Урок самопознания 4 класс жить по совести – Урок самопознания Жить по совести 4 класс

Урок самопознания Жить по совести 4 класс

План урока «Самопознание»

Школа -лицей №1 Дата:11.02.2016 № 21 Тема: Жить по совести

Ценность: праведное поведение

Качества: говорить правду; быть ответственным; принимать решения.

Педагог Марченко Е.В. Класс 4б Кол-во уч-ся: 20

Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека, через праведное поведение 

Задачи:

— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «ответственность», «честность» 

-Развивать стремление жить в ладу с совестью 

— Воспитывать честность, правдивость

Ресурсы:(материалы, источники)

Классическая музыка, рассказ «Компас», песня «Дорога добра»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Сад души»

— Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Давайте мысленным взором заглянем в своё сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.

— Ваши ощущения, чувства

  1. Проверка домашнего задания.

Пословицы о совести:

-Совесть без зубов, а загрызёт

-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь

-В ком стыд, там и совесть

(объясняют смысл пословиц)

-О чём наши пословицы?

-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести)

Когда мы говорим о совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)

— А где живет совесть? (голове, уме, сердце, душе)

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть»

Лев Толстой, русский писатель

(проговариваем хором)

Как вы понимаете смысл цитаты?

-Как вы думаете, что именно не одобряет наша совесть?

  1. Подарок учителя

Рассказывание, беседа.

Рассказ «Компас»

Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.

В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит! Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?

Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.

Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.

И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.

Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.

История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.

• Что чувствовал мальчик после кражи компаса?

• Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?

• Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)

… Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.

• Какое чудесное лекарство предлагает автор?

-Как вы думаете что же такое совесть?

  1. Работа в тетрадях (стр 52, задание №1)

Прочитайте афоризмы. Сделайте собственный вывод о том, что такое совесть.

«Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» («Толковый словарь» С.И.Ожегова).

Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать

• Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).

Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой.

Человек , который живёт по совести , он какой ?

  1. Творческая деятельность, групповая работа

Задание для групп:

  1. Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.

Обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

  1. На перемене Олег нашел деньги и положил их себе в карман, никому об этом не сказав. После уроков в класс вошла учительница и сообщила, что девочка из соседнего класса потеряла 2 000 тенге. «Не находил ли кто-то потерянную купюру?» — обратилась Анна Ивановна к ребятам. Как поступить Олегу?

  2. Накануне урока литературы Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам он не стал записывать домашнее задание. Что из этого получилось? Как исправить ситуацию?

  3. Алибек получил в школе плохую отметку в день рождения мамы. Он спрятал дневник. На вопрос мамы о том , как дела в школе ответил, что все хорошо. Как бы ты поступил в такой ситуации?

  4. Одноклассника обвиняют в том, что он разбил окно мячом. Бахтияр видел, что это сделал другой человек, старше и сильнее физически. Как поступит Бахтияр?

— Что значит «Жить по совести»? Повторите цитату урока.

  1. Групповое пение.

Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

Дорога добра

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра!

  1. Домашнее задание. Тетрадь стр.55, задание №3

Составить предложения, используя приведенные выражения: Угрызения совести, чистая совесть, совесть нечистая, жить по совести.

  1. Заключительная минута тишины.

Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. – Послушаем свое сердце и помолчим…

– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть честным, решительным и жить по совести.

Дополнительный материал к уроку

Завершите предложения:

  1. Совестливый сын всегда говорит родителям…..

  2. Честный ученик во время работы….

  3. Человеку с чистой совестью не стыдно смотреть….

  4. Работать на совесть – это честно выполнять…..

infourok.ru

Урок самопознания в 4 классе на тему « Жить по совести».

Урок самопознания в 4 классе

Тема. Жить по совести

Цель урока: углубление представлений учащихся о нравственных качествах человека.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «совесть человека», «справед­ливость», «честь».

— развивать стремление жить в ладу с совестью;

— воспитывать такие качества, как честность, добросовестность, правдивость.

Ресурсы: Презентация, мультфильм «Совесть», пословицы.

Ход урока

Минутка тишины

    • Вспомним, что на «минутке тишины» нужно сесть поудобнее и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..

    • Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. Пока с вами будет совесть. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. А сейчас возвращаемся в класс. Глазки открываем.

— Кому из вас удалось почувствовать мир в душе?

— А что людям нужно делать для этого? (Ответы детей).

Беседа.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Как вы думаете, что такое совесть?

2. Каких людей называют совестливыми?

3. Что значит быть честным по отношению к себе?

4. Трудно ли жить по совести? Почему?

5. Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?

(Ответы учащихся)

— Быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим -это значит жить по совести.

Тема нашего урока Жить по совести

.

Рассказ учителя

Прием «рассказ с остановкой».

Абай Кунанбаев Испытание учителя

Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:

— Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг меня обеспечивать пищей.

Ученики согласились, что пришла их очередь послужить учителю, но сказали:

— А где мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.

Учитель ответил:

— Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?

— Мы, мы! — закричали ученики. — Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!

Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.

Все ученики уже собрались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его.

— В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?

• Как вы думаете, что сказал мальчик?

(Ответы учащихся)

Продолжение

— Прости меня, мой господин, — сказал мальчик. — Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где нас никто не будет видеть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я ско­рее пойду просить милостыню, чем позволю своему Я смотреть, как я краду!

• Как вы думаете, что ответил учитель?

(Ответы учащихся)

Окончание

Лицо старика засияло радостью:

— Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!

Остальные юноши, услышав эти слова, опустили головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова товарища: «Мое Я всегда наблюдает за мной».

• Объясните, как вы понимаете слова: «Мое Я всегда наблюдает за мной».

Можно назвать мальчика совестливым?

• Можно ли назвать поступок мальчика благородным?

• Как вы думаете, что такое благородство? (Ответы учащихся)

Умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.

Благо + род. Несущий благо всего своего рода, многих поколений.

Благородство — проявление высокой нравственности, соединенной с самоотверженностью и честностью.

Честный человек верен себе, своим обязательствам и своим ценностям.

Честность — обязательное условие благородства. Благородный человек честен с другими и самим собой.

Честность и благородство — спутники совестливого человека.

Упражнение

Прочитайте афоризмы. Сделайте собственный вывод о том, что такое совесть.

• Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. (А. Пушкин)

• Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. (А. Пушкин)

• Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Тол­стой)

• От человека утаишь, от совести не утаишь. (Пословица)

• У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. (Пословица.)

• Без совести и при большом уме не проживешь. (М. Горький)

• Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетель­ствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (П. Гольбах)

• Совесть вернее памяти. (М. Лермонтов)

(Ответы учащихся)

— Совесть- это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими и самим собой.

— Так что же такое совесть?

– Прочитайте объяснение слова «совесть» в толковом словаре.

Цитата урока

Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова).

Совесть – чуткий страж человеческих поступков.
В.А. Сухомлинский

Чтение.

Стихотворение А. Барто «Три очка за старичка».

Стоит Лариса у доски, Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска. – За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка – Водил он в гости старичка.
– За это мало трех очков! – Кричит сердито Горчаков
И вскакивает славки. –Три очка за старичка?!
Я требую прибавки! Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня. Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты И переводит на очки
Вниманье и заботы. А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки: – И трех очков не дали мне
За добрые поступки! – И я не этого ждала,
Когда купала братца. Тогда за добрые дела
Совсем не надо браться. Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке, И переводит на очки
Хорошие поступки. Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята, Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата. А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!

– Кто из героев и у поэтессы и у вас вызывает чувство осуждения?

— Почему?

Разминочка

— Я предлагаю Вам поиграть в игру « Поведение в общественном месте»:

Да, или нет

а) В КИНО:

есть конфеты, и шелестеть упаковкой;

грызть семечки и плевать шкурки на пол;

молча с интересом смотреть фильм;

громко смеяться и комментировать фильм.

б) В СКВЕРЕ:

бросать бумажки, фантики на землю;

ломать ветки деревьев;

устраивать драки с друзьями;

дышать свежим воздухом и любоваться природой.

в) В КАФЕ:

Культурно отдыхать, наслаждаясь общением;

Портить столы и стулья в кафе с друзьями;

Воровать салфетки и солонки со стола;

Бегать по залу и толкать отдыхающих.

Игра.

– Я называю выражение, а Вы заменяете близким по смыслу:

  1. Поступать вопреки своим убеждениям (поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо (жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо (делать на совесть).

  4. Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести (жить со спокойной совестью).

  5. Поступать без стыда, без стеснения (без зазрения совести).

  6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, то говорят этот поступок… (на его совести).

Работа в группах Построить на доске теремок для тех, кто живет по совести (Слова записаны на карточках — кирпичиках) Лишние слова убрать.

Живет по совести Не живет по совести

Добрый Злой

Честный Лживый

Добросовестный Ленивый

Трудолюбивый Бессовестный

Дисциплинированный Хитрый

Культурный

— Какие еще синонимы вы можете назвать?

Упражнение «Кто самый добрый?»

Ребята, как вы считаете, а вы добрые? Вы всегда поступаете по совести?

(Ответы детей).

— Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:

«Вы услышали плач ребенка во дворе…»

«Ваш друг получил плохую отметку…»

«Ваша мама пришла с работы очень усталая…»

«Ваш дедушка попал в больницу…»

«Вашего товарища обидели…»

«Вы увидели собачку с раненной лапой…»

«Вы видите мальчика с рогаткой…»

Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.

Обобщение

— Спокойная совесть — условие спокойно жизни человека.

Круг «От сердца к сердцу»

Ты не всегда будешь ребенком – умей вдуматься в глубокий смысл этой истины.
Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям.
Совершая поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили.
Ты рожден человеком, но человеком надо стать.
Как вы понимаете эти слова?

Домашнее задание

— Нарисовать кадр из любой сказки, где герои поступают не по совести.

infourok.ru

Открытый урок по самопознанию в 4 классе на тему: «Жить по совести»

КГУ «Калиновская ОШ»

Открытый урок по самопознанию в 4 классе на тему: «Жить по совести»

Учитель самопознания: Лисневская Татьяна Викторовна

2016 год

Класс: 4 Урок № 21

Школа: КГУ «Калиновская ОШ» Дата: 12.02.2016 г.

Тема: Жить по совести Ценность: истина

Качества: говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее, скромность, любознательность. Педагог: Лисневская Т. В. Кол-во уч-ся: 7

Цель урока: углубление представлений учащихся о нравственных качествах человека через постижение истины.

Задачи:

– раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь».

– развивать стремление жить в ладу с совестью;

– воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 4 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик, использование функций ЭД

Ход урока:

1.Позитивный настрой «Концентрация на свете»

— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам.. Ноги будут вести вас только к хорошим местам.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только прекрасные звуки и хорошие слова. Свет достигает глаз, глаза будут видеть во всем только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все ярче и выходит за пределы вашего тела. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Мира. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
— Ваши ощущения, чувства?

2.Проверка домашнего задания.

Пословицы о совести:
-Совесть без зубов, а загрызёт

-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь
-В ком стыд, там и совесть
(объясняют смысл пословиц)
1. О чём наши пословицы?
2. Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести)
3. Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)
4. Подумайте, обладаете ли вы этими качествами?

3.Позитивное высказывание (цитата)

«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть»
Лев Толстой, русский писатель

  1. Как вы понимаете смысл цитаты?

  2. Как вы думаете, что именно не одобряет наша совесть?

  3. Какие чувства вы испытываете, когда солгали?

4.Подарок учителя

Подарок, который учитель дарит детям, показывая мультфильм «Совесть» (лунтик и его друзья)  — Ребята, как вы думаете кто из героев мультфильма поступал не по совести?

— Почему?

— Кто помог гусеницам ?

5. Активный отдых

6. Творческая деятельность, групповая работа

Рассказывание учителем сказки: «Стеклянный человечек» 
У одного мальчика был маленький друг –

Стеклянный Человечек.

Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство:

угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик.

Не сделал Мальчик то, что просила мама,

а собирается идти гулять –

Стеклянный Человечек, уже не прозрачный,

а чуть-чуть помутневший, и говорит: 
— Нельзя думать так, Мальчик.

— Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. 
Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело:

всё сделает, а потом идет гулять.

Человечек молчит и становится прозрачным. 
Однажды у Мальчика заболел товарищ,

с которым он часто играл во дворе.

Прошёл один день, второй –

 а Мальчик и не вспоминает о друге.

Смотрит, а Стеклянный Человечек … 

7. Творческое задание: придумать конец. Учитель помогает закончить сказку.

Сочиняют продолжение.

«… стал темный, как туча. 
— Что я сделал плохого или подумал? –

с тревогой спросил Мальчик. 
— Ты ничего не сделал плохого,

ничего не подумал плохого …

но забыл о своём товарище. 
— Стыдно стало Мальчику,

и он пошел к больному другу.

Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. 
— Так Стеклянный Человечек

учил Мальчика жить и поступать по совести» 

8. Исполнение песни «Совесть» на мотив «Голубой вагон»
1. Говорить неправду очень трудно всем
Но и правду трудно нам сказать
Говорить с любовью будем правду мы
А неправда будет крепко спать
Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
Каждому, каждому истина верится
С совестью чистою счастия закон

Если мы обидели кого-то зря
Извиниться нужно в тот же час
Люди правду чтут и нас всегда поймут
Главное, что совесть есть у нас

Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
Каждому, каждому истина верится
С совестью чистою счастия закон
9. Игра: «Цветик — семицветик» (на каждом лепестке написано слово, срывая лепесток ребята называют противоположные по смыслу слова)

Плохо – хорошо

Война – мир

Грубость – вежливость

Ленивый – трудолюбивый

Двойка – пятерка

Зло – добро

Ложь – правда

Обобщение:

  1. Ребята, что такое совесть?

(Совесть- это чувство ответственности за свои поступки перед окружающими и самим собой)

  1. Как вы думаете, трудно ли жить по совести?

10 .Домашнее задание:

11 .Заключительная минута урока.

В народе говорят: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится» Надо жить со спокойной совестью, честно смотреть людям в глаза.

infourok.ru

Открытый урок по самопознанию на тему «Жить по совести» (4 класс)

План открытого урока самопознания

Школа: Маяковская средняя школа

Дата:10.01.2016

: 21

Тема: Жить по совести

Ценность: праведное поведение

Качества: совестливость, справедливость, честность.

Педагог: Щитенко Т.В

Класс:4 «Б»

Кол-во уч-ся: 4

Цель:
углубить представление учащихся о ценности «праведное поведение»

Задачи:
— раскрыть значение понятия «совесть»;
— способствовать развитию постоянного стремления жить в ладу с совестью;
— воспитывать такое качество как честность и справедливость.

Ресурсы: рабочая тетрадь, карточки с заданиями минус песни «Спроси у жизни строгой», муз.мелодия «Хрустальная грусть»

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой под музыку «Хрустальная грусть» текст о свете и добре. Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепе¬сток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2. Проверка домашнего задания

(«Испытание учителя» Притча)
Кто сможет пересказать? О ком этот поучительный рассказ? О чем попросил учитель? Почему один мальчик отказался выполнить то, что попросил сделать учитель? Как бы вы поступили? А в вашей жизни были такие случаи?
О чем пойдет речь на этом занятии? Какую ценность мы будем рассматривать?


Сегодня мы с вами будем говорить о ценности праведное поведение.

Тема урока: «Жить по совести»

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (цитата).

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен»
Овидий – древне римский поэт

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?
— Как вы понимаете словосочетание чистая совесть?
— Как вы думаете, что такое совесть? (правда)
-Трудно ли жить по совести?
— Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
Вывод:

Быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим – это значит жить по совести.

Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Рассказывание истории (беседа).Подарок учителя. Ребята, сейчас я вам расскажу рассказ Аркадия Гайдара.

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Творческая деятельность, групповая работа, работа в парах.

Задание 1: — Что значит трудиться на совесть? Подумайте и ответьте, как могут трудиться на совесть представители известных вам профессий.

Пример: Честный повар, трудясь на совесть, будет готовить еду только из самых свежих продуктов.

Вывод: — Честность-обязательное качество представителя любой профессии. Честность и совесть- родственные качества.

Задание 2: Завершите предложения:

Совестливый сын всегда говорит родителям… (правду)

Честный ученик во время контрольной работы… (сам решает задачу)

Человеку с чистой совестью не стыдно смотреть… (в глаза другому человеку)

Работать на совесть — это честно выполнять … (свой долг.)

Задание 3: — Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы. Легко ли на душе у человека, который обманывает? Почему?

Ситуация 1. Айдар получил в школе плохую отметку в день рождения мамы. Он спрятал свой дневник. На вопрос мамы о том, как дела в школе, солгал, ответив, что все в порядке.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 2. Витя, услышав лай собаки, испугался и убежал. Рассказывая об этом случае друзьям, придумал историю, в которой представил себя храбрецом.

— Какие качества Витя проявил в этой ситуации?

Ситуация 3. Бауыржан и Жандос пропустили урок физкультуры, так как забыли принести форму. Учителю сказали, что у них болит голова.

— Случалось ли вам говорить неправду учителю? Что вы чувствовали при этом?

Вывод: — У человека, который говорит неправду, неприятно на душе. Ситуаций, которые описаны выше, нужно стараться не допускать.

Групповое пение. Исполнение песни «Спроси у жизни строгой»

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо — не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

А если с другом худо — не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь — не детская игра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Домашнее задание. Побеседуйте – с людьми, которых вы уважаете за честность и открытость. Это могут быть близкие, знакомые, друзья. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы. Проанализируйте и на основе этого выведите общее правило, как быть в ладу со своей совестью. Старайтесь следовать этому правилу в жизни. (Задание 4 в рабочей тетради.)

Заключительная минута тишины.

(Тихо звучит спокойная музыка.)

Сядьте поудобнее, закройте глазки… Представьте горящую свечу. Вы всматриваетесь в золотистое пламя… Наблюдаете «танец» огня. Движения плавные, ритмичные… Почувствуйте тепло и красоту огня. Это не простой огонёк свечи, а огонёк вашей совести… Почувствуйте, как манит и зовёт за собой этот огонёк… Вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все праведные поступки, о которых мы говорили.
-Поместите совесть в свое сердце и живите с ней!
А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.

infourok.ru

Урок самопознания в 4 классе по теме «Жить по совести»

План урока самопознания

Школа КГУ «Любимовская ОШ» Дата 10.03.2017 № 21

Педагог Котвицкая И.Ю. Класс 4 Кол-во уч-ся 4

Тема «Жить по совести»

Ценность: праведное поведение Качества: честность, ответственность

Цель: углубление представлений учащихся о понятии «жить по совести» через практику общечеловеческой ценности праведное поведение.

Задачи:

  • Раскрывать значение понятий «совесть человека», «ответственность».

  • Развивать стремление жить в ладу с совестью.

  • Воспитывать такие качества, как честность и ответственность.

Ресурсы: Самопознание: Методическое пособие для учителя 4 класса общеобразовательной школы/ Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2015.

Ход урока:

1.Орг момент

2. Позитивный настрой «Концентрация на Свет»

— Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.  Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.  Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.  Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо. 

-Поделитесь своими ощущениями?

Аудиозапись «Хрустальная грусть»

  1. Проверка домашнего задания.

Подберите мудрые изречения, пословицы, поговорки о совести.

Дети по очереди зачитывают пословицу, которую выбрали. Объясняют свой выбор, поясняют смысл пословицы. После обсуждения учитель просит ребят, дать определение совести. Затем дает значение слова из словарей Ожегова и Даля.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.)
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.) 

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть».

Лев Толстой

  • Как вы понимаете данное высказывание?

  • Какие поступки не одобряет наша совесть?

  • Что значит жить по совести?

Портрет Л. Толстого

  1. Подарок от учителя

притча «Испытание учителя» А. Кунанбаев

 Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им: – Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей. Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь послужить своему учителю, но сказали: – А где, господин, мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам. Учитель ответил: – Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю? – Мы, мы! – закричали ученики. – Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать! Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач,  они  должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать. Все ученики уже собирались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его: – В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю? – Как вы думаете, что сказал мальчик? Ответы детей.  – Прости меня, мой господин, – сказал мальчик. – Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет смотреть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!  – Как вы думаете, что ответил учитель? Ответы детей.  Лицо старика засияло радостью: – Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления! Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Моё «Я» всегда наблюдает за мной».

Вопросы для обсуждения:

  • Почему рассказ называется «Испытание учителя»?

  • Что заставило порадоваться учителя?

  • Как вы понимаете выражение: «Моё «Я» всегда наблюдает за мной»?

  • Припомните ситуацию, которую вам требовалось решить, руководствуясь своей совестью. — Попробуйте дать определение совести, подумайте о том, как она регулирует ваше поведение, как часто звучит ее внутренний голос — Как связаны понятия «совесть» и «ответственность»?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Делятся на две группы «честность», «ответственность»

  1. Обыгрывание ситуации. Группа «Ответственность»

Айдар получил в школе плохую отметку в день рождения мамы. Он спрятал дневник. На вопрос мамы о том, как дела в школе ответил, что всё хорошо.

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

2) Группа «Честность».

Составить правила, отвечающие на вопрос «Что значит жить по совести?»

Карточки со словами «честность», «ответствен-ность», карточка с ситуацией, лист А3, фломастеры

  1. Групповое пение

«Дорогою добра» Музыка: Минков М., слова: Энтин Ю.

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Аудиозапись песни «Дорогою добра»

  1. Домашнее задание.

В учебнике на стр80 прочитать ситуации, подумать и ответить на вопросы.

Учебник

  1. Заключительная минута урока.

Закройте глаза и вспомните то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Я желаю вам всегда поступать так, чтобы вас не мучила совесть.

Медленная композиция

infourok.ru

Разработка урока по самопознанию 4 класс на тему «Жить по совести»

План урока «Самопознание»

Школа ГУ « Караманская с.ш.» Дата__________ № 21

Тема: Жить по совести

Ценность: внутренний покой, истина Качества: решительность, миролюбие, смелость, честность в поступках, дисциплина, помогай всегда, работа в команде.

Педагог Шагун Светлана Александровна Класс 4 Кол-во уч-ся 19

Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ход урока.

1.Орг. момент Круг радости: «Теплая пушинка»
В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
– Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.
Учитель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов.
– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.

Позитивный настрой «Тёплая пушинка».

Муз. сопровождение.

2.Цитата урока

«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».
Лев Толстой, русский писатель.
«Без совести и при большом уме не проживёшь».
Максим Горький, русский писатель.
• Как вы понимаете смысл этих выражений?
• Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»?
• Как вы понимаете значение слова «совесть»?

высказывания

3. Вывод определений:
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.)
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.)

Словарь Ожегова, определение по Далю.

4. Ситуации. Рассказывание истории (беседа группами)

1 гр. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).
2 гр. Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
3 гр. А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).
4 гр. А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
5 гр. Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”. Приведи пример.
Вывод: Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Раздаточные листы для групп с заданиями

5. Игра “Цветик – семицветик”
(На каждом лепестке цветка написано слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем).
Стыд, честность, справедливость, лень, доброта, лживость, воспитанность.

Макет цветика-семицветика

6. Сложение пословицы из слов: “В ком стыд, в том и совесть”
— Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни?
1- физических недостатков; 2- неблагополучных поступков;
3- поношенной, но аккуратной одежды; 4- невежества;
5- своей внешности; 6-бездушного отношения к окружающим.

Карточки с вопросом и ответами

7.Творческая деятельность.

Давайте выберем кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы. Дополним их своими личными( каждый ребенок пишет на листе бумаги главное качество «Совести»)
Честность, обида, ссора, драка, доверие друг к другу, взаимо-понимание, забота о других, грубость, преданность, верность, радость, улыбка, теплота, сочувствие, справедливость, жадность, щедрость, доброта, чуткое отношение друг к другу, умение прощать, умение видеть хорошее.

Кирпичики со словами

8. Домашнее задание. За неделю выполнить запланированные дела.

9. Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму.
Дорога добра Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

Спроси у жизни строгой: Забудь свои заботы,
Какой идти дорогой, Падения и взлеты.
Куда по свету белому Не хнычь, когда судьба ведет
Отправиться с утра? Себя не как сестра.
Идти за солнцем следом, Но если с другом худо,
Хоть этот путь неведом, 2 раза Не уповай на чудо… 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра! Дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных Ты прочь гони соблазны,
Сомнений и соблазнов! Усвой закон негласный: 2 раза
Не забывай, что это жизнь – Иди, мой друг, всегда иди
Не детская игра. Дорогою Добра!

Ресурсы: Песня «Дорога добра»

infourok.ru

Урок самопознания в 4 классе на тему «Жить по совести».

Урок самопознания в 4 классе

Тема: Жить по совести. 
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека. 
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость. 


Ход:

Минутка тишины.

– В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет. Давайте попробуем сотворить солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце сияющий солнечный шар. Он излучает прекрасные качества, необходимые каждому человеку: любознательность, настойчивость, трудолюбие, старание, ответственность, целеустремленность, упорство.


Цитата урока 
Учитель обращает внимание на цитаты урока: 
«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью». 
Лев Толстой. 
«Без совести и при большом уме не проживёшь». 
Максим Горький. 

Беседа.
• Как вы понимаете смысл этих выражений? 
• Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»? 
• Как вы понимаете значение слова «совесть»? 

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.) 
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.) 

Размышление над ситуацией.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают). 
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей). 
— А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей). 
— А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать). 
— Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”. 
— Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением. 

Игра “Цветик – семицветик” 
(На каждом лепестке цветка написано слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем). 

Стыд, честность, справедливость, лень, доброта, лживость, воспитанность. 

Как вы считаете, кому легче живется? Почему?

Чтение стихотворений

Честность Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

Со смелыми, правдивыми

Всем хочется дружить.

Правдивость Есть правда, мудрая, седая,

Через насилие она

Проходит, облик не меняя,

Самой себе всегда верна.

Она доказывает: «Честно,

Мой друг, ты прожил жизнь свою,

А ложь и ловкость, как известно,

Я, истина , не признаю».

Незрима пусть твоя награда,

Но право получают с ней

Спокойным и открытым взглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

Искренность Что такое искренность?

Открытость жаждущей доверия души.

Это чувства и рассудка слитость,

Вызов лицемерию и лжи.

Встретясь с нею – распознаешь быстро:

Так она бесхитростна, проста..

Искренность — негаснущая искра

Совесть Совесть- голос, совесть – звук,

Сердца раненого стук.

Совесть – слезы, память, боль ,

Совесть жизни нашей соль.

Совесть не умеет спать,

Совесть учит понимать,

Что не будет в жизни счастья,

Если ты у зла во власти.


Творческая деятеельность.

Сложение пословицы из слов: 


“В ком стыд, в том и совесть” 


Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни? 
(Карточки с вопросом и ответами) 
1- физических недостатков; 
2- неблагополучных поступков; 
3- поношенной, но аккуратной одежды; 
4- невежества; 
5- своей внешности; 
6-бездушного отношения к окружающим. 
Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо 
решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом? 
Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении. 

Игра «Веер».

На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.

Ситуации:

•         Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась……

•         Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить  поручение мамы навести порядок в комнате.

•         Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.

•         В магазине кассир  по ошибке дал лишние деньги    

Беседа:

— Что такое благородство? 
Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью. 
Инсценирование «Что труднее?». 
Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующую ситуацию: 
Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом. 
Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом — они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек. 
Дети показывают подготовленные сценки. 
• Что сделать легче – сказать правду или солгать? 
• Что вы чувствуете, когда говорите правду? 
• Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы детей). 

Круг «От сердца к сердцу»
 


Жить по совести легко!

 Просто нужно уметь творить добро!

 Можно песни петь и танцевать.

 А можно, каждый вечер перед сном,

 Бабушке своей сказку почитать.

Совесть нельзя в магазине купить.

 В лесу невозможно найти.

 С совестью просто нужно дружить,

 Верить в добро и любить!

Домашнее задание.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *