В вундт является первым кто создал: Вундт Вильгельм Максимилиан (Wundt Wilhelm Maximilian)

38. Деятельность в. Вундта и его программа психологии

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его «Лекциях о душе человека и животных». План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение «психологии народов», т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте». Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.

Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

Книга Фехнера «Основы психофизики» имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим. Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге «Основы физиологической психологии» (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.

«Отцом» экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта. Труд Г.Эббингауза «О памяти» (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом – интроспекция, контролируемая с помощью приборов. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств – ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память. Хотя Эббингауз и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании испытуемого.
Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены – при всей их прихотливости – психические явления. Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения – навыков. «Кривая забывания» приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и т.д. Эббингауз доказал ошибочность прежнего ассоцианизма, который умозрительно решал вопрос о характере связи между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Эббингаузом в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения.
Экспериментальный метод утверждается в психологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объектам и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической науки в целом.

Презентация на тему: Вильгельм Максимилиан Вундт

Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, двое из

которых умерли в раннем возрасте. Остались только

Вильгельм и его старший брат Людвиг. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра

матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта — пастор, и

хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми

приятными.

Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные традиции: его предки прославили свое имя

достижениями практически во всех областях науки. Но, тем не менее, для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не

продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в

мечтаниях, и, как результат, провалил экзамены за

первый класс.

поручено помощнику отца — Фридриху Мюллеру, к которому Вильгельм привязался всей душой. Когда

молодого священника перевели в другой приход,

мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии «Пережитое и

познанное» Вундт писал: «Он стал для меня ближе, чем отец и мать. Я настолько затосковал, что родители

согласились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию».

Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм

проводил в доме Фридриха, который имел несомненные

педагогические способности. Однако его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты:

обучение, не стесненное программой и дисциплиной,

побуждение к безудержному фантазированию не

готовило к условиям обучения в гимназии. В детстве он

мечтал стать знаменитым писателем.

В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с Фридрихом гимназия стала для Вундта «школой страданий». Школьные отметки маленького Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков — латинского, греческого, древнееврейского

— в общем, вступил на путь познания.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

С этой целью в 1851 г. он прибыл в Тюбинген, где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал, что именно эта область знания, а не профессия практического врача в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гейдельберг и три с половиной года занимался в университете.

Первый год обучения Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

Став профессором философии в Лейпциге (1875), Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии ( разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге Материалы к теории чувственного восприятия (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии.

План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение психологии народов, т.е. психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т.п. Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о непосредственном опыте. Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств — зрения, слуха и др.).

Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они , в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Кроме того, к тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово, как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными.

Это побудило его заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, которое протекает от предъявления слова до реакции на него и т.п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге Основы физиологической психологии , ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине — экспериментальной психологии, — отцом которой стали в дальнейшем называть Вундта. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Основание Первой психологической лаборатории – каждый день

Вильгельм Вундт и его помощники (Лейпцигский университет, без даты).

Событие:

В 1879 году Вильгельм Вундт (1832–1920) основал первую лабораторию, посвященную психологическим исследованиям, в Лейпцигском университете в Германии. Это событие ознаменовало официальное рождение психологии как самостоятельной области исследования, переход психологии из философии в науку и привело к запуску новой дисциплины, которая станет международной по своему масштабу (Woody & Viney, 2017).

Предыстория события:

Этому событию способствовало несколько факторов.

К концу 19 -го -го века эксперимент стал методом различения истины и лабораторией, местом, где истина была открыта путем экспериментов. Физиологи, такие как Флуранс и Йоханнес Мюллер, поддержали аргумент в пользу экспериментальных лабораторных исследований. Это открыло направление исследований в области физиологии, которое привело непосредственно к Герману фон Гельмгольцу и Вильгельму Вундту и помогло сделать возможной психологию, основанную на физиологии (Pickren & Rutherford, 2010).

Вундт был продуктом открытой немецкой интеллектуальной традиции. Для немцев наука определялась не ее предметом, а скорее способом смотреть на вещи, или Wissenchaft. Считалось, что к любой теме можно подойти с научной точки зрения (Pickren & Rutherford, 2010).

Вундт отметил более ранний вклад таких дисциплин, как физика, физиология и философия. Получив степень в области медицины, Вундт продолжил свой интерес к исследованиям, выполняя постдокторскую работу под руководством Иоганна Мюллера и Эмиля Дюбуа-Реймона, а также работая ассистентом Гельмгольца в его физиологической лаборатории. Исследовательские интересы Вундта сместились с физиологии на психологию, и он получил назначение в Лейпцигский университет благодаря своей растущей репутации в области психологии (Woody & Viney, 2017).

Вундт предложил новую область, экспериментальную психологию, направленную на объединение физиологии и психологии путем объединения методов экспериментальной физиологии с психологическим самоанализом для изучения процессов ощущений и произвольных движений (Pickren & Rutherford, 2010). Метод исследования Вундта, также используемый в его лаборатории, стал известен как экспериментальный самоанализ, отличающийся введением лабораторного оборудования, стандартизирующего предъявление стимулов для реакции испытуемых.

Вундт заявил, что экспериментальный самоанализ менее полезен для сложных процессов, таких как мышление и язык. Он видел ограничения экспериментов и поместил большой и важный сегмент психологии в науку о человеке или культуре, а не в науку о природе (Pickren & Rutherford, 2010).

Вклад события в психологию:

В лаборатории Вундта психология впервые практиковалась как организованная и самосознательная деятельность сообщества исследователей, сотрудничающих в поисках научного объяснения разума. Это контрастировало с отдельными исследованиями предшественников и современников Вундта, включая Гельмгольца, Фехнера и Германа Эббингауза (Benjamin, 2000).

Слава о лаборатории Вундта распространилась по США, привлекая многих американских студентов, в частности Дж. Стэнли Холла. Холл провел некоторое время с Вундтом, но в основном работал в физиологической лаборатории Карла Людвига. В 1883 году Холл основал первую психологическую лабораторию в Америке в Университете Джона Хопкинса.

Сегодня психологическая лаборатория все еще существует в большинстве академических и неакадемических учреждений, хотя компьютер заменил различные медные инструменты и сосуды для образцов, использовавшиеся изначально. Преподаватели и студенты психологических факультетов продолжают участвовать в лабораторных занятиях, и в психологии по-прежнему много лабораторных исследователей (Benjamin, 2000).

 

 

Ссылки

Benjamin, L. T. (2000). Лаборатория психологии на рубеже 20-го века. Американский психолог , 53 , 318-321.

Пикрен, В. и Резерфорд, А. (2010) . История современной психологии в контексте: включение социальных, политических и экономических факторов в историю. Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons.

Лейпцигский университет, кафедра психологии. (н.д.). История психологии в Лейпциге, Германия. Получено с http://psychologie.biphaps.uni-leipzig.de/hist_eng.html

Вуди, В. Д. и Вини, В. (2017). История психологии: возникновение науки и приложений . (6 -е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано

Вильгельм Вундт: первый экспериментатор

« Единственный возможный вывод, который могут сделать социальные науки: некоторые делают, некоторые нет ».
– Ernest Rutherford

Прекрасная «История психологии» Мортона Ханта помогает объяснить, почему люди сомневаются в научной основе психологии. Подумайте о знаменитых фигурах в истории более физических наук: у биологии есть Чарльз Дарвин, у физики есть Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, у химии есть Фрэнсис Крик и множество других людей, чьи фамилии сразу узнаваемы: Андерс Цельсий, Роберт Вильгельм Бунзен и Луи Пастер. Теперь известные психологи.

Задумайтесь на мгновение… кто у вас есть?

Если вы не психолог, то наверняка думали о Зигмунде Фрейде… и о ком еще? Б. Ф. Скиннер? Может, Иван Павлов и его промокшая собака? Возможно, психология развития Жана Пиаже, а может Альфреда Кинси из-за фильма с Лайамом Нисоном? Если вы психолог, то я уверен, что вы придумали немало других, но давайте на мгновение рассмотрим Сигги, потому что он является прототипом.

Фрейд был одним из величайших психологов всех времен. Давайте не будем вдаваться в подробности о его наследии, многие считают его несравненным, некоторые думают, что он был им полон. В любом случае, все могут согласиться с тем, что он был человеком, которому можно было доверить творческий подход. Хотя он получил образование невролога, человека науки, его влияние распространяется и на искусство.

А что люди знают о Фрейде? Что его теории в значительной степени были дискредитированы (не совсем верно). Что он думал, что все сводилось к сексу (ну да: секс плюс агрессия, безусловно). И что он изобрел/открыл бессознательное (его величайшая идея).

Дело в том, что он не так известен как ученый, как Дарвин, Ньютон или Эйнштейн. Его видели больше как литературного деятеля, писателя и проницательного человека, конечно, но не ученого. Как мог человек, интересующийся мечтами, в эти времена холодных суровых фактов быть человеком науки?

Напротив, немногие слышали об одном из отцов-основателей современной психологии: Вильгельме Вундте. Именно Вундт провел в Лейпцигском университете в 1879 году, по некоторым сведениям, первый в истории психологический эксперимент. Он просто измерял перцептивную обработку — время, которое требуется от звонка звонка до нажатия кнопки.

Итак, если бы Вильгельм Вундт был первым именем, которое пришло на ум, когда вас спросили об известном психологе, это сильно изменило бы общественное восприятие психологии.

Итак, возвращаясь к сегодняшнему соломенному человеку, Эрнесту Резерфорду, хотя я не уверен, что Резерфорд имел в виду, что его утверждение включает психологию, он резюмирует отношение многих людей к современной психологии. Причина, по которой Резерфорд ошибается, заключается просто в том, что психология также может ответить на вопросы: «Какие?» «Почему?» и как?».

К сожалению, вот наука, регулярно представляемая в популярной прессе человеком, который выработал формулу «самого счастливого» и «худшего» дня в году. Пародия на научную психологию, если она когда-либо существовала. Вместо этого психология должна помнить своих более прозаичных и более прототипически научных выпускников, таких как Вундт, Вебер, Фехнер и Гельмгольц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *