Узнадзе психология установки: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

Содержание

Узнадзе психология установки краткое содержание. Краткая биография

You are here

Главная » Статьи

01.11.2019 в 13:13

Статьи

Содержание

  1. Узнадзе психология установки краткое содержание. Краткая биография
  2. Эксперименты Узнадзе. . Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе д. Н. Узнадзе
  3. Установка Узнадзе кратко. Понятие “установка” в теории Д. Узнадзе
  4. Узнадзе д.н. Экспериментальные основы психологии установки. — москва, 1949. Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Экспериментальные основы психологии установки [Текст]
  5. Теория установки Узнадзе кратко. Теория установки.
  6. Теории установки Узнадзе основные положения. Часть II теория установки в школе д.Н.Узнадзе Неиспользованные возможности теории установки д.Н.Узнадзе

Узнадзе психология установки краткое содержание. Краткая биография

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 — 1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ „Основные положения теории установки“ (1961) и „Экспериментальные основы психологии установки“ (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как „границы“ между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять „постулат непосредственности“. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

Общее учение об установке

Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки», которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности — интеллект, моральные и эстетические — соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации. Поведение личности может протекать на двух уровнях — как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Эксперименты Узнадзе.

. Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе д. Н. Узнадзе

Выше говорилось о сознании человека как качественно иной форме психического отражения мира, отличающей человека от животных. Между тем с самого начала мы были далеки от отождествления сознания человека с человеческой психикой вообще, хотя тенденция к называнию психики человека «сознанием» существовала и в деятельностном подходе. Однако это было, скорее, данью философской традиции, чем принципиальная позиция. Напротив, для интроспективной психологии, которая сошла со сцены как отдельное направление еще до возникновения собственно деятельностного подхода, бессознательного в человеческой психике не существовало. Против отождествления сознания с психикой когда-то выступал в XVII в. Г. В.Лейбниц, однако решающим вкладом в разработку проблем бессознательного стал

1Таковы, например, обучение в различных сектах, сугубо прагматическое «репетиторство», профессионально не обеспеченные психотренинги и т. д.

238

Д.Н.Узнадзе

психоанализ З.Фрейда (см. главу 4). Обращаясь теперь к рассмотрению бессознательных явлений в психике человека, мы должны учесть достижения не только психоанализа, но и других школ и направлений в психологии, которые в той или иной форме касались этой проблемы

1. Одной из них была Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

Мы не будем останавливаться подробно на тех теоретических основаниях, которые обусловили введение понятия «установка» в психологию (это предмет рассмотрения в иных учебных курсах). Скажем лишь, что Д. Н.Узнадзе, как и А.Н.Леонтьев, был озабочен критикой постулата непосредственности, ограничивающего психологическую науку. Рассмотрим конкретные эксперименты этой школы, доказавшие наличие установки определенного типа (так называемой фиксированной установки), которая является опосредствующим звеном в схеме «стимул — сознательное переживание» .

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаше кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций.

Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

Установка Узнадзе кратко. Понятие “установка” в теории Д. Узнадзе

Не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено. Установка, касаясь материала, получаемого объектом при помощи всех его реципирующих органов, должна быть понимаема не как их специальная функция, а как общее состояние индивида… Она должна представлять собой скорее некоторое общее состояние, которое касается не отдельных каких-нибудь органов субъекта, а деятельности его как целого — так определяет понятие установки Д.Н. Узнадзе Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001..

Установка, полагает Узнадзе, лежит вне сферы сознания. “Помимо сознательных психических процессов, существуют и в известном смысле “внесознательные”, что, однако, не мешает им играть очень существенную роль. В нашем случае эту роль играет установка, которую мы предварительно, в состоянии гипнотического сна, фиксировали у наших испытуемых. Она, эта установка, в наших опытах ни разу не являлась содержанием сознания. Тем не менее, она оказывалась, несомненно, в силах действовать на него: объективно равные шары переживались как определенно неравные. Таким образом, мы можем утверждать, что наши сознательные переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок, которые со своей стороны вовсе не являются содержаниями нашего сознания” Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001..

Узнадзе не говорит о том, что установка бессознательна, хотя такое заключение напрашивается само собой. Толкование бессознательного Фрейдом Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Современные проблемы, 1925. Узнадзе в корне не устраивает, по той причине, что, как полагает Узнадзе, у Фрейда разница между сознательным и бессознательными процессами в основном сводится к тому, что эти процессы, будучи по существу одинаковыми, различаются лишь тем, что первый из них сопровождается сознанием, в то время как второй такого сопровождения не имеет.

Что же касается их самих, то внутренняя природа и структура их остаются в обоих случаях одинаковыми. В таком освещении становится понятным, что бессознательные процессы, которые играют столь существенную роль, напр., при психических заболеваниях, могут стать сознательными сначала для психоаналитика, а потом, в определенных условиях, и для самого больного. Но учению психоаналитиков, с переживаниями больного не происходит по содержанию, ничего нового, ничего существенного: какое-то содержание не освещалось у него лучами сознания, теперь оно освещается этими лучами и этого в основном достаточно для того, чтобы больной стал вполне здоровым человеком” Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. — Тбилиси, Мецниереба, 1977, Т.6, С. 263-326..

У Узнадзе же сознание фрагментарно, а установка охватывает всю личность целиком. Установка является самым важным моментом в деятельности человека, самым основным, на котором она — эта деятельность — вырастает Узнадзе Д.Н. Теория установки. — Москва-Воронеж, 1997.. Установка находится в существенной зависимости от условий, в которых она возникает, определяется и фиксируется в них, то в таком случае придется признать, что она ни в какой степени не относится к разряду раз навсегда данных, неизменных категорий. Если судить об установке по характеру условий, необходимых для ее возникновения, то не подлежит сомнению, что она не может относиться к категории врожденных, раз и навсегда данных сущностей, потому что как понятие потребности, так и среды относятся к группе явлений, зависимых от постоянно меняющихся условий существования организма. Следовательно, уже одного анализа условий возникновения установки достаточно для того, чтобы видеть, что раз навсегда разграниченных, фаталистически предопределенных установок не существует Узнадзе Д.Н. Теория установки. — Москва-Воронеж, 1997.. Расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела.

Узнадзе д.н. Экспериментальные основы психологии установки. — москва, 1949.

Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Экспериментальные основы психологии установки [Текст]
Карточка

Узнадзе, Дмитрий Николаевич.

Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.; 26 см.
Установка (психол.)
FB Б 61-20/202
FB Б 61-20/203
FB Б 61-48/98
OMF Ф 1-71/15947
FB Б 61-20/309

Marc21
LDR
001 006490220
003 ELAR
005
008 121029s1961####ru#|||||#||||||||#||rus#d
017 ##
$a 61-38142
$a 14998-61
035 ##
$a (RuMoELAR)1946-68-906470
040 ##
$a RuMoRGB
$b rus
$c ELAR
$e rcr
041 0#
$a rus
044 ##
$a ru
100 1#
$a Узнадзе, Дмитрий Николаевич
245 00
$a Экспериментальные основы психологии установки
$h
$c Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе
260 ##
$a Тбилиси
$b Изд-во Акад. наук Груз. ССР
$c 1961
300 ##
$a 210 с.
$c 26 см
504 ##
$a Библиогр.: с. 158-162 (123 назв.)
546 ##
$a Парал. тит. л. на груз. яз.

Теория установки Узнадзе кратко. Теория установки.

Выдающийся грузинский философ и психолог Д.Н. Узнадзе подтвердил старинный принцип: гениальная мысль основывается на простом наблюдении и на элементарном эксперименте. В основу его теории установки лег следующий психологический эксперимент. Испытуемому предлагают два предмета, отличающиеся по объему, например, меньший шар в правую руку, а больший — в левую. После 10-15 воздействий подопытный получает равные по объему шары и должен сравнить их между собой. Оказывается, что он не замечает их равенства: большим ему кажется шар в той руке, в которую в предыдущих опытах он получал меньший шар.

Дмитрий Николаевич Узнадзе получил образование в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. В 1913 году экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Он учился именно в то время, когда там царила лингвистическая школа А.А. Потебни. Впоследствии это произвело серьезное влияние на лингвистические исследования Узнадзе с позиции теории установки. В частности, он написал специальную работу, посвященную внутренней форме слова.

Узнадзе изначально отвергает традиционную точку зрения на психологию как науку о сознании. Если считать, что познание, чувство и воля являются сознательными актами, тогда переход от телесных процессов к субъективно психическим будет совсем непонятным, а вопрос об отношении телесного и субъективного окажется неправильно поставленным.

Психолог вынужден будет признать параллелизм тела и души, потому что никакого перехода от телесного до психического в плане традиционной психологии представить нельзя.

Отвергая идею параллелизма, Узнадзе отрицает возможность отождествления психического и сознания. Идя дальше, он признает необходимость предположить наличие какой-то формы психического, которая не совпадает с сознательной формой его существования и даже предшествует ей.

Он отвергает также фрейдистскую «психологию бессознательного», которая не понимает того важного факта, что бессознательная и сознательная психическая жизнь — это лишь две последовательные формы развития единой психики. Психоанализ не дает положительной характеристики бессознательного. Проблема развития психики по сути выпадает.

Узнадзе делает упрек той психологии, которая не интересовалась проблемой возникновения психического как бессознательного процесса, не исследовала, как возникает этот процесс и как происходит его переход в активное состояние. Вопрос о связи сознательного и бессознательного, считает ученый, ставится впервые в научной школе, связанной с его именем. «Уровню сознательных психических процессов с необходимостью предшествует активность психики, протекающая без какого-либо участия сознания; существует… досознательный уровень развития психики… Уровнем развития психики, предшествующего сознанию, является установка».

Установка по Узнадзе:

— означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;

— возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой.

В работе «Экспериментальные основы психологии установки» Узнадзе определяет установку следующим образом: «В результате предыдущих исследований у подопытного создается определенное специфическое состояние, которое не может быть охарактеризовано как явление сознания. Особенностью этого состояния является то, что оно предшествует появлению определенных фактов сознания… Это состояние, не будучи сознательным, все же составляет своеобразную тенденцию к определенному содержанию сознания. Правильнее всего следовало бы назвать это состояние установкой субъекта. Почему? Во-первых, это не отдельное содержание сознания, которое противопоставляется другим смыслам сознания и вступает с ним в взаимоотношения, а определенное целостное состояние субъекта.

Во-вторых, это не просто какой-нибудь смысл его психической жизни, а момент его динамической определенности. И, наконец, это не какой-либо определенное, отдельное содержание состояния субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целого, чем какое-либо из его отдельных переживаний — его основная, его первичная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи».

Теории установки Узнадзе основные положения. Часть II теория установки в школе д.Н.Узнадзе Неиспользованные возможности теории установки д.Н.Узнадзе

Исследования социальной установки в зарубежной психологии велись в направлении изучения способов формирования, структуры аттитюда. При этом почти вековые поиски так и не дали ответа, что есть такое социальная установка как феномен психической жизни, в чем суть ее взаимодействия с окружающим миром и индивидом. До сих пор не ясно, как формируется аттитюд, какова его структура и функции компонентов. Различия в понимании перечисленных проблем столь велики, что порою взаимоисключают друг друга. Нам представляется, что общим недостатком почти всех концепций аттитюда в зарубежной психологии является их методологическая несостоятельность, что проявляется в пренебрежении к философским основам той или иной концепции. Предлагаемые позиции чаще всего расположены в русле традиционных направлений психологии – бихевиоризм, когнитивное направление, гештальтпсихология, психоанализ и другие.

Хорошо известно, что ни одно из современных направлений психологии не способно адекватно решать проблему человека, не может корректно ставить вопросы философского обоснования проблем психики и человека. Упорно низвергаемый ныне марксизм, с нашей точки зрения, не позволил отечественной психологии захлебнуться в потоке известных идей о психике человека, столь настойчиво насаждаемых научной общественностью. Проблема современной психологии Запада – это не столько следствие недостатков того или иного психологического направления, сколько результат неправильного видения собственно проблемы человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Неустанно декларируемая позиция заботы об окружающем мире и поиск пути адекватного существования человека на самом деле скрывают за собой еще более жесткие философские основы понимания природы человека, его психики. Декартовский «человек-машина», фаустовский гомункулус не идут ни в какое сравнение с компьютерной метафорой человека либо гуманистической парадигмой понимания сути человека. Если в первых вариантах окружающий мир противопоставлен человеку, то во втором случае «дурной антропоцентризм» (П.Т. Шарден) заслоняет от человека истоки своей жизни, толкает его на противоборство со своими основами.

Категории: Краткое содержание, Краткая биография, Исследования в школе, Экспериментальные основы, Основные положения, Установки в школе, Неиспользованные возможности

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

⇦ Как подружиться с подсознанием. Как подружиться со своим подсознанием

⇨ Джон Голт кто это. Кто такой Джон Голт ?

Узнадзе Дмитрий Николаевич — Психологическая газета

В 1909 г. окончил Лейпцигский университет, в 1913 г. — экстерном — Харьковский университет.

В 1909 г. Д.Н. Узнадзе была присвоена степень доктора философии в университете города Галле.

В 1909-1910 гг. работал учителем истории в Кутаисской мужской гимназии.

В 1914-1916 гг. преподавал психологию и педагогическую историю в Кутаисской правительственной женской гимназии.

В 1914-1917 гг. — преподаватель психологии и логики Кутаисского епархиального училища.

В 1915-1918 гг. — директор грузинской школы «Синатле».

В 1917 г. переехал в Тбилиси.

С 1918 г. и до конца жизни работал в созданном при его участии Тбилисском государственном университете: с 1918 г. возглавлял созданную под его руководством кафедру общей психологии; в 1918-1923 гг. — директор Тбилисского педагогического института (в составле Тбилисского университета), преподаватель психологии и педагогики; в 1920 г. — основал лабораторию психологии; в  1921-1923 гг. — секретарь ученого совета; в 1923-1925 гг. — декан социально-экономического факультета; в 1925-1927 гг. — декан педагогического факультета, в 1939-1940 гг. — декан филологического факультета. Читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии.

В 1927-1929 гг. — заведующий психологической лабораторией Тбилисского городского совета.

В 1927-1950 гг. — руководил созданным им Обществом психологов Грузии.

В 1930-1932 гг. — консультант Тбилисского института охраны здоровья детей и юношей.

В 1932-1936 гг. — консультант Тбилисского научно-исследовательского педагогического института и НИИ функционально-нервных заболеваний.

В 1932-1940 гг. — профессор, заведующий кафедрой психологии Кутаисского педагогического института.

В 1938-1939 гг. — профессор и заведующий кафедрой Сухумского педагогического института.

В 1939 и 1948 гг. был избран депутатом Тбилисского городского совета депутатов трудящихся.

В 1941 г. избран в первый состав действительных членов Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук; в 1941-1942 гг. — заведующий сектором психологии, заместитель председателя Отделения общественных наук.

С 1943 г. и до конца жизни — директор Института психологии АН Грузинской ССР.

В 1944 г. — заведующий отделом психологии Тбилисского научно-исследовательского педагогического института.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Автор общепсихологической теории установки как особого вида отражения дйствительности — неосознаваемой готовности личности к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения, и в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Также Узнадзе писал, что объективация возникает тогда, когда прошлая установка не обеспечивает адекватного действия, в этом случае возникает план осознания, в результате чего вырабатывается новая установка.

В 1940-х гг. Узнадзе исследовал эффекты и иллюзии, сопровождающим возникновение установки: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Явление иллюзии, выявленное в зрительной сфере с помощью установки, известным французским психологом Жаном Пиаже было названо эффектом Узнадзе.

Обобщив экспериментальные данные, Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены и выделил три основных типа личности:

  • динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
  • статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
  • вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.

В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.

Д.Н. Узнадзе является пионером исследования психологического акта наименования. В 1920-х гг. он путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу — испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.

Занимался вопросами формирования понятия, изучал этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека.

Во время Великой Отечественной войны Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

Основные публикации: более 180 работ, в том числе

  • Психологические исследования. М. 1966
  • Общая психология. 1940
  • Экспериментальные основы психологии установки. 1949
  • «Petites Perceptions» Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.
  • Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.
  • Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.
  • Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.
  • Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.
  • К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.
  • Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.
  • К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.
  • Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.
  • Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.
  • Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.
  • Внутренняя форма языка // Психология. 1947. Т. 4. С. 165—190.
  • К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.
  • Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.
  • Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360
  • The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.

Награды:

  • премия ученого совета Лейпцигского университета за труд, посвященный, философии Лейбница (1907)
  • Почетная грамота ЦИК Грузинской СССР за научные заслуги (1938)
  • орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Структура и функции психической установки в формировании системы ценностей профессионального музыканта | Mozgot

Structure and Functions of Mental Attitude in the Formation of the Value System of the Professional Musician

Valeriy Georgievich Mozgot, Rashid Dumalichevich Khunagov, Svetlana Anatolyevna Mozgot


Abstract

At the modern level of the В развитии психологии понятие «отношение» привлекает внимание ученых самых разных направлений. Активно разрабатывается в психологии, социологии и ряде других наук; однако до сих пор для него характерна определенная терминологическая неопределенность. В работах отечественных и зарубежных ученых Ф.В. Басин, С.К. Бондырева, И. Инеско, И. Солбес, В. Свами, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Психическая установка по Фельдштейну (einstellung, bewustseinlage, установка и др.) определяется как готовность, склонность, предрасположенность субъекта к определенной деятельности, обеспечивающие целенаправленный характер ее развития, осуществления. Суть проблемы в том, что, несмотря на значительное количество исследований психологии отношения в различных видах деятельности, она во многом остается terra incognita. Таким образом, его роль в контексте развития различных видов человеческой деятельности в сфере музыки, искусства выглядит недостаточно разработанной. И еще более неясна роль установки как моста между теоретической и практической деятельностью в сознании личности музыканта-инструменталиста. Данная статья направлена ​​на определение структуры и функций ментальной установки в формировании системы ценностей профессионального музыканта. В работе использовались следующие методы: восприятие, исполнение музыкальных произведений, создание «проективных ситуаций» в учебной деятельности учащихся, анализ продуктов деятельности. Отношение и музыкальные ценности составляют психический план проявления особенностей эстетического восприятия современного молодого человека в сфере музыки. Механизм действия психической установки развивается как готовность, предрасположенность к исполнению, восприятию и анализу музыкальных и эстетических произведений. Его действие характеризуется тесным единством сознательного (реализованного) и бессознательного (подсознательного). В функционировании установки выделяют три стадии (фазы): подсознательная, переходная фаза, сознательная. Последовательность включения стадии включения может быть разной: как от бессознательного («вверх») к сознательному, так и от сознательного («вниз») к бессознательному. Чередование этапов определяется определенной ситуацией, задачей, поставленной перед исполнителем, зрителем, слушателем. Совокупность установленных эстетических ценностей составляет ось музыкально-эстетического сознания как психики человека в сфере музыкального искусства. Она определяет условия и особенности протекания процесса музыкального общения, восприятия и переживания музыки, проявляющиеся в соответствующих суждениях, оценках, мнениях и идеалах, основанных на ментальной установке.

DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n5s1p488


Полный текст: PDF


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

Средиземноморский журнал социальных наук ISSN 2039-9340 (печатная версия) ISSN 2039-2117 (онлайн)

Copyright © MCSER-Средиземноморский центр социальных и образовательных исследований

Чтобы убедиться, что вы можете получать сообщения от нас, пожалуйста, добавьте домен «mcser.org» в «безопасный список» вашей электронной почты. Если вы не получаете сообщения электронной почты в папку «Входящие», проверьте папки «Массовая почта» или «Нежелательная почта».

теория отношения Последние научные статьи

Предпринимательское познание и преждевременное масштабирование стартапов: качественный анализ детерминант неудач стартапов

Джордж К. Джозеф ◽  

Нимита Абубакер ◽  

Закария К.А.

Принятие решения ◽  

Когнитивные искажения ◽  

Ранняя стадия ◽  

Саморегулирование ◽  

Поведенческие модели ◽  

Тип содержимого ◽  

Теория отношения ◽  

Запускать ◽  

Предпринимательское познание ◽  

Стартапы

Цель Это исследование направлено на изучение поведенческих моделей предпринимателей, их когнитивных стилей и личностных характеристик, которые могут привести к саморазрушительной цепочке событий при переходе от начинающего бизнеса к бизнесу, способному к долгосрочному прибыльному росту. В этом исследовании используется теория отношения к саморегуляции, чтобы выявить причины преждевременного масштабирования стартапов, что поможет основателям изучить свои когнитивные предубеждения, эмоции и поведение и приложить усилия, чтобы делать то, что для них неестественно. Дизайн/методология/подход Респонденты для этого качественного исследования были выбраны из группы предпринимателей с большим опытом работы с технологическими стартапами, которые либо потерпели неудачу, либо преуспели на этапах своего развития. Углубленные полуструктурированные интервью были проведены с восемью участниками, отобранными методом снежного кома, на тему понимания «Как происходят преждевременные ошибки масштабирования?». Для выявления общих тем использовался тематический анализ. Результаты Результаты этого исследования выявили следующие темы: «сравнение», «эмоциональная чрезмерная реакция», «нетерпение», «ошибочные приоритеты клиентов», «переоценка» и «самоуверенность», что в конечном итоге приводит к преждевременному масштабированию. Лежащую в основе эвристику принятия решений предпринимателями можно определить как поглощенную различными когнитивными предубеждениями и эмоциями, приводящими к негативным поведенческим моделям, как в случае преждевременного масштабирования. Из шести тем «сравнение», «ошибочные приоритеты клиентов», «переоценка» и «самоуверенность связаны с когнитивной предвзятостью», а «эмоциональная чрезмерная реакция» и «нетерпение» связаны с эмоциональными факторами. Ограничения/последствия исследования Исследование стало возможным благодаря поддержке добровольных участников, выбранных путем целенаправленной и лавинообразной выборки данных. Предвзятость интервьюируемого и интервьюера также могла быть частью этого качественного подхода. Исследование относится только к стартапам в секторе информационных технологий, и необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы обобщить результаты и по отраслям. Практические последствия Эта ранняя недооценка неожиданных препятствий на пути к предпринимательству требует внимания не только к самой концепции, но и к предпринимателю. В этих беспокойных и быстро меняющихся обстоятельствах начинающих предпринимателей необходимо учить тому, как объективно относиться к себе и другим, а также мыслить стратегически. Лидеры, которые масштабируются, делают это, потому что они принимают целенаправленные меры для преодоления своих слабостей посредством самодисциплины, получения совета от других и использования своего права изменить свое отношение и точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *