Узнадзе установка: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

Содержание

Д.Н. Узнадзе. Установка у человека. Проблема объективации: Psychology OnLine.Net

Д.Н. Узнадзе. Установка у человека. Проблема объективации
Добавлено Psychology OnLine.Net
7.05.2008

…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда подчиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.

Но возникает вопрос, в чем заключается эта его способность, на чем, по существу, основывается она.
Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка. Перед нами стоит задача установить роль и место этого понятия в жизни человека.

Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане – плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях?

Область установок у человека. Допустим, что акт объективации завершился и возникший на ее базе процесс мышления разрешил задачу во вполне определенном смысле.

За этим обычно следует стимуляция установки, соответствующей разрешенной задаче, а затем и усилие для целей ее осуществления, ее проведения в жизнь. Таков чисто человеческий путь психической деятельности.

Возникает вопрос: не считать ли в процессе активности психической жизни человека этот путь единственно необходимым путем, который не оставляет более места для непосредственной активности установки?

Выше, при анализе проблемы объективации, мы пришли к выводу, что субъект обращается к ее актам только в том случае, когда в этом возникает необходимость – когда он стоит перед задачей, не поддающейся разрешению под непосредственным руководством установки. Но если этого нет, если задача может быть разрешена и непосредственно, на базе установки, то в таких случаях в активности объективации нет нужды и субъект обходится лишь мобилизацией соответствующих установок.

Допустим, что задача впервые была разрешена на базе объективации. В таких случаях, при повторном выступлении той или аналогичной задачи, в объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непосредственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации.
Так растет и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то раньше были опосредованы актами объективации.

Круг установок человека не замыкается такого рода установками – установками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации других, например, творчески установленных субъектов, но затем они перешли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. Опыт и образование, например, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, захватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жизни.

Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются.

Таким образом, расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела. В нее включаются не только установки, развивающиеся непосредственно на базе актуальных потребностей и ситуации их удовлетворения, но и те, которые возникали когда-нибудь на базе лично актуализованных объективаций или были опосредованы при содействии образования – изучения данных науки и техники.

Подведем итоги сказанному. На человеческой ступени развития мы встречаемся с новой особенностью психической активности, с особенностью, которую мы характеризуем как способность объективации. Она заключается в следующем: когда человек сталкивается в процессе своей активности с каким-нибудь затруднением, то он, вместо того чтобы продолжать эту активность в том же направлении, останавливается на некоторое время, прекращает ее, с тем чтобы получить возможность сосредоточиться на анализе этого затруднения. Он выделяет обстоятельства этого последнего из цепи непрерывно меняющихся условий своей активности, задерживает каждое из этих обстоятельств перед умственным взором, чтобы иметь возможность их повторного переживания, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере дальнейшего продолжения активности.

Непосредственным результатом этих актов, задерживающих, останавливающих нашу деятельность, является возможность воспризнания их как таковых – возможность идентификации их: когда мы объективируем что-нибудь, то этим мы получаем возможность сознавать, что оно остается равным себе за все время объективации, что оно остается самим собой. Говоря короче, в таких случаях вступает в силу прежде всего принцип тождества.

Но этого мало! Раз у нас появляется идея о тождественности объективированного отрезка действительности с самим собой, то ничто не мешает считать, что мы повторно можем переживать эту действительность любое число раз, что она за все это время остается равной себе. Это создает психологически в условиях общественной жизни предпосылку для того, чтоб объективированную и, значит, тождественную себе действительность обозначить определенным наименованием, короче говоря, это создает возможность зарождения и развития речи.

На базе объективированной действительности и развивающейся речи развертывается далее и наше мышление. Это оно представляет собой могучее орудие для разрешения возникающих перед человеком затруднений, оно решает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы успешно продолжать далее временно приостановленную деятельность. Это оно дает указания на установку, которую необходимо актуализировать субъекту для удачного завершения его деятельности.

Но для того чтобы реализовать указания мышления, нужна специфически человеческая способность – способность совершать волевые акты – необходима воля, которая создает человеку возможность возобновления прерванной активности и направления ее в сторону. Соответствующую его целям.

Таким образом, мы видим, что в сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности, у него активируется прежде всего способность объективации – эта специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (или речь) и обычные формы мышления, а затем, по завершении мыслительных процессов, и акты воли, снова включающие субъекта в целесообразном направлении в процесс временно приостановленной деятельности и гарантирующие ему возможность удовлетворения поставленных им себе целей.

Объективация – специфически человеческая способность, и на ее базе существенно усложняется и запас фиксированных у человека установок. Нужно иметь в виду, что установка, опосредованная на базе объективации, может активироваться повторно, в соответствующих условиях, и непосредственно, без нового участия акта объективации. Она вступает в круг имеющихся у субъекта установок и выступает активно, наряду с прочими установками, без вмешательства акта объективации. Таким образом, становится понятным, до какой степени сложным и богатым может сделаться запас человеческих установок, включающих в себя и те, которые были когда-нибудь опосредованы на базе объективации.

Организация и проведение сертификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Дистанционное обучение

Профессиональная переподготовка

Профессиональное обучение

Мастер-классы

Обучение педагогов, воспитателей

Обучение населения

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом


24 ноября – конференция «Эпидемиологическая безопасность»


14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом


8 октября — Всемирный день хосписной и паллиативной помощи


19 июня — День Медицинского работника


Поздравление губернатора Ростовской области с Днем медицинского работника

Сертификат специалиста – это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Обязанность каждого практикующего специалиста иметь сертификат определена в статье 100 ФЗ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (извлечение)

Статья 100. Заключительные положения

1. До 1 января 2016 года:

1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

2. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Разработка и поддержка сайта — АО «Региональный межотраслевой центр информации и технологий»

Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе — Экспериментальная психология (Россия) — 2016. Том. 9, нет. 3

Экспериментальная психология (Россия)
2016. Том. 9, нет. 3, 91–102
doi:10.17759/exppsy.20160
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

1304

Реферат

Представлено нейропсихологическое исследование с использованием методики фиксированной установки в области тактильных ощущений, разработанной Д. Н. Узнадзе, демонстрирующее гибкость экспериментальной методики и возможности метода «фиксированной установки» при решении нейропсихологических задач. Показано, что модификация экспериментальной методики фиксированной установки приемов в области гаптики позволяет использовать ее при анализе как минимум двух компонентов психической деятельности человека — мнестической и регулятивной. Описаны общие результаты опытов, показывающие возможности метода в изучении проблемы асимметрии и межполушарного взаимодействия у нормальных людей и больных с нарушениями головного мозга. Подчеркивается большой потенциал метода «фиксированной установки» в изучении нейропсихологических синдромов поражения белого вещества головного мозга.

Ключевые слова: нейропсихология, метод, методика, фиксированная установка в тактильных ощущениях, полушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие

Рубрика журнала: Клиническая психология

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/exppsy.20160

Для цитирования: Ковязина М.С., Фомина К.А. Нейропсихологические возможности метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе. Экспериментальная психология = Experimental Psychology (Россия), 2016. Vol. 9, нет. 3, стр. 91–102. DOI: 10.17759/exppsy.20160. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [ Человек как объект знание ]. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
  2. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. значение для психологии]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии Психология ], 1955, вып. 6, стр. 16–38.
  3. Бекоева Д.Д. Нейропсихологический анализ фиксированной    установки: дис. ..канд. психол. наук [ Нейропсихологический анализ фиксированной установки: Дис. науч. диссертация . М., 1978. 123 с.
  4. Бекоева Д.Д., Киященко Н.К. О нейропсихологическом аспекте-исследования фиксированной установки. аспекты изучения фиксированного множества]. В А.С. Прангишвили (ред.), Бессознательное. Природа.Функции. Методы исследования : в 4 т. л. [ Без сознания. Природа. Функции. Методы. В 4 томах ]. Тбилиси: Mecniereba, 1978. Vol. 1, стр. 760–765.
  5. Бернштейн Н.А. О построении движения г [ О строительстве движения ]. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений у физиологии активности . [ Очерки по физиологии движений и деятельности физиология ]. Москва: Медицина, 1966. 349 с.
  7. Бжалава И.Т., Лурия А.Р. Нарушение фиксированной установки при Локально-поражениях мозга [Нарушение фиксированной установки мозга при локальных поражения]. В Н.И. Гращенков (ред.), Неврология военного времени [ Неврология военного времени ]. М.: Ин-т неврологии АММ СССР, 1947. Стр. 247–264.
  8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. исторический смысл психологического кризиса. В А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевский (ред.), Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. н. Т. 1. Вопросы теории у истории психологии [ Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Том. 1. Теория и история психологии ]. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.
  9. Киященко Н.К. К нейродинамическим механизмам установки при амнестическом синдроме [Установка нервных механизмов с амнестический синдром]. В этом. Бжалава (ред.), Понятие установки и отношения в медицинской психологии [ Понятие множества и отношений на медицинская психология ]. Тбилиси: Мецниереба, 1970. С. 38–42.
  10. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г. Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг у памы тел: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга) [ Мозг и память: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания с локальными поражениями головного мозга) ]. Эд.
  11. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Московского университета, 1975. 80 с.
  12. Ковязина М.С., Бабенко А.Е. Апробация методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия. фиксированный набор методологии в оптическом поле для изучения взаимодействие полушарий]. В Материалы международной научно-практической конференции
  13. «клиническая психология: теория, практика и обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября-1 октября 2010 г.) [ Материалы международной научно-практической конференции «Клиническая Психология: теория, практика, обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября — 1 октябрь 2010 г.) ] Санкт-Петербург: ООО «СЕНСОР», 2010. С. 69–72.
  14. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия . [Обязательный механизмы фиксированного набора при нарушениях межполушарной кооперации. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2012а, вып. 4, с. 138–146.
  15. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия [Мнемоника механизмы фиксированного набора при нарушении межполушарной кооперации]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2012б, вып. 5, стр. 153–161.
  16. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А., Бабенко А.Е. Применение методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования Применение фиксированной методики межполушарного взаимодействия оптическое поле для изучения взаимодействия полушарий]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2013, вып. 6, с. 125–128.
  17. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств [ Взаимодействие органы чувств ]. Москва–Ленинград: Изд-во АН СССР, 1948. 128 с.
  18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека у их нарушений при Локальных поражениях мозга [ Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга ]. Москва: Изд-во МГУ, 19.62. 433 с.
  19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [ Основы нейропсихологии нейропсихология ]. М.: МГУ, 1973. 374 с.
  20. .
  21. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека [ Природа человеческого конфликта: объективное изучение дезорганизации поведения человека ]. Эд. В.И. Белопольский. Москва: Когито-Центр, 2002. 527 с.
  22. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [ Понятие установки в общей и социальной психологии ]. Тбилиси: Мицниереба, 1974. 170 с.
  23. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности [ методы исследования личности ]. Тбилиси: Издательство «Мечниереба», 1989. 304 с. п.
  24. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки [ Учеба по психологии множества ]. Тбилиси: Медицина, 1967. 340 с.
  25. Прангишвили А.С., Шерозия А.Э., Басина Ф. В. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования [ Бессознательное. Природа. Функция. Методы исследования ]. Том. I. Тбилиси: Медицина, 1978. 788 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [ Основы психологии Общая психология ]. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  27. Симерницкая Е.Г. О перспективах исследования процессов памяти при О перспективах изучения процессов памяти с локальными поражениями головного мозга]. В А.Р. Лурия (ред.), Мозг и память: (нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях mozga) [ Мозг и память (нарушение произвольной и непроизвольной запоминание при локальных поражениях головного мозга) ]. М.: МГУ, 1975. с. 66–78.
  28. Симерницкая Е.Г. Доминантность полушария [ Доминантность полушарие ]. М.: МГУ, 1978. 98 с.
  29. Трауготт Н.Н. Межполушарное взаимодействие при локальных поражениях взаимодействия головного мозга с локальными поражениями головного мозга. В Э.Д. Хомская (ред.), Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии mozga [ Нейропсихологический анализ асимметрии головного мозга ]. Москва: Наука, 1986. С. 14–22.
  30. Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки [К вопросу изменения основного закона множества]. Психология [ Психология ], 1930, вып. III, нет. 3, стр. 316–335.
  31. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. основы психологии установки]. В А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава (ред.), Экспериментальные исследования по психологии установки [ Экспериментальные исследования по психологии множества ]. Тбилиси: Академия наук Грузии изд., 1958. С. 5–126.
  32. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования [ Психологические исследование ]. М.: Наука, 1966. 451 с.
  33. Узнадзе Д.Н. Психология установки [ Психология установки ]. Святой СПб: Питер, 2001. 416 с.
  34. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга «Вероятностное прогнозирование активности мозга». Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 1963, вып. 2, стр. 59–67.
  35. Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье [ Мозг, Менталитет и Здоровье ]. М.: Наука, 1972. 52 с.
  36. Фейгенберг И.М. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов [ Клинические нарушения взаимодействия анализаторов ]. Москва: Медицина, 1975, 168 с.
  37. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: учебное пособие [ Методы оценка асимметрии и межполушарного взаимодействия: учебник ]. Москва: МГУ, 1995. 78 с.
  38. Катани М., Тибо де Шоттен М. Атлас связей человеческого мозга . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2012. 519 стр.

Ковязина Мария Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры нейропсихологии и патофизиологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования; старший научный сотрудник НИЦ неврологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645, e-mail: [email protected]

Фомина К.А., студентка кафедры нейропсихологии и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

Продается Дом Вилла, улица Д. Узнадзе, Плеханови, Район Чугурети, Тбилиси

Продается Дом Вилла, улица Д. Узнадзе, Плеханови, Район Чугурети, Тбилиси

ID12017

Продается Дом Вилла, ул. Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

04.09.2021 1260

326 148₾

(1 м² — 3262₾) (1 м² — 1200$)

Функции

  • Кладовка
  • натуральный газ
  • Электричество
  • Вода
  • Канализация
  • Асфальтовая дорога
  • Конденсация

Информация в деталях

Описание: Продается 3-комнатный домик на первом этаже, в итальянском дворе, с отдельным входом и двором, не разделенным с соседями. На улице Узнадзе возле перекрестка Дгебуадзе. Общая площадь: 100 м2. (из них 20.2. подсобные строения, зарегистрированные в реестре) Площадь дома 77 м2. Отдельная кухня, гостиная, 2 спальни, 1 ванная, кладовая. В ремонтном состоянии. Площадь земельного участка составляет 130 м2 в доле. Является уличным человеком, с автомобильным въездом во двор. Возможна установка новостройки. Идеально подходит для коммерческого использования. Является туристической зоной. Идеален в плане сдачи в аренду. Цена: 120 000 долларов США. Долларовый эквивалент в лари. Тел.: (032) 21 21 777; 592 727281; 592 727288;

Обзор

Имя

Сообщение

326 148₾

(1 м² — 3262₾) (1 м² — 1200$)

Группа МБГ (+995) 032 21 21 777

Подвал

83 м²

Продается Дом Вилла, ул. Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

Окрос убани

201 125

ID: 14499

Новостройка

300 м²

Продается Дом Вилла, ул.

Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

Сванетис Убани

1 223 055

ID: 14443

Новостройка

300 м²

Продается Дом Вилла, ул. Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

Сванетис Убани

10 872

ID: 14442

Старое здание

60 м²

Продается Дом Вилла, ул. Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

Плехановы

135 895

ID: 10071

Старое здание

120 м²

Продается Дом Вилла, ул. Д. Узнадзе, Плеханови, Чугуретский район, Тбилиси

Воронцовы

353 327

ID: 14429

Старое здание

68 м²

Продается Дом Вилла, ул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *