В вундт вклад в психологию: Вильгельм Вундт — создатель экспериментальной психологии

вклад В.Вундта и Г.Эббингауза, Ф.Гальтона и Д.Кеттела

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

У истоков экспериментальной псих ологии стоял еще один выдающийся немецкий ученый — Вильгельм Вундт (1832-1920). Он тоже родился в семье пастора, получил медицинское образование, знал анатомию, физиологию, физику и химию. С 1857 по 1864 годы работал лаборантом у Гельмгольца (о нем уже упоминалось). У Вундта была своя домашняя лаборатория. Занимаясь в это время физиологией, он приходит к мысли о психологии как самостоятельной науке. Эту идею он обосновывает в своей книге «К теории чувственного восприятия», которая малыми порциями публиковалась с 1858 по 1862 год. Именно здесь впервые встречается введенный им термин экспериментальная психология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г. так как именно в этот период В.Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).

По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акту – реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.(Психодиагностика. А.С. Лучинин, 2004).

Теоретические основы науки.

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук – в первую очередь физиологии.

Предметом исследования выступило сознание. Основой концептуальных взглядов выступали эмпиризм и ассоцианизм.

Вундт считал, что сознание есть сущность психики – явление сложное и составное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он указывал, что первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание составных элементов.

Изучение содержания сознания позволит изучить психические процессы.

Главное внимание он сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, эту систему Вундт назвал волюнтаризмом (волевой акт, хотение) – концепция, согласно которой разум обладает способностью организовывать процесс мышления, переводя его на качественно более высокий уровень.

Вундт придавал большое значение способности разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов.

Психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт – который очищен от всякого рода интерпретаций и доопытных знаний («У меня болят зубы»).

Этот опыт очищен от опосредованного опыта, который дают нам знания, и не является составляющим непосредственного переживания (мы знаем, что лес – зеленый, море – синее, небо – голубое).

Основным методом новой науки явилась интроспекция. Поскольку психология наука об опыте сознания, значит, и метод должен состоять из наблюдения над собственным сознанием.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам:

· точное определение начала (момента) эксперимента;

· наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания;

· эксперимент должен быть проверяем несколько раз;

· условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и т.д. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались из объективных оценок.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ВУНДТ Вильгельм Макс

Страница 1 из 2

ВУНДТ Вильгельм Макс (1832–1920 гг.) – немецкий физиолог, философ, языковед и психолог, внёсший крупный вклад в психологию религии и ряд других аспектов религиоведения.

Родился в семье пастора. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет университета в Тюбингене, затем продолжил учёбу в Гейдельберге. Зимой 1855–1856 гг. был ассистентом в женском отделении медицинской клиники в Гейдельберге, находящейся под руководством его учителя профессора Карла Гассе. Нуждаясь в материальных средствах, Вундт сутками дежурил в клинике. Часто случалось, что, сильно утомившись от напряжённой дневной работы, он одевался в полусонном состоянии, посещал больных и делал все нужные назначения, не в состоянии полностью проснуться. Всё, что в отдельных случаях приходилось делать, он делал, скорее, механически, чем осознанно. Физиологические занятия влекли Вильгельма Вундта в область психологии. Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858 г.), второй – «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858–1862 гг.). Обе темы (движение и ощущение) были в то время очень популярными в физиологии; и обе неизбежно сталкивались с влиянием непривычного для физиологического мышления психологического фактора.
В частности, в этих ранних работах важное значение придавалось рефлексу, но он уже оказывался не чисто мышечной функцией, а участником построения восприятия, т.е. психического продукта. Здесь же у Вильгельма Вундта встречается и понятие Германа Людвига Фердинанда Гельмгольца (1821–1894 гг.) о «бессознательных умозаключениях», инородное для физиолога, привыкшего объяснять процессы в организме терминами физики и химии. Строго следуя физико-химическому направлению в физиологии, Вундт в то же время намечает для себя новый план работы. В 1862 г. он читает в Гейдельбергском университете курс на тему «Психология с точки зрения естествознания», а в 1863 г. выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий – экспериментальной и социальной (культурно-исторической). Вся последующая карьера Вундта как психолога представляла собой реализацию этой программы. Выдвигая задачу превращения психологии в экспериментальную дисциплину, он усматривал в современном ему естествознании образец научного исследования.
Согласно пониманию Вундтом естественнонаучного метода, научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчётливого восприятия наблюдателя. Во-вторых, поскольку психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчётливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает, прежде всего, смену самого объекта изучения. Он предложил обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта (безразлично внутреннего или внешнего), противопоставляя его «опосредованному» опыту, миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.
д.). В 1873–1874 гг. выходят его «Основы физиологической психологии» – труд, который стал главным стержнем новой науки. С 1875 г. Вильгельм Вундт – профессор философии в Лейпциге. В 1879 г. он организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, вскоре преобразованную в институт. Труды лаборатории публикуются с 1881 г. в созданном им первом психологическом журнале – «Философские исследования». Тематика исследований в этой школе первоначально определялась тремя главными направлениями, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: 1) изучение ощущений и восприятий, 2) психофизика, 3) изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились ещё две: ассоциации и чувства. Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Джеймса Маккина Кеттела (1860–1944 гг.), больше 5–10 минут в день в лаборатории он не проводил. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным.
Вундт выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем проверял их отчёты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. Вокруг Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Психология утверждается в статусе самостоятельной опытной науки – и в этом историческая заслуга Вильгельма Вундта. Вундт поместил в лабораторию не лягушку и собаку, а человека с его «таинственной душой», и это было революционным событием. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры – лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 г. – международные конгрессы.

 

<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>


 

Истоки психологии

Успехи естественных наук оказали значительное влияние на появление психологии, особенно потому, что научные методы, используемые такими науками, как биология и химия, считались единственными надежными методами для открытия надежных знаний о мире .

Вильгельм Вундт (1832-1920) первый человек, назвавший себя психологом, считал, что все аспекты природы, включая человеческий разум, можно изучать с научной точки зрения. Он проложил путь к тому, чтобы психология была принята как отдельная наука сама по себе. Вундт изучал только те аспекты человеческого поведения, которые можно было строго контролировать в экспериментальных условиях. Он изучал время реакции и различные аспекты ощущения и восприятия. Он хотел изучить структуру разума и подумал, что лучший способ сделать это — разбить поведение, такое как ощущение и восприятие, на их основные элементы. Его подход был назван структурализмом, а метод, который он использовал, — самоанализом.
Вундт ранее думал, что все аспекты человеческого опыта могут быть исследованы экспериментально, он признает, что высшие психические процессы, такие как изучение языка и эмоции, не могут быть изучены таким образом.


Самоанализ
От латинского слова «вглядываться» — это процесс, посредством которого человек получает знания о своих психических и эмоциональных состояниях. Наша способность восприятия позволяет нам наблюдать и понимать внешний мир, наша способность к самоанализу позволяет нам наблюдать наш внутренний мир.
Вундт утверждает, что при достаточной тренировке психические процессы, такие как память и восприятие, можно систематически наблюдать по мере их возникновения посредством самоанализа. Например, люди получают стимулы, а затем задают вопросы. Именно благодаря полученным ответам будут установлены общие теории о восприятии или других психических процессах.


Возникновение психологии как науки
Эмпиризм

Вера в то, что знание получено из чувственного опыта. Обычно для него характерно использование научного метода в психологии. Эмпирики считают, что знание приходит только из наблюдения и опыта, а не является врожденным.
Этот новый научный подход к психологии был основан на двух допущениях:

  1. Все поведение рассматривается как обусловленное, это допущение детерминизма.
  2. Если поведение определено, то должна быть возможность предсказать, как люди будут вести себя в различных условиях, это предположение о предсказуемости.

Метод, используемый для исследования этих предположений, стал известен как научный метод. Методы исследования, которые были объективными, систематическими и воспроизводимыми.
Цель — исследователи не позволили никаким предвзятым идеям или предубеждениям повлиять на сбор их данных.
Систематический — наблюдения или эксперименты проводятся упорядоченно.
Воспроизводимый — наблюдения могут быть повторены другими исследователями, чтобы определить, будут ли получены те же результаты, если результаты не воспроизводимы, то они ненадежны и не могут быть приняты как универсально верные.


Оценка
  1. Методы Вундта были ненадежными, они сильно полагались на «ненаблюдаемые» ответы. Его эксперименты не были надежно воспроизведены другими учеными.
  2. Самоанализ не особенно точен, большинство психологов склонны соглашаться с утверждением Нисбетта и Уилсона (1971), что мы очень мало знаем о причинах и процессах, лежащих в основе наших установок и поведения, утверждение, которое поставило бы под сомнение ценность интроспективных отчетов.
  3. Сильные стороны научного подхода к психологии, знание, полученное с помощью научного метода, это больше, чем просто пассивное принятие фактов. Научные методы опираются на веру в детерминизм, способный установить причины поведения с помощью методов, которые являются одновременно эмпирическими и воспроизводимыми. Если научные теории больше не соответствуют фактам, их можно переопределить или от них можно отказаться, что означает, что научное знание является самокорректирующимся. Поскольку психологи всегда повторяют эксперименты друг друга, теории, которая не объясняет факты, трудно долго продержаться.
  4. Ограничения научного подхода к психологии, он может создавать надуманные ситуации, которые мало что говорят нам о том, как люди ведут себя в более естественной среде. Большая часть предмета не поддается наблюдению, и не все психологи разделяют мнение о том, что любое человеческое поведение можно исследовать с помощью научных методов.

Ключевые термины
Эмпиризм — Вера в то, что все знания получены из чувственного опыта. Обычно для него характерно использование научного метода в психологии.
Самоанализ — Процесс, посредством которого человек получает знания о своих психических и эмоциональных состояниях в результате исследования или наблюдения за своими сознательными мыслями или чувствами.
Научный метод — относится к использованию методов исследования, которые являются объективными, систематическими и воспроизводимыми, а также к формулированию, проверке и модификации гипотез на основе этих методов.

Ресурсы и деятельность

Можете ли вы объяснить вклад Вундта в развитие психологии?
Опишите одну критику вклада Вундта в психологию.
Объясните, что подразумевается под самоанализом.
Объясните возникновение психологии как науки.
В двух командах обсудите, считает ли ваша команда, что психология должна быть признанной наукой, и обсудите причины вашего решения.

Вклад Вильгельма Вундта в психологию.0003 Рождение и смерть:


• Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г.
• Он умер 31 августа 1920 г.
Вклад в психологию:
Вильгельм Вундт наиболее известен созданием первой психологической лаборатории в Липциге, Германия, которая обычно считается официальным началом психологии как области науки, отдельной от философии и физиологии. В дополнение к этому достижению Вундт также основал психологический журнал «Философские исследования».
Избранные публикации Вундта:
•W. Вундт, (1862) Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung.
•В. Вундт, (1893) Vorlesungen über die Menschen und Thierseele.
•В. Вундт, (1900-1920) Völkerpsychologie, 10 томов.
Биографии Вильгельма Вундта:
• Блюменталь, Артур Л. (2001) Букварь Вундта: рабочие характеристики сознания.
• Райбер, Роберт В. и Робинсон, Дэвид К. Вильгельм Вундт в книге «История: создание научной психологии».
Влияние Вильгельма Вундта:
Создание психологической лаборатории сделало психологию отдельной областью исследований со своими методами и вопросами. Поддержка Вильгельмом Вундтом экспериментальной психологии также подготовила почву для бихевиоризма, и многие из его экспериментальных методов используются до сих пор.

У Вундта также было много учеников, которые впоследствии стали известными психологами, включая Эдварда Титченера, Джеймса МакКина Кеттелла, Чарльза Спирмена, Дж. Стэнли Холла, Чарльза Джадда и Хьюго Мюнстерберга.

Карьера Вильгельма Вундта:
Вильгельм Вундт окончил Гейдельбергский университет по специальности «медицина». Он продолжал некоторое время учиться у Иоганна Мюллера, а затем у физика Германа фон Гельмгольца. Считается, что работа Вундта с этими двумя людьми сильно повлияла на его более позднюю работу в области экспериментальной психологии. Позже Вундт написал «Принципы физиологической психологии» (1874 г.), которые помогли установить экспериментальные процедуры в психологических исследованиях. Заняв должность в Липцигском университете, Вундт основал первую из двух существовавших в то время психологических лабораторий. (Дж. Стэнли Холл основал первую американскую психологическую лабораторию в Университете Джона Хопкинса).

Вундт был связан с теоретической точкой зрения, известной как структурализм, которая включает описание структур, составляющих разум. Он считал, что психология — это наука о сознательном опыте и что обученные наблюдатели могут точно описывать мысли, чувства и эмоции с помощью процесса, известного как самоанализ.

Однако Вундт провел четкое различие между самоанализом, который, по его мнению, был неточным, и внутренним восприятием. Согласно Вундту, внутреннее восприятие связано с должным образом обученным наблюдателем, который осознавал, когда появлялся интересующий стимул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *