.

Уотсон был первым, кто поставил науку на службу оболванивания потребителя. До Уотсона реклама лишь информировала, Джон действовал смелее. Он заявил, что реклама продает не товар, а образ жизни.

Именно после Уотсона кофе перестал быть просто напитком, а начал повышать продуктивность и помогать в карьере. Благодаря ему в рекламе появились знаменитости: они формировали положительную реакцию на стимул в виде зубной пасты или шоколадки.

«Секс продает» — еще одна формула Уотсона. Но дело не в символическом обретении красавицы, как объясняют современные рекламщики знойную красотку на упаковке подгузников. Идея Уотсона проста: если страх можно увязать с кроликом, то сексуальное возбуждение — с чем угодно. При этом качество продукта не важно. Покупатель, взявший товар из-за красивой упаковки, купит его и не станет сравнивать с аналогами. Важны и слоганы. Многие Уотсон придумывал сам, в меру своих представлений о прекрасном.Бихевиоризм используется в выкладке товаров, стимулировании ненужных покупок, формировании лояльности клиента. Ты не купил шоколадку, расположенную на уровне глаз ребенка, и он лег на пол супермаркета и закатил истерику? Взял товаров на 10 тысяч и получил в подарок пакетик? В восьмой раз ешь в третьеразрядной закусочной, надеясь получить одиннадцатый обед бесплатно? Привет тебе от бихевиориста Уотсона.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Бихевиоризм лег в основу когнитивно-бихевиоральной терапии, которую фамильярно называют КБТ. По мнению многих специлистов, это куда более эффективный способ добиться успеха у пациента, чем длительная и нудная психотерапия.

Желая сгладить осадочек от экспериментов с Альбертом, Джон взял 6-летнего Питера, который боялся крыс без помощи доктора, и решил «сбить» эту реакцию сладостями. Пугаясь крысы в другом конце комнаты, мальчик ел и успокаивался. Уотсон ставил клетку ближе. Еще ближе. Вскоре Питер стал даже подкармливать зверька*. Крыса стала ассоциироваться с наслаждением. Этот метод применяется в психологии до сих пор. Только вместо еды используют релаксацию.

Другие проблемы людей — это самоподдерживающиеся циклы, заставляющие наступать на те же грабли. Человек сдал начальнику доклад и беспокоится о результате (представляешь, есть люди, которых это реально волнует!). Доклад одобряют. «Я волновался — все прошло хорошо». Потом человек снова волнуется и снова получает похвалу. Когда третий доклад разносят в пух и прах, человек думает, что недостаточно волновался. И в четвертый раз усиливает страх десятикратно.

Разрушить цикл помогают регистрация уровня страха и полученного результата (чтобы понять, что это никак не связано), релаксация, медитация, секс, наркотики и рок-н-ролл, а также навык игнорировать происходящее.

КБТ так эффективна, что входит в американскую систему медстрахования. Бихевиорист не копается в прошлых травмах, а решает проблему здесь и сейчас. Психоаналитики считают, что понимание проблемы изменит поведение, и ищут ее (проблему) до старости. Бихевиоризм работает с поведением напрямую и с рядом ситуаций справляется за пару месяцев.

КБ-терапевт не сюсюкает с пациентом, а толкает к решению проблемы. Требование к консультанту: у него самого нет проблем клиентов, он должен быть примером, а не решать параллельно собственные трудности, как делают психологи из сериалов.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Если вместо премии у тебя корпоратив с Укупником, обвиняй бихевиористов: корни «нематериальной мотивации» растут оттуда.

Дело в том, что бихевиористы доказали: повышение зарплаты не работает на длинной дистанции. Любое подкрепление приедается. Чтобы голубь выплясывал джигу в ящике, стимул в виде еды нужно спустя время заменить.

После повышения зарплаты «трудолюбивая» реакция быстро угасает. Поощрение должно меняться и удивлять сотрудника. Конечно, удивить можно и премией в китайских евро (не каждый день платят в несуществующей валюте), но есть и более дешевые способы «поглаживания» сотрудников — вроде уже упомянутого корпоратива или экзотических должностей. Так, Apple избежал оттока персонала, переименовав должность «консультант» в «гений».

ПЕДАГОГИКА

www.maximonline.ru

6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон. История психологии

6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон

В 1960-е гг. у американских психологов заново появился интерес к психическим процессам, особенно познавательным, а вместе с ним пришло и чувство свободы — благодаря возможности говорить о явлениях сознания, не вызывая недовольства. Оглядываясь на недавнее прошлое, они в полемическом задоре утверждали, что психология примерно с 1910-х до 1960-х гг. представляла собой монолит бихевиоризма. Это видение истории психологии, в целом ложное, содержит интересный элемент правдивости. Он заключается в том, что психология сконцентрировалась на методах как на том, что позволит ей стать наукой, и это имело серьезные последствия для полученного знания. Самым очевидным результатом было широкомасштабное исключение из исследований в США таких тем, как мышление и воображение. В Европе в период до Второй мировой войны такого не было. Самым ярким образом эта тенденция отразилась в направлении, называемым бихевиоризмом (behaviourism в британской орфографии и behaviorism — в американской). Фактически это направление никогда не было единым и включало по крайней мере два периода становления: ранние формулировки (1910–1930), ассоциирующиеся с именем Уотсона, и необихевиоризм, связанный с позитивистской теорией науки (1930–1955).

В истории первой четверти XX в. можно найти, по меньшей мере, четыре источника бихевиоризма. Во-первых, эволюционизм и функционализм, давшие импульс к изучению действий животных и людей в связи с жизнедеятельностью всего организма. Во- вторых, быстрая трансформация США в урбанистическое и индустриальное общество. В-третьих, притязания психологии на то, чтобы стать практической дисциплиной, т. е. классифицировать людей и адаптировать их к окружающей Действительности. И наконец, борьба за становление психологии как естественно-научной дисциплины, независимой от физиологии. Эти четыре момента указывали направление: психология становилась наукой о том, что и как люди делают. Молодые мужчины и женщины, которых привлекала эта новая область, были не удовлетворены оторванным от жизни философствованием. Дух практицизма превращал «действование», которое психологи старой школы называли осознанным поведением (conduct), а новые психологи — просто поведением (behaviour), в нечто более актуальное и объективно наблюдаемое, чем ум или сознание.

Функционализм содержал в себе практический подход, опирающийся на авторитет эволюционного мировоззрения, с готовым к использованию словарем. Из него исходили такие психологи, как Болдуин в университете Джонса Хопкинса (г. Балтимор), которые интересовались зоопсихологией и развитием детей, равно как и психикой взрослого человека. Исследования животных имели свои преимущества: на животных было гораздо легче проводить строгие эксперименты, к тому же с ними можно было делать многое из того, что по отношению к человеку было бы неэтичным. Например, Уотсон в своей докторской диссертации, изучая особенности восприятия, повреждал сенсорные органы крыс. Но животное, в отличие от людей в экспериментах немецких интроспекционистов, нельзя было спросить о его ощущениях. Та же проблема проявилась и в изучении маленьких детей. В результате психологи стали все больше исследовать то, что животные или дети делают, то есть их поведение, а не состояния сознания.

Такая смена ориентиров была характерна и для общества в целом. В США громадными темпами шла внешняя и внутренняя миграция — сюда переселялись миллионы эмигрантов из Европы, а жители американской деревни переезжали в города. Переживания этих оторванных от своих корней людей могли быть тяжелыми, даже травмирующими. Город вызывал страх и потерю ориентации, жизнь в нем требовала и личностного, и материального приспособления. Некоторые психологи увидели в этом перспективы для психологии: она должна была стать наукой о приспособлении, или о поведении. Такова была позиция Джона Уотсона (John В.Watson, 1878–1958). Он сам приехал из сельской местности в город (любопытно, что позже, отойдя от дел, он опять переехал за город). Все факторы, сказавшиеся на развитии бихевиоризма, сыграли свою роль и в личной карьере Уотсона. В 1913 г. он опубликовал лаконичный и полемически заостренный манифест «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the behaviorist views it), благодаря чему это направление приобрело четкие контуры.

Уотсон вырос в душной атмосфере маленького города Южной Каролины, из которой он бежал в сложный современный мир Чикагского университета, на факультет философии, который тогда возглавлял Дьюи. Приспособиться к новой жизни Уотсону было непросто и, учась на старших курсах, он нашел отдушину в том, чтобы присматривать в лаборатории за крысами и сооружать экспериментальное оборудование. В Чикаго Уотсон находился под сильным влиянием Жака Лёба (Jacques Loeb, 1859–1924), и в результате в его психологии было больше от механистического объяснения поведения животных по Лёбу, чем от немеханистического функционального подхода, который развивал Дьюи применительно к человеческой деятельности. Лёб родился в Германии и там же получил образование как физиолог. Он был известен своими исследованиями тропизмов, или направленных движений растений и животных, которые он объяснял как ориентацию относительно физико-химических факторов. После защиты диссертации по формированию навыков у животных Уотсон получил работу в университете Джонса Хопкинса и быстро занял там влиятельное положение. Но даже тогда он чувствовал пренебрежение со стороны психологов, считавших исследования животных чем-то второстепенным, ценным только в той мере, в какой они могли дать знания об эволюции психики. Однако трудолюбивый и амбициозный Уотсон, чувствуя за собой поддержку университета, уверенно шел к тому, чтобы заявить о собственной позиции. Заняв место Болдуина во главе кафедры психологии, он смог сформулировать свою программу. Статья 1913 г., основанная на вступительной лекции Уотсона в Колумбийском университете в Нью-Йорке, была призывом к оружию: «с точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки». Он утверждал, что бихевиоризм должен занять место психологии, которой «за весь период пятидесятилетнего существования как экспериментальной науки» так и «не удалось занять свое место в науке в качестве бесспорной естественной дисциплины» [27, с. 17, 22].

Критическая часть его заявлений была хорошо обоснована. Действительно, экспериментальная психология в Германии и в США — исследования структурных единиц сознания — породили столько противоречивых описаний, что общее направление было потеряно. И только в США, в Корнеллском Университете, под руководством Титченера реализовывалась четкая, хорошо разработанная программа исследования элементарных единиц сознания. Таков был ответ Титченера на беспорядочное многообразие — дистанцироваться от всего, что не является наукой в чистом виде, а под этим он понимал свою собственную программу описания содержаний сознания с помощью строгих экспериментов. Он утверждал, что «наука идет своим путем, не обращая внимания на интересы человека и не преследуя какой-либо практической цели» [цит. по: 137, с. 407]. Большинство психологов, однако, жили в другом мире и хотели такую психологию, которая позволила бы им делать что-то для общества. Любопытно, что Уотсон и Титченер испытывали взаимное уважение, возможно потому, что каждый видел в другом сильного человека, который добивается большей научности в исследованиях, чем это было характерно для основной массы психологических работ того времени. Оба также были явными позитивистами в том смысле, что верили в выводимость знания из наблюдений.

Конструктивная часть аргументов Уотсона, в противоположность взглядам Титченера, фокусировалась на том, что бихевиоризм может дать обществу. По утверждению Уотсона, это зависело от точности полученных данных: «До тех пор, пока психология не станет наукой и не соберет целый ряд данных, характеризующих поведение, которое является в результате экспериментально вызванных ситуаций, до тех пор предсказания того поведения, которое возникает в результате ситуаций ежедневной жизни, будет носить тот же характер нащупывания в темноте, который свойствен им с момента появления человечества» [26, с. 6]. Его критика неудач психологии как науки неотделима от его стремления построить психологию как технологию человека. Вера в то, что наука не может изучать душевный мир человека, сочеталась с верой в то, что цели человека сводятся к поиску внешнего физического благосостояния и социальной адаптации (и не связаны с какой-то гипотетической внутренней жизнью).

Уотсон и другие бихевиористы думали, что они распространяют объективное объяснение физического мира на сферу человеческого и тем самым совершают научную революцию. Это было для них недвусмысленным шагом вперед. А препятствием прогрессу они считали ненаучную путаницу в вопросах психики, сознания и интроспекции. Вывод казался очевидным: психологи должны наблюдать физические переменные точно так же, как это делает любой другой ученый-естественник. «Если вы хотите дать бихеви- ористу право использовать сознание тем же самым образом, как его используют другие ученые-естествоиспытатели, т. е. не превращая сознание в специальный объект наблюдения, вы разрешили мне все, что требует мой тезис». Иными словами, Уотсон утверждал, что психологи должны наблюдать физические стимулы и ответы на них и на этой основе искать соотношения между поведением и его предпосылками. Нет никакой необходимости обращаться к понятию психики. И не в последнюю очередь важно то, что для психолога «поведение человека и поведение животных следует рассматривать в той же самой плоскости и как в равной степени существенные для общего понимания поведения» [27, с. 32, 33]. Основу этого подхода заложили ранее психологи, изучавшие психику путем разложения на элементы, по аналогии с физическими объектами.

В 1913 г. Уотсон настаивал на том, что зоопсихология и такая психология человека, которая хочет предсказывать его поведение, для достижения объективности должны отказаться от любых ссылок на сознание. Затем он пошел еще дальше, и в своей книге «Психология с позиции бихевиориста» (Psychology from the Standpoint of a Behaviourist, 1919) заявил, что вера в существование психики — не более чем средневековый предрассудок. Он представлял себя скорее как делового и практичного человека науки, чем как философа, но за его утверждениями стояла неявная философская предпосылка: реальность не включает в себя психику. В мире Уотсона отрицать существование психики как таковой было признаком последовательного (и, с его точки зрения, мужественного) подчинения нуждам прогресса. Он выступал против поисков критерия сознательности животных и разговоров об их чувствах: «такие проблемы, как эта, не могут удовлетворить бихевиориста» [27, с. 20]. Однако для того, чтобы убедить других в своей правоте, Уотсону было необходимо как-то отнестись к таким проблемам, как очевидное существование умственного образа, языка и значения — проблемам, к которым с новой энергией обратилась философия сознания в конце XX в.

Уотсон называл язык вербальным поведением, или речью, а мышление — внутренней речью. Физиологи предыдущего поколения, такие как Сеченов и Феррье, в поисках физиологической основы психики пришли к такому же выводу. В 1916 г. Уотсон пытался зафиксировать движения гортани в процессе мышления, но, не добившись успеха, должен был довольствоваться лишь предположением о том, что мышление в принципе является одним из видов поведения. В доказательство он приводил тот факт, что, когда ребенок о чем-то думает, он шевелит губами, шепчет; Уотсон предположил, что с возрастом эти мускульные движения становятся невидимыми и беззвучными.

Что касается проблемы значения, то Уотсон просто отвергал ее: «Мы наблюдаем за тем, что делает животное или человек. Смысл для них и заключается в том, что они делают. Нет никакой научной или практической пользы в том, чтобы прерывать их и спрашивать, что они имеют в виду, — их действия и указывают на смысл» [165, с. 364–365]. В книге «Анализ сознания» (The Analysis of Mind, 1921) философ Бертран Рассел (Bertrand Russell, 1872 —

приходит к выводу, близкому мысли Уотсона, выстраивая философию сознания на основе данных чувственного опыта. В свою очередь, книга Рассела побудила группу философов, получившую известность как Венский кружок, заинтересоваться работами Уотсона. Более поздние философы, особенно Райл, использовали идеи Уотсона в аргументации против приписывания людям психических состояний в качестве объяснения их поведения. Однако в 1960-е гг. пересмотр теории значения и способов объяснения человеческих поступков заставили усомниться в этой точке зрения.

Заявления бихевиористов бросали вызов психологам, но в 1913 г. к революции не привели. На самом деле в психологии подспудно происходили перемены, и такие авторитетные фигуры, как Энджелл, который был учителем Уотсона в Чикаго, Пиллсбери и Торндайк, пригласивший Уотсона читать лекции в Колумбийском университете, уже подчеркивали важность изучения действий и их прогнозирования. Труды Торндайка имели особенное значение. В 1913 г. он работал в Колумбийском колледже для учителей, самом крупном центре педагогических исследований. Как и Уотсон, он в прошлом работал с животными, и он также хотел видеть от психологии непосредственную пользу для общества. В 1898 г. он опубликовал данные исследования, впоследствии ставшего одним из самых цитируемых, — эксперимента с кошкой, которая училась находить выход из лабиринта. Эти лабиринты представляли собой грубые деревянные ящики, и результаты экспериментов не позволяли сделать сколько-нибудь определенных выводов, но Торндайк создал модель исследований, которая сделала научение центральным объектом научной психологии. Многие исследователи помимо Уотсона видели, что с помощью таких экспериментов можно выделять различные параметры поведения и его детерминант, а значит, сделать их полностью наблюдаемыми. По той же причине они приветствовали работы Павлова, посвященные условным рефлексам. Но им не казались убедительными ни предложенная Уотсоном программа новой науки, ни его попытки исключить все ссылки на психические состояния. Когда некоторые психологи в 1920-е гг. называли себя бихевиористами, это в большей степени означало принятие ими идеалов физикалистского объяснения в психологии, нежели согласие с крайним энвайронментализмом Уотсона — представлением о решающей роли окружающей среды в формировании личности и отрицанием существования сознания.

Уотсон пытался действовать на нескольких фронтах одновременно, и результаты были какими угодно, только не систематическими. Недостаток фактических доказательств обнаружил себя з его книге по бихевиоризму, большая часть которой была просто о физиологии. Медицина также привлекала его, и в университете Джонса Хопкинса он получил разрешение работать в клинике Фиппса, которую тогда возглавлял влиятельный психиатр Адольф Майер (Adolf Meyer, 1866–1950). Майер приветствовал зоопсихологию как источник информации об «условиях возникновения [патологических реакций] и путях, которыми мы можем их изменить» [цит. по: 127, с. 202]. Уотсон начал изучение этой проблемы на детях в клинике. Это включало в себя работу с маленьким Альбертом (ребенку было девять месяцев, когда исследования начались, и тринадцать месяцев, когда они закончились) — мальчиком, чье поведение Уотсон и его аспирантка Розали Райнер (Rosalie Rayner) пытались изменять. Они сначала убедились в том, что Альберт не боится крыс. Затем всякий раз, когда крыса появлялась, они ударяли по металлической пластине и пугали ребенка. В итоге, как они утверждали, ребенок приобрел условный рефлекс страха на появление одной только крысы. Современный анализ показывает, что результаты «нельзя было однозначно интерпретировать» [92, с. 158]. Как бы то ни было, этот эксперимент стал знаменитой иллюстрацией того, что психологические особенности человека являются приобретенными: привычки — в том числе такие, как чувство отвращения перед определенными животными — формируются по механизму обусловливания. Сам Уотсон использовал эти эксперименты для обоснования своей уверенности в том, что среда целиком и полностью определяет формирование личности. Он говорил: «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформированных детей и мой собственный, отвечающий определенным характеристикам мир для их воспитания, и я гарантирую взять любого из них и сделать из него любого специалиста, какой только придет мне в голову — доктора, адвоката, артиста, превосходного торговца или даже попрошайку или вора, — независимо от его талантов, склонностей, пристрастий, способностей и всех его предков». И добавлял: «я иду дальше своих фактов» [164, с. 104]. И действительно, фактов не было, но серьезнее всего было его молчаливое отрицание социальных аспектов среды. Он воспринимал людей абсолютно в индивидуалистическом ключе: в его рассуждениях именно индивидуальные стимулы, а не социальная структура, формируют людей. Он рассматривал возникновение привычек по аналогии с работой машины, а не с поддержанием традиций. То, что он писал в 1920-е гг. о воспитании детей, демонстрировало ценности «психологического общества», то есть общества, в котором все зависит от психологии составляющих его отдельных индивидов.

Уотсон и Райнер опубликовали популярное руководство «Психологическое воспитание ребенка» (Psychological Care of Infant and Child, 1928). Когда Уотсон писал для широкой публики, а не в расчете на академическую аудиторию, то старался продвигать идею о том, что знания специалистов-психологов необходимы в повседневной жизни. Он думал, что понимает, почему психология стала востребованной: «Старый довод, сводившийся к тому, что миллионы детей в течение минувших тысячелетий вполне успешно воспитывались своими родными, недавно потерял всю свою силу в свете получившего теперь общее признание факта, что большая часть человечества терпит неудачу в своей попытке удовлетворительного приспособления к обществу» [26, с. 7]. С этой точки зрения любые социальные проблемы интерпретировались как проблемы индивидуального приспособления, а их решение заключалось в установлении нового взаимодействия между матерями и психологами. У такого подхода находились и почитатели: газета «Нью-Йорк Таймс» писала, как теперь кажется, с преувеличенным энтузиазмом, что книга «Бихевиоризм» (1924) «открывает новую эру в интеллектуальном развитии человечества» [цит. по: 41, с. 6].

В концепции Уотсона существует интригующий подтекст личного характера. Он разрабатывал психологию, объясняющую человеческую жизнь как взаимодействие с физическим миром по схеме «стимул — реакция»: S — R. Более ранние утилитаристские теории описывали природу человека, обращаясь к понятию ассоциации между идеями, с одной стороны, и ощущениями удовольствия или боли, с другой. Бихевиоризм назвал идеи стимулами, а удовольствие и боль интерпретировал как три базовых физиологических процесса — страх, ненависть и любовь. Этот подход исключал ссылки на сознание и поддерживал веру в то, что ход жизни человека определяется причинами физического порядка. Этот подход, по мнению Майера, его коллеги по клинике Фиппса, имел последствия для личной жизни Уотсона. После нескольких лет несчастливого брака Уотсон завел роман со своей аспиранткой Райнер и из-за скандального развода с женой был вынужден уйти из университета. В переписке с Майером Уотсон объяснял, что неудачный брак привел к тому, что для него стало естественным выражать свои чувства на стороне. Майер, однако, находил, что отказ Уотсона рассматривать поведение как обладающее психологическим смыслом подтолкнул его к такому неэтичному (по мнению Майера) поступку. Развод и новая женитьба Уотсона были поступками человека, который рассматривал свою жизнь как последовательность стимулов и реакций. Напротив, консервативные люди, не принимавшие теории Уотсона, полагали, что психология должна учитывать моральные ценности, присущие рефлектирующему сознанию. Проще говоря, Уотсон сделал то, что сделал, критики же считали, что он не понимал нравственного смысла своих поступков, и это было следствием его научного мировоззрения.

Уотсон в дальнейшем не смог найти себе работу в академических институтах. В 1921 г. он получил место в компании Томпсона, которая занималась рекламой, и обнаружил, что «наблюдать кривую роста продаж нового продукта может быть столь же увлекательно, как наблюдать кривую научения животного или человека» [104, с. 280]. Он пытался сохранять академичность рассуждений, но практичный мир немедленных результатов привлекал его больше, чем научная педантичность. После смерти его второй жены в 1935 г. он уединился на маленькой ферме, которую построил сам в Коннектикуте, и больше времени проводил с животными, нежели с людьми. Бихевиоризм же за это время превратился в гораздо более формальное направление.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Биография психолога Уотсон Д.Б.

Содержание

Введение

Биография

Исследования

Заключение

Литература

Введение

Джон Броадус Уотсон (англ. John Broadus Watson) родился 9 января 1878 г., в штате Южная Каролина.

Американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение), одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука.

Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды.

Биография

Первое образование получил сначала в 1894 г. (Баптистский университет Фурмана) в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.

Ученик Дж.Энджелла и Дж.Дьюи. Именно под влиянием этих людей, Джон увлекся психологией.

В 1903 г. защитив докторскую диссертацию, на тему: «связи между уровнем развития центральной нервной системы и сложностью поведения у белых крыс». Так и остался работать в том же университете. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми. Самому ученому претила мысль об опытах на людях. Тогда же, в 1903 г. Д.Уотсон женился на своей студентке.

С 1908 по 1920 г. – профессор и заведующий психологической лабораторией университета Дж. Гопкинса, вел там курсы сравнительной и экспериментальной психологией. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения.

По мнению Уотсона, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств. Эти идеи были впервые изложены им в книге «Психология с точки зрения бихевиориста», изданной в 1913 г. В этой работе Уотсон выразил мысль о необходимости проведения поведенческих исследований, поскольку подобные опыты, проводимые ранее, внесли вклад в теорию психических процессов, затрагивавших органы чувств человека. Однако этих исследований было недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований. Так ученый пришел к выводу о необходимости компромисса: либо психология будет изучать факты поведения как таковые, независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; либо бихевиоризм будет пониматься как отдельная наука, независимая от психологии.

Особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования человека и животного по своей сути не отличаются друг от друга; по мнению Уотсона, к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного. Основными при этом являются понятия стимула и реакции. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Таким образом, ученый утверждал, что по реакции можно сделать вывод о вызвавшем ее стимуле, а также, зная стимул, можно предугадать последующую реакцию.[1]

В 1915 году стал Президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках, социологии, антропологии, педагогике. Особенно активно он использовался в последней. По мнению Уотсона, при помощи принципа подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем чтобы получить желаемый результат. Он считал, что из ребенка можно вырастить представителя любой профессии, можно даже вырастить вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, склонностей, призвания или происхождения. Этот подход был господствующим во многих воспитательных учреждениях в течение нескольких десятилетий. Считалось, что при правильном воспитании из любого ребенка можно воспитать гения. Если же педагога постигала неудача, это списывалось на недостаток воспитания.

В 1919 г. развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал. Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер. Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться. Он оставил науку и занялся коммерческой деятельностью.

В 1920 г. перешел на работу в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице.

В период между 1920 и 1930 г. вел курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке,

В 1930 г. Д. Уотсон издал книгу, которую назвал «Бихевиоризм». Основой для этой работы стали лекции, прочитанные им ранее в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

В 1936 г. он сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 г. Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов. Наоборот, бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама. Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения рекламног сообщения. Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул.

В 1945 г. Розалия умерла, что очень сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном! месте и жил очень замкнуто. По свидетельствам друзей, время от времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой.[2] Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил.

Уотсон Джон Б. умер в 25 сентября 1958.

Исследования

Автор программной статьи нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста»[3] , написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках.

В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил мнение, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке. Занимаясь в основном изучением сознания, психологи предпочитают основывать свои размышления на наблюдении, т.к. не могут проводить эксперименты.[4]

Таким образом, по мнению Уотсона, психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы. Бихевиоризм же, как писал Уотсон, — это экспериментальная и объективная область естественной науки.

Поведение человека и животного изучается одинаково, без учета влияния сознания. С этой точки зрения факты, полученные при изучении поведения различных животных, значимы сами по себе. Таким образом, в своей работе Д. Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам.

Ученый признавал, что некоторыми проблемами при таком изменении предмета психологии придется пренебречь, однако считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть впоследствии переформулированы таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению.

В своих опытах по дрессировке крыс Д.Уотсон пользовался методом подкрепления. Те реакции, выработка которых была ему необходима, поощрялись, а все нежелательные влекли за собой наказание. Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что с помощью подкрепления на человека можно влиять, направляя поведение в нужную сторону.

Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Терапия. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по угашению фобии у маленького Альберта.

Ученый, делал попытку популяризовать эти идеи, выступал на радио, печатал статьи в популярных журналах. Розалия Рейнер стала новой женой Уотсона. Вместе они выпустили книгу «Психологический уход за ребенком», в которой изложили практические рекомендации для молодых родителей.

Заключение

Его вклад в психологическую науку значителен, как вклад человека, создавшего новое направление в психологии. Основываясь на опытах, которые он проводил с животными, Джон Уотсон сделал вывод о важной роли поведения при изучении психологии человека. Поведение, в отличие от сознания, может быть исследовано объективными методами, а значит, оно приближает психологию к естественным наукам. Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией. Тем не менее, он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

1. Bihavior. Introduction to Comparative Psychology. N.Y., 1914

2. Бихевиоризм // БСЭ. Т. 6, М., 1927, с. 434-43

3. Военная психология — методология, теория, проблемы. Часть 1. Москва.ВУ

4. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926

5. Психология, как наука о поведении. Д. Уотсон. / Москва,1926 г./

6. Бихевиоризм // БСЭ. Т. 6, М., 1927, с. 434-43;

[1] Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926

[2] Психология, как наука о поведении. Д. Уотсон. — Москва, 1926 г.

[3] Bihavior. Introduction to Comparative Psychology. N.Y., 1914

mirznanii.com

Уотсон Джон Бродес — это… Что такое Уотсон Джон Бродес?

(1878–1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т. к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки — нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека — с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт — биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок — отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. — существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

psychology.academic.ru

Уотсон Джон | Watson John: изгнание интроспекции и сознания: VIKENT.RU

Американский психолог, основатель направления в психологии — бихевиоризма (от английского слова «behavior» — поведение). Консультант по рекламе.

В 1913 году Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке лекцию-манифест: Психология с точки зрения бихевиориста / Psychology as the Behaviorist Views it.  Позже им была опубликована статья с одноимённым названием.

Джон Уотсон отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя все психические явления к различным реакциям организма на внешние стимулы.

 

В 1914 году Джон Уотсон публикует книгу: Поведение: введение в сравнительную психологию / Behavior: An introduction to comparative psychology, в которой в качестве объекта изучения психологии объявляется не сознание, а наблюдаемое поведение. Отсюда и главная формула бихевиоризма, известная как  «Стимул — Реакция» или схема: S — R.

«Джон Уотсон, отец бихевиоризма, призвал психологов изгнать из лексикона такие спекулятивные понятия, как «сознание», «образ», «внимание»…  Любое поползновение прибегнуть при объяснении какого-либо явления к этим категориям расценивалось радикальными  бихевиористами как соскальзывание с позиций объективной психологии, возврат к «ментализму». Но сторонники схемы S — R неминуемо должны были «споткнуться» о проблему избирательности, не вписывающуюся в столь жёсткую схему поведения.

Асмолов А.Г., По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, М., «Смысл», 2002 г., с. 173.

 

 

«Джон Уотсон рассматривал мышление как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия».

Помогайбо А.А., Тайны великих открытий, М., «Вече», 2011 г., с. 111.

 

«В бихевиоризме вся психологическая феноменология была сведена к совокупности обнаруживаемых в наблюдении реакций. Даже трактовка мышления как очевидно сознательного процесса несла на себе печать стимульно-реактивного подхода. Как указывал Уотсон, «мышление […] есть процесс, протекающий по методу проб и ошибок, — вполне аналогично ручной деятельности. […] Весьма грубое сравнение, применимое и для мышления, можно найти в погоне голодного охотника за добычей. Он настигает её, ловит, готовит из неё пищу и съедает, затем закуривает трубку и укладывается на отдых. Зайцы и перепела могут выглядывать из-под каждого куста, однако стимулирующее действие их на время исчезло».

Агафонов А. Ю.,  Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании, Самара, «Бахрах-М», 2007 г., с. 56.

 

«В 1920 году Джон Уотсон и Розали Рейнер провели известное, хотя и неэтичное, исследование условных рефлексов с «малышом Альбертом», 10-месячным младенцем. Уотсон приучил Альберта бояться белой крысы, громко ударяя в гонг при её появлении перед глазами ребёнка. После семи попыток Альберт заплакал, увидев крысу, а потом вообще стал бояться всех белых пушистых вещей, например бороды Санта Клауса».

Луиза Дэкон, Психология. Как понять себя и других людей, М., «Претекст», 2015 г., с. 17.

 

«Успеху Джона Уотсона немало способствовала его харизматическая личность. Его характеризуют как очень мощного (физически и энергетически) человека, человека с невероятным обаянием, умеющего убедить любую аудиторию, зажечь своей идеей. Студенты были в восторге от него, особенно девушки, и он многим не отказывал в своем внимании, за что и поплатился. Его жена опубликовала в газете его двадцать писем к любовнице-студентке, которые она нашла. Надо сказать, что он и в любви оставался бихевиористом — вот как он писал любимой девушке: «Каждая единица моего тела реагирует на тебя положительно, соответственно, положительным подкреплением пользуются и реакции всего моего сердца».
Состоялся развод, он женился на этой девушке. Но из-за скандала его просят покинуть университет, уйти из науки. Надо сказать, что Уотсон очень болезненно отнесся к своей отставке. Почти все великие психологи (и Фрейд, и Юнг) не были меркантильны. Для них наука всегда была намного важнее денег (хотя Фрейд всю жизнь боялся оказаться в бедности).
Вот и Уотсон после увольнения из университета сразу уходит в бизнес и начинает получать в двадцать раз больше, чем он зарабатывал в университете. Идеи бихевиоризма он блестяще реализует в рекламе. И хотя и до него некоторые психологи занимались рекламой, однако именно Уотсон показал потрясающие возможности психологии в рекламе и убедил бизнесменов в том, что хорошим психологам рекламы нужно платить хорошие деньги, так как результаты их работы легко проверяются повышением прибыли.
Он становится сначала консультантом крупнейшей рекламной компании, а затем вице-президентом другой. Уотсон показывает практические примеры использования идей бихевиоризма в бизнесе — сам встаёт за прилавки магазинов и показывает, какая униформа и какие манеры продавца лучше стимулируют покупателей. Экспериментально выявляет, какие варианты цвета, форма и размещения рекламы являются лучшими стимулами, вызывающими нужную реакцию покупателей (желание приобрести товар), всё это тут же проверяется на практике повышением прибыли.
К Уотсону обращаются крупнейшие бизнесмены. Политики хотят получить у него совет, как вести рекламную кампанию. И все равно Уотсон очень переживал, что он отлучён от большой науки. Забавно, но популярность в Америке бихевиоризма возникает как раз потому, что Уотсона выгнали из университета. Академическая наука издавала два журнала, которые были доступны только узкому кругу, но после того, как его перестали публиковать в этих журналах, Уотсон начинает писать популярные книги «Как воспитывать детей», «Как управлять производством», ведёт колонки в различных газетах.
Американцы наконец-то увидели в психологии практический толк».

Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с. 53-54.

 

В юности Джон Уотсон пытался учиться у Джона Дьюи, но не понял, что тот говорит и сменил преподавателя…

vikent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *