Упражнения для психологического тренинга: Психологические упражнения для тренингов

Содержание

Упражнения для эколого-психологического тренинга | Материал на тему:

Упражнения для эколого-психологического тренинга

Упражнение «Ритуалы и традиции»

Цель: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы: бумага, ручка, домашние фотоматериалы.

Ход: вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, а затем участники сами создают свой ритуал, связанный с природой. Каждая группа — семья рассказывает или показывает данный ритуал.

Упражнение «Экскурсия»

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: около 1 часа (с обсуждением).

Материалы: живой уголок (зоопарк, музей природы и т. д.), подготовка к экскурсии.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным. Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте:», или «А если бы на Вас:» Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли вам, что они теперь:» и т.д.

Целесообразно подчеркивание фактов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию» «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!».

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

Упражнение «Природа в моей жизни»

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня:» («Природа в моей жизни:»). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

«Природа в моей жизни — это:

  • источник вдохновения;
  • способ наслаждения;
  • погружение в гармонию;
  • проведение досуга;
  • способ самореализации;
  • сфера моего познавательного интереса;
  • стимул для расширения моего кругозора;
  • возможность восстановления душевного равновесия;
  • предмет моей заботы;
  • осознание моей ответственности перед ней».

Упражнение «Человек из коры»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человека. Этих человечков, соответствующих «своему «кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

Упражнение «Музыкальные картинки»

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще, оценка «успешности» или «не успешности» того или иного результата, полученного кем — либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого- психологического тренинга.

Упражнение «Чистописание»

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза».Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение «Ателье мод»

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30-40 минут

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький — большой, пушистый — гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Упражнение: «Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями

Ориентировочное время: 30минут

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Упражнение «Внуки Карла Линнея»

Цель: развитие эмпатии, воображения

Ориентировочное время: 20минут

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: » уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д.»

Виды социально-психологического тренинга, Методические материалы

метки:Участник, Упражнение, Тренинг, Группа, Занятие, Человек, Личность, Действие

Понятие социально-психологического тренинга

Понятие «тренинг» в современной научно-методической лите­ратуре имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.

Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в об­щении (Психологический словарь, 1990).

Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготов­ки, развития личности, как комплекс активных групповых мето­дов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия челове­ка, эффективного конструирования самоактуализирующейся, само­адаптирующейся личности.

Специфическими чертами тренинга являются:

построение рабо­ты на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;

наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;

акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принци­пами тренинга;

использование активных методов работы; объекти­визация субъективных чувств участников;

психологический ком­форт на занятиях.

Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного по­ведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.

 

Виды социально-психологического тренинга

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:

перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.

 

По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):

1) ориентированные на раз­витие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

17 стр., 8405 слов

Тренинг педагогического общения 2

… между людьми – 4 – 4 Тема 2. Коммуникация как акт общения – 4 – 4 Раздел 2. Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности Тема 3. Характеристика социально-психологического …

Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.

Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представле­ния о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.

В хо­де этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и по­ступки воспринимаются со стороны. О

снову составляет организа­ция намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «ин­дивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».

Социально-психологический тренинг поведения(М.

Форверг) на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе.

Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции.

Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективи­рованном.

Тренинг позволяет создать условия для такого объекти­вирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражаю­щихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расши­рении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.

Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей.

Он основан на признании решающей роли знания чело­века о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная кар­та образа собственного «Я», которая становится регулятором само­программирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как осо­бая чувствительность, способствующая формированию социально­го интеллекта.

Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование лич­ности с помощью формирования умений самоанализа, самопо­знания.

Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.

Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.

Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуаль­ного стиля в условиях межличностного общения, отработка навы­ков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.

Тренинг социализации личностипредставляет собой разновид­ность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возмож­ностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жиз­ни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помо­щью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедея­тельности и решить затруднительные ситуации.

11 стр., 5377 слов

3.Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики …

… различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе … отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Говоря о связи педагогики с другими науками, необходимо выделить методологическую основу …

 

Групповая форма работы

Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает группо­вую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделиро­вать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать раз­личные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.

 

Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элемен­тов.

 

Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.

Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет са­мому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают вос­приятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезента­ции, демонстрируют разные модели поведения.

Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он пока­зывает свою личность с помощью общих знаний и тех составля­ющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.

Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.

Экспериментирование — третий важный элемент обучения, ос­нованный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя бо­лее уверенно в реальной ситуации.

Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нуж­ны доверие, внимание, активность участников группового процес­са. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание про­цедуре подбора участников тренинга.

Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмо­циональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению вы­сока.

Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, умень­шается время для индивидуального выступления каждого участни­ка, утомительно выслушивать, запоминать большое количество вы­сказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

… занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе … слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Упражнение “Дождик” Цель: сплочение группы. Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим. …

Успешность функционирования группы определяется и степе­нью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение меж­ду официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защи­щают права члена группы, являются стандартом поведения.

Групповая динамика

Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).

Подготовка условий для работы с группой

Помещение. Для создания комфортной обстановки во время за­нятия следует учесть следующие требования к помещению, в ко­тором будет проводиться тренинг: удобная мебель, изолирован­ность, в комнате должна быть возможность создать замкнутое пространство из столов и стульев и необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнооб­разными предметами.

Средства обучения. Технические средства: аудио- и видеозапи­си, видеомагнитофон и видеокамера. Учебно-методические средст­ва: различные опорные схемы, отражающие содержание занятий, планшеты, бумага, разнообразные распечатки, фломастеры, цвет­ные мелки, карандаши.

Участники. План подготовки заключается в следующем:

1. Ведущий определяет круг вопросов, на которые ему надо ответить: что это будет за группа? Каковы ее цели? В чем будут проявляться основные функции ведущего при работе с данной группой?

2. Ведущий планирует, с чего он начнет общение с группой:

— способы установления контакта;

— определение целей тренинга в целом, конкретных занятий;

— фиксирование правил и норм. Он может написать для уча­стников своеобразную памятку, в которой будут указаны права и обязанности участников;

— составляет список литературы, полезной участникам для ра­боты в тренинге.

3. Если требуется, ведущий должен продумать способы отбора участников для работы в тренинге.

Методика занятия

Сценарий любого занятия предполагает некоторый алгоритм. В нем есть вступление, описание ситуаций общения, их модели­рование в виде игры или упражнения, создаются установки на ана­лиз участниками собственного поведения, проводится рефлексия результатов и, наконец, осуществляется обратная связь в виде под­ведения итогов, резюмирования.

Начало занятия.Предваряет занятие так называемая увертюра, выполняющая роль введения участников в тренинг, создающая оп­ределенный настрой на занятие, формирующая мотивационную го­товность к осуществлению целей, содержания тренинга, задающая динамику занятия. Для этого используются специальные приемы, позволяющие настроиться на игровую атмосферу тренинга: психо­техники; детские подвижные игры, вызывающие резонанс детских воспоминаний и чувств; игры-разминки типа «Знакомства», помо­гающие наладить позитивный контакт, разнообразные варианты приветствия.

Одним из моментов начала занятия является фокусирован не­внимания участников на мотивах присутствия, чувствах, осознанности восприятия заданий. Важно провести ниточку от занятия к занятию. Реализуются эти задачи в «Круговой процедуре», когда каждому дается немного времени для высказываний. Эта техника позволяет выполнить еще одну важную задачу: участник получает ощущение того, чего хотят от него другие. Здесь следует учесть временные рамки выступления, дабы не затянуть процедуру и дать возможность высказаться всем. Ведущий не вмешивается в про­цесс, но, чтобы его как-то регламентировать, можно предложить участникам следующие вопросы и задания:

19 стр., 9500 слов

Тренинг конфликтной компетентности

… Дать представление о целях и мотивах, побудивших участников группы принять участие в тренинге (программе). Время выполнения: 15-20 минут Описание упражнения: Тренеры на планшетах или стенах в … уровень конфликтности личности). Домашнее задание: подготовить письменно описание какой-либо конфликтной ситуации. Занятие № 2. Процедура 1. Приветствие. Цель: — формирование доверительного стиля общения …

— Чего вы больше всего хотите от сегодняшнего занятия?

— Пусть каждый по очереди закончит предложение: «В насто­ящий момент я осознаю, что…»

— Закройте глаза. Подумайте, чего вы хотите и что готовы сде­лать для достижения своих целей.

— Если бы ваш лучший друг представлял вас этой группе, то что бы он сказал?

— Чем, по-вашему, это занятие должно отличаться от преды­дущего?

— Размышляли ли вы о том, что говорили на прошлом за­нятии?

— О чем вы подумали, готовясь сегодня идти в группу?

— Что вам хочется изменить, когда вы думаете о группе и о том, как вы в ней себя чувствуете?

На начальном этапе происходит также ознакомление участни­ков с целями данного занятия, актуализируется проблема, которая должна быть рассмотрена.

Основная часть.Содержание тренинга составляют специально подобранные упражнения, каждое из которых и все вместе реали­зуют цели конкретного тренингового занятия.

Различают три группы упражнений (Б. Д. Парыгин):

1. «Сухие упражнения» (по аналогии с сухим плаванием).

Это разучивание приема под контролем ведущего и всей группы — «вот так надо делать».

2. «Полусухие упражнения». Закрепление происходит путем ди­алогов, т. е. упражнений в тройках, парах, но без видеофиксации.

3. «Мокрые упражнения» (видеоупражнения) проигрываются в форме группового диалога с видеофиксацией и последующим груп­повым анализом и обсуждением их успешности. Дается оценка. В последовательности предъявления упражнений следует идти от простого к сложному. Нецелесообразно предлагать «полусухие уп­ражнения», не освоив «сухие».

При разработке упражнения, во-первых, происходит выдвиже­ние общей идеи и проектирование ее предметного содержания, ре­ализующего основное назначение и функциональные задачи уп­ражнения; во-вторых, продумывается процедура воплощения: общая структура, схема инструктивного управления, техническое и инвентарное сопровождение; в-третьих, определяются методы, реализу­ющие упражнение на практическом занятии. Также выделяются об­щие характеристики и структура, место упражнения в общей про-I рамме тренинга или теме занятия, функциональная направленность ведущего при реализации упражнений.

В разработке упражнения важна его оптимальная функциональ­ная ориентация. Она реализуется через (Л. А. Петровская):

1) демонстрацию, т. е. ориентирование на фиксацию в созна­нии участников какого-либо факта поведения, результата взаимо­действия;

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

… количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем тревожности и с заниженной самооценкой. Программа тренинга № занятия Тема Время на занятие Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения … 1.Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1.Ритуал приветствия 2.Общение 3.Репортер 4.Пишущая машинка 5.Сиамские близнецы 6.Рефлексия …

2) дидактическое упражнение, которое направлено на формиро­вание у участников определенной когнитивной схемы, необходи­мой на последующих этапах тренинга;

3) мотивирование, цель которого — активизировать у участни­ков индивидуальную мотивацию на обучение;

4) проблематизацию, т. е. направленность на вскрытие пробле­мы каждого участника или ведущего группы;

5) феноменологию, которая предусматривает определение приро­ды какого-либо психологического механизма диалогического груп­пового взаимодействия;

6) тренаж, т. е. выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка;

7) синтез — реализацию участниками усвоенных знаний и от­работанных целей;

8) личностную психокоррекцию, которая направлена на измене­ние определенной личностной особенности;

9) психодинамику, т. е. поддержание групповой атмосферы;

10) предметное содержание — явления и события, поведенче­ский рисунок, которые определенным образом моделируются в ло­гике программы;

11) групподинамический эффект, выраженный в последствиях от проведения упражнения;

12) рамки вариаций упражнения, которые определяются знани­ем потенциальных возможностей упражнения, обусловленных его содержанием.

Условия реализации упражнения выражаются в решении про­тиворечия: с одной стороны, вся программа тренинга призвана обеспечить создание системы ситуаций воздействия, всякое изме­нение в которой в виде вычленения, замены элементов заметно сказывается на эффективности всей ситуации взаимодействия; с другой — при конкретном заказе приходится через использование упражнений частично модифицировать программу, адаптируя ее к контингенту обучаемых, условиям, особенностям тренинга, дина­мике группового процесса.

Ведущий составляет план упражнения. Ключевые моменты по­следнего такие:

1. Во время тренинга упражнения предлагаются участникам на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное — индивидуальное.

2. Выделяется цель упражнения, как явная, так и скрытая. Для того чтобы подтвердить цель, следует понаблюдать за участника­ми, определить, сколько человек будут участвовать в упражнении, какие роли они сыграют, что будут делать.

3. Основу занятия составляют экспериментальные упражнения, в которых четко определена последовательность действий, выделе­ны возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, продуманы моменты для создания хорошего настроя на обучение.

4. Необходимо обозначить отдельные шаги и действия в реа­лизации упражнения. При его подготовке следует акцентировать внимание на возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации упражнения.

5. Каждый вид упражнения обсуждается группой. Это проис­ходит в форме групповой дискуссии. Ведущий следит за тем, что­бы каждый участник был активен.

6. План упражнения должен соответствовать плану занятий.

Важной методической основой реализации упражнения являет­ся анализ. Анализ упражнения, или стадия «дебрифинга», основан на выражении эмоций по поводу выполненного задания. Человеку нужна определенная смелость, чтобы высказаться в присутствии других о своем опыте, о себе. Участникам предлагается завершить работу в упражнении оценкой ее результатов.

13 стр., 6446 слов

Упражнение как подготовка к этюду. Тренинг творческой психотехники

… самочувствия. Только на постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы).  «…тренинг актерской психотехники включает в себя индивидуальные упражнения «на память физических … — писал он, — тогда вы сможете стать великими артистами», ибо все упражнения актерского тренинга носят игровой характер, свойственный играм детей (в том числе и с . ..

Они говорят по очереди о том, что им меньше/больше всего понравилось делать; о трех любых навыках, полученных в ходе уп­ражнения.

Окончание занятия.Каждое занятие заканчивается анализом и групповым обсуждением проделанной работы. Это важная часть каж­дой встречи. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Счи­таете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?», «Скажите кратко о том, чего вы не сказали в течение занятия», «Как бы вам хотелось измениться к следующему занятию?». Личное участие каж­дого в работе группы важно подчеркнуть, для этого в конце дня можно выполнить такое задание: «Скажи соседям справа и слева, что им помогает в работе».

По мере накопления опыта обсуждений формируется группо­вой опыт и стиль анализа, тренируется групповой механизм при­нятия решений. Имеет смысл выслушать всех участников. Веду­щий тоже делится своими чувствами. В ходе постоянной работы по анализу занятия иногда выделяется «главный аналитик груп­пы», который помогает быстрее усваивать программный материал. Но его чрезмерная активность может подавлять инициативу дру­гих членов группы, поэтому таких людей следует контролировать. Если «аналитик» давит своей инициативой, ведущий «сбивает» его вопросом «А кто думает иначе?» или «Что можно добавить?». Сушествует несколько вариантов последовательности обсуждения за­нятия. Вот один из них.

Схема обсуждения занятия

1. Дать высказаться каждому.

2. Отметить общие положительные достижения.

3. Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.

4. Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без не рсонификации).

5. Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.

6. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.

7. Подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше.

8. Сказать о своих чувствах.

Анализ занятия можно осуществить с помощью просмотра ви­деозаписи. Здесь подчеркиваются возможности использования тех пли иных приемов. Видеозапись обеспечивает приобретение уча­стниками положительного опыта узнавания и использования при­емов слушания, их тренировку в жизни.

Рефлексия происходящего в группе осуществляется ведущим и участниками в ходе ответов на вопросы: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средст-иами я собираюсь ее достичь?», «Расскажите, если такие случаи были, о формах вашего уклонения от работы и о том, как вы готовы поступить в следующий раз», «Что вам хотелось бы изме­нить в своем поведении в следующий раз?». Эти вопросы позво­ляют сфокусировать внимание на направлении развития отноше­ния участников к ведущему, другим, самому себе, групповому процессу.

Создание ежедневной практики умственной тренировки за 5 простых шагов

Многие спортсмены списывают умственную тренировку как нечто, о чем им не нужно слишком беспокоиться — в конце концов, не сразу возникает ощущение, что вы достигаете этих тяжелых результатов. заработанные результаты, которые дали бы вам строгие тренировки, не так ли? В результате многие откладывают или игнорируют свою потребность в умственной тренировке. Но что, если я скажу вам, что психологическая устойчивость занимает всего несколько минут в день ваших спортсменов? Вот как построить последовательную ежедневную практику умственной выносливости, которая изменит результаты ваших спортсменов.

Шаг 1: Понимание компонентов

Тренировка умственной подготовки может и должна проводиться так же, как и тренировка физической подготовки. Когда тренер разрабатывает фитнес-план, важно, чтобы он понимал пять компонентов физической подготовки: силу, скорость, гибкость, выносливость и мастерство.

С другой стороны, чтобы создать психологически устойчивое мышление, вам необходимо понять основные компоненты «Пяти С»: целеустремленность, смелость, концентрация, контроль и уверенность. Изучение каждого компонента является хорошим началом для реализации надежного плана тренировок по умственной подготовке. Приверженность означает преданность спортсмена ранее поставленным целям. Мужество и концентрация связаны с желанием спортсмена бросить вызов себе и стойко преодолевать свои самые большие тренировочные трудности. Контроль включает в себя их способность управлять эмоциями, когда они преодолевают эмоциональные волны, возникающие в день гонки. А уверенность довольно проста — как спортсмен относится к своим способностям?

Шаг 2: Оценка сильных и слабых сторон

Теперь мы понимаем пять компонентов умственной подготовленности, пришло время проверить. Подобно тому, как мы запускаем любой тренировочный план, мы должны проверить спортсмена, чтобы оценить его стартовые способности. Самый простой способ сделать это — пройти профилирующий тест. Спортсмен начинает с перечисления отдельных компонентов своего вида спорта и оценивает себя по шкале от одного до 10 для этого компонента. Эти компоненты являются гибкими и зависят от выбранного спортсменом вида спорта. Они могут включать в себя различные виды спорта, навыки или даже дистанционные блоки.

Например, шоссейный велосипедист может оценить свою уверенность при спуске на пять баллов из 10. Это может быть связано с тем, что он чувствует себя комфортно на низких уклонах, но очень нервничает, когда уклоны и скорость увеличиваются.

Шаг 3: Выберите подходящие упражнения.

Затем просмотрите результаты тестирования и решите, какие компоненты требуют срочного внимания. Затем начните создавать упражнения, которые должным образом затрагивают каждый компонент. Точно так же, как вы создаете упражнения для развития одного аспекта физической подготовки, например, интервалы, повторения в гору и темповые тренировки, мы также создаем упражнения для развития умственной подготовленности.

Эти упражнения могут включать постановку целей, разговор с самим собой, визуализацию, контролируемое дыхание и постепенное расслабление. Например, у вас может быть спортсмен, которому нужно контролировать свое беспокойство перед гонкой, поэтому может быть полезно начать практику глубокого дыхания перед особенно сложной тренировкой.

Одно замечание: как и во всех тренировках, внезапное введение упражнения в первый раз за день до или утром в день мероприятия практически бесполезно. Вашим спортсменам необходимо последовательное повторение упражнения для достижения наилучших результатов.

Шаг 4: Добавьте структуру.

Это то место, где большинство планов умственного фитнеса терпят неудачу. На этом этапе мы внедряем упражнения непосредственно в структурированный план. Во многих случаях у спортсменов есть предписанный тренером список психологических упражнений, которые в значительной степени игнорируются, потому что они либо слишком сосредоточены на своей физической тренировке, либо боятся всего, что включают в себя упражнения. Чтобы составить успешный ежедневный план умственных упражнений, отдельные задания должны быть краткими и конкретными. Из-за этого вашему спортсмену будет намного сложнее пропустить их или списать со счетов как слишком устрашающие.

Возьмем визуализацию, которая, как было показано, оказывает большое влияние на производительность, а ее преимущества варьируются от подготовки к мероприятию до быстрого обучения навыкам и контроля тревожности. Ниже приведен пример того, как вы можете внедрить это блестящее упражнение в недельный план вместе с другими упражнениями на умственные способности, такими как разговор с самим собой и глубокое дыхание.

Понедельник

Выходной день
Постановка целей на неделю
Практика глубокого дыхания с удлиненными выдохами: 3 мин.

Вторник

Тренировка
Визуализация ощущений/успеха на финише после тренировки во время растяжки: 8 мин.

Среда

Тренировка
Разговор с самим собой во время тренировки. Используйте позитивный внутренний диалог во время таких интервалов, как «это мое… тужься, тужься, тужься!»

Четверг 

День отдыха
Практикуйте глубокое дыхание с удлиненными выдохами: 3 мин.
Визуализируйте свою гонку или событие как можно подробнее: 8 мин.

Пятница

Двойная тренировка
Говорите себе во время таких интервалов, как «Я могу это сделать, водить, водить, водить…»
Визуализируйте свою гонку или мероприятие после тренировки во время растяжки: 8 мин.

Суббота

Тренировка 
Используйте позитивный внутренний диалог во время таких интервалов, как «это мое…нажми, нажми, нажми».

Воскресенье  

Групповая длительная поездка
На подъемах по холмам говорите себе: «Оставайся на руле; Я могу сделать это.»

Шаг 5. Переоцените и соответствующим образом измените план.

Этот последний шаг является важной частью всех планов обучения. Вы должны убедиться, что упражнения работают на вас. Потратьте время, чтобы пройти профилирующий тест, чтобы увидеть, удалось ли вам увеличить баллы компонента на пару баллов.

Психические упражнения для спортсменов на выносливость

Психическое здоровье, возможно, более важно, чем физическая подготовка, поскольку оно напрямую определяет, как человек может работать. По данным Всемирной организации здравоохранения, от депрессии страдают 264 миллиона человек во всем мире; еще больше борьбы с тревожными расстройствами. Конечно, это цифры для тех, кому поставили диагноз, поскольку еще больше людей проживают жизнь, не называя имени своей борьбы.

Психические расстройства вызывают проблемы со здоровьем, проблемы со сном, отсутствие мотивации и могут привести к самоубийству.

Хотя не у каждого спортсмена может быть диагностированное расстройство, многие в какой-то момент своей жизни будут бороться с недостатком психического здоровья. Для многих это будет выглядеть как снижение удовольствия, отсутствие мотивации или апатия к спорту. Хотя тренеру может быть трудно работать со спортсменом, у которого проблемы с психикой, если вы находитесь в ситуации, когда спортсмен спокойно обсуждает свое психическое здоровье, будьте благодарны — есть много шагов, которые вы как тренер можете предпринять, чтобы помочь своему здоровью. спортсмен тренирует свой мозг вместе со своим телом.

Для спортсменов, борющихся с неуверенностью в себе

Часто самой громкой критикой, с которой сталкивается спортсмен, являются его собственные внутренние негативные мысли. Независимо от того, какое поощрение и признание может дать коуч, для тех, кто борется с низкой самооценкой или сомнениями, это не будет услышано.

Положительные аффирмации

Спортсмены часто впадают в «негативное повествование» или повторяют отрицательную фразу, за которую они в конечном итоге цепляются как за правду. Вы можете услышать, как спортсмен говорит: «Просто я не так хорош, как надеялся» или «Я провалил эту тренировку». Эти утверждения можно перевернуть с ног на голову, используя простую формулу:

  • Используйте утверждение «Я есть», чтобы взять на себя ответственность.
  • Напишите утверждение в настоящем времени.
  • Либо скажите, что идет хорошо, либо каковы ваши надежды на будущее.
  • Убедитесь, что утверждение имеет положительный оттенок.
  • Используйте в заявлении действие или эмоцию.

Примеры: 

  • «Я рад, что эти тренировки бросают мне вызов»
  • «Я усердно работаю над достижением своей цели — завершить квалификационный марафон в Бостоне».
  • «Я горжусь тем, что завершил эту тренировку».

Позитивные утверждения исходят из Теории самоутверждения , выдвинутой психологом Клодом Стилом в 1988 году. Идея этой теории заключается в том, что люди будут действовать в соответствии с тем, что они уже думают о себе. Таким образом, спортсмен, который считает, что он терпит неудачу, будет продолжать проигрывать, в то время как спортсмен, который говорит себе, что ему бросают вызов и находится на высоте положения, будет работать усерднее.

Празднование успехов

Спортсмены обычно видят только то, что им есть куда улучшить, а не то, где они добиваются успеха. В то время как использование своего полного потенциала не является плохим качеством для спортсмена, постоянное игнорирование их успехов приведет к негативным чувствам и выгоранию. Как говорилось выше, люди приспосабливаются верить историям, которые рассказывают сами себе, поэтому завершение тренировки заявлением об успехе может привести к лучшей самооценке при достижении своих целей.

Как тренер, вы можете помочь спортсмену в этом, сначала написав конкретные вопросы, а затем постепенно давая им возможность написать свое полное заявление об успехе.

Примеры:

  •  «Чем вы больше всего гордитесь сегодня?»
  • «Насколько вы улучшили свою скорость работы по сравнению с началом этого года?»
  • «Что придало вам силы сегодня?»

Для спортсменов, чувствующих выгорание

Выгорание часто маскируется под физическую усталость или перетренированность; однако виновником является разум, а не тело. У спортсмена, страдающего выгоранием, может быть следующее:

  • Отсутствие мотивации
  • Чувство физически утомленного или усталости
  • Апатия к спорту
  • Сложность сосредоточена на тренировке
  • .

    Если выгорание выходит из-под контроля, спортсмену может потребоваться пропустить цикл или потратить время на кросс-тренинг, чтобы восстановить энтузиазм. Однако, если вмешательство будет ранним, тренер может спасти сезон.

    Reasons Why

    Если вы поможете своему спортсмену напомнить себе, почему ему нравится тренироваться или участвовать в гонках, это отличный шаг в борьбе с выгоранием. Как тренер, вы можете напомнить своим спортсменам об их «причинах почему» во время вашего следующего телефонного звонка или в случае затруднений.

    Примеры вопросов, которые вы можете задать:

    • «Что вам больше всего нравится в гонках?»
    • «Какой аспект обучения приносит вам радость?»
    • «Какие положительные эмоции вы связываете с бегом/ездой на велосипеде?»
    • «Какие положительные эмоции вы связываете с гонками?»

    Переключение мышления на положительное запоминание того, почему они вкладывают время и энергию в спорт, а не рассматривают его как дополнительное обязательство, может помочь снизить чувство выгорания.

    Список благодарностей

    Благодарность может быть одним из самых мощных инструментов в беговом жилете вашего спортсмена. Исследования показали, что практика благодарности улучшает физическое здоровье, психическое благополучие и эмоциональную связь. Исследователи даже обнаружили взаимосвязь между людьми, практикующими ежедневную благодарность, и достижением большего личного и профессионального успеха. Как тренер, вы можете внедрить практику благодарности в свой план тренировок, назначая ежедневные или еженедельные проверки благодарности. Это так же просто, как спросить: «За что вы благодарны сегодня/на этой неделе» или «За что вы благодарны за эту тренировку».

    Когда человек испытывает чувство благодарности, его тело выделяет дофамин и серотонин, гормоны, вызывающие ощущение счастья и расслабления. В дополнение к этим положительным чувствам благодарность поощряет чувства любви к себе и сочувствия, уменьшая при этом чувство беспокойства и депрессии.

    Для спортсменов с тревогой перед гонкой/тренировкой

    Многие спортсмены сталкиваются с тревогой перед гонкой или тренировкой, когда они так сильно мысленно создают событие, что не могут проявить себя в полной мере. Это может быть трудно наблюдать как тренеру, и это абсолютно разочаровывает спортсмена, который работал над достижением цели только для того, чтобы потерпеть неудачу. Тревога может проявляться в многочисленных физических и эмоциональных реакциях, которые спортсмен может не сразу идентифицировать. Оба следующих действия основаны на практике осознанности, которая побуждает пользователей существовать в настоящем моменте и не зацикливаться на прошлом или будущем.

    Сканирование тела и мозга

    Сканирование тела и мозга следует проводить регулярно перед днем ​​гонки, а затем утром в день гонки. Во-первых, попросите спортсмена найти тихое и спокойное место, чтобы прилечь. Затем они будут медленно переносить свое осознание на каждую часть своего тела, начиная с ног и продвигаясь вверх к голове. В каждом разделе им потребуется время, чтобы признать любую боль, скованность или дискомфорт. В то время как некоторые мышечные боли могут быть вызваны тренировками, напряжение или беспокойство в других частях тела могут быть вызваны стрессом и беспокойством. По этой причине поощряйте спортсмена определять ощущения, которые он испытывает. Пройдя через их тело, предложите спортсмену сделать то же самое с мыслями и чувствами, которые он испытывает в данный момент. Важно, чтобы они назвали ощущения и причину, по которой они могут их испытывать.

    Примеры:

    • «Стеснение в икрах после вчерашней тренировки в гору».
    • «Напряжение в плечах от стресса».
    • «У меня чувство стресса, потому что я не знаю, как я выдержу завтрашнюю тренировку».

    Выявление чувств и переживаний может помочь спортсмену лучше настроиться на свое тело и позаботиться о доминирующих эмоциях, прежде чем они возьмут верх и испортят гонку или тренировку.

    Пять чувств

    Если спортсмен зациклен на прошлом или будущем и не держит голову во время тренировки, быстрое упражнение «Пять чувств» может помочь восстановить концентрацию. Предложите спортсмену пройти через каждое из пяти чувств (зрение, обоняние, слух, вкус и осязание), чтобы увидеть, что он испытывает в данный момент. Во-первых, попросите их практиковать это в течение дня, а затем используйте это на гонке или тренировке, если они обнаружат, что их мысли блуждают в негативном направлении.

    Примеры:

    • «Я вижу впереди себя кроссовки бегуна».
    • «Я чувствую запах цветущей сакуры».
    • «Я слушаю свой плейлист в наушниках».
    • «Я чувствую остаток геля».
    • «Я чувствую пот на пальцах».

    Поскольку существует бесчисленное количество ощущений, которые нужно испытать, эту практику можно выполнять несколько раз, чтобы спортсмен оставался в моменте и оставался заземленным.

    Если вы когда-нибудь почувствуете, что спортсмен небезопасен: возможная угроза для себя или других, крайне важно, чтобы он обратился за профессиональной помощью в области психического здоровья. Порекомендуйте своему спортсмену обратиться за помощью к уже существующему поставщику услуг в области психического или физического здоровья или дайте им национальную горячую линию SAMHSA, 1-800-662-HELP (4357), которая будет оказывать помощь круглосуточно и без выходных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *