Теория установки Узнадзе, контрастная иллюзия и расширение на 3 и более объекта
Введение
О чем здесь пойдет речь, семантически связанные области: теория установки узнадзе, узнадзе теория установки, психология установки узнадзе, узнадзе психология установки, узнадзе установка, установка узнадзе, узнадзе установка это, установка по узнадзе это, установка по узнадзе, теория установки по узнадзе, узнадзе психология установки скачать, узнадзе теория установки купить, узнадзе экспериментальные основы психологии установки скачать, установки по теории узнадзе, внимание и установка узнадзе, дмитрий узнадзе психология установки читать, теория неосознаваемой психологической установки узнадзе, теория установки узнадзе книга, узнадзе основатель психологии установки, узнадзе понятие установки, узнадзе психология установки читать, узнадзе психология установки pdf, узнадзе теория неосознаваемой психологической установки, узнадзе теория установки книга, установка психология узнадзе, установка узнадзе психология
В каждой науке, несомненно, существуют проблемы, решением которых ученые занимаются целые годы, а иногда и сотни лет.
Контрастная иллюзия в установке Узнадзе.
Д. Узнадзе проводил серию экспериментальных исследований с целью изучить устойчивость установки, ее необратимость на определенном промежутке времени. Результат получился довольно неожиданным и интересным.
Иллюзия объема.
Испытуемому предъявляли в левую руку шар с меньшим объемом, а в правую – с большим. Установочная серия включала в себя в себя 10 – 15 таких проб. Цель, которую преследовал экспериментатор, проводя установочные опыты, — сформировать у испытуемого активную установку.
После тренировочной серии испытуемому давали в руки одинаковые по объему шары с заданием их сравнить. Оказывается, что испытуемый не оценивал эти шары в контрольной пробе как равные. Чаще всего возникала иллюзия контраста, то есть испытуемому большим казался шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Данный эксперимент проводился без участия зрения.Затем с помощью тахистоскопа испытуемому предъявляли два круга разного диаметра. Один круг, например, тот, который предъявлялся в паре слева, явно больше другого. После 10 – 15 предъявлений следовал контрольный опыт: испытуемый должен сравнить два равных по диаметру круга. Результаты этих опытов оказались следующие: испытуемые воспринимали их иллюзорно; причем иллюзии, как правило, возникали почти всегда по контрасту. Число иллюзий доходит почти до 100% всех случаев.
Иллюзия силы давления.
Испытуемый получал два тактильных раздражителя при помощи специального прибора – барестезиометра: сначала сильный, затем слабый. Такая последовательность повторялась 10 – 15 раз. В критическом опыте предъявлялись два равных по силе раздражителя. Результаты показали, что давление в первый раз кажется более слабым, чем во второй. В целом по выборке иллюзия контраста составила 45,6%. Но установка имела прямое действие, то есть возникала иллюзия ассимиляции. Таких иллюзий было 25%.
Иллюзия слуха.
Испытуемому предъявляли попарно два слуховых раздражителя, первый член пары значительно сильнее по интенсивности, чем второй член. После 10 – 15 повторений проводился критический опыт: предъявлялись два равных слуховых раздражителя. Испытуемым необходимо было сравнить их между собой. В этом случае общее количество иллюзий доходило до 76%, из них 57% контрастных и 19% ассимилятивных.
Иллюзия освещения.
Испытуемому предъявляли на экране два круга. Сначала круг, который темнее, затем тот, что светлее. Зафиксировав установку в тренировочной серии, экспериментатор в критическом опыте предъявлял два одинаково светлых круга, которые испытуемый должен сравнить по освещенности. И опять чаще возникает иллюзия контраста – 56%, чем иллюзия ассимиляции – 17%. То есть в контрольном опыте первый в паре круг оценивался чаще как более светлый, чем второй.
Иллюзия количества.
Испытуемый получает в предварительных опытах два круга, из которых в одном значительно большее число точек, чем в другом. Число экспозиций колеблется в пределах 10-15. В критических опытах испытуемый получает опять два круга, но на этот раз число точек в них одинаковое. Снова чаще возникала иллюзия контраста, то есть испытуемый отвечал, что точек в одном из этих кругов заметно больше, чем в другом, а именно больше в том круге, в котором в предварительных опытах он видел меньшее число этих точек. Количество контрастных иллюзий – 56,6%, ассимилятивных – 16,6%.
Узнадзе, пытаясь поставить под контроль действие всех возможных факторов, которые могли бы вызывать контрастную иллюзию, разными способами варьировал условия экспериментальной процедуры. Например, проводил установочную серию на правой руке, а критический опыт на левой руке. Или вырабатывал установку на одном глазу, а в контрольном опыте испытуемый оценивал характеристики стимуляции другим глазом. Но и при этих условиях контрастная иллюзия имела место и в последнем случае даже составила 70%. Контрастные иллюзии возникали и в тех случаях, когда испытуемые не осознавали факта установочных опытов. Такие опыты проводили с испытуемыми, находящимися в состоянии гипноза. В гипнотическом состоянии закрепляли установку и в постгипнотическом состоянии проводили контрольный опыт. Количество контрастных иллюзий увеличилось и составило 82%.
По словам Агафонова А. Ю.: «Узнадзе породил аномалию, которую сам не смог устранить»[1] .
1.1. Результаты предыдущих работ (Шенцевой Т.П. 2004 г.)
Кроме всего прочего в работе Шенцевой Т.П. был получен результат, который можно положить в основу объяснения контрастной иллюзии:
«…Непосредственно перед началом эксперимента испытуемому давалась следующая инструкция: «На экране Вам будет предъявлен прямоугольник определенной высоты.
Эксперимент проводился по данной инструкции. В нем приняло участие 36 испытуемых обоего пола. Ни у одного испытуемого результат не совпал с эталоном, в 87% случаев воспроизводимый объект оказывался меньше эталона.
«…Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев средняя оценка объекта оказывается меньше реального его размера».
Мы также провели подобный опыт. Действительно, при воспроизведении объектов в 87% случаев воспроизводимый объект оказывался меньше реального.
Эмпирическое исследование
Как известно, вся информация запоминается во взаимосвязи с эталонами и объектами на представленном изображении. Например, «стол длинной около метра» — эталоном является метр. Другой пример: изображение на рис.1 . После предъявления изображения 15 испытуемым задали следующие вопросы:
1. Из двух кругов на этом рисунке, какой больше?
2. Вы можете точно назвать реальный размер нарисованных кругов?
На 1 вопрос 15 из 15 ответили, что стол больше. На 2 вопрос 12 ответили, что невозможно назвать точный размер, и 3 затруднились ответить.
рис 1.
Более того, наши глаза, как рецепторы, могут дать нам информацию с ограниченной точностью. Что приводит к тому, что точный размер в абсолютной величине получить не возможно (у любого прибора есть погрешность), и ценность данной информации уменьшается, а на первый план выходит относительная величина. Например, на рис 1. стол примерно на 50% больше стула по высоте. Здесь 50% число не точное, а примерное с какой-то допустимой, в данных условиях, погрешностью. При увеличении количества объектов на изображении, начинают возникать сложности и неоднозначность, например:
Четыре круга разного диаметра (рис 3). Если запоминать для каждого круга всю относительную информацию, то
1. Возникает много ненужной и избыточной информации.
2. Это не дает возможность ответить быстро на вопрос, какой шар в случайной паре больше, а какой меньше.
И чем больше объектов будет предъявляться, тем дольше и сложнее будет этот процесс. Приведем список полной относительной информации для рис.3:
А) Круг №1 больше круга 4, меньше кругов 2,3.
Б) Круг №2 больше круга 1,3,4.
В) Круг №3 больше кругов 1,4, меньше круга 2.
Г) Круг №4 меньше кругов 1,2,3.
Из этих данных, получить информацию очень сложно, тем более получить ее быстро. Как известно все в природе стремится к выполнению задачи минимальными ресурсами, этот принцип распространяется синергетикой и на сложные системы, к которым, в том числе, относятся и человек, и животные. С математической точки зрения, самым экономным в данном случае методом является выстраивание по размеру. В таком случае нам нужно запомнить только порядок кругов: 4,1,3,2. Либо 2,3,1,4. Таким образом, в дальнейшем идти либо от самого маленького и указывать что:
1. Круг №1 больше круга №4 раза в 3.
2. Круг №3 больше круга №1 раза в 4.
3. Круг №2 больше круга №3 в 1. 5 раз.
Либо то же самое, но от большего круга к меньшему.
рис 3.
Нами был поставлен эксперимент:
Давались 2 шара разного размера, и задавался вопрос:
а) Какой шар больше и во сколько раз?
б) Какой шар меньше и во сколько раз?
В опросе приняло участие 23 испытуемых.
Регистрировалось время решение задачи испытуемым и точность.
На вариант а) ответы оказались точнее на 84% и быстрее в 2.5 раза, чем в случае варианта б).
По нашим предположениям для ответа на вариант а) испытуемые используют операцию умножения, а для б) либо деления, либо инвертируют задачу, переводя ее в вариант а), и решают ее, что приводит к увеличению времени решения задачи и потери точности. Вероятно, операция умножения является более простой, чем деление. И человек, в процессе его онтологического развития, изучает сначала операцию умножения, а после, как обратную умножению, операцию деления. Таким образом, окончательно, наше предположение можно сформулировать таким образом:
При сравнении объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.
Объяснение контрастной иллюзии с помощью полученных результатов
Итак, мы имеем два утверждения:
1. При сравнения объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.
2. При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.
Теперь рассмотрим контрастную иллюзию, например на кругах: последовательное предъявление 2-х кругов разного размера, слева всегда больше чем справа в установочных опытах, и два одинаковых круга в контрольном. По нашему предположению, в контрольном опыте человек всегда начинает сравнение с круга, находящегося справа (т.к. он меньше). Следовательно, вырабатывается установка, что начинать сравнение надо с правого объекта (т.е. что меньший объект всегда справа). В контрольном опыте испытуемый начинает сравнивать объекты справа на лево и, оценивая объект находящийся слева относительно правого объекта, в соответствии с пунктом 2, он ошибается в меньшую сторону, и таким образом считает, что объект слева меньше.
Таким образом, установка проявляется не в формировании контрастной иллюзии, а в установлении начального условия – откуда начинать сравнение. Сама контрастная иллюзия – это результат совмещения трех механизмов:
1. Установки Узнадзе.
2. Эффекта описанного в работе Шенцевой Т.П. («При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.»)
3. При сравнении человек опирается на размеры наименьшего объекта и продолжает сравнение от меньшего к большему.
Но из такого объяснения не следует ограничение количества объектов, участвующих в контрастной иллюзии. Мы можем последовательно продолжить и включить в эксперимент три и более круга. Данный эксперимент сможет подтвердить или опровергнуть наше предположение о механизмах контрастной иллюзии. Предположение о наличие контрастной иллюзии на три и более объекта не следует напрямую из существующих объяснений контрастной иллюзии и не нашло отражения в научной литературе. Таким образом, наше предположение расширяет понятие контрастной иллюзии.
План эксперимента
Теоретическая гипотеза:
Контрастная иллюзия возникает в результате совместной работы трех механизмов :
1. Установки Узнадзе. (далее п.1)
2. Эффекта описанного в работе Шенцевой Т.П. («При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.») (далее п.2)
3. При сравнения объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.(далее п.3)
Описание:
Круги перечислены слева на право, слева наименьший круг, далее, по возрастанию диаметра, располагаются круги большего диаметра, справа – круг наибольшего диаметра. d- диаметр круга; x-y означает что диаметр круга меняется от x до y в случайном порядке (например 3-4 означает что диаметр круга меняется от 3 до 4 в случайном порядке).
Задача испытуемого: распределить круги по возрастанию.
Установочные опыты: повторяются 20 раз.
Вариант эксперимента №1:
· Круг №1 d=3-4 см
· Круг №2 d=4. 5-5.5 см
· Круг №3 d=6-7 см
· Круг №3 d=7.5-8.5 см
Вариант эксперимента №2:
· Круг №1 d=3-4 см
· Круг №2 d=6-7 см
· Круг №3 d=4.5-5.5 см
· Круг №3 d=7.5-8.5 см
Контрольный опыт: изображение предъявляется на 1 сек.
Для обоих вариантов один.
· Круг №1 d=5 см
· Круг №2 d=5 см
· Круг №3 d=5 см
· Круг №3 d=5 см
Вывод практической гипотезы:
Общий: при установочных опытах вырабатывается установка по расположению кругов по размеру (см. п.1).
Для варианта №1 — Контрольный опыт.
Т.к. самый маленьким кругом всегда был круг №1, то, в соответствии с п.3 нашей теоретической гипотезы, человек начинает сравнение с него и сравнивает его с кругом №2, в соответствии с п.2 получаем, что круг № 2 меньше круга №1.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п. 3 сравниваем круг №2 и круг №3, в соответствии с п.2 получаем, что круг №3 меньше круга №2.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №3 и круг №4, в соответствии с п.2 получаем, что круг №4 меньше круга №3.
Таким образом, в контрольном опыте испытуемый должен распределить круги по возрастанию в очередности:
№ 1 самый большой
№ 2 чуть меньше №1
№3 чуть меньше №2
№4 самый маленький.
Для варианта №2 — Контрольный опыт.
Т.к. самый маленький круг всегда был круг №1, то, в соответствии с п.3 нашей теоретической гипотезы, начинается сравнение с него и сравнивается с кругом №3, т.к. по размеру диаметра он следующий, в соответствии с п.2 получаем, что круг № 3 меньше круга №1.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №3 и круг №2, в соответствии с п.2 получаем, что круг №2 меньше круга №3.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №2 и круг №4, в соответствии с п. 2 получаем, что круг №4 меньше круга №2.
Таким образом получаем, в контрольном опыте испытуемый должен распределить круги по возрастанию в очередности:
№ 1 самый большой
№ 3 чуть меньше №1
№2 чуть меньше №3
№4 самый маленький.
Практическая гипотеза:
Для варианта №1, в контрольном опыте испытуемый распределит круги по возрастанию следующим образом:
№ 1 самый большой
№ 2 чуть меньше №1
№3 чуть меньше №2
№4 самый маленький.
Для варианта №2, в контрольном опыте испытуемый распределит круги по возрастанию следующим образом:
№ 1 самый большой
№ 3 чуть меньше №1
№2 чуть меньше №3
№4 самый маленький.
Экспериментальная проверка:
В эксперименте приняло участие 37 испытуемых (15 испытуемых женского пола, 22 испытуемых мужского). С каждым проведено по 3 сессии каждая по 2 варианта. ( таким образом в общем 222 контрольных опыта), в 191 контрольных опытах результат совпал с практической гипотезой. В 11 опытах испытуемые попросили повторить показ контрольного изображения т.к. по их словам они «не разглядели», в 20 случаях результат не совпал с гипотезой. Таким образом в 86% результат совпал с нашей гипотезой.
Эпилог
В нашей работе было проведено исследование, результатом которого стало возникновение нового факта в психологии. Результаты исследования интересны, но требуют дальнейшей разработки. Планируется увеличить выборку с целью получения более достоверных результатов и возможности выявить более точное соотношение различных ответов, а также проведение эксперимента с участием других модальностей для подтверждения того, что феномен носит амодальный характер. Подтверждение полученных данных может способствовать объяснению до сих пор не понятой в психологии контрастной иллюзии в установке Д.Узнадзе.
Практический пример контрастной иллюзии по Узнадзе на 3 объекта,на 2 объекта
Возврат на СОЗНАНИЕ и ПАМЯТЬ
Литература
1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. – Самара, 2001.
3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. – СПб., 1993.
5. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. в англ./ Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб.: Речь, 2001.
6. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997.
7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2002.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти//Романтическое эссе. – М.,1996.
9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.
Д. Н. Узнадзе Установка у человека[147] .
Психология вниманияПроблема объективации
1. Две сферы воздействия на человека. Если спросить, что же является специфически характерной особенностью человека по сравнению с другими живыми существами, то в первую очередь в голову приходит, конечно, мысль о языке, и мы говорим, что человек одарен способностью речи, в то время как другие живые существа абсолютно лишены ее. Другой вопрос, является ли эта способность вторичным, производным феноменом, в основе которого лежит какое-нибудь другое явление, имеющее более важное значение, чем она. Не касаясь подробно этого вопроса, мы можем утверждать, что, несомненно, не существует ничего другого, за исключением окружающей нас действительности, что в такой же степени могло бы влиять и определять наше поведение, как это делает речь.
Мы могли бы и иначе выразить ту же мысль, утверждая, что нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко — либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь репрезентируют нам то или иное раздражение. Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда подчиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как преломил их в своем сознании, лишь после того, как осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.
Но возникает вопрос: в чем заключается эта его способность, на чем по существу основывается она?
Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка. Перед нами стоит задача установить роль и место этого понятия в жизни человека.
Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос: что же происходит с ней в другом плане — плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли здесь какую-либо роль наша установка, или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях?
2. Проблема внимания. Для того чтобы получить возможность разрешить этот вопрос, необходимо в качестве исходного пункта использовать проблему внимания, точнее, проблему возможности акта внимания, более того — проблему осмысленности этого акта. Дело в том, что обычно принято считать, что внимание по существу имеет избирательный характер, что оно дает нам возможность из ряда действующих на нас впечатлений выбрать какое-нибудь из них и сосредоточиться на нем, с тем чтобы представить его с максимальной ясностью и отчетливостью.
Но достаточно хоть несколько приглядеться к этому определению, чтобы тотчас же увидеть, что в сущности оно совершенно лишено должной ясности. Больше того, оно само возбуждает ряд вопросов, без предварительного разрешения которых нельзя остановиться на каком-нибудь из возможных определений внимания.
В самом деле! Как возможно, чтобы мы обратили внимание на что-нибудь, прежде чем оно стало предметом нашего сознания? Ведь для того, чтобы остановиться на чем-нибудь, чтобы обратить на него внимание, совершенно необходимо, чтобы оно уже было нам дано в какой-то степени. Но чтобы это было возможно, т. е. для того, чтобы что-нибудь было нам дано, необходимо, чтобы мы уже обратили на него свое внимание. Принципиально, конечно, не имеет никакого значения вопрос о степени сосредоточения внимания; наша проблема касается вопроса о возможности первичного сосредоточения внимания независимо от степени, в какой оно происходит.
Таким образом, становится очевидным, что обычное определение внимания не дает по существу ясного представления о нем; оно нисколько не помогает нам понять, что же такое, собственно, то, что называют вниманием.
Конечно, все это касается, как мне кажется, наиболее широко распространенного определения интересующего здесь нас понятия. Но ведь существуют же и другие определения! Можно ли и относительно них утверждать то же самое?
Я считаю, что основная мысль, которая здесь нас интересует, является общей для всех более или менее известных попыток определения внимания. Везде, во всех определениях, основной функцией внимания считается одно и то же, а именно повышение степени ясности и отчетливости возникающего представления, и если эти определения отличаются в чем-нибудь друг от друга, то во всяком случае не в этом. Поэтому, поскольку речь касается основной мысли существующих определений нашего понятия, мы считаем достаточным ограничиться сказанным.
Если приглядеться к этому определению, возникает мысль, что оно касается не какого-нибудь единичного процесса. Скорее всего можно подумать, что речь идет здесь о двоякой данности одного и того же явления; действующие на нас впечатления как будто переживаются нами двояко: с одной стороны, как явления, не сопровождаемые актами нашего внимания, с другой — как те же явления, но на этот раз опосредованные как раз этими актами. Следовательно, считается, что мы можем переживать ряд явлений, но без всякой ясности и отчетливости их представления; в случае же активности внимания мы переживаем их ясно и отчетливо. Это, конечно, не означает, что в первом случае мы имеем дело со слабой степенью, а во втором — с сильной степенью деятельности внимания. Скорее всего в первом случае вовсе отрицается наличие внимания.
Следовательно, считается, что есть случаи, в которых наша мысль работает, в частности воспринимает ряд явлений без всякого участия нашего внимания, т. е. воспринимает явления, которые на этот раз лишены ясности и отчетливости. Конечно, в обычном определении внимания предполагается, что это возможно, что в сознании могут иметь место и такие явления, которые вовсе лишены предиката и отчетливости. Но вряд ли имеет смысл допустить наличие у нас таких содержаний, которые ничего не получают от того, что они становятся именно психическими содержаниями, что они остаются для субъекта тем же, чем они были до того, т. е. чуждым, «неизвестным», не существующим для него содержанием.
По-видимому, мы должны допустить, что если существуют какие-нибудь психические содержания, то они всегда сопровождаются той или иной степенью «сознания» независимо от того, можем мы в этих случаях говорить об участии внимания или нет. В противном случае не было бы никакого основания считать, что мы имеем дело действительно с психическими содержаниями.
Можно предположить, что, быть может, в основе традиционного понимания внимания лежала неосознанная мысль, что работу человеческой психики, собственно, следует полагать в двух различных планах, из которых в одном она протекает без участия внимания, а в другом — с его прямым участием. Причем наличие ясности и отчетливости можно было бы в обоих случаях считать бесспорным. Наша задача заключается сейчас в том, чтобы показать, что эти планы работы сознания действительно имеют место и что для понимания психической жизни на различных ступенях ее развития необходимо учитывать это обстоятельство.
3. Два плана работы нашей психики. О каких же планах работы нашей психики идет здесь речь?
Правда, в нашей науке до настоящего времени не усматривалась с достаточной ясностью необходимость применения этих двух планов работы нашей психики. Однако при научном осознании ряда явлений психической жизни приходилось принимать положения, которые, не будучи правильными по существу, все же скрывали в себе указания на ряд моментов, изучение которых в дальнейшем могло бы вскрыть истинную природу этих явлений.
Для того чтобы составить себе ясное представление, о каких планах работы сознания идет здесь речь, мы попытаемся проанализировать какой-нибудь из самых обыкновенных случаев нашего поведения. Допустим, человек пробуждается и обращается к обычному в этом случае акту поведения: он начинает одеваться, берет обувь и начинает ее натягивать, и вдруг оказывается, что дело не подвигается вперед, что что-то мешает этому. В этом случае мыслимо двоякое отношение к данному явлению: или субъект не обращает внимания на это сравнительно незначительное явление и все-таки продолжает обуваться, или же он сейчас же прекращает акт обувания, задерживается на некоторое время и начинает рассматривать свою обувь, с тем чтобы уяснить себе причину неожиданно возникшего неудобства. Это он должен сделать для того, чтобы устранить эту причину и совершить необходимый для него акт поведения.
Этот элементарный пример является самым обычным случаем, который можно констатировать на каждом шагу нашей жизни; можно сказать, что вся человеческая жизнь в значительной степени построена на серии процессов этого рода. Необходимо поближе приглядеться к ним, чтобы увидеть, что в данном случае мы имеем дело с бесспорно существенным явлением, бросающим свет на истинную природу психической жизни человека.
Дело в том, что в этом сравнительно элементарном, обычном акте нашего поведения мы можем вскрыть наличие двух отдельных, существенно различных планов деятельности нашей психики — плана «импульсивной» и плана «опосредствованной» деятельности. Мы должны остановиться на анализе обоих этих планов, чтобы составить себе ясное представление об интересующем нас здесь вопросе.
1. План импульсивного поведения. Если обратиться к первому из них, т. е. к плану «импульсивного» поведения, то мы найдем, что спецификой его психологически являются в первую очередь непосредственность, включенность субъекта, как и его актов, в процесс поведения, безостановочная абсорбированность им и того и другого. Для того чтобы яснее представить себе эту специфику импульсивного поведения, нужно вспомнить о так называемой инстинктивной деятельности животного или же о привычной, механизированной активности человека.
Нет сомнения, что в этих случаях имеется акт отражения соответствующих отрезков действительности и субъект отражает эту последнюю не во всей ее целостной совокупности, не во всех деталях, а лишь в определенной части ее агентов, имеющих непосредственное отношение к целям поведения. Кроме того, он отражает их достаточно ясно для того, чтобы они могли сделаться действительными факторами в процессе его поведения. Курица, например, должна заметить наличие зерен, чтобы начать клевать. Конечно, для того чтобы стимулировать этот акт поведения, нет никакой необходимости детально обследовать эти зерна, достаточно заметить их. И этого бывает ей совершенно достаточно, чтобы сохранить себе жизнь.
Или же, если вернуться к нашему примеру: вставая утром с постели, человек должен выделить платье или обувь из числа окружающих его вещей, должен достаточно ясно воспринять их, чтобы одеться и обуться. Это совершенно необходимо для него, но и вполне достаточно в определенных, обычно протекающих условиях его жизни. Ибо бесспорно, что всякая целесообразная деятельность предполагает факт отбора действующих на субъект агентов, концентрацию соответствующей психической энергии на них и достаточно ясного отражения их в психике. Иначе всякая деятельность в этих условиях ее возникновения представляла бы собой один лишь хаос отдельных актов, не имеющих никакого отношения ни к целям субъекта, ни к особенностям внешней ситуации, в условиях которой она протекает.
Несмотря на то что здесь мы имеем дело и с фактами отбора агентов, действующих на субъект, и с концентрацией психической энергии на них, как с фактом ясного отражения их в психике, говорить об участии внимания в этих актах у нас все-таки нет настоящего основания. Дело в том, что и содержание сознания, вроде образов восприятия, и отдельные акты деятельности, включенные в процесс импульсивного поведения, характеризуются особенностью, исключающей всякую мысль об обусловленности их актами внимания: они возникают и действуют лишь для того, чтобы немедленно, без всякой задержки уступить место стимулированным ими последующим актам, которые, в свою очередь, также безостановочно делают то же самое. Они играют роль отдельных звеньев в цельной цепи поведения — роль сигналов, стимулирующих дальнейшие шаги в процессе поведения. Они не имеют своей независимой ценности, не существуют самостоятельно и отдельно от процесса поведения, в который они безостановочно включены. Импульсивное поведение протекает под знаком полной зависимости от импульсов, вытекающих из сочетания условий внутренней и внешней среды, — под знаком непосредственной и безусловной зависимости от актуальной ситуации, которая окружает субъекта в каждый данный момент. Словом, в актах импульсивного поведения субъект остается рабом условий воздействующей на него актуальной среды.
Возникает вопрос: чем же в таком случае, если не той специфической способностью, которую принято называть вниманием, определяются эти процессы — процессы избирательного выделения из массы действующих на нас агентов, именно тех, которые имеют отношение к задачам нашего поведения, концентрации «психической энергии» на них и в результате всего этого достаточно заметной степени ясности их сознавания?
Этот вопрос оказывается совершенно не разрешимым для обычной психологии, огульно игнорирующей наличие в нас процессов, все еще не известных старой, традиционной науке. В свете нашей теории установки вопрос этот разрешается без особенных затруднений. Мы знаем, что, согласно этой теории, когда возникает какая-нибудь определенная потребность, то живой организм, или правильнее субъект, силится установить определенное отношение к окружающей действительности — к ситуации удовлетворения этой потребности — для того, чтобы на самом деле удовлетворить возникшую потребность. Действительность, со своей стороны, как ситуация удовлетворения наличной потребности воздействует непосредственно не на отдельные процессы, психические или физиологические, имеющие место в организме — носителе этой потребности, а на живой организм в целом, на субъект деятельности, порождая в нем соответствующий целостный эффект. Эффект этот может представлять собой лишь некоторое целостное, субъектное (не субъективное) отражение действительности как ситуация удовлетворения данной потребности — отражение, которое должно быть трактуемо как предпосылка и руководство ко всей развертывающейся в дальнейшем деятельности субъекта, как установка, направляющая данное поведение в русло отражения окружающей действительности.
Если принять как основу это положение, то станет понятным, что все поведение, как бы и где бы оно ни возникало, определяется воздействием окружающей действительности не непосредственно, а прежде всего опосредованно — через целостное отражение этой последней в субъекте деятельности, т. е. через его установку. Отдельные акты поведения, в частности вся психическая деятельность, представляют собой явления вторичного происхождения.
Следовательно, в каждый момент в психику действующего в определенных условиях субъекта проникает из окружающей среды и переживается им с достаточной ясностью лишь то, что имеет место в русле его актуальной установки. Это значит, что то, чего не может сделать внимание, мыслимое как формальная сила, становится функцией установки, являющейся, таким образом, не только формальным, но и чисто содержательным понятием.
Таким образом, становится понятным, что в условиях импульсивного поведения у действующего субъекта могут возникать достаточно ясные психические содержания, несмотря на то что о наличии у него внимания в данном случае говорить не приходится. Мы видим, что это может происходить на основе установки, определяющей деятельность субъекта вообще и, в частности, работу его психики. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы ему — субъекту — быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации его поведения. Правда, ясно и отчетливо переживаемыми становятся в этих условиях лишь те стороны или моменты, которые имеют непосредственное отношение к ситуации данного поведения. Поэтому луч ясности и отчетливости направляется в ту или иную сторону, на тот или иной момент ситуации, не по произволу субъекта. Он находится в зависимости от условий, в которых рождается и, быть может, фиксируется действующая в данный момент установка. Само собой понятно, что в этом случае речь может идти лишь о сравнительно простых ситуациях, на базе которых рождается и с успехом развивается соответствующая этим условиям установка.
2. План объективации. Другое дело в случае усложнения ситуации, необходимой для разрешения задачи, поставленной перед субъектом, — в случаях возникновения какого-нибудь препятствия на пути. Поведение здесь уже не может протекать так же гладко и беспрепятственно, как это бывает при импульсивной деятельности. При появлении препятствия наличный, очередной акт поведения, наличное отдельное звено в цепи его актов уже не могут у человека, как обычно, возникнув, немедленно уступить место следующему за ним и стимулированному им акту поведения, так как препятствие касается как раз процесса этой стимуляции. В результате этого поведение задерживается, и звено, так сказать, вырывается из цепи актов поведения. Не вызывая более последующих актов, оно перестает быть на некоторое время одним из звеньев цепи и становится психологически предметом, объектом, имеющим свое самостоятельное, независимое от условий актуально протекающего поведения существование и свои особенности, которые предварительно нужно осознать для того, чтобы снова использовать это звено целесообразно, снова включить его в процесс поведения.
Итак, при возникновении препятствий поведение задерживается на каком-нибудь из актуальных звеньев. Например, обуваясь, я чувствую, что «нога не лезет в обувь», но я не окончательно прекращаю обувание, а лишь задерживаю его на некоторое время: я останавливаюсь, прекращаю осуществлять в своих действиях акты обувания. Зато возникает новая форма поведения: обувь, образ которой я получил в результате ее восприятия, включенного в акты процесса обувания, не будучи в состоянии стимулировать и направлять удачный, в данном случае достаточно целесообразный, акт обувания, становится сейчас для меня самостоятельным объектом, особенности которого я должен осознать для того, чтобы быть в состоянии обуться, и я начинаю снова воспринимать обувь; она становится предметом, на который направляются мои познавательные акты, — я начинаю ее воспринимать с разных сторон, сопоставлять замеченные мной особенности, размышлять о возможной обусловленности замеченного мной неудобства, быть может, именно обстоятельством, которое бросается в глаза. Словом, на почве идентифицирования обуви начинается процесс специально познавательного отношения к предмету, отношения, отвлекающего от интересов непосредственного практического применения каждой из отмеченных мной особенностей, начинается процесс элементарного теоретического, а не непосредственного, практического поведения.
От результатов этого последнего и зависит, как развернется в дальнейшем моя деятельность, что я сделаю с обувью, чтобы целесообразно закончить процесс обувания. Очевидно, я внесу в нее необходимые в данном случае изменения, устраню препятствия, задерживающие целенаправленность моего поведения, — словом, в результате теоретического отношения к предмету я сперва осуществлю практические акты, необходимые для приведения обуви в годность, и только после этого возьмусь за осуществление задержанного мною акта обувания.
Таким образом, вследствие усложнения ситуации процесс импульсного поведения может задержаться, и тогда наличное звено его, отраженное первично в психике в процессе осуществляющихся актов поведения, может обратиться в самостоятельный для меня объект, может выделиться из непрерывной цепи актов практического поведения и стать предметом моего повторного наблюдения, объектом, на который я направляю деятельность своих познавательных функций, с тем чтобы получить более детальное и более ясное его отражение, необходимое для целесообразного завершения задержанного процесса моего поведения.
В результате этого акта поведение поднимается на более высокий уровень — на уровень опосредствованного познавательными актами, освобожденного от действия непосредственных импульсов поведения. Словом, поведение в этих условиях поднимается на уровень специфически человеческих актов, качественно отличающихся от всего того, что может дать в обычных условиях своего существования то или иное животное.
Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный, самостоятельный объект его наблюдения, можно было бы назвать коротко актом объективации.
Само собой разумеется, этот акт объективации вовсе не создает впервые предметов или объектов окружающего нас объективного мира; эти предметы, конечно, существуют независимо от субъекта и являются необходимыми условиями возникновения всякого поведения, кому бы оно ни принадлежало. Но сейчас они воспринимаются субъектом, идентифицируются. Акт объективации имеет в виду наличие в действительности объектов, на которые можно бы было человеку направить свои акты, с тем чтобы повторно заметить и в этом смысле объективировать их, а затем при помощи специальных познавательных функций уяснить себе, что они собой представляют.
Таким образом, объективация не создает объектов, они существуют в объективной действительности независимо от наших актов, а обращает наличные объекты в предметы, на которых мы концентрируем наше внимание или, говоря точнее, которые мы объективируем.
Если приглядеться к этому процессу, то можно будет сказать, что наше поведение, которое было включено в цепь последовательных актов отношения к действительности, как бы «освобождается» из этой цепи, «выключается» из нее и становится самостоятельным и независимым процессом. Решающую роль в этом процессе «освобождения» поведения, поднятия его на более высокий, истинно человеческий уровень играет, несомненно, акт объективации — акт обращения звена в цепи в самостоятельный, независимый предмет, на который направляются усилия наших познавательных функций. Но нет сомнения, что это и есть акт той самой задержки, остановки, фиксации, который мы наблюдаем в условиях работы специфического состояния, известного под названием «внимания».
Следовательно, внимание по существу нужно характеризовать как процесс объективации — процесс, в котором из круга наших первичных восприятий, т. е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулированных условиями актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь из них; идентифицируясь, оно становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого — наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.
Таким образом, акт объективации является специфическим состоянием, свойственным человеку, — состоянием, которого лишено животное и на котором по существу строится все преимущество человека над этим последним, строится возможность нашего логического мышления.
Нам необходимо специально отметить наличие обоих этих уровней психической жизни — уровня установки и уровня объективации. В то время как первый из них является специфическим для всякого живого существа (в частности, в определенных условиях и для человека), второй представляет собой специальное достояние лишь этого последнего как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни, как творца культурных ценностей.
Если приглядеться к первому уровню — уровню установки, то нетрудно увидеть, что жизнь на этом уровне представляет собой безостановочный поток ряда изменений, неустанное становление нового: она не знает ничего повторяющегося, ничего тождественного. Здесь, в плане установки, основным принципом действительности является принцип становления, исключающий всякую мысль о неизменяемой тождественности явлений. Мы видели выше, что действительность отражается в психике лишь в тех своих отрезках, которые необходимы для развития потока деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей живого организма. Сама же эта действительность или какая-нибудь из ее сторон остается целиком за пределами внимания субъекта, она не является его объектом, не является предметом, специально обращающим на себя его взоры.
Словом, становится бесспорным, что действительность в плане установки представляет собой поле неисчерпаемых изменений, безостановочного движения, исключающего даже мысль о тождественности в бесконечном ряду явлений. Коротко говоря, действительность в плане установки представляет собой поле не имеющих конца, не знающих перерыва изменений.
Другое дело второй план этой действительности, обусловленный принципом объективации, свойственным лишь этому плану. Как только действительность сама начинает становиться объектом для человека, она выступает из ряда факторов, непосредственно обусловливающих поведение человека, и становится самостоятельным предметом, на который направляется внимание субъекта: иначе говоря, она объективируется.
На этой основе вырастают мыслительные акты, направленные по возможности на всестороннее отражение объективированной, таким образом, действительности.
В отличие от отражения в плане установки здесь, в плане объективации, мы имеем дело с отражением, построенным на основе логического принципа тождества, необходимого для регулирования актов нашей мысли. А именно: после того как мы выдвигаем идею одной из сторон объективированного нами отрезка действительности, нам приходится немедленно перейти к другой, затем к третьей и т. д., пока не исчерпаем всего предмета, представляющего в данном случае интерес для нас. Но, переходя от одной стороны к другой, мы вовсе не приближаемся к удовлетворительному разрешению задачи, если только не допустить, что каждая из рассмотренных нами сторон сохраняется перед нами в своей неизменной тождественности, необходимой для того, чтобы мы могли воссоздать из них образ предмета как целого; мы анализируем и идентифицируем каждую из его сторон в течение времени, необходимого для того, чтобы завершить построение его как целого.
Словом, течение нашей психической жизни из живого и активного потока обращается в объективированную данность — из отрезка жизни становится предметом нашей мысли.
Разработка психомоторной установки с использованием устройства «Спорк» и ее влияние на соревновательную деятельность борцов | Иштаев
Стартовая страница > номер 1 (2017) > Иштаев
Развитие психомоторной установки с использованием аппарата «Спорк» и ее влияние на соревновательную деятельность борцов
Иштаев Жавлон М.
Реферат
900 02 Ключевые слова: Спортсмены, взрывные действия, развитие, способности, вертикальный прыжок, активность, цель.
рестлеры с использованием новой техники формирует психомоторную установку, таким образом порождает умственный механизм влияет увеличение производительности выступлений на соревнованиях.
Полтекст:
PDF (русский)Literaturhinweise
Абдуллаев А., Хонкельдиев Ш.Х. Теория и практика физического воспитания. Ташкент, 2005; 90-91.
Акрам Дж.А. Гандбол. Ташкент, 2007; 57-59.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. Москва, 1968.
Атаев А. К. Методика обучения младших подростков борьбе. Ташкент, 2005; 111.
Бжалава ИТ. Новые методы экспериментальных исследовательских установок: Сборник «Психологических этюдов», посвященный 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе: Под редакцией А.С. Прангишвили. Тбилиси, 1973; 82-98.
Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. Москва, 1958; 68-69.
Керимов Ф.А. теория и практика портовой борьбы. УзДЖТИ, 2005; 92.
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов. Москва, 2004; 177.
Надирашвили Ш. Особенности закономерностей установки ступеней на различных уровнях психической деятельности человека: Сборник «Психологических этюдов», посвященный 85-летию со дня рождения Д.Н.Узнадзе: Под редакцией А.С. Прангишвили. Тбилиси, 1973; 266-273.
Надирашвили Ш.А., Чхаидзе Л.В., Мерабишвили Г.М., Томеишвили Н.В. Произвольное движение и установка: Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1973, т. 5.
Нуршин Ю.М., Саломов Р.С., Керимов Ф.А. Узбекская национальная борьба. Ташкент, 1993.
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Москва, 1977; 6.
Прангишвили А.С. Проблема установки на современном уровне своего развития грузинской психологической школы: Сборник «Психологических этюдов», посвященный 85-летию Д.Н. Узнадзе: под редакцией А.С. Прангишвили. Тбилиси, 1973, т.5; 10-25.
Рудик П.А. Психология. Москва, 1974; 272.
Холмухамедов РД. Заниматься боксом. Ташкент, 2008; 109-111.
Рефбэки
- Im Moment gibt es keine Рефбэки
13Димитри Узнадзе, г. Тбилиси — обновленные цены 2023 года
К сожалению, прямо сейчас наши клиенты в Турции могут бронировать недвижимость за рубежом только у нас. Мы работаем над решением проблем, из-за которых мы не можем предложить вам весь спектр наших услуг. Приносим извинения за доставленные неудобства и благодарим вас за то, что вы продолжаете пользоваться услугами Booking. com.
- Информация о квартире и цена
- Удобства
- Правила проживания
- Отзывы гостей (21)
Квартира целиком
Площадь 26 м²
Кухня
900 02 Вид на городСтиральная машина
Бесплатный Wi-Fi
Бесплатная парковка
Кондиционер
Собственная ванная комната
Номера для некурящих
Апартаменты «13Dimitri Uznadze» расположены в Тбилиси, в 1,1 км от театра Руставели и в 1,3 км от Тбилисского театра оперы и балета. Из окон открывается вид на город. Расстояние до площади Свободы составляет 1,5 км, а до станции метро «Медицинский университет» — 5,4 км. Апартаменты с бесплатным Wi-Fi, телевизором с плоским экраном и спутниковыми каналами, стиральной машиной и кухней с холодильником. Полотенца и постельное белье входят в стоимость проживания. Рядом с апартаментами находятся такие популярные достопримечательности, как Президентский дворец, собор Самеба и церковь Метехи. Расстояние до международного аэропорта Тбилиси составляет 15 км.
Это любимая часть города Тбилиси среди наших гостей согласно независимым отзывам.
Расстояние в описании недвижимости рассчитывается с использованием © OpenStreetMap.
Показать больше
Самые популярные услуги
Бесплатный Wi-Fi
Бесплатная парковка
Номера для некурящих
Отопление
Кондиционер
Особенности недвижимости
Этот объект размещения находится в районе с лучшим рейтингом в Тбилиси и имеет 9 баллов за превосходное расположение..5
Бесплатная парковка!
Выберите даты, чтобы увидеть наличие и цены этого объекта. 3
Что-то пошло не так. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Вопросы и ответы об объекте размещения
Просмотрите вопросы гостей и узнайте все, что вы хотите узнать об объекте размещения
Администрация обычно отвечает в течение нескольких часов
Окрестности *
Удобства 13Дмитрия Узнадзе
Отличные удобства! Оценка по отзывам, 8. 9
Самые популярные услуги
Бесплатный Wi-Fi
Бесплатная парковка
Номера для некурящих
Отопление
Кондиционер
ПарковкаБесплатно общественная парковка поблизости (предварительный заказ не требуется) .
Wi-Fi доступен во всех зонах бесплатно.
КухняОбеденный стол
Электрический чайник
Кухня
Стиральная машина 9000 3
Холодильник
Туалетная бумага
Полотенца
Ванная комната
Туалет
Фен
Душ
Телевизор с плоским экраном
Спутниковые каналы
901 23
Розетка возле кровати
Вешалка для одежды
Кофеварка/чайник
Английский
Русский
Домашние правила
13Димитрий Узнадзе принимает особые пожелания — добавьте их на следующем шаге!Регистрироваться
С 14:00 до 17:00
Проверить
С 10:30 до 11:00
Отмена/
предоплата
Правила отмены бронирования и предоплаты зависят от типа апартаментов. Пожалуйста, введите даты вашего пребывания и проверьте условия нужного вам номера.
Дети и кровати
Правила для детей
Дети старше 12 лет допускаются.
Чтобы увидеть правильные цены и информацию о вместимости, пожалуйста, добавьте в поиск количество детей в вашей группе и их возраст.
Детские кроватки и дополнительные кровати
Детские кроватки и дополнительные кровати не предоставляются.
Возрастное ограничение
Регистрация без возрастных ограничений. (Допускаются только дети 12 лет и старше)
Принимаем только наличные
К оплате принимаются только наличные.
Курение
Курение запрещено.
Стороны
Вечеринки/мероприятия не допускаются
Тихие часы
Гости должны соблюдать тишину с 22:00 до 11:00.
Домашние питомцы
Домашние животные не допускаются.
Юридическая информация
Этим объектом управляет частный хозяин.