Психологические игры и упражнения
Эти упражнения могут помочь их участникам приобрести умения и навыки в общении, подготовиться к общению с человеком «любой степени сложности»; как можно лучше узнать самого себя и других людей; развить способность чувствовать и понимать другого человека.
«Чужое утро»
Ведущий просит всех участников закрыть глаза. Затем он обращается к первому участнику, просит его описать, в какую одежду одет второй участник. Потом просит его хорошенько настроится, и рассказать о своих представлениях, как прошло утро второго участника.
Ведущему можно задавать наводящие вопросы, например:
— Во сколько он проснулся?
— Он проснулся сам или его разбудили?
— Он сразу встал или еще повалялся в постели?
— Делал ли он зарядку?
— Включал ли он какие-нибудь проборы?
— Какого цвета у него зубная щетка?
— Какого цвета у него полотенце?
— Чем он завтракал?
— Что он пил, чай или кофе?
— ……… и т.д.
После того как участник рассказал о своих представлениях, он может открыть глаза. Второй участник, чье утро описывалось, дает небольшой комментарий о совпадениях представлений с реальностью, а затем описывает утро третьего участника. Круг замыкается, когда последний участник описывает утро того, кто был первым.
«Геометрия для немых»
Участникам раздаются листы для рисования и простые карандаши. Им предстоит разыграть мини-урок, проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного учителя». Ему запрещается в процессе урока вставать со стула и показывать что-то руками. «Ученики», в свою очередь, — «немые», им запрещается говорить и вставать с места.
Ведущий показывает учителю бланк с изображением композиции из семи, соприкасающихся в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелограммов. «Ученики» этого изображения видеть не должны.
Учителю предстоит описать словами то, что изображено на рисунке. А ученики должны по этому рассказу нарисовать идентичную картину. Ведущий спрашивает, сколько времени нужно учителю, чтобы группа справилась с заданием? Получив ответ, ведущий засекает время, работа
начинается.
Когда проходит контрольное время, а задание еще не выполнено, то ведущий повторно спрашивает о необходимом дополнительном времени. По истечении этого времени проверяется результат. Учитель выставляет оценки каждому ученику по результатам его работы.
Затем участники обсуждают работу, каждый высказывает свои пожелания учителю. Учитель также делает анализ своей работы.
Далее урок повторяется со вторым учителем (и другим рисунком), который пытается учесть в работе те правила, которые были сформулированы группой.
После окончания работы происходит сравнение эффективности двух уроков.
«Стена»
Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Партнеры не должны видеть друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременно укол указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель — минимальное количество попыток найти общую точку укола, т.е. соприкоснуться через материю кончиками пальцев.
Чтобы исключить возможность легких побед можно ввести условие: наносить уколы не в центр полотна.
«Ассоциации»
Среди участников игры выбирается водящий, он удаляется из помещения на некоторое время. Остальные участники загадывают одного из игроков и зовут ведущего. Ведущий может задавать участникам вопросы, с чем они ассоциируют загаданного человека. Например: с каким животным? С какой погодой? С каким цветом? И т.д. Затем ведущему дается 3 попытки, чтобы угадать человека, о котором шла речь.
«Робот»
Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «Оператора» с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает роботу словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» -беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время работы должны быть закрыты. Ведущему стоит подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору», он всего лишь послушный инструмент в руках «оператора». При включении в игру «оператор» начинает воспринимать неточности в движениях «робота» не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные.
Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.
«Стыковка»
Игра проводится в четверках, двое участников садятся друг напротив друга так, чтобы их колени соприкасались и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук — «космические станции» — вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель, стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою «мишень» — ладонь сидящего перед собой человека — от преследующей его «ракеты» — указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда в пределах досягаемости пальцев, а лицо — вне ее пределов.
«Анабиоз»
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. «Реаниматор» за минуту должен вызволить партнера из анабиоза, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо вопросом, словами. Инструменты «реаниматора» — взгляд, мимика, жесты и пантомима. Успехом «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «Замороженного», его смех, улыбку. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьироваться от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками.
«Клешня»
Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и складывает руку в «клешню» из нескольких пальцев. Другой кладет на стол один или несколько предметов. Его задача — с помощью «клешни», послушно выполняющей все указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. «Клешня» устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы.
Для того чтобы придать этому упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время его исполнения.
Еще долее острая и динамичная форма проведения игры — это конкурентная борьба двух пар, каждая их которых перетаскивает с помощью «клешни» предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.
В простейшем варианте игры обладателю «клешни» отводится роль незаинтересованного в исходе задания робота, способного лишь к механическому выполнению команд «оператора»: «От себя!», «На себя!», «Вправо», «Влево», «Вверх», «Вниз», «Захватить», «Разжать», «Стоп». При таком распределении обязанностей упражнение работает преимущественно на «оператора»: именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать «клешню» как свою собственную. Более сложный вариант: «оператор» кладет ладонь на плечо или голову своего партнера и пытается управлять «клешней» на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее.
«Театр теней»
Перед началом игры заготавливаются карточки, числом равные количеству играющих. На карточках пишутся роли. Допустим, действие вашего «Спектакля» происходит в замке, тогда список ролей может быть следующим: Король, Королева, Принцесса, Рыцарь, Слуга, Странник, Придворный. Карточки перемешиваются и раздаются так, чтобы никто не видел, какую роль получили остальные играющие. А затем начинается общение, в процессе которого каждый играет доставшуюся ему роль и одновременно пытается узнать, кого же играют другие. Можно высказывать свои догадки вслух, тогда, если угадал, то из игры выбывает «разоблаченный». Если ошибся — выходишь сам, открывая свою карточку. Игра продолжается до тех пор, пока окончательно не выяснится, кто есть кто. А затем можно поиграть в «таверну». Там собрались Купец, Вор, Матрос, Волшебник, Разбойник, Сыщик,….
«Свое пространство»
Выделив из группы одного из ее членов («протагониста»), ведущий предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки и представить себя «светилом», на разумном удалении, от которого окажутся «планеты» -остальные члены группы. Причем так, что те, чье «притяжение» ощущается им сильнее, окажутся ближе, а те, чье притяжение слабее — дальше.
Теперь «протагонисту» необходимо, медленно поворачиваясь вокруг своей оси, сообщить каждому из присутствующих, в каком направлении и на какое расстояние ему необходимо отойти, причем расстояние фиксируется командой «Стой!». Но те, кому она не была дана, вообще покидают площадку. Помимо этого «протагонист» может оставлять людей на месте и даже приближать их к себе, если окажется, что предварительная дистанция была слишком велика. Результаты подобной расстановки следует рассматривать как демонстрацию «протагонистом» своих симпатий и антипатий. Реальность же их выявляется на втором этапе игры, когда ему предлагается оценить созданное психологическое пространство с точки зрения комфорта, который испытывает «протагонист» испытывает внутри образовавшейся среды, и увеличить комфорт, изменив расстановку участников и изменив их состав (вернув на площадку кого-то из изгоняемых).
«Дискуссия»
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом.
1.Первый участник играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжение — зрение» а также жест и пантомима.
2.Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть.
3.Третий «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать.
Для облегчения вхождения участников в роль можно снабдить их соответствующими реквизитами: повязками (для слепых), конфетами (для немых), бантами или веревками (для связывания конечностей паралитикам), ватой (в уши глухим).
«Разговор»
Упражнение выполняется в парах. Через каждые 5 минут происходит смена партнера и позиции.
1. Партнеры садятся на пол, спина к спине. Ведут любой разговор. Затем делятся своими ощущениями.
2. Партнеры смотрят друг другу в глаза. Пытаются установить зрительный контакт, без использования слов. Затем обсуждение.
3. Во время разговора один партнер стоит, другой сидит. Через 1 минуту меняются местами. Обсуждение.
«БИП»
Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «БИП», искажая свой голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.
«Сиамские близнецы»
Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.
Условия выполнения задания можно усложнять:
· выполнить задание молча,
· один участник работает с закрытыми глазами,
· оба участника работают с закрытыми глазами.
«Видение»
Участники разбиваются на пары. Первый участник говорит, а второй только слушает.
1. Тема: «Каким ты был (а) в 5 лет». Дальше партнеры меняются ролями.
2. Тема: «Каким ты будешь через 10 лет»
Обсуждение чувств, эмоций, вызванных в ходе выполнения упражнения.
«Бамбук»
Участники встают в круги крепко держаться за руки. Один из участников становится в центр круга. Он должен так попросить играющих выпустить его из круга, чтобы они действительно захотели это сделать, — то есть найти «слабое звено» и подобрать верное обращение.
«Скульптор и глина»
В парах участники упражнения распределяют роли. Один из них становится «мягкой глиной», а другой «скульптором».
Скульптор молча «лепит» из глины какой-то образ, какой придумывает сам. Если «глину» не устраивает обращение скульптора, она может «развалиться».
По окончании работы, участник, играющих роль глины, пытается угадать, какой образ был из него слеплен и почему.
«Разведка»
Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Каждый участник получает записку с заданием от ведущего: выяснить что-либо у своего партнера. Например: нет ли у него гитары, играет ли он и шахматы, дату рождения его мамы и т.д.
Каждый участник должен получить ответ на свой вопрос и, кроме того, догадаться о том, что хочет узнать его собеседник. Игра проводится в течение 5 минут. Аудитория оценивает успешность каждого в выполнении задания.
«Побег»
Участники игры разбиваются на пары. Один из участников становится «заключенным», другой «организатором побега». Они садятся друг против друга.
Ведущий задает ситуацию: «Заключенному передают неполную информацию о том, что для него этой ночью готовится побег. Способ побега и время необходимо угадать самому заключенному, написав об этом в записке. В это время организатор побега описывает в записке свой вариант побега».
Упрощенный вариант: участникам запрещено разговаривать.
Усложненный вариант: участникам запрещено разговаривать и вообще обмениваться какими-либо знаками.
Участники упражнения обмениваются записками и сверяют текст.
Отмечаются те пары, у которых текст оказывается приблизительно одинаковыми.
«Каким я себя вижу?»
Участникам раздаются фломастеры и листы для рисования. Им предлагается нарисовать картину на заданную тему, «Каким я себя вижу?». Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, а может быть это будет какая-то схема. Участники абсолютно свободны в выборе, как жанра, так и техники. Время для рисования — 10 минут. Затем ведущий собирает рисунки и вывешивает их, делает «портретную галерею». Участники пытаются отгадать, кто изображен на рисунке и почему. Затем автор комментирует свой автопортрет.
«Контактный мостик»
Участникам предлагается распределится на пары. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно втянутой руки. Ведущий дает задание: зажать фломастер между указательными пальцами обоих участников так, чтобы он выступал как бы «мостиком» между партнерами. Далее, не договариваясь, партнеры начинают совместно двигать фломастер, выполняя движение по свободной траектории. Участникам предлагается через какое-то время закрыть глаза и продолжить движения.
Затем проходит обсуждение упражнения. Участники рассказывают, как проходил контакт, обращая особое внимание на проблему лидерства, подчинения, принятия инициативы, сотрудничества и т.п.
«Аквариум»
Стулья участников расставляются в виде незамкнутого круга, наподобие буквы «с». Отдельный незанятый стул ставится посередине образовавшегося промежутка.
Участники по очереди садятся на свободный стул. На стуле каждому предстоит провести 3 минуты. Им предлагается в течение этого времени сообщать различные положительные сведения о себе: о характере, умениях, способностях, достижениях и т.д. Разрешается все 3 минуты провести на стуле молча или говорить не все время.
Остальные участники должны все время внимательно смотреть на сидящего на стуле, как на красивых рыбок в аквариуме. При этом участникам нельзя поддерживать сидящего на стуле ни взглядом, ни мимикой, ни кивками головы, вообще ничем.
После того как на стуле побывал каждый из участников, происходит обсуждение упражнения.
«Карусель»
Все участники образуют два равных по численности человек круга -внешний и внутренний, и встают лицом друг к другу, образуя пары. В течение 1 минуты, стоящие во внешнем кругу, говорят своим партнерам: «Я хочу тебе пожелать ……..» Участники во внутреннем кругу молча слушают. Через минуту, стоящие во внешнем кругу, делают один шаг в одну сторону, тем самым, меняя партнера, и продолжают такую же фразу. И так далее, пока не возвратятся к первому партнеру. Затем дается слово участникам во внутреннем кругу. Они также движутся по кругу, меняя партнеров и продолжая фразу: «Я тоже хочу тебе пожелать……»
«Хорошо»
Каждому участнику предлагается написать на листке с одной стороны свое имя, а с другой стороны — поставить свой отличительный знак. Затем листки перемешиваются и кладутся на стол. Затем один из участников переворачивает любой листок (кроме своего) и продолжает фразу: «Я считаю, что …. (называет имя) живется хорошо, потому что ……
Затем участник, о котором шла речь, вытаскивает другой листок, и говорит о другом человеке. В случае если круг замыкается, то упражнение продолжает желающий. Упражнение заканчивается, когда в нем приняли участие все члены группы,
Автор: Лютый Сергей
Ещё игры и тренинги:
Упражнения на развитие творческого, логического мышления
Программа тренинга креативности (творчества)
Экшн–тренинг, формирования коммуникативных навыков
Программа тренингов общения для пионерского лагеря
Тренинг на осознание себя как части группы, внимания
Тренинг на самопознание собственного Я
Тренинг по арттерапии
Тренинг повышения уверенности в себе
Упражнения для социальной адаптации девиантных подростков
Тренинг на развитие сенситивности
Тренинг развития самопознания и рефлексии
Тренинг преодоления страхов, негативных переживаний
Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе
Тренинг развития творческих способностей старшеклассников
Сказкотерапевтический тренинг
Тренинг танцевальной терапии
Тренинг повышения групповой сплоченности, знакомства
Психологический тренинг сплочения
Интеллектуальный тренинг для средних, старших классов
Тренинги с отрядом в лагере
Деловые игры
Игры для детей с СДВГ
Игры на межличностное взаимодействие
Игры для детей в классе, за столом, на воздухе
Игра Я — личность
Занятие с элементами тренинга. Кто мы Какие мы
Упражнения на понимание себя
Упражнение Джеффа
Психологическое занятие на сопротивляемость стрессу, самоконтроль
Игровое занятие для детей на снятие агрессивности
biofile.ru
План-конспект на тему: Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)
Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение психического здоровья. Нам приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию: внимательно выслушивать детей, родителей, коллег, сопереживать, сочувствовать; усиленно запоминать и интерпретировать информацию; быстро принимать решения.
Неумение снимать напряжение, подрывает иммунную систему и провоцирует появление болезней, делает нас нервными, тревожными, снижает концентрацию внимания и работоспособность. Значит, важно научиться расслабляться и переключать свои мысли на позитивный лад. Использование различных приемов помогающих снять эмоциональное напряжение: упражнения на визуализацию, упражнения на определение и снятие мышечного напряжения, дыхательные упражнения, слушание музыки, развитие позитивного самовосприятия, повышение психологической культуры, помогает мне и моим коллегам предотвратить симптомы эмоционального выгорания. Для снятия эмоционального напряжения существуют тренинги, которые можно применять в работе с педагогами и родителями. Вашему вниманию представлен один из тренингов.
Тренинг «Взаимодействие с коллективом»
(для взрослых с элементами сказкотерапии)
Цели:
1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.
2. Развитие творческих созидательных способностей.
3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.
4. Сплочение коллектива.
Необходимые материалы:
свеча в красивом подсвечнике, аромасвеча (лаванда -эфирное масло)
аксессуары и костюмы для имидж–терапии (Карабас — Барабас, Фрейлина, Бабушка фруктовница, Буратино, Шапокляк, Маленький Мук, Королевский шут)
большое зеркало;
диск со спокойной музыкой;
карандаши, фломастеры, краски, непроливайки;
листы белой бумаги; кисти
Ведущий: Уважаемые, гости!
Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Мне потребуется ваша помощь, фантазия, воображение. Если они у вас есть- прекрасно, значит у нас всё получится. Если нет, тогда мы будем это развивать. Если у человека богатая фантазия и воображение он может формировать свой образ будущего, т.е. нашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки – хороший конец. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией это один из методов в практической психологии для поддержания в трудную минуту.
Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса?
Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но вы сегодня оказались здесь и это не случайно.
Включить спокойную музыку №1 релакс (очень тихо) Я приглашаю в круг, к волшебной свече.( ……)
Садимся на стулья по кругу ближе к окну , в центре стол со свечой , зажечь свечу
Ритуал входа в сказочное пространство:
(сделать погромче) Сядьте поудобнее, расслабтесь, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом мысленно, без слов….
упражнение на концентрацию внимания:
Смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире.
( сделать очень тихо)
Упражнение 1. Представление сказки
Ведущий: Итак, мы на волшебной поляне. Обычно, для того чтобы рассказать и послушать истории, мы собираемся вместе. Мы педагоги живём очень близко со сказкой. Давайте на миг вспомним своё беззаботное детство и сказку, которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста, кто начнёт ….
Участники по кругу (в течение 2-3 мин.) представляют свои любимые сказки.
Упражнение 2 Упражнение-релаксация: «Теплый, как солнце»
(развитие восприимчивости всех органов чувств)
Ход упражнения:
Включить спокойную музыку №2 Восточная (погромче).
Сядьте поудобнее и закройте глаза, расслабтесь, сделайте глубокий вдох и выдох.
Представьте себе, что сегодня чудесный день, а над нами плывёт серое облачко, положите на облако все свои горести, заботы, болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним. (Пауза)
Представьте, что небо над нами ярко-голубое, легкие лучи солнца согревают нас.(Пауза)
Мы чувствуем себя защищенными – так мирно и спокойно вокруг. (Пауза)
Сегодня ты такой же замечательный и теплый, как солнце.
При вдохе наше тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног.
При выдохе чувства, которые не нужны нам сейчас, покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет, выдыхаем неприятные чувства.
Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту аудиторию.
Вздохните глубоко и легко.(выключить)
Включить музыку №3 приятная инструментальная
Упражнение 3. Имидж–терапия «Превращения на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)
Ведущий: Многие люди, желающие изменить своё внутреннее содержание, начинают с изменения внешности. Сейчас мы попробуем измениться, перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из приготовленных аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, шпаги, корзинки, ткани, веера, украшения и пр.) понравившиеся, «соберите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста, подходите к «волшебному зеркалу», примеряйте. Прочувствуйте своего героя, продумайте стиль поведения (….)
Кто готов, собирайтесь в круг. Нам хочется узнать кто посетил нашу волшебную поляну. (выключить музыку)
Представьтесь, расскажите о себе….Идет представление сказочных героев.
По необходимости, задать наводящие вопросы, например:
Как тебя зовут? Расскажи, что тебя может огорчить? Что тебя радует? Сколько тебе лет? Откуда ты пришел? Какой сейчас день, время года? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? и пр.
Приятное знакомство. Не правда ли? Сейчас поляна оживёт, и вы будете общаться друг с другом, желательно, чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне, встречайтесь с кем хотите, говорите о чём хотите, можете петь, танцевать., но не забывайте про свой образ, про ваш характер.
(Сводное общение)
Включить музыку №3 приятная инструментальная ( 5 мин)
Итак, общение завершается, приглашаю всех в круг (выключить музыку)
— С кем тебе было легко?
— Есть те с которыми ты не разговаривал?
— Не успел, или не хотел?
— Если хочешь, можешь спросить сейчас?
— С кем бы хотел продолжить общение на волшебной поляне? Почему?
— Что ты мог бы дать волшебной стране?
Спасибо всем сказочным героям. Сейчас мы выйдем из сказочных образов.
Произнесите фразу: «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».
Вышедший из образа может снять наряд
Беседа в кругу с участниками, стоя
Сейчас мы прочувствовали, как меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь нам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребёнка можно предстать перед ним в образе Короля, Королевы, Воина, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда мы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать своё раздражение , негатив на непослушного ребёнка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки , например, Бабы-Яги, кикиморы..
Ведь если ребёнка поругает Баба- Яга, он обидится на неё, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, т.о. предотвращая серьёзные конфликты.
Постарайтесь. найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость!
Сразу разъединить столы и расставить краски, карандаши, кисти, листы бумаги, стаканы с водой
Упражнение 4. Создание своей сказочной страны. Соучастие и дарение
Необходимые материалы:
карандаши; фломастеры; краски; стаканы – непроливайки, кисти, листы белой бумаги;
Ну а теперь я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого у вас есть всё необходимое (…..) В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Найдите удобное место за столами и приступайте! Включить музыку №5 из фильма «Приведение»
( можно погромче)
Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 5 мин..
(Выключить музыку)
Если вы готовы, подходите ко мне, становитесь в круг. Я буду показывать сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает, кто живёт в сказочной стране?), какие чувства вызывает у вас эта картина.
При этом
— не давайте оценок;
— не давайте советов;
— говорите только то, что чувствуете.
Разместить все картины на полу
Посмотрите и выберете ту картину, которая пробудила у вас живые чувства. Почему?
Я хочу спросить художника
— Вам было трудно рисовать?
— Хотите ли вы остаться в вашей стране?
— Вы успели нарисовать всё, что хотели? Может, хотите что-то добавить?
— Здесь есть люди которых вы хотите пригласить с собой в сказочную страну?
-Хотите оставить картину у себя?
Я приглашаю вас в круг к нашей свече Включить музыку №6
Ритуал выхода:
Упражнение на концентрацию внимания:
Сядьте поудобнее, расслабтесь, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире.
Все хорошее, что было сегодня мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам , задуем свечу.
Сегодня вы увидели как с помощью сказкотерапии можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Никогда с точностью нельзя сказать получится тренинг или нет. Будет ли он полноценным. Всё зависит от желания идти на контакт, от степени напряжённости, от личных взаимоотношений к тренеру.
Я желаю нам всем беречь своё здоровье, нервы, и обязательно, найти свои методы расслабления и снятия напряжения. Будь то музыка, танцы, спорт, отдых на природе, бассейн, ароматерапия, занятие любимым делом или тренинги
nsportal.ru
Психотехнические игры и упражнения для тренингов
Упражнение «Горящая свеча»
Цель: для расслабления, снятия повышенной тревожности.
Расслабляющее свойство выдоха используется при дыхании с горящей свечой. Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение пяти минут. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.
Упражнение «Ресурсное состояние»
Цель: повышение уверенности.
Самый надежный источник ресурса – вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его. Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание. С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас. Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием – как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.
Упражнение «Скульптура состояния (настроения)»
Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.
Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.
Ход работы:
Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).
Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом с скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий к каждой скульптуре. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор презентует свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, легенду, а так же свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.
Обсуждение:
Участники делятся впечатлениями от работы и выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников сделал плохое настроение или деструктивное состояние и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.
С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т.п.
Упражнение «Ревизия взаимоотношений»
Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.
Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.
Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.
Подпишите эти стрелки.
Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.
Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:
С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?
От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?
Кому Вы больше даете? А кому – меньше?
Что есть общего, какие закономерности Вы видите?
Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?
Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?
Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?
Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?
Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй – полному и непрерывному стремлению к контактам.
Ответьте на следующие вопросы:
Где Вы расположите себя на этой линии?
По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?
Где Вы хотели бы быть расположены?
По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?
Упражнение «Жизненное пространство»
Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.
Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.
Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
Ответьте на вопросы и запишите ответы:
Красочная ли получилась картина?
На что Вы в основном тратите свое время?
Все ли Вас устраивает в этой схеме?
Что бы Вы хотели изменить?
Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».
Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «…. в моей жизни этому не быть никогда».
Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.
Упражнение «Убеждения»
Когда у Вас есть проблема в делах или в жизни и Вы испытываете страх, отчаяние, бессилие или что-то подобное, задайте себе вслух следующие вопросы, так же вслух отвечая на них:
Что для меня означает… (вставьте здесь проблему, с которой вы столкнулись)? (Ответом на этот вопрос как раз и будет негативное убеждение, с которым нужно разобраться.)
Почему я так считаю?
Действительно ли это так?
Что было бы, если бы я в это не верил(а)?
Что я могу взять для себя полезного из этого?
Ответы на эти вопросы помогут Вам нейтрализовать негативное убеждение.
Упражнение «Включение позитивной мотивации»
Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться; сосредоточиться на своих ощущениях.
Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной, творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?»
Через некоторое время (5-7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в группе результаты.
Упражнение «Коллаж»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
< Предыдущая | Следующая > |
---|
mirrosta.ru
Упражнения на разогрев — Психологос
Упражнения на разогрев — обычно несложные упражнения чаще коммуникативного характера, где участники могут повзаимодействовать между собой с нейтральным или лучше позитивным настроением. К упражнениям на разогрев можно отнести все игры на знакомство: Снежный ком, Назовись!, История, Белка, Трям-здравствуйте!, Орехи, Кельтское колесо, Такие разные времена, Разрекламируй друга!, Суета сует и множество других. Возможно, сюда подойдут и упражнения из К.Фопеля Кто для меня самый чужой
При этом не нужно думать, что разогрев — это всегда энергичное упражнение. Это не так. Разогрев, запускающий энергетику в группе — это всего лишь один из вариантов.
Например, тренер может попросить участников найти в зале предмет, с которыми они себя сейчас ассоциируют. И представиться «из этого предмета». Обычно это происходит так: «Я ассоциирую себя с чистым листом флипчарта, готов к восприятию новой информации, „а я ассоциирую себя с музыкальным центром, пока еще не включился, но ожидаю, когда меня включат“. И это тоже разогрев. Хотя упражнение не энергичное, оно проходит сидя в кругу. Этот разогрев запустит следующие групповые процессы: усилит доверие в группе, быстро включит состояние „здесь и сейчас“, запустит ассоциативное мышление и креативность.
Кстати, такой разогрев удобно использовать в начале второго дня тренинга, чтобы понять в каком настроении находятся ваши участники. Ведь если их просто спросить об этом, большой откровенности, мы, возможно, и не услышим. А представляясь «из предметов» участники незаметно открывают нам гораздо больше информации.
Упражнения-разогревы имеют подчиненное значение. Они — не самоцель. И нужны для того, чтобы запустить нужный процесс, на котором вы будете строить дальнейшую работу. Также как и заправка не является самоцелью, она нужна нам лишь для того, чтобы доехать до нужной точки.
Это азы тренерского мастерства. Первый этап, в который нужно вкладывать силы и время. Можно делать это самостоятельно —практиковаться, набивать неизбежные шишки и делать правильные выводы. А можно поступить иначе — не изобретать велосипед, а получить готовую, отработанную технологию.
Где? На «Тренинге тренеров».
Он идеально подходит и для новичков, и для опытных тренеров. Если вы начинающий специалист, то узнаете, как разработать и провести тренинг на профессиональном уровне. А если вы тренер с опытом, то сможете систематизировать свои знания, увеличить экспертность и получить новую мотивацию для развития.
www.psychologos.ru
Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля
Упражнение на развитие внимания “Пальцы”
Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.
Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.
Упражнение на развитие внимания “Муха”
Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.
“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.
Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.
В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.
Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.
Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”
Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.
Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.
Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.
Упражнение на развитие внимания “Селектор”
Выбирается один из участников игры — “приемник”. Остальная группа — “передатчики” — занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”. В ходе игры жезл совершает полный круг.
Упражнения 1—4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу. Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.
Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”
Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.
Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.
Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”
Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.
Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.
Вернуться на главную сайта http://www.mirrosta.ru/
{odnaknopka}
< Предыдущая | Следующая > |
---|
mirrosta.ru
Лучшие упражнения для тренинга личностного роста
Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»
Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.
Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»
Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.
У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.
Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.
Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»
Группа садится по кругу.
Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.
Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»
Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.
Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»
Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.
Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»
Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:
— удивление,
— интерес,
— радость.
2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».
3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).
Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»
Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.
2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
— 1-4 ступенька — самооценка занижена
— 5-7 ступенька — самооценка адекватна
— 8-10 ступенька — самооценка завышена
Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»
Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут.
Упражнение для тренинга личностного роста «Зато…»
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:
«зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;
— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»
Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
Техника «Воскресный вечер»
Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
Содержание
Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья — это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или — скажем — в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение — не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее — это просто остаться наедине с собой, своим хобби.
На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам… И вполне вероятно, что под этими «плитами» зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет… Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.
Ролевая игра «Соблазнение»
Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной — уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.
В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.
Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:
— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?
— Что внутри вас помогало вам отказаться?
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
{odnaknopka}
< Предыдущая | Следующая > |
---|
mirrosta.ru
Упражнения для Тренинга по психологии
Хлопок по коленям
Описание
Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.
Смысл упражнения
Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
Обсуждение
Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.
Скалолаз
Описание
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.
Смысл упражнения
Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без помощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Живое зеркало
Описание
Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).
Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.
Смысл упражнения
Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.
Обсуждение
Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?
Волшебный ключ
Подготовка
Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).
Описание
Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).
Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».
Смысл упражнения
Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».
Упражнения на эффективную коммуникацию
Эстафета с шариками
Подготовка
Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).
Описание
Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в парах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.
Смысл упражнения
Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.
Обсуждение
Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?
Чепуха
Описание
Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.
Примерный перечень вопросов:
• Кто?
• Где?
• С кем?
• Чем занимались?
• Как это происходило?
+ Что запомнилось?
• И что в итоге получилось?
Смысл упражнения
Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.
Обсуждение
Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.
Спмпатия группы
Описание
Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.
Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.
Смысл упражнения
Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.
Обсуждение
Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?
Угадай рифму
Описание
Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.
Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.
Смысл упражнения
Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).
Обсуждение
Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?
infourok.ru