типы и виды, методы диагностики, оценка, причины и лечение
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал состояния, когда по необъяснимым причинам появляется дискомфорт и предчувствие, что скоро произойдет что-то страшное. Тревожные расстройства чаще всего относятся к невротическим заболеваниям, они обусловлены патологическим состоянием больных.
При этом клиническая картина может существенно отличаться, однако определенных нарушений личности не наблюдается. От состояния тревожности страдают люди в любом возрасте, в том числе и самые маленькие дети. Согласно статистическим данным, подобные расстройства, чаще всего настигают молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет. Однако в зависимости от ситуации, абсолютно каждый человек может испытывать необъяснимое беспокойство.
Когда данные эмоции становятся слишком сильными или неконтролируемыми, это мешает личности нормально заниматься привычными делами и общаться с окружающим миром. Есть огромное количество нарушений психического типа, симптоматика которых включает различные уровни тревожности. Это может быть фобия, просттравматическое состояние или панические атаки. Если человек испытывает слишком сильное чувство тревоги, то это заставляет его находиться в нервном состоянии практически постоянно. Это приводит к психическому и физическому истощению. Поэтому стоит рассмотреть подробнее уровни тревожности и особенности данного состояния.
Основные определения
Состояние тревоги представляет собой психическую напряженность человека, которая появляется, когда он предчувствует неопределенную или неосознаваемую, но неотвратимо приближающуюся опасность. При этом происходит активация внутренних ресурсов организма. Это означает, что психически человек начинает готовиться к ожидаемому событию.
Сама по себе тревога является эмоциональной реакцией на ожидание опасности или чего-то нехорошего. Как правило, в подобных ситуациях человек больше воображает угрозу, чем реально боится чего-либо, что может ему действительно навредить. Исходя из этого становится очевидно, что данное состояние не всегда обусловлено событиями, происходящими в жизни. Все зависит от субъективного представления индивида и особенностей его сознания.
Исходя из этого, разные уровни тревожности могут появляться в различных ситуациях и иметь разную симптоматику. Некоторое люди ведут себя беспокойно всегда и везде. Другие сталкиваются с подобными состояниями только иногда, когда обстоятельства складываются соответствующим образом.
Также специалисты утверждают, что у каждого человека есть свои личностные характерные черты, из-за чего все индивидуумы в большей или меньшей степени подвержены тревожности. Некоторые люди более устойчивы к беспокойству. Однако при возникновении определенных ситуаций, они начинают бояться угрозы намного сильнее. Из-за этого происходят определенные реакции. Если человек предрасположен к тревожному состоянию, то он в меньшей степени проявляет беспокойство, однако оно сопровождает его на протяжении всей жизни.
Подобная патология не может привести к серьезным психическим расстройствам, однако она влечет за собой ряд последствий, из-за которых человеку становится сложнее существовать, вести привычный образ жизни и даже поддерживать себя в нормальной физической форме.
Причины развития
Если говорить о точных факторах, которые способствуют развитию различных уровней тревожности, то на сегодняшний день науке они неизвестны. Это объясняется тем, что данное состояние человека проявляется без каких-либо на то причин. У некоторых неприятности возникают на фоне пережитых психологических травм. Есть мнение, что определенную роль может сыграть и генетика. Это означает, что если в головном мозге человека есть определенные гены, то происходит химический дисбаланс, который приводит к развитию психической напряженности и постоянной тревожности. С другой стороны, это может быть своего рода проявлением фобии.
Первоначально тревожность на низком уровне возникает как условно-рефлекторная реакция на раздражитель. Однако через некоторое время человеку становится не нужен такой стимул.
Если рассматривать данную патологию с биологической точки зрения, то в этом случае врачи склонны полагать, что есть ряд определенных аномалий, которые проводят нервные импульсы в головной мозг. Кроме этого, данная проблема может появиться у тех, кто испытывает проблемы с недостаточной физической активностью или неправильно питается. Если в организме человека не хватает витаминов и микроэлементов, то это снижает физическую активность, что в свою очередь приводит к ослаблению других систем.
Некоторые люди испытывают определенный уровень тревожности, когда они попадают в новую незнакомую окружающую среду. Она кажется им опасной, поэтому человек автоматически готовится к худшему.
Кроме этого, психические состояния такого типа могут развиваться на фоне соматических заболеваний. Например, если у пациента есть проблемы с эндокринной системой или у женщины происходит гормональный сбой на фоне менопаузы, то это может вызывать внезапное чувство тревожности. Согласно статистическим данным, в некоторых случаях подобное состояние становилось предвестником инфаркта. Тревога появляется при резком падении уровня сахара. Вызвать беспокойство может и психическое заболевание. Например, при шизофрении, нервозах и алкоголизме нередки ситуации, когда люди начинают бояться того, чего и вовсе не существует.
Гены
Согласно одной из популярных теорий, высокий уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Это означает, что у каждого человека есть так называемый биологический макияж. Иногда у людей тревожность появляется только потому, что данная функция была по умолчанию встроена в генетический код.
В этом случае происходит определенный химический дисбаланс. Также совершаются процессы в мозгу, которые и начинают вызывать сильное беспокойство. В этом случае человек не может объяснить, чего именно он опасается. При этом у него нет предрасположенности к психическим недугам и другим патологиям. Соответственно данную теорию действительно можно рассматривать как одно из наиболее вероятных объяснений выявления уровня тревожности.
Здоровье
Физическая активность действительно может стать причиной развития самых разнообразных патологий, включая психологические. Многие люди не понимают, насколько важна активная деятельность не только для общего здоровья организма, но и для благоприятного психического состояния.
Согласно исследованиям, люди, которые занимаются спортом, бегом, ходят в тренажерный зал, танцуют и т. д., испытывают меньше стресса и беспокойства. Соответственно, они наименее подвержены тревоге, лучше спят и меньше испытывают опасений. Кроме этого, благодаря хорошей физической активности, человек может направить гормоны в правильное русло.
Психология
Многие специалисты, рассматривая определение уровня тревожности, сходятся во мнении, что тревожность появляется из-за того, что в голове у человека появляются определенные мысли и убеждения, которые становятся для него основными. Они влияют на повседневное настроение личности, а также развитие беспокойства.
Например, тот, кто, идя на свидание или собеседование начинает критически рассматривать себя и предполагает, что он выглядит очень плохо или не готов для этой встречи, начинает самостоятельно настраивать себя на то, что получит негативный опыт.
Однако если сконцентрироваться на своих достоинствах, то в этом случае степень тревожности значительно понижается. Это означает, что человек самостоятельно провоцируют подобное состояние, думая о совершенно необоснованных проблемах, которых нет в реальности. При возникновении такого ощущения достаточно сконцентрироваться на позитивных аспектах и перестать думать о возможности негативного исхода.
Опыт
Каждый человек, пройдя определенный жизненный путь, может рассказать огромное количество историй, которые вызывают беспокойство. Соответственно, если у человека есть определенный негативный опыт и на подсознательном уровне у него появляется страх, что схожие события могут возникнуть с ним в будущем, то это значительно изменяет качество и уровень его жизни.
Соответственно, чем больше личность добивается успеха, тем сильнее начинает чувствовать собственное достоинство и подавляет возможную тревожность. Соответственно можно сказать, что данная патология развивается на фоне пониженной самооценки, которая, в свою очередь, появляется из-за большого количества негативного опыта, с которым человеку пришлось столкнуться в жизни.
Окружающая среда
Еще одна теория заключается в том, что тревожность человека может быть вызвана чем-то неведомым и незнакомым. Посетив новую компанию, переезжая в новую квартиру, человек перестает испытывать чувство комфорта. Соответственно, его организм переходит в режим опасности. Он готов к любым негативным эмоциям.
В этом случае остается только немного подождать, когда человек не привыкнет к изменениям окружающей среды. Как только первоначально незнакомый дом станет для него чем-то большим, чем новая жилплощадь, он перестанет испытывать беспокойство и начнет вести нормальный образ жизни.
Разновидности тревожности
Существует несколько типов тревожного расстройства, однако в медицинской практике чаще всего встречается адаптивная и генерализованная форма патологии. Если говорить о первой категории, то в этом случае у человека появляется неконтролируемая тревога, которая иногда сочетается с другими негативными эмоциями. Это обусловлено приспособлением к определенной стрессовой ситуации. Если речь идет о генерализованном тревожном расстройстве, то в этом случае чувство паники может сохраняться перманентно и рассеиваться на различные объекты.
Также стоит рассмотреть несколько разновидностей тревожности, которые были больше всего изучены и встречаются сегодня чаще всего:
- Социальная. В этом случае личность начинает испытывать высокий уровень тревожности, если она находится в большом скоплении людей. Такое чаще всего происходит с детьми младшего школьного возраста, когда они впервые начинают посещать образовательные учреждения. Именно поэтому уровень тревожности ребенка часто бывает повышен. Также это касается и взрослых людей, которые пришли работать в большую компанию. Исходя из этого, человек сознательно начинает избегать некоторых видов деятельности. Например, он не знакомится с окружающими и старается избегать новых предприятий.
- Публичная тревожность. В этом случае высокий уровень тревожности фиксируется, когда человек вынужден находиться на каком-либо массовом мероприятии. Например, беспокойность может наблюдаться во время экзаменов, на публичных конференциях, салютах и так далее. Чаще всего причиной этому служит то, что человек уверен в том, что он окажется в неловкой ситуации на глазах у большого количества людей.
- Тревога, которая появляется при выборе. Как известно, каждому человеку сложно принять серьезное решение в своей жизни, если он не уверен в себе. Поэтому он пытается избежать ответственности. В этом случае индивидуум начинает испытывать сильную беспомощность, которая вызывает определенный уровень личностной тревожности. Это приносит сильный дискомфорт.
- Посттравматическая тревожность. В этом случае речь идет о том, что личность пережила определенную психологическую травму, которая оставила огромный отпечаток. У человека появляется беспричинное беспокойство, потому что он ожидает опасности в любую секунду.
- Экзистенциональная тревога. По большому счету, в данном случае речь идет о том, что человек начинает осознавать тот факт, что рано или поздно он умрет. В какой-то момент эта мысль начинает доходить до определенного абсурда. Помимо ожидания своей смерти, человека начинают тревожить самые незначительные вещи. Также он может опасаться, что потеряет близких людей, или что его жизнь проходит впустую.
- Раздельное тревожное расстройство. В этом случае речь идет о нарушении, когда у человека появляются приступы тревоги и сильнейшей паники, если он находится слишком далеко от определенного человека. Чаще встречаются такие уровни тревожности у младших школьников и детей, начинающих ходить в детский сад, когда они вынуждены надолго расставаться с родителями.
Также существуют и другие разновидности проявления беспокойства, например, обсессивно-компульсивные, иррациональные и другие. Для некоторых людей тревога – это определенная возможность контролировать свою жизнь. Например, очень часто это чувство фиксируется у тех, кто всегда стремится к безупречности. Также тревожности предрасположены эмоционально возбудимые, нетерпимые к ошибкам и сильно обеспокоенные своим здоровьем люди.
Если говорить о разновидностях этого состояния и оценке уровня тревожности патологии, то она бывает открытой и закрытой. В первом случае человек начинает испытывать негативное состояние осознанно. Это означает, что он способен регулировать свою активность. Если же случается скрытое тревожное расстройство, то в этом случае деятельность происходит неосознанно. Внешне человек будет абсолютно спокойным, иногда даже слишком. В психологии даже есть термин, который обозначает это состояние – неадекватное спокойствие.
Формы патологии
Если говорить об уровнях тревожности у подростков, детей и взрослых людей, то в этом случае необходимо учитывать особенности характера, самих переживаний и того, как человек осознает их, вербально или невербально выражает свое беспокойство и т. д.
Как правило, чтобы изучить форму такого беспокойства, необходимо провести индивидуальную или групповую психологическую работу. Чаще всего это требуется детям и подросткам. Поэтому было разработано множество различных методик определения уровня тревожности.
Если говорить о формах патологии, то помимо скрытой и открытой фазы, существует еще несколько типов. Стоит рассмотреть их подробнее.
Если речь идет об открытой тревожности, то она бывает:
- Острой. В этом случае тревожность будет нерегулируемой или слабо регулируемой. Человек может осознавать, что он испытывает негативные чувства, благодаря чему он будет внешне проявлять симптоматику. Однако при этом самостоятельно индивид не может справиться со своим недугом, поэтому он большую часть времени находится на низком или среднем уровне тревожности.
- Регулируемая и компенсируемая. Чаще всего подобные состояния свойственны детям. В этом случае они самостоятельно способны выработать способ, который поможет справиться с тревожностью. В этом случае ребенок сам понимает, что данное состояние является тяжелым и неприятным. Это приносит ему ряд психических неудобств.
Если же речь идет о культивируемой тревожности, то в этом случае у человека происходит изменение отношения к своему состоянию. Он начинает воспринимать тревожность как что-то ценное и применяет данные эмоции как свои личные качества, которые помогают ему добиться желаемого.
Также одной из разновидностей культивируемой тревожности является так называемая магическая форма беспокойства. Это означает, что подросток или ребенок начинает как будто заклинать злые силы, постоянно проигрывая в уме самые опасные и неприятные события в его жизни. Он постоянно говорит о них, однако это не помогает освободиться от страхов, а только еще больше усиливает его опасения.
Клиническая картина
Согласно исследованиям уровня тревожности, удалось установить, что, как и любое другое психологическое состояние, беспокойство может выражаться в определенных признаках на разных уровнях восприятия.
Если говорить о физиологическом состоянии человека, то чаще всего пациенты страдают от:
- Учащенного сердцебиения и дыхания.
- Нестабильных показателей артериального давления.
- Повышенной эмоциональной и физической возбудимости.
- Общей слабости.
- Дрожи в конечностях.
- Снижения чувствительности.
- Появление сухости во рту и жажды.
- Нарушений сна.
- Появления кошмаров.
- Дневной усталости и быстрой утомляемости.
- Болезненности в мышцах.
- Боли в области желудка.
- Повышенного потоотделения.
- Проблем с аппетитом.
- Расстройств стула, тошноты и рвоты.
- Головных болей пульсирующего типа.
- Нарушений работы мочеполовой системы.
- Изменений менструального цикла у женщин.
Если речь идет об эмоционально когнитивном уровне, то в этом случае человек постоянно находится в психическом напряжении. Он осознает свою беспомощность и незащищенность. Боится и беспокоится. Кроме этого, происходит снижение концентрации внимания пациентов. Человек становится раздражительным, нетерпимым. Он не может сосредоточиться на конкретных задачах.
Это часто приводит к тому, что больные начинают избегать любых социальных взаимодействий. В этом случае они ищут любые поводы для того, чтобы перестать ходить на учебу, работу и так далее. Однако со временем тревожные состояния будут только усиливаться. Кроме этого, значительно понизится самооценка пациента.
Если человек постоянно концентрируется на своих недостатках, то это может привести к выработке отвращения самого к себе. Вследствие этого, подобным людям намного сложнее строить межличностные взаимоотношения, а физические контакты становятся и вовсе невозможными.
Более того, больной может почувствовать одиночество, что негативно отразится как на профессиональной деятельности, так и на возможности построения здоровых семейных отношений. Если говорить о том, как тревога проявляется на уровне поведения, то все чаще люди начинают нервно бессмысленно ходить по помещению, качаются на стуле, стучат пальцами по столу, теребят волосы или посторонние предметы. У некоторых вырабатывается привычка грызть ногти. Это также является симптомом повышенной нервозности человека.
Диагностика
Чтобы выявить развитие данной патологии, необходимо обратиться к врачу-психиатру. В первую очередь, чтобы специалисту было проще осуществить диагностику уровня тревожности, нужно рассказать ему обо всех симптомах, от которых страдает человек. Как правило, они наблюдаются не менее нескольких недель. Для специалиста выявление тревожного состояния не вызывает затруднений. Однако определить конкретный тип патологии удается далеко не всегда.
Это объясняется тем, что некоторые формы тревожности обладают абсолютно одинаковыми клиническими признаками, однако они возникают в разных местах и отличаются по продолжительности.
Также во время диагностики уровня тревожности врач обратит внимание на присутствие признаков, которые характеризуют повышенное беспокойство. Например, если у человека нарушен сон, он испытывает тревогу и прочие симптомы.
Необходимо учесть, на протяжении какого времени пациент страдает от такого состояния. Кроме этого, нужно удостовериться в том, что это не является реакцией на стресс или на какое-либо патологическое состояние, связанное с заболеваниями внутренних органов.
Диагностика включает в себя несколько этапов, а также разные методики диагностики уровня тревожности. Сперва врач опрашивает пациента и составляет приблизительную оценку его психического состояния. После этого проводится соматическое обследование.
Методика Кондаша
В этом случае стоит отметить некоторые особенности данного теста, чаще всего используемого в педагогике. В первую очередь стоит сказать, что человек может самостоятельно оценить и определить у себя наличие каких-нибудь отклонений, которые могут привести к тревожности. Кроме этого, он самостоятельно оценивает ситуацию.
Главное преимущество шкалы уровня тревожности Кондаша заключается в том, что удается определить области действительности, а также те объекты, которые для школьника становятся основными. Кроме этого, подобного типа опросник показывает особенности развития школьников. На каждом бланке есть инструкция и определенный перечень заданий. Поэтому использовать данную методику диагностики уровня школьной тревожности может каждый человек. Опрос производится как в группе, так и в индивидуальном порядке.
В перечне присутствуют ситуации, с которыми человеку приходится встречаться на протяжении всей жизни. Некоторые из них неприятны для него и вызывают волнение и страх. Соответственно, чтобы определить уровень тревоги человека, необходимо попросить его прочитать каждое предложение и оценить его по уровню неприятности ситуации по шкале от 0 до 4.
Уровни тревожности по Тейлору
В этом случае также можно самостоятельно или в группе получить все необходимые данные о состоянии человека. Подобная методика также представляет собой опросник, в котором перечислено несколько выражений. Человек должен прочитать и оценить их уровень по своим ощущениям. Это можно сделать самостоятельно.
Выявление уровня тревожности по методике Тейлора широко используется и при индивидуальных, и при групповых обследованиях. При этом есть возможность решить не только теоретические, но практические задачи. Помимо опросника Тейлора, уровни тревожности определяются и другими схожими тестами.
Методика Филлипса
Данный опросник также предназначен специально для школьников и детей младшего и среднего школьного возраста. В перечне вопросов есть 58 предложений. Их можно дать ребенку в письменном виде или зачитать устно. На каждый из вопросов необходимо отвечать только «да» или «нет». При этом нужно попросить ребенка отвечать максимально искренне и правдиво.
Это не соревнование, соответственно, здесь не может быть правильных или неправильных ответов. После этого происходит обработка результатов и определение уровня тревожности по методике Филлипса. Оно осуществляется при помощи специального ключа-теста. Если ответы совпадают с ним, то это является очень серьезным признаком повышенной тревожности.
Принципы лечения
В этом случае необходим комплексный подход. Это означает, что нормализовать нужно не только умственное, но также физическое и эмоциональное состояние человека. Также стоит уточнить, на какой стадии находится патология. При низком и среднем уровне тревожности больной должен самостоятельно анализировать ситуацию, которая происходит с ним. В первую очередь он должен осознать, что испытывает состояние, которое не является нормой. После этого нужно попросить пациента самостоятельно попробовать определить причину возникновения данной патологии. В этом могут помочь описанные выше методики или консультация с психотерапевтом.
После выявления проблемы необходимо попробовать признать ее наличие. Это осознание помогает решить большую половину неустойчивого состояния. Также можно попробовать изучить технику релаксации. Расслабление лучше всего помогает выходить из стрессовых ситуаций, перестать испытывать тревогу. Нужно выполнять глубокие дыхательные упражнения и медитировать.
Необходимо следить, чтобы человек хорошо высыпался и регулярно питался качественной пищей. Если патология была диагностирована у маленького ребенка, то это может говорить о том, что у него есть серьезные проблемы с самооценкой. Поэтому необходимо приложить усилия к ее укреплению. Родители должны хвалить и всячески показывать своему чаду, как они его любят.
В заключение
В появлении тревожности нет ничего опасного. Такое состояние характерно для человека. Как правило, проблемы исчезают сами по себе. Если же пациент испытывает тревогу постоянно, то ему нужна помощь. Очень важно правильно оценить, на какой стадии находится тревога. В самых сложных ситуациях может потребоваться прием медикаментов. Особенно, если у человека появляются серьезные проблемы со сном. Это может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем, поэтому лучше не откладывать визит к профильному специалисту.
fb.ru
Определение уровня ситуативной и личностной тревожности подростков
Результаты ответов, полученных с помощью методики Ч.Д.Спилбергера, были занесены в таблицу №2:
Табл.№2
Сводная таблица диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся
№ | Учащиеся | Возраст | Личностная тревожность (ЛТ) (балл) | Ситуативная тревожность (АТ) (балл) | ||
1 | Ольга Я. | 15 | 29 | 24 | ||
2 | Вероника К. | 15 | 33 | 31 | ||
3 | Дмитрий З. | 15 | 25 | 21 | ||
4 | Алексей В. | 15 | 59 | 50 | ||
5 | Денис П. | 14 | 40 | 41 | ||
6 | Сергей Т. | 15 | 31 | 32 | ||
7 | Олеся С. | 15 | 37 | 34 | ||
8 | Ксения Б. | 15 | 30 | 30 | ||
9 | Алина М. | 15 | 42 | 40 | ||
10 | Николай С. | 14 | 31 | 31 | ||
11 | Юлия З. | 14 | 37 | 32 | ||
12 | Ирина С. | 14 | 35 | 34 | ||
13 | Андрей К. | 15 | 44 | 33 | ||
14 | Иван К. | 14 | 40 | 39 | ||
15 | Анастасия Г. | 15 | 43 | 40 | ||
16 | Максим Ю. | 14 | 42 | 31 | ||
17 | Владимир Д. | 15 | 35 | 39 | ||
18 | Екатерина К. | 14 | 36 | 38 | ||
19 | Василий К. | 15 | 41 | 39 | ||
20 | Руслан С. | 15 | 34 | 33 | ||
21 | Регина С. | 15 | 55 | 51 | ||
22 | Оксана К. | 15 | 60 | 57 | ||
Среднее значение |
| 39,05 | 36,36 | |||
Станд. отклонение |
| 9,2 | 8,41 |
По данным нашего исследования у подростков данной группы среднее значение показателя личностной тревожности соответствует показателю 39,05, а среднее значение показателя ситуативной тревожности соответствует показателю 36,36. Данные значения говорят, что в среднем по группе отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности.
Анализ индивидуальных значений позволяет говорить, о том, что у основной группы учащихся (в количестве 17 человек), отмечен умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При умеренной АТ человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой человек старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро. При умеренном уровне ЛТ человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях люди с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.
У Ольги и Дмитрия отмечается низкий уровень личностной и ситуативной тревожности. Низкий уровень АТ отражает недостаточно высокую значимость для человека той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у людей, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой человек воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого. Человек с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становится в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.
У Алексея, Регины, Оксаны отмечается высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Что позволяет отнести данных подростков к «группе риска». Со слов классного руководителя и психолога школы данных детей действительно отличает высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, который проявляется в ряде вербальных и невербальных признаков. Данные методики подтверждаются и наблюдениями. Высокий уровень АТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, человек воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Человек, обладающий высокой АТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.
Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации. Тревожность может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого, существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка своего состояния в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Школьники, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряжённо, выраженным состоянием тревожности. В подростковом возрасте, тревожные школьники испытывали постоянные сомнения, колебания, неуверенность в правильности своего восприятия успеха и неуспеха и значительную неудовлетворённость им. Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки. Уровень тревожности в среднем выше у девочек, по сравнению с мальчиками. При этом тревога девочек по своему содержанию отличалась от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков — насилие во всех его аспектах. Для подростков 14-15 лет характерна межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзья, одноклассники). Для тревожных подростков была характерна повышенная точность в оценке своего положения среди сверстников, но при этом низкая степень уверенности в этой оценке. Эмоционально благополучные подростки, напротив, отличались в этом отношении сравнительно слабой точностью, поскольку ориентировались в основном лишь на своих близких друзей, но проявляли высокую степень неуверенности. «Неадекватно спокойные» школьники проявляли нечувствительность к своему реально неблагополучному положению среди сверстников, причём эта нечувствительность носила защитный характер.
Низкий уровень СТ отражает недостаточно высокую значимость для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у школьников, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой школьник воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого.
При умеренной СТ подросток придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой подросток старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро.
Высокий уровень СТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится подросток, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, подросток воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Подросток, обладающий высокой СТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе.
Подросток с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.
При умеренном уровне ЛТ подросток чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях школьники с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.
Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается подросток, воспринимаются как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.
studfiles.net
Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина)
Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления — во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность…
В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.
Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.
Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) — это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger) и адаптированная Юрием Ханиным.
Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина
Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент, и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.
Подшкала оценки ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете в данный момент. Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:
1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — верно
4 — совершенно верно
Бланк для ответов (СТ)
______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ | Суждение | Оценка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Я спокоен | ||||
2 | Мне ничего не угрожает | ||||
3 | Я напряжен | ||||
4 | Я внутренне скован | ||||
5 | Я чувствую себя свободно | ||||
6 | Я расстроен | ||||
7 | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8 | Я ощущаю душевный покой | ||||
9 | Я встревожен | ||||
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11 | Я уверен в себе | ||||
12 | Я нервничаю | ||||
13 | Я не нахожу себе места | ||||
14 | Я взвинчен | ||||
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16 | Я доволен | ||||
17 | Я озабочен | ||||
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19 | Мне радостно | ||||
20 | Мне приятно |
Подшкала оценки личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете обычно. Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:
1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — верно
4 — совершенно верно
Бланк для ответов (ЛТ)
______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ | Суждение | Оценка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | У меня бывает приподнятое настроение | ||||
2 | Я бываю раздражительным | ||||
3 | Я легко могу расстроиться | ||||
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
8 | Меня тревожат возможные трудности | ||||
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10 | Я бываю вполне счастлив | ||||
11 | Я все принимаю близко к сердцу | ||||
12 | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13 | Я чувствую себя беззащитным | ||||
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
15 | У меня бывает хандра | ||||
16 | Я бываю доволен | ||||
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
19 | Я уравновешенный человек | ||||
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов
Показатели ситуативной и личностной тревожности подсчитываются по формулам.
Ситуативная тревожность:
СТ = ∑1 – ∑2 + 50,
где ∑1 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
Личностная тревожность:
ЛТ = ∑1 – ∑2 + 35,
где ∑1 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.
Для облегчения процедуры подсчета баллов предлагаем воспользоваться Бланком для подсчета результатов.
Бланк для подсчета результатов
Подшкала СТ | Подшкала ЛТ | ||||||
Номер суждения | Баллы | Номер суждения | Баллы | Номер суждения | Баллы | Номер суждения | Баллы |
3 |
| 1 |
| 2 |
| 1 |
|
4 |
| 2 |
| 3 |
| 6 |
|
6 |
| 5 |
| 4 |
| 7 |
|
7 |
| 8 |
| 5 |
| 10 |
|
9 |
| 10 |
| 8 |
| 13 |
|
12 |
| 11 |
| 9 |
| 16 |
|
13 |
| 15 |
| 11 |
| 19 |
|
14 |
| 16 |
| 12 |
|
|
|
17 |
| 19 |
| 14 |
|
|
|
18 |
| 20 |
| 15 |
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
| 18 |
|
|
|
|
|
|
| 20 |
|
|
|
∑1 = | ∑2 = | ∑1 = | ∑2 = |
Сокращенный вариант
оценки ситуативной тревожности
Для оценки динамики и контроля состояния тревоги (например, до и после коррекции) можно применять сокращенную процедуру оценки ситуативной тревожности. При этом на заполнение бланка требуется всего 10–15 сек.
Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете в данный момент. Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:
1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — верно
4 — совершенно верно
Бланк для ответов (СТсокр.)
______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ | Суждение | Оценка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Я чувствую себя свободно | ||||
2 | Я нервничаю | ||||
3 | Я не чувствую скованности | ||||
4 | Я доволен | ||||
5 | Я озабочен |
Обработка результатов
Показатели оценки ситуативной тревожности по сокращенному варианту подсчитываются следующим образом:
СТсокр. = ((∑1 — ∑2) + 15) : 4,
где ∑1 — сумма баллов по пунктам 2 и 5 подшкалы;
∑2 — сумма баллов по пунктам 1, 3 и 4 подшкалы.
Интерпретация полученных результатов
Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности:
- до 30 баллов — низкая;
- 31–44 балла — умеренная;
- 45 и более — высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа). Для коррекции этого состояния рекомендуется снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование у человека чувства уверенности в успехе. Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания. Всегда следует помнить, что значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
Низкая тревожность сигнализирует о том, что испытуемый нуждается в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности. Но иногда очень низкая тревожность является свидетельством активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Известно, что тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. Благодаря этому тесты, оценивающие выраженность тревожности, могут быть успешно использованы также и для диагностики уровня стресса. При этом, ситуативная тревожность будет характеризовать уровень стресса в данный момент, а личностная тревожность — уязвимость (или устойчивость) к воздействию различных стрессоров в целом.
Оценка тревожности как устойчивой черты личности важна при отборе персонала, формировании команд с учетом психологической совместимости, особенно для работы в условиях повышенной опасности, когда нужны исполнители ответственные, осторожные, способные к анализу и обобщению информации, избегающие конфликтных ситуаций.
hr-portal.ru
Умеренный уровень тревожности. Шкала тревоги и депрессии
Тревожность у людей разных возрастных категорий исследуют многие школы психологов. В ходе изучения данной проблемы было дано точное определение, классификация и описание данного состояния. Особое внимание всегда привлекала коррекция тревожности как конструктивное решение сложившейся психоэмоциональной проблемы. Но для того чтобы говорить об адекватных методах борьбы с повышенной тревожностью, было важно выработать специальный подход для определения такого состояния и оценки его уровня.
Оценка уровня тревожности
Сегодня существует множество диагностических методик, которые способны выявить, как слабый уровень тревожности, так и высокий уровень стресса. Разумеется, подобным тестированием специалисты способны распорядиться более грамотно, дав объективную оценку вашего внутреннего состояния, однако общий уровень тревожности вы вполне сможете определить сами.
Примечательно, что тестирование можно пройти анонимно, бесплатно и без регистрации. Подобные манипуляции не займут много времени и не потребуют значительных усилий. Так, измерение уровня тревожности Тейлора предполагает краткие ответы («да» или «нет») на 50 вопросов, которые касаются отдельных черт характера. Отвечать необходимо без длительных раздумий, иначе результаты теста вряд ли будут объективными.
Если тест показал умеренный уровень личностной тревожности, беспокоиться не стоит, однако впредь обращать больше внимания на собственное психоэмоциональное состояние не помешает. Высокий показатель — верный признак того, что обращение за специализированной помощью лучше не откладывать. Постоянное ощущение сильной тревоги лишает психологической стабильности, провоцирует стресс, обострение хронических заболеваний, серьезные соматические недомогания.
Оценка ситуативной и личностной тревожности у старшеклассников
Методики, направленные на оценку уровня тревожности, сегодня активно применяются и в старшей школе. Период гормональной перестройки и взросления, сопровожденный прочими возрастными особенностями и выпускными экзаменами, становится для детей настоящим испытанием. Тест Спилбергера-Ханина позволяет предельно точно определить уровень реактивной и личностной тревожности у старшеклассников, считая допустимой нормой низкий и средний уровень тревожности.
Как показывают многочисленные исследования, очень часто у подростков отмечается высокий уровень тревоги, который сопровождается чрезмерным и беспричинным беспокойством, боязнью. Реакцией на обычные жизненные ситуации становится преувеличенное волнение. Это создает серьезные помехи для выполнения повседневных задач, возводит труднопреодолимые барьеры для полноценной социальной активности и межличностного общения. Не стоит игнорировать подобное состояние у ребенка, поскольку последствия могут быть самыми серьезными.
normotim.ru
Школьная тревожность — Тревожный ребенок — Каталог статей
Содержательная характеристика каждого фактора
1. Общая тревожность в школе -общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся именно на этот фактор.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Интересно, что в классах, обучавшихся в начальной школе по системе Занкова, значительно реже выражен этот показатель, чем в «обычных» классах.
4. Страх самовыражения— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Судя по всему, это один из самых типичных, культурно заданных страхов для наших детей от Якутска до Калининграда. Встречается очень часто. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которая провоцирует развитие страха самовыражения.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. Типично для неуспешных школьников. В остальных случаях является важным симптомом эмоционального неблагополучия. В массовом проявлении отражает некоторую педагогическую традицию, которую не мешало бы изменить.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — тревожная ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Еще один «культурный» страх, если принимать в расчет его чрезвычайную распространенность в школах России. Встречается в массовом порядке. Важен не столько для индивидуальных психологических диагнозов, сколько для консультирования педагогов!
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Можно сказать, что это индивидуальная неприспособленность к неприятностям. Встречается не очень часто, (2—3 ребенка на класс), но каждый случай, требует отдельного глубокого анализа, прежде всего с точки зрения причин такой низкой толерантности. Их выявление позволяет оберегать ребенка от травмирующих его ситуаций.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Этот показатель важен в процессе консультирования педагогов, он отражает особенности системы отношений взрослых и детей в школе. Менее информативен для неуспешных в учебе школьников.
Высокий уровень тревожности – может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Помощь: повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).
Предполагаемые действия взрослого (учителя или родителя) по отношению к тревожному ребенку:
- Беседы в классе о проблемах каждого ребенка (что у любого есть сложности), чтобы он чувствовал, что такой не один;
- Запастись терпением, результаты не бывают скорыми.
Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» — защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесценивание). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не получается анализ полученного опыта. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).
Поведение (защитное): с целью поднять самооценку – покритиковать других. Внешне не наблюдается признаков тревожности, но эта форма не стойкая, она при значимости стимула может переходить в открытую тревогу, нерегулируемую. Возможно в прошлом у таких детей были случаи нерегулируемой тревоги, с которыми они научились справляться путем подавления этого состояния. Чтобы не повторить подобный опыт научились избегать ситуаций (в том числе и сложных учебных задач).
Помощь: в работе с такими школьниками необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). С помощью разбиения на простые задачи достигать более сложных и обращать внимание на это, чтобы не было избегания.
Психологом в течение года будет проведено дополнительное обследование причин высокой тревожности, прогноз трудностей в обучении в средней школе (индивидуальные характеристики интеллектуальных способностей и личностных особенностей учащихся).
prekontakt.ucoz.ru