В психологии роль это: Роль — Психологос

Содержание

роль | это… Что такое роль?

ТолкованиеПеревод

роль

(в социальной психологии) (от франц. rуle) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (см. интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной P., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р.

профессиональные, социально-демографические и др.). и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

роль

— в психологии социальной — социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (см.

интеракционизм).

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.

Различаются:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных — роли профессиональные, социально-демографические и пр.;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных — лидер, отверженный и пр.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

1) роли институционализованные — официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;

2) роли стихийные — связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

роль

   РОЛЬ (с. 516) — устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные, политические, экономические, профессиональные и др.), выступая таким образом носителем различных ролей. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «роль» ввел в социальные науки американский психолог Д.Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей.

   В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности — мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. Так, в роли родителя человек стремится воплотить черты, связанные в общественном сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т.д. Освоение роли родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Поэтому преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.

   В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Например, в условиях авторитарного воспитания ребенок привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения.

   Исполнение человеком различных ролей может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутренней гармонии, чреватая невротическими срывами. Устранить подобное противоречие психологическими методами затруднительно, поскольку для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Роль

Социальная функция личности; способ поведения, соответствующий общепринятым нормам в з;ависимости от социального статуса и межличностных отношений, подразумевающий наличие определенных прав и обязанностеш, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учителя, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяются характером взаимоотношений (врачпациент, учительученик). а иногда распределяются по догожоренности между участвующими сторонами (лидерпоследоватешь, мужжена).


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Нужна курсовая?

Синонимы:

амплуа, дело, занятие, значение, значимость, ипостась, кинороль, круг обязанностей, место, миссия, образ, обязанности, партия, положение, предназначение, ролька, сверток, функция, цена

  • роботизация
  • роль половая

Полезное


2. Понятие роли, основные компоненты и характеристики

Роль (в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают роли институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие «статус» еще в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном, который рассчитывал, опираясь на них, построить модель поведения людей в различных ситуациях. Традиционно различают роли социальные, детерминированные положением индивида в обществе в целом и потому являющиеся социальной функцией объективных социальных отношений (эта категория ролевой принадлежности и соответствующей ролевой активности находится в поле зрения, прежде всего, социологии, демографии и т. д.), и межличностные, или групповые роли, обусловленные положением личности в системе межличностных отношений конкретного сообщества (лидер, ведомый, изолянт, среднестатусный и т. д.). Помимо этого, как правило, различают институализированные (либо официальные, формальные, либо «договорные», конвенциональные) роли, а также роли «спонтанные», возникающие в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.
Если роль в определенном смысле «безлична», а ролевые предписания неизменны вне зависимости от конкретного носителя роли, то индивидуальным способом ее реализации является ролевое поведение. Именно это понятие характеризует личностные особенности конкретного носителя роли. Ролевое поведение учитывает уникальные индивидуально-психологические характеристики личности и неповторимые конкретные условия реализации ею социальной роли, в которых эта личность функционирует. Сколько исполнителей роли, столько и вариантов ее исполнения.

В зависимости от решаемых задач и методологической базы того или иного направления, либо школы, встречаются самые разнообразные определения понятий «роль» и типологии ролей. В собственно социально-психологических исследованиях, роль чаще всего связывают с установками личности и процессом их изменений. Экспериментально зафиксировано, что роли и установки находятся в соотношении взаимозависимости. С одной стороны, личностные установки обусловливают как процесс ролевого самоопределения (например, индивид может осознанно отказаться от должности, связанной с контролем за другими людьми, поскольку данная ролевая функция противоречит его установкам), так и индивидуальные особенности ролевого поведения (в зависимости от установок индивид в роли руководителя может придерживаться того или иного стиля руководства).

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Роли в психологических профессиях

Перейти к основному содержанию

Изучите каждую из доступных ролей и то, как вы можете начать свою карьеру в сфере психического здоровья.

  • Психотерапевт для взрослых

    Вы поможете взрослым преодолеть стресс, эмоциональные проблемы и проблемы в отношениях или неприятные привычки.

  • Ассистент психолога

    Вы будете оказывать клиническую поддержку под непосредственным наблюдением квалифицированного психолога.

  • CBT-терапевт

    Вы будете оценивать и поддерживать людей с обычными или серьезными проблемами психического здоровья.

  • Детский и подростковый психотерапевт

    Вы будете работать с детьми, молодежью и их семьями, чтобы оценивать и лечить широкий спектр психологических проблем.

  • Детский лечащий врач

    Вы окажете поддержку, такую ​​как самопомощь и терапевтические мероприятия для детей и молодых людей с тревогой, плохим настроением и поведенческими проблемами.

  • Клинический ассистент в области психологии

    Под наблюдением психолога вы найдете лучшие вмешательства для людей с давними и сложными проблемами.

  • Клинический психолог

    Вы будете помогать людям с рядом проблем с психическим здоровьем, включая зависимость, тревогу, депрессию и проблемы в отношениях.

  • Психолог-консультант

    Вы поможете людям с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, расстройства пищевого поведения, психоз и расстройство личности.

  • Советник

    Вы поможете людям рассказать о своих чувствах, связанных с трудностями в отношениях, горем или повседневной жизнью.

  • Образовательный специалист по психическому здоровью

    Вы будете оказывать психологическую поддержку детям и молодежи в школах и колледжах.

  • Семейный и системный психотерапевт

    Вы будете работать с группами и семьями для оценки и лечения психологических проблем и проблем в отношениях с эмоциональным, психическим и физическим здоровьем.

  • Судебный психолог

    Вы будете применять психологию в уголовном расследовании, разбираться в психологических проблемах, связанных с преступностью, и лечить тех, кто совершил преступления.

  • Медицинский психолог

    Вы поможете людям справиться с психологическими и эмоциональными аспектами здоровья и болезней.

  • Терапевт высокой интенсивности

    Вы снабдите взрослых инструментами и методами, необходимыми им для преодоления сложных проблем, связанных с тревогой и депрессией.

  • Практикующий специалист по психическому здоровью и благополучию

    Вы будете проводить ориентированные на благополучие психологически обоснованные вмешательства и координировать планы ухода за взрослыми с серьезными проблемами психического здоровья.

  • Сотрудник службы поддержки

    Вы будете использовать свой жизненный опыт проблем с психическим здоровьем, чтобы поддерживать других.

  • Специалист по психологическому благополучию

    Вы будете оценивать и поддерживать людей с распространенными проблемами психического здоровья, такими как тревожные расстройства и депрессия.

  • Практикующий психолог интенсивной терапии для молодежи

    Вы улучшите психологический подход и поддержку молодых людей с серьезными проблемами психического здоровья как в стационарных, так и в общественных условиях.

Оставьте комментарий или сообщите о проблеме на этой странице

Помогите нам стать лучше

Страница, на которой вы находитесь:

Что вы делали или искали? (требуется)

Что пошло не так? Чего не хватает? (требуется)

Роль психологии в системе охраны психического здоровья

Психическое заболевание затрагивает каждого пятого канадца. Это хорошо известная статистика, но независимо от того, сколько раз мы ее повторяем, она все равно кажется ошеломляющей цифрой. Поскольку так много людей потенциально имеют проблемы с психическим здоровьем, для обеспечения адекватного лечения и ухода требуются различные врачи и специалисты.

Как психолог, я всего лишь один из вариантов, к которому люди могут обратиться за помощью.

Чем могут помочь психологи

Психологи предлагают широкий спектр обследований и вариантов лечения тем, кто борется с проблемами психического здоровья. Да, мы здесь, чтобы улучшить качество жизни людей во время кризиса, но мы также здесь, чтобы предотвратить рецидив и поддерживать уход. С точки зрения системы здравоохранения, психологи могут решать проблемы с частотой повторных госпитализаций, и мы стараемся не допускать их к пресловутой вращающейся двери медицинской помощи. Для этого мы полагаемся на всесторонние психологические оценки, которые помогают выявить и диагностировать различные проблемы и заболевания психического здоровья. Это помогает направить соответствующее лечение и уменьшить проблемы, которые могут вызвать рецидив.

Психологи работают в межпрофессиональных группах в больницах и других учреждениях по оказанию помощи. В дополнение к всесторонней психологической оценке, психологи также предлагают основанные на доказательствах психотерапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), чтобы предоставить способы помочь людям столкнуться со страхами, справиться с тревогой или структурировать свой день, если они работают над устранением депрессии или управлять негативными и вызывающими мыслями.

Часто мы также можем видеть пациентов с сопутствующими расстройствами – это сочетание проблем психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Часть нашей работы состоит в том, чтобы также определить это и предложить дальнейшее лечение по мере необходимости. Важно, чтобы мы обращались не только к симптомам болезни, но и к любым основным или возникающим сопутствующим проблемам.

Доступ к медицинской помощи

Тем не менее, многим людям с диагнозом психического заболевания не всегда легко получить доступ к лечению. Лечение, которое получают люди, часто зависит от того, имеют ли они доступ к бесплатному уходу.

В Онтарио многие из тех, кто может позволить себе доступ к услугам, платят за него в частном порядке, но те, кто не может, застревают в списках ожидания или не получают помощи вообще.

На самом деле, в Канаде нет ни одной провинции, которая оплачивала бы терапию, проводимую психологами. Некоторые семьи могут иметь некоторое покрытие через расширенную страховку, предоставляемую работодателями, но этого может быть недостаточно. Конечно, некоторые услуги, покрываемые OHIP, доступны в больницах, но во многих случаях существует ограничение на количество клиентов, которых можно принять, и количество доступных соответствующих услуг. Если бы эти услуги не были доступны, не было бы и доступа к медицинской помощи.

Помимо оплаты из собственного кармана или включения в список ожидания, доступны альтернативные варианты лечения. Также одним из вариантов может быть доступ к программам помощи сотрудникам (EAP) через работодателей или семейных врачей, которые могут направить к психиатрам, на которых распространяется действие OHIP. Но что касается других недоступных методов лечения, основанных на фактических данных, предоставляемых психологами, многое еще предстоит сделать, чтобы сделать эти услуги более доступными для всех.

Это лишь некоторые из проблем, с которыми приходится сталкиваться многим людям с жизненным опытом, помимо своих психологических проблем и потребностей.

Куда нам двигаться дальше?

Как страна и провинция, мы должны лучше работать, чтобы сделать необходимую психотерапию доступной для всех, кто в ней нуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *