Реакция (в психологии) — это… Что такое Реакция (в психологии)?
- Реакция (в психологии)
- Реакция в психологии, акт поведения, возникающий в ответ на определенное воздействие, стимул; произвольное движение, опосредованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала. Необходимость исследования произвольной Р. возникла после того, как обнаружили, что астрономы, засекающие момент прохождения звезды через меридиан, дают разные показания, Ф. Бессель, открывший этот феномен, провёл эксперимент (1823), в котором измерил время Р. человека на раздражители. Измерение скорости, интенсивности, формы протекания Р. создало психометрию как отрасль психологии со специальным методом исследования ‒ методом Р.
(Ф. Дондерс, Дания; В. Вундт, Л. Ланге, Н. Н. Ланге). В советской психологии изучением реакций занимался К. Н. Корнилов, основатель реактологии. Выделяют два основных типа реакций: простые, когда на один, заранее известный сигнал, человек немедленно отвечает движением (моторная и сенсорная Р.), и сложные, когда при случайном предъявлении разных сигналов человек отвечает только на один из них (Р. различения) или на все, но разными движениями (Р. выбора). Изучение Р. позволило сформулировать ряд закономерностей для прикладной психологии, например закон Хика: время Р. увеличивается с увеличением числа стимулов, предлагаемых для различения.
В. И. Максименко.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Реакционная способность
- Реакция (действие)
Смотреть что такое «Реакция (в психологии)» в других словарях:
реакция — (в психологии) (от лат. rе против, асtiо действие) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде от биохимической Р. отдельной клетки до условного рефлекса. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС».… … Большая психологическая энциклопедия
Реакция (действие) — Реакция (от pe… и лат. actio действие), 1) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции). 2) Экспериментальное… … Большая советская энциклопедия
Реакция — I Реакция (от pe… (См. Ре…) и лат. actio действие) 1) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, Реакция в психологии, Реакции химические, Ядерные реакции).… … Большая советская энциклопедия
Реакция «бей или беги» — Реакция «бей или беги» состояние при котором организм мобилизируется для устранения угрозы. Впервые это описано Уолтером Кенноном. [1] [2] [3] [4] [5] Содержание 1 Физиология … Википедия
Реакция психическая коллективная в чрезвычайной ситуации — коллективная психическая реакция, связанная с особенностями переживаний и поведения больших групп людей в чрезвычайных ситуациях, особенно при внезапном ее развитии, которая приводит к панике, неуправляемому хаосу , агрессивным действиям.… … Словарь черезвычайных ситуаций
реакция — действие, состояние, процесс возникающие в ответ на какое либо воздействие. * * * (от лат. re против, actio действие) действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какоелибо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Реакция — (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного … Словарь-справочник по педагогической психологии
Реакция увлечения — – заимствованный из подростковой психологии и не используемый в психопатологии термин А.Е.Личко (1973), обозначает чрезмерно интенсивные и односторонние («сверхценные») увлечения подростков, способные повлечь нарушения поведения и социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Реакция — (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного … Словарь по педагогической психологии
Научающее направление в психологии — включает в себя разнообразные подходы, в основе которых лежит идея научения, под которым понимается и сам процесс «наработки» и накопления индивидуального опыта, и результат этого процесса. Одним из первых подходов такого рода, наряду с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
dic.academic.ru
Реакция | Мир Психологии
РЕАКЦИЯ
Реакция (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Реакция означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие.
В психологии Реакция — прежде всего акт поведения, в т.ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л.С. Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая реакция характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.; произвольные и непроизвольные реакции. См. также Время реакции, Рефлекс.
Реакция выбора — см. Время реакции, Закон Хика.
Реакция десинхронизации — см. Внимания физиологические механизмы.
Реакция навязывания ритма — см. Методы электрофизиологические.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Реакция в психологии — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма — Уотсоном. Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Реакции — в психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.
Реакция алкогольная истерическая — истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито-демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий. Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.
Реакции аномальные [Ушаков Г.К., 1978] — простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем — к формированию приобретенных психопатий.
Реакция астеническая — характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно-травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия. Р. аффективно-шоковая. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.
Реакция аффективно-шоковая гиперкинетическая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.
Реакция аффективно-шоковая гипокинетичекая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.
Реакции аффективные острые у подростков [Личко А.Е., 1985] — состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.
- а) Реакция агрессивная (экстрапунитивная) — проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.
- б) Реакция аутоагрессивная (интрапунитивная) — нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.
- в) Реакция импунитивная — аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).
- г) Реакция демонстративная — на фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито Делинквентное поведение.
Реакция бегства — примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.
Реакция группирования со сверстниками — проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения. По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.
Реакция депрессивная — Р. в форме психогенной депрессии — пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно-травмирующие обстоятельства.
Реакция имитации [Ковалёв В.В., 1979] — одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально-отрицательного поведения.
Реакция ипохондрическая — проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко — убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами «бегства в болезнь». Р. истерическая — проявляется истерическими формами реагирования.
Реакция компенсации и гиперкомпенсации [Ковалёв В.В., 1979] — форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.
Реакции личностные аффективные параадаптивные [Заимов К., 1981] — кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования. Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно-поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно-рефлекторной (инстинктивной) и условно-рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского-Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара-адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.
Реакция мнимой смерти — примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности. Р., обусловленные формирующимся сексуальным влечением [Личко А.Е., 1977] — личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др.).
Реакции оппозиции — см. Р. протеста.
Реакция отказа — форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, «отказом от притязаний». Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.
Реакция отрыва — возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.
Реакция параноидная — характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно-травмирующей ситуацией.
Реакции параноические [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую — характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. — эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически-застревающих и эпилептоидно-возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.
Реакции патохарактерологические [Ковалёв В.В., 1973] — реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.
Реакции примитивные — Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную — импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.
Реакция примитивная бредовая — проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).
Реакции протеста [Ковалёв В.В., 1979] — формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.
Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда — агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей. Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер. Возможны Р. пассивного протеста — элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение. Син.: Р. оппозиции.
Реакция ситуационная [Homburger A.] — P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.
Реакция психическая личностная — вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.
Реакция сутяжная — см. Р. параноические.
Реакция тимопсихическая [Bleuler E.] — примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.
Реакция увлечения [Личко А.Е., 1973] — личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации — запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется Делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований. Син.: хобби-реакции.
Реакция фиксированная — Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) развитие личности.
Реакции характерологические [Ковалёв В.В., 1973] — непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.
Реакции шизоидного типа [Фрумкин Я.П., 1928] — остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние. Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.
Р. шизофренные, шизофренические — обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:
- Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально-дефектные изменения отсутствуют.
- Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.
- Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.
- Психогенно-невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.
- По номенклатуре заболеваний 1952г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer — острая шизофрения.
- По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.
Р. экзогенного типа острые [Bonhoeffer К., 1908, 1910] — психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально-очаговый психосиндром.
Р. эмансипации [Иванов Н.Я., 1973] — лчностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.
Р. эпилептоидного типа [Ганнушкин П.Б., 1927] — длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, «эпилептоидный круг… если не ясно выражен, то хотя бы намечен». В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).
Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Реакция аверсии (от лат. ayersio – отворачивание в другую сторону) — психогенная или патофизиологическая утрата восприятия внешнего мира с помощью органов чувств. Может возникать как психологическая защита у истерической личности, при тяжелой депрессии, в состоянии острой ситуационно обусловленной стрессовой реакции, в связи с представлением о наличии тяжелого органического заболевания. Обычно больные лежат с закрытыми глазами и не реагируют на окружающее. Частота и глубина дыхания чаще нормальны, но возможно учащение дыхания. Зрачки без особенностей. При калорической пробе (см.) неизменно нормальная реакция: нистагм с быстрой фазой, направленной в сторону, противоположную орошаемому ледяной водой уху, что указывает на наличие у больного состояния бодрствования. Нередко при пассивном поднятии век обследующий ощущает активное сопротивление, при этом веки быстро смыкаются, когда их отпускают. Мышечный тонус нормален, сухожильные рефлексы иногда активно притормаживаются. ЭЭГ характерна для состояния бодрствования.
Реакция зрачковая Турне — во время резкого поворота взора через несколько секунд отмечается сужение зрачка в отведенном глазе. После возвращения взора в первичное положение суженный зрачок сразу же возвращается к исходным размерам. Р. з. Т. возможна при различных заболеваниях: нейролюес, эпилепсия, неврозы и пр. Возможна и у практически здоровых людей. Описал Tournay.
Реакция «короткого замыкания» — длительное подавление отрицательных эмоций может привести к бурной неспецифической аффективной реакции, возникающей иногда по, казалось бы, незначительному поводу и приводящей подчас к криминальной ситуации, вплоть до убийства. Описал в 1925г. Э. Кречмер у девушек нянек при разборе случаев убийства ими подопечных детей грудного возраста. В 1888г. в рассказе «Спать хочется» такая ситуация отражена А.П. Чеховым.
Реакция зрачка на аккомодацию — сужение зрачка одного глаза (другой глаз при этом прикрывается) при переводе взгляда с далеко расположенного предмета на предмет (текст), находящийся вблизи. Способствует фиксации изображения предмета на сетчатку. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по зрительному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам глазодвигательного черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, в ее состав входят парасимпатические ядра III черепного нерва, медиальный продольный пучок, вставочные нейроны.
Реакция зрачка на свет прямая — сужение зрачка (миоз) в ответ на усиление его освещения. Проявление защиты сетчатки и ее фоторецепторов от передозировки воздействующей на них световой энергии. Наряду с ретиномоторными реакциями способствует световой и темновой адаптации. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая.
Реакция зрачка на свет содружественная — сужение зрачка одного глаза при усилении интенсивности освещения другого глаза. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая. Реакция зрачка нейронотоническая. См. Пупиллотония.
Реакция зрачков на конвергенцию — сужение зрачков при фиксации взора на приближающемся к переносице предмете. Способствует оптимизации изображения предмета на сетчатку обоих глаз. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по II черепному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам III черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, парасимпатических ядрах глазодвигательного нерва, в медиальном продольном пучке, вставочных нейронах, обеспечивающих синхронность функции этих структур с обеих сторон (см. также – Реакция зрачка на свет).
Реакция зрачковая Берна — расширение зрачков при болевом раздражении нижней части тела. Описал Bern. Реакция физиологическая. Реакция кожная психо гальваническая. Син.: Феномен Тарханова. Изменение разности потенциалов и снижение электрического сопротивления между двумя участками кожи (например, ладонь и тыльная сторона кисти), возникающие под влиянием раздражителей, вызывающих эмоциональную реакцию. Описал отечественный физиолог И.Р. Тарханов (1846-1908).
Реакция на стресс острая — так, по МКБ 10 (F43.0.), обозначаются клинические проявления невротической реакции, если характерная для нее симптоматика сохраняется короткий период – от нескольких часов до 3 суток. При этом возможны оглушенность, некоторое сужение поля сознания, снижение внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы, дезориентировка. Возможна частичная или полная амнезия стрессового фактора.
Реакция на стресс отсроченная — проявляется через определенный латентный период (от нескольких недель до 6 мес.) после острого тяжелейшего эмоциогенного стресса (катастрофа, пожар, изнасилование, пытки и пр.). При этом характерны навязчивые воспоминания, реминисценции (см.), сны, кошмары на фоне эмоциональной притупленности, «оцепенение», отсутствие реакции на текущие события, уклонение от дел и ситуаций, прямо или косвенно напоминающих о пережитой психотравме. На этом фоне у больного возможны острые, драматичные вспышки страха, паники, агрессии. Нередко все это происходит на фоне повышенного эмоционального напряжения, тревоги, ажитированной депрессии (см.), бессонницы, как правило, имеют место повышенная эмоциональная и вегетативная возбудимость. Возможны тяга к алкоголю, наркотическим средствам, суицидальные мысли. Течение волнообразное, но в большинстве случаев возможно выздоровление.
Реакция Нонне–Апельта — качественный метод выявления увеличения содержания глобулинов в ликворе, основанный на определении степени помутнения смеси из равных количеств исследуемого ликвора и реактива, представляющего собой насыщенный раствор сульфата аммония. Выраженность реакции определяется крестами, как и при реакции Панди (см.). Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Предложили немецкие невропатологи Nonne (1861-1969) и Apelt (1877-1911).
Реакция опоры Радемакера — напряжение мышц ног у находящегося в положении стоя. Реакция физиологическая.
Реакция Панди — качественный метод выявления увеличения в ликворе глобулинов, основанный на определении степени помутнения реактива Панди при добавлении в него исследуемого ликвора в пропорции: 1 капля ликвора на миллилитр реактива. Помутнение реактива прямо пропорцинально содержанию в ликворе глобулинов и обозначается крестами: легкое помутнение +, интенсивное (цвет молока) ++++, промежуточное по степени выраженности помутнение ++ или +++. Состав реактива Панди: 1 часть кристаллической карболовой кислоты на 15 частей дистиллированной воды. Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Описал венгерский невропатолог Pandy. Реакция «подпирательная» у новорожденных — см. Рефлекс Балдуччи–Пейпера.
Реакция прыжка — при угрозе падения в сторону нога на этой стороне рывком перемещается в том же направлении, а другая нога в это время отрывается от пола. Реакция физиологическая.
Реакция психогенная — обобщенное обозначение временных изменений психического состояния. Варианты таких реакций: аффективные, алкогольные, астенические, депрессивные, истерические, невротические, ипохондрические, паранойяльные, панические и пр. Реакция упора. Если стоящего человека толкнуть в сторону, то края ступней на стороне, откуда произведен толчок, приподнимаются, и он опирается в основном на противоположные стороны ступней. Реакция физиологическая.
Реакция холодовая типа синдрома Рейно — в ответ на охлаждение развивается «трехфазный» цветовой ответ в определенной последовательности: двусторонняя, симметричная, сменяющая друг друга бледность, цианоз и покраснение пальцев кистей рук, реже – стоп. Наиболее выраженным элементом при этом является первая фаза – фаза побледнения, во время которой пальцы могут стать абсолютно белыми. Чаще встречается у женщин.
Реакция эпилептическая — однократный эпилептиформный припадок (см.), спровоцированный экзогенными или эндогенными факторами.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Реакция
- В основном — «реакция», реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию.
- В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане.
- В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.
Реакция бегства — психиатрическое нарушение, отличительной чертой которого является внезапный и непредвиденный уход из дома человека, который принимает новую идентификацию где-то в другом месте. Во время бегства отсутствуют какие-либо воспоминания о прежней жизни, а после выздоровления наблюдается амнезия на события этого периода Часто называется диссоциативным психогенным бегством для того, чтобы отличать его от других синдромов, имеющих сходные симптомы, но вызываемых известными органическими дисфункциями.
Реакция промахивания
- Неспособность точно поставить палец на некоторую указанную часть тела. Это может быть признаком различных неврологических расстройств.
- Тенденция указывать дальше определенного места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Это, в отличие от значения 1, является признаком того, что вестибулярная система функционирует нормально.
Реакция снятия тревоги — термин был создан терапевтами-бихевиористами для обозначения приобретенной оперантной реакции, которая может использоваться для уменьшения или снятия тревоги. Методика должна связать реакцию (обычно произнесение вслух или мысленно слова, подобно спокойно или «расслабься») с прекращением болезненного стимула (например, удара током). Такая реакция, теперь связанная с чувством освобождения от тревоги, может (по крайней мере в принципе) использоваться в другие тревожные моменты или при других обстоятельствах.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru
Реакция (в психологии)
Реакция в психологии, акт поведения, возникающий в ответ на определенное воздействие, стимул; произвольное движение, опосредованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала. Необходимость исследования произвольной Р. возникла после того, как обнаружили, что астрономы, засекающие момент прохождения звезды через меридиан, дают разные показания, Ф. Бессель, открывший этот феномен, провёл эксперимент (1823), в котором измерил время Р. человека на раздражители. Измерение скорости, интенсивности, формы протекания Р. создало психометрию как отрасль психологии со специальным методом исследования ‒ методом Р. (Ф. Дондерс, Дания; В. Вундт, Л. Ланге, Н. Н. Ланге). В советской психологии изучением реакций занимался К. Н. Корнилов, основатель реактологии. Выделяют два основных типа реакций: простые, когда на один, заранее известный сигнал, человек немедленно отвечает движением (моторная и сенсорная Р.), и сложные, когда при случайном предъявлении разных сигналов человек отвечает только на один из них (Р. различения) или на все, но разными движениями (Р. выбора). Изучение Р. позволило сформулировать ряд закономерностей для прикладной психологии, например закон Хика: время Р. увеличивается с увеличением числа стимулов, предлагаемых для различения. Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, в. 1‒16, СПБ. 1908‒14; Инженерная психология за рубежом. Сб. ст., пер. с англ., М., 1967, с. 408‒24. См. также лит. при ст. Реактология.
В. И. Максименко.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Бессознательные реакции людей — Психология человека
Мы не всегда можем замечать характерное для многих людей поведение, которое является их реакцией на действия окружающих, или на ситуацию в целом. Дело в том, что бессознательная часть нашей жизни и следовательно бессознательное поведение с нашей стороны, занимает у многих из нас большую часть времени, а в ряде случаев, люди так живут всю жизнь. Поэтому для них в порядке вещей, наблюдать за аналогичным поведением со стороны других людей, ведь для них это обыденность, и они сами так себя ведут. Таких подавляющее большинство, к счастью или к сожалению, сказать сложно, но в целом люди движимы только инстинктами, и редко задумываются над своим поведением и своими поступками в полной мере. Здесь конечно огромное значение имеет природное подражание, заключенное в нас. Ведь с самого детства, ребенок чтобы чему-то научиться, просто подражает своим родителям, или тем, кто его окружает. Дело в том, что мы просто не знаем о том, как нам следует себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на что-либо, что не выглядит столь очевидным.
Очевидная агрессия, вызывает страх или раздражение, с этим нам разобраться проще, но вот то, что является так называемым этикетом общения, природой в нас не заложено, это мы сами себе придумываем разного рода правила, которым необходимо следовать каждому члену общества. В качестве примера мы можем рассмотреть с вами приветствие людей, ведь у разных народов, согласно их традициям, оно разное. Вот протягивает вам человек руку, чтобы пожать вашу, и разве вы задумываетесь о том, что это значит? Пожалуй, что в подавляющем большинстве случаев, нет, вы просто реагируете согласно установке в вашей голове и жмете руку в ответ, если конечно не игнорируете человека. Или скажем кто-то поднял руку и поприветствовал вас, вы не задумываясь сделали то же самое, просто инстинктивно, вы отзеркалили то, что увидели. Одно дело, когда вы знаете значение того или иного жеста, и реагируете хоть и инстинктивно, но все же понимая более или менее что вы делаете. Но как ведут себя люди, когда не знают значение того, что им показывают?
Здесь все делится на агрессивную и дружелюбную часть, вы либо видите опасность, либо нет. Агрессивные действия, могут вызвать у вас самые разные реакции, но так или иначе, все они будут защитными. Дружелюбное отношение в вашу сторону, соответственно предрасположит вас к человеку. К чему я клоню, так это все к той же не осознанной реакции с нашей стороны, именно тогда, когда мы не знаем четкого определения поведения в отношении к нам со стороны других людей. На этом очень часто играют те, кто все это понимает, они втираются к нам в доверие, читают нас как открытую книгу, и манипулируют нашим поведением. Понимать это начинаешь только тогда, когда видишь тот негативный или просто проигрышный для себя результат. К примеру, вы хотите знать, как к вам относится человек, которого вы более или менее знаете, и для этого вы делаете неожиданно следующую вещь. Вы приветствуете этого человека, улыбаетесь ему или просто поднимаете руку в знак приветствия, или даже лезете обниматься.
Самое главное сделать это неожиданно, чтобы человек отреагировал моментально, не задумываясь, тем самым вы сможете увидеть его искреннее к вам отношение, без всяких масок. Если человек к вам относится хорошо, он отреагирует позитивно, вы просто должны заметить эту реакцию в первые, секунды вашей активности. Если вам улыбнулись, или в глазах вы увидели радость, или вам в ответ подняли руку, в общем, любая позитивная реакция в первые, секунды, будет искренней, ибо она инстинктивна и отражает то, кем вы являетесь для этого человека согласно его установке. Дальнейшее поведения и слова уже не имеют особого значения, поскольку они уже могут быть более или менее осознанными, и просто отражать интерес этого человека в отношении вас, какие-то задумки и прочее, в общем, все, что требует актерского мастерства. Так что эффект неожиданности и пристальное внимание с вашей стороны на те самые первые реакции человека, покажут вам правду. Еще лучше делать это, когда человек суетится, его мысли разбросаны, внимание рассеяно, и он просто не концентрируется ни на чем конкретном, все его реакции в таком случае, инстинктивные, отражающие его реальные установки в голове.
Вот на таких вот бессознательных реакциях, играют разного рода мошенники, на нее рассчитана реклама и активные продажи, все, что застает вас врасплох и не дает вам думать, воздействует на ваши инстинкты и бессознательное поведение с вашей стороны. А все потому, что бессознательная часть жизни, преобладает над сознательной, и мы все равно будем вести себя инстинктивно в большинстве случаев. Даже такие люди как я, которые прекрасно понимают природу всех своих действий, реакций, мыслей, желаний и прочих проявлений своего поведения, часто делаем все инстинктивно. Здесь дело не в знаниях и уме, а в скорости мышления, которая должна быть просто огромной, чтобы задумываться абсолютно над всем. Такой роскоши мы себе позволить не можем, во всяком случае я не знаю таких людей, может быть только Будда, согласно легендам, был настолько просвещенным, что полностью жил сознательной деятельностью. Лично я таких людей не встречал и о себе не могу сказать такого, ведь очень многие вещи в своей жизни, я делаю инстинктивно, просто реагируя на них.
Конечно для меня как для человека знающего психологию, процент бессознательного поведения намного ниже, чем у простого человека, который не задумывается о природе своего поведения, а просто реагирует на все, согласно своим установкам. Так что по большей части наше мышление носит программируемый характер, и когда приходит время принимать решение быстро, долго не задумываясь над ним, мы подставляем готовый ответ и выдаем соответствующую реакцию. И раз уж, наша скорость мышления не дает нам возможности все тщательно обдумывать, надо по крайне мере запасаться правильными ответами, на возможные вопросы, и реагировать адекватно ситуации. Это как у боксера, у которого в голове есть набор адекватных реакций, на действие соперника, думать боксер не может, это слишком долго, в основном он действует инстинктивно, просто выдает определенную реакцию, это быстрее и следовательно надежнее в таком виде спорта как бокс.
Но наша жизнь требует от нас того же, она тоже заставляет нас реагировать чаще, чем думать, дабы мы не столько верно, сколько своевременно приняли правильное решение. И все же скорость своего мышления повышать можно и нужно, это дает значительное преимущество в этой жизни, делая ее более осознанной, благодаря чему мы чаще можем принимать правильные решения и реже ошибаться. Но о способах повышения скорости своего мышления и повышения его качества как такового, я напишу в своих последующих статьях, ибо в двух словах для большинства людей, этот вопрос не изложишь.
psichel.ru
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ?
- ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
- ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ, или психопатическая реакция, патологические особенности в структуре психики, эпизодически выявляющиеся под влиянием травмирующих переживаний. Им свойственно количественное или качественное несоответствие между псих. раздражением и реакцией. Нередко П. р. отождествляются с психогениями и ситуационными психозами, т. к. отличие между ними лишь теоретическое. Поскольку клин, формы, связанные с этими понятиями, находятся в стадии разработки, в отношении их еще в достаточной степени сказываются методологические и терминологические разногласия авторов.—Выделение отдельных видов П. р. и интерес к ним появились лишь в последнее время в связи с учением о псих, конституциях, характере и развитии личности и возникновением потребности оперировать отдельными типами реагирования (Reactienstypus). В отличие от экзо- генного и эндогенного в них подчеркивается , психогенный тип реагирования. Впервые понятие о П. р. было выдвинуто психологом Яс-персом (Jaspers) в его известной «Общей психо- , патологии», а затем оно в более конкретных -формах стало достоянием клиники. Исходя из особенностей псих, динамики ! психогенных механизмов, в настоящее время i описывают конституциональные, характеро-генные, примитивные и. ситуационные П. р. Понятие оконституциональном типе реагирования у нас предложено Ганнушкиным. Этот тип П. р. он описывает как : «реакцию, обязанную своим возникновением наличию у пациента какой-то конституциональной особенности, предрасполагающей его .реагировать на тот или другой фактор именно этим способом». В .этих реакциях далеко не всегда можно установить психологическую ; связь между вызывающей травмой и клин. : картиной реакции. Такова описанная Ганнушкиным в 1914 г. схизофреническая реакция (ехизоидный тип реагирования), остро и благоприятно протекающая схизофреноподобная вспышка у лиц с схизоидной конституцией.Этот : вид П. р. впоследствии рядом авторов (Popper, j Mayer-Gross и др.) выделялся на военном ма- | териале.
На б. или м. выраженном эпилептоид-‘:’ ном предрасположении возникает описанный | также Ганнушкиным эпилептоидный тип кон- I ституциональной реакции (острое эпилептоид- ■ ное состояние). Реакция, возникающая после длительных повторных переживаний и неудач, ; характеризуется расстройством настроения с i озлобленностью, гневливостью и тоской. В ней ! б-ной, обнаруживает все отрицательные черты i своей психики. Эпилептоидная реакция может , длиться до года. Рейс, Ланге (Reiss, I. Lange) I выделяют циклоидный тип реагирования, вы- ‘. ражающийся в меланхолии, по форме и тече- | нию иногда трудно отличимой от циркулярной ; депрессии. Учение охарактерогенныхП.р. пред- : ложено Кречмером.Они, по его мнению, не толь- ; ко специфичны для определенной личности, но 1 и возникают только при подходящих («как ключ к замку») для данного характера раздра- • жениях. Наиболее это выражено в описанных им параноических реакциях у сенситивных (ча- : ще на почве сексуального конфликта) и экспан- ; сивных (типично сутяжничество) личностей. Кроме того им выделяется астенический тип реакции (астеническая реактивная депрессия). В эту же группу П. р. относят фантастические бредообразования псевдологов.—От характе-рогенных реакций, которые являются «чистейшим и отчетливейшим выражением целостной личности», Кречмером отделяются примитивные реакции, неспецифичные ни для какого характера. Психическое раздражение здесь без всякой внутренней переработки непосредственно обнаруживается в мгновенных действиях. Это—эксплозивные реакции (буйство), реакции короткого замыкания, реакции гипо-булические и гипоноические (истерические), притворство и вытеснение. Наблюдаются они обычно у несозревших или неразвитых людей, у к-рых выражение воли и выражение аффекта еще недостаточно диференцированы. Однако эта концепция Кречмера о высших и низших псих, механизмах считается во многих отношениях спорной, страдающей отвлеченностью. Ситуационные П. р. зависят от псих. травмы не только в своем возникновении, но и в содержании и течении. Они из всех П. р. наиболее соответствуют понятию Ясперса о чисто психогенной реакции (echte Reaction), т. к. в них наиболее выражены так называемые понятные связи между травмой и реакцией. Депрессия после утраты, параноид, идеи отношения после ареста являются примерами этого типа реакции. Они отличаются тесной зависимостью от ситуации. Этим не исчерпываются все виды П. р. Так, Краснушкиным выделяются шоковые П. р., характеризующиеся прежде всего поражением эндокринно-симпатической системы—посредствующего звена между травмой и ответной реакцией психики. Существует целый ряд П. р., зависящих от психопатической неустойчивости вследствие различных задержек развития, эн-докринопатий и пр. Их в наст, время трудно отнести к каким-либо определенным типам П. р.—Степень участия отдельных сторон личности в каждой П. р. далеко неодинакова. Наиболее доступны и. наиболее изучены, соматические компоненты реакций. Сфигмо-плетисмо-пневмографические записи, хотя и не дают характерных кривых при различных П. р., однако в достаточной степени отражают состояние вегетативной нервной системы. Столь же ценным является психомоторное исследование при различных П. р. (походка, жесты, мимика, почерк и пр.). Еще большее значение имеет экспериментально-психологическое исследование. Кроме обычных тестовых исследований имеют значение исследование по Роршаху ,ассоциатив-ный эксперимент, психогальванический феномен, исследование времени П..р. хроноскопом Гиппа и пр. Лит.: Ганнушкин П.,К постановке вопроса о шизофренической конституции, Совр. психиатр., 1914, № 5; о н ж е, Об зпилептоидном типе реакции, Вести. совр. мед., 1927, № 23: Корнилов К., Учение о реакциях человека, М., 1925; Юдин Т., Психопатические конституции, М., 1926; В 1 е и 1 е г P., Affektivitat, Sug-gestibilitat, Paranoia, Halle a. S., 1906; Jaspers K, Allgemeine Psychopathologie, В., 1924; Kretscnmer E., Der sensitive Beziehungswahn, В., 1927.. А. Молохов.
Большая медицинская энциклопедия. 1970.
- ПСИХИКА
- ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА
Смотреть что такое «ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» в других словарях:
Реакция психическая коллективная в чрезвычайной ситуации — коллективная психическая реакция, связанная с особенностями переживаний и поведения больших групп людей в чрезвычайных ситуациях, особенно при внезапном ее развитии, которая приводит к панике, неуправляемому хаосу , агрессивным действиям.… … Словарь черезвычайных ситуаций
ПСИХИЧЕСКАЯ СЕКРЕЦИЯ — 1. Оригинальный термин И.П. Павлова для обозначения тех первых нескольких капель слюны, которые вызываются ранее нейтральным стимулом. 2. В более общем смысле – любая условная реакция слюноотделения. Более общий термин психический рефлекс здесь… … Толковый словарь по психологии
реакция психическая личностная — P., в формировании которой отражается склад личности больного и индивидуальные формы его реагирования на определенные переживания … Большой медицинский словарь
ВИТАЛИ РЕАКЦИЯ — (Vitali), проба на гной в моче. Осадок кислой или, если нужно, подкисленной мочи в количестве 1 куб. см переслаивается настойкой гваяковой смолы без прибавления скипидара. В присутствии гноя через короткое время появляется голубое окрашивание.… … Большая медицинская энциклопедия
НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Травма психическая (психологическая) — Психологический след в памяти неординарных экстремальных и гиперэкстремальных ситуаций, пережитых человеком, проявляющийся в его трудных психических состояниях, отражающихся неблагоприятно на поведение и содержащих угрозу возникновения… … Энциклопедия современной юридической психологии
Скорость психических реакций — Каждый нервный и психических акт требует некоторого времени для своего появления и развития. Доказательство того, что явления сознания ощущения, мысли и стремления не моментальны, а имеют известную протяженность во времени, составляет крупную… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
эмоция — ▲ настрой ↑ психика, в соответствии с, обстановка эмоции состояния души; импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления; переживания, отражающие потребности организма и активизирующие или тормозящие… … Идеографический словарь русского языка
спонзалистический психоз — (лат. psychosis nuptialis), острая психическая реакция, вызванная чрезмерной агрессией и грубостью партнёра при дефлорации или первом сношении. Может привести к развитию половой холодности (фригидности) женщины. (Источник: Словарь сексуальных… … Сексологическая энциклопедия
ДЕПРЕССИЯ — (от лат. depressio – подавленность) подавленное душевное состояние; в психологическом смысле – угнетенное состояние, тоска, печальное настроение, которое может быть экзогенным (как психическая реакция на неприятное, угнетающее переживание) или… … Философская энциклопедия
Книги
- Хакеры сновидений Преподавание внетелесных путешествий комплект из 2 книг, Реутов А., Радуга М.. Авторы говорят — нужно не просто обращать внимание на свои эмоции, а руководствоваться ими во время принятия решений. Они, как лакмусовая бумажка — всегда дают точную оценку всем происходящим… Подробнее Купить за 1118 руб
- Удивительная сила эмоций Исцеление души Поддержание порядка в душе комплект из 3 книг, Дальке Р., Хикс Э., Хикс Дж.. Кэррингтон-Смит С.. 1. «Удивительная сила эмоций. Следуйте за своими чувствами» . Эстер и Джерри Хикс уверены, что на мысли — и, значит, на формирование наших убеждений — огромное влияние оказывают культурные… Подробнее Купить за 867 руб
- Удивительная сила эмоций Учебник исполнения желаний Кризисы — уроки жизни комплект из 3 книг, Гарнер Л., Хиес Э., Хикс Д., Макаренко И.. Авторы говорят — нужно не просто обращать внимание на свои эмоции, а руководствоваться ими во время принятия решений. Они, как лакмусовая бумажка — всегда дают точную оценку всем происходящим… Подробнее Купить за 492 руб
big_medicine.academic.ru
Психологические реакции или следы в душе человека
- Меняй свои реакции
- 2427
Человек живёт и развивается в социальной среде, поэтому так или иначе она оказывает на него своё влияние. Попадая в различные ситуации, человек реагирует на них совершенно по-разному. Кто-то доброжелательно, кто-то сдержанно, а кто-то достаточно открыто, не скрывая и не сдерживая своих эмоций. Но самое важное то, что эти реакции закрепляются в человеке, начиная с самых ранних лет. И от того, насколько адекватными и рациональными сформировались эти реакции порой зависит самое малое — судьба самого человека.
Если рассмотреть процесс глубже, то можно увидеть, что человек взаимодействует с внешней средой посредством органов чувств. Через них человек получает информацию, анализирует её и формирует реакцию. Но не всегда получается осмыслить и проанализировать всю ситуацию в целом. Поэтому основной причиной неадекватных реакций является отсутствие достаточно полной информации о природе возникшей ситуации, её правильного понимания и анализа. И тем более этой информации не хватает в детском возрасте, а сильные эмоции, которыми сопровождаются такие реакции, закрепляют их глубоко в душе, оставляя так называемый «след» в душе. Когда человек уже во взрослом возрасте попадает в подобную ситуацию, то, как правило, реагирует также, как и в детстве. И зачастую сами ситуации, в которые попадает человек уже значительно изменились по сравнению с прошлыми, но из-за схожести некоторых моментов вызывают определенные ассоциации с ними, и реакции повторяются. На примере взаимодействия двух людей, это ведёт к тому, что нарушается гармония общения, гармония движения энергетических потоков между людьми, что прерывает взаимодействие между ними. И, кроме того, нарушается гармония процессов жизнедеятельности внутри самого человека, блокируются энергетические потоки в чакрах (энергетических центрах человека), нарушается адекватное восприятие ситуации. В результате чего человек лишается получения новой информации, знаний, опыта взаимодействия с людьми, жизненного опыта и наработки новых личностных качеств – и всё это замедляет развитие человека в целом.
Последствия таких реакций проявляются в организме человека в виде незначительных отклонений здоровья или вполне конкретных заболеваний. То есть человек оказывается в ловушке своих так называемых «следов». И пока он не проработает свою негативную реакцию, ситуации могут повторяться вновь и вновь, пока человек не изменится, не изменит своё отношение к ним, не изменит свои реакции. Это можно увидеть на примере взаимоотношения двух людей, несовместимых по характеру. Пока каждый из них не выработает правильную реакцию и соответственно правильный подход к взаимодействию друг с другом, они будут попадать в конфликтные ситуации такого характера снова и снова.
Разумнее будет вначале подумать, проанализировать ситуацию, а потом выработать подход к ответному действию, но не всегда это удаётся. Если кто-то скажет, что даже полезно порой на эмоциях решать проблемы, то сразу вспоминаем, что любые сильные эмоции открывают энергетическую защиту человека, в результате чего он становится полностью открыт для любых отрицательных энергий. Да и бессознательно среагировать может каждый человек, а вот взять себя в руки и поразмыслить — требует уже от человека определённых усилий. Как правило, психологическую реакцию (след) проработать довольно тяжело, но есть возможность заменить её на более правильную, более «высокую». Например, если между людьми возникла ссора, то важно, допустим, не действовать как раньше – ругаться, кричать, обвинять другого человека, а, проанализировав всю ситуацию, спокойно вести разговор, рассудительно, оперируя фактами. И в такой ситуации важно, прежде всего, сохранять осознанность в своих действиях, понимать причины возникших событий, видеть, к каким последствиям приведут те или иные реакции. Не позволять сознанию увлекаться эмоциями во вновь возникших ситуациях, и тогда они не смогут «захватить» сознание человека — он сможет спокойно все осмыслить, исходя из накопленных знаний и опыта. Также важно анализировать свои реакции, понимать, насколько они правильные и в ином случае пересматривать их. Когда человек прорабатывает психологические реакции, они остаются в прошлом, а он идёт дальше по пути развития, нарабатывая качественно новый жизненный опыт, новые качества генетики и сущности (души).
Значительную помощь при работе с реакциями (следами) оказывает ПО «Луч-Ник». Воздействуя на сущность (душу) человека, он способствует насыщению тонких тел сущности первичными материями (энергиями) и приводит к гармонизации материальных тел сущности между собой. Подробнее о природе сущности можно ознакомиться в книге Николая Левашова «Последнее обращение к человечеству». В результате чего у сущности появляется дополнительный потенциал, дополнительная устойчивость, благодаря которой человек не только имеет достаточный «запас прочности», чтобы удерживать своё сознание на более высоком уровне, не увлекаясь эмоциями и не опускаясь до более низкого уровня сознательности, но и получает возможность навсегда устранить отрицательные реакции.
luch-nik.ru
Эмоциональная реакция — Психологос
Фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика»
Эмоциональные реакции зависят от того, как мы увидели и поняли ситуацию.
скачать видео
Вас обрадовали — вы обрадовались. Вас испугали — вы боитесь…
Эмоциональные реакции отличаются от эмоциональных акций — состояний и движений, где человек был проактивен и был их автором. Вприкидку, соотношение эмоциональных акций и реакций у развитой личности — 50/50, у массовой личности — 20/80. У творческих детей и развитых взрослых значительнная часть эмоций — это эмоциональные акции. Эмоции у шаблонных взрослых — как правило, непроизвольная и не поддающаяся контролю эмоциональная реакция организма на происходящие вокруг события. Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Виды эмоциональных реакций
Эмоциональные реакции могут быть и негативными, и позитивными, и врожденными, и выученными, могут быть как оперативными, так и реактивными.
Естественность эмоциональных реакций
Эмоциональные реакции обычно протекают как автоматизмы и ощущаются как естественные. При этом в реальности процесс, организующий эмоциональные реакции, бывает разной степени сложности. В частности, оперативные эмоциональные реакции сильно зависят от того, как мы увидели и поняли ситуацию. А восприятие — это уже поле субъективности…
Фильм «Храм судьбы»
Если вам не нравятся жуки на закуску или глазки в супе, то это не рефлекторные, а привитые или заякоренные эмоции. Ваши соседи хрумкают это с аппетитом.
скачать видео
Первая эмоциональная рекация
Первая эмоциональная реакция, как правило, показывает истинное отношение человека.
Если при встрече с вашим знакомым, в первые несколько мгновений у него возникло нахмуренное выражение лица, а потом он стал улыбаться, то есть большая вероятность, что он не так уж и рад этой встрече.
Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Первая эмоциональная реакция показывает истинное отношение.
скачать видео
Оперативные и реактивные эмоциональные реакции
Эмоциональные реакции имеют разную природу. Часть эмоциональных реакций — оперативные эмоции, приобретенные и используемые человеком в связи с реальной или условной выгодой. Оперативные эмоции — либо осознанные, либо привычные и уже неосознаваемые реакции человека на окружающий мир, которые когда-либо были освоены для решения тех или иных жизненных задач, в которых есть реальная или условная выгода. Другая часть — реактивные эмоции, возникающие всегда бессознательно, автоматически, без всякой цели и без какой-либо выгоды.
Вприкидку, соотношение оперативных и реактивных эмоций у развитой личности — 60/40, у массовой личности — 10/90.
В свою очередь, реактивные эмоции имеют три основные разновидности: рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции.
Любовь как реактивное отношение
Любовь тоже бывает и акцией, и реакцией. Как реактивное отношение, любовь есть непроизвольный поведенческий и эмоциональный ответ человека на то, что на него в этом направлении воздействовало. Смотри Любовь как реактивное отношение
www.psychologos.ru