Смысл жизни человека
В чём он?
С точки зрения Вед человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания. А вот использует ли он его?..
Смысл жизни человека и разум
Лев Толстой в своей книге «Путь жизни» писал о смысле жизни человека:
«В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный.
- Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы.
- Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек»
С точки зрения Вед человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания — высшим разумом, или буддхи, предназначенным для постижения Абсолютной истины. А поскольку человек не есть просто тело, что уже является научным фактом, то смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека, основу которых составляет наука о душе и Боге.
«Мудрец ищет всего в себе,
безумец – всего в другом.»
Конфуций
Именно поэтому в Ведах и говорится, что воистину несчастны те люди, которым не выпала удача обрести дикшу — духовное посвящение в таинство служения Господу. Если люди не поклоняются Богу всех рожденных существ, жизнь их проходит впустую, ибо они пребывают в забвении о своёй истинной природе, а потому живут словно животные, обремененные исключительно телесными нуждами, которые по своей природе эгоистичны. Именно поэтому в современном мире так много эгоизма и производных от него качеств характера.
«Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете»
Толстой Л. Н.
Если смысл жизни человека заключается в том, чтобы реализовать все преимущества человеческой жизни, в том числе и свой человеческий разум, по назначению, то такая личность станет способной испытывать ни с чем несравнимое духовное блаженство.
Сам Господь Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (6.21) следующим образом:сукхам атйантикам йат тад
буддхи-грахйам атйндрийам
«Высшее духовное счастье можно
ощутить только с помощью просветленного разума, буддхи,
его невозможно испытать на уровне грубых материальных чувств».
Смысл жизни человека и чувства
Что же касается животных, то для них неведомо счастье вне деятельности пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Здесь кроется коренное отличие человека от животного. Но если человек не использует по назначению дарованный ему от природы божественный разум, в таком случае он уподобляется двуногому животному, животному в теле человека, смысл жизни которого заключается в наслаждении этих пяти чувств. Такого человека на санскрите называют «двипада-пашу» — двуногое животное!
Интересно отметить, что концепция «человека-животного» далеко не является чем-то новым, она существовала с древнейших времен, фактически со времени возникновения Вселенной.
- тело человека наделено естественными характеристиками, подобными наклонностям животных, но тем не менее, правильнее всего будет использовать человеческое тело в направлении развития отношений с Богом. Только в этом случае человек сможет прожить полноценную жизнь и обрести по её ходу многочисленные благие плоды.
- животные наклонности тела следует умело подавлять, поскольку только духовные или настоящие человеческие принципы могут составить реальную основу культуры в высшем смысле цивилизованного человека.
- тем не менее, факт отсутствия у кого-либо веры в Бога не является достаточным аргументом для неуважительного отношения к такому человеку. Поскольку, если кто-то получает человеческое тело, что очень трудно и требует больших усилий, то это живое существо достаточно благочестиво, поскольку совершало в прошлом огромное количество благочестивых поступков.
Есть ли смысл жизни во временном?
Я думаю, что каждый ответит, что нет : все ищут постоянства и стабильности. Так вот, как раз материальный мир, как Вы уже заметили, обладает двумя неприятными характеристиками: временность и непостоянство. Это значит, что каким бы успешным и счастливым человек ни был в настоящий момент времени, его преуспевание остаётся призрачным и эфемерным перед грядущими событиями. Тем более, что, несмотря на все попытки учёных, до сих пор не разрешены коренные проблемы жизни в материальном мире: страдания, вызванные рождением, болезни, старость и смерть, человек будет страдать, и счастье будет временным.
«Для человека, живущего для души, разрушение тела есть только освобождение, страдания же – необходимые условия этого освобождения.
Но каково же положение человека, полагающего свою жизнь в теле, когда он видит, что то одно, чем он живёт, – его тело, разрушается, да ещё и со страданиями?!»
Толстой Л. Н.
А эти проблемы в рамках материального мира просто неразрешимы. И об этом говорят все древние писания. В материальном мире счастье преходяще, и все достижения ограничены пределом неумолимой смерти. Потому кратковременные проблески радостей жизни не могут в полной мере исправить горестную природу бренного существования в материальном мире.
Поэтому, если Ваш смысл жизни лишь в том, чтобы быть или стать счастливым — Вы будете очень сильно разочарованы: счастье — это последствие благочестивых действий, а потому оно не может быть самоцелью…
Что же тогда делать?
Однако, если человек начинает развивать отношения с Богом, представляющий собой вечные и нерушимые аспекты жизни, то для такой личности открывается сокровенный источник воистину неиссякаемого счастья и благополучия, поэтому такой человек без проблем сможет достичь подлинного успеха и счастья в жизни.
«Без религии, т. е. установленного отношения к бесконечному духовному, человек — безхвостая обезьяна, умеющая делать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.» Толстой Л. Н.
Kris.h.Nive
по материалам книги
«Книга Вдохновения»
Гададхара Пандит дас
www.Vedic-Culture.in.ua
6 популярных теорий о смысле жизни
В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.
1. Гедонизм
Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.
По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.
2. Эвдемонизм
Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.
4 философских парадокса, которые ты можешь применить к своей жизни
3. Утилитаризм
Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.
4. Принцип самопожертвования
В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.
5. Экзистенциализм
Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.
Жизнь по Камю: как стать счастливым, если всё вокруг бессмысленно
6.
ПрагматизмЭто течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?
Дэвид Юм: почему ты не прав во всем, что тебе известно
Другие статьи по темам:
КультураНаукафилософия
Смысл вашей жизни в рождении детей?
Что можно — и что нельзя — узнать из эволюции
С точки зрения эволюционных генов, гены бессмертны, и наша роль, смысл жизни, состоит в том, чтобы увековечить гены. Через несколько столетий все следы нашего существования как человеческих личностей — воспоминания о нас, все наши достижения — скорее всего, исчезнут и забудутся, за исключением генов, сохранившихся от тех из нас, кто успешно размножался в поколениях.
Но, конечно же, мы не познаем мир с точки зрения эволюции глаз гена. Человек воспринимает мир как отдельный человек, а не как распределитель генов (как бы это ни было забавно). Радость, которую мы получаем от воспитания детей, исходит не от какой-то абстрактной общей идеи о размножении генов, а от особой любви и взаимодействия с нашими собственными детьми — от бесконтрольного хихиканья собственного маленького сына, когда вы издаете нелепые звуки животных, от горько-сладкого эмоционального прилива, который вы чувствуете, когда вы смотрите, как ваша дочь идет по проходу. Мы заботимся о себе и других как о личностях, а не как о генном зверинце. Люди создают свои собственные смыслы.
Но — размножение как ответ на вопрос о смысле жизни нельзя так просто отбросить. Генетическая эволюция — это смысл биологической жизни в том смысле, что она определяет, почему и как, а также запас будущего биологического существования. Гены, которые выживают, и, в свою очередь, организмы, которые они создают, становятся победителями в игре существования. Можем ли мы просто отбросить это, рассматривая смысл наших индивидуальных человеческих жизней? Конечно, сама эволюция не имеет определенного направления или телеологии, а сами гены не обладают сознанием, так что в этом смысле смысла нет. Но эволюцию нельзя просто сбрасывать со счетов как нечто отдельное от нас, принимать ее или оставить. Это биологическое объяснение того, кто мы есть, как мы сюда попали и разнообразия жизни. За миллиарды лет жизнь покинула океаны, протянула конечности, чтобы покрыть землю, расправила крылья, чтобы летать. В основе всего этого лежат реплицирующиеся молекулы, которые продолжают копировать себя даже сейчас. Мы обязаны своим существованием этому процессу, и от него зависит наше будущее. Возможно, смысл вашей жизни как биологического существа состоит в том, чтобы делать детей и помогать обеспечивать выживание жизни. Обсуждая детей, которые у нее были с Карлом Саганом, Энн Друян выразилась так: «Когда мы сближаемся друг с другом, мы можем создавать новые формы жизни, которые продолжают ту преемственность, которая тянется назад на все эти миллиарды лет, и в них заключены поколения людей, которые боролись. Это великолепно».
Делая детей, мы продолжаем веселье жизни. В детях мы обманываем смерть.
И все же что-то кажется очень неверным или неполным в этой идее, что рождение детей является смыслом жизни. Я бы не прыгал от ликования, если бы мой сын-подросток объявил сегодня, что станет отцом. Восхваляем ли мы родителей очень больших мормонских, хасидских, католических и мусульманских семей как публичных образцов осмысленной жизни? Чествуем ли мы самого популярного донора спермы как величайшего филантропа человечества?
Даже если наши гены сохранятся, наши гены — это не мы. После нескольких поколений генетического смешения и перетасовки маловероятно, что в нашем потомстве останется что-то уникальное или идентифицирующее нас. Если у вашего праправнука такие же карие глаза и ваша группа крови, но нет других черт личности или физических черт, однозначно идентифицируемых вами, сколько «вас» на самом деле осталось в живых? Кроме того, если идея состоит в том, чтобы увековечить нашу генетическую родословную, что, если у нас будут дети, но не будет внуков?
По сути, для людей проблема определения смысла жизни с рождением детей заключается в следующем: связывать значимость только с рождением детей кажется оскорблением человеческого достоинства, индивидуальных различий и личного выбора. Миллионы гомосексуалистов во всем мире биологически не имеют детей. Миллионы взрослых гетеросексуалов биологически неспособны иметь детей. Для многих взрослых отказ от детей — правильный выбор для них самих, мира, экономики или будущих детей. Сократ, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Джордж Вашингтон, Джейн Остин, Флоренс Найтингейл, Джон Китс, Винсент Ван Гог, Владимир Ленин и Стивен Пинкер, насколько нам известно, не имели биологических детей. Будем ли мы отрицать осмысленность их влияния или существования? Смысл жизни для бездетных взрослых — примерно 20% населения США и Великобритании — не имеет ничего общего со славой, но имеет отношение к тому, что делает жизнь значимой для всех: получение удовольствия, личные отношения и участие в жизни. позитивные действия и достижения.
С моральной точки зрения, если вы отдаете свою жизнь приемному ребенку, родителю, творчеству, обучению, волонтерской работе или всему, что помогает другим, приносит счастье и делает мир лучше, то эволюционно-генетическая перспектива кажется неуместной. Именно из таких основ рождается смысл человека. Человеческие смыслы ценны независимо от долгосрочных, универсальных, конечных последствий, потому что они значимы сейчас.
Кроме того, не только семена дают обильный урожай, но и весь сад, и все, что нужно для его выращивания. Окружающая среда является важной частью уравнения. Эволюция путем естественного отбора происходит путем дифференцированного выживания и воспроизведения генов в популяции вследствие взаимодействия с окружающей средой. Существует также опасность перенаселения, что может привести к голоду, болезням и экологическим катастрофам, что, возможно, поставит под угрозу будущий эволюционный успех всего вида. Так что, по иронии судьбы, возможно, отсутствие детей — лучший способ обеспечить долговечность человеческого генома. В отличие от других животных, мы можем быть сознательными распорядителями будущего.
Значит, рождение детей — и сохранение генов из поколения в поколение — является смыслом жизни? Ответ положительный — с точки зрения эволюционного гена. Создание детей, а также другие действия и социальные структуры, которые приводят к выживанию и воспроизводству гена, например, защита своих родственников. Дифференциальное воспроизводство — это процесс, который в сочетании с взаимодействием с окружающей средой привел ко всей жизни, какой мы ее знаем, со всем ее разнообразием и величием, включая сам сознательный опыт. Это современное знание, к которому нельзя относиться легкомысленно, и оно влияет на то, как мы воспринимаем собственное значение.
Но почти с любой другой точки зрения — индивидуальной, групповой, моральной, экологической или заботы о жизни в целом — ответ на вопрос — нет. Смысл с этих точек зрения — с точки зрения жизни, как она на самом деле переживается — зависит от нас. Размножение и генетическое выживание могут быть смыслом жизни, но это не неизбежный смысл вашей жизни.
Итак, в конце концов, полный ответ — нет — мы не даруем детей как единственных хранителей смысла жизни. Но нам нужно уважать и бороться с этой точкой зрения. Дифференциальный генетический успех в результате репродукции и условий окружающей среды — к лучшему или к худшему — послужит образцом того, чем люди станут в будущем. Именно эволюционному генетическому успеху мы — и вся жизнь — обязаны своим существованием, и от него зависит будущее всей жизни на Земле. Включая существ, которые создают наш собственный смысл. Мы исполняем наши соло со страстью, но мы играем в великой симфонии природы.
Изображение: CDC
Высказанные мнения принадлежат авторам и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.
ОБ АВТОРАХ
Лоуренс Рифкин — врач и писатель. Ссылки на его работы по науке, смыслу, гуманизму и медицине можно найти на сайте lawrencerifkin.wordpress.com. Подписывайтесь на Лоуренса Рифкина в Твиттере
В чем смысл человеческой жизни и стоит ли его искать? | by Media Tribe
В чем смысл человеческой жизни и стоит ли его искать?
12 июня 2021 г.
Человечество говорило о смысле жизни с самых ранних времен своего существования. Люди — социальные существа с заложенным в природе инстинктом выживания. Это выживание на базовом уровне требует еды, питья, отдыха и размножения. Поэт считает, что смысл жизни на самой ранней стадии человеческого существования мог состоять в продолжении процесса эволюции. Но чем более сознательными становились люди, тем глубже приобреталось у них понимание своего истинного предназначения, — говорит известный астро-стратег и бизнес-астролог Хирав Шах.
В чем смысл жизни?
Хирав Шах говорит: «Платон однажды определил человека как двуногое животное без перьев и с широкими когтями.
Хирав Шах добавляет: «По словам психоаналитика двадцатого века Бруно Беттельхейма, «самая большая потребность и самое трудное достижение — это найти смысл в нашей жизни». А психиатр Виктор Франкл, переживший Холокост, сказал, что человеческая воля к смыслу предшествует либо «нашей воле к удовольствию, либо нашей воле к власти».
Короче говоря, смысл жизни в том, ради чего человек живет и к чему он стремится на протяжении всей сознательной эпохи. Его основные характеристики – уникальность, изменчивость в зависимости от конкретного периода жизни или обстоятельств, соответствие основным жизненным ценностям».
Хирав Шах утверждает, что вопросы о поиске смысла возникают и оформляются в различных контекстах человеческой деятельности
– при попытке принять важное решение о том, что делать со своей жизнью;
— когда застрял на работе, которую ненавидит;
— когда задаешься вопросом, есть ли что-то большее, чем повседневная суета;
– когда он заболевает неизлечимой болезнью;
– при потере семьи и друзей;
— когда он чувствует себя слабым и одиноким.
Шах добавляет: «За многими вопросами о смысле жизни кроется способность человека выйти за привычные рамки, посмотреть на свою жизнь с более широкой точки зрения. К счастью, люди обладают сознанием и могут заниматься самоанализом и самоанализом, переходя от простого автоматического существования к наблюдению и оценке».
Согласно Хирав Шаху, вот пять взглядов на смысл жизни
Сверхъестественный взгляд утверждает, что наличие высшего разума вместе с «правильным отношением» к нему достаточно для обеспечения осмысленной жизни.
Субъективный натурализм, согласно которому смысл жизни варьируется от человека к человеку и формируется путем достижения поставленных перед ним целей.
Объективный натурализм, утверждающий, что полноценная жизнь возможна в чисто физическом мире, лишенном духовных реальностей.
Гибридный натурализм, сторонники которого считают, что смысла нет в жизни, наполненной бесполезными делами и суетой. Однако может отсутствовать и тогда, когда человек участвует в стоящих и объективно ценных проектах, при условии, что он не вкладывает в них душу.
Пессимистический натурализм (нигилизм) — это точка зрения, отрицающая возможность полноценной жизни, потому что в буквальном смысле ничто не имеет ценности.
Некоторые мыслители уверены, что смысл жизни человека определяется исключительно божественным промыслом. Другие приписывают главную роль душе, считая, что ее жизнь продолжается после смерти «физической оболочки». Кроме того, есть два лагеря «натуралистов», которые расходятся во мнениях относительно того, что представляет собой истинную ценность.
Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, имеющие ценность, хотя они могут не соглашаться с тем, что они собой представляют. Например, одни из них говорят, что смысл человеческой жизни заключается в творчестве, а другие считают, что только добродетель и нравственность придают ей истинный смысл. Субъективисты считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл определяется через знание, то он может исходить из любого количества источников.
Жизнь со смыслом может быть оценена с позиций значимости для человека на определенном этапе времени, даже в очень короткое время. То, что ценно и важно в один период, может потерять актуальность через год. Так, например, стремление достичь карьерных высот в самом начале профессионального пути молодого специалиста через несколько лет может смениться его стремлением реализоваться как хороший и ответственный родитель.
В Philosophy Today профессор политологии Лондонского университета Тим Бэйл дает предельно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».
Подобные ответы предлагают многие философы. Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, а тот факт, что человек может просто быть живым и здоровым. Кейси Вудлинг, профессор философии и религиоведения Университета Прибрежной Каролины, предположил, что осмысленность человеческой жизни заключается в способности размышлять о ней.
Зачем человеку нужен смысл жизни?
Хирав Шах объясняет: «О значимой жизни можно говорить в разных контекстах.
В книге «Человек в поисках смысла» психиатр и невролог Виктор Франкл описал свой опыт пребывания в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Франкл обнаружил, что в нечеловеческих условиях выживают не те, кто сильнее физически, а те, кто сохраняет чувство контроля над окружающей средой и руководствуется определенной целью. Именно эта цель, по словам психиатра, помогла людям в концлагерях сохранить мотивацию к жизни и веру в свое светлое будущее».
«Пережив заточение и пройдя через весь ужас нацистских концлагерей, психиатр написал книгу, которая стала для многих людей путеводителем в понимании того, в чем смысл их жизни. Цель Франкла, его воля к жизни, несмотря на самые суровые условия, проистекала из его желания написать об этом опыте позже. Писатель отмечал, что у других, выживших в лагерях, тоже была определенная цель – они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помочь другим заключенным выжить, сохранив при этом чувство человечности.