Уроки по психологии в старших классах – Рабочая программа по психологии (10 класс) на тему: Программа уроков психологии для старшеклассников

Психологическое занятие в старших классах по психологии на тему «Уверенность в себе»

Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

Задачи:

  • Научиться отличать уверенное, агрессивное и пассивное стили поведения.

  • Осознание своего уровня уверенности в себе.

  • Осознание прав личности.

  • Отработка навыков уверенного поведения.

Возраст: старшие школьники, студенты учебных заведений.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут.

Актуальность: Динамика развития личностного роста, самосовершенствования, обеспечивается постоянно увеличивающимся потоком информации. Человек, стремящийся к саморазвитию научается принимать и понимать себя, свои чувства и мотивы, он доверяет себе и адекватно себя оценивает. Развивая свою личность открыт новым впечатлениям, любознателен, ориентирован на партнерские отношения с окружающими и не склонен разделять социальные стереотипы. А в отношении к жизни он независим, ни на кого не перекладывает ответственность за свою жизнь, креативен, не откладывает «настоящую жизнь» на потом, потому что он удовлетворен собственной жизнью! Это накладывает на человека огромные нагрузки моральные и физические. Люди ощущают от этого дискомфорт. Это проявляется в стрессах, приводит к замыканию на своих проблемах, добавляется отсутствие времени остановиться и собраться с мыслями. В этих условиях человек начинает ощущать отсутствие навыков эффективной жизни и простых методов решения проблем. В такой ситуации за решениями разумно обратиться к тренингам личностного роста.

Структура тренинга:

  • Орг. Момент – 2 минуты

  • Вступление – 5 минут

  • Цель задачи – 3 минут

  • Разминка – 10 минут

  • Основная часть – 2 ч 20 минут (140 мин )

  • Рефлексия – 15 минут

  • Орг. конец – 5 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка. Упражнение «33» 10 минут

2. Игра «Угадай стиль общения» – 20 минут

3. Упражнение «Ступеньки» – 10 минут

4. Упражнение «Доведи за меня до конца» – 20 минут

5. Упражнение «10 заповедей» – 10 минут

Перерыв 10 мин

6. Упражнение «5 шагов» – 10 минут

7. Упражнение «Слалом» – 30 минут

8. Упражнение «Событие» – 20 минут

9. Упражнение «Ода о себе» — 20 минут

Структура:

Все рассаживаются на места по кругу.

  • Здравствуйте. Сегодня вам будет представлен тренинг для выработки уверенности в себе. Что же такое уверенность в себе? Это и вера в свои силы, и адекватная самооценка, и определённое поведение. Цель нашего тренинга – это самопознание и терапия, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего скрытого потенциала.

Разминка. Упражнение «33».

Цель упражнения: Разминка тестирует внимание участников, служит выработке умения быстрого реагирования.

Задача для участников считать по кругу, начиная с «1».Если число, которое предстоит назвать участнику кратно «3»,а также если в числе есть цифра «3», то участник должен молча хлопнуть в ладоши. Тот кто ошибается — выбывает из круга, а счет начинается с начала и с человека на которого укажет ведущий. Можно играть до того момента, пока счет не дойдет до «33» или же пока не останется один победитель.

Обсуждение: Какие умения помогает развивать данное упражнение?

Игра «Угадай стиль общения»

Цель игры: научить участников диагностировать стиль общения – свой и собеседника, выяснять факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения, выработать навыки быстрого выбора наилучшего варианта собственного поведения.

Участники делятся на три подгруппы по пять-шесть человек, каждая из которых готовит к показу сценку, отражающую определенный стиль общения — конвенциальный (деловой), манипулятивный, примитивный. (Краткое описание стиля общения предлагается каждой подгруппе на отдельной карточке).

Обсуждение: участники-зрители анализируют продемонстрированные им сценки, отвечая на следующие вопросы: Как можно назвать стиль общения, который показала подгруппа?

Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

Упражнение «Доведи за меня до конца!»

Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.

После этого каждый участник по очереди рассказывает какое-либо дело, которое он когда-либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело.

Упражнение «10 заповедей»

Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Упражнение «5 шагов»

Цель упражнения: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Среднее время на игру 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени)

7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным).

Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Слалом»

Данное упражнение достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из числа тех, кого тренер считает способным справиться в ситуации нагнетания напряжения.

Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Также представляются другие участники упражнения. Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде.

По дороге к начальнику наш специалист встречает

-друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;

-бизнес-партнер, с которым взаимодействуют специалисты Вашего

отдела;

-коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;

-своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;

-представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.

Задача: успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный разговор, возможно, о перспективах повышения.

При видеопросмотре анализируются приемы корректного сворачивания контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

«Слалом» Инструкция «герою»

Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства

Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно — неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите … .

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера

С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вас важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать…. .

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента

Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.

К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу-соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит “эти грубые ошибки”, то пострадает репутация всего отдела». При этом Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается +

«Слалом» Инструкция заместителя

В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно – письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника ……

«Слалом» Инструкция журналиста

Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида …..

Упражнение «Событие»

Цель упражнения: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление интерес радость».

По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Рефлексия:

Участникам группы предлагается закрыть глаза, расслабиться и представить, что занятия в группе закончились. Вы покидаете аудиторию.

— Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

— Какие чувства вам пришлось испытать?

— Что нового узнали о себе, о группе?

— Как будете использовать эти знания?

— Как это пригодиться в будущем?

— Что было важным?

— Над чем вы задумались?

— Что происходило с вами?

— Что нужно развивать на будущее?

Орг. Конец:
  1. Поблагодарить группу за присутствие на тренинге, за активную работу.

  2. Пожелания на будущее использовать в жизни полученные знания и умения на тренинге.

  3. Прощание.

infourok.ru

Разработка урока психологии для 10-го класса «Психологические процессы: ощущение и восприятие»

Цели урока:

  • Образовательные. Формирование навыков совместной деятельности, социального прогнозирования для применения приобретенного опыта в повседневной жизни
  • Развивающие. Развитие креативного, наглядно-образного мышления, умения работать в группе и команде, эмпатии и самосознания.
  • Воспитательные. Воспитание мотивов труда, этических взглядов и положительного отношения к жизни во всех её проявлениях.

Задачи:

  1. Стимулировать процесс познания себя и окружающей действительности.
  2. Раскрыть способы формирования ощущений и образов окружающего мира у человека.
  3. Ознакомить с методами изучения ощущений.
  4. Определение преобладающего вида ощущения для каждого учащегося индивидуально.

Тип урока: Урок-тренинг.

Методы обучения: беседа, наблюдение, эксперимент, игротерапия, практическая часть (применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения информации по данной теме).

Формы обучения: работа в команде, в группах.

Дидактическое обеспечение урока: атрибуты для проведения игры «Определи», компьютеры, мультимедийный проектор, экран, диск с музыкой, наборы для выполнения проекта (листы, фломастеры, клей, ножницы, журналы). Презентации Power Point «Виды ощущений» (приложение 1), «Картинки — иллюзии» (приложение 2), электронный тест САН — приложение 3.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с продолжаем путешествие по Стране своего внутреннего мира.

— Чем же наполнена наша внутренняя страна? (Ответы учащихся).

— И так мы отправляемся в путешествие на станцию «Ощущения и восприятия».

2. Подготовка к усвоению материала.

Упражнение «Багажная полка»- физический разогрев.

— Давайте представим, что школа окончена, вы поступили в ваш выбранный ВУЗ, все успешно и замечательно будет тогда, если Вы отправитесь на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам придется на поезде. Представьте обстановку на вокзале — все суетятся, толкаются, ждут поезда. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите её вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. При-го-то-ви-лись. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх…Ощутите напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится подниматься на носочки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и… сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы. Повращайте кистями рук.

Упражнение «Спагетти».

— Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо бы подкрепиться. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления, почувствуйте аромат специй (кто какой аромат чувствует). Но это не просто лапша – это настоящие спаггети! Длинные тонкие макаронины лежат перед вами. Захватим кто вилкой, кто пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной.

Хорошо бы попить чайку с лимоном или кофе. Кто что выбирает? Какие ощущения, чай вкусный, сладкий с лимоном, горячий, по-домашнему заваренный, вкуснотище…

Рефлексия:Что вы ощущаете, как настроение?

— Время пролетело. Наша станция. Пора выходить, достаем сумку, выходим на перрон и нужно идти в деревенский дом через лес. Заходим в лес и, что же мы там видим, слышим, ощущаем? (Ответы учащихся).

Наконец-то вы дошли до домика лесника. Вы пришли к домику, в котором вас должен ждать дедушка-лесник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой дедушка сообщил, что он на некоторое время уехал и вам следует обустроиться в доме. Делать нечего. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары… А теперь, пожалуйста приготовьте «козлы», положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь, каждый «берет» в руки топор и начинает колоть дрова. Только будьте осторожны — не заденьте друг друга.

Рефлексия: Ваше тело разогрелось, какие ощущения? Что вы чувствуете?

— Дедушка сообщил в записке, что вы можете достать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой и тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все — таки убрать в сторону этот тяжелый сундук. Еще немного напряжения и – Ура!- люк освобожден. Вы сумели добраться до вожделенной банки с огурцами. «Откройте» её. А запах! Достаньте оттуда огурчик – руками! «Откусите». Очень хорошо! Замечательно «хрумкать» огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

3. Погружение в практическую часть — совместное творчество.

Но, дедушка — старенький, и просит нас еще о помощи, обоняние у него уже ни то, что в молодости и просит вас, определить где -какая пряность и подписать.

Ведущий-педагог раздает баночки (футляры из под фотопленки) практическое упражнение «Определи что в баночке» (авторское упражнение). Инструкция: необходимо определить, какой пищевой продукт находится в баночке. Для этого аккуратно поднесите к носу баночку и на расстоянии понюхайте запах и запишите ваше предположение, что находится в баночке. (Внимание! Специи использовать очень осторожно, это могу быть чай, корица, имбирь, ванилин, черный перец горошком, кофе, сушеный укроп и т. д. Важно знать об аллергических реакциях участников упражнения, поэтому перед началом упражнения необходимо спросить — «Есть ли у кого аллергические реакции на специи?)

— Зачитайте, пожалуйста, кто, что определил.

Рефлексия: Что напомнили вам ароматы? Как настроение?

А сейчас разделитесь по 4-5 человек, представитель от команды подходит к ведущему и вытягивает один из видов ощущений — Название проекта, который вы будете сейчас защищать.

Вам необходимо в течение 10 минут, придумать название своей команде, девиз, создать проект в соответствии с выбранным вами видом ощущения. Приступили к работе.

Можно включить легким фоном музыку.

4. Защита проектов.

При защите проектов показ слайдов. (Приложение 1)

Рефлексия: Что получилось, что не получилось? Вы слаженно работали в группе? Вы довольны своим продуктом труда?

5. Завершение работы.

— А теперь дедушка приготовил для вас сюрприз, приглашает вас к экрану и посмотреть картинки.

Показ картинок иллюзий. (Приложение 2)

6. Закрепление — электронный тест САН. (Приложение 3)

7. Рефлесия урока.

Какие моменты нашего путешествия понравились больше всего? Почему?

Какое-нибудь из заданий оказалось трудным. Почему?

Чувствовали ли вы поддержку друг друга, работая в парах и группе?

Удавалось ли вовремя игры избегать проявления агрессии, конфликтов?

Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений и воспринимать жизнь во всей её красе?

8. Ритуал прощания

Спасибо за участие на уроке, все молодцы, проявили активность, выполняя правила тренинговых занятий.И в завершении я хочу познакомить вас со словами Виржинии Сатир, которая провозгласила Декларацию Самоценности: «Я-этоЯ! Мне пинадлежат все мои ошибки,победы,поражения и успехи.Я принадлежу самому себе. Я-это Я! И это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО».

Аплодисменты.

Использованная литература

Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2008.- 416 с.

urok.1sept.ru

Разработка занятия по психологии в 7-м классе. Профилактика конфликтов в подростковом возрасте

План

  1. Приветствие
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Заключение, подведение итогов занятия
  5. Домашнее задание

Цели занятия:

  • определение понятия конфликт,
  • развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения,
  • анализ собственного поведения в конфликтной ситуации.

Здравствуйте. Сегодняшнее занятие будет посвящено проблеме конфликтов. Но прежде всего мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались с каждым участником нашего занятия.

1. Упражнение “Приветствие”. Цель упражнения: создание доброжелательной атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники тренингового занятия передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу тебе подарить…”.

Время проведения упражнения – 5 минут.

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы подумали и вспомнили человека, с которым вы часто ссоритесь. Подумайте над тем, какие эмоции он у вас вызывает, что вы чувствуете в конфликтных ситуациях. Давайте выполним упражнение “Карикатура на врага”.

2. Упражнение “Карикатура на врага” [5]

Нарисуйте своего “врага” в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами. Время на выполнение этого задания – 5 минут.

И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом “посадите” в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан!

А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?

Ответы детей.

Таким рисунком, карикатурой вы прорабатываете свои негативные эмоции и снимаете плохие установки. Когда вы видите “врага” в клетке, ваше сознание фиксирует: он не опасен.

3. Теоретическая часть.

Наш урок посвящен проблеме конфликтов. В качестве эпиграфа к нашему занятию я бы хотела использовать слова Генри Тэйлора: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”.

Как вы думаете, что значит понятие конфликт? (Выслушиваются ответы детей.) Как видите, каждый понимает конфликт по-разному. Одно из определений понятия конфликт означает следующее.

Конфликт – это столкновение интересов, планов, действий разных людей; потребностей одного человека. [1]

Эта проблема наиболее актуальна именно в вашем, в подростковом возрасте, этот возраст характеризуется вступлением в новую, взрослую жизнь. Как вы уже знаете по себе, подростки очень ранимы, обидчивы, страстны (до максимализма), стремятся во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения; при этом им не хватает жизненного опыта, они не умеют вести себя в сложных ситуациях.

Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе.

Скажите, пожалуйста, зачем нужны конфликты? (Выслушиваются ответы детей.)

Да, действительно, в конфликте часто мы находит новые, нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.

Однако конфликты присутствуют в жизни каждого человека, независимо от его желания. Конфликт может привести или к улучшению жизни в классе, или, наоборот, большей несправедливости. Наше занятие будет посвящено тому, чтобы научиться достойно выходить из конфликтных ситуаций, то есть научиться конфликтовать таким образом, чтобы не задевать личность оппонента.

Конфликт это не трагедия, он имеет право на существование. Внутри любой группы людей неизбежно возникает соревнование или соперничество между ее членами. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. При неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

Конфликты бывают деловые и личностные. Деловой конфликт исчезает, как только проблема, вызвавшая его, разрешается. Личностный конфликт, как правило, бывает продолжительным, он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости. Такой конфликт приводит, в конечном итоге, к разрыву всяческих отношений с противоборствующей стороной.

Как правило, конфликтующие стороны неадекватно воспринимают друг друга. Подобные ошибки восприятия, заблуждения затрудняют процесс примирения. Е. Мелибруда выделил 4 типичных искажения восприятия: [1]

  • “Иллюзия собственного благородства” – когда мы считаем, что являемся жертвой злобного противника, а сами ведет себя образцово. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, нередко готовы разрешить конфликт и убеждены, что дело в оппоненте, который этого не хочет.
  • “Поиск соломинки в глазу другого” – замечание малейших нюансов поведения оппонента. В конфликте чрезвычайно важно контролировать каждое свое слово и поступок, а не только оппонента.
  • “Двойная этика” – человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы всегда стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к сопернику, а чужие – как недопустимые, нечестные.
  • “Все ясно” – упрощение ситуации конфликта. [1]

Таким образом, все эти ошибки несут одну и ту же цель: представить собственные действия и поступки желательными, благородными, а действия оппонента – непозволительными, безобразными, неадекватными ситуации. Таким образом очень часто поступаем и мы с вами, особенно в ситуациях, когда затронуты наши личные интересы.

С. Шенкман предлагает следующие способы преодоления конфликтных ситуаций. (Вкратце диктуются под запись.) [1]

  1. Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.
  2. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.
  3. Не позволять себе раздражения, гневного состояния.
  4. Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.
  5. Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне.
  6. Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.

В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта.

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. [2]

4. Анкетирование.[4]

А сейчас, когда мы с вами уже многое узнали о конфликтах, рассмотрим особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам необходимо будет ответить на поставленные вопросы.

(Баллы записываются на доске.)

Бланк для ответов.

А В С D E
1   2   3   4   5  
6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15  
16   17   18   19   20  
Всего   Всего   Всего   Всего   Всего  

Инструкция:. Сейчас я вам зачитаю 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру 3, если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1.

Когда конфликт в классе, я:

  1. Я прошу ребят остановиться
  2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.
  3. Помогаю ребятам понять друг друга.
  4. Пытаюсь растащить ребят.
  5. Пусть конфликт разрешится сам собой.
  6. Нахожу “зачинщика”.
  7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт.
  8. Ищу компромиссное решение.
  9. Обращаю все в шутку.
  10. Говорю: не делайте “шума из ничего”.
  11. Заставляю прекратить и извиниться.
  12. Вдохновляю на поиск другого решения.
  13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.
  14. Стараюсь переключить внимание.
  15. Не мешаю “сражаться”, пока кто-нибудь не победит.
  16. Ссылаюсь на правила поведения.
  17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.
  18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.
  19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.
  20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

А теперь подсчитайте сумму балов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.

В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что “немножко” лучше, чем “ничего”.

D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимание.

E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Заключение. Итак, мы с вами проделали сегодня очень большую работу. Мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет.

При помощи анкеты мы узнали, какими способами решения конфликта вы чаще всего пользуетесь в обычной жизни.

А сейчас я хочу предложить всем вместе сделать оригами щенка. Щенки, как правило, очень добрые и забавные. Мне бы хотелось, чтобы этот щенок оберегал вас от возможных неприятностей и конфликтных ситуаций.

5. Упражнение “Оригами “Щенок-оберег” [5]

В качестве завершения предыдущей работы предлагается всем сделать себе оберег – фигурку из бумаги, которая будет всегда рядом с ребенком и будет помогать ему и оберегать его во всех делах и ситуациях. В виде символа предлагается фигурка собаки, как наиболее употребительный вариант стража.

Домашнее задание. “Письма… к себе” [5]

Различные стрессы, обиды, навязчивые ненужные воспоминания и мысли – все это можно снять с помощью писем к себе. И вашим домашним заданием будет попытаться написать письмо к себе.

Для этого нужно взять пять страниц. Лучше всего, если они будут цветными: белая, желтая, зеленая, синяя и коричневая. Или же возьмите карандаши таких же цветов и пишите ими.

Действуйте так:

— На “белой” странице вы описываете стрессовую ситуацию ФОРМАЛЬНО, как следователь в протоколе: “Такого-то числа произошло то-то и то-то…”

— На “коричн

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *