В вундт в психологии – Вундт, Вильгельм — Википедия

Психологическая концепция В.Вундта


ТОП 10:

Психологическая концепция В.Вундта

В.Вундт (1832-1920). Работа с известными физиологами, занимавшимися также исследованием психологических вопросов (ощущений, цветового зрения), помогла ему впоследствии применить полученные в их лабораториях знания при разработке психологического эксперимента. Вундт в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой), состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества: модальность, интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния

). Гипотеза Вундта: каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Идея Вундта: чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения. Перенесение исследовательского внимания с пр-са позн-ия на изучение других аспектов психики, на волевое поведение, сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии – волюнтаризм. Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. До Вундта такими универсальными механизмами считались – ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции — спонтанная активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с з-нами ассоциаций.. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность. Мышление невозможно объяснить только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней мотивацией, направленностью на задачу, на достижение определенной цели. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды. Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. Эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят от внешней стимуляции — времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

 

 

Структурализм Э.Титчинера.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школыЭ.Титченер (1867-1927)

Титченер называл свою теорию структурализмом,поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.
В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма.

Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов — ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.
Для того чтобы выделить и описать исходные элементы структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Он подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психологиячасто заменял определением экзистенциальная психология,подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).
Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою группу «Эксперименталисты», проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем он издавал «Журнал экспериментальной психологии».

 

Функционализм У.Джеймса.

 

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер ), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию, однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру. На американском, континенте идеи психологии акта превратились в большое самостоятельное направление — функционализм. У истоков его стоит психология В. Джемса (1842—1910). Его главный труд «Основы психологии» (в 2-х т., 1890). Собственное самонаблюдение, которому должна следовать психология, показывает каждому человеку, что эти гипотетические элементы ему недоступны.

Психическая жизнь есть постоянная смена качественностей. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания. В его непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Эти состояния невозможно схватить самонаблюдением. Характерной чертой потока сознания является наличие неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается избирательностью.

Вопрос о связи состояний с мозгом решается Джемсом в его теории психического автоматизма, являющейся разновидностью концепции психофизического параллелизма. Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности. В целом Джемс весьма пессимистически оценивал состояние психологии, считал, что ее нельзя назвать наукой.

 

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Теория поля К.Левина.

Курт Левин (1890–1947)Теория «поля» К. Левина – не отдельная психологическая теория, а система представлений, которая может применяться во всех отраслях психологии.
Понятие «поля» включает в себя как внешние факторы! (окружающая среда), так и внутренние (личность человека). Любая деятельность протекает в поле и определяется его условиями.
Основные тезисы теории поля.1. Логику поведения человека необходимо искать в изучаемой ситуации. Причем ситуация должна рассматриваться так, как ее воспринимает сам действующий субъект.

2. Объяснение должно строиться на психологии, в первую очередь необходимо учитывать и анализировать факторы, воспринимаемые субъектом, – как реально существующие, так и представленные только в переживаниях.
3. Поведение субъекта обусловлено действием некоторых сил.
4. Схожее поведение не всегда обусловлено схожими причинами.
5. В первую очередь на поведение влияют факторы, существующие в настоящем времени.
6. Для упрощения обработки психологических ситуаций их можно представить в алгебраической форме.
К. Левин предложил следующую формулу для записи психологических ситуаций:
V = f (P, U),где V – поведение;P – личностные факторы!; U – окружающая среда.
Свою теорию поля К. Левин применял к разнообразным психологическим проблемам, в том числе поведению умственно неполноценных личностей, поведению малых групп, проблемам, связанным с разницей менталитетов, младенческому и детскому поведению.
Наука, по К. Левину, проходит три стадии:
1) спекулятивную – создается несколько крупных теорий, претендующих на полное описание изучаемой области;
2) дескриптивную – уделяется большое внимание фактам, теории формируются «от практики»;
3) конструктивную – формируются теории, позволяющие объяснить любое явление. Свои взгляды К. Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» и «Принципы топологической психологии».

 

Комплекс неполноценности.

Адлер предположил, что каждый человек стремится компенсировать присущий ему комплекс неполноценности и зачастую достигает на этом пути выдающихся успехов.. Адлер различал три вида источников, могущих привести к возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение родителями.

Стремление к превосходству.

Адлер считает стремление к превосходству врожденным потенциалом, который надо реализовать в течение жизни, если человек хочет самореализоваться. Особенности, присущие стремлению к превосходству: 1. это единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений;

2. этот мотив универсален; 3. стремление к превосходству может приводить к положительным и отрицательным; 4. оно связано с определенными усилиями и энергетическими тратами; 5. оно проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества.

Стиль жизни

Сформированный стиль жизни становится главным стержнем поведения в будущем; он организует в единое целое все психические процессы личности, объединяет постоянство личности на протяжении всей ее жизни.

Порядок рождения. Старший ребенок – “монарх, лишенный трона”. Единственный ребенок – “центр семьи”. Второй (средний) ребенок – “догоняющий”, часто вынужден следовать за старшими и соревноваться с ними. Младший ребенок – “баловень”, окруженный вниманием со стороны родителей и старших детей.

Типология личности.

Управляющий тип – самоуверен и напорист, с незначительным социальным интересом.

Берущий тип – удовлетворяет свои потребности за счет других.

Избегающий тип – не имеет ни интереса к обществу, ни достаточной активности, чтобы решать свои проблемы.

Социально-полезный тип – воплощение личностной зрелости. Высокий уровень активности соединяется здесь с высоким социальным интересом.

Эго-психология Э.Эриксона

 

Норвежский психоаналитик Э. Эриксон(1902–1994)является основателем концепции, которая получила название «эгопсихология».Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З. Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э. Эриксона не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка.

Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Он выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.

1 ст. – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости.

2 ст. – от 1года до 3 лет. чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

3 ст.– от 3 до 6 лет. либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка.

4 ст. – от 6 до 14 лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.

5ст. – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности.

6 ст.– от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположного пола.

7ст. – от тридцати пяти до шестидесяти – шестидесяти пяти лет – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.

8 последняя, ст. наступает после шестидесяти – шестидесяти пяти лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам.

Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Психологи до Эриксона не подвергали сомнению необходимость преодоления чувства неполноценности или вины.

 

Персонология Мюррея

Впервые термин «персонология» появился в работах Г. Мюррея. Появление термина обусловлено стремлением автора подчеркнуть необходимость целостного изучения личности, которая, во-первых, имеет не только социальную, но и биологическую природу, и, во-вторых, живет и развивается в определенной среде и определенном социо-культурном контексте. Вместе с тем, персонология Г. Мюррея в большей степени представляет собой теорию мотивации, нежели теорию личности

Концепция потребностей

Единицами анализа жизниГ. Мюррей предлагает события и сериалы. Событие – это акт психической или деятельно-практической активности личности. Сериал – более продолжительная активность (отношения, творчество), которая может организовываться в сериальную программу – выстроенную череду субцелей, ведущих к поставленной личностью цели.В основе поставленных целей лежат потребности и их интеграты как «совокупности стабильных ценностей и паттернов действия».

«Потребность – это конструкт, который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении»

Г. Мюррей предлагает более 30 потребностей личности.Потребности типизируются по пяти бинарным основаниям:Первичные (потребности тела) – вторичные (психогенные потребности)Открытые (допускаемые в сознание) – латентные (вытесняемые из сознания)Фокальные (связанные с конкретным объектом) – диффузные (не зависящие от конкретных объектов)Проактивные (реакция на внутренние факторы) – реактивные (реакция на факторы среды)

Эффектные (направленные на результат) – процессуальные (направленные на процесс) – модальные (направленные на совершенство результата). В процессе своей реализации потребности сталкиваются с факторами внешней среды, которые могут способствовать или препятствовать личности в удовлетворении ее потребностей

Структура и развитие личности

Г. Мюррей расширил структурную модель З. Фрейда. В Эго Г. Мюрреем были выделены такие когнитивные процессы как рациональное мышление и точное восприятие. Супер-эго, по его мнению, содержит не только интроекты родительских фигур, формируемые в детстве, но и интроецируемые в течение всей жизни культурные нормы и каноны, а также интроекты других людей, значимых для человека.

Он дополнил предложенную З. Фрейдом периодизацию психосексуального развития личности клаустральной (внутриутробной) и уретральной (следующей после оральной) стадиями. Им соответствуют одноименные комплексы личности.

Теория черт Г. Олпорта

Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.
В мотивационно-потребностной сфере выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта — предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.
Кардинальные — черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. «Индивидуальность — есть основная характеристика человеческой природы».

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач.

 

Концепция К. Роджерса.

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерсаявл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности. Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей «Я». В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимымявл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность». Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмич. доверие, эмпирич. свобода и креативность.Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

Теория общения Ломова

Согласно теории общения личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Вопрос о соотношении отражения (психики) и деятельности, решался Б. Ф. Ломовым с позиции принципа единства «внешнего» и «внутреннего», сформулированного и обоснованного С. Л. Рубинштейном. Ломов подчеркивал, под влиянием внешнего изменяется и внутреннее (1984). Категория общения(О) рассматривалась Ломовым как обществ.-истор., но раскрывающая иную, нежели категория деятельности, сторону социального бытия. О. — специфическая форма взаимодействия человека с др. людьми, в ходе к-рого происходит взаимообмен действиями, информацией и состояниями. Результат О. — не изменение объекта, а установление и/или реализация конкретных отношений между людьми. Процесс О. имеет собственные функции, структуру и динамику. Ломов дифференцирует информационно-коммуникативную (передача — прием информации), регуляционно-коммуникативную (возможность регуляции поведения др. людей и «подстройки» к их воздействиям) и аффективно-коммуникативную (изменение эмоционального состояния коммуникантов) функции О. Оно рассматривается как сложно организованное подвижное целое (открытая система), по-разному раскрывающаяся на разл. уровнях анализа. Выделяются циклы и фазы развертывания этой системы. Подобно деятельности, О. выступает в роли основания психич. явлений, определяя развитие психич. процессов, формирование личности, овладение обществ.-истор. опытом. Психич. явления, в свою очередь, регулируют процесс О. и являются условием его развития; наиболее полно в О. реализуется коммуникативная функция психики. Согласно Ломову, связь О. и деятельности носит динамический характер и в конкретных жизненных ситуациях принимает разл. формы.

Теория отношений Мясищева

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

 

Психологическая концепция В.Вундта

В.Вундт (1832-1920). Работа с известными физиологами, занимавшимися также исследованием психологических вопросов (ощущений, цветового зрения), помогла ему впоследствии применить полученные в их лабораториях знания при разработке психологического эксперимента. Вундт в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой), состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества: модальность, интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Гипотеза Вундта: каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Идея Вундта: чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения. Перенесение исследовательского внимания с пр-са позн-ия на изучение других аспектов психики, на волевое поведение, сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии – волюнтаризм. Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. До Вундта такими универсальными механизмами считались – ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции — спонтанная активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с з-нами ассоциаций.. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность. Мышление невозможно объяснить только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней мотивацией, направленностью на задачу, на достижение определенной цели. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды. Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. Эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят от внешней стимуляции — времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

 

 




infopedia.su

Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психологии.

 

Физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920)

Свои исследования начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). 1863 г. – «Лекции о душе человека и животных». 1874 г. – «Основания физиологической психологии».

Ощущения и простейшие чувствования – явления, которые доступны как внешнему, так и внутреннему наблюдению. Поэтому предмет как физиологии, так и психологии.

С 1875 г. – работа в Лейпцигском университете. В 1879 г. там создал психологическую лабораторию, на базе которой через 2 года был создан Институт экспериментальной психологии. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпе, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж. Н.Н. Ланге и др.

1896 г. – «Очерки психологии»

1911 г. – «Введение в психологию»

С 1900 г. – 10-томная «Психология народов» (до 1920 г.)

Жуткая графомания – 420 книг и статей.

Основал журнал «Психологические исследования» (ранее «Философские исследования»)

 

Всякий объект – есть представляемый объект. Махизм (эмпериокритицизм – Мах, Авенариус). Элементы опыта сами по себе нейтральны. То или иное качество они приобретают в зависимости от того, как познаётся опыт. Если познание предметов внешнего мира – это опосредствованное познание. Оно типично для естественных наук. Непосредственный опыт – это те элементы сознания, которые открываются в процессе самонаблюдения.

 

Объект изучения – сознание.

Предмет психологии по Вундту – непосредственный опыт.

Метод – эксперимент. Первична интроспекция.

Методология – элементаризм. Локк ввёл элементаризм в психологию.

 

Вундтовская программа предполагала последовательное решение 3 задач. Задачи: разложение опыта на составные части (элементарные составляющие), изучение связей между ними, выявление законов душевной жизни.

 

Объективные и субъективные элементы сознания.



Первичные элементы по Вундту: ощущения и простейшие чувствования

Это разделение на познавательную и эмоционально-мотивационную сферу.

 

Связи – пассивные и активные. Один из видов пассивных ассоциаций – ассоциации. Слияние предполагает формирование нового качества, не сводимого к отдельным качествам элементов (закон творческого синтеза).

Пассивные связи – ассоциации, активные связи – апперцепция.

 

Все ассоциации делятся на одновременные и последовательные. Одновременные – слияние, ассимиляция-диссимиляция, компликация. Последовательные – узнавания и воспоминания. За ними скрывается восприятие и память.

 

Ассоциации по пространству, времени и причинно-следственные (Юм)

Ассоциации симультанные и сукцессивные (Гартли). Сукцессивные отвечают за память и воображение.

Гербарт: слияние, ассимиляции, диссимиляция, компликация. Гербарта не стоит считать ассоцианистом. Он не использовал понятие ассоциации. Компликация по смыслу совпадает с ассоциацией.

Апперцепция как активность сознания (самодетерминированный процесс). С активностью связаны любые произвольные процессы. Это произвольное внимание и волевые процессы. Мышление и воображение – функции апперцепции. Сама по себе апперцепция сливается с волей и вниманием.

 

Общие законы душевной жизни:

· творческих производных

· гетерогонии целей

· связующих отношений

· психических контрастов

 

Закон психических отношений – все элементы связаны между собой и каждый зависит от связи с другими.

Закон контрастов (уточнение предыдущего закона) – если элементы сознания связаны отношениями контраста, они воспринимаются более яркими.

Закон творческого синтеза – сложные психические явления не сводятся к сумме их составляющих (противоречит элементаризму).

Закон гетерогонии (гетерогении, разнородности) цели – в процессе достижения цели возможно порождение новых целей как побочных продуктов.

 

Вундт механически совмещает рационалистические и эмпирические идеи (эклектика). Ассоциации от эмпиризма, апперцепция от рационализма.

У Вундта нет общепсихологической теории.

 

Структурализм, элементаризм и сенсуализм.

 

 

Из лекции:

 

1874 году скончался заведующий кафедрой философии в Цюрихе Ф.А. Ланге (не путать – это немец, есть ещё наш Н.Н. Ланге). Гельмгольц назначил на его место Вундта, считая что философ должен разбираться в естествознании. К этому моменту Вундт уже написал несколько книг. Первой лекцией Вундта на этом посту стала «О задачах современной философии».

Виндельбандт иронизировал по поводу назначения Вундта, отмечая, что заведующим кафедрой философии назначили человека, который нажимает на кнопки и записывает показания приборов.

 

Основание экспериментальной психологии: В. Вундт (1832-1920)

Психология как наука непосредственного опыта.

Психологический волюнтаризм: психическое как процесс.

Дуализм психологической программы:

· физиологическая (экспериментальная) психология: цели, методы, темы исследований;

· психология народов.

Задача психологии (изучение элементов сознания, их виды и свойства; изучение связей между элементами сознания; установление законов душевной жизни). Понятие души.

Очень много писал и публиковал. В среднем писал 2 страницы в день.

 

Вундт использовал психофизические методы (Фехнер), измерение реакции, эксперимент.

В эксперименте не допускалось общение между экспериментатором и испытуемым. Эксперимент распространяется только на область простейших психических явлений. Чисто психологический эксперимент невозможен.

 

Сформулировал положение о том, что нужно изучать исторически образовавшиеся формы, в которых окаменела работа человеческого сознания (мифы, язык, обычаи и т.п.).

 

Психология народов. Задача изучения индивидуального сознания методом проникновения в продукты духовного развития.

 

Кант и Герберт оказали влияние на Вундта. Однако, ссылаясь на них, он всегда критически отзывался об их идеях.

Критиковал Герберта за понимание апперцепции как пассивного процесса.

 

За ассоциативными процессами стоит восприятие. За апперцептивными – внимание, мышление, воля.

 

Считал ошибкой трактовку психических явлений по аналогии с материальными явлениями. Считал, что психическое существует в форме процесса (ср. Рубинштейн).

 

Психология должна основываться только на опыте.

 

Основания физиологической психологии (1874). Шесть изданий при жизни Вундта, в каждое из которых вносились изменения. В 4 издании (1893) описал трёхмерную теории чувствований.

По Вундту, физиологическая психология и экспериментальная психология – это одно и то же. Затем он считал, что название «физиологическая» было выбрано неудачно.

 

«Культура и история» (1920)

Националистические идеи.

 

Психология – это наука об исследовании психики, а не о решении практических задач.

 

Титченер назвал психологию Вундта структурной, имея в виду, что тот изучал структуру психики. Упрекал Вундта за то, что он не разрабатывал интроспекцию как метод.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

В. Вундт — основатель научной психологии

Биография

Ранние годы

Вундт родился  в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт  начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно  подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к  публикации в 1874 г. одной из самых  важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в  Лейпциге до самой смерти и был  научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации  по различным научным дисциплинам.

В последние  годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психология народов».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и  статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: «Лекции о психологии человека и животных», «Эссе», «Этика: исследование фактов и законов моральной жизни», «Гипнотизм и внушение» (1892) и «Введение в психологию».

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался  понять человеческий разум, изучая составные  части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт  полагался в своих исследованиях  на научный и физиологический  методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов  современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал  в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его  печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

     Вильгельм Макс Вундт 

     Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма (Баден) в  семье лютеранского пастора. Своей  будущей специальностью Вильгельм  выбирает медицину. Начиная с 1851 года он изучает медицинские и биологические  дисциплины в университетах Тюбингена, Берлина и Гейдельберга. При этом внимание молодого Вундта привлекают, прежде всего, фундаментальные проблемы медицинской науки. Он интересуется анатомией и особенно физиологией. Интерес к последней пробуждается у Вундта не в последнюю очередь благодаря лекциям знаменитого берлинского профессора Иоганнеса Петера Мюллера, автора концепции «специфической энергии органов чувств». После окончания полного курса обучения и защиты диссертации Вундт остается в Гейдельбергском университете, где продолжает работать под началом Г. Гельмгольца, приглашенного туда в 1858 году в качестве профессора физиологии. Некоторое время молодой ученый работает в университетской физиологической лаборатории в должности ассистента. Вундт ведет практические занятия со студентами и одновременно занимается самостоятельными научными исследованиями. Его интересы в этот период уже вполне сосредоточены в области физиологии органов чувств и нервной (в том числе высшей нервной) деятельности. К данному периоду относится одна из первых его научных работ — «Очерки по теории чувственных восприятий» (1859–1862). Проблемой восприятия (и в особенности проблемой визуального восприятия пространства) в то время занимались многие естествоиспытатели. К их числу относились и «интеллектуальные наставники» молодого ученого — Мюллер и Гельмгольц.

     Проблему  восприятия с помощью одних только физиологических данных решить было невозможно. Исследователь высших нервных  процессов, Вундт не мог себе позволить  быть только биологом. Природа изучаемых  им явлений характеризуется принципиально дуальным характером: она столь же физиологична, сколь и психологична. Для того чтобы продолжать свои исследования, Вундту необходимо было обратиться к изучению психологии, — области в высшей степени туманной и загадочной. У исследователей, воспитанных в традициях естественнонаучной учености, — к числу которых, несомненно, можно было бы причислить и самого Вундта, — были все основания относиться к психологии с известной долей скепсиса. Область психологии в сознании естествоиспытателей представлялась своего рода «предметно-дисциплинарным Рубиконом». По ту сторону границы располагалось «враждебное царство» — царство схоластики и метафизики. Здесь следует иметь в виду, что психологии как самостоятельной дисциплины, имеющей свой вполне определенный предмет и использующей для его изучения свои вполне определенные и надежные методы, в середине ХIХ столетия еще не существовало. Психология определялась тогда большинством представителей научного сообщества как дисциплина специфически философская.

     В Германии психология находилась не просто в зависимости от философии, но в  зависимости от немецкой философии (точнее, от немецкой классической «идеалистической» философии). Центральное место в  рамках категориального пространства такой — философски фундированной — психологии занимало понятие души. Здесь перед учеными явно или неявно вставал следующий вопрос: как можно изучать «душу», и возможно ли изучение названного понятия в рамках науки? Этот же вопрос будут себе задавать и психологи в ХХ столетии, и большинство сформировавшихся уже в ХХ веке психологических школ будет стремиться по возможности устранять из своего профессионального словаря понятия, подобные понятию «душа» (примером в указанном отношении, конечно же, может служить бихевиоризм). Однако в ХIХ веке, и особенно в Германии, позиции методологического натурализма и эмпиризма в психологии были еще не столь сильны, и, с другой стороны, авторитет классической философии был еще слишком велик.

     Из  такой ситуации как будто бы существовало только два выхода, причем оба крайние. Можно было либо превратить «душу» в эпифеномен физической реальности, приписав ей тем самым статус простого продукта деятельности мозговых центров, либо продолжать рассуждать о нематериальном субстрате души в духе классической спиритуалистической метафизики. Оба выхода были тупиковыми. Первый, несмотря на свою кажущуюся научность, не обладал сколько-нибудь значительной эвристической ценностью, поскольку в концептуальном масштабе его категорий психология полностью, без остатка, растворялась в биологии. Это был обычный, заурядный и, конечно же, воинственный вульгарный материализм. Когнитивный инструментарий такого подхода не давал возможности адекватно объяснять процессы, определяющие специфику духовной жизни. Противоположная точка зрения представлялась неудовлетворительной в том отношении, что она оперировала внеэмпирическими категориями.

     Психологию, еще не ставшую наукой, в середине XIX века раздирали на части ее могущественные соседи по предмету. Естествознание влекло в одну сторону, философия — в другую. В этом споре не было правого, ибо правота заключалась в третьей позиции. Психологии нужно было искать свой путь, пытаясь при этом освобождаться от собственных привязанностей и соответствующих им инодисциплинарных зависимостей. Вундт как раз и выбирает этот «третий путь». Вундт — естествоиспытатель, физиолог — уже находится по ту сторону черты, разделяющей царство природы и царство духа. И здесь, на наш взгляд, не следует искать какой-либо смены ориентиров, возникновения новых исследовательских увлечений и пристрастий. Эволюция научных взглядов Вундта не дискретна, в ее структуре не существует этапов, через границы между которыми нужно было бы «перескакивать». Вундт становится психологом, а впоследствии и философом не потому, что он с какого-то времени перестает интересоваться физиологией. Его мысль не скачет «с ветки на ветку»3, она развивается постепенно, переходя от одного предмета к другому, увлекаемая собственной внутренней динамикой. Вундт становится психологом и философом именно потому, что на предшествующей стадии своего интеллектуального развития он занимался физиологией. Как ученый-физиолог он начинает ставить перед собой вопросы, ответить на которые, оставаясь исключительно в рамках проблемного пространства физиологии, оказывается невозможно. Психология станет его глубочайшей интеллектуальной привязанностью.

     Вундт довольно быстро осваивается в новой  для него области. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что уже в 1863 году появляется первый вариант его  фундаментальной работы «Лекции о душе человека и животных» (второе, переработанное издание книги вышло в свет в 1892 году) [13]. В данной работе мы обнаруживаем первичный вариант систематизации взглядов ученого, относящихся к области психологии. Вундт внедряется в сферу, которая требовала новых знаний. Речь идет, прежде всего, о философских знаниях, которыми он до той поры (конец 50-х — начало 60-х гг. ХIХ в.) не обладал. В студенческие годы философией он практически не занимался; в начале своей самостоятельной научной карьеры имел о ней, судя по всему, лишь общее представление. Вундту приходится постигать азы философии самостоятельно, причем в то время, когда он уже был вполне сформировавшимся естествоиспытателем. Однако период его творчества, который будет характеризоваться наиболее плодотворной разработкой сугубо философских вопросов, еще не наступил. Пока он совершает медленный путь в направлении от физиологии простейших перцептивных процессов к психологии, понимаемой в самом широком ракурсе ее предметных очертаний. Сочетание естественнонаучной подготовки с интересом к специфике душевной жизни производит на свет весьма оригинальный и, главное, новый для того времени концептуально-теоретический сплав.

     Для современной психологии Вундт сделал очень много. Значение его трудов в известном смысле можно сравнить со значением трудов Конта для социологии. Он сформулировал методологические притязания психологии на право считаться полноценной научной дисциплиной. Успех и признание концептуальной программы Вундта были вполне объяснимы: он не ограничивался декларациями новых познавательных принципов, но реализовывал эти принципы на практике. Он был «гуманитарием от естествознания». Поэтому его методологические установки имели вполне определенную направленность. Вундт считал, что предметом науки могут быть только действительные факты — факты, являющиеся предметом опыта. Задача всякой науки в этом смысле состоит в изучении и интерпретации взаимозависимостей, обнаруживаемых в отношениях между конкретными эмпирическими фактами. Основополагающие познавательные ориентации психологии в указанном аспекте ничем не отличаются от соответствующих познавательных ориентаций естественных наук. Душа — такой же естественный феномен, как и феномены природного мира. Она отнюдь не является неуловимой для научного исследования метафизической сущностью. Понятие «души» вводится в систему категорий психологии как обозначение совокупной области внутреннего человеческого опыта. Душа есть актуальная связь наших переживаний, воплощающихся в определенных устойчивых психических реакциях. Психическая жизнь индивида — во всяком случае на уровне простейших своих проявлений — может быть исследована экспериментальным методом. Вундт не просто говорил о возможностях применения эмпирических методов в психологии, но и применял их. Его можно считать не только теоретическим провозвестником экспериментальной психологии, но ее реальным творцом. Собственно, в широких кругах научной общественности Вундт всегда был известен прежде всего как создатель экспериментальной (физиологической) психологии.

     В 1864 году Вундт становится экстраординарным профессором кафедры физиологии Гейдельбергского университета. В этом качестве он будет плодотворно работать в течение десяти лет. В 1874 году ученый переезжает в Цюрих, где занимает кафедру «индуктивной философии». Но уже в следующем (1875) году Вундт принимает новое предложение: он становится штатным профессором философии в Лейпцигском университете. Именно с этим университетом окажется связанной вся его дальнейшая научная и преподавательская деятельность. В скором времени после переезда в Лейпциг Вундт организует в этом городе первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Данная исследовательская организация существовала поначалу исключительно как плод личной инициативы ее создателя. Однако вскоре она приобрела вполне официальный статус и стала функционировать под покровительством университета. Лейпцигская лаборатория Вундта стала именоваться Институтом экспериментальной психологии. Слава института довольно быстро распространилась не только по всей Германии, но и за ее пределами. В Лейпциг съезжались молодые ученые из многих стран специально для того, чтобы участвовать в исследованиях, проводимых в организованном Вундтом институте. В 80-е годы ХIХ века Лейпциг становится всемирно признанным местом интеллектуального паломничества для людей, всерьез увлеченных проблемами новейшей психологии. Многие из посещавших в ту пору вундтовский институт ученых станут впоследствии светилами мирового уровня. Среди них были, например, Г. Мюнстерберг, Дж. Г. Мид, В.М. Бехтерев. Приезжал сюда и молодой преподаватель философии Эмиль Дюркгейм [83].

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *