Урок по психологии на тему общение: Открытый урок на тему «Общение»

Урок психологии. Тема «Общение»

Что такое общение

Цель: развитие у пятиклассников интереса к проблемам общения.

Задачи: 1) расширить у учащихся понятие «общение»;

2) показать роль общения в жизни людей;

3) показать зависимость успехов человека, его настроения, от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

  1. Садитесь, ребята. Давайте для начала поздороваемся с вами особым образом. Повернитесь друг к другу в парах. Сейчас я буду говорить вам, как именно вы должны будете, друг с другом поздороваться, а вы будете это осуществлять. Готовы?

Поздоровайтесь друг с другом так, как будто вы старые друзья;

как будто вы дипломаты;

как будто вы соседи;

как будто вам предстоит отправиться в большое путешествие вместе.

Спасибо! Мы с вами поздоровались, теперь мне интересно, с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие.

  1. Сейчас каждый подумайте, какое у вас сейчас настроение, с каким животным вы себя прямо сейчас ассоциируете и почему.

  2. Спасибо! Теперь посмотрите на этот кроссворд. Давайте его разгадаем. Я уверена, вы справитесь, мы проходили на наших занятиях все эти слова. Главное слово в этом кроссворде – общение. Так какая же тема нашего сегодняшнего занятия (Что такое общение)?

А сейчас Даша прочитает нам одно интересное стихотворение. Спасибо, Даша. Ребята, как вы думаете, какая цель может быть у нашего сегодняшнего занятия (узнать, как правильно общаться)?

А зачем вам это знать?

Когда это вам пригодится?

  1. Итак, что же такое общение? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову «общение» (записываю на доске). Что общего между этими словами (корень «общ»)?

Общение – это предмет, признак или действие (действие)? Действия чьи (людей)?

Итак, общение – это особый вид человеческой деятельности.

Так, а может ли быть общение без какого-либо отношения друг к другу (нет)?

Таким образом, общение – это особый вид человеческой деятельности, который нужен для чего? Чтобы устанавливать отношения. Между кем? Между людьми. А разве мы только с людьми общаемся? А с животными? С природой? А как назвать это одним словом? Окружающий мир.

Итак, что же такое общение? Это особый вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.

  1. Хорошо, молодцы! А сейчас представьте, что каждый из вас решил провести выходной в своем загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто к вам в гости сегодня не приедет. У вас в доме есть: запас воды, еды, дров, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Но нет никакой связи с внешним миром. Опишите, как вы будете себя чувствовать в доме.

А если эта же ситуация продолжится и на следующий день? Неделю? Месяц?

Соответственно, какова роль общения в жизни человека?

Общение – очень важная часть жизни человека

  1. У общения, как и у всякой деятельности, есть свои законы. Я предлагаю вам вывести эти законы самостоятельно. Для этого мы проведем несколько экспериментов.

  1. Сначала подумайте, каждый про себя, какой у вас любимый предмет. А теперь, по моему сигналу, все вместе громко назовем свой любимый предмет в школе. Спасибо. А сейчас назовите, какой любимый предмет у того, того, того? Не знаете? А почему? Ведь вы все были здесь и все слышали! Значит, как звучит первый закон общения? Умение слушать и слышать друг друга.

  2. Сейчас вы снова поработаете в парах. Выберите, кто из вас будет говорить «да», а кто «нет». По моему сигналу вы по очереди будете произносить каждый свое утверждение. Сначала тихо, но с каждым моим сигналом все громче и громче.

Что мы сейчас делали? Кричали, повышали голос.

А с вами бывало такое? Например, поспорили с другом и начали кричать друг на друга. Помогло это вам прийти к общему решению? Почему? Мы не аргументировали, не доказывали свою точку зрения, не нашли решение, которое бы устраивало обе стороны. Вот это решение, ребята, называется, компромисс.

Так значит, какой второй закон общения? Умение находить компромисс.

  1. И последний эксперимент. Опять в парах. Один из двоих сжимает руку в кулак. Второму человеку нужно разжать кулак, не используя при этом физическую силу. Потом меняетесь по сигналу.

У кого получилось разжать кулак? Как тебе это удалось?

Что ОН делал? Привел такие аргументы, что напарник выполнил его просьбу. Так как называется третий закон общения? Умение аргументированно убеждать человека.

Итак, мы с вами вывели три главных закона общения.

  1. Давайте теперь рассмотрим ситуации. Что на этой картинке изображено? Драка. Можно ли драку назвать общением? Какой или какие законы общения здесь нарушены?

А на этой картинке? Один рассказывает, второй не слушает. Можно ли эту ситуацию назвать нормальным общением? Какие законы здесь нарушены?

А давайте сейчас попробуем смоделировать ситуацию правильного, идеального общения. У вас перед глазами три закона. Я задам вам тему, а вы ее обсудите. Согласны?

Итак, недавно вы в очередной раз победили в школьной Олимпиаде. Так может, хватит уже выигрывать? Может, нам это не нужно? Дадим выиграть кому-нибудь другому. А? Нужна ли нам еще победа?

Хорошо. Вот, вы старались не перебивать друг друга, слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, аргументировать. Вы молодцы!

Скажите, с каким новым определением мы сегодня познакомились? Что такое общение? Какие законы общения существуют?

  1. Благодарю вас за работу, ребята. Я желаю, чтобы в нашем классе всегда было общение только по законам, без драк, без криков, и чтобы если мы спорим, то аргументировали свою точку зрения, доказывали ее и не обижались друг на друга.

  2. А теперь домашнее задание. На альбомных листах к следующему занятию нужно сделать «Круг моих связей и отношений». Нарисуйте большой круг на весь лист, в центре нарисуйте себя, или вклейте свою фотографию. А по краю круга нарисуйте или вклейте фотографии тех, с кем вы общаетесь. И каждого нужно подписать.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 124» г. Пермь

Классный час «Что такое общение»

Педагог-психолог: Деревянко Д.В.

ПЕРМЬ 2015

» Понятие общение.

Структура общения»

Урок – 1 Понятия «общение». Структура и средства общения

А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Существование множества различных определений понятия «об­щение» прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других; социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и другие.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

На практике часто путают или отождествляют два понятия «отношение» и «общение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений

Общение включает в себя три стороны.

Первая – обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. (перцептивная сторона).

К структуре общения относятся:

коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

познавательный компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

интерактивный (контактный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Функции общения.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Информационно – коммуникативная функция – это передача и прием информации как некоего сообщения.

Регуляционно — коммуникативная функция – направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

Аффективно-коммуникативная функция — представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном и при непроизвольном действии.

Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Средства общения зависят от уровня развития человека и его культуры.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Здесь важен вопросу средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово «стол» — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова «стол», «стул», «диван» и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о «внутреннем значении», которое «…имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Слова «Карету мне, карету!» вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее по­дать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного собы­тия, а «сгусток смысла «, который за ним стоит «.

Когда общение формализовано», в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

— интенциональные — специально производимые для передачи ин­формации;

— неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом).

Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.

1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица -мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмо­циональные реакции человека. Именно эти особенности и называ­ются кинетикой.

2. Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, осо­бенности организации контакта.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению.

Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашли­вания, смеха, а также темп речи.

3. Проксемика (от англ, proximity — близость). Основатель про-ксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение — контакт глаз.

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддер­жания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоцио­нальным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника.

О чем могут сообщить невербальные средства общения?

Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важ­ные моменты сообщения.

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания — «направо», «два квартала» и т. д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содер­жание высказывания.

Вот что писал по этому поводу известный исследова­тель сценической речи С. Волконский: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет беско­нечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая».

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы «, и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое нега­тивное отношение, мы можем придать с помощью соот­ветствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас», «будьте любезны» и са­мые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Источники:

1.https://studfiles.net/preview/955949/page:2/

2.https://mydocx.ru/6-18437.html

3

Увеличьте конверсию с помощью этого простого урока психологии

Кендалл Повилайтис Видео и электронная почта

Независимо от того, работаете ли вы в сфере маркетинга или продаж, вам придется иметь дело с психологией.

Например, спросите себя: «Почему люди покупают у вас?» или еще лучше: «Почему они покупают у вас, а не у ваших конкурентов»? Ответы на эти вопросы часто пересекаются с психологическим мышлением и жизненно важны для любого бизнеса. Майкл Фишман, эксперт по потребительскому поведению, говорит: «Психология потребителей заключается в том, чтобы проникнуть на ту бессознательную территорию, где люди вынуждены совершать покупки по причинам, которые им не ясны».   

Доступ к этой «территории бессознательного» означает внедрение метода, способного влиять на людей. Итак, что может быть более убедительным и стимулирующим, чем видео?

Согласно блогу Advanced Web Ranking , «Положительный опыт пользователя с видеорекламой увеличивает вероятность покупки на 97%».

Но маркетинг — не единственный отдел, который может извлечь выгоду из видео. Профессионалы по продажам могут повысить конверсию с помощью видео-электронной почты, установив более тесные отношения с потенциальными клиентами, выделяясь в папке «Входящие» потенциальных клиентов и укрепляя доверие, предоставляя полезные сообщения.

Следите за тем, как мы разбираемся, как использовать видео и психологию для повышения конверсии:

1. Сделайте так, чтобы потенциальный клиент почувствовал себя особенным с помощью персонализации

Подождите… людям нравится слышать свое имя?! Удивительно, какое положительное влияние вы можете оказать на кого-то, когда вы скажите свое имя вместо того, чтобы писать «Привет…». Как и вербальные сообщения, видео-электронная почта позволяет 55% невербальных элементов (мимики, жестов, позы и т. д.) просматривать потенциального клиента. Видео — это полный пакет, когда дело доходит до общения. Он включает в себя язык тела, тон голоса и выражение лица. Эти незаметные, но мощные факторы влияют на взаимопонимание между продавцом и потенциальным клиентом.

Эмоции и связи, которые видео может передать потенциальным клиентам, несомненно, сильнее, чем любое электронное письмо с открытым текстом .

 

Избегайте привыкания с обновленной стратегией продаж

Личные встречи идеальны, но не всегда осуществимы. Видео электронная почта позволяет вам общаться, как если бы вы были лично. Выделитесь в почтовом ящике потенциального клиента креативным и неожиданным видео-письмом.

Почему? Потому что это нарушает привыкание. Согласно Medium.com «Привыкание происходит, когда слишком много чего-то постоянно повторяется снова и снова». Например, отправка типичного электронного письма о продажах является обыденной и может быть легко сочтена неуместной.

Один из способов избежать жилья — обновить стратегию продаж. Начните с использования видео-электронной почты для доставки вашего следующего сообщения.

Сделайте процесс продаж более гуманным

Что ценит ваша аудитория? Понимание этого может помочь сформулировать ваше следующее видеообращение. Люди покупают услугу или продукт, потому что они улучшают или согласуются с чем-то в их жизни или бизнесе. Выявление их ценностей или болевых точек поможет вам адаптировать следующую презентацию. Эта цитата из Hubspot резюмирует эту концепцию, говоря: «Чем больше ваш продукт может удовлетворить вашего потенциального клиента, тем больше у него стимулов для покупки.

Иди вперед и продавай

Небольшое знание психологии может иметь большое значение в вашем подходе к продажам! Использование платформы, такой как видео, которая сочетает в себе огромное количество вербальной и невербальной коммуникации, делает вас более ориентированным на людей. Личные встречи могут быть не самым эффективным использованием времени, поэтому отправьте сообщение, которое имеет качества личного общения, не покидая своего рабочего места. Нарушение привычки может оказать положительное влияние и выделить вашу электронную почту среди безликих электронных писем.

Узнайте больше о видео-электронной почте по номеру , подписавшись сегодня у эксперта по видео.

Covideo предоставляет программное обеспечение для видео-почты, которое помогает компаниям и частным лицам общаться более эффективно, быстрее строить отношения и укреплять свои бренды с помощью простых в изготовлении персонализированных видеороликов.

Начните использовать видео уже сегодня, подписавшись на 14-дневную бесплатную пробную версию Covideo!

Зарегистрироваться >>

Урок 7 – Непонимание?! | Прикладная социальная психология (ASP)

Всем добрый вечер!

Урок 7 – Мы движемся вперед в этом семестре!

На этой неделе я хотел поделиться тем, что мы обсуждали на этой неделе! Мы сосредоточились на теориях Такмана, которые, как мне кажется, применимы практически к любой команде или группе. Это, безусловно, этапы, которые проходят команды на пути к успеху (1977). На самом деле, я считаю, что это отличная основа для понимания эмоций и общения при работе в команде. Чтение Такмана (1965) этапы развития, доказывает препятствия, с которыми люди ежедневно сталкиваются при работе в командах. Будь то работа, школа или игра; похоже, что мы следуем той же схеме при Формировании, Штурме, Нормировании, Исполнении и даже временами Откладывании.

Другим моментом, который мне абсолютно близок, была тема нашего второго эссе, касающаяся исследования электронной почты, эгоцентризма и недопонимания. Результаты исследований не слишком удивили меня, но тот факт, что мы, люди, быстро судим о других, а не о себе, является закономерностью, которая сохранялась на протяжении всей истории. Получается, что с таким настроем, к сожалению, мы настраиваем разрушение в наших отношениях и общении с другими.

Точки фундаментальной ошибки атрибуции и различия между действующим лицом и наблюдателем взаимодействуют с коммуникативным поведением. Фундаментальная ошибка атрибуции, согласно Schneider et al., гласит, что мы недооцениваем влияние внешних и ситуационных факторов при оценке поведения других, но переоцениваем эти факторы при рассмотрении нашего личного поведения (2012).

Аналогичным образом, разница между актером и наблюдателем представляет собой искажение, когда мы видим, что на нас влияют внешние факторы, но, глядя на других, мы, кажется, верим, что вместо этого на них влияют их собственные личные факторы (Schneider et al., 2012, pg 224).

Почему люди так быстро критикуют других, но не самих себя? Я полагаю, что легче указывать на недостатки других, но более вредно указывать на собственные недостатки. Возможно, потому, что нам, возможно, не придется иметь дело непосредственно с недостатками других, что облегчает нам их критику. Однако мы должны понимать, что все мы люди и у нас есть недостатки.

Частью эффективного общения, будь то по электронной почте, текстовым сообщениям или в социальных сетях, является не только размышление о себе и своих чувствах, но и учет слушателя и получателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *