Узнадзе Дмитрий Николаевич | это… Что такое Узнадзе Дмитрий Николаевич?
Толкование
- Узнадзе Дмитрий Николаевич
(1886–1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер (см. бессознательное, установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Узнадзе Дмитрий Николаевич
(20.12.1886, Сакара — 12.10.1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки.
Биография.За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В.Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии.
Директор Института психологии АН Грузии (1941-50). С 1941 — действительный член АН Грузинской ССР. Исследования.Дал методологического плана трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.
Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939, V. 4, N 3;
Общая психология. Т. XIV, 1940; Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961; Психологические исследования. М., 1966; Труды. Т. 1-6, Тб., 1966-67 (на груз. яз.)
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1886-1950) — сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).
У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта
Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е. Е. Соколова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
- убеждения
- умственного развития уровень
Полезное
Узнадзе Дмитрий Николаевич | Биография, Отечественные психологи
метки:Психологический, Психология, Основа, Экспериментальный, Состояние, Характер, Жизнь, Наука
Годы жизни:1886 -1950
Родина: Сакара (село) (Российская Империя)
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — грузинский психолог и философ, один из основоположников психологической науки в Грузии, создатель психологической школы установки. Д-р философии (1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР (1941—1950), названный в 1950 г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946).
За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии.
Образование по философии получил в Лейпцигском унте (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Г. Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докт. дис. на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический фак-т Харьковского ун-та. Профессиональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке (1915).
Был одним из организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918—1950).
В 1927 г. по его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Создал кафедры психологии и руководил ими в педагогических институтах г. Кутаиси (1932—1940) и г. Сухуми (1938—1940).
В годы ВОВ работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. — возглавил организованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней своей жизни. У. — автор широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. При этом психологию трактовал как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер.
3 стр., 1283 слов
Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология …
… общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой четверти 10 класса данные термины … на вопросы. .Русский философ В. С. Соловьев (1853—1900) о значении философии. Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Что же сделала …
В 1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об установке (явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. при изучении ошибок восприятия), которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению определенного поведения. Она возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др.
На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. У. — автор многочисленных исследований в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и педагогической мысли Грузии. У. автор трудов: «Анри Бергсон», 1920; «Основы экспериментальной психологии», 1934; «К психологии установки», 1938; «Общая психология», 1940; «Психология ребенка», 1947; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949; «Психологические исследования», М.
____________________________
История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
100 Надь пшихологусок — изнадзе дмитрий николаевич
изнидзе дмитрий николаевич
Узнадзе Дмитрий Николаевич 1888-бан шюлетет Сакарабан а Кутаиси тартоманибан еги парашцсаладхоз. 1896 г.-бан белепет в Кутаиси Гимназиумба, ahol megmutatta magát, hogy képes és szorgalmas diák. De ennek ellenére kizártak az utolsó osztályból, hogy aktív szerepet vállaljanak forradalmi mozgalomban.
Tanulmanyainak folytatásához Uznadze Svájcba, majd Németországba ment, ahol belépett a Leipzigi Egyetem Filozófiai Tanszékébe. Abban az időben Wilhelm Wundt kísérleti pszicológia egyik alapitója dolgozott ott, аки nemcsak a filozófiáról és pszicológiáról tanult, hanem saját Laboratoriumában is dolgozott. És ebben аз oktatási intézményben Uznadze аз egyik legjobb вольт. Ezt erősíti meg a Leibniz filozófiájára adott munkája, amelyet a harmadik évben tanult. 1909-бен végzett аз egyetemen, és ugyanabban аз évben Галли Egyetemen filozófiát szerzett. Tézisét Владимир Соловьев, tudás és метафизика elméletének tanulmanyozására fordította.
Диплом megszerzése után Дмитрий visszatért Kutaisiba, ahol egyidejűleg különböző tornatermekben dolgozott, tanított történelmet, pszichológiát, pedagógiai és logikai történelmet. Az európai oklevelet Grúziában nem tekintették érvényesnek, ezért külső vizsgálatokat kellett végeznie a Харьков Egyetem Filozófiai Filozófiai Karán, 1913-бан аз első диплом diplomáját. Аббан аз időben Uznadze sokat tett közzé, cikkei elsősorban педагогика, философия, аз эстетика problémáira vonatkoztak.
1917-бен Д.Н. Узнадзе Тбилисибе колтёзётт, ахол азоннал cсатлакозотт в Тбилиси Егиетем szervezetéhez. 1918 г. — запрет психологической и педагогической деятельности в осцах, а также мегалапитотта, 1920 г. — запрет педагогической психиатрической лаборатории. Эзенкивюль Узнадзе Товаббра является педагогическим работником Intézet vezetője volt. A pszichológusok képzéséhez szükség volt tankönyvekre, amelyek akkoriban nem léteztek Grúziában. Ő gondoskodik a problémáról, és számos oktatási segédanyagot bocsát ki.
1919 г., Д. Н. Узнадзе, отмеченный творчеством Лейбница, в 1920 г. запрещена монография «Анри Бергсон», отмечена критика интуитивизма Бергсона. És misztikus megérzések szerint Uznadze, nem alkalmas a megértése a kognitiv és pszichés tevékenység az ember. Ott Kell Lennie egy olyan rendszer tudományos Fogalmak, amelyek segítségével lehet érteni és magyarázni, sőt misztikus megérzések az ember.
DN Uznadze megprobálja megoldani ezt a problemát egy ilyen rendszer létrehozásával, hogy ne tüntesse fel a mentalis folyamatokat mentalis vagy fizikai úton, hanem a psziché eltérő meghatároz. Jelenleg megjelent műveiben olyan Fogalmak léteznek, монетный двор a «bioszféra», «helyzet» és «al-pszichikus». Hasonló jelentéssel bírnak, leírnak egy konkrét valóságot, amely meghatarozza и viselkedés célszerűségét. Bioszféra a valóság egyfajta tükröződése, és a helyzet a bioszfera altal okozott helyzet, azaz a bioszfera. valójában különleges eset. Bioszféra szub-pszichikusnak является nevezhető, hiszen ez a tudatosság vizsgálata.
1923-ban az ilyen munkákat D.N.Uznadze, монетный двор «Impersonaliya» és «A pszichológiai alapja a névnek». Ennek az alapja a pszichológiai Laboratoriumban végzett kutatás volt. Megmutatták, hogy egy tárgy vagy jel neve nem véletlen, és pszichológiai alapon van. Az alanyok hasonlóságot mutattak аз érzületlen kép és аз általa sugallt hangok között, és minden egyes alak esetében a különböző emberek szigorúan meghatározott hangkomplexumokat választottak ки.
1924-бен а Д. Н. Узнадзе «Педагогические исследования мотивации», педагогическая проблема összpontosítva. Эббен аз идобен, аз 1920-как евекбен. Telepítési koncepció Uznadze elméletének egyik alapfogalma. Эз Fogalom Magában Foglalja аз Ember valódi mentális állapotát, kifejezi készségét egy bizonyos viselkedésre. Telepítés nemcsak meghatározza a személy hozzáallását minden eseményhez, veleményhez, személyhez, hanem azt is mutatja, hogy ezek hogyan valósultak meg észlelésének világában. Magának a koncepciónak a fejlesztése mellett Uznadze egy modszert dolgoz ki az állam kivizsgálására. Ennek edményeképpen létezik egy telepítés elmélete, amely arra utal, hogy egy személy képes tudatában lenni egy tudományos Fogalomrendszer segítségével.
Ez az értelem, amely D.N. Uznadze and telepítés koncepciójába fektetett, amely eltér a megszokottól, és elfogadta az akkori pszichológiát. Felállítása nem mentális folyamat, és nem magatartási cselekmény, hanem a valóság egyfajta tükröződése. Kialakulása egyarant a tárgy és a tárgy körülményei között áll fenn: egyrészt telepités bizonyos helyzetre reagál, másrészt bizonyos igény kielégítésével.
Ebben a koncepcióban a tapasztalat pszichológiája összefügg a viselkedés pszichológiájával. Mielőtt bármilyen tevékenységet folytatna, D.N. Uznadze, egy személy pszichológiailag felkészül a végrehajtására, és ez a folyamat még csak nem is valósulhat meg. Ez a tény az előkészítés Uznadze és hívta telepítést.
A Tbiliszi Egyetem Laboratoriumban kísérleteket végzett, amelyek során megállapítást nyert, hogy egy adott területen létrehozott létesítmény nemcsak bene van, hanem más életkörülmények között is. Ezenkívül Uznadze úgy találta, hogy a létesítmény is benne rejlik az állatokban. Ez a felfedezés nagyon fontos lett számukra, mert alapja volt a pszichés kétszintű modelljének jövőjének létrehozásában.
A kísérletek eredményei alapján a tudós arra a következtetésre jutott, hogy a létesítmény a szervezet elsődleges tulajdonsága, azaz ez a leginkább primitiv reakció a külső ingerekre. Természetesen ebben az esetben a psziché másik, magasabb szervezeti szintjének kell lennie.
1940-ben megjelent „Altalános pszichológia” Узнадзе, ami valójában egy általánosítása nézeteit és elméletek. Ez a könyv jelentős szerepet kapott a grúz pszichológiai iskola létrehozásában, mivel szolgálta alapját и pszichológusok új generációjának képzéséhez. Második világháború, megállt számos oktatási tevékenységet, és mint sok pszichológusok Európában és Oroszországban nyitott патопсихология iroda, ahol ő vezette munka helyreállítása mentalis funkciók harcosok.
1941-бен в Tudományos Akadémia a grúziai SSR-бен Йотт Литре, és Д.Н. Узнадзе teljes jogú tagjává válik, a pszichológiai szektor vezetője. Ezúttal a telepítés elmélete második szakaszának kezdetének tekinthető, hiszen a tudós nagy figyelmet szentelt a gondosan kidolgozott telepítésnek a jelenségére, hanem a megjelenésére gyakorolt hatásokra és illú. 1947-ben több művet is közöltek erről a témáról («A figyelem lényegének problémájáról», «A nyelv belső formája», «Az objektumozás problémái»),
A Laboratoriumban D.N. Az Uznadze az objektumok mennyiségi jellemzőinek összehasonlításával kapcsolatos tanulmanyokat végzett. Íme egy példa az ilyen kísérletek egyikére. Egy férfi többszor is megjelent két golyóval, amelyek ugyanolyan színűek és anyagból készültek, amelyekből készültek, és csak meretükben különböztek. Minden alkalommal, amikor a témát felkértek, hogy válassza ki a labdát, amely véleménye szerint több. Amiror végül két teljesen azonos golyót mutatott be, mégis egyet választott. Kísérlet során telepítes a különbség vizuális illúzióját eredményezte. Ugyanígy számos más illúziót — это vizsgáltunk: алли, из, тапинтато.
Kutatás D.N. Az Uznadze nagy érdeklődést keltett az európai tudományos világban. Жан Пиаже больше иллюзий jelenségét является невезте, но визуализируется szférában и készülek segítségével, аз-Uznadze-effektusban чувствовал себя.
1949-ben megjelent a «Növénypszichológia kísérleti alapja» című könyv, amelyben a kísérleti adatokat összegyűjtöttük és összegeztük. Uznadze leirta a személy mentális jellemzőit, a telepítés sebességétől, időbeli biztonságosságától, ütés erejétől és a műszak sebességétől függően. Ennek alapján meghatározta a személyiség három fő típusát:
Dinamikus, amely magában foglalja a kiegyensúlyozott, гармоник embereket, konnyen Adapálható Másokkal;
statikusak lehetnek azok az emberek, akiknek magatartása nem impulziv, és objektivezésre támaszkodik, a bizonytalanság megnyilvánulásával jellemezhetők;
Валтозо, amelyre az eset lakói utalnak, erőteljes törekvésekkel rendelkező emberek, de ellentétes karakterstruktúrával.
Да Наборы и регулирование мышления — Продолжить и начать Ник Дрейк-Найт
by wightcomputers | 29 июля 2013 г. | Да Наборы и регулирование мышления
Повышение самооценки и самооценки — основная цель программы «Продолжить и начать быстрое обучение». Когда человек чувствует себя хорошо, стремление к дальнейшему личному развитию становится менее пугающим, даже привлекательным! Вирджиния Сатир, знаменитый семейный терапевт, заметила то же самое;
«Я убежден, что решающим фактором в том, что происходит как внутри людей, так и между людьми, является картина индивидуальной ценности, которую каждый человек носит с собой…» People Making, Satir, V.
, Science & behavior Books, 1972Языковая модель «А что еще?» является примером построения шаблона утверждений для признания успехов и создания результирующего расширенного восприятия себя. Шаблон может быть представлен в различных обличьях;
«Расскажите мне еще о том, что прошло хорошо…»
«Подумайте о (четких операционных стандартах, согласованных целях, заявленных амбициях). Что удалось реализовать полностью или частично?»
«А как насчет Х? (когда факты свидетельствуют об успехе) Как все прошло?»
«Держу пари, были и другие вещи, которыми ты был доволен. Какими они были»
Именно построение паттернов успеха развивает импульс продуктивного мышления и постепенное наслоение позитивного благополучия. Процесс становится легче по мере того, как он прогрессирует, отражая «набор да» регулируемого мышления — привычку позитивно думать о себе, установку на постоянное признание личных достижений, какими бы маленькими они ни были.
Дмитрий (Дмитрий Николаевич) Узнадзе — грузинский психолог (1886–1919 гг. ).50). В своей исследовательской работе «Теория отношения и установки» Уднадзе продемонстрировал, как повторяющаяся умственная привычка создает укоренившийся паттерн мышления. В ходе серии экспериментов он предлагал ученикам взять в руки пару шаров, одновременно помещенных в его или ее руку, и сказать, какой из них больше.
«Мячи предъявляются несколько (десять-пятнадцать) раз, так что установка или диспозиция (для определения большого и маленького), индуцированная в каждом случае, становится достаточно хорошо подкрепленной (это тесты, вызывающие установку), после чего» скажем, в шестнадцатый раз», исходные мячи разного размера заменяются двумя одинаковыми, хотя испытуемого все равно просят сравнить их размеры. Этот тест обычно показывает, что испытуемый приобрел фиксированный набор, соответствующий предыдущим тестам, и теперь оценивает один из двух шаров одинакового размера как «больше» или «меньше». Тесты, вызывающие установку, создали состояние, вызывающее иллюзорное восприятие того, что шары одинакового размера имеют разные размеры».