Уроки по психологии в старших классах – Рабочая программа по психологии (10 класс) на тему: Программа уроков психологии для старшеклассников

Содержание

Психологическое занятие для старшеклассников

Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа №1»

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

4. Упражнение «Снежный ком».

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

6. Притча «О луне».

7. Упражнение «Волшебное озеро».

8. Упражнение «Я верю, что я….»

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

Правила:

1. Принцип Я.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

? — заполните эту клетку сами

4. Упражнение «Снежный ком».

Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена – Е единственная.

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача – написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.

Рефлексия:

— Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

— Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

— Что было легче: говорить о себе или о других?

6. Притча «О луне».

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

Рефлексия:

— Какое впечатление произвела на вас эта притча?

— Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

7. Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)

Я верю, что я …

… могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… хороший друг.

… добрый и отзывчивый человек.

… могу доставлять радость себе и другим.

… могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

… могу сказать «нет», когда это необходимо.

… могу отстаивать свою позицию.

… учусь на своих ошибках.

… не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

… имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

9. Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

— Что нового вы узнали на занятии?

— Чему научились?

— Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

— Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

— Что вам понравилось на занятии?

— Что удивило?

— Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.

11. Ритуал прощания.

Аплодисменты!

infourok.ru

«Человек и его характер» урок психологии для старшеклассников

УРОК ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Тема. Человек и его характер.

Ковганенко Г.В.,

психолог ОСШ № 25 г. Актобе

Республика Казахстан

Цель урока: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

  • раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

  • развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

  • воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ресурсы: тест Будасси, тест «Дерево», презентация «Воспитание силы воли на примере великих людей современности», акварельные краски, мелки цветные.

Ход урока.

  1. Приветствие. Учащиеся берутся за руки и произносят фразу «Здравствуте МЫ!»

  2. Беседа.

Все мы очень разные. Чем еще, кроме своих увлечений, пристрастий, способностей мы различаемся?

Сегодня мы поговорим о характере. Что, по-вашему, означает характер?

Характер – это совокупность стержневых, более или менее устойчивых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Характер, в переводе с греческого означает «чеканка, печать, особенность, манера». По сути, характер – это «отпечаток» воспитания и влияния окружающей среды. Он формируется в процессе общения людей между собой, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающей средой и миром.

  1. Диагностика самооценки. Методика Будасси.

Вам роздан перечень черт характера личности. Отметьте в бланке черты характера, присущие идеальному человеку. Посчитайте количество, выбранных вами. Теперь выберите черты антиидеала. Посчитайте их количество. А теперь выберите из идеальных черт, и из черт антиидеала те качества, которые свойственны вам. Посчитайте свои положительные качества и отрицательные.

Рассчитайте коэффициент К. К = Положит. ваши качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих идеальному человеку

Если значение К от 0,4 до 0,5- самооценка адекватная.

Если К близко к 0, то вы недооцениваете себя.

Рассчитаем коэффициент М. М = ваши отрицательные качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих антиидеалу.

Если М стремится к 0 — самооценка завышенная.

Если М стремится к 1—- заниженная.

  1. Обсуждение результата теста.

Каких качеств вы выбрали больше? Положительных? Отрицательных?

Отрицательными чертами своего характера, какие качества назвали?

Мешают ли они вам в жизни?

Какие чувства испытываете, когда негативная черта берёт верх над вами? (внутриличностый конфликт)

  1. Человеком, какого характера можно восхищаться? Приведите примеры.

  2. Цитата урока.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Восточная мудрость.

Обсуждение цитаты.

  1. Притча «Воспитание характера».

Важно ли воспитывать в себе положительные качества характера?

Кому это нужнее? Себе или окружающим?

  1. «Волшебный сундучок». Напишите на листоках те качества характера, которые будут мешать вам в осуществлении жизненных планов.

  2. Ведущий собирает листочки в сундучок и зачитывает их. Выбираются наиболее часто повторяющиеся качества.

  3. Класс делится на группы и им дается задание: написать рекомендации другу по коррекции негативных качеств характера. Например:

1 группа – лень

2 группа – неуверенность в себе

3 группа – вспыльчивость

За помощью учащиеся могут обратиться к психологу.

Презентация своих проектов.

  1. Слова Иммануила Канта ЧЕЛОВЕК — ТВОРЕЦ СЕБЯ.

…. Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…

Юноше следует указать также:

  • На необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

  • На необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

  • На то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

  • На необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…

  • На необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

  1. Презентация. «Как воспитывать силу воли».

  2. Упражнение «строим автомобиль». Учащимся предлагается собрать автомобиль. Каждую деталь машины будет представлять ученик, выбираемый группой в соответствии с его личностными качествами. Н-р: роль мотора — лидер класса.

  3. Моя сильная черта характера…

И я хочу поделиться ею с тобой (Импульс по кругу)

videouroki.net

План-конспект занятия по психологии (10, 11 класс) на тему: Психологическое занятие для старшеклассников «Пристанище для души»

          Психологическое занятие для старшеклассников

         

Тема: Пристанище для Души или  Какие мы разные.

Цель: Создать благоприятные условия в классе для конструктивного взаимодействия друг с другом, поднять эмоциональный тонус учащихся, развитие ощущения защищенности и принадлежности к группе, обучение старшеклассников умению заглянуть в свой внутренний мир.

Педагог-психолог:

Вот и заканчиваются 9 лет совместного обучения в школе. Многому вы научились, много узнали. Можете ли вы сейчас назвать наиболее важное, что вы смогли приобрести для себя за эти годы учёбы? (знания, общение, дружбу и т.д.)

Несомненно, важным для каждого в вашем классе является то, что вы постепенно учились изучать себя, присматривались к каждому своему однокласснику, сравнивали, анализировали поступки друг друга, интересовались мечтами, учились ставить цели перед собой, а также жить в коллективе.

Почему так важно уметь жить в коллективе?

Сегодня на психологическом занятии мы с вами поговорим о том, насколько хорошо развиты взаимоотношения в вашем классе, насколько хорошо вы знаете друг друга. Возможно, сегодня в конце занятия многие из вас признаются в том, что не достаточно хорошо знает какого-нибудь одноклассника. А кто — то откроет себя совершенно в другом формате.

 

Итак, начинаем. А развивать взаимоотношения в нашем коллективе мы будем, выполняя определённые задания.

  1. Разминка.

«Глаза в глаза»

Посмотрите в течение нескольких секунд в глаза друг другу. Попробуйте рассмотреть цвет глаз, разрез глаз и то, что выражают глаза в данный момент. Обсуждение. Что вы почувствовали, глядя в глаза друг другу? Тяжело ли смотреть в глаза человеку?

2.Рассказ об однокласснике.

Просим на цветных листочках изобразить своё лицо и поменяться с соседом по парте этими листочками. Далее на обратной стороне необходимо написать до пяти самых интересных и знакомых вам качеств или интересов своего соседа-одноклассника. Обсуждение. Насколько трудно было выполнять данное задание?

Далее ведущий говорит о том, что легко мы запоминаем внешность одноклассника, даже знаем его интересы, увлечении, интересуемся его качествами характера и.т.д. А всегда ли мы знаем внутренний мир своего одноклассника: его мечты, переживания, трудности, возможно переживания и др. Всегда ли можно оказать помощь своему однокласснику, если не знать его внутреннего мира?

Что представляет внутренний мир человека? Это наша душа.

Душа поёт

Родственные души

Душа болит

Широкая душа

Душевный человек

Зеркало души

Кристально чистая душа

Ранимая душа

А где находится у вас душа? Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит душа? Или как ее можно изобразить? Когда вы слышите это слово, что вы представляете.

3.Напишите или нарисуйте, на что похожа ваша душа.

Какая, тонкая струна, что называется душа…

Чуть тронул мысленно ее, она поет, но…как и что?

Зависит это, как всегда, от тех, кто рядом…иногда…

От мыслей, что приходят к нам, в пустой квартире по ночам…

От настроения, любви, и оттого, как счастлив ты…

Она маяк, она звезда, иль бездна, пропасть, темнота…

Она ребенком мило спит, иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвется в бой, иль зайцем, ищущим покой.

То неожиданно больна и валит с ног ее хандра.

Прогонит смерть и песнь поет,

то сникнет вдруг и слезы льет.

Какая, тонкая струна, что называется душа…

4.Упражнение «Пристанище для души» 

Давайте с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи — для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.

 
Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.

 
Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники группы задумываются.

Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.


Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается 10 минут, для того чтобы написать маленькое представление о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?


Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.


Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.

Педагог-психолог: Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Попробуем вернуть каждому из нас свою душу.

Ведущий зачитывает сочинение, учащиеся должны узнать, кому принадлежит эта душа.

Обсуждение. Легко ли вам было соединить душу с телом человека? Почему?

Что нового и ком вы узнали, выполняя данное упражнение?

Заключение: как важно знать друг друга, уметь увидеть в человеке его внутренний мир. Не оценивать, не судить, не осуждать человека, а попытаться прежде всего понять каждого. Т.е. уметь научиться беречь душу, сохранять душевное тепло своё и окружающих нас людей.

Сегодня на занятии мы с вами ещё раз попытались заглянуть в мир своих одноклассников, присмотреться к себе и каждому в классе. Зачем это важно учиться? Конечно, прежде всего, чтобы сохранять тепло души, сохранять душевное здоровье.

Только душевно здоровый человек может творить самое главное на Земле – Добро!

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

 И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Души не видно в зеркалах

 Мы в глубине своей прекрасны, но как узнать себя, скажи?

Мы смотрим в зеркало напрасно — в нем не увидеть лик Души.

Душа имеет отраженье в глазах и в искренних словах.

Ее постичь не в силах гений, Души не видно в зеркалах…

Душа не терпит изученья, она хранит в себе секрет.

И лишь в порыве вдохновенья от Душ людских исходит Свет.

Постигнув суть своей природы, оставив плен земных страстей,

Душа становится свободной, и даже время служит ей.

Но если жизнь проходит серо, Душа во власти злого сна.

Она разрушится без Веры — Душа ранима и нежна.

Пусть целый мир взамен обещан, Душою в жизни не криви.

Душа от святости трепещет и воскресает от ЛЮБВИ!

Разработку занятия подготовила:

 

педагог-психолог МКОУ Каменская СОШ

 Саенко Инна Александровна

Приложение 1

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной. 

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям.

 Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. 

Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит  о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души.

По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый   – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой. Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу.  Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего.  Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

nsportal.ru

План-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Конспект занятия по психологии для старшеклассников «В чем моя сила? Я верю в себя!»

Конспект занятия для учащихся 8-11 классов.

Тема: В чем моя сила? Я верю в себя!

Цель: формирование позитивного мышления, уверенности в себе, снятие тревожности.

Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Лазарева Татьяна Анатольевна

Поверьте, что в вас

гораздо больше сил и

                                                                                                                 талантов, чем вы

                                                                                                          сейчас знаете.

Работа с притчей

*Притчу читает, а лучше рассказывает,  педагог или подготовленный учащийся.

Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему её расстраивает и солнечная и дождливая погода. Женщина ответила: «У меня есть две дочери. Одна из них стирает для людей бельё и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продаёт зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях». Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавщице зонтиков в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей.

Обсуждение притчи.

— О чем эта притча?

— Чему учит?

Вывод: Обращайте внимание на преимущества вашего положения, и тогда его недостатки будут меньше расстраивать вас.

Чтобы быть счастливым, надо уметь видеть в жизни хорошее.

Информирование

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть еще одна не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте потренируемся.

Упражнение «Назови сильные стороны».

Назначение:

— формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

— развитие умения думать о себе в позитивном ключе.

Каждый член группы в течение 5-7 минут на листе бумаги составляет список своих сильных сторон – то, что он любит, ценит и принимает в себе, то, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то,  что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни.

По желанию учащиеся  рассказывают  о своих сильных сторонах всей группе.

Вывод: Проведя «инвентаризацию» своих сильных сторон, можно подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то ценного по-настоящему. В своих поступках человек руководствуется системой индивидуальных ценностей, то есть тем, во что верит, что считает ценным и значимым.

Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними своими мыслями и чувствами.

Упражнение «Комплименты»

Назначение: развитие умения выражать и принимать комплименты, позитивно воспринимать партнера по общению.

Учащимся предлагается обменяться комплиментами. Желательно подобрать комплимент, относящийся к внутреннему миру человека. (Например, «Ты надежный человек.»)

Упражнение «Чемодан» 

Назначение: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

 

Каждый получает лист с изображением чемодана. (Приложение 1). Лист подписывается и передается от одного  ученика к другому. Каждый пишет своему однокласснику либо добрые слова о нем, отмечая качества, которые нравятся в хозяине чемодана, либо добрые пожелания. Обязательно ДОБРЫЕ.

Получив свой чемодан, учащиеся делятся своими впечатлениями:

— Какие слова удивили?

— Что порадовало?

Рефлексия:

Назначение: получение обратной связи.

Учащиеся высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понравилось, что нет.

Приложение 1

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил».Набор психологических карт. СПб.: «Речь», 2012.

Все грани гармонии. Набор психологических открыток с притчами. СПб.: «Речь», 2012.

Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, «Содействие», 1992.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: «Речь», 2006.

nsportal.ru

Развивающее занятие для старшеклассников — психологу, уроки

Успех в жизни для меня — это…

Здравствуйте! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определиться со своими планами на будущее, составим список удач. (Всем присутствующим прикрепить листочки с именами)

1.Упражнение «Знакоство». Представиться, рассказать: откуда вы пришли, ваше хобби, увлечение. Игрушка по кругу.

2.Как вы понимаете слово «Успех»?. Наши поступки определяются желанием чего-то избежать или чего-то достичь. В психологии это называется «мотивация избегания неудачи» и «мотивация достижения» Мотивация достижения – стремление достичь более высокого результата в какой-либо деятельности.

— Как Вы понимаете слово «Успех»? Кто для вас успешный человек?

— Хотите ли вы им быть, стремитесь ли вы к нему? Что вы для этого предпринимаете?

— А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше переживание удачи, успеха? (Ответы учащихся).

Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У.Джеймса:

Самооценка = Успех

Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Множество данных говорит о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев, и поэтому сценарии не доходят до своего логического конца. Но их можно изменить. Самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

3. Упражнение «Прилагательные успеха».

·  Учащимся надо описать 3-мя прилагательными человека, с которым им нравится общаться, а так же человека, с которым им общаться не нравится.

·  Затем учащимся надо описать свое поведение, когда они общаются с этими людьми, например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные нужно записать в две колонки.

  Делается вывод, как от поведения одного человека зависит поведение другого.

·  Как вы думаете, что нужно для того, чтобы добиться успеха? (Высказывания учащихся).

4. Ключи успеха.

Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас дам несколько ключей успеха, которые помогут вам.

Ключ к успеху просто необходим для каждого человека.  Вот семь ключей к успеху. Слушайте внимательно и запоминайте.

Прежде всего, надо начать с (распечатать и раздать памятки).

1) ВЕРЫ – верить в то что, у вас все получится. Вера, а так же настрой на позитив, просто необходимы на первых этапах действия для достижения успеха. Обязательно должна быть

2)ЦЕЛЬ. Причем не просто в голове ее держать, а написать ее на бумаге. У вас должен быть четкий и подробный план ее осуществления.  Если достигли своей цели, то ставьте другую цель.

Но при постановке целей нужно определиться с двумя моментами:

первый – чего вы хотите добиться и почему вы этого хотите;

второй – оцените ваши возможности.

3) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ о том, что вам нужно.

А точнее –  очень хорошо подумайте:

·  что для вас является главным;

·  на какие риски вы готовы пойти;

·  как это решение повлияет на ваше окружение.

4) ВЫБОР. Всегда мы делаем тот или иной выбор и в конечном счете, он делает нашу судьбу. Надо четко знать, что выбрать.

5) УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛИ – здесь нужно более конкретизировать разные мелочи, касающиеся вашей цели.

6) УСТАНОВКА ВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦ – обязательно должно быть прописано на бумаге и с датой осуществления.

7) АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЙ. Сюда относится выявление ошибок, изменение плана действия.

Используя этих семь ключей к успеху, вы добьетесь скорейших результатов.

5. «Формула успеха»

Педагог-психолог. Исходя из всего выше сказанног,о давайте попробуем с вами вывести формулу успеха.

УСПЕХ:

Нужно четко представлять то, что хочешь. Это — цель.

Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это — ресурсы.

Нужно незамедлительно начинать действовать. Это — действия.

Вы получите то, что хотели. Это — результат.

Следующее, что мы должны сделать, — поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе:

Каковы мои притязания в жизни?

— Что я буду считать успехом, что неудачей?

— Подумайте о том, чего вы хотите добиться в жизни? К чему стремишься?

А для того, чтобы сделать это интереснее, заглянем сначала в «бумажное зеркало».

6. Тест круги и линии (твой уровень притязаний).

Инструкция: на рисунке вы видите круги и линии.

Твоя задача – выбрать один из кругов (тот, который тебе больше нравится) и полностью его закрасить. После этого, выбери еще один круг и нарисуй в нем что-нибудь (цветочек или рожицу).

Полностью закрашенный круг – это твои притязания, то, к чему ты стремишься в жизни.

Если он находится на наклонной линии, это означает, что ты стремишься к карьере, активно строишь планы, мечтаешь о больших достижениях, стремишься к успеху, хочешь стать лидером.

И чем выше расположен выбранный тобой круг, тем грандиознее твои планы и желания.

Но если твой круг находится в нижней точке наклонной линии, то это говорит о том, что у тебя довольно низкие притязания, ты не стремишься к успеху, тебя устроит достаточно скромная роль. Такой выбор может также означать, что у тебя еще нет пока серьезных жизненных планов, ты еще плохо представляешь, какую роль хочешь играть в жизни.

Закрашенный круг, расположенный на длинной горизонтальной линии (она образует с диагональю угол), говорит о том, что самое важное для тебя в жизни – общение, хорошие отношения с окружающими. Ты с удовольствием работаешь в команде, коллективе.

Но если выбранный тобой круг расположен на правом конце этой линии, значит ты готов, если понадобится, стать в этой команде лидером, но бороться за это не будешь.

Выбор круга на короткой вертикальной линии – свидетельство отсутствия всяких стремлений, нежелания ничего делать и ничего предпринимать. Это плохой показатель, но, может быть, так проявляется усталость?

Закрашенный круг на короткой горизонтальной, отдельно нарисованной линии, говорит о том, что главное, к чему ты стремишься в жизни, — это независимость. Ты не заботишься о достижениях и успехе.

Круг с цветочком или рожицей внутри выражает твои тайные желания, то чего тебе хочется, но ты даже себе в этом не признаешься.

Сравни расположение закрашенного круга и круга с цветочком, и ты узнаешь, как соотносятся

Твои сознательные притязания и тайные желания.

Выводы сделайте самостоятельно.

7. Медитация «Театр».

А теперь, внимание. Ритмичная музыка.

-Ты включаешь свою волю. Чувствуешь себя активным и деятельным человеком. Реши, что тебе надо сделать, чтобы это почувствовать? Ты берешь лист бумаги и решительно пишешь сверху: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…» и за

3 минуты вновь высказываешь все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложи ручку, и вновь расслабься, верни себе состояние покоя и умиротворения. Посиди так немного. Почувствуй, как тебе хорошо, как спокойствие и тело распространяются по твоему телу.

А теперь представь себя в маленьком театрике. Ты сидишь в затемненном зале, а на сцене стоит человек, Этот человек — Ты. Такой, каким ты себе нравишься. Представь себя счастливым, улыбающимся, Сейчас ты такой, каким хочешь быть или можешь стать. Посмотри на человека на сцене внимательно. Сейчас ты будешь ставить спектакль, где он в главной роли. Ты увидишь его в разных ситуациях и поймешь, что есть в нем такого, чего в тебе еще нет, что привлекает тебя в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни такие недавние события своей жизни, где ты действовал не самым удачным образом, ситуации, которые были для тебя трудны. Дай ему сыграть эти сцены. Всмотрись: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше чем ты. Теперь, когда ты понял это, возьми ручку, и запиши, что тебя привлекает в нем, что в нем есть такого, чего нет (пока еще нет) в тебе.

Напиши вверху или торжественно произнеси «Я – ОН (Она)».

Пауза.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «Я». Можешь нарисовать вокруг нее кружок, или даже солнце, можешь выделить каким-нибудь другим способом.

Твоя задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано. И определить «желательное» и «нежелательное» «Я» для каждой области. Просто проводи линию от «Я», центра твоей вселенной, рисуй квадратик, или кружочек, и пиши.

Готово? Сколько областей удалось выделить? А теперь продумай еще

4 — любых, самых неожиданных. Но важное условие: они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальное.

Посмотри на эту «звездную карту» своей жизни немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у тебя (вас), как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйся ими!

И это дает вам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми, сделает тебя «независимым и свободным для жизни»!

8. Синквейны. Вам предлагается написать ваш девиз на пути к успеху, достижении своей цели. Ваше стихотворение должно содержать позитивное настроение, используя

Синквейн — это стихотворение, состоящее из строк, где:

1-я строка — два прилагательных,

2-я строка — три глагола,
3-я строка — фраза на тему синквейна.
Фрагмент синквейна:

Внимательный, старательный, Успех

Творит, дерзает, знает, Краткосрочный, долгосрочный

Он знает, чего хочет – Трудиться, добиваться, реализовывать

Достигает. Положительный исход.

РЕФЛЕКСИЯ.

— Что полезного на сегодняшнем занятии вы для себя получили?

— На сегодняшнем занятии нам было интересно…

Мое настроение на конец занятия…..

Благодарю Вас за участие! До новых встреч! До свидания!

kopilkaurokov.ru

Творческий урок по учебной дисциплине «Основы психологии для старшеклассников»

Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием “конфликт”, его составляющими;
  • Познакомить со схемой Я-высказывания, как техники конструктивного выражения негативных эмоций;
  • Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Ход занятия

1. Интеллектуальная разминка (решите задачи на нестандартное мышление)

Популярная книга.

Когда эта книга вышла в первый раз, ее читали лишь немногие очень богатые люди. Сейчас экземпляр этой книги есть, чуть ли не у всех, и очень многие люди часто заглядывают в нее. Однако купить ее в книжном магазине нельзя, как нельзя взять и в библиотеке. Что это за книга?

Церковные колокола I.

Один детектив в воскресенье утром лежал в постели и прислушивался к звону колоколов местной церкви. Вдруг он понял, что слушает фонограмму. Каким образом он догадался об этом?

2. Запись темы урока. Анатомия конфликта.

3. Упражнение “Ассоциации”.

Какие ассоциации возникают у вас при слове конфликт?

4.

Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

? Какие конфликты чаще всего возникают в вашей жизни?

Почему часто конфликт не разрешается в самом начале и продолжает развиваться, приводя к печальным, возможно, результатам?

Всегда ли причина конфликта лежит на поверхности? Почему?

5. Формула конфликта.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия.

Инцидент – повод к конфликту.

Вспомним математику и попробуйте решить, рассуждая логически, что нужно сделать, чтобы разрешить конфликт?

А) исчерпать инцидент;

Б) устранить конфликтную ситуацию.

Но только в жизни не всё решается математически просто. Как вы думаете почему?

Конфликт = конфлитоген1 + конфликтоген2 +К3 +…

Конфликтоген – это слова, действия или бездействия, которые могут спровоцировать конфликт.

Часто человек, не умея выразить своих негативных чувств, накапливает отрицательные эмоции в себе: в результате обижается, переживает, горюет, растрачивает своё здоровье. (пример все болезни от нервов).

А ведь стоило лишь озвучить то, что вас обидело или огорчило и, возможно, проблема была бы решена.

И сегодня мы попытаемся научиться конструктивно выражать свои чувства, не обостряя отношения и не провоцируя развитие конфликта.

6. Знакомство с Я-высказыванием.

Конструктивное выражение негативных чувств. Конструктивному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Помните, мы говорили с вами о психологических защитах — вытеснении, проекции, замещении? Это — несовершенные формы управления “плохими чувствами”. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность “взрыва”, понижения самооценки, ухудшения здоровья, психологи говорят, что их нужно отреагировать — т. е. “выпустить пар”. Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим.

Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций

1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

2. Что я хочу изменить?

3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько “их” (“его”)?

5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, “Они меня не любят…”, “Они меня не уважают…”)?

Существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций, о которых мы немного говорили в прошлом году, касаясь принципов позитивного воспитания. “Я-высказывания” являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающим другого человека. “Я-высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но особенно если вы раздражены, рассержены, в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже если вы так разозлились, что готовы убить вашего незадачливого собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в пылу ссоры.

Схема “Я-высказывания” такова:

1. Событие. “Когда…” (описание нежелательной ситуации). Например: “Кричишь на меня, в компании делаешь мне замечания, говоришь о том-то и том-то…”

2. Ваша реакция. “Я чувствую…” (описание ваших чувств). Например: “Я очень злюсь, мне так обидно, что хочется плакать”, “Я готов ударить тебя…”.

3. Предпочитаемый исход. “Мне хотелось бы, чтобы…” (описание желательного варианта). Например: “Чтобы ты перестала меня упрекать…”, “Не говорила мне о том-то…”, “Не отпускал шуточек в мой адрес…”.

При описании своего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции.

7. Практическая работа.

  • Построение я-высказываний по предложенным ситуациям.

Ваш младший брат изрисовал цветными карандашами тетрадь с сочинениями по литературе.

Мама отругала Вас за неубранную комнату в присутствии твоих друзей.

Ваш одноклассник взял у тебя тетрадь по истории, обещав вернуть вечером, а вернул утром в школе. В результате Вы не сделали домашнюю работу.

Ваш друг обещал сходить с Вами вечером в кинотеатр. Вы прождали его весь вечер, но так и не дождались.

Одноклассник подшучивает над вами при всех.

Когда вы говорите о чём-то серьёзном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

  • Придумывание собственных ситуаций

Обмен ситуациями

Решение

Обсуждение.

? Какая часть формулируется труднее? Почему?

8. Домашнее задание.

Существует много различных способов выражения своих чувств, не нанося обид и оскорблений вашему окружению.

Шутливое письмо.

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в «снежки». Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

— Что было при этом труднее всего?

— Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

— Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

— Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

— Когда полезно смеяться над конфликтом?

9. Рефлексия.

Закончите предложения:

Я хотел бы сказать…..
Сегодня на занятии понял(а), что…
Сегодня для меня полезным было…
Я не совсем поняла на занятии…
Самым трудным для меня было…
Мне не понравилось…
Мне хотелось бы…

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Секреты памяти. Психологическое занятие для обучающихся средних и старших классов.

Слайд 1

Секреты памяти

Слайд 2

Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов . Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка. Возможности памяти безграничны

Слайд 3

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то — что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Память индивидуальна

Слайд 4

С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика. Рассеянность – не признак плохой памяти

Слайд 6

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. В некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками. С возрастом память ухудшается не всегда

Слайд 7

Умение забывать Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Слайд 8

В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны — не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди. Память можно улучшить

Слайд 9

Впечатление, повторение и ассоциация Человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три: впечатление, повторение, ассоциация.

Слайд 10

Е сли вы хотите что-либо запомнить, то для этого нужно: Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление , используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние. Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли. Второй закон памяти — повторение .

Слайд 11

= И, наконец, третий закон — ассоциации . Единственный способ надежно запомнить некий факт — это связать его с каким-либо другим. Смысловая память Запомните 10 пар слов, связанных по смыслу. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.

Слайд 12

Шум-вода Стол-обед Мост-река Рубль-копейка Лес-медведь Дуб- желудь Дичь-выстрел Рой-пчела Час-время Гвоздь- доска Смысловая память

Слайд 13

Пень дрель Кукушка автобус Ветка двор Гранат соль Клык зАмок Змея барабан Червяк лапша Гора комната Петух карта Голова поганка Ассоциативная память

Слайд 14

Дом джип Комната бан Машина ча Дорога киль Деньги тон Любовь саран Песня норе Медведь ком Собака ке Лошадь маль Лиса еу Корейские слова

Слайд 15

Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. Тренировка памяти

Слайд 16

ДИРИЖАБЛЬ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ МЕЛЬНИЦА ПОПУГАЙ ЛИСТОК ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ

Слайд 17

САМОЛЕТ ЧАЙНИК БАБОЧКА НОГИ БРЕВНО СВЕЧА ТАЧКА ЖУРНАЛ МАШИНА СТОЛБ ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ

Слайд 18

ПАРОХОД СОБАКА ПАРТА САПОГИ СКОВОРОДА КАЛАЧ РОЩА ГРИБ ШУТКА СЕНО ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ

Слайд 19

ВОЛК БОЧКА КОНЬКИ САМОВАР ПИЛА ВЕСЛО ЗАГАДКА ПРОГУЛКА КНИГА ТРАКТОР ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ

Слайд 20

Диагностика когнитивных процессов. В помощь практическому психологу. Серия «Интеллект». Нижний Новгород, 1993 Методика «Изучение типа памяти», с.12 Литература

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *