«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина)
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.
По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: “СТ”, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (“ЛТ”) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему “Я” в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением “СТ”. Величина “ЛТ” характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать “СТ…”.
Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура проведения: Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния – оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.
Скачать бланк с вопросами методики “Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера”
Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина
Инструкция к первой части шкалы: “В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: “1” – нет, это совсем не так; “2” – пожалуй, так; “3” – верно; “4” – совершенно верно”.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Вы спокойны | ||||
2. | Вам ничто не угрожает | ||||
3. | Вы находитесь в напряжении | ||||
4. | Вы испытываете сожаление | ||||
5. | Вы чувствуете себя свободно | ||||
6. | Вы расстроены | ||||
7. | Вас волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | ||||
9. | Вы встревожены | ||||
10. | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Вы уверены в себе | ||||
12. | Вы нервничаете | ||||
13. | Вы не находите себе места | ||||
14. | Вы взвинчены | ||||
15. | Вы не чувствуете скованности и напряжения | ||||
16. | Вы довольны | ||||
17. | Вы озабочены | ||||
18. | Вы слишком возбуждены и вам не по себе | ||||
19. | Вам радостно | ||||
20. | Вам приятно |
Инструкция ко второй части шкалы: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: “1” – почти никогда; “2” – иногда; “3” – часто; “4” – почти всегда)”.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Вы испытываете удовольствие | ||||
2. | Вы быстро устаете | ||||
3. | Вы легко можете заплакать | ||||
4. | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | ||||
5. | Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | ||||
6. | Вы чувствуете себя бодрым человеком | ||||
7. | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | ||||
8. | Ожидание трудностей очень тревожит вас | ||||
9. | Вы слишком переживаете из-за пустяков | ||||
10. | Вы бываете вполне счастливы | ||||
11. | Вы принимаете всё слишком близко к сердцу | ||||
12. | Вам не хватает уверенности в себе | ||||
13. | Вы чувствуете себя в безопасности | ||||
14. | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
15. | У вас бывает хандра, тоска | ||||
16. | Вы бываете довольны | ||||
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас | ||||
18. | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | ||||
19. | Вы уравновешенный человек | ||||
20. | Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах |
Скачать бланк с вопросами методики “Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера”
Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина
Обработка результатов
Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом.
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле: СТ = ∑1 – ∑2 + 35,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле: ЛТ = ∑1 – ∑2 + 35,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.
Результаты оцениваются обычно в градациях:
20 – 30 баллов – низкий уровень тревожности;
31
– 45 баллов – средний уровень тревожности;46 баллов и более – высокий уровень тревожности.
Интерпретация результатов:
При интерпретации результатов особое внимание уделяется пиковым значениям.
Низкие значения уровня тревожности свидетельствуют о сниженном чувстве ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком. В некоторых случаях низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «социально желательным».
Высокие значения уровня тревожности предполагают склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и свидетельствуют о необходимости снизить субъективную значимость ситуации, перенести акцент на осмысление деятельности. Высокая личностная тревожность характеризуется также устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами.
Высокое ситуативное состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Это вызывает нарушение внимания, нарушение тонкой координации.
Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Как отмечает О.П. Елисеев, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:
- По значению (в баллах), полученному для ситуативной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности проявляются психодинамика и темперамент. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.
- По значению (в баллах), полученному для личностной тревожности, можно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует мыслительному и практико-мыслительному типам характера, а низкая – художественному и практико-художественному.
При необходимости контроля за состоянием тревожности и за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).
Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» – пожалуй, так; «3» – верно; «4» – совершенно верно».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Я чувствую себя свободно | ||||
2. | Я нервничаю | ||||
3. | Я не чувствую скованности | ||||
4. | Я доволен | ||||
5. | Я озабочен |
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывается по формуле:
РТ =∑1 – ∑2 + 15,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 3, 4.
Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.
Источник:
www.stotestov.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
Старшие подростки, а также учащиеся юношеского возраста, испытывающие состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированные личности. У них не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, воображение, восприятие, эмоции), их можно назвать психически здоровыми людьми. В своей повседневной учебной ситуации, такие подростки и представители юношеского возраста не вызывают особо острых проблем в процессе обучения, получения положительных оценок на уроках, а также с ними легко и в процессе дружеского и делового общения. Для педагогов такие личности являются находкой, ведь на них легко положиться: они исполнительны, доброжелательны, адекватно реагируют на чрезмерно меняющуюся жизненную ситуацию. В статусной иерархии они, обычно, занимают либо лидирующую роль, либо находятся на статусах позитивного плана (предпочитаемые), в результате чего, за ними тянется весь класс. Осуществлять в таком классе руководство учителю достаточно не сложно. Однако, к сожалению, в силу разного плана жизненных обстоятельств, всё больше накладывающих неизгладимый след на формирование психики подрастающего поколения, мы сталкиваемся с ситуацией, в которой наши учащиеся испытывают массу разнообразных проблем и трудностей психического плана, препятствующих формированию социально адаптированной и зрелой личности, адекватно воспринимающей себя в совокупности со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Всему виной отсутствие у подрастающего поколения старшеклассников оптимального стиля классного руководства со стороны значимого педагога, а также наличие у большинства проблем внутрисемейного характера, накладывающих неизгладимый след на формирование психики и личности ребёнка в целом. Так, пребывание ребёнка в длительно действующей психотравмирующей ситуации, имеющей в своей основе различную степень тяжести и происхождения, в различных классных коллективах школ наблюдается ситуация подверженности старшеклассников и старших подростков состоянию внутренней тревоги, которое, возникая и развиваясь, негативно сказывается на процессе психического здоровья подрастающего поколения. Данная проблема имеет комплексный характер и её решение зависит от единого и неделимого слаженного воздействия родителей, педагогов и психологов, направленного на её разрешение.
Говоря о наличии такой психологической составляющей личностного развития человека, как тревожность, можно отметить, что проблемы старших подростков и лиц юношеского возраста касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности у старшеклассников происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о переживаемом эмоциональном состоянии старших подростков. Это снизит влияние тревожности на поведение старшеклассников и в значительной мере облегчит пути преодоления стрессовых ситуаций, реальных или надуманных самими же детьми и повысит успешность адаптации личности в социуме не только в стенах школы, но и за её пределами.
С целью оказания всестороннего содействия старшеклассникам в отреагировании своего нервно-психического напряжения, а также снятия негативного воздействия тревожности наих поведение, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» г. Бийска (Алтайского Края), психологом была проведена первичная диагностическая работа, направленная на выявление наличия или отсутствия у старшеклассников тревожности, как основного поведенческого элемента, влияющего на всю жизнь ребёнка, а также и будующего взрослого в целом.
Гипотеза экспериментального констатирующего диагностического исследования сводится к тому, что наличие у старшеклассников ярко выраженной тревожности приводит к разноплановым нарушениям психического склада личности, основным неотъемлемым элементом которого является полная дезадаптация в жизненной ситуации. Исследование тревожности проводилось с десятым классом, как с основным в плане формирования затяжных дезадаптивных психических состояний. Именно находясь в десятом классе, дети, как правила, находятся на промежуточной стадии: они уже сделали свой выбор и пошли учиться в старшие классы, не оставили стены школы и не заменили её на средне-специальное учебное заведение. Однако, их психика наиболее ранима, чем у старших подростков, так как им предстоит сделать особо важный жизненный выбор – поступить в Вуз и состояться в личностном плане, что имеет в своей основе массу разнообразных эмоционально окрашенных переживаний личности человека, находящегося на данной стадии психического и возрастного развития.
Экспериментальное исследование проводилось по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, направленной на выявление двух основных видов тревожности: ситуативной, связанной с моделированием старшеклассником тех или иных ситуаций, препятствующих усвоению знаний, осуществлению коммуникативных навыков в среде своих же сверстников, и личностной, влияющей на степень развития личностных свойств и качеств, самооценки и восприятия себя, несмотря на свои особенности, достоинства и недостатки.
Выборка экспериментального исследования составила 31 человек. В ходе проведения обработки и интерпритации для наглядности полученные результаты были представлены в виде таблиц. В последующем данные таблиц подвергались количественной и качественной обработке и интерпритации, что в дальнейшем поможет психологам осуществлять коррекционное воздействие на сильные и слабые личностные стороны старшеклассников, а педагогам станет неплохим подспорьем для использования в своей работе индивидуального подхода к каждому учащемуся. В свою очередь, это поможет снизить уровень дезадаптивного поведения старшеклассников, находящихся на стадии профессионального и личностного становления.
Таким образом, результаты проводимого диагностического исследования сводятся к выявлению ситуативной и личностной тревожности, представленных в таблицах.
ТАБЛИЦА №1.
Выявление уровня ситуативной тревожности.
Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.
Констатирующий этап,
Класс 10 А.
Номер по порядку
СТ высокая
СТ умеренная
СТ низкая
1
27
2
36
3
18
4
14
5
33
6
20
7
35
8
16
9
33
10
36
11
25
12
28
13
26
14
38
15
14
16
10
17
18
18
25
19
19
20
22
21
29
22
33
23
24
24
14
25
25
26
22
27
20
28
29
29
24
30
14
31
26
Таким образом, на основании результатов таблицы, можно сделать вывод о наличии у большинства респондентов среднего и низкого уровня ситуативной тревожности. Высокого уровня по степени значимости выявлено не было.
Особый интерес представляет выявление личностной тревожности десятиклассников.
ТАБЛИЦА №1.
Выявление уровня личностной тревожности.
Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.
Констатирующий этап,
Класс 10 А.
Номер по порядку
ЛТ высокая
ЛТ умеренная
ЛТ низкая
1
14
2
47
3
28
4
35
5
57
6
56
7
57
8
42
9
52
10
23
11
58
12
41
13
58
14
65
15
37
16
26
17
42
18
56
19
37
20
42
21
46
22
51
23
46
24
29
25
43
26
39
27
30
28
56
29
40
30
38
31
31
Таким образом, в процессе обработки результаты подвергались количественному и качественному анализу. Выборка испытуемых составила 31 человек – это учащиеся 10 класса. При этом в процессе проведения количественной обработки результатов нами было выявлено три уровня выраженности как ситуативной, так и личностной тревожности, что в последствии позволило выявить процентное соотношение данных показателей.
Так, говоря о ситуативной тревожности данной репрезентативной выборки, можно отметить, что наличие высокого уровня ситуативной тревожности, связанной с чрезмерными нарушениями самооценки и неадекватным восприятием себя, на этой основе, не наблюдается в данной репрезентативной выборке. Это свидетельствует о том, что все испытуемые данного класса адекватно воспринимают и оценивают себя в различных жизненных ситуациях. При этом в классе наблюдается авторитарный стиль общения классного руководителя с учащимися, что и создаёт позитивную основу для полноценного формирования образа себя в различных жизненных ситуациях.
Средний уровень ситуативной тревожности наблюдается в 22,8% случаев. Наличие данного показателя свидетельствует о том, что именно те респонденты, у которых ситуативная тревожность имеет среднюю степень выраженности, отличаются колебаниями в настроении и резким изменением самооценки, что двояким образом сказывается на восприятии себя в различных жизненных ситуациях. Так, говоря о настроении, можно отметить, что у данной группы респондентов колебания настроения могут быть связаны с чрезмерными нагрузками, с наличием доминирующих и значимых личностных переживаний, со стадией взросления, накладывающей свой отпечаток на картину психических проявлений учащихся данного уровня выраженности ситуативной тревожности. Самооценка же у данной категории учащихся подвержена ситуативному колебанию, которое проявляется в том, что одна и та же ситуация, которую дети переживают каждый день (ответы на уроках у доски, написание контрольных работ и т.д.), может быть ими по-разному воспринята, что как раз и связано с настроением старшеклассника, с его отношением к тому или иному виду деятельности, с наличием в сознании ребёнка ярко выраженному колебанию своего собственного мнения, связанного с наличием в семье дерективного стиля общения в диадах мама – ребёнок и папа – ребёнок.
Такая фиксация именно на проблемах внутри семьи может длительно оказывать негативное действие на формирование личности ребёнка с раннего детства, что и в конечном итоге приводит к разноплановым колебаниям настроения, психологического состояния и самооценки у детей старшего школьного возраста, которые по своему психическому складу уже не являются детьми в полном смысле этого слова, однако, их психика остаётся ранимой, в силу особенностей становления и всестороннего формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Педагогам же при наличии подобного рода проблем необходимо сделать акцент на формировании в сознании ученика адекватного отношения к себе в любой ситуации, связанной с проверкой знаний. Это может быть в виде похвалы, положительной оценки даже не смотря на то, что отвечающий у доски ребёнок чрезмерно волнуется и, в какой-то мере, показывает себя не с лучшей стороны, хотя и Вы, и он сам знаете о том, что данный конкретный ученик может сделать намного больше, чем он предлагает Вам в данной конкретной ситуации.
Таким образом, чем более к данной категории детей будет применим именно индивидуальный подход со стороны учителя, тем более безболезненно и самостоятельно ученик сможет справиться со своей тревогой, возникающей в той или иной жизненной ситуации, а это, в свою очередь, поможет ему стать полноценной личностью, имеющей низкий уровень ситуативной тревожности в целом.
Низкий уровень выраженности ситуативной тревожности в данной репрезентативной выборке наблюдается в 77,4% случаев. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий о том, что большинство детей данного класса не испытывают ситуативно значимых проблем, связанных с тревогой по различным поводам и могут адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации обучения.
Помимо ситуативной, нами была изучена и личностная тревожность, характеризующая уровень личностного отношения к себе, как к школьнику, как к человеку. Нами было выявлено три уровня личностной тревожности: высокий, свидетельствующий о наличии в сознании ребёнка ярко выраженных эмоциональных переживаний, средний уровень, связанный с колебаниями настроения и состояния ребёнка не в конкретной ситуации, а в повседневной жизни в целом, и низкий уровень, характеризующий наличие в сознании учащихся адекватного образа себя, несмотря на разноплановые сложности жизни и яркие эмоциональные моменты.
ТакЮ, высокий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 41,9% случаев. Наличие данного показателя должно настораживать классного руководителя, так как именно ярко выраженная личностная тревожность учащихся препятствует их дальнейшему профессиональномцу и личностному самоопределению, мешает налаживанию внутригрупповых коллективных взаимоотношений, а также препятствует формированию дружеских симпатий и антипатий, которые в дальнейшей жизни играют неотъемлемую роль в процессе разного рода коллективного взаимодействия уже взрослого человека, вышедшего из стен школ и неумеющего преподать себя окружающим людям именно так, чтобы у них возник интерес к продолжению дальнейшего общения с ним. В данной ситуации целесообразно проведение адаптационных тренингов, тренингов личностного роста и подготовки старшеклассников к жизни в обществе с его радостями и трудностями. Именно в процессе проведения коррекционных занятий проблема внутренней личностной тревожности будет невелирована, а на первом плане по степени значимости для старшеклассника будет адекватное восприятие себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Средний уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 38,7% случаев. Наличие среднего показателя двояко влияет на принятие ребёнком того или иного жизненно важного решения. Именно дети данной категории подвержены чрезмерному обдумыванию и взвешиванию своих действий и поступков. Для них свойственна ситуация, так называемого, «собеседования с близкими», в ходе которого они получают различные советы и могут выбирать из нескольких альтернативных решений. При этом важная особенность таких старшеклассников заключается в том, что в случае неудачи вину за свои действия и поступки они перекладывают на других людей. Данная особенность заметна у ребёнка уже с раннего детства, когда он начинает манипулировать другими и старается не принимать на себя особо значимых ролей в плане ответственности за то или иное дело. При отсутствии своевременной коррекционной работы с данной категорией детей, наличие выше описанных особенностей закрепляется и, уже во взрослом возрасте, мы имеем дело с ярко выраженными акцентуациями характера, которые препятствуют налаживанию дружеских отношений с окружающих, а также сводят до минимума возможсость быстрого карьерного роста и развития в профессиональном плане.
Низкий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 16,1% случаев. Это именно та категория детей, которые не испытывают никаких трудностей как в ситуации взаимодействия со значимым окружением, так и со своими учителями в школьной ситуации. Они чётко знают, чего хотят от жизни и уверенно идут вперёд к своей цели.
Несмотря на наличие выше описанных особенностей, характеризующих психическое состояние детей, относящихся к тому или иному уровню ситуативной или личностной тревожности, нами была проведена и качественная аналитическая работа, позволяющая сделать ряд выводов о взаимосвязи самих видов тревожности (ситуативной и личностной) друг с другом у каждого конкретного испытуемого. Так, например, можно наблюдать такую ситуацию, когда один и тот же человек имеет низкий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. В данной репрезентативной выборки число таких испытуемых составляет5 человек, что в процентном отношении составляет 16,1% случаев. Также встречается и такая ситуация, при которой у одного и того же испытуемого может быть средней ситуативная тревожность, и высокой личностная. Таких человек в данной репрезентативной выборке 2, что составляет 6,4% случаев. Наблюдается и ситуация, при которой оба вида тревожности: и ситуативная, и личностная, имеют средний уровень выраженности. Таких испытуемых в данной репрезентативной выборке 2, что в процентном соотношении составляет 16,1% случаев.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что всесторонняя психолого-педагогическая помощь детям, нуждающимся в роказании содействия в разрешении своих внутриличностных проблем, должна быть неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения, так как именно совместная работа педагогов и психологов в конечном счёте позволит снизить влияние разноплановых негативных факторов, влияющих на психику ребёнка, что, в свою очередь, послужит пусковым механизмом для повышения уровня успешности адаптации старшеклассников в обществе.
raduga-psi.ru
Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации
На протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.
Умение преодолевать жизненные трудности, выработка собственных стратегий поведения и отношения к различным проблемам не теряет своей актуальности и по сей день. В современной психологии многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес. Одним из частных аспектов указанной проблемы является изучение способов поведения человека в трудных ситуациях и влияние на него уровня тревожности. Решению проблем и вопросов, связанных с исследованием уровней тревожности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов.
Зарубежные исследователи (Х.Хекккаузен, З.Хелус) в своих работах подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации.
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека; при повышении уровня тревожности, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице.
В нашем экспериментальном исследовании мы ставили цель — выявить уровень личностной тревожности респондентов и проследить ее влияние на социальную фрустрацию, иными словами проследить взаимосвязь между тревожностью и удовлетворенностью человеком какими — либо достижениями жизни. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выяснить возможную зависимость уровня тревожности от удовлетворенности жизнью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние, и наоборот, чем меньше уровень тревожности в силу умения управлять своим состоянием, тем выше результат удовлетворенности своим социальным положением, статусом. Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации. Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен своей жизнью, но и более позитивен, оптимистичен.
Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются: непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых.
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их заполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран нами для изучения психологической проблемы тревожности.
Испытуемыми выступили 25 сотрудников компании «Колавто» (г.Актобе), которые были опрошены методом анонимного анкетирования.
Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера». Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности. Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности, являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции.
В каждом пункте имеются 4 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента.
Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности. У респондентов уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей удовлетворенностью жизнью. Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее.
Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо. Личности с нормальным уровнем тревожности легко владеют ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.
Таким образом, можно видеть, что тревожность является склонностью индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; она выступает как один из основных параметров индивидуальных различий.
Многие специалисты полагают, что в целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она может повышаться в следующих случаях: а) при нервно — психических и соматических заболеваниях; б) у людей, переживающих последствия психической травмы; в) у людей с отклоняющимся поведением. Однако необходимо заметить, что в этом ряду не указан, на наш взгляд, социальный фактор. Поскольку результаты нашего исследования позволяют предположить, что причиной тревожности людей может быть неудовлетворенность своим социальным положением, статусом и т. д. Исследованию связи между двумя указанными переменными и посвящена наша работа.
Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия. Возникает состояние разочарования, в котором человек ощущает, что лишен того, к чему стремился. Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо перенесенная на кого-то другого, даже на самого себя.
Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, и то, что человек конкретно сам смог достичь, — с другой стороны. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид соответственно своим притязаниям и возможностям достигает того или иного уровня.
В исследовании применили методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (Модификация В. В. Бойко). Цель методики: определение степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни и деятельности. Исследуемый читает вопрос из предлагаемого списка опросника и дает один наиболее подходящий ему ответ.
Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях.
Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально — экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности –неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше его величина, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Проведенный анализ ответов показал, что у респондентов очень низкий уровень фрустрированности взаимоотношениями на работе, с коллегами по работе, с субъектами своей профессиональной деятельности, своим положением в обществе, отношениями с супругом, с ребенком, с родителями, обстановкой в обществе, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми. Пониженный уровень удовлетворенности своим образованием, содержанием работы в целом, условиями профессиональной деятельности, жилищно-бытовыми условиями, сферой услуг и бытового обслуживания, возможностями выбора места работы, своим образом жизни в целом. Неопределенный уровень фрустрированности проведением досуга, возможностями проводить отпуск. Умеренный уровень фрустрированности материальным положением, сферой медицинского обслуживания.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 45 % испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 14 % неопределенный уровень, у 15 % повышенный и у 36 % очень низкий уровень фрустрированности. Большая часть испытуемых относится к группе с оптимальной фрустрированностью, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей, удовлетворения потребностей.
Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения.
Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность.
Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.
Так, у группы респондентов — менеджеров фирмы по сравнению с продавцами и обслуживающим персоналом, более низкий уровень тревожности, соответственно удовлетворенность выше. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что в компании у менеджеров более высокий социальный статус (наличие высшего или среднего специального образования, более высокая зарплата, возможность карьерного роста и т. д.). Мотивы у группы достаточно специфичны. В настоящем они живут признанием окружающих, имеют способы удовлетворения этой потребности, так как она подкрепляется активной деятельностью.
Продавцы, охранники и технички, несмотря на то, что их профессия необходима, общественно полезна, имеют более низкий социальный статус. Это связано с низкой заработной платой, непрестижностью профессии. Низкий уровень фрустрированности среди продавцов, охранников и техничек свидетельствует не об удовлетворенности, а скорее о том, что респонденты дают социально желательные ответы, предпочитают довольствоваться тем, что имеют на данный момент, скрывают свою неудовлетворенность.
Возможно, испытуемые считают, что их положение лучше, чем у других людей, которые не имеют постоянной работы или выполняют тяжелую низкооплачиваемую работу или вовсе являются безработными.
Получение стабильного положения, материального благополучия и профессиональная деятельность связываются в сознании респондентов со стремлением занять достойное положение в обществе, побуждает к переменам в жизни в будущем. Так, некоторые респонденты при личной беседе с автором признались, что хотят получить высшее образование и найти более престижную работу, занять соответствующе положение в обществе (другие испытуемые из этой же группы уже учатся заочно в различных вузах). Однако для этих людей важны не только социальные достижения, но и общение с людьми является базовой потребностью и ассоциативно связано с признанием окружающих.
У менеджеров базовой потребностью является потребность в самореализации, карьерном росте, направленность на профессиональную деятельность. Будущее и прошлое связаны: ожидается, что все будет, как и раньше. Прошлое и будущее определяется такими ценностями и видами деятельности, как семья и работа, стабильное положение и определенные перемены в жизни, достижение успеха и высокого положения в обществе, выполнение профессионального долга. Материальное благополучие расценивается, как один из элементов повышения социального статуса.
У группы продавцов достижение успеха, семья, обязанности представляют для них ценность, но фрустрированы, так как не всегда удовлетворяются в настоящем. Будущее не связано ни с настоящим, ни с прошлым и в представлениях данной категории людей наполнено только общением с людьми и признанием окружающих. Настоящее не является привлекательным, и не связано ни с какими видами деятельности. Под влиянием настоящей ситуации дополнительные потребности не актуализируются.
В заключении, необходимо отметить, что во всех группах наблюдалось отсутствие интересов и увлечений, свидетельствующее о фрустрации базовых потребностей. Если даже сфера увлечений была представлена в сознании испытуемых в настоящем, то она не ассоциировалась ни с одним из видов деятельности, способных привести к ее удовлетворению. Чаще наблюдалась ситуация, когда увлечения и интересы, будучи связаны в сознании с какими-либо способами деятельности, были представлены не в сфере субъективного настоящего, а только в прошлом или будущем.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. — М.: МГУ, 1987.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.1982.т.13. № 5.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М., 1984.
4. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104–113.
5. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н. Н. Обозова). — Л.: ЛГУ, 1984.
6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989.
7. Карен Хорни. Тревожность. Собр. Сочинений в 3 том. М., 1997.т.2. стр.174–180.
8. Наенко Н. И. Природа психической напряженности. М.,1976.
9. Никишина В. Б., Т. Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004.
10. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.//Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.,1988, с.246–262.
11. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология //Межвузовский сборник. — Л.: ЛГУ, 1991.
12. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях //Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М. 1983. — С. 121–125.
13. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. //Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271–275.
14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда //Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
15. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Прогресс, 1986
Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, уровень, ситуация, работа, жизнь, удовлетворение потребностей, признание окружающих, базовая потребность.
moluch.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ
Колесникова Л.В.
исследование уровня тревожности и самооценки студентов первокурсников
Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Ключевые слова: тревожность, самооценка, самосознание, адаптация, студенческий возраст.
Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу.
В своей работе мы хотим исследовать тревожность у студентов первого курса и провести коррекционную работу по снижению уровня тревожности, с помощью специально подобранных упражнений. Так как именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, социально-психологическая значимость проблемы позволила определить тему нашей работы.
Цель исследования заключалась в выявлении и возможности преодоления тревожности у студентов первокурсников.
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Славянского-на-Кубани государственного педагогического института обучающихся на первом курсе. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультете педагогики и психологии.
По результатам исследования уровня тревожности и самооценки студентов 1‑го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности», можно сделать вывод, что для 60 % (18 студентов) испытуемых характерен высокий уровень тревожности, для 30 % (9 студентов) характерен средний уровень тревожности, для 10 % (3 студента) характерен низкий уровень тревожности.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (60% студентов) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности (10% студентов) общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности (30% студентов) говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Анализируя результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» можно сказать, что у 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их.
Средний уровень самооценки имеют 33 % испытуемых. Для них характерна большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
Для проведения формирующего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. В работе с группой была использована коррекционно-развивающая программа.
Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими.
Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.
Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционно-развивающей работы показали нам, что после проведения эксперимента, у 72 % участников тренинга уровень тревожности находится на среднем уровне, у 28 % студентов уровень тревожности снизился не значительно. Это говорит о том, что уровень тревожности в тренинговой группе значительно снизился.
Проводя анализ повторного исследования уровня самооценки у студентов 1‑го курса, следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки.
У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой.
У большинства студентов (60%) уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими.
Некоторые участники эксперимента (30%), как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности.
У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь, направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
Список литературы
1. Кон, И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009.
2. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 2009. – 114 с.
3. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2008. — 368с.
4. http://psichology.vuzlib.net/book_o498_page_7.html
5. http://www.syntone-кazan.ru/library/books/?item_id=2308¤t_book_
www.sworld.com.ua
Низкий уровень ситуативной тревожности характеризуется. Ситуативная тревожность – это повод предпринять меры
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ).
По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. Насколько часто ему приходилось испытывать СТ».
Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:
1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности видится проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая — флегматика, а низкая реактивность — холерика и вслед за ним — сангвиника.
2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному типам характера.
Поскольку к интровертному типу, как правило, относятся меланхолики и флегматики, можно предположить, что интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности. Проведем эмпирическое исследование для доказательства этого предположения.Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта
Эмпирическое исследование проводилось нами в два этапа. На первом этапе из группы студентов нами были отобраны 10 типичных интровертов, для чего нами был использован следующий тест:
Вы — интроверт? Энциклопедия тестов. М., 1997.
1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение?
2. Вы часто “уходите в себя”, предаетесь воспоминаниям? Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма?
3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями? У вас один-два близких друга?
4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности?
5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях?
6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как считаете, вам подходят?
7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения?
8. Вы любите готовить?
9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду?
10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу?
11. Вы упорно отстаиваете свои принципы?
12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья? Вы все время думаете, что оно у вас не вполне хорошее, и это вас угнетает?
13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой прежде чем принять какое-то решение?
14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так?
Нами были отобраны испытуемые, которые на 60 и более процентов вопросов ответили утвердительно.
На втором этапе исследования мы использовали шкалуреактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцени
letograf.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ
Колесникова Л.В.
исследование уровня тревожности и самооценки студентов первокурсников
Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Ключевые слова: тревожность, самооценка, самосознание, адаптация, студенческий возраст.
Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу.
В своей работе мы хотим исследовать тревожность у студентов первого курса и провести коррекционную работу по снижению уровня тревожности, с помощью специально подобранных упражнений. Так как именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, социально-психологическая значимость проблемы позволила определить тему нашей работы.
Цель исследования заключалась в выявлении и возможности преодоления тревожности у студентов первокурсников.
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Славянского-на-Кубани государственного педагогического института обучающихся на первом курсе. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультете педагогики и психологии.
По результатам исследования уровня тревожности и самооценки студентов 1‑го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности», можно сделать вывод, что для 60 % (18 студентов) испытуемых характерен высокий уровень тревожности, для 30 % (9 студентов) характерен средний уровень тревожности, для 10 % (3 студента) характерен низкий уровень тревожности.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (60% студентов) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности (10% студентов) общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности (30% студентов) говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Анализируя результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» можно сказать, что у 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их.
Средний уровень самооценки имеют 33 % испытуемых. Для них характерна большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
Для проведения формирующего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. В работе с группой была использована коррекционно-развивающая программа.
Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими.
Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.
Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционно-развивающей работы показали нам, что после проведения эксперимента, у 72 % участников тренинга уровень тревожности находится на среднем уровне, у 28 % студентов уровень тревожности снизился не значительно. Это говорит о том, что уровень тревожности в тренинговой группе значительно снизился.
Проводя анализ повторного исследования уровня самооценки у студентов 1‑го курса, следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки.
У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой.
У большинства студентов (60%) уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими.
Некоторые участники эксперимента (30%), как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности.
У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь, направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
Список литературы
1. Кон, И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009.
2. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 2009. – 114 с.
3. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2008. — 368с.
4. http://psichology.vuzlib.net/book_o498_page_7.html
5. http://www.syntone-кazan.ru/library/books/?item_id=2308¤t_book_
www.sworld.com.ua
Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет
Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже). В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-«.
Подсчет баллов
Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:
Наличие 6 — 7 признаков говорит о высокой тревожности,
3 — 5 — о тревожности среднего уровня,
1 — 2 — о низкой тревожности.
Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.
Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.
Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Исследование индивидуальных особенностей».
Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка
«Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно — минус».
1. Не может долго работать не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12 Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Подсчет баллов
Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,
7-14 баллов — о среднем,
1-6 баллов — о низком.
Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.
Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным. См. →
www.psychologos.ru