Уровень притязаний и самооценка. Самоучитель по психологии
Уровень притязаний и самооценка
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.
Уровень притязаний, свойственный человеку, и его самооценка взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, выбор более или менее трудной цели мы делаем на основе самооценки своих ресурсов. С другой стороны, успех и неуспех в достижении цели (выбранной в соответствии с уровнем притязаний) оказывают влияние на самооценку.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).
Каждый из нас ставит перед собой множество целей различного масштаба: найти лекарство от рака, совершить полет на Луну, стать лучшим студентом на курсе, не опоздать завтра на работу, заработать денег на летний отдых, преодолеть боязнь высоты, бросить курить и т.
– Уровень трудности, который планируется достигнуть в будущем в результате целой серии последовательных действий – идеальная цель (например, совершить крупное открытие в науке и получить Нобелевскую премию).
– Уровень трудности очередного действия; выбор таких ближайших целей мы делаем на основе переживания успеха или неуспеха наших действий в прошлом. Это уровень притязаний в данный момент (например, оказаться достаточно пунктуальным, чтобы прийти сегодня на работу вовремя).
– Желаемый уровень самооценки личности – уровень «Я».
Представим себе, что мы находимся в ситуации выбора очередной цели, у нас нет в данный момент никаких обязательств перед окружающими, на нас ничто и никто не оказывает давления и мы вольны совершенно свободно установить себе «планку» – выбрать действие любого уровня трудности.
В принципе, в каждом человеке живет стремление повысить свою самооценку, и это стремление в ситуации выбора порождает внутренний конфликт (который, правда, может быть как очевидным для самого человека, так и почти незаметным, неосознанным и малоинтенсивным).
Этот конфликт заключается вот в чем: с одной стороны, нам хочется как можно более полно насладиться ощущением успеха, сделать этот успех максимальным, а это порождает тенденцию повысить уровень притязаний, поднять планку повыше. (Вспомните «механизм» возникновения радости: это переживание возникает при достижении цели, и чем труднее был путь к успеху, тем более сильной является эмоция радости.)
Но с другой стороны, очень хочется избежать неудачи, а это, как вы понимаете, подталкивает нас к тому чтобы планку понизить, т. е. снизить уровень притязаний.
Конечно, в реальной жизни наша свобода выбора той или иной цели может быть довольно сильно ограничена внешними условиями. Но все же уровень притязаний определяется не только и не столько объективной ситуацией, сколько более или менее постоянной склонностью человека ставить перед собой реалистичные цели, либо же чрезмерно высокие или, напротив, заниженные (по отношению к собственным возможностям).
– Люди с реалистичным уровнем притязаний способны критично оценить свои достижения, трезво оценить свои успехи и неудачи, сделать выводы о своих сильных и слабых сторонах. Как правило, переживание успеха, вызванное достижением цели, влечет за собой повышение уровня притязаний. И напротив, переживание неуспеха, если желаемой цели достичь не удалось, заставляет несколько понизить уровень притязаний.
– А вот люди с неадекватной самооценкой и нереалистичным уровнем притязаний поступают иначе: снижают трудность новой цели после того, как успешно достигли предыдущей (заниженная самооценка) или повышают уровень сложности вопреки тому, что и в достижении более простой цели потерпели фиаско (завышенная самооценка).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
49.
Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе
Самооценка
Самооценка
Самооценка Джерри очень аргументировано общался со своими внутренними частями, но, несмотря на это, ответы не возникали. Я заметила, что Джерри все время уходил в себя, чтобы задать вопрос, в это время он хмурился, и появлялось сердитое выражение лица. После этого он сказал
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Здоровый ребенок. Ребенок–астеник всегда отличается заниженной самооценкой. Он готов пропустить вперед себя других детей, с готовностью отдает им свои игрушки и в играх занимает самую невыгодную позицию. Однако он смеется, ему хорошо с другими детьми, хотя
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА У подростка–астеника крайне низкий уровень самопринятия. Ему не нравится собственная внешность, походка, форма носа и ушей. Красивая девочка, улыбаясь, прикрывает рот рукой, потому что у нее «уродливая улыбка».Астенику не нравится собственное поведение, в
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Самооценка у астеника занижена, у него низкий уровень самопринятия, он неправильно оценивает свои ресурсы и имеет тенденцию их занижать, у него низкий уровень заботы о себе.
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Для ребенка–истероида присуща резко завышенная самооценка. Ему хочется постоянно быть в центре внимания семьи, окружающих, всего
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Самооценка завышена, и чем более невротизирован подросток, тем более ненасытной становится его жажда внимания со стороны
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Именно эта черта — желание постоянно обращать на себя внимание — является стержнем личности, на который нанизаны все остальные поведенческие реакции.«Основа их личности — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения,
Уровень притязаний личности
Уровень притязаний личности С самооценкой личности тесно связан уровень его притязаний. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнемСамооценка и уровень притязаний
Самооценка и уровень притязаний Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и
Самооценка
Самооценка Методики измерения самооценки в среднем детстве и подростковом возрасте многочисленны и разнообразны (Coopersmith, 1967; Harter, 1985; March, 1988; Piers & Harris, 1969; Rosenberg, 1979). Несмотря на это разнообразие, они имеют ряд общих особенностей. Во-первых, самое очевидное, это то, на что
Исследование уровня притязаний
Исследование уровня притязаний Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении
САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА Настоящая женщина должна знать себе цену. Но не называть ее мужчине.Д.Е.А теперь поговорим о том, без чего невозможно стать Настоящей Женщиной, — о самооценке.Самооценка — это то, что ты думаешь о самой себе, то, как ты себя ценишь. Иными словами, если взять
2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение
2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение В ходе последующего развития психологии анализ самоутверждения личности становится научным, строгим, освобождаясь от всякого рода обыденных представлений и умозрительных высказываний. Принципы
что это такое в психологии и чем характеризуется
Постановка целей – важная задача для любого человека, т. к. позволяет получать желаемое, а также всё необходимое для существования. Нужно реально оценивать свои силы, чтобы выбирать достаточный уровень притязаний. Когда возможности соответствуют желаниям, происходит более быстрое развитие личности по всем направлениям. Ниже будут рассмотрены особенности этих процессов.
Содержание
Уровень притязаний: что это такое в психологии
В XX в. сформировалось понятие социальной психологии, чему способствовал специалист Курт Левин. При его участии были определены термины: групповая динамика, игровые ситуации, уровень притязаний (УП) и прочие. Последний из них будет рассмотрен ниже. Его ввела сотрудница К. Левина – Т. Дембо.
В чём проявляется уровень притязаний
На определение цели, формирование уровня вероятных притязаний оказывает влияние ряд субъективных переживаний, в частности, речь идет о восприятии успехов и неудач. При этом рассматривается не результат, а способность человека его адекватно воспринимать. Часто наблюдается отказ от дальнейших достижений ввиду неудачи. Положительные сдвиги на пути к цели придают уверенности, человек продолжает делать шаги к получению желаемого.
Основные понятия теории Курта Левина:
- опыт получают благодаря прошлым достижениям, на основании этого формируется оценка собственных возможностей и способность ставить новые цели;
- когда получают результат, соотносят ожидания с реальностью, при этом есть 3 варианта: итог превосходит предположения о том, каким он будет, соответствует им или намного уступает;
- на основании перечисленных процессов появляется реакция человека: может возникнуть разочарование и отказ достигать новых целей, а также вдохновение и устремление, готовность к новым свершениям.
Результат достижения цели не всегда однозначный. Например, те, кто снискал успех, могут испытывать кратковременную радость или неудовлетворение из-за того, что цель после получения желаемого кажется мелкой, тут же ставятся более сложные задачи. Другие же (если ничего не вышло), наоборот, иногда испытывают азарт из-за потребности достичь другой, более высокой цели.
Уровень возможных притязаний определяется тем, насколько сложные задачи ставятся. При этом также проявляется и величина амбиций. Но не всегда последняя определяется способностями человека. Несоответствие величины притязаний и цели является причиной отсутствия опыта из-за отсутствия такой необходимости (например, если человек долго жил за чужой счет или не имел возможности принимать решения – за него это делали другие).
Если человек ранее жил в достатке, не имея нужды самостоятельно обеспечивать себя, то привыкает считать нормой высокие цели при минимальных личных возможностях, способностях. Когда он оказывается в других условиях, сформировавшаяся привычка не позволяет ставить реальные задачи, а завышенные ожидания приводят к разочарованиям. Не следует также считать уровень возможных притязаний равным величине способностей. Это разные понятия.
Психологические функции уровня притязаний личности
Уровень притязаний – необычайно важное понятие для становления личности. Это обусловлено тем, что благодаря ему поддерживается самооценка на должном уровне. Вместе с тем притязания не должны быть слишком высокими, иначе придётся постоянно испытывать разочарование от несбывшихся ожиданий. Это негативно скажется на самооценке. Может показаться, что противоположные тенденции образуют конфликт. Однако именно благодаря противоречиям уровень притязаний выполняет 2 важные функции:
- позволяет приспособиться к любым условиям окружающей среды, которые постоянно меняются;
- защищает человека от нанесения вреда самооценке, когда ожидания не оправдались.
Конфликт между тенденциями одновременно позволяет поднять притязания, но вместе с тем и умеренно снижает их, чтобы можно было избежать неудачи, разочарования. Это значит, что для сохранения самооценки нужно найти баланс между меняющимися условиями.
Классификация уровня притязаний
Личность представляет собой сложную структуру с иерархией мотивов, целей. При определении уровня возможных притязаний оценивается склонность к амбициям, их соответствие способностям. Это позволяет задать композицию, рисунок конкретных потребностей, желаний. Причем структура любого уровня притязаний состоит из 2 составляющих: реальная и идеальная цель. В первом случае принимается во внимание жизненная ситуация, а во втором – в основу ложатся максимальные устремления, что, в случае успеха, позволит достичь наивысшего результата.
Уровень возможных притязаний может быть следующих двух типов:
- частный;
- общий.
Изначально они отличаются условиями, при которых задается цель. Соответственно, результат тоже будет отличаться.
Частный (ситуативный) УП
К этой группе относятся цели, которые задаются в определённой области. Например, человек стремится достичь успеха в спорте, музыке. Частным называют также уровень притязаний в тех случаях, когда прикладываются усилия, чтобы занять своё место в обществе. Относительно глобальных целей, устремления носят исключительно частный характер, т. к. касаются только одного человека.
Общий (личностный) УП
Задачи, которые определяет человек, могут касаться многих областей. Они не носят узкий характер, а потому не такие точные как частные. Примером служат притязания в области достижения нравственных, интеллектуальных качеств. При этом они могут касаться одновременно многих сфер жизнедеятельности.
Виды уровней притязания личности в психологии
Потребности и желания формируются под влиянием разных факторов. Прежде всего, учитывают уровень притязаний, что позволяет расширить или, наоборот, сузить возможности до определенной границы. Существует целый комплекс факторов, оказывающих влияние на результат в обоих случаях. Чтобы понять, к чему может привести тот или иной сценарий, следует разобраться, какие существуют разновидности уровней притязаний. Вот основные из них:
- завышенный;
- адекватный;
- низкий.
В каждом случае цели, которые ставит перед собой человек, будут иметь разную величину, степень сложности достижения.
Завышенный (высокий) уровень притязаний
Чем выше требования к окружающему миру, ожидания, связанные с ним, потребности и желания, тем сложнее человеку адаптироваться в разных условиях. Он будет испытывать разочарование, сталкиваться с неудачами, какой бы ни была цель, т. к. сложно добиться реализации идеально составленного плана без малейших его изменений.
В отличие от высокого уровня притязаний, слегка завышенный позволяет поддерживать стремление к совершенству, но при этом не будет создавать условия для разочарования. Такая позиция создаёт условия для появления азарта, способствующего достижению более высоких целей, нежели те, что строятся только на основе личных возможностей. Человек часто не подозревает о том, какими качествами обладает. Завышенный уровень притязаний позволяет раскрыть потенциал характера.
Но есть риск разочарования, если человек неверно настраивает себя, ожидает только успеха. Это постепенно приближает его к нереалистичному уровню притязаний, когда есть убеждение в победе при отсутствии каких-либо предпосылок к тому.
Адекватный уровень притязаний
Когда человек задаёт цель, учитывая собственные возможности, это не позволяет ему сильно разочаровываться. В большинстве случаев при адекватном уровне притязаний достигают успеха, т. к. этому способствует наличие возможностей, необходимых для выполнения тех или иных действий, чтобы получить желаемое. С другой стороны, такой вариант не позволяет развиваться, достигать больших высот, т. к. человек не выходит за рамки своих способностей, а действует исключительно в их пределах.
Низкий (заниженный) уровень притязаний
Если потребности минимальные, человек всегда ставит мелкие цели перед собой. Они не выходят за рамки возможностей, поэтому не способствуют развитию, а чаще всего лишь удовлетворяют насущные потребности. Низкий уровень притязаний часто и вовсе останавливает человека от совершения того или иного действия. Это свойственно людям с низкой самооценкой, комплексом неполноценности, различными фобиями. Признаки низкого уровня притязаний: выбор мелких целей, отказ от очевидных великолепных возможностей, которые бы помогли раскрыть таланты.
Завышенный
50%
Адекватный
50%
Низкий
0%
Проголосовало: 2
Связь самооценки и УП
Постановка целей, определение своих потребностей и желаний часто идёт параллельно с оценкой себя, как личности, и своих качеств. Важно помнить, что отмечается лишь косвенная связь между понятиями. Не всегда высокая самооценка определяет соответствующий уровень притязаний, т. к. оказывают влияние и прочие факторы. Причём взаимодействие между этими понятиями довольно сложное, нельзя ожидать прямого следствия при понижении самооценки или её повышении.
Влияние завышенной самооценки
Часто у таких людей формируется высокий уровень притязаний, причем он граничит с неадекватным. Человек не может правильно дать оценку качествам характера. Лишь небольшой процент людей правильно задаёт цель, не рискуя сильно разочароваться результатом.
Влияние низкой самооценки
Когда у человека наблюдаются все признаки комплекса неполноценности, не стоит ожидать, что он достигнет вершин успеха. Но под влиянием окружающих уровень притязаний может быть достаточно повышен для постановки правильной цели. Без сторонней помощи такой человек будет постоянно выбирать места «на задворках» жизни, полагая, что ничего другого не заслужил. Один из характерных признаков такого состояния – низкая решимость или её полное отсутствие.
Уровень притязаний — показатель самооценки. Как повысить самооценку?Возрастные особенности формирования уровня притязаний личности
Важную роль уровень притязаний играет в процессе становления личности. Причем на разных этапах развития человека есть свои особенности.
В детском возрасте
Учитывая тесную связь с формированием самооценки, отмечают ряд факторов, которые влияют на уровень притязаний ребёнка:
- результат деятельности;
- соотношение успехов и неудач;
- оценка действий ребёнка окружающими (преимущественно близкими людьми).
В возрасте 2-3 лет уже формируется уровень притязаний. Причем ребёнок оценивает свои действия, успехи в точности так, как это делает взрослый в отношении его. Это значит, что близкие формируют уровень притязаний у детей на данном этапе развития.
В подростковом возрасте
Усиливается стремление к самовоспитанию, мнение близких уже не первично. Формируется самосознание, что позволяет совершать попытки оценивать свои качества без сторонней помощи. Но подсознательно подросток все ещё учитывает мнение взрослых. Если притязания не соответствуют ему, это способствует повышению чувствительности, появлению более острой реакции.
В юношеском возрасте
В 15-16 лет появляются представления о будущей профессии, формируются более реальные цели в разных сферах жизни. Притязания личности позволяют определять и сроки их достижения. В юношеском возрасте часто формируются завышенные представления о своих возможностях. Это обусловлено тем, что мнение окружающих нивелируется, становится первичной собственная оценка.
Примеры реальных и завышенных притязаний
Важно понимать, как проявляется нормальное и искажённое восприятие своих возможностей.
Завышенные притязания:
- молодой человек без образования пытается устроиться в крупную фирму на солидную должность, не имея также опыта;
- девушка, не имеющая образования, невоспитанная и с низким уровнем интеллекта ждёт принца.
Адекватные притязания:
- при поиске работы человек оценивает свои качества, соотносит их с требованиями работодателя;
- парень-работяга выбирает для себя девушку среди более простых.
Исследование и методика оценки уровня притязаний
Есть ряд самодиагностик, позволяющих определить уровень своих притязаний:
- опросник В. Грабчевского;
- метод Шварцландера.
Интересен второй из них. В этом случае проводят 4 эксперимента по одному принципу – расставляют плюсики. Играет роль скорость выполнения задания, что позволяет оценить предположительное и реальное количество проставленных символов. После проведения тестов определяют общий бал, на основании чего – уровень возможных притязаний. Если этого недостаточно, можно обратиться к психологу, он также поможет оценить величину амбиций.
КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценкеКак привести в норму уровень притязаний
Важно поработать со своей самооценкой. Это позволит адекватно оценивать возможности, качества характера. Для повышения или нормализации самооценки можно использовать методики, тренинги для самостоятельной проработки. Более эффективный способ – посещение психолога.
А как считаете вы, к какому уровню притязаний стоит стремиться? Поделитесь вашим мнением в комментариях.
Реализация ценностных приоритетов других лиц, важных для молодежи — ScienceDaily
Новости науки
от исследовательских организаций
- Дата:
- 24 февраля 2014 г.
- Источник:
- CNRS (Делегация Париж-Мишель-Анж)
- Резюме:
- Независимо от наших личных ценностей, мы основываем большую часть нашей самооценки на реализации доминирующих ценностей нашей культуры, показывает глобальный опрос. Результаты исследования отражают ответы более 5000 подростков и молодых людей в 19страны. Они показывают, что молодые респонденты основывают свою самооценку не на своих личных ценностях, которые, кажется, мало или совсем не влияют на их самооценку, а на реализации ценностных приоритетов других людей в их культурной среде.
- Поделиться:
Фейсбук Твиттер Пинтерест LinkedIN Электронная почта
реклама
ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ
Независимо от наших личных ценностей, мы основываем большую часть нашей самооценки на реализации доминирующих ценностей нашей культуры, показывает глобальное исследование, проведенное Майей Беккер, социальным психологом в CLLE (Laboratoire Cognition, Langue, Langages, Ergonomie, CNRS/Université de Toulouse II-Le Mirail). Результаты исследования, в котором приняли участие более 5000 подростков и молодых людей в 19страны, были недавно опубликованы в Интернете в Бюллетене по психологии личности и социальной психологии.
Мы все можем думать о ситуациях, которые формируют у нас положительное представление о себе, таких как успехи в школе или на работе, удовлетворительные отношения с друзьями и семьей, соблюдение наших моральных норм во взаимодействии с другими людьми или обладание желаемой собственностью. Мы также можем думать о других вещах, которыми мы меньше гордимся и которые не заставляют нас чувствовать себя так хорошо. Но почему они важны? Какие факторы влияют на нашу самооценку?
В течение последних ста лет психология в основном исходила из того, что люди основывают свою самооценку на реализации ценностей, которые они лично считают наиболее важными. Однако всемирный опрос более 5000 подростков и молодых людей, начатый в 2008 году и охватывающий 19 стран Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, Южной Америки, Африки и Азии, ставит под сомнение эту широко распространенную гипотезу.
Результаты показывают, что молодые респонденты основывают свою самооценку не на своих личных ценностях, которые, кажется, мало или совсем не влияют на их самооценку, а на реализации ценностных приоритетов других людей в их культурные среды. В опросе приняли участие около 200 учащихся средних школ в каждой стране, большинство из них в возрасте от 16 до 17 лет. Исследователи отметили, что самооценка их респондентов во всех культурах основывалась на четырех ключевых факторах: контроль над своей жизнью, выполнение своего долга, принесение пользы другим и достижение социального статуса. Тем не менее, относительная важность каждого из этих элементов для индивидуальной самооценки варьируется в зависимости от культуры. Например, участники опроса, живущие в культурном контексте, в котором ценятся такие ценности, как личная свобода и ведущая стимулирующую жизнь (в Западной Европе и некоторых регионах Южной Америки), с большей вероятностью формируют свою самооценку из-за впечатления, что они контролируют свою жизнь. жизни. С другой стороны, те, кто живет в культурах, которые ценят конформизм, традиции и безопасность (некоторые части Ближнего Востока, Африки и Азии), сравнительно чаще основывают свою самооценку на чувстве выполнения своего долга.
В этом свете самооценка кажется в основном совместным, а не индивидуальным предприятием. Эти данные свидетельствуют о том, что система формирования самооценки является важным каналом, через который люди усваивают ценности своей культуры на имплицитном уровне, даже если они заявляют, что не поддерживают эти ценности, когда об этом прямо спрашивают. Эти тонкие процессы могут побуждать людей действовать в соответствии с ожиданиями общества, в котором они живут, помогая тем самым поддерживать социальную солидарность.
реклама
История Источник:
Материалы предоставлены CNRS (делегация Paris Michel-Ange) . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
Ссылка на журнал :
- М. Беккер, В. Л. Виньоль, Э. Оу, М. Дж. Истербрук, Р. Браун, П. Б. Смит, М. Х. Бонд, К. Регалия, К. Манци, М. Брамбилла, С. Альдафри, Р. Гонсалес, Д. Карраско, М. Пас Кадена, С. Лей, И. Швайгер Галло, А. Торрес, Л. Камино, Э. Озген, У. Э. Гунер, Н. Ямако Лу, Ф. К. Сильвейра Лемос, Э. В. Трухильо , П. Баланта, М. Э. Дж. Макапагал, М. Кристина Феррейра, Г. Херман, И. де Соваж, Д. Бургиньон, К. Ван, М. Фулоп, К. Харб, А. Чибика, К. Х. Меконнен, М. Мартин, Г. Нижарадзе, А. Гаврелюк, Ю. Буйтендач, А. Валк, С. Х. Коллер. Культурные основы самооценки: положительное видение себя в различных культурных контекстах . Бюллетень личности и социальной психологии , 2014; DOI: 10.1177/0146167214522836
Процитировать эту страницу :
- MLA
- АПА
- Чикаго
CNRS (делегация Paris Michel-Ange). «Культура влияет на самооценку молодых людей: выполнение ценностных приоритетов других людей, важных для молодежи». ScienceDaily. ScienceDaily, 24 февраля 2014 г.
CNRS (делегация Paris Michel-Ange). (2014, 24 февраля). Культура влияет на самооценку молодых людей: реализация ценностных приоритетов других людей, важных для молодежи. ScienceDaily . Получено 5 июня 2023 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2014/02/140224081027.htm
CNRS (Délégation Paris Michel-Ange). «Культура влияет на самооценку молодых людей: выполнение ценностных приоритетов других людей, важных для молодежи». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2014/02/140224081027.htm (по состоянию на 5 июня 2023 г.).
Культурный взгляд на мышление подростка – Социолог
Опубликовано 24 января 2020 г. автором Tomisin Fasosin — Все выпуски, январь 2020 г.
Культура и самооценка
Многочисленные исследования, проведенные исследователями в области социологии, показали, что сдерживание культурой самооценки у подростков отличается от ее сдерживания в любой другой возрастной группе. Различия между возрастными группами могут быть подкреплены тем фактом, что подростки в таком юном возрасте впечатлительны и не имеют надежной идентичности (Bleidorn et al., 2016). Самоуважение — это то, чем обладают все люди и что они постоянно стремятся улучшить (Flynn, 2003). Важно смотреть на самооценку с культурной точки зрения, чтобы точно определить, где должны быть сделаны адекватные поведенческие изменения для ее улучшения. Мало того, что поведение, установки и ценности подростковой культуры имеют прямую корреляцию с их самооценкой, культура, несомненно, способствует развитию у подростка чувства собственного достоинства в обществе.
Культура снижает уровень самооценки человека, потому что она содержит определенные аспекты его жизни, такие как его ценности и убеждения, которые становятся авангардом того, как человек измеряет свою ценность. Самооценка — целостное понятие, и на нее влияет не только изнутри, но и окружение. Эта социальная конструкция включает в себя культурные ценности и то, как общество придает значение этим ценностям (Louis 2014). Он отражает доминирующие ценности в культуре любого конкретного человека (Беккер и др., 2016). Многие специалисты в области социологии исследовали влияние своего окружения на общую самооценку. Бывший профессор социологии Мэрилендского университета Моррис Розенберг часто задавал вопросы о том, как социальная жизнь, повседневные взаимодействия и социальные структуры играют роль в формировании того, кем человек является и хочет быть (Rosenberg 19).65).
Культура включает в себя все факторы, которые могут играть роль в развитии самооценки, включая расу, социально-экономический класс, пол и возраст (Myers et al. 2011). Что касается расового аспекта, то афроамериканцы обычно получают личную самооценку из-за отраженной оценки со стороны своего сообщества, но их личная эффективность ниже из-за социального и экономического неравенства. Это показывает, что раса может влиять на уровень самооценки. С социально-экономической точки зрения исследование 918 младших подростков из семей низшего и высшего среднего класса в Колумбии и Квебеке изучали их самооценку (Santo et. al 2013). Исследователи обнаружили, что на самооценку подростков влияли контекстуальные факторы, такие как раса, пол, семейное положение и социальный класс. Эти факторы в конечном итоге вызывают расхождения в самооценке в разных культурах.
Самоуважение возникает, когда человек усваивает культурные ценности (Becker et al. 2014). Поскольку все люди разные по-своему, то и то, как они воспринимают мир и самих себя в нем, будет отличаться. Связь между культурой и самооценкой имеет решающее значение для понимания ее влияния на подростков. Окружение подростка в конечном итоге влияет на то, как он воспринимает свою ценность, из-за различных аспектов его окружения.
Говоря о самооценке, нужно учитывать постоянно растущий ум подростка. Поскольку психика подростков недоразвита, культурные различия оказывают существенное влияние на эволюцию их психики. В исследовании, включенном в Архив научной психологии , результаты показали, что социокультурные различия на самом деле снижают самооценку в разные возрастные периоды. Наличие культурных различий было более заметным в подростковом возрасте, чем в любой другой возрастной период. (Хельвиг и Рупрехт, 2017). «Подростковый возраст может быть временем дезориентации и открытий», поскольку подросток сталкивается с противоположными идеалами из самых разных сред (Tsui 2015). Эти среды представляют собой культурные конфликты, с которыми сталкивается подросток по мере взросления.
Подростковый возраст
Поскольку подростковый возраст — это время новых и постоянно меняющихся впечатлений, то окружение оказывает наибольшее влияние на их ценности и убеждения. В исследовании Journal of Adolescence было проверено, как возраст влияет на влияние культуры на самооценку среди подростков младшего и среднего возраста. Исследователи заметили, что влияние культуры уменьшается по мере увеличения возраста их респондентов (Benish-Weisman et al., 2015).
Они ссылались на тот факт, что влияние культуры на поведение человека наиболее сильно в подростковом возрасте. Эксперты утверждают, что их самооценка все еще податлива; следовательно, культурное давление будет иметь большее влияние на их развитие (Bleidorn et al. 2016). Это давление отражает биологические и социокультурные влияния, оказываемые на молодых людей.
Интересно проанализировать поведение детей иммигрантов или детей смешанной расы, поскольку культурные конфликты в их жизни более очевидны.
Дети иммигрантов в Соединенных Штатах часто сталкиваются с культурными различиями в своей разнообразной среде в школе, дома и в других местах. Все это способствует развитию их индивидуальности (Flynn 2003). Смена среды, скорее всего, приведет к смене социальных конструктов и ценностей (Дэниел и др., 2016), поэтому большинству детей-иностранцев трудно определить себя как личность. Точно так же подростки смешанной расы часто сталкиваются со своей самооценкой. Расовые категории легли в основу идентичностей многих, и «какой» человек кажется более важным, чем «кто» он есть (Tsui 2015). Ценностная дифференциация — это идея, которая помогает нам понять, что ценность, которую культура придает определенным понятиям, может влиять и вызывать расхождения в самооценке в подростковом возрасте (Daniel et al., 2016). Сравнение этих значений может помочь в определении уровня самооценки у подростков.
Важно сравнить и сопоставить различия между культурами, связанные с самооценкой подростков, чтобы лучше понять, как они влияют на молодежь. Самооценка может не проявляться в одинаковой степени у определенных групп людей просто потому, что она не одинаково ценится в их культуре или среде (Дэниел и др., 2016). Это относится к дифференциации ценностей; идея о том, что важность, которую культура придает определенной идее, будет диктовать, как они будут выполнять тесты, связанные с этой идеей (Daniel et. al 2016). Даже сертифицированные тесты, такие как шкала самооценки Розенберга (RSES), могут быть не столь эффективными, потому что в разных культурах по-разному понимают самооценку и общую самооценку (Gnambs et al., 2018). RSES может быть не так актуален для ценностей или убеждений их культуры.
В статье «Позитивное видение себя в различных культурных контекстах» западные культуры сравниваются с восточными культурами; первые ценят индивидуальные свободы, в то время как вторые ценят соответствие и традиции (Беккер и др., 2014). Западная культура гордится самооценкой как чем-то, что есть у каждого и что он должен постоянно стремиться к улучшению (Flynn, 2003). В журнале Journal of Cross-Cultural Psychology исследования показали, что подростки из восточных культур, таких как Китай, Япония и Индия, имеют более низкие баллы по шкале самооценки Розенберга, чем их западные коллеги из Америки или Западной Европы.
Идея состоит в том, что культура оказывает такое сильное влияние на самооценку подростков, что убеждения или ценности этой культуры могут определять восприятие подростком своей ценности. Эти концепции довольно очевидны, но для того, чтобы что-то изменить, потребуется нечто большее, чем просто факты. В подростковом возрасте самооценка человека постоянно колеблется, и в это время в большей степени проявляются культурные различия (Хельвиг и др.). Если окружающая среда истощает его чувство собственного достоинства и достижений, его самооценка будет низкой (Manning 2007).
В Америке культура потребления современной эпохи изменила сознание подростков. Владение популярными коммерческими брендами оказывает большое влияние на самооценку современного подростка и на то, как они чувствуют себя в обществе. Это лишь один из многих примеров того, как ценности и социальные конструкции, связанные с группой людей, могут изменить самооценку молодого человека.
Шкала самооценки Розенберга (RSES)
Эти примеры должны быть не просто идентифицированы; следует собирать конкретную информацию и данные, связанные с ними. Опросы помогают социологам собирать данные из выборочных групп для создания сложных идей, затрагивающих распространенные темы в их среде. Такие опросники, как шкала самооценки Розенберга (RSES), помогли распространить знания о влиянии культуры на самооценку (Gnambs et al., 2018). RSES состоит из 10 вопросов с вариантами ответов от «Полностью согласен» и «Согласен» до «Не согласен» и «Совершенно не согласен».
Исследование из Архива научной психологии использовало RSES для выявления взаимосвязи между культурным происхождением и возрастом, когда речь идет о самооценке (Helwig et al. 2017). Данные этого исследования помогли выявить, что социально-культурный фон на самом деле сдерживает наличие высокой или низкой самооценки в разных возрастных группах. Модели хорошего самочувствия, такие как «неделимое я», способствуют позитивному поведению подростков и раскрывают инструменты, которые помогут повысить их самооценку (Myers, et al., 2011). В частности, эта модель включает в себя творческие, физические, основные, социальные и копинг-механизмы для поддержания самооценки. Если бы эти модели были распространены в школах по всей стране и преподавались бы учащимся, их влияние было бы невероятным. Шкала была предоставлена 18 лицам в ходе опроса, состоящего из трех частей, для оценки уровня важности различных способов, используемых для повышения устойчивости. Особое внимание уделялось позитивному командному климату. Придание важного значения культуре и позитивному окружению поможет повысить положительную самооценку. Устойчивость — это способность справляться с кризисом или восстанавливаться после трудностей (Meredith, et al., 2011).
Самое главное, устойчивость способствует положительной самооценке и самооценке. Еще одно понятие, похожее на устойчивость, — выносливость. Созданная Сюзанной Кобаса, выносливость предполагает, что существуют культурные буферы, которые влияют на самооценку и напрямую связаны с психологической устойчивостью (Kobasa 1982). Эта концепция подтверждает влияние культуры на самооценку подростков. Все это говорит о том, что окружающая среда, культура человека оказывают большое влияние на его личную устойчивость. Повышение устойчивости подростков с использованием этих опросов и моделей, несомненно, будет способствовать положительной самооценке и поведению подростков.
Опрос и результаты
В исследовательских целях я провел опрос в своей средней школе. Опрос служил для выявления различных культурных аспектов целевой группы, и в нем использовались заявления о самооценке для измерения уровня самооценки в моей целевой группе и того, как их окружение повлияло на самооценку. Я задавал демографические вопросы, чтобы получить представление о целевой группе, а затем использовал шкалу самооценки Розенберга (RSES), чтобы определить уровень самооценки респондентов.
Всего получателей было 80: 67 женщин и 13 мужчин. Что касается классов, то 12 учеников сообщили, что они были в 9-м классе, 52 — в 10-м, 14 — в 11-м и 2 ученика — в 12-м. В среднем у многих студентов в семье было от 4 до 5 человек. Около 88 процентов учащихся сообщили об участии во внеклассных мероприятиях, а большинство заявили, что принимают участие в 2-3 мероприятиях. Большинство студентов считали себя обладающими рядом хороших качеств, и только 8% не согласились с этим утверждением. Более трех четвертей студентов положительно относятся к себе и своим способностям. Хотя это хорошо, есть много различий. Более трех четвертей студентов хотели бы иметь больше уважения к себе, и такое же количество студентов временами чувствуют себя бесполезными. Более половины студентов считают, что они совсем не хороши.
Эти различия подтверждают утверждение о том, что культурные аспекты могут привести к колебаниям самооценки. Пол, раса, размер семьи и деятельность вне дома могут повлиять на то, как они видят себя по отношению к своим сверстникам и обществу. Теперь, имея эту информацию, респонденты смогут проанализировать, как их внутренние ценности и внешняя деятельность могут повлиять на их самооценку.
Заключение
Культура не только содержит семейное происхождение человека, но и играет роль в уровне самооценки подростка. Физическая, социальная, политическая и экономическая среда человека формирует то, как он видит себя в обществе. Есть много факторов, влияющих на восприятие подростком своей ценности, и культура охватывает все эти факторы.
Многие журналы и профессиональные исследования подчеркивают тот факт, что ценности, которые усваивают подростки, оказывают большое влияние на то, как они оценивают свою ценность. Важно смотреть на самооценку с культурной точки зрения, потому что можно выделить определенные различия, которые вызывают ее различия, что в конечном итоге позволяет людям осознать, какое огромное влияние оказывает культура на самооценку.
Благодаря моему исследованию я лучше понял тему, и мое собственное исследование подтверждает утверждение некоторых ученых. Поощрение положительной самооценки создает поколение социально сознательных людей, которые могут расти вместе как сообщество. Благодаря совместным механизмам выживания и активным обсуждениям культурных различий подростки не только повысят свою самооценку, но и побудят к этому других.
Источник: pixabay.com
Процитированные работы
«Подростковый возраст». Psychology Today , www.psychologytoday.com/us/basics/adolescence. По состоянию на 5 марта 2019 г.
Becker, M., and Et. др. «Культура влияет на самооценку молодых людей: реализация ценностных приоритетов других людей, важных для молодежи». Позитивное видение себя в различных культурных контекстах . Science Daily , doi: 10.1177/0146167214522836. По состоянию на 10 декабря 2018 г.
Бениш-Вайсман, Майя и др. «Множественные социальные идентификации и самооценка подростков». Журнал подросткового возраста , том. 44, октябрь 2015 г., стр. 21–31. EBSCOhost , doi:10.1016/j.adolescence.2015.06.008.
Блейдорн, Вибке и др. «Возрастные и гендерные различия в самооценке — межкультурное окно». Журнал личности и социальной психологии , том. 111, нет. 3, сентябрь 2016 г., стр. 396–410. EBSCOhost , doi:10.1037/pspp0000078.supp (дополнение).
Даниэль, Элла и др. «Дифференциация ценностей и самооценка среди молодежи большинства и иммигрантов». Журнал нравственного воспитания , том. 45, нет. 3, сентябрь 2016 г., стр. 338–353. EBSCOhost , doi:10.1080/03057240.2016.1204273.
Флинн, Хизер Колер. «Теория и измерение самооценки: критический обзор». Теория и измерение самооценки: критический обзор , vol. 3, нет. 1, ноябрь 2003 г. ThirdSpace , journals.sfu.ca/ Thirdspace/index.php/journal/article/view/kohler-flynn/164. По состоянию на 5 октября 2018 г.
Гнамбс, Тимо и др. «Структура шкалы самооценки Розенберга: межкультурный метаанализ». Zeitschrift Für Psychologie , vol. 226, нет. 1, 2018 г., стр. 14–29. EBSCOhost , doi: 10.1027/2151-2604/a000317 (дополнение).
Хельвиг, Натаниэль Э. и Марк Р. Рупрехт. «Возраст, пол и самооценка: социокультурный взгляд через непараметрическую линзу». Архив научной психологии , том. 5, нет. 1, июль 2017 г., стр. 19–31. EBSCOхост , doi:10.1037/arc0000032.supp (дополнение).
Хьюз, Майкл и Дэвид Х. Демо. «Самовосприятие чернокожих американцев: самооценка и личная эффективность». Американский журнал социологии , том. 95, нет. 1, 1989, стр. 132–159. JSTOR , JSTOR, www.jstor.org/stable/2780408.
Кобаса, Сюзанна. «Выносливость». Research Gate, , январь 1982 г., https://www.researchgate.net/publication/232539170_Hardiness_and_Health_A_Prospective_Study. По состоянию на 25 марта 2019 г..
Луи, Летиция. «Культура влияет на самооценку молодых людей». CNRS , 13 февраля 2014 г., www2.cnrs.fr/sites/en/fichier/cp_estime_de_soi_mb_ang.pdf. По состоянию на 4 января 2019 г.
Мэннинг, Морин А. «Я-концепция и самооценка у подростков». Служба поддержки студентов . Специалист по семантике , pdfs.semanticscholar.org/5367/523293360cf1fd39a4da7a7f4e7e27bfcbaa.pdf. По состоянию на 15 января 2019 г. Выдержка, первоначально опубликованная в Student Services , февраль 2007 г.
Мередит, Лиза С. и др. «Литература и экспертный обзор для выявления факторов, способствующих устойчивости». Повышение психологической устойчивости в вооруженных силах США , RAND Corporation, 2011 г., стр. 11–30. JSTOR , www.jstor.org/stable/10.7249/mg996osd.10.
Майерс, Джейн Э. и др. «Поощрение самооценки у подростков: влияние факторов благополучия». Журнал консультирования и развития , том. 89, нет. 1, зима 2011 г., стр. 28–36. EBSCOхост ,proxy-bc.researchport.umd.edu/login?url=http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=ip,url,uid&db=buh&AN=58488114&site=eds-live&scope=site.
«Шкала самооценки Розенберга». Самостоятельные меры исследования любви и сострадания: самооценка , под редакцией Fetzer. Fetzer Institute , Fetzer, fetzer.org/sites/default/files/images/stories/pdf/selfmeasures/Self_Measures_for_Self-Esteem_ROSENBERG_SELF-ESTEEM.pdf. По состоянию на 1 октября 2018 г.
Санто, Джонатан Брюс и др. «Факторы, лежащие в основе контекстуальных вариаций в структуре личности: различия, связанные с СЭС, полом, культурой и статусом «большинства / не большинства» в раннем подростковом возрасте».