Уровни потребностей человека по а маслоу: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.

А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.

Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).

Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.

Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.

Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:

1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].

2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.

4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.

5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.

Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.

 

Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.

В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.

А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.

Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.

А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:

1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;

3) существует иерархия потребностей.

Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.

Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.

Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.

Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.

2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.

4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.

5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.

6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.

7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.

8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.

9. Чувство идентификации с человечеством в целом.

10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.

12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.

13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.

14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.

Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.

Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.

Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.

А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.

• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.

• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.

• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.

• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.

• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.

• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.

• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.

• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.

• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.

• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.

Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.

По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].

В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].

А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.

А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все

свои базовые потребности, добиться признания и уважения.

Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.

В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.

С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.

Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.

По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.

Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.

Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:

• отсутствие эмпирических подтверждений;

• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;

• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;

• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;

• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии

потребностей;

• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;

• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.

Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.

[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.

[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.

[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.

[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.

[413] Там же. С. 164.

[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66. 

[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.

[416] Там же. С. 219–228.

[417] Там же. С. 145.

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие» 

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Психология труда: конспект лекций

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Абрахам Харальд Маслоу (1908–1970) является автором работ, посвященных мотивации человека. Его первая книга наиболее популярна и известна и называется «Теория человеческой мотивации» (1934 г.), в дальнейшем она получила название «Пирамида потребностей».

Теория Маслоу позволила управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника.

Маслоу была доказана теория, в которой говорится о том, что для человека очень важна потребность, которая именно мотивирует его к действию – работать или к другим путям удовлетворения возникшей потребности.

Раньше руководители стимулировали работу своих сотрудников только с помощью экономических факторов, так как поведение индивида определялось лишь экономическими мотивациями, благодаря теории Маслоу был выявлен факт существования нематериальных стимулов, заставляющих работников делать свою работу лучше, качественнее и эффективнее. В основу научной работы о мотивации и потребностях Маслоу взял доктрину Элтона Мэйо – «Человеческие отношения». В своей работе он выделил 5 основных потребностей человека, которые считал врожденными. С помощью пирамиды он составил иерархию потребностей: от наиболее важной (нижней) до самой низшей (высшей).

В основе пирамиды Маслоу лежит правило, по которому доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.  е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Для того чтобы стимулировать определенного индивида на достижение целей всей организации, руководителю необходимо предоставить возможность удовлетворить потребности работника такими способами:

1) физиологические потребности, направленные на удовлетворение, в первую очередь, потребности в выживании, другими словами, это удовлетворение потребности в пище, воде, одежде, воздухе и т. д.;

2) на втором месте у человека существует потребность в безопасности и уверенности в будущем. Для каждого из нас имеет большое значение нахождение в безопасности;

3) потребность в принадлежности, причастности к группе, коллективу, обществу. Для каждого из нас очень важно понимание того, что мы необходимы обществу, мы стремимся быть членами коллектива, быть причастными к его делам и т. д.;

4) потребности признания и самоутверждения, их еще называют потребности в престиже.

Люди испытывают потребность в самоуважении, которое приходит только тогда, когда человек чувствует, что он самоутвердился, имеет значимый вес в обществе, уважение со стороны коллег и семьи;

5) потребности самовыражения, или духовные потребности, при которых человеку просто необходимо перенести все свои знания и навыки в какую-то отрасль. Обычно духовные потребности приводят в жизнь через самовыражение в творчестве, самореализацию личности. Иначе говоря, человек, который «умирает» от жажды, будет сначала стремиться найти воду и только после того, как удовлетворит эту потребность, сможет, к примеру, построить жилье;

6) человеку просто необходимо жить в удовольствие, только при этом условии человек чувствует себя в безопасности и комфорте, именно тогда человек готов к контактам с социальной средой. Только после осознания внутренней удовлетворенности и уважения со стороны окружающих потребности человека начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация идет по другому пути развития, то важнейшие потребности могут измениться.

Например, в какой-то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности. Чтобы высокий уровень потребностей иерархии начал влиять на человека и побуждать его к действиям, не всегда нужно сначала удовлетворить потребности низшего уровня. А это значит, что иерархические уровни не являются дискретными ступенями. По теории потребностей Маслоу, потребности, расположенные в иерархии, не всегда могут быть удовлетворены в полном объеме. Многие потребности людей совпадают, но нельзя забывать и об исключениях. По теории потребностей Маслоу, среднестатистический человек удовлетворяет свои потребности следующим образом:

1) физиологические потребности – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворять человека, то он вернется на данный уровень и останется на нем до тех пор, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Однако Маслоу неоднократно отмечал, что нет жесткой конкретики и рамок, которые можно установить при определении потребности человека и способа их удовлетворения.

Иерархия потребностей по Маслоу и уровни, присутствующие в ней, могут между собой меняться, в зависимости от личностных качеств каждого человека. И это на самом деле так, для многих людей основные их потребности располагаются примерно по схеме Маслоу, но встречаются и такие люди, у которых существует индивидуальная схема потребностей.

Теория Маслоу, внесла огромный вклад в понимание и осознание того, что может повлиять на работника в его трудовой жизни для более эффективной трудоспособности.

По теории Маслоу руководитель должен тщательно наблюдать за своими подчиненными и анализировать их деятельность, но это не значит, что нужно устанавливать тотальный контроль за всеми подчиненными. Следуя этому, руководитель сможет определить мотиваторы и сможет, хотя бы частично, удовлетворить потребности каждого сотрудника. Но нельзя забывать и о том, что потребности со временем меняются и рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время, нельзя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ

ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ Отметьте, что мы дали нашему крану-сортировщику возможность изменять одно из правил своей работы, правило о необходимости остановки в том случае, если температура подшипников превышает определенное значение, с целью обретения запрограммированной

Критика иерархии потребностей Маслоу

Критика иерархии потребностей Маслоу Следует сказать, что идеи Маслоу подверглись критике. Прежде всего, многие усомнились в методе, с помощью которого ученый выделил отличительные признаки самоактуализации. Он воспользовался для этого качественной методикой

Теория психологических потребностей генри Мюррея

Теория психологических потребностей генри Мюррея В 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории[16], неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после

Закон иерархии

Закон иерархии В рамках своей системы члены семьи подчиняются определенной иерархии. Место человека в этой иерархии зависит от времени его прихода в систему. У того, кто вошел в систему раньше, более высокий ранг, чем у тех, кто пришел позже. У старших детей есть

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А.

Маслоу

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью — Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей — евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи

Влияние Маслоу

Влияние Маслоу В юбилейном выпуске, посвященном 50–й годовщине журнала Esquire, были помещены статьи о наиболее выдающихся американцах середины XX в. По мнению редакции журнала, Маслоу — один из наиболее влиятельных психологов, а также один из тех, кто внес самый

Три примера иерархии

Три примера иерархии

Технология 4.2.2 Конфликт в иерархии

Технология 4.2.2 Конфликт в иерархии При анализе группы следует выявить основные содержащиеся в ней иерархии, их лидеров, а также условия, при которых акцент перемещается на те или иные иерархии.А) Поручение важной работы человеку на нижних ступенях формальных иерархий

Иерархия потребностей Маслоу | Образование, общество и учащийся K-12 |

Мы все считаем, что у нас есть различные потребности — например, потребность в еде или потребность в общении, — которые влияют на наш выбор и поведение. Эта идея также лежит в основе некоторых теорий мотивации. В 1943 году Абрахам Маслоу предложил иерархию потребностей, охватывающую весь спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными.

Теория Маслоу определяет мотивацию как процесс удовлетворения определенных потребностей, необходимых для долгосрочного развития. Согласно Маслоу, потребность — это относительно длительное состояние или чувство, требующее облегчения или удовлетворения, и оно имеет тенденцию влиять на действия в долгосрочной перспективе. Некоторые потребности (например, голод) могут уменьшаться при удовлетворении, а другие (например, любопытство) — нет.

Теория Маслоу основана на простой предпосылке: у людей есть потребности, которые расположены в иерархическом порядке. Есть некоторые потребности, которые являются базовыми для всех людей, и при их отсутствии все остальное не имеет значения. Эти потребности управляют нами до тех пор, пока они не будут удовлетворены. После того, как мы удовлетворим наши основные потребности, они перестанут служить мотиваторами, и мы сможем приступить к удовлетворению потребностей более высокого порядка.

Маслоу организовал человеческие потребности в пирамиду, которая включает (от низшего уровня к высшему) физиологические потребности, потребности в безопасности, любви/принадлежности, уважении и потребности в самореализации. Согласно Маслоу, необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Например, если кто-то голодает, маловероятно, что он будет проводить много времени или вообще какое-либо время, задаваясь вопросом, считают ли его другие люди хорошим человеком. Вместо этого вся его энергия направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть.

Иерархия потребностей Маслоу

В иерархии потребностей Маслоу более высокие уровни потребностей могут быть удовлетворены только тогда, когда удовлетворены более низкие уровни.

Физиологические потребности

Самые основные потребности Маслоу — это физиологических потребностей, таких как потребность в воздухе, еде и воде. Например, когда вы очень голодны, все ваше поведение может быть мотивировано потребностью найти пищу. Как только вы едите, поиск пищи прекращается, и потребность в еде больше не мотивирует вас.

Требования безопасности

Как только физиологические потребности удовлетворены, люди, как правило, начинают беспокоиться о потребностях в безопасности . Защищены ли они от опасности, боли или неопределенного будущего? На этом этапе у них появится мотивация направить свое поведение на получение убежища и защиты, чтобы удовлетворить эту потребность.

Потребность в любви/принадлежности

Как только потребности в безопасности удовлетворены, социальные потребности в любви/принадлежности становятся важными. Это может включать потребность в общении с другими людьми, потребность в любви и потребность в формировании прочных привязанностей. Отсутствие привязанностей может негативно сказаться на здоровье и самочувствии; в результате люди стремятся найти друзей и романтических партнеров.

Потребность в уважении

Как только потребности в любви и принадлежности удовлетворены, потребности в уважении становятся более заметными. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемым среди сверстников, чувствовать себя важным и быть оцененным. Люди часто ищут способы достичь чувства мастерства, и они могут искать одобрения и похвалы от других, чтобы удовлетворить эти потребности.

Самореализация

На самом высоком уровне иерархии внимание переключается на необходимость самореализация, — потребность, которая по существу приравнивается к полной реализации своего потенциала. Это можно увидеть в приобретении новых навыков, решении новых задач и в поведении, которое поможет вам достичь ваших жизненных целей. Согласно Маслоу и другим теоретикам-гуманистам, самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации.

Мотивация и человеческий потенциал – Психология

Глава 4: Эмоции, мотивация и человеческий потенциал

Собираем все вместе: иерархия человеческих потребностей Маслоу

Классическая экономическая теория, основанная на неадекватной теории человеческой мотивации, может быть революционизирована путем принятия реальности высших человеческих потребностей, включая импульс к самоактуализации и любовь к высшим ценностям.

Абрахам Маслоу

 

Как показано в главе 1, Абрахам Маслоу, психолог-гуманист, предложил (1943), часто изображаемый в виде пирамиды (см. рис. 4.7). Пирамида Маслоу объединяет первичные (биологические) и вторичные (психологические) потребности в одну всеобъемлющую схему, изображающую состояние человека. Базовые физиологические потребности составляют основу пирамиды, за которой следуют безопасность и защищенность, чувство принадлежности (то есть любовь и межличностные отношения), самооценка (т. на вершине пирамиды.

Рис. 4.5 Иерархия потребностей человека по Маслоу.

 

Иерархия Маслоу — это проницательная и конструктивная схема для организации и определения приоритетов аспектов человеческого состояния. Он обеспечивает осмысленную линзу, через которую можно увидеть различия между адаптивными потребностями разных культур. Согласно Маслоу, цель адаптации человека состоит в том, чтобы подняться по пирамиде и в конечном итоге достичь самореализации.

Опишите каждый из уровней пирамиды человеческих потребностей Маслоу.

Реализация нашего потенциала в различных человеческих условиях

Чтобы продемонстрировать крайнюю изменчивость человеческих условий, схема Маслоу может служить основой для изучения различий между культурами каменного века и технологически развитыми культурами. Очевидно, что Нукак должен затрачивать гораздо больше времени и усилий, чем мы, чтобы удовлетворить базовые потребности выживания в основании пирамиды Маслоу.

Самоактуализация относится к достижению личных целей и реализации своего потенциала. Часто предполагается, что самореализация достигается через творческие и художественные усилия. По большей части личные цели нукак связаны с выживанием и семейными потребностями. Реализация своего потенциала требует времени и возможностей, которых у Нукака нет в большом количестве. Как мы видели, почти все их дни заняты деятельностью, связанной с выживанием. К ним относятся поиск пищи, приготовление пищи, изготовление инструментов, перемещение и строительство новых укрытий. Тем не менее, Нукак удается демонстрировать такие чисто человеческие творческие способности, как раскрашивание лица и тела и ношение украшений. Они делают флейты на плоской стороне длинных костей ягуара или оленя с мундштуками из пчелиного воска. Такие флейты имеют важное символическое и ритуальное значение у многих племен Амазонки (Politis, 2007, 219).). Раскрашивание тела с использованием растительных красок служит средством обозначения своего пола и групповой принадлежности. Роспись тела является более обширной и сложной при подготовке к встречам и церемониям (Политис, 2007, 83). Считается, что краска может действовать как средство от насекомых. Многие взрослые и дети нукаков обоих полов носят ожерелья из зубов обезьян.

Видео

Посмотрите следующее видео, демонстрирующее художественную и музыкальную деятельность Нукак:

В отличие от Нукак, нам не нужно тратить большую часть нашего времени и сил на то, чтобы просто дожить до следующего дня. Существует постоянно растущее разнообразие образовательных, карьерных и досуговых возможностей. Тем не менее, многие сталкиваются с препятствиями в достижении своих целей или реализации своего потенциала. Каковы перспективы самореализации в технологически продвинутом мире?

Во-первых, необходимо признать важность «я» в «самореализации». То есть «цели» и «свой потенциал» субъективны и должны определяться каждым человеком для себя. Эта мысль отражена в самой известной цитате из Декларации независимости: «Мы считаем самоочевидными те истины, что все люди созданы равными, что их Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью». Самореализация и счастье — неуловимые понятия. Джонатан Хайдт открывает свою книгу, 9 лет0017 Гипотеза счастья (2006), с вопросами: «Что мне делать, как мне жить и кем мне стать?» Несмотря на все наши технологии, существуют ограничения на то, что мы можем делать, как мы можем жить и кем мы можем стать. Если мы не однояйцевые близнецы, у каждого из нас есть свои собственные генетические данные, что приводит к различиям в легкости обучения разным типам поведения. Как бы мы ни старались, никто из нас не может летать, как Супермен. Некоторым из нас легче изучать математику, чем говорить на иностранном языке, тогда как для других верно обратное. Некоторые из нас живут в среде, которая поддерживает наше поведение, в то время как другие не одобряют или считают опасным вести себя так же. Некоторые из нас растут в привилегиях, а другие сталкиваются со значительными экономическими препятствиями и барьерами. У некоторых из нас есть гладкий и прямой образовательный и карьерный путь. Другие из нас идут по «длинной и извилистой дороге» в жизни.

Опишите различия в том, как культуры каменного века и технологически развитые культуры удовлетворяют свои потребности в самореализации.

Неважно, в каких жизненных обстоятельствах и где мы живем на земле, сутки длятся 24 часа. Наши уникальные человеческие условия могут быть представлены в виде круговых диаграмм, в которых срезы показывают, как мы проводим свое время каждый день. Из-за условий, в которых они живут, более половины бодрствующей жизни Нукака посвящено потребностям выживания. Относительно мало времени остается для удовлетворения межличностных потребностей и потребностей в уважении, не говоря уже о самореализации. Для сравнения, студенты колледжей в нашей высокотехнологичной среде могут посвятить гораздо больше времени бодрствования этим «более высоким» уровням пирамиды человеческих потребностей Маслоу.

Иерархия человеческих потребностей Маслоу использовалась в качестве организационной схемы для сравнения и противопоставления человеческих условий кочевого каменного века и технологически продвинутых культур. При отсутствии излишков продовольствия жизнь представляет собой ежедневную борьбу за выживание. Плотность населения и социальные сети минимальны. Дополнительное обучение не требуется, и примеров художественного творчества немного.

Технологии могут освободить человека от борьбы за удовлетворение основных физических потребностей. Большую часть детства и юности можно посвятить школьному обучению. По мере того, как все больший процент населения приобретает навыки чтения, письма и количественного анализа, все больше людей могут внести свой вклад в культурные знания, технологии и творчество. Социальные, профессиональные и творческие возможности, доступные человеку, зависят от существующих технологий. Жизнь становится приспособлением к созданному человеком миру.

Самоактуализация: лучший проект «Сделай сам»

Создание подробной личной круговой диаграммы с записью и графическим изображением того, как вы проводите свое время, — это способ объективно описать, кто вы есть и кем хотите стать. Этот процесс может быть диагностическим и предписывающим в отношении достижения целей самореализации. То есть реализацию своего потенциала можно считать упражнением в тайм-менеджменте.

Всякий раз, когда вы переживаете переходный период в жизни, меняется и то, как вы должны проводить свое время. Это относится к тому, когда вы начинаете ходить в школу, устраиваетесь на работу, посвящаете себя любимому человеку, рожаете ребенка, продвигаетесь по карьерной лестнице и выходите на пенсию. Вау, это было быстро! Давайте замедлим ход событий, сосредоточившись на этом особом и особенном периоде вашей жизни. Будучи студентом колледжа, вы посвятили себя пирогу, требующему определенных кусочков. Помимо удовлетворения потребностей в безопасности и выживании, вы должны посещать занятия и готовиться к экзаменам. В противном случае вам придется «испечь» другой пирог!

Первым шагом в создании личной круговой диаграммы является ведение дневника того, как вы проводите свое время каждый день. Учитывая тот факт, что ваше расписание может быть нерепрезентативным в начале семестра, вам, вероятно, потребуются данные как минимум за две недели. Вероятно, можно предвидеть некоторые «кусочки» пирога (т. е. значимые временные блоки). Например, сон, скорее всего, будет составлять примерно треть вашего пирога (то есть 8 часов в сутки). Еще один кусочек можно выделить для «запуска» и «завершения» (например, умывания, чистки зубов и т. д.) каждый день, а еще один — для приема пищи. Время будет проведено в классе несколько дней (еще один ломтик), а также на изучении и выполнении заданий (еще один ломтик). Время будет потрачено на общение с друзьями и семьей. Многие из моих учеников используют такие приложения, как Screentime и Moment, чтобы контролировать и ограничивать время, затрачиваемое на потоковое вещание, прослушивание музыки, общение в социальных сетях и видеоигры. Если вы работаете, должны быть включены часы, проведенные на работе и в поездках на работу (что также может относиться к студентам, не проживающим в общежитии).

Если вы ведете дневник, суммируйте количество часов, проведенных в разных категориях (срезах) в конце репрезентативной недели. Размер каждого фрагмента (т. е. процент пирога) будет равен общему количеству часов в категории, деленному на 168 (24 часа x 7 дней). Если у вас возникли проблемы с назначением некоторых действий, можно создать срез «Разное». В последующих главах мы будем ссылаться на данные, которые вы собираете, когда будете обдумывать, что представляет собой самоактуализация на данном этапе вашей жизни (т. е. ваша «идеальная» круговая диаграмма).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *