Урок самопознания 4 класс жить по совести: Урок самопознания 4 класс «Жить по совести»

Содержание

Урок самопознания 4 класс «Жить по совести»

Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток»

Тема: «Жить по совести»

Ценность: истина

Качества: говорить правду, единство слова, мысли и дела

Педагог: Федорова С. В.

Класс: 4

Количество детей: 30

Цель: содействие в развитии представления учащихся о совести через общечеловеческую ценность истина

Задачи: 1) формировать представление о совести как нравственной категории, определяющей отношения в обществе;

2) развивать умение учащихся прислушиваться к совести, объективно оценивать свои и чужие поступки;

3) воспитывать стремление мыслить, чувствовать и действовать в соответствии с нравственными правилами и нормами.

Ресурсы:

Музыка «Шум моря», песня «Дорогою добра», фломастеры, листочки для групповой работы

Ход урока

  1. Орг. момент. Позитивный настрой.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, отрываем дверь и из класса попадаем сразу на лесную полянку.

Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. Пока с вами будет совесть. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.

А сейчас возвращаемся в класс. Глазки открываем.

  1. Проверка домашнего задания.

Мини-сочинение «Что украшает душу человека»

Музыка «Шум моря»

  1. Позитивное высказывание (цитата)

Еще 22 века назад древнеримский философ, писатель и оратор Цицерон высказал такую мысль

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Как вы понимаете данное выражение? Что такое совесть?

Давайте вместе подумаем, нужна ли в сегодняшнем мире совесть? Не легче ли жить без нее?

  1. Рассказывание истории (беседа)

«В начале января 1942 года в Ленинграде держались сорокоградусные морозы. Блокада продолжалась. Измождённые люди с трудом переносили отсутствие хлеба, тепла, света и многое другое, что раньше казалось естественным и само собой разумеющимся.

В городе, как после чумы, — в квартирах, на улице, в подвалах – месяцами валялись трупы, и обессиленные люди не могли даже убрать их. Ни с чем не сравнимый звериный голод мучил людей. Многие потеряли человеческий облик: они крали карточки, вырывали хлеб у детей на улицах, громили булочные, убивали друг друга.

Не все конечно.

В тот день, 7 января, друзья бродили по чердаку дома на Васильевском острове, разыскивая сколько–нибудь пригодное для воды ведро. Мальчикам было по десять лет, они были одноклассниками и жили по соседству в этом доме. Они хорошо знали, что их одинокая соседка, тётя Зина, хранила много всякого барахла на чердаке дома. Сама Зина вчера умерла, и ей это барахло уже не пригодится. «Может быть, в её старье окажется ведро для воды», — думали мальчики, разбирая ещё довоенный завал хлама.

Вдруг под ржавой скрученной проволокой они наткнулись на ящик, присыпанный пылью и скрученной тряпкой. Из–под тряпки заблестели крышки консервов. Это было варенье, сваренное тётей Зиной в мирное тёплое лето! Счастье – вот оно! Это были не косточки от варенья, и не одна, и даже не две, а целых шесть банок варенья!

— Три тебе, и три мне – всё поровну. Вот матери обрадуются!

Мальчики торопливо начали укрывать ящик тряпками, завязывать его с боков, чтобы никто не увидел блеска стеклянной банки. Теперь они осторожно, как бомбу, потащили его вниз по лестнице.

На третьем этаже дверь отворилась, на порог вышла тощая женщина, и, увидев мальчишек с ящиком, одноклассников своей дочери, сказала:

— Лида заболела, лежит уже тринадцатый день, выживет ли?

Колька и Андрей остановились, смущённо потупясь в пол. Колька ответил:

— Привет ей передавайте от нас. Пусть поправляется!

Они пошли дальше, а женщина постучала в соседнюю дверь.

— Наверное, к Алексеевым стучит, врач нужен, — произнёс Андрей.

— Может быть, отдадим ей банку варенья для Лидки? – заблестели глаза у Кольки.

— Мы же договорились! Мы не виноваты в том, что она болеет, — насупился Андрей.

— А вдруг ей поможет это варенье? – не успокаивался Колька.

— А если не поможет? Видишь, сколько голодных? Мы не можем всем раздать варенье! Как же наши семьи?»

И все же Кольке удалось убедить Андрея подарить одну банку варенья Лиде. Мальчики спустились на третий этаж, дверь в квартиру Лиды была не заперта. Колька и Андрей зашли внутрь. Заглянули в комнату, но девочка спала. Они оставили банку с вареньем на письменном столе и тихонько вышли.

Что вы узнали о жизни людей в блокадном Ленинграде? Как поступили мальчики, найдя банки с вареньем?

Как вы оцениваете поступок мальчиков? Есть ли у них совесть? Почему вы так думаете?

Была ли в вашей жизни ситуация, когда нужно было поступить правильно, по совести?

  1. Творческая деятельность, групповая работа

  1. Пирамидка совести

А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос? Какие шаги можно предпринять, ели понимаешь, что совершил ошибку?

Давайте составим алгоритм действий.

Расположите данные высказывания в нужном порядке. Если вы считаете, что нужно добавить еще какие-либо шаги, можете написать их на чистых листочках и включить в ваш алгоритм.

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

Листочки с высказываниями

  1. Хоровое пение

Исполнение песни «Дорогою добра»

Фонограмма песни

  1. Домашнее задание

Прочитайте в учебнике притчу о мудреце и его учениках.

Побеседуйте с людьми, которых вы уважаете за их честность и открытость. Это могут быть близкие, знакомые, друзья. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы в рабочей тетради.

Проанализируйте и на основе этого выведите общее правило, как быть в ладу со своей совестью. Старайтесь следовать этому правилу в жизни.

  1. Заключительная минутка урока

Закройте глаза и вспомните все хорошее и полезное, что вы узнали на уроке. Скажите себе, что … Я думаю только о хорошем, Вижу только хорошее,

Слышу только хорошее, Говорю только хорошее,

Делаю только хорошее, И хожу только дорогами добра!

Урок самопознания в 4 классе Жить по совести

Ценность_____Праведное поведение______
Качества___честность, умение жить в ладу с совестью, справедливость._______

Цель: углублять представления учащихся о праведном поведении человека.

Задачи:

  1. Раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;

  2. Развивать стремление жить в ладу с совестью;

  3. Воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ресурсы:

«Песня о правде и об истине» (К/Ф «Не покидай»), музыка – Для души, ситуации, концентрация на горы, сердце, листы А4. Цитата Л.Н.Толстого.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на горы

Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее — раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким., свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас потихоньку открываем глаза.

-Сәлеметсіздер балалар!
-Good morning!
-Здравствуйте дети!

— Бугін сабақта,Today in lesson. Сегодня на уроке мы поговорим на тему «Жить по совести».

  1. Проверка домашнего задания.

-Побеседуйте с людьми, которых вы уважаете за их честность и открытость. Это могут быть близкие, знакомые, друзья. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы. Проанализируйте и на основе этого выведите общее правило, как быть в ладу со своей совестью. Старайтесь следовать этому правилу в жизни.

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Берегись всего, что не одобряется твоей совестью» (Л. Н.Толстой)

-Как вы понимаете смысл высказывания?

-Что случается с человеком, который поступает не по совести?

-Сложно ли жить когда человека мучает совесть?

Вывод:

Быть честным по отношению к себе и по отношению к другим – это значит жить по совести.

  1. Синквейн (подарок учителя).

-Мы с вами уже второй урок говорим о совести и я думаю вы сможете составить синквейн на тему «Совесть».

Составьте синквейн и нарисуйте, как вы думаете, как выглядит совесть.

1 строка – тема или предмет (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к предмету

5 строка – синоним, обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)

Вывод:

Совестливость – качество человека, который обладает чувством ответственности перед другими за свои слова и поступки, стремится жить по совести. Это качество обязательно нужно развивать в себе.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Каждая группа получает вырезанное из картона «Сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого «Сердечко» передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «Сердечко честности». Эти «Сердечки» вывешиваются на доску. Группа выбирает лучший рассказ, и он заслушивается всеми.

-Всегда ли легко говорить правду? Почему?

-Так может все-таки промолчать или сказать неправду?

Вывод: Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью.

  1. Групповое пение.

«Песня о правде и об истине» (К/Ф «Не покидай»)

Сыграть мы пьесу были рады, 
И все старались искренне, 
И все что видели вы, — правда, 
И все что слышали вы, — правда,
Правда, да не истина.  

Припев:
Есть правда скромная, есть правда гордая, 
Такая разная всегда она, 
Бывает сладкая, бывает горькая, 
И только истина всегда одна. 
Есть правда светлая, есть правда темная, 
Есть на мгновенье и на времена, 
Бывает добрая, бывает твердая, 
И только истина всегда одна. 

2
Порой восстанет брат на брата, 
Безжалостно, неистово, 
И все, что первый крикнет, — правда, 
И что второй ответит, — правда, 
Правда, да не истина.

Припев.

3
Сражались мы неоднократно 
С неправдой ненавистною, 
Но часто нам мешала правда, 
Земная маленькая правда, 
Правда, да не истина.

Припев.

-Как вы понимаете эту песню?

-Какая бывает правда?

-Что такое истина?

-Если вы хотите, чтобы вас окружали честные и искренние люди, надо начинать с себя. Если каждый будет выполнять эти мудрые советы, то наш город станет городом правды, а из городов складывается страна.

  1. Домашнее задание.

  1. Заключительная минута тишины.

Я приглашаю вас в путешествие. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Путешествие началось.

Мы отправляемся в город Лжецов. Пройдитесь по улицам этого города, познакомьтесь и пообщайтесь с его жителями, постарайтесь запомнить, как они выглядят. Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Лжецов, запомните их…

Мы продолжаем путешествие и оказываемся в городе Правды.

Здесь ярко светит солнце, вы слышите радостный щебет птиц. Вас встречают приветливые жители этого города. Познакомьтесь с ними. Представьте события, которые с вами могут произойти в городе Правды, запомните их…

Конспект урока самопознания 4 класс Тема: «Жить по совести»

Добрый день ребята!

Давайте наш традиционный круг радости начнем с исполнения песни.

А теперь ребята давайте с вами вспомним, какая же тема на прошлом уроке мы с вами изучали.

(Смелость и решительность)

-Что нового вы для себя узнали?

-Как вы понимаете смысл слов смелость и решительность?

И так сегодня у нас с вами новая тема урока «Жить по совести»

Как вы думаете, что такое совесть?

Трудно ли жить по совести? Почему?

Каких людей называют совестливыми?

Что значит быть честным по отношению к себе?

Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим ?

Почему?

Давайте же ребята с вами прочитаем притчу Абая Кунанбаева которая называется «Испытание учителя». Откройте свои учебники на стр. 78.

-О чем здесь говориться в притче?

Объясните, как вы понимаете смысл утверждения: «Мое Я» всегда наблюдает за мной?

«Служение справедливости приносит человеку больше настоящего счастья, чем любые другие дела в жизни»

Шокан Уалиханов

Как вы понимаете данное высказывание поэта?

Сейчас ребята вы поработаете в своих рабочих тетрадях откройте тетради на стр. 52. Найдите первое задание- прочитайте афоризмы и сделайте собственный вывод написав об этом

в рамочки указанной ниже.

Теперь давайте с вами немного отдохнем , попрошу вас всех расслабиться и обратить свое внимание на доску, я вам включу релаксацию а вы просто понаблюдайте за красотой природы.

Немного отдохнули , давайте продолжим нашу работу в тетрадях давайте выполним второе задание прочитав рассказ о «Совести»

-Как вы понимаете смысл выражения

«Беспощадная совесть»?

-Приходилось ли вам испытывать угрызения совести? Расскажите об этом.

Теперь ребята давайте с вами поразмышляем над ситуациями откройте учебники на стр. 80, изначально давайте с вами их зачитаем вслух( дети зачитывают ситуации вслух). Теперь ребята давайте мы с вами представим что вы актеры, и немного проиграем эти ситуации. ( дети по желанию выходят и инсценируют ситуации).

Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А в благородстве мыслей и затей.

Ответы учащихся

Дети высказывают свои мысли.

Дети читают притчу вслух по цепочки.

Дети объясняют смысл высказывания.

Отвечают и выражают свои мысли.

Выполняют задания в рабочих тетрадях.

Дети расслабляются и отдыхают.

Дети из собственного опыта рассказывают о своих неудачных поступках, после которых их мучили совесть.

Конспект урока самопознания «Жить по совести» | План-конспект урока (4 класс) по теме:

Урок 22.  4 класс.

Тема: Жить по совести.

Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными категориями «совесть», «честность»;формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевая игра.

Ресурсы: учебник, тетради.

Ход урока

1. Круг радости

  • Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг .

— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

  • в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
  •  в Италии – горячо обниматься.
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • в Македонии – здороваются локтями;
  • в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д

2. Обратимся к учебнику.

Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.

В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит! Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?

Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.

Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.

И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.

Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.

История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.

  • Что чувствовал мальчик после кражи компаса?
  • Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?
  • Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)
  • Дети! Запомните:

«… От того, как ты отнесешься к своему проступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, — и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.

… Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.

Мой дорогой друг! Нашёл ли ты в себе силы, чтобы хоть раз произнести, сказать эти волшебные слова: «Простите меня. Я виноват!»

  • Какое чудесное лекарство предлагает автор?

3. Поговорим

  • Дети! Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на слове «совесть».
  • Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).СЛАЙД 1-2
  •  Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
  • Для чего человеку нужна совесть?
  • Согласны ли вы с утверждением , что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).
  • Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать
  • Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).
  • Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой.

— Человек , который живёт по совести , он какой ?

4. Беседа.1. А что, по-твоему, честность? 2.Как вы думаете, понятие совесть и честность связаны? Почему? 3.Как ты думаешь, для чего человеку нужна совесть?4.Всегда ли нужно поступать честно? А когда?5.На твой взгляд, легко ли быть честным человеком?6. Какого человека считают честным?

Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей)  *Сложение пословицы из слов:  “В ком стыд, в том и совесть” Как вы понимаете пословицу?*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?

(Карточки с вопросом и ответами)

 1- физических недостатков;

 2- неблагополучных поступков;

 3- поношенной, но аккуратной одежды;

 4- невежества;

 5- своей внешности;

 6-бездушного отношения к окружающим.

Итог: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо

 решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?

 Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.

5.Разыгрывание ситуаций

Класс делится на малые группы. Учитель раздает задания на карточках. Затем предлагает их обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

1. «Раушан взяла у Анели «Тетрис», чтобы поиграть, и не возвращает его».

  •  Как нужно поступить героям?
  •  Какие чувства они вызывают у вас?
  • А что бы вы предприняли? (Ответы детей).

2. «Алмазбек и Танирхан пошли в кино. Они задержались до вечера, играя в парке в футбол. Идут поздно вечером домой и договариваются, кто и что скажет своим родителям».

  • Порассуждайте, что скажут и как поступят герои?
  • Как бы поступили вы?
  • На ваш взгляд, как отнесутся родители к оправданиям своих детей?
  • Что вы чувствуете по отношению к героям? (Ответы детей).

3. «Аймурат не захотел идти в школу. Он пошел в компьютерный клуб. На следующий день его в школе спросили: «Почему тебя не было на уроках?». Аймурат ответил: «Я болел», – и покраснел, но учитель и ученики почувствовали, что это неправда».

  • Какие чувства у вас вызывает герой?
  • А почему он покраснел?
  • Как вы думаете, он был честен?
  • А были ли вы в такой ситуации? (Ответы детей).

 6. Обращение

“Друзья! Давайте жить по – совести”

Ученик 1

Жить по совести легко!

 Просто нужно уметь творить добро!

 Можно песни петь и танцевать.

 А можно, каждый вечер перед сном,

 Бабушке своей сказку почитать.

Ученик 2

Совесть нельзя в магазине купить.

 В лесу невозможно найти.

 С совестью просто нужно дружить,

 Верить в добро и любить!

Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

 Дорога добра

 Спроси у жизни строгой:

 Какой идти дорогой,

 Куда по свету белому

 Отправиться с утра?

 Идти за солнцем следом,

 Хоть этот путь неведом, 2 раза

 Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою Добра! 7. Работа в тетрадях.

Круг «От сердца к сердцу».   «Свободный микрофон»

Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ?  (Ответы детей. Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)

урок Жить по совести 4 класс | Уроки по Самопознанию

урок Жить по совести 4 класс