Цель и смысл жизни человека, предназначение. Новости. Самопознание.ру
Смысл жизни человека — это все то, ради чего он живёт на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встаёт вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времён и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришёл. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять её и всячески препятствовать в её реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идёт о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить своё мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение её планов в жизнь.
Смысл жизни человека философия
Актуальный вопрос в философии — это смысл жизни человека и проблема бытия. Ещё античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определённым знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветлённые умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из неё нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определёнными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определённое важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определённые действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии — значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, её направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надаёт значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует своё ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Смысл и ценность жизни человека, соотносятся так — ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несёт смысл, является родным, дорогим и священным.
Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность — воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть — вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление — экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы — проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая своё предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй — переживания и чувства, связанные с определённым человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме — логотерапии. В центре её стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии — процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремлённо искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что — делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, её желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределённого времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определённые этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремлённый, все время задаёт себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель — создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребёнка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребёнка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребёнка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принёс этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определённой цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив её самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актёры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому её продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остаётся времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека — это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несёт ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека — рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется ещё больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, даёт людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определённого обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определёнными мыслями.
Смысл проявляется в трёх категориях — онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который даёт оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория — это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать — его предназначение быть священником.
Предназначение — это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек чётко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдаёт себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своём предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить своё предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека — это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрёл истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, чётко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывёт человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит своё предназначение в служении Богу, психологи — служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.
samopoznanie.ru
Смысл и цель жизни
Беспокоящим, противоречивым и животрепещущим вопросом во все времена существования жизни на земле для человека, существа мыслящего, остается такой: “А в чем смысл и цель жизни?” И сколько людей, столько мнений по этому вопросу. Прежде чем разбираться в этой философской категории “цель и смысл жизни человека…”, стоит понять, а что же обозначают эти слова — “смысл” и “цель”?
Понятия смысла и цели
Смысл – это понятие, обозначающее внутреннюю сущность, причину появления или существования. Смысл жизни – это то, из-за чего мы живем, предпосылки возникновения самоидентификации человека, причины его поиска, включающие в себя причины его радости и мучений на этой земле. Смысл жизни – тот камень преткновения, который не смотря ни на что, крутит колесо жизни. Тот кто не понимает этого смысла и не нашел смысл для себя, отчаиваются и кончают жизнь самоубийством. Тот кто прозрел и понял смысл своего существования выходят за пределы физических проблем и чувствуют полную гармонию с миром.
Цель – более приземленное понятие. Хотя в некотором роде понятия “смысл жизни” и “цель жизни” совпадают. По сути цель – итог, к которому стремятся. Если понимать цель, как какой-то видимый или ощутимый результат, то смысл отличается от цели, так как понятие смысла не всегда подразумевает результат, достижение.
Цель – более поверхностное понятие, нежели смысл. В дальнейшем анализе и рассуждениях мы будем для исключения недопонимания все же рассматривать оба понятия – и “цель”, и “смысл” – как одно. Ведь, согласитесь, оба эти слова – человеческие понятия, поэтому они искусственны и не подходят для выражения невыразимого, то есть смысла, причин нашего существования, корни которого уходят далеко за пределы физической жизни человека, то есть – глубоко в непознаваемое. Но раз мы пытаемся объясняться словами, придется оперировать ими и дальше.
Проблема цели и смысла жизни в философии
Философская наука склоняется к двум вариантам цели и смысла человеческой жизни:
- Смысл жизни в самой жизни.
- Смысла жизни нет.
Путем умозаключений, рассуждений, без проверки на практике некоторые философы пришли к выводу, что смысл жизни вообще нигде не скрывается, а слит с самой жизнью во всех ее проявлениях и формах. То есть смысл жизни – в самом процессе жизнедеятельности со всеми радостями и тяготами.
Сравнение с появлением гениальной картины очень подходящее в данном случае. Ведь когда мастера или обычного человека вдруг, как говорят, посещает муза (откровение), то он не думает про смысл. Он становится каким-то единым порывом, одухотворяется своим внутренним откровением и пишет свой шедевр, который просится наружу, как проявление чистой красоты.
Другая группа философствующих пришла к несколько иному выводу, рассуждая о смысле бренного существования – что смысла жизни попросту нет. Действительно, очень трудно свести к общему знаменателю все те противоречивые события, которые имеют место быть в жизни людей. Сложно вообще с точки зрения человека, живущего по сравнению с жизнью космических объектов ничтожно мало, судить что-то. Ведь нам вряд ли откроется более толики истины за такой период времени, который мы тратим по большей части на решение сиюминутных вопросов, а потом умираем и превращаемся в прах. Смысла жизни нет, просто так сложились природные обстоятельства и причинно-следственные связи.
Если присмотреться получше к двум описанным философским понятиям о смысле жизни, становится понятно, что они практически идентичны. Ну посудите сами: думать, что жизнь нужна, чтобы жить – это то же самое, что считать абсурдным вообще этот вопрос, ведь в первом случае так и не приходят ни к какому выводу и не объясняют смысла.
Буддийское понимание смысла человеческой жизни
Все знают про Будду, который вследствие душевного потрясения и долгого сосредоточения (медитации) прозрел и понял (скорее почувствовал, так как мозгу это понимание недоступно) смысл. Так вот, буддизм (на всякий случай уточню: буддизм – это не религия) еще раз подтверждает уже сказанное выше: трансцендентный (всепроникающий) смысл жизни невыразим словами, но к просветлению, пониманию смысла придет каждый.
Причем заметьте, этот процесс, как и результат не зависит от ума человека. Он не зависит от уровня образования, интеллекта, возраста, цвета кожи – ни от чего не зависит. Это потому, что здесь заканчиваются любые логические связи, которыми привык думать цивилизованный современный человек.
Буддийский вариант просветления, как уже говорилось, не зависит от уровня интеллекта. Современная стереотипная образовательная система, построенная на научных знаниях мешает пониманию. Для подробного объяснения данного вопроса приведем пример: дзен-буддийская история (притча).
В ней рассказывается об ищущем путь, который пришел к духовному учителю за ответами на вопросы. Они готовятся к чаепитию. Учитель понимает, что ум ученика не готов понять ничего, что его разум не спокоен и уже заполнен знаниями, что отодвигает человека от осознания смысла жизни. Поэтому для выражения этой мысли, просветленный начал наливать в чашку чай ученику. Однако, когда чай достиг краев, он не прекратил лить его. Естественно, обжигающая жидкость начала переливаться через край и выливаться на колени ученика и пол. Ученик воскликнул: “Что же ты делаешь, учитель? Ведь чашка уже полна, в нее больше не поместится чая!” На что учитель ответил, что действительно, в полную чашку больше ничего не поместишь.
Смысл жизни – в осознании себя частью (не составной, а скорее голографической) всего остального Универсума.
Согласно буддийской версии человек в своем физическом (грубом, осязаемом) теле – только верхушка айсберга, только видимая часть того, чем он на самом деле является. Это как любовь – она не материальна, но в то же время прекрасна и иррациональна, ради нее живут и умирают. Она пропитывает все, а ее отсутствие отравляет существование. Не будет противоречием буддийскому толкованию цели жизни такое утверждение: “Смысл жизни – любовь”.
В повседневности все пропитано этим смыслом, хотя наша жизнь является слишком обусловленной. Обусловленность жизни – это разделение на “быть” и “не быть”, на “хорошее” и “плохое”, на “свет” и “мрак”, а на самом деле бытие не разделено на части, как это кажется нам. Это не плохо, ведь иначе нам не с чем было сравнивать. Получается, что это одинаково прекрасно: испытывать боль и испытывать радость. Любая противоположность, которую так привык везде видеть наш ум, имеет две стороны. Это как палка – она не может быть с одним концом, как и остальное в этом мире.
Только благодаря беспокойному, разделяющему мозгу мы интерессуемся смыслом жизни. Сначала мы разделяем все на “плюс” и “минус”, для того чтобы потом осознать, что ничего раздельного, отдельного нет, и что мы – прекрасная часть всего огромного непознаваемого однобоким взглядом мира. Такое возможно только после избавления разума от иллюзий земного существования. Жизнь в том теле, в котором вы родились – это очередное (не первое и, возможно, не последнее) испытание. Достижение гармонии, понимание смысла, воссоединение с тем, откуда мы пришли, является на данном этапе смыслом жизни и избавляет от бесконечного колеса перерождений (Сансары), когда произойдет “оплата по счетам”. Вот в чем заключается согласно древнебуддийским понятиям смысл жизни и вселенская справедливость.
Цель и смысл жизни: аюрведические знания
Что касается древних индийских знаний, аюрведы, у каждого есть свой индивидуальный путь, совершенно непохожий на путь любого другого человека из миллиардов живущих. Согласно этому пониманию цели жизни, она заключается на первом этапе в том, чтобы осознать, какое ваше предназначение, что вы обязаны сделать, чтобы мировая “мозаика” наконец-то сложилась. Пока мы (образно люди-пазлы, элементы чего-то единого) делаем не то, или не осознаем себя, или идем вопреки природе, мы не можем стать на правильное место в мозайке под названием “круговорот жизни”. В особо трудных случаях “заблудшие” люди болеют, страдают и испытывают другие неудобства, злость и страх.
Согласно аюрведическим знаниям, все материальное и нематериальное имеет единый источник и разделилось когда-то, чтобы однажды вновь воссоединиться, чтобы из сложного получилось простое, а дальше – опять следующий цикл. Но цикл не по кругу, а по спирали, жизнь на новом уровне.
Так вот этот Абсолют, цельный и неделимый не мог статично находится в гармонии, либо по каким-то причинам, нам еще неведомым, видоизменился, образовал уровни материи: грубую и невесомую, невидимую физическим зрением. Каждое существо, каждое животное, люди, даже растения и деревья – все живое, состоящее из проявлений этого разнопланового абсолюта.
Слово “проявление” здесь воспринимайте в буквальном смысле: то, что уже существовало и будет существовать (так как время не играет роли для всеобъемлющей категории, о которой идет речь) в растениях, животных, людях находит проявление. Еще пример: пленка из фотоаппарата содержит до проявления негатив изображения. Если достать в темноте и проявить ее – в итоге отпечатывают с негатива снимок. До проявления вы ничего не увидите, а если откроете на свету фотоаппарат, то тем более ничего не увидите. Но это не значит, что зачатка изображения там нет.
Так и с людьми: когда определенные обстоятельства и причины сходятся, то рождается человек, как отпечаток всего материального и духовного из этого мира, но это не значит, что он полностью обособляется и отделяется от причин и материй, из которых он получился, нет. Это разделение и самость иллюзорны, они таковы только для физического взгляда. Вот почему все в мире связано со всем. Это принцип трансцендентности: все будет по законам причинно-следственной связи. И если вы не видите в большинстве событий в жизни этих связей – это не значит, что связей нет. Если вы ощущаете себя отделенным от мира и других людей – это тоже заблуждение
Из сказанного выше следует, что у каждого своя задача и нет кого-то важнее или хуже, ни в коем случае. Степень важности – это чисто человеческое, надуманное понятие. Все события важны, все что случается и что вы делаете обязательно влечет определенные последствия, так как все связано. Эти связи выходят за границы пространства и времени (похоже на новую теорию физиков под названием “теория струн”). Вот в чем смысл жизни: понять и осознать эти связи, роль и ответственность за происходящее, как существа мыслящего, и одаренного свободой выбора.
sunmag.me
2.3. Цель и смысл жизни человека – SOOCIETY
Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.
Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.
Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.
Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.
Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.
Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.
Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.
Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.
Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.
Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.
Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.
Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.
Стремление оставить свой след в истории — смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.
Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.
И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.
Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.
Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?
Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.
Вопросы и задания
1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?
2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?
3. Как понимает проблему смысла жизни философия?
4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни общества?
5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?
6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходимо ли это? Почему?
7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.
8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».
Объясните, в чем он видит смысл жизни.
9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смысла жизни:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет; Но с
благодарностию: были.
2.3. Цель и смысл жизни человека
Оценкаsoociety.ru
Смысл и цель жизни
Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:
гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;
утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.
Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое «место под солнцем».
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.
Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.
Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.
Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.
Таким образом, ответ на вопрос «есть ли смысл в жизни?» в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.
Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых yтверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни — это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.
Земная жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни, тем более, духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в конце которого ничего нет, «бытие к смерти». Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.
Для религии поиск такого «высшего» не составляет особого труда: наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Очевидно, что надо не столько получить «информацию о смысле жизни», сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия. Смысл нужно пережить, т.е. не найти, а проложить свой путь.
26\
studfiles.net
Цель и смысл человеческой жизни
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Факультет «Экономика право и гуманитарные науки».
Реферат на тему: Смысл и цель человеческой жизни.
По дисциплине: Философия.
Выполнил: Студент группы 3-21-34з
Суворова А. А.
Проверил: Лазаричева Е. С.
2008.
Введение.
Мы живем. Доподлинно неизвестно, почему, но так уж вышло, что мы рождаемся, дышим, спим, едим.… И наблюдаем за миром…
И лишь где-то в середине своей жизни, мы вдруг задаем себе вопрос: «Зачем?» Зачем мы живем в этом жестоком, нежном, мудром, глупом, циничном, трепетном, непонятном мире? Зачем мы подвергаем мукам свою мать, рождаясь на свет, а потом терзаем ее то детскими болезнями, то переходным возрастом? Зачем отбываем 11 лет за школьной скамьей? А затем, потея и волнуясь, поступаем в высшее учебное заведение и еще пять лет подвергаем себя «напичкиванию» знаний, чтобы потом обнаружить, что объявление о работе вовсе не дожидается нас на первом столбе.… Зачем мы женимся и выходим замуж?
Словом, вдруг, резко и неожиданно, рано, или поздно, в младенчестве или в старости, каждый из нас начинает лихорадочно искать смысл жизни. Сначала, кажется, что ответ лежит на поверхности, что стоит только ухватит кончик мысли, и суть будет понятна.… Со временем становится понятна лишь вся абсурдность этого занятия, и тут уж пути расходятся. Кто-то заталкивает бунтарские мысли в дальний угол сознания, кто-то находит для себя наиболее приемлемый вариант, а кто-то делает поиск смысла жизни самим смыслом жизни.
Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.
Вопрос о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках» Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Цель человеческой жизни.
В течение долгих веков исторической жизни человек не мог не задумываться
над этим вопросом, так или иначе выраженным. И действительно, бесчисленное множество существует ответов на него, более или менее общих, более или менее различных, смотря по эпохам, когда они давались, по племени, в среде которого находились.
Между всеми идеями, в различные эпохи руководившими человека, есть одна, которая не подлежит выделению как по общности своей, так и по свободе ее выбора: идея, что человеческое существование не заключает в себе какого-либо иного смысла, кроме как устроение его собственных судеб на земле.
Во всех высших сферах своей жизни человек, можно сказать, довольно
неосознанно ищет Бога. Постижение Божественного и Вечного в себе и в мире, установление гармонии между собой и миром, приведение своего существа и своей жизни в согласие с Бесконечным, предстает в высших частях человеческой природы как сокровенная цель и предназначение человека.
Смысл и ценности жизни.
Смысл жизни – как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.
Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:
1. Стремление к смыслу – ценность для выживания.
Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.
2. Жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.
Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, — он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.
3. Смысл нельзя дать, его нужно найти.
Смысл – не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла — не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, который мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.
4. Смысл может быть найден, но не может быть создан.
Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя — выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.
5. Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных .
Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл.
В реальной жизни все виды ценностей – а значит, и смыслов – тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.
Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидом позволяют выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются, предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как сваи, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться.
Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.
Смысл и бессмыслица.
Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.
Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:
1. Скука.
Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.
2. Депрессия, тоска, раздражение.
3. Отсутствие значимых целей.
Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.
4. Собственная незначительность, ненужность, личностное одиночество.
5. Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.
6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.
В противоположность этому наличие смысла жизни, описывается через такие моменты, как:
1. Спонтанный интерес к жизни и к людям.
Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет, прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.
2. Спонтанная радость.
Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая на первый взгляд может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что смысл — внутренняя значимая цель — осознается не во всякую минуту, он существует незримо за рамками наших практических действий и рациональных рассуждений как их скрытая предпосылка, как та сокровенная сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
mirznanii.com
Цель жизни человека. Какой смысл жизни?
Содержание:
Человеку необходимо иметь цель жизни и ясно понимать смысл жизни
Пока человек не научится правильно ставить цели в жизни, пока не поймет смысл жизни, что его жизнь — это миссия и нужно жить в соответствии с нею, пока не поймет основной закон мироздания и не сделает первого шага на пути излечения, пока не поймет, откуда берется энергия, пока не избавится от страха смерти и не выработает правильное отношение к ударам судьбы, пока не научится правильно говорить, никакого здоровья, счастья и успеха достичь в принципе невозможно.
И одна из главных задач этой книги (Рами Блект — «Тройная мудрость») — помочь вам, дорогой читатель понять цель жизни своей, стать здоровым, счастливым и удачливым в короткое время, не испытывая излишних ударов судьбы. Зачем повторять чужие ошибки?
Многие ответы на вопросы, которые мы обсуждаем в этой книге, давались раньше только просветленными мастерами в монастырях или в закрытых эзотерических обществах. Но мне кажется, пришло время, когда каждый может узнать эти Великие истины.
Я не ставлю перед собой задачу пропаганды какой-то определенной философской или духовной школы. Главное для меня — помочь читателю избавиться от несчастий, болезней и страданий, которых он может избежать, и начать жить Жизнью, наполненной всеувеличивающимся счастьем. Именно такими мы были созданы Всевышним, но нам также было дано право свободного выбора. Много раз, выбирая то, что уводит нас от гармоничной и счастливой жизни, мы оказывались на таком низком уровне, что считали невозможным «нормальному» человеку быть всегда счастливым. Но с каждой главой этой книги, приближаясь все ближе к своему естественному состоянию, вы обнаружите, что до счастья всего несколько шагов.
Несколько тысячелетий назад великий мудрец Патанджали сказал:
«Когда тебя вдохновляет великая цель, какой-нибудь не-обычный замысел, все твои мысли начинают разрывать сдерживающие их оковы. Твой разум выходит за пределы ограничений, твое сознание раздвигает границы своих возможностей во всех направлениях, и ты начинаешь жить в обновленном огромном и прекрасном мире. Дремлющие силы, способности и таланты оживают и ты находишь себя куда более великим, чем мог бы вообразить».
В древности мудрецы говорили, что жизнь человека начинается тогда, когда он задает себе вопрос:
«Кто я?», «В чем мой смысл жизни?», «Зачем я живу?».
До этого человек живет просто как рафинированное животное, заботясь только о еде, сне, совокуплении и защите.
Почти как в старом анекдоте: — Доктор, доктор, я буду жить?
Поэтому первое, что мы должны сделать, это задать себе эти вопросы. И приложить максимум усилий, чтобы найти ответы на эти вопросы. Аюрведа утверждает, что здоровье состоит из четырех составляющих. И Всемирная организация здравоохранения практически буквально цитирует древнейший аюрведический трактат «Сушрута-Самхита», определяя здоровье, как полное физическое, эмоциональное, психологическое и духовное благополучие. Так вот, третий уровень познания называется Свастха (буквально «утвердившийся в себе») — интеллектуальный или психологический уровень. На этом уровне человек должен ответить на вышеперечисленные вопросы и получить на них ответы. Если он этого сделать не может — он не может быть здоровым, счастливым и успешным. И этот уровень считается главным.
Конечно, в первую очередь, подразумевается, что человек должен понимать глубинные философские вопросы о мироздании, о Творце, о природе истинного Я, об основных законах этого творения и иметь четкую осознанную цель жизни.
«Мастер спросил ученика:
«В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?». «Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы», — ответил ученик. «Нет, — ответил Мастер.
— Трагедия заключается в том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы».
Даже обычным людям, которые не интересуются глубинными философскими вопросами, а просто хотят быть здоровыми и материально успешными, необходимо иметь цель жизни и ясно понимать, чего они конкретно хотят от жизни.
Точное определение предмета наших желаний (во всех сферах жизни) является главным условием для их исполнения.
Общепризнанно уже, что в основе всего лежат наши мысли — мы своими мыслями и желаниями творим реальность вокруг себя. Желания — это самая сильная энергия во вселенной.
Когда человек целиком посвящает себя чему-то, то весь ход вселенной меняется, чтобы помочь ему.
Гёте
В нашем обществе, согласно статистике, чуть меньше трех процентов людей достигают во много раз больше, чем все остальные вместе взятые. И одно из основных качеств, которое отличает их от общей массы людей, — это наличие ясных целей в жизни и умение жить, планируя. Наглядно это показал научный эксперимент, начатый в 1953 году в Гарвардском университете (США). Ко всем выпускникам обратились с вопросом о том, есть ли у них цель жизни и присуще ли им стремление к этой цели. И оказалось, что меньше трех процентов студентов ставят перед собой конкретные цели в жизни и имеют хоть какое- то представление о том, чего они хотят от жизни. В течение следующих 25 лет, наблюдая за их успехами, было обнаружено, что эти выпускники достигли значительно больше, чем все остальные во всех сферах жизни.
Это вполне объяснимо — ведь с чего начинается любое предприятие или стройка? С создания бизнес-плана или проекта. И чем больше времени было потрачено на это, чем тщательней была продумана каждая деталь, тем лучше будет результат. Кто захочет жить в доме, который был спроектирован наспех? Или ездить на машине, которую спроектировал невнимательный инженер? Но, к сожалению, к своей жизни мы относимся куда безответственней. Практически никто не знает, зачем он живет, цель своей жизни, что конкретно он хочет от жизни. И это я заявляю с полной ответственностью, проконсультировав тысячи людей, проведя множество семинаров, лекций и психотренингов в разных странах. Я был просто поражен тому, что вопросы на эту тему застают людей врасплох, и даже если кто-то и отвечает сразу на них, то видно, что он говорит не продуманно и не от души. И, как правило, декларируемые цели, очень приземленные или, если человек занимается какой-либо духовной практикой, то он провозглашает некогда заученные постулаты. Лишь несколько человек сказали, что их цель — любовь. Осознанная миссия жизни была только у нескольких очень успешных и гармоничных бизнесменов, которые четко знали, чего они хотят и каким образом они собираются этого достичь. Я также столкнулся с другой крайностью. Иные, пройдя, очевидно, несколько семинаров в дистрибьюторских фирмах, имели жизненные планы на нескольких страницах, в которых было записано: купить несколько вилл в разных частях мира, вертолет, яхту и т.д. Все, что для этого нужно, это необходимость продать побольше товара некой фирмы.
Хотим мы того или нет — законы этого мира таковы: если мы не напишем себе сценарий своей жизни, нам напишут его другие.
Цели — основной источник энергии
Мы берем грубую энергию из пищи, но тонкую — из своего энтузиазма, а энтузиазм возникает благодаря существованию великих целей. Человек, который живет, просто плывя по течению бесцельно, не может быть счастлив, потому что для счастливой жизни нам необходимо, чтобы в ней был смысл.
Так как основная потребность души — это необходимость в осмысленности жизни, а именно этим наделяют нас цели. Хелен Келер, инвалид, слепая с детства, многого добилась в жизни. И на вопрос, как ей удается быть всегда такой счастливой вопреки ее инвалидности, отвечала:
«У множества людей совершенно неверные представления о счастье. Его нельзя достичь путем удовлетворения своих желаний — необходима преданность настоящей цели».
Этими словами она подтвердила древнюю мудрость:
«Постоянное ощущение счастья заключается в непрекращающихся усилиях для достижения своих целей и неуклонном продвижении вперед к цели жизни».
В нашей цивилизации принято считать, что основными условиями для счастья являются создание комфортных условий для тела. Но на самом деле нам нужно иметь то, что вызывало бы у нас энтузиазм. Необходимо иметь цель в жизни, ради которой стоило и хотелось бы подниматься по утрам. Кроме того — наличие цели способно сильно облегчить страдания. Пример тому — рожающая женщина, сильно желающая ребенка, может не заметить боли, сопутствующей родам. С другой стороны, человека, занятого бессмысленной деятельностью, будет раздражать любой пустяк.
Цель жизни должна нас вдохновлять и быть великой
Для того чтобы цель жизни вдохновляла нас, она должна быть возвышенной, направленной на благо мира и несколько… недостижимой. Например, лучший и, в общем-то, единственно правильный вариант — это достигнуть Любви к Богу, Божественной Любви. Ее производными могут быть: достижение единения с Богом, избавление от эгоизма, распространение божественной Любви по всему миру, спасение человечества и т.д. Можно конкретизировать задачи, например: найти средство от неизлечимой болезни, возродить культуру своего народа и т.п.
Потому что, если мы ставим перед собой конечную жизненную цель невысокой, то подвергаем свою жизнь большой опасности, ибо в момент достижения этой временной цели подсознание говорит: «Все, ты достиг всего, чего хотел в этой жизни, тебе незачем жить», и человек впадает в тяжелую депрессию, заболевает или даже умирает. И постановка новой временной цели, как правило, не спасает. Ведь подсознательные установки за несколько дней не меняются. Например, человек дает себе установку: главное в жизни — это защитить докторскую диссертацию, заработать миллион, удачно выйти замуж, дать детям хорошее образование и т.д., но, достигнув этого, человек натыкается на энергетическую стенку и теряет вкус к жизни. Яркий пример тому — люди, для которых достижения в карьере — главный смысл жизни, и, когда они теряют работу, то быстро угасают.
Истинно разумные и склонные к философии люди должны стремиться к достижению той цели в жизни, которую нельзя достичь в этой вселенной, даже если обойти ее всю.
Шримад Бхагаватам, 1.5.18
продолжение
по материалам из книги: Рами Блект — «Тройная мудрость».
rodoswet.ru
Цель и смысл жизни человека. Вечный поиск непризнанного гения
В чем цель и смысл жизни человека? Большинство людей никогда не задумывается об этом. Об этом не принято говорить в обществе. Об этом не говорят в прессе. Об этом молчат. Стоит немного присмотреться к людям, и станет очевидным, что этот вопрос никого не интересует. Все бегут, спешат куда-то: кто на работу, толкая локтями соседей, в спешке подрезая впереди едущий автомобиль. Кто с работы с мыслями «поскорее бы домой». Каждым движут особые мысли и желания, те, которые доставляют ему больше всего удовольствия. Лишь немногие находят время чтобы сосредоточится на главном вопросе человечества: В чем цель и смысл жизни человека?Ракеты улетают в космос, поезда уходят по расписанию в очередной рейс, интернет объединяет миллиарды пользователей по всему миру. Стрелки часов бегут: когда-то было детство — взгляд полный надежд, потом школа, знакомства, встречи, первая любовь…, институт, друзья, посиделки…, отношения — семья, работа и немного досуга.Такой мыслительный ряд развития событий человеческой жизни присутствует внутри каждого человека. Такой образ жизни устраивает большинство. 95% людей желают жить спокойной жизнью, подразумевая при этом хороший достаток, семью, карьеру, хотят получать удовольствие, развлекаясь в свободное от работы время. И лишь люди со звуковым вектором задаются вопросом: «Зачем»? Тем самым выпадая из общего ряда.
В чем смысл жизни человека ? Зачем я живу? Вот вопрос в направлении которого происходит развитие человека на протяжении последних 6 000 лет.
Цель и смысл жизни человека
Стремительно пролетают дни, недели, месяцы, годы. Происходит движение планет, меняются климатические условия, меняются люди, их мысли, системы ценностей. Мир и все общество в целом стремительно развивается и идет вперед. Совсем недавно мы были ограничены в выборе. Мы почти полностью зависели от окружения и обстоятельств, в которых росли. Сегодня стремительно развиваются и растут города, развивается новая реальность — интернет, тем самым постепенно стирая сдерживающие нас ранее ограничения, и увеличивая наши возможности в выборе. Никогда у человека не было столько свободы, сколько у него есть теперь. На протяжении тысяч лет мы были гонимы голодом, единственным управлением человека природой. Сегодня мы победили голод, еды вдосталь. Новые технологии, инженерия, химия легко решили этот вопрос — супермаркеты как и наши животы наполнены до отказа. С едой все понятно, мы сыты. А со смыслом? С ним у нас голод.Людьми правят голод и идеи — так говорили мудрые люди. С уходом голода, ушли и идеи, оставляя нас в подвешенном состоянии. В пустоте. Особенно звуковиков, людей для кого идея была смыслом жизни на протяжении тысяч лет анальной фазы развития человека. Идей больше нет. Философия, религия, физика и астрология постепенно приходят в тупик и перестают наполнять желания человека к познанию смысла жизни. Они не дают ответ на вопрос о смысле жизни, тот вопрос на который бессознательно ищут ответ ученые в этих областях. Они не могут ответить на вопрос о том, что было до большого взрыва, о том, зачем был создан этот мир, о том, как было создано что-то из ничего и, самое главное, ни одна из этих наук не отвечает на насущный вопрос – «зачем?»
Смысл жизни человека и познание самого себя
Сегодня желание к познанию самого себя выросло неимоверным образом. Объем психического (объем желания) за последние несколько десятков лет значительно вырос и у нас появилась возможность к самопознанию напрямую, не только на уровне теории или предположения, а на уровне практики, на уровне ощущений и подтверждаемых и очевидных примерах из жизни. Это возможность раскрыть то,что скрыто от нас в бессознательном, узнать то, что живет нами, что заставляет нас принимать те или иные решения и совершать те или иные поступки, наконец-то раскрыть свою природу, непонимание которой ведет к конфликтам, странным поступкам и даже к возможным угрозам для жизни всего человечества. О том, что все угрозы будут исходить от непонимания человеком своей природы, Карл Юнг говорил еще в 1959 году.Несмотря на накопленный тысячелетиями опыт и знания в форме различных моделей восприятия мира, религий, учений, наук — общество приходит в тупик в попытках ответить на вопрос о цели и смысле жизни человека.
Все мы слышали такие истории, когда человек работает, ведет обычный образ жизни до 30-40 лет… и вдруг решает бросить все и ударяется в духовный поиск. На Западе люди уходят в религию. Их поиск ограничен религиозными рамками. У нас же, за годы Советской власти религиозная вера утратила преемственность поколений, а потребность в духовном поиске тем не менее осталась. На уровне ментальности идет реальный поиск духовных корней, основанный на базе уретральных ценностей: справедливости и милосердия. В этом поиске мы можем ошибаться, попадать в разного рода секты или ничего не дающие эзотерические течения. Нас могут посещать мысли о том, как уехать на Тибет или в Гималаи. Отчаявшись, мы готовы поверить любому сумасшедшему старцу с белой бородкой, которому вдруг пришло «откровение». Наше желание к раскрытию ничем не ограничено, и поэтому несет в себе колоссальный потенциал, однако ложные ориентиры и верования и отсутствие реального знания сильно тормозят нас в этом росте.
Цель и смысл человеческой жизни в современном поколении
Современное поколение рождается с гораздо большим объёмом психического. Но то, что задано, требует развития с последующей реализацией. Заданное от рождения желание к познанию мира, в том числе и к познанию самого себя присутствует у детей со зрительным и звуковым вектором, а значит изначально существует возможность реализовать это желание.
С ранних лет современные дети с радостью и легкостью осваивают информационное пространство интернета. Это захватывающая стихия для детей, чьё стремление к познанию является главной движущей силой. Так как именно через информацию происходит раскрытие. Если для детей со зрительным вектором важно познавать мир физический собственными глазами, то желание звуковиков не удовлетворяется миром очевидным. И стремление, чаще всего неосознанное, к познанию того, что не очевидно, не наблюдаемо, того, что находится вне пределов мира физического, в настоящее время неспособны наполнить ни классическая музыка, ни поэзия, ни даже религия.
Неспособность наполнить эту пустоту, ложные ориентиры и неправильное воспитание очень усложняют развитие ребенка и соответственно его дальнейшую реализацию в социуме. Отсюда и наркотики и суицид и депрессия. Для развития им нужна тишина, возможность концентрировать мысль на возникающих вопросах. Способность вслушиваться в психические состояния других людей, ощущать их, как себя способствует самопознанию.
Звуковики бессознательно хотят получить ответ на свой вопрос «Кто я?» уже сейчас, но без ощущения других людей не понять и себя. Даже если родители хотя бы смогут обеспечить звуковым детям тишину они сами сумеют найти путь к познанию себя. Вместо этого крик учителей и родителей, лишь тормозит их развитие, порой и вовсе разрушая нейронные связи, ответственные за обучение.
Цель и смысл жизни человекаили что такое познание самого себя ?
Человек со звуковым вектором, обладая самым широким сознанием, и от природы наделенный особым абстрактным интеллектом и мировосприятием как никто другой способен проникнуть в бессознательное. Только звуковик способен ощущать глубоко отличия в психическом других людей, проникая в бессознательное, и самое большое наслаждение звуковика в раскрытии того, что скрыто. Он может научится видеть и воспринимать мир совершенно иначе, глубоко и объёмно понимая все причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг него, тем самым наполняя огромное внутреннее желание к познанию.
Звуковики в тяжелых состояниях, не замечая мира вокруг, прячась от окружающего мира в темноте своего капюшона и высоких звуковых частот музыки в своих наушниках, не нашедших ответа на вопрос о смысле жизни, являются скрытой причиной пустот и страданий человека.
Эта внутренняя бессмысленность и пустота растет не внутри одного отдельного взятого человека, а среди множества таких звуковиков, и это чувство передается и ощущается всеми другими людьми как неуверенность в завтрашнем дне, как тревожность и страх перед будущим. Мир воспринимается более серым, чем есть на самом деле.
В поисках смысла жизни
Стоит посмотреть на дикую природу. Она совершенна, деревья растут в соответствии с законами природы, как точно происходит миграция птиц, охота, ранжирование, метка своих территорий, смертный бой за самку. Все абсолютно точно в соответствии с коллективным восьмимерным бессознательным, никаких ошибок, идеально выраженная модель вселенной.
Как и животные, человек тоже живет по абсолютно точным законам которые складываются в восьмимерную психическую матрицу, только уже на более сложном уровне. Не понимая самого себя, мы совершаем ошибки. Одна за другой, превращая свою жизнь в эксперимент с неизвестным исходом. В чем смысл моей жизни? Это не правильный вопрос. Не правильный потому что нет Я. Нет отдельного сознания. Есть Мы, коллективное бессознательное, разбитое на 7 миллиардов точек с ощущением своей отдельности от других, от целого. Зачем? Чтобы прийти к раскрытию, к осознанию своего корня — первопричины того, что скрыто от нас, через другого, через взаимодействие с другими людьми. Чтобы ощутить себя единым целым с бессознательным. Слиться с ним в одно. Прийти к этому раскрытию и донести его для других и есть роль человека со звуковым вектором, в выполнении которого и лежит его удовольствие.
Прийти к раскрытию противоположности, к раскрытию себя в других помогает системно векторная психология которая раскрывает абсолютно точные законы поведения каждого отдельного человека, его цели, предпочтения, бессознательные желания и способы реализации этих желаний. Осознавая свои нехватки постепенно приходит раскрытие бессознательного, что помогает изменить свою жиизнь, привнеся в неё радость реализации, позволяя жить согласно замыслу природы, и потому более счастливо. В этом осознании и есть цель и смысл жизни человека, прежде всего человека со звуковым вектором. И именно сегодня раскрывается ответ на этот вопрос. Вопрос, который мучал людей тысячелетиями, и ответ на который заключается в познании самого себя и нашего коллективного бессознательного.
Статья написана по материалам тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана.
Дополнительно к прочтению:
Как избавиться от депрессии и апатии здесь и сейчас. Чем заполнить душевную пустоту?
Как забыть прошлое и начать новую жизнь? Жизнь с чистого листа
Проблема одиночества. Грусть печаль в одиноком сердце
sashpsy.livejournal.com