Упражнения на умение слушать и слышать – Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Картотека игр для умения активно слушать

           ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

на развитие умения активно слушать

Задачи: развивать вербальную и невербальную коммуникацию; учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

развивать слуховое восприятие и память;

учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них; учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мыс ли собеседника;

учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Что случилось?

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,  обиженный пингвин, удивленный филин .

Описание упражнения

Один из детей — водящий, остальные — «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

  • Кто это?

  • Какое у него настроение?

  • Какие чувства (эмоции) он испытывает?

  • Почему? Что с ним случилось?

  • Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется

Пантомимические этюды

Описание упражнения

Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

маленькая девочка в хорошем настроении;

старик;

уставший человек;

смелый человек и т.д.

   Вначале дети выполняют каждое задание одновременно,  затем поочередно.

     

Собери чемодан.

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

— Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

        упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.


Эхо.

Описание игры

Первый вариант.

 Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

Второй вариант.

Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».

Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.

Затем команды меняются местами, игра возобновляется.


Взаимное цитирование.

Описание игры.

Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Воспитатель говорит:

— Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой ,называя кого –нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого – нибудь другого, например,: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя ,например, глядя куда-то вверх.

Почта.

Описание игры.

Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:

Ведущий:        Динь – динь – динь.

Дети:               Кто там?

Ведущий:        Почта.

Дети:               Откуда?

Ведущий:        Из Рязани.

Дети:               А что там делают?

Ведущий:       Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)


Кто ты?

Описание игры.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например ,водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает :

            — Кто ошибается,

              Тот попадается!

              Кто засмеётся, тому плохо придется!

   Далее следует диалог, например:

                — Кто ты ?

                — Метла.

                — А что ты ел сегодня утром?

                — Метлу.

                — А на чем ты приехал в детский сад?

                — На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ) ,водящий меняется.    

Что в сундучке?

  Оснащение: сундучок, различные предметы.

                Описание игры.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо  предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные  участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Картинная галерея.

Оснащение: картины, названия которых известны детям.    

       Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит

                -Все картины хороши,

                Но одна лучше!

Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.

Ребенок, который первым назовет загаданную картину , становится водящим, игра возобновляется.  

Азбука почемучек.

Оснащение: алфавит.

                Описание игры.

Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.  Педагог говорит :

 — Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например :

                  А: абрикос – это фрукт или овощ?

                  Б:  банан, какого цвета? И т.д.


Интервью

Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)

  Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –«журналисты»

Педагог говорит:

— Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу»

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя. Выигрывает пара, которая ,по мнению большинства детей ,наиболее удачно сыграла свои роли. Оценивается степень внимания  к партнеру, культура общения, артистизм.


Пум –пум — пум.

Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит :

— Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» — так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например :

— Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

— Для чего «Пум – пум –пум» нужен ?

— Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.


Скажи по –другому.

Оснащение: фишки.

    Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

— Я буду произносить предложения , в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.

Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.

Примеры предложений:

—  Девочка торопиться в школу:

— Мама смотрит в окно:

— Вчера Толя был грустным;

— Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.

Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.


Слушай и повторяй.

Описание упражнения.

С помощью считалки выбирается водящий. Педагог произносит какую – нибудь фразу , после чего водящему нужно передать услышанное остальным участникам, но другими словами.

Например , педагог говорит:

— Я прочитаю вам замечательный рассказ про муравьишку –путешественника.

Водящий может перефразировать это предложение так :

 — Воспитатель(имя –отчество)прочитает нам интересный рассказ о путешествиях муравья.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

       упражнение можно усложнить ,используя в качестве речевого материала

            небольшие стихи, рассказы, сказки.


Тайный смысл.

Оснащение : магнитная доска, магниты.

                      Иллюстрации к пословицам:

« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

« яйца курицу не учат»;

«каждый кулик свое болото хвалит»;

« за двумя зайцами погонишься – ни  одного не поймаешь»;

«трус своей тени боится»;

      Описание упражнения.

Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики» . Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.

«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.


Идет следствие.

Оснащение : магнитная доска, магниты ;

Сюжетные картинки : «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».

 Описание игры.

С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»

Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо , а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит . Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так :

        — Я вижу улыбки на лицах.

        — Я слышу смех и топот ног.

        —  Все держаться за руки.

        — Я слышу веселую музыку.

        — Я вижу подарки.

         — Я чувствую запах елки.

Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят : «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.

Затем водящие меняются, игра возобновляется.

Плохое настроение.

Описание упражнения.

Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.

Затем педагог говорит:

— Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу:» Я не буду с тобой играть».

Его друг подумал немного и спросил:»Ты имеешь ввиду ,что тебе хочется поиграть с другими детьми ?»

У мальчика улучшилось настроение ,потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.

После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать ,начиная любое высказывание со слов:» Ты  имеешь в виду, что …»

Я начну, а вы продолжите.

Оснащение: рассказ Н.Носова «На горке».

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.

 Например:

Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)

Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)

Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).


Упражнение «Активное слушание»

Цель упражнения: Развитие навыков активного слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа». Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

Упражнение «Телефакс»

Цель упражнения: Проработать умения активного слушания.

Подготовка: Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры :Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний — карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.

Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.

В конце игры обсуждение нескольких вопросов:

· Слаженно ли работала команда?

· Как можно было повысить эффективность работы?

· Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Варианты:

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т.д.

Упражнение «Слухачи»

Цель упражнения: Научиться эффективному слушанию.

Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.

Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.

Рефлексия.


Упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: Создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход занятия: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Подведение итогов дня

Е занятие

Цель: Развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность.

Необычное приветствие

Цель упражнения: Разминка, приветствие участников друг друга.

Поприветствуйте участников тренинга словом “Здравствуйте!” с 10 различными оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия и т.д.


Упражнение «Переходы»

Цель упражнения: Активация внимания друг к другу.

Тренируем навыки рабочей собранности: Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа стоял участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы участник с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений!

Упражнение «Луноход»

Цель упражнения: Развивает чувства стойкости, упорства и способствует снятию напряжения в группе.

Участники должны встать в круг. Смотреть только в глаза друг другу. Тот кто засмеётся должен сесть в круг, и на корточках перебираться по кугу, говоря: «Я луноход 1». Следующий уже будет луноход 2 и т.д. Необходимо проделать это до того, как стоять останется только 1 человек. Он-то и есть самый выдержанный.


Упражнение «Его сильная сторона»

Цель упражнения: Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. — Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».



Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Выход из контакта»

Цель упражнения: Развитие коммуникативных навыков.

Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.


Упражнение «В самолёте»

Цель упражнения: Развитие коммуникативных навыков.

Группе предлагается разыграть следующую ситуацию «вы купили билет на самолёт Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полёта. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Как вы поступите, если вашим соседом окажется: пожилая женщина, читающий книгу, молодая девушка и т.д.» Все члены группы включаются в игру, — то в роли, желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.


Итоги дня.

 Е занятие

Цель :Завершение тренинга. Закрепление полученных навыков.

Упражнение «Представление»

Цель упражнения: — формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; — умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание — со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время — это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».

Упражнение «Диспут»

Цель упражнения: Развитие умений и навыков активного слушания. Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т. д.Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхом, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой: «Да, именно это я и имел в виду»).Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения: «Да, вы меня поняли правильно». Следует предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

Упражнение «Вижу разницу»

Цель упражнения: Развитие концентрации внимания.

Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники делятся на две группу по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.


Упражнение «Мы похожи»

Цель упражнения: Повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: — Ты похож на меня тем, что… — Я отличаюсь от тебя тем, что…

infourok.ru

Упражнение для тренинга «Умение слушать»

Автор:Давиденко Сергей

Упражнение для тренинга «Умение слушать»

Для чего используется техника креативности

Цель этого упражнения для тренинга – развить коммуникативные навыки, получить обратную связь относительно того, умеем ли мы слушать друг друга.

План действий

1. Поделиться на пары.

2. Один рассказывает историю.

3. Тренер объединяет пары в четверки. Слушатель из одной пары должен рассказать другой паре что он узнал о своем партнере. (Такой инструкции первоначально не дается участникам).

4. Обсудить результаты.

Описание

Рассмотрим процедуру упражнения для тренинга «Умение слушать».
Данное упражнение для тренинга относится к классу упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Итак, выполнение упражнения сводится к следующей последовательности:

1 Все участники группы делятся на пары. Если кому-то пара не досталась – он может присоединиться к любой группе в качестве зрителя.

2 Теперь в каждой паре участники рассказывают о себе либо в произвольном формате, либо на темы, заданные тренером: хобби, о своей малой родине, о своих родителях, о последнем просмотренном фильме и т.д.

3 Затем тренер объединяет пары в четверке. На этом этапе каждый по очереди должен рассказать другой паре то, что он услышал от своего собеседника. Обратите внимания – перед началом выполнения упражнения участники не знают про эту часть упражнения. И соответствующая инструкция даётся непосредственно перед выполнением этой части упражнения.

4 Затем все участники снова объединяются в группу и проводится обсуждение того – насколько у кого хорошо получилось воспроизвести услышанного, а у кого не очень. И стараемся в группе прийти к выводам – что способствовало лучшему запоминанию и воспроизведению услышанного материала.

На выполнение потребуется примерно 15 минут.

Размер группы: 6 -18 человек.

Если вам понравилась статья — поделитесь ссылкой с друзьями!

planerka.info

Учебно-методический материал на тему: Тренинг для педагогов «Умение слушать и слышать»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 58 «ЖЕМЧУЖИНА»

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141100 МО, г. Щёлково, ул. Заречная, д. 5А

телефон: (496) 253-64-63

e-mail: [email protected]

http://ds58-schel.edumsko.ru

Тренинг для педагогов на тему «Слушать и слышать»

Педагог-психолог: Рогачева Ю.С.

г. Щелково,

2014 г.

Умение слушать и слышать.

Вступление

 Казалось бы такая банальная тема почему она важна для нас?

 Мы с вами педагоги, но не всегда слушая ребенка мы его слышим. А на работе с коллегами, всегда ли мы слышим что нам хотят сказать? Часто мы слышим совсем не то что нам говорят.

 Общая Информация. Презентация

  Упражнение на разогрев.

Упражнение 1

Восточный рынок

Цели:

  • помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
  • снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
  • обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Размер группы: оптимальный — 15-20 человек.

Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Время: 10 мин.

Ход упражнения

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

(- Крики…

— Запах еды и пряностей…

— Яркость, буйство красок…

— Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…)

— Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.

Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем одним словом  ваш подход работы. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими «подходами» положите, пожалуйста, в центр комнаты.

(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)

— Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.

Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе — купить — все восемь листков с вашим «подходом». Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

Начали!

…Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Итоги упражнения:

— Что вам понравилось, а что — нет ?

— Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

— Попытайтесь теперь назвать «подходы» коллег, которые вам удалось запомнить!

 Упражнение 2

Я читаю произвольный текст первому игроку он максимально точно пересказывает его второму и так далее. И последний игрок рассказывает мне, что ему рассказали я читаю оригинал текста.

Упражнеие 3

Я и анти-я

Цели:

• развить умение эффективной вербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе конфликта или при решении проблемной ситуации, дилеммы;

• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере.

Размер группы: нет ограничений.

Ресурсы: стулья для всех участников группы.

Время: 10-15 мин.

Ход упражнения

Это упражнение дает возможность в театральной форме поработать над двумя проблемами:

— уметь сконцентрироваться на партнере в потоке речи, быть внимательным к изложению его аргументов, не теряя при этом логику своей мысли, научиться пользоваться всем арсеналом невербального общения для того, чтобы подкрепить и усилить значение собственной звучащей речи;

— представить наглядно внутренний конфликт и, таким образом, освежить восприятие публикой этого достаточно банального понятия, выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к рассматриваемой проблеме. Это, в свою очередь, даст питательную среду для формулировки актуальных дилемм.

Возьмем для примера тему взаимоотношения полов в переходном возрасте. Одна из проблем- это отношение к добрачным сексуальным контактам девушек. Нередко дилемму формулируют так: «Половая жизнь до свадьбы допустима или Девушка обязана вступать в брак девственницей».

Проверяем, понятна ли всем присутствующим формулировка дилеммы и предлагаем выйти на площадку по одному представителю разных точек зрения. Просим добровольцев в двух словах обозначить их отношение к проблеме. Итак, мы знаем, кто «за» добрачный секс, а кто считает подобные взаимоотношения до свадьбы неприемлемыми. Теперь пришло время объяснить условия:

— Каждый из нас практически постоянно находится в состоянии внутреннего спора. Нешуточный поединок между Я и анти-Я: мы дискутируем сами с собой по различным поводам — от выбора стиля одежды, цвета сумки, до вопросов принципиального характера. Зачастую внутренний спор развивается во внутренний конфликт, нешуточную дилемму, стоящую перед человеком. Мы неоднократно чувствовали это состояние: сердце стучит, кровь в висках пульсирует, во рту сухость, мысли роятся, обгоняя друг друга и мешая привести различные аргументы к какому-то общему знаменателю… Когда спор закончен, тогда лишь всплывают в голове «золотые» фразы, идеи, аргументы: «Вот сейчас бы я ему сказал!» Как говорили когда-то в Одессе: «Если бы я был таким умным, как моя жена потом…». Нам же нужно научиться побеждать в споре, уметь владеть ситуацией и ясностью мысли не потом, а сейчас, в процессе поиска решения, в споре с внутренним Я или с реальным оппонентом-партнером.

Прошу участников стать спиной друг к другу, но один из них должен быть при этом обращен лицом к зрителям. Теперь представьте, что вы — один человек, в голове которого борются равнозначные подходы к проблеме. Обе половинки вашего Я будут сейчас отстаивать собственную правоту, но так, чтобы каждый из доводов буквально продолжал линию оппонента, начинался с того же места, даже слова, на котором предшественник свою мысль завершил. По моему хлопку начнет говорить тот, кто стоит лицом к залу. Хлопок — поворот, и тогда его собеседнику предоставляется возможность высказать свою позицию, основываясь на финале текста своей второй половинки.

В ходе упражнения это однажды выглядело примерно так.

Первый. Я считаю, что девушка не может вступать в половой контакт до свадьбы. Девственность — один из важнейших показателей женской чистоты, чести… (хлопок)

Второй. Ага. «Береги честь смолоду!» Все это — архаичные убеждения, которые с современным ритмом жизни, стилем взаимоотношений просто не стыкуются. Еще о «поясе целомудрия» заговори… (хлопок)

Первый. Ерунда, «пояс целомудрия» ушел в прошлое, а вот понятие о целомудрии осталось. В самом слове заключено подтверждение мудрости воздержания от добрачной сексуальной жизни. В отличие от животных, человек ведь существо разумное, а значит, ему дано владеть собой и поставить физиологию под контроль нравственных принципов… (хлопок)

Второй. Ну, при чем здесь физиология?! Речь ведь идет не о совокуплении, а о любви. А секс, принадлежность любимому — телом и душой — это разве не признание глубины чувств… (хлопок)

Завершение: обсуждение игры.

Тяжело ли быть фиксированным на партнере и одновременно готовить свою линию аргументации и защиты?

Чему вы могли научиться из наблюдения/участия в игре?

 

Литература: Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004. — 128 с. (Действенный тренинг)

nsportal.ru

Тренинг «Я учусь общаться»

Цель программы:

развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения.

Программа предназначена

для детей 9-13 лет.

Основные темы:

  • Правила успешного знакомства.
  • Приемы слушания.
  • Преимущества активного слушания.
  • Как говорить, чтобы тебя слушали.
  • Проверь — тебя услышали?
  • Методы и формы работы:

    ролевые и имитационные игры, психогимнастика, элементы групповой дискуссии.

    Какую пользу получит участник, каковы эффекты от участия в программе:

  • Развитие умения знакомиться, преодоление стеснения и страха, поиск эффективных способов знакомства.
  • Развитие умения слушать и слышать слова собеседника, правильно понимать смысл его слов.
  • Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение, доносить свои идеи до собеседника.
  • Продолжительность

    — 4 часа (4 встречи по 50 минут; 2 встречи по 100 минут или 1 встреча 200 минут. В любом случае, целесообразно через каждые 50 минут делать перерыв 10 минут).

    Ход занятия

    Часть 1.

    Упражнение: «Прошепчи имя».

    Цель: знакомство, приветствие.

    Все участники одновременно перемещаются по аудитории. Задача — прошептать каждому на ушко секрет — свое имя. Действовать нужно быстро, но так, чтобы твой секрет услышали — убедиться в этом по взгляду, ответному кивку. После того, как все выполнят это задание, начинается 2 этап - нужно также перемещаться по аудитории, но теперь говорить на ушко другому не свое, а его имя.

    Упражнение: дискуссия.

    Цель: введение в тренинг.

    Участники сидят в кругу. Ведущий рассказывает о цели тренинга (развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения). Можно задать вопросы: почему эта тема важна? Что каждый хочет узнать/чему научиться в сфере общения? Ведущий презентует концепцию дерева. Мы можем представить процесс общения в виде дерева. Тогда корни дерева будут соответствовать знакомству (знакомство — начало и основа общения, без знакомства не с кем и общаться, так же и корни - без корней дерева нет). Ствол будет соответствовать умению слышать и слушать (также и в дереве ствол проводит питательные соки от корней к ветвям). Крона (ветви, листва) — умение говорить (это умение у всех разное, также и кроны деревьев отличаются друг от друга).

    Упражнение: принятие правил.

    Цель: договориться о правилах работы группы.

    Ведущий задает группе вопрос о том, что нужно сделать, прежде чем начать работать. Делается вывод о необходимости принятия правил. Выслушиваются предложения участников, ведущий дополняет их варианты. Пример списка правил:

    1) Доверительный стиль общения («нет» насмешкам и издевкам).

    2) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).

    3) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).

    4) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).

    5) Уважаем других — не опаздываем.

    6) Правило активности.

    7) Правило поднятой руки.

    Затем каждое правило нужно нарисовать так, чтобы его понял тот, кто не был здесь с нами и их не обсуждал. Нарисованное правило должен понять любой, даже не знающий нашего языка. Все участники делятся на мини-группы по числу правил, каждая мини-группа рисует одно правило.

    Упражнение: «Правила успешного знакомства».

    Цель: обсуждение темы знакомства.

    Работа со стр. 2 буклета (см. Приложение №1). Отгадываем ребусы, расшифровываем правила успешного знакомства, обсуждаем каждое - насколько оно с точки зрения детей работает. Учащимся дается задание вне тренинга выполнить несколько заданий (минимум 3) со стр. 3.

    Часть 2.

    Упражнение: «Дотронься до…»

    Цель: разминка.

    Ведущий предлагает дотронуться до предмета красного цвета, синего, гладкого, шершавого, до Миши, до деревянного и т.п. Объясняется, что разминка проводилась для того, чтобы быть внимательнее, собраннее.

    Упражнение: «Блиц-опрос».

    Цель: тренировка навыков знакомства.

    Участники сидят в кругу. Для игры необходимо объединиться в пары. Парой становится человек, сидящий напротив. Необходимо за отведенное время (1,5 минуты) пообщаться с партнером и узнать про него как можно больше. Можно предложить опорные вопросы: сколько партнеру лет, где он живет, что любит делать, что не любит делать и т.п. Вопросы необходимо записать на доске.

    Задание выполняется одновременно всеми парами, при этом рядом пары не садятся, все остаются на своих местах. Таким образом, детям приходится перекрикивать друг друга и концентрироваться именно на своем собеседнике.

    После того, как время закончится, переходим ко 2-му этапу. Необходимо представить своего партнера группе. Для этого каждый участник по очереди встает за спину своего партнера и рассказывает все, что он о нем узнал. Одна особенность — говорить нужно от первого лица (как будто про себя), при этом нужно стоять за спиной партнера, положив руки ему на плечи.

    Вопросы, которые можно задать по итогам игры:

    • удалось ли все выяснить друг про друга?
    • что вам помогало? что мешало?
    • что вы чувствовали, когда говорили что вы, это он.

    Упражнение: «Учимся слушать».

    Цель: обсуждение темы слушания.

    Работа со стр. 4 буклета. Участники вместе с ведущим анализирую понятия «слушать» и «слышать», разбирают их значение. Далее обсуждают приемы правильного слушания. После обсуждения каждого приема к нему рисуется картинка-иллюстрация. Затем буклет передается соседу справа — чтобы все могли познакомиться со всеми рисунками. Важно: в момент знакомства комментировать рисунки не нужно, вопросы можно будет задать авторам по окончании круга. Так прорабатываются все три правила.

    Упражнение: «Инструкции».

    Цель: тренировка искусства слушания.

    Для игры нужно 5 добровольцев. Они выходят за дверь, остальные становятся наблюдателями. Задача добровольцев — правильно и максимально полно пересказать текст, озвученный им предыдущим участником. Делают они это по цепочке. Ведущий читает текст (один раз, без повторений) первому добровольцу (остальные ждут за дверью). Далее заходит второй доброволец, и первый рассказывает то, что услышал. Наблюдатели - слушают, фиксируют сбои. И так далее до конца.

    Вопросы для обсуждения:

    • какие вещи были сложнее для запоминания?
    • что помогло услышать собеседника?
    • помогал ли собеседник как-то, может жестами?
    • смотрели ли в глаза, когда говорили?

    Пример текста: Далеко-далеко, за 375 тысяч 286 километров отсюда, в Розовой Стране, в Цветочном городе, на зеленой улице, в маленьком доме с голубыми окошками жил смешной человечек по имени Джек.

    Часть 3.

    Упражнение: «Парочки»

    Цель: разминка.

    Игра строится по принципу пантомимы. Всем участникам раздаются карточки с изображением животного, задача найти человека с такой же карточкой (карточку показывать нельзя). Животное можно показывать его жестами, говорить при этом нельзя, звуки произносить тоже.

    Упражнение: «Активное слушание».

    Цель: знакомство с приемами активного слушания.

    Вначале проводится обсуждение темы. Активное слушание — это фраза слушающего, которая побуждает говорящего говорить дальше. Связь всегда должна быть двухсторонняя, даже когда ты выступаешь в роли слушателя. Ты должен что-то говорить (уточняющие вопросы, фразы), а не просто слушать. Участники знакомятся со стр. 5 буклета, выполняют упражнение на этой странице. Первое задание упражнения можно сделать совместно, остальные задания участники делают самостоятельно, демонстрируя затем группе получившиеся результаты.

    Упражнение: «Как говорить».

    Цель: знакомство с алгоритмом подготовки публичного выступления .

    Участники выполняют упражнение «Как говорить, чтобы тебя слушали» на стр. 6 буклета. Для этого ведущий делит их на мини-группы по 2-3 человека. Группы работают самостоятельно, готовя выступление по предложенному алгоритму. При этом ребята могут использовать различные материалы (например, для подготовки наглядной аргументации и др.). В конце выступлений ведущий оценивает результаты работы каждой группы. Если группа не отличается конфликтностью, можно провести внутреннее голосование, с условием, что участники не могут голосовать сами за себя.

    Часть 4.

    Упражнение: «Слушаем тишину».

    Цель: настрой на заключительный этап в работе группы.

    Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и в течение минуты послушать тишину. После этого нужно попросить детей рассказать о том, что они услышали, и сделать вывод о том, что многого мы не слышим в жизни, так как не слушаем, заняты другим.

    Упражнение: «Проверь — тебя услышали?».

    Цель: знакомство со способами уточнения понимания переданной информации.

    Ведущий просит двух участников помочь ему - принести зеленый предмет. После того, как задание будет выполнено, нужно спросить у группы, одинаковы ли эти предметы по цвету? По форме? Делается вывод о том, что для того, чтобы принести два одинаковых предмета, было дано недостаточно информации.

    Работа со стр. 7 буклета. Необходимо проанализировать предложенные фразы, позволяющие уточнить, насколько тебя поняли, а также придумать вариант/варианты своих фраз на эту тему.

    Упражнение: «Художники».

    Цель: тренировка умения четко и понятно передавать информацию (для ведущего), а также умения информацию слышать (для остальных участников).

    Для этого упражнения выбирается один ведущий. Остальные становятся художниками. Ведущему выдается образец — рисунок, составленный из геометрических фигур. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (елка, дом), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

    Упражнение: «Тюбик с красками».

    Цель: эмоциональное подведение итогов.

    Каждый участник, передавая мячик кому-то из группы, сравнивает его с каким-либо цветом, и аргументирует свой выбор. Важно следить, чтобы мячик побывал у каждого.

    urok.1sept.ru

    Слушать, чтобы понять. Простые упражнения, чтобы стать хорошим собеседником

    Публичные выступления – модная тема. Существует масса книг и тренингов, которые учат правильно говорить и доносить идеи до аудитории. И само собой, это очень полезный навык, который стоит развивать. Однако в погоне за ролью успешного оратора мы забываем такую важную сторону коммуникации, как умение слушать. Между тем многие известные люди признают, что слушать гораздо важнее, чем говорить, особенно для лидеров и руководителей.

    Вот что пишет Ричард Бренсон в одной из своих книг:

    «Будучи ребенком с дислексией, я рано усвоил – если я хочу что то понять, то должен заставить себя слушать внимательно… Начиная учиться слушать, вы быстро замечаете, что смотрите на мир по другому. Это как после удачного похудания – стоит скинуть килограммов двадцать, и вам в глаза бросаются люди, которым бы пошло на пользу то же самое. Наблюдая за окружающими, вы в числе первых вещей осознаете, что слушать, держать рот закрытым и ничего не говорить – намного намного умнее, чем не слушать, высказываться и не сказать ничего путного».

    Те, кто регулярно читает наши статьи, наверняка заметили, что мы уже не в первый приводим в пример создателя империи Virgin. Ничего удивительного – у Ричарда действительно есть чему поучиться.

    Слушать нужно гораздо больше, чем говорить. Насколько больше? Кто-то считает, что в два раза, так как у нас два уха и один рот, другие настаивают на пропорции, известной по правилу Парето, – 80/20.

    Как бы там ни было, нужно уметь это делать. В этой статье мы рассмотрим практические упражнения, которые помогут вам стать хорошим слушателем, а значит, отличным собеседником.

    На уровне здравого смысла все понимают, что слушать – важно. И все-таки выделим более конкретные преимущества, которые дает это умение в жизни, чтобы у вас была мотивация его развивать.

    Умение слушать помогает:

    1. Построить доверительные отношения с людьми. Когда вы внимательно слушаете и показываете, что понимаете другого человека, вы вызываете в нем глубокое уважение. Так происходит потому, что самое ценное, что есть у человека, – это он сам. И наоборот, неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег или разрыву отношений. Когда человек видит, что его внимательно слушают, он рассказывает гораздо больше, потому что чувствует себя важным и даже счастливым. Своим вниманием вы без слов делаете собеседнику комплимент, а он взамен вознаграждает вас своей искренностью и честностью.
    2. Приобрести новые знания. Когда вы научитесь слушать и уважительно относиться к точке зрения другого человека, даже если она отличается от вашей, вы сможете узнать много интересного и расширить свой кругозор.
    3. Избежать проблем. Многие трудности возникают только потому, что один человек неправильно понял другого. Поэтому те, кто умеют слушать, значительно упрощают себе жизнь.

    Вам нужны такие результаты? Тогда продолжим. Чтобы стать хорошим слушателем, нужно научиться слушать ушами, глазами и сердцем. Разберемся с каждым органом по отдельности.

    Слушаем ушами. Внимание и заинтересованность

    Слушать ушами – значит слышать и осознавать смысл слов собеседника. На первый взгляд задача кажется простой. Но это только на первый взгляд. Вспомните один из последних разговоров. Можете ли вы с уверенностью сказать, что на протяжении всей беседы думали только о партнере и о том, что он говорит? А может, в вашей голове проносились мысли из разряда «что приготовить на ужин», или «как он мне надоел, вечно вешает на меня свои проблемы…», или «скорее бы он закончил говорить, чтобы я мог рассказать, как однажды я…».

    Знакомо, не правда ли? Периодически мы выныриваем из глубин своих мыслей, чтобы вновь уделить внимание словам собеседника или сказать что-то самому, но иногда мы так погружаемся в себя, что опомниться нас заставляет только фраза: «Эй, ты меня слушаешь?»

    А сколько раз вы сами попадали на место такого неудачливого собеседника, который говорит и понимает, что его не слушают. Согласитесь, не очень приятное ощущение. Так давайте будем слушать друг друга. Легко сказать, но как этого добиться? Самое время перейти к упражнениям.

    Практика. Развивайте концентрацию внимания

    Чтобы мысли не пускались в свободное плаванье во время разговора, в первую очередь развивайте способность концентрироваться на разговоре. В этом вам помогут следующие упражнения.

    1. Упражнение «Назови цвет»

    Помогает устанавливать новые связи между полушариями мозга и отлично тренирует концентрацию и переключаемость внимания. Перед вами слова, написанные разными цветами. Постарайтесь быстро назвать цвет, которым написаны слова. Не читайте слова, только называйте цвет. Вначале это упражнение очень трудно выполнить, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга. Однако тренировки помогут вам улучшить свой результат и, как следствие, развить концентрацию внимания.

    2. Упражнение «Куда направлено мое внимание»

    Помогает развить осознанность – умение жить в настоящем моменте, здесь и сейчас. Практикуя это упражнение, вы станете чаще замечать, когда отвлекаетесь во время беседы, а значит, сможете быстрее возвращать свое внимание к словам собеседника.

    В течение дня задавайте себе следующие вопросы:

    • Что я сейчас делаю?
    • Зачем я это делаю?
    • Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?
    • Я уверен, что это мне надо делать?
    • На что сейчас уходит мое время?
    • Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?

    Распечатайте эти вопросы крупными буквами и разместите перед глазами. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свое внимание.

    3. Упражнение «Дыхание»

    Очень эффективным способом развить концентрацию и повысить осознанность является медитация. Даже небольшая ежедневная практика поможет вам стать лучшим слушателем, так как вы станете меньше отвлекаться на свои мысли.

    Вот самый простой вариант медитации: сядьте в удобном положении, закройте глаза и постарайтесь в течение 10 минут концентрироваться на дыхании.

    Важно! Ни в коем случае не гоните мысли, которые приходят вам в голову. Такой подход будет только раздражать, и вы очень скоро решите, что медитация – это не для вас. Вы должны лишь наблюдать за своими мыслями и каждый раз, как заметите, что какая-то мысль увлекла вас за собой, возвращать свое внимание к дыханию.

    Хорошая метафора, которая описывает правильную медитацию: дорога, машины на которой – это ваши мысли. Вам не стоит кидаться под колеса, стараясь остановить поток, нужно просто сидеть на обочине и наблюдать, как машины проносятся мимо одна за другой. Как только вы заметите, что бежите за одной из машин, обязательно похвалите себя за наблюдательность, а затем снова сядьте на обочину – вернитесь к дыханию.

    4. Упражнение «Звуки»

    Сознательное переключение между различными источниками звука помогает улучшить концентрацию. Когда вы окажетесь в каком-нибудь шумном месте, например, кафе, попробуйте осознанно переключать свой слух с одних звуков на другие. Сначала прислушайтесь к шуму машин за окном, потом к беседе девчонок за соседним столиком, следом переключитесь на музыку, которая играет в кафе, и, наконец, обратите внимание на шум, что доносится из кухни.

    Чтобы помочь мозгу удерживать внимание, сократите количество отвлекающих факторов. Например, уберите подальше смартфон. Так у вас не будет соблазна лишний раз проверить почту или залезть в социальные сети, если вдруг разговор покажется вам скучным.

    Еще один важный момент. Очень часто мысли ускользают тогда, когда мы начинаем активно обдумывать свой ответ или возражения на слова собеседника. Остановитесь, позвольте собеседнику договорить и только потом начинайте думать. Поверьте, у вас хватит времени это сделать. А дополнительная пауза, которая может при этом возникнуть, только прибавит веса вашим словам.

    Практика. Станьте детективом

    Значительно легче сосредоточиться на словах собеседника, если вам интересно то, что он говорит.

    Как сделать так, чтобы даже самый скучный собеседник вызывал неподдельный интерес? Вот хороший способ: представляйте себя детективом. Вспомните фильмы о расследованиях Пуаро или комиссара Коломбо. Эти люди умудрялись так вести беседу, вовремя задавая нужные вопросы и поощряя человека говорить, что свидетель или подозреваемый рассказывал все, что нужно, порой даже не осознавая этого.

    Перед беседой с особенно скучными личностями можете давать себе определенные задания. Например, аккуратно выяснить, что человек делал вчера вечером, или узнать, что он думает о каком-то событии. Такие задания помогут вам сохранять интерес и внимание на протяжении всей беседы. Собеседник будет вам очень благодарен, а вы узнаете что-то интересное для себя.

    Самое главное – не перебивайте собеседника, если на то нет серьезных причин. Когда вам очень захочется вставить слово, старайтесь сдержать себя, сделав несколько медленных вдохов-выдохов.

    Настоящему детективу полезно использовать приемы активного слушания:

    Уточняющие вопросы. Поставьте себе цель каждый день задавать 2-3 уточняющих вопроса, хотя бы в одной беседе. Постепенно это войдет у вас в привычку, и вы станете использовать вопросы в каждом разговоре. Так вы узнаете гораздо больше о собеседнике. Уточнения помогают еще больше углубиться в сказанное и прояснить моменты, которые остались непонятными.

    • Что вы имеете в виду?
    • Не могли бы вы рассказать подробнее?
    • Это очень интересно, не могли бы вы уточнить…
    • Если я правильно вас поняла, вы считаете, что…
    • Если не секрет, на основании чего вы пришли к такому выводу?

    Поощрения и одобрения. Используйте слова, которые стимулируют собеседника продолжать беседу и демонстрируют ваше внимание.

    • Угу… ага… да…
    • Это интересно…
    • Понятно…

    Резюме. Хорошая техника, которая поможет вам не отвлекаться на свои мысли и действительно слушать все, что говорит другой человек, а также предотвратить любые недопонимания, которые могут возникнуть. Приучите себя пересказывать услышанное перед тем, как что-то сказать. Конечно, не стоит злоупотреблять этим приемом, чтобы не смутить собеседника. Полезно использовать резюме, когда ваш партнер говорил больше 3-х минут.

    Паузы. Обычно мы чувствуем себя немного не в себе, когда возникает естественная пауза в разговоре. Научитесь привыкать к тишине. Не пытайтесь сразу же заполнять паузы, которые возникают, дайте человеку возможность оформить свои мысли в слова. Возможно, он добавит что-то еще и расскажет больше, чем собирался. К тому же пауза даст вам время на обдумывание собственного ответа, а собеседник почувствует, что вы действительно внимательно отнеслись к его словам, раз заняты их обдумыванием.

    Практика. Управляйте эмоциями

    Когда мы испытываем сильные эмоции (страх, гнев, раздражение, волнение), мы не можем сконцентрировать внимание на собеседнике и быть хорошим слушателем. Поэтому, если чувства разыгрались, старайтесь перенести все важные разговоры. Если нет такой возможности, обязательно возьмите небольшую паузу, во время которой сделайте следующее (этот алгоритм приводит Марк Гоулстон, психиатр, специализирующийся в области бизнеса, в книге «Я слышу вас насквозь»):

    e-mba.ru

    Классный час (7 класс) на тему: Урок — тренинг «Умение слушать»

    Урок-тренинг

    Умение слушать.

    Классный руководитель Велитарская И. А.

    Живя в всверхскоростном ритме времени мы утратили одно из важнейших качеств — это умение слушать, умение выслушать собеседника. Уметь выслушать оппонента — это 50% успеха, а может и более, как знать, но не менее — точно.

    Потратив всего пять минут своего внимания для того чтобы выслушать человека, мы можем приобрести друга, соратника, единомышленника на всю оставшуюся жизнь. Это, конечно, не означает, что мы должны выступать в роли некой жилетки, в которую сможет поплакаться и высморкаться любой желающий, а то, что научившись слушать мы сможем эфективнее управлять, принимать более точные решения.

    Честерфилд сказал как-то: «Никогда не старайся казаться умнее или образованней своего собеседника». Не станем воспринимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую приобретает репутацию блестящего собеседника.

    Почему? Да потому, что умение слушать — чрезвычайно редкое искусство.

    Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает последним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раздражение. Проведенный среди 1500 менеджеров крупнейших западноевропейских компаний опрос показал, что 93% из них отнесли умение выслушивать мнение коллег и подчиненных к числу наиболее важных качеств руководителя. Оно оказалось на втором месте, опередив даже такое безусловно важное качество, как умение принимать эффективные решения.

    Уважать мнение другого, даже если оно полностью противоположно нашему собственному, кажется, по крайней мере в такой формулировке, просто лозунгом, добрым пожеланием. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупного козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказываться от собственного мнения, что можно менять его в зависимости от обстановки, ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказывать свое мнение. Но давайте делать это спокойно, и особенно — в такой форме, при которой несогласие с собеседником не вызовет ни осуждения, ни насмешки ни унижения.

     Каждый имеет право на свою точку зрения, давайте постараемся не перебивать партнёра по беседе выражениями типа: «И речи быть не может»., «Ошибаетесь!», «Вы неправы!», «Это не имеет отношения к делу!». Допуская их, мы не только погрешим против хорошего тона, но и рискуем получить щелчок всякий раз, как станем излагать свои доводы. Наши же слова бумерангом вернутся к нам.

    Есть куда более деликатные и эффективные способы донести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: «Простите, пожалуйста, но мне кажется, что по вопросу о…». «Ваше мнение интересно, но давайте взглянем на проблему с другой стороны…». «При решении данного вопроса я учту ваши пожелания».

     А главное — никогда не надо перебивать. Сколько раз случалось, что в конце своей речи человек вносил какие-то поправки, свидетельствовавшие о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!

    Алгоритм правильного умения слушать

    1.При беседе не держите руки в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также барабанить пальцами по подлокотнику кресла или по краю стола, не следует касаться рукой собеседника, например, хватая его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одна на другую.

    2.Ноги созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг ножек кресла и таким образом навеки в кем закрепиться. Нужно сесть удобно, это само собой разумеется, но в спокойной позе. Остерегайтесь неосторожных и слишком размашистых жестов, не играйте пальцами. Не подходите слишком близко к собеседнику и даже во время самого оживленного разговора не трогайте его.

    3.Во время беседы деловые люди не суют в рот ни карандаш, ни спичку, ни (тем более) зубочистку. Они вынимают изо рта сигарету, трубку или сигару, прежде чем начать говорить.

    4.Кашлять, чихать нужно по возможности сдержанно, прикрываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собеседника, который притворится, что ничего не заметил. Следовательно, абсолютно излишне сопровождать чиханье пожеланием «будьте здоровы» или каким-то аналогичным. Впрочем, из Англии распространился обычай, чихнув, прошептать «простите», что делает инцидент исчерпанным.

    5.Не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему. Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или назойливо его рассматривать. Поддерживают связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.

    6.Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыбнуться собеседнику. Улыбка — ключ к сердцу, не станем скупиться на неё.

    7.Но давайте воздерживаться от слишком громкого или слишком долгого смеха и давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.

    Притча об умении слушать

    Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… белую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
    — Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?— «…пошли лошадь другой масти», — продолжил царь. — Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?  — «…непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», — ответил второй царь.

    Тренинг 1.

    Участники делятся попарно. Оба участника одновременно говорят от 30 секунд до 1 минуты. Тема разговора «Моя любимая телевизионная передача».

    Обсуждение упражнения:  

    1.   Что вы чувствовали?

    2.   Насколько вам трудно было говорить, когда вас не слушают?

    Теперь пары высказываются поочередно в течение 1 минуты.  Пока один говорит на любую тему, другой его полностью игнорирует. Затем они меняются ролями.

    Обсуждение упражнения:

    1.   Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?

    2.   Что это вам напоминало?

    Тренинг 2.

    Все участники сидят в кругу. Мяч бросается любому участнику. При каждом броске произносится какое-то грубое слово.

    Игра продолжается, пока не иссякнут слова. Затем при каждом броске говорится хорошее, ласковое, доброе слово до тех пор, пока не иссякнут слова или не разрядится обстановка в классе.

    Обсуждение упражнения:

    1.   Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес грубое слово?

    2.   Что вы чувствовали, когда слышали хорошее, ласковое, доброе слово?

    Тренинг 3.

    Те же пары. Один говорит в течение минуты, другой внимательно слушает. Затем они меняются ролями.

    Обсуждение упражнения:

    1.   В чем состояла разница между приведенными выше упражнениями и последним?

    2.   Вы чувствовали, что вас слушают?

    Что нового вы узнали для себя из упражнений?

    Сказка с неожиданным сюжетом.

    «Как обидели серого волка»

    Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Однажды прекрасным летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал. Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Вот тебе на! Это я-то? Я ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в этом лесу! Впрочем, она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам знак, для чего она и залезла под кровать. Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих выпученных глаз Вы сами понимаете, какие чувства появились у меня к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря на все это, я — волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были трудности и неудобства из-за моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках и сразу понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной было открыто, и я быстро удалился.На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и лживом создании. Я не знаю, что потом было с этой девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет».

    Обсуждение сказки:

    1.   Чем наша история отличается от уже знакомой вам сказки?   2.   Как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения?    3.   Имеет ли это значение?  4.   Хорошо или плохо, когда в сказках есть «плохие» и «хорошие» герои?

    «Круг»  Участники становятся в круг и по очереди завершают предложение «Сегодня на занятии я себя чувствовал…».

    «Прощание»  

    Все стоят в кругу, держась за руки. Ведущий «включает ток», т. е. пожимает руку соседа. «Ток» проходит по всему кругу и возвращается к ведущему.

    nsportal.ru

    Упражнения на развитие навыка активного слушания. — Студопедия.Нет

    Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.

    Ведущий раздает участникам памятки «Приемы активного слушания»

    Упражнение «Слухачи»

    Цель упражнения: Научиться эффективному слушанию.

    Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.

    Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.

    Рефлексия.

    Упражнение: «Дублирование»

    Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

    Пример:

    Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

    Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

    Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

    Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

    Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

    Итоги упражнения:

    После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

    Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?

    Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?

    Что было самым сложным?

    Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?

    Как это упражнение помогло мне узнать человека?

    Упражнение«Принятие решений»

    Этот шаг включает рациональное ранжирование поставленных задач. Собственно сама стратегия принятия решений представляет собой распределение задач по значимости. Необходимо определить приоритетность каждой задачи, т. е. установить степень ее важности (значимости) и срочности выполнения. Для этого существует соответствующая схема:

     

    По приоритетности задачи могут быть:

    1 – срочные и важные. Их необходимо выполнять без промедления. «Их делаю сам в первую очередь».

    2 – важные, но несрочные. «Их делаю сам, но позднее». Необходимо установить сроки выполнения этого типа задач.

    3 – срочные, но менее важные. Сюда входят задачи, подлежащие делегированию. «Их перепоручаю».

    4 – задачи, которые отправляются в «корзину». Не срочные и не важные. Для задач этого типа составляется отдельный список и решается необходимость их выполнения вообще. Если ответ утвердительный, то определяются сроки либо решается вопрос об их перепоручении.

    Упражнение: Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

    Инструкция. Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: «Как вы боретесь с негативными эмоциями?». В процессе обсуждения составить список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный перечень корректируется и дополняется психологом.

    I. КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ

    Шаг первый. Проведите аутогенную тренировку

    «Я совершенно спокоен»

    Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

    Шаг второй. После общего расслабления выполните упражнения

    «Дыхание»

    1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

    2. Выдох с открытым сильным звуком «а-а-а».

    3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

    4. Выдох с сильным звуком «о-о-о» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).

    5. Медленный глубокий вдох.

    6. Медленный глубокий выдох со звуком «у-у-у» (руки опустить вниз).

    «Пальцы в кулак»

    Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

    «Аромат роз»

    Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом.

    «Солнечный луч»

    Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

    Шаг третий. Снимите головную боль, если она есть

    «Дождик»

    Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи — то замедляя, то ускоряя темп.

    Шаг четвертый. Прогоните неприятные мысли

    «Рисование»

    Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.

    Шаг пятый. Активизируйте резервы организма

    «Ушки на макушке!»

    Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

    Выполните действия:

    · указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;

    · помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.

    II. ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

    Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

    Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

    1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

    2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

    3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

    4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

    5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным (-ой) и нужным (-ой) своему ребенку, семье, себе самому (-ой).

    6. Именно сегодня я буду доброжелателен (-льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным (-ой) и щедрым (-ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

    7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

    8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

    9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.

    10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любит и верят мне.

     

    Упражнения на релаксацию используются в работе с детьми:

    · гиперактивными, т. к. такие дети с трудом управляют своим поведением, плохо владеют собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация развивает направленное внимание, дифференцированные двигательные и психические реакции, совершенствует психомоторное состояние ребенка. Расслабление нормализует гипертонус и гипотонус мышц, позволяет чувствовать свое тело;

    · склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

    · застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить внешне. Поэтому дети «кипят» внутри и часто обращают негативную энергию на самих себя, что стимулирует аутоагрессивные и невротические проявления (тики, пощипывания и т. п.).

    Упражнения на релаксацию необходимы с первоклассникам для восстановления работоспособности. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают возбуждение в нервной системе, которое ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

     

    studopedia.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *