Уровни развития способностей и индивидуальные различия
Выделяют следующие уровни способностей:
-репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):
-творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.
Стадии развития способностей:
Задатки. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:
Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.
Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.Следующий уровень развития способностей человека — талант.
Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»).
Талант
Пробуждение таланта, так же как и способностей, вообще, общественно обусловлено (зависит от потребностей эпохи).
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.
Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.
Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Условия формирования способностей.
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).
Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей
В отечественной психологии в последние десятилетия преобладающими в исследовании проблемы способностей стало психофизиологическое направление. Соответственно исследователями, работающими в русле этого подхода, получены наиболее существенные результаты, касающиеся, прежде всего связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека.
Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству. Большое значение имеют особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках надо усматривать психофизиологические свойства, и прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью. Большое значение в процессе формирования способностей имеют временные нервные связи, образующиеся в коре мозга. Особенно существенную роль играют быстрота образования и устойчивость условных рефлексов, быстрота процесса образования и устойчивость реакции торможения. Указанные особенности высшей нервной системы, как правило, обусловливают успешность выполнения какой-либо деятельности. Они влияют на быстроту и прочность овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности.Рассматривая вопрос о соотношении биологического и социального факторов в развитии и формировании способностей С. Д. Смирнов отмечает, что, говоря о «…задатках как врожденной основе способностей, нужно, прежде всего, иметь в виду особенности нервной системы и организма в целом, определяющие легкость, скорость построения функциональных органов и их свойства». Исходя из такого представления о механизмах формирования человеческих способностей, можно предположить, что генотип, определяющие индивидуальные особенности физиологии человека, должен вносить существенный вклад в детерминацию развития этих способностей.
27.5. Структура способностей
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей:
□ вычислительные способности; Q логические способности;
□ способность к обобщению математического материала;
□ гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;
□ изобретательность;
□ пространственное мышление и др.
Структура литературных способностей предполагает:
□ богатую фантазию;
□ наличие ярких наглядных образов памяти;
□ чувство языка;
□ глубокий интерес к психологии людей;
□ потребность в самовыражении;
□ высокий уровень развития эстетических чувств и др.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития (рис. 27.7 и табл. 27.2).
Рис. 27.7. Уровни развития способностей
Таблица 27. 2. Содержание различных уровней способностей человека
Уровень развития и проявления способностей | Описание |
Задатки | Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его периной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей |
Склонности | Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности |
Одаренность | Сочетание различных развитых способностей, обусловливающие особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности |
Талант | Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности |
Гениальность | Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом и развитии той или иной отрасли деятельности |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы с вами разобрали основные понятия науки психологии. Более детальная проработка этих тем осуществляется в рамках других психологических дисциплин. Например, тема «Деятельность» подробно разбирается в курсе «Психология труда», темы «Общение» и «Конфликты» являются предметами таких дисциплин, как «Социальная психология» и «Конфликтология», темы «Личность», «Темперамент» и «Характер» подробно изучаются в дисциплине «Психология личности».
В отличие от этих специальных отраслей психологии, курс «Общая психология» закладывает теоретический фундамент психологических знаний по разным направлениям. Теперь, после изучения основ этой науки, вы сможете более четко и определенно понимать психологические понятия и использовать их в процессе обучения и практической деятельности.
174
5 этапов обучения (уровни лестницы обучения)
В педагогической психологии и спортивном коучинге существует 5 стадий обучения или «уровней обучения».
Это:
- Бессознательная некомпетентность.
- Сознательная некомпетентность.
- Сознательная компетентность.
- Бессознательная компетентность.
- Сознательная бессознательная компетентность.
По мере того, как учащийся проходит 5 этапов, он развивает все более высокие уровни компетентности и навыков.
5 стадий обучения
5 стадий или «уровней обучения» объясняются ниже:
Стадия 1: Бессознательная некомпетентность
Бессознательная некомпетентность — это стадия обучения, на которой учащийся ничего не знает.
Они оба некомпетентны и не знают, что они некомпетентны в теме. Это потому, что учащийся «не знает того, чего он не знает». Мы могли бы также назвать эту стадию состоянием невежества .
Примеры
- Учащийся, только что поступивший в школу и не осознающий важность учебы. Они говорят: «Зачем мне учить эти бесполезные вещи?»
- Потребители, которые в настоящее время не знают, что им нужен продукт. Отделы маркетинга должны найти способ информировать потребителей о том, зачем им что-то нужно, прежде чем они это купят.
Эмоции на этом этапе
На этом этапе учащийся может чувствовать:
- Разочарование из-за необходимости изучения темы.
- Запутались в актуальности темы для них.
Роль преподавателя
На этапе 1 роль преподавателя заключается в том, чтобы помочь ученику узнать почему эту тему стоит изучать. Это хорошая идея, чтобы вызвать интерес и мотивацию к обучению на этом этапе.
Стадия 2: Осознанная некомпетентность
На стадии осознанной некомпетентности учащийся осознает свои собственные неспособности. Это может быть этапом мотивации, потому что учащийся знает, что ему нужно чему-то научиться, и он хочет это изучить.
Однако на этом этапе учащийся также может испытать некоторое разочарование, потому что он пытается достичь навыка или уровня знаний, которого он пока не может достичь. Учащийся осознает свою несостоятельность.
Примеры
- Ученик, который ищет коуча или инструктора, потому что знает, что ему предстоит многому научиться, и он не может научиться этому в одиночку.
Эмоции на этом этапе
- Разочарование из-за своей некомпетентности в задаче, которую они хотели бы изучить.
- Мотивация к обучению.
- Не знаете, как приступить к изучению темы.
Роль преподавателя
На этапе 2 педагог прилагает все усилия, чтобы помочь учащемуся развить свои навыки. Они обеспечат большую поддержку и моделирование, чтобы помочь ученику, пока он не достигнет точки, когда он сможет выполнять задание самостоятельно.
Стратегии обучения, такие как управляемая практика, прямое обучение и моделирование, могут помочь учащимся прогрессировать.
Мудрец 3: Сознательная компетентность
Когда учащийся достигает сознательной компетентности, он может выполнять задание самостоятельно и без помощи учителя.
Тем не менее, им по-прежнему необходимо максимально сосредоточиться на задаче, чтобы свести к минимуму ошибки. Способности еще не являются привычными или встроенными в их рефлексивную память.
Примеры
- Учащийся водитель, который знает теорию вождения и имеет за плечами несколько часов. У них все еще есть некоторые проблемы с переключением передач, и им нужно повторять про себя шаги, которые они должны выполнять, заводя или выключая автомобиль.
Эмоции на этом этапе
- Обнадеживание, когда ученик начинает видеть результаты.
- Решимость преодолеть последние несколько препятствий.
- Неловкость (иногда), когда нужно сделать паузу и подумать, прежде чем двигаться дальше.
Роль преподавателя
Для достижения более высоких ступеней обучения необходимы обширная практика и опыт. Как утверждает Малкольм Гладуэлл в книге Outliers , для получения опыта требуется 10 000 часов практики!
Стадия 4: Бессознательная компетентность
К тому времени, когда кто-то достигает бессознательной компетентности, он может выполнять задачу без особых усилий. У них достаточно опыта, чтобы это стало второй натурой. Можно сказать, что они достигли мастерства.
Когда люди бессознательно компетентны, мы часто называем их входящими в состояние потока. Состояние потока, как объяснил Михай Чиксентмихайи в 1975 году, включает в себя гиперконцентрацию человека, который находится «в зоне» и выполняет свои задачи, не задумываясь.
«Неосознанное» умение учащегося на этом уровне часто также называют неявным знанием. Люди с неявным знанием часто не могут объяснить, как они что-то делают: они могут просто делать это!
Примеры
- Искусные музыканты, играющие элегантную и плавную музыку.
- Опытный игрок в видеоигры, умело ориентирующийся в своем игровом микромире.
- Человек, который занимается практикой 20 лет и может выполнять задачи, но, возможно, не может объяснить, как они могут их выполнять.
Роль воспитателя
На этом этапе воспитатель полностью отстранен от ситуации, поскольку ученик достиг мастерства.
Стадия 5: Сознательная Бессознательная Компетенция
В последние годы педагоги-психологи добавили пятую стадию. Это этап, который включает в себя способность размышлять над задачей и начинать анализировать, как обучать других тому, как выполнить задачу. Это педагогический этап .
Этот этап требует возвращения к осознанию того, как они выполняют задание. Однако это не сознание, основанное на неуверенности или отсутствии привычки (например, на стадии 3).
Наоборот, это этап, на котором практикующий может критически осмыслить, как он так хорошо справляется со своими задачами, и выбрать свои стратегии, чтобы научить им других.
Примеры
- Практик, который становится профессором в университете, чтобы начать обучать других своим навыкам.
- Спортсмен на пенсии, который становится тренером будущих поколений.
Роль преподавателя
На этом этапе ученик становится учителем. Их работа состоит в том, чтобы разбить свои навыки на объяснимые части, чтобы обучить других.
Происхождение стадий
Первоначальные 4 стадии модели обучения были созданы Мартином Бродуэллом в 1969 году. Ее также называют четырьмя стадиями компетентности и четырьмя уровнями обучения . Впоследствии он был популяризирован Ноэлем Берчем из Gordon Training International. 4-ступенчатая модель также широко использовалась компанией Curtiss & Warren.
Часто задаваемые вопросы: 4 или 5 этапов?
Первые четыре этапа обучения являются исходными этапами модели, предложенной Мартином Бродуэллом в 1969 году. Бродавелл назвал ее четырьмя уровнями обучения . Впоследствии это было названо «уровнями обучения» или «этапами обучения».
Пятый уровень знаний появился совсем недавно. Это этап, который представляет собой способность преподавать содержание новым ученикам, которые сами проходят этапы.
Заключительные мысли
Этапы обучения очень полезны для преподавателей, коучей и даже маркетологов. Они могут размышлять о стадии учащегося или потребителя и соответствующим образом вносить коррективы в свое обучение (или маркетинг).
Существуют и другие модели этапов обучения, которые могут вам понравиться. Спираль эмоционального обучения Корта, например, описывает четыре эмоциональные стадии, через которые проходят учащиеся, изучая задачу.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Теория когнитивной нагрузки — Мир психологии
- Психология памяти
Как когнитивная нагрузка учебной задачи влияет на способность человека ее запомнить.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Баддели, А.Д. и Хитч, Г. (1974). Рабочая память. Психология обучения и мотивации . 8 . 47-89.
- Свеллер, Дж. (1988). Когнитивная нагрузка при решении задач: влияние на обучение. Когнитивные науки . 12 (2). 257-285.
- Свеллер, Дж. (2006). Эффект проработанного примера и человеческое познание. Обучение и инструктаж . 16 (2006). 165-169.
- Чендлер, П. и Свеллер, Дж. Эффект расщепления внимания как фактор в разработке инструкций. Педагогическая психология . 62 (2). 233-246.
- Джонс, Д.М. и Макен, В. Дж. (1993). Журнал экспериментальной психологии: обучение памяти и познанию . 19 (2). 369-381.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты на определение личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.