Ведущий тип деятельности это в психологии – —

Ведущий тип деятельности.

Определение этого струк­турного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность веду­щую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному раз­витию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собст­венно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л. С. Выготского. В работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его лич­ности лежит непосредственная практическая деятель­ность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятель­ности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс разви­тия рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственно­сти и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

В отечественной психологии принято определение ве­дущего типа деятельности, данное А. Н. Леонтьевым, ко­торый определил и основные характеристики этого поня­тия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая дея­тельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А. Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельно­сти. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, в которой формируются или перестраиваются част­ные психические процессы. Так, например, в игре впер­вые формируются процессы активного воображения ре­бенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри веду­щей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в са­мой ведущей деятельности, но и в других видах деятельно­сти, генетически с ней связанных. Так, например, процес­сы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятель­ностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, от которой ближайшим образом зависят наблюдае­мые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-до­школьник именно в игре осваивает общественные функ­ции и соответствующие нормы поведения людей («что де­лает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это являет­ся весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изме­нения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребенка на данной стадии его разви­тия.

А. Н. Леонтьев углубил идеи Л. С. Выготского о веду­щем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал ме­ханизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе раз­вития прежнее место, занимаемое ребенком в окружаю­щем его мире человеческих отношений, начинает осозна­ваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоре­чие между образом жизни ребенка^ и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым со­вершается переход к новой стадии развития его психиче­ской жизни.

В современной отечественной психологии роль веду­щей деятельности в развитии личности в онтогенезе по­дробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена веду­щих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как лич­ности. Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологиче­ские) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Понятие ведущей деятельности ребенка | PSYERA

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:

  • происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
  • развивается личность ребенка в целом;
  • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.

От деятельности следует отличать действие. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.

Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).

Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.

Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.

Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции

.

«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности.

psyera.ru

30. Основные виды человеческой деятельности, их характеристика. Понятие ведущей деятельности. Психологическая структура учебной деятельности.

Принято выделять 4 осн вида деят-ти: трудовая, учебная, игровая, общение.

Суть трудовой деятельности заключается в создании результа­та, в производстве некоего продукта, т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира.

Учебная— это специально организованное, актив­ное усвоение личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений. Это деятель­ность учащегося, направленная на самоизменение.

Игровая осуществляется символическое воспроизведение, моделирова­ние реальной жизни. Кроме того, игра мотивируется самим процес­сом функционирования, действования.

Общению как деятельности свойственны две основные черты. Во-первых, предметом общения выступает другой человек — субъект или группа людей. Во-вторых, это деятельность непременно комп­лексная, включающая три аспекта: перцепцию (восприятие друг друга участниками общения), коммуникацию (обмен информацией между собеседниками) и взаимодействие.

Психическая деятельность явля­ется предметной, мотивированной. Но психологическое представи­тельство всего этого, а также других составляющих внутренней деятельности: целей, действий, задач и операций — современной наукой исследовано явно недостаточно.

Мыслительная деятельность может рассматриваться как сино­ним сложной аналитико-синтетической работы мышления, которое имеет специфические процессуальные, операциональные, содержа­тельные и другие особенности.

Термин познавательная деятельность означает собирательное понимание результатов работы всех процессов познания мира, т.е. реализацию одной из ведущих функций психического отражения. Поэтому, помимо процессов перцепции, памяти и мышления, в по­знавательной деятельности участвуют внимание, воображение, эмо­ции, воля, сознание.

Ориентировочной дея­тельность, по мнению П.Я. Гальперина, составляет предмет психологии как науки. Согласно оригинальной авторской гипотезе, ориентировка обеспечивает реализацию следующих функций:

познание мира или построение его образа;

планирование необходимого ответного действия, обеспечение его разумности;

контроль над протеканием избирательного процесса, т.е. сли­чение результата и намерения.

Речевая деятельность. Этот термин употребляется обычно для обозначения специфического вида психики и поведения, ис­пользующего язык в качестве своего орудия, средства. Речевая деятельность осуществляется посредством материальных слов и знаков.

Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка. Согласно выводам А. Н. Леонтьева, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено.

Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

studfiles.net

Понятия и виды ведущей деятельности

 

 

 

 План

 Введение.

1. Различные концепции  понятия ведущей деятельности.

2. Виды ведущей деятельности.

3. Игра- ведущий вид  деятельности в дошкольном возрасте.

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Актуальность темы: Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция.

Построенные на её основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно. Не ставя перед собой задачу всесторонне и полностью проанализировать эту канцепцию, остановимся лишь на одном её понятии, имеющем для возрастной психологии решающее значение. Речь идет о понятии ведущей деятельности.

В последние годы высказываются мнения, что понятие ведущей деятельности малоплодотворное. Существует точка зрения, согласно которой это понятие не объясняет специфики возрастного периода, поэтому предлагается заменить ведущую деятельность совокупностью различных свойственных ребенку деятельностей.

Понятие ведущей деятельности позволяет конструктивно решать многие фундаментальные проблемы возрастной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Различные  концепции понятия ведущей деятельности.

 

         Ведущая деятельность- это та  деятельность ребенка в рамках  социальной ситуации развития, выполнение  которой определяет возникновение и формирования у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Примером использования понятия ведущей деятельности в контексте деятельностного подхода является периодизация психического развития, предложенная Д. Б.Элькониным. Согласно этой периодизации каждый этап развития характеризуется определенной ведущей деятельностью. Переход от одного периода развития к другому означает переход от одной ведущей деятельности к другой, а всё психическое развитие внутри одного периода укладывается в рамки целенаправленного формирования той или иной ведущей деятельности. Автор данной периодизации не удовлетворяется понятием ведущей деятельности, а вводит другую конституирующую характеристику-направленость ребенка на мир людей и на мир вещей. Это по его мнению, и определяет эпохи психического развития, состоящее из отдельных периодов.

Применительно к интересующему  нас дошкольному возрасту можно  сказать, что он характеризуется игрой как ведущей деятельностью, но совместно с младшим школьным возрастом, для которого ведущей является учебная деятельность, входит в одну эпоху развития-детство. При этом согласно периодизации Д .Б. Эльконина дошкольный период развития связан с ориентацией ребёнка на мир людей, в то время как младший школьный возраст- на мир вещей.

В рамках возрастной периодизации Д .Б. Эльконина остается не совсем ясным механизм смены ведущих деятельностей. Так, согласно этой периодизации, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста ведущая игровая деятельность уступает место ведущей учебной деятельности. Однако известен тот факт, что некоторые младшие школьники могут не иметь не только учебной деятельности, но и предпосылок её формирования. В ряде исследований отмечается, что игра уступает место учебной деятельности лишь тогда, когда исчерпывает себя. Однако многие факты убеждают нас в том, что и у младших школьников игра занимает значительное место в их жизни и выполняет значимую роль в их психическом развитии.

В последние годы в психологической  литературе неоднократно указывалось, что игра у детей плохо развита, что в основе детских игр лежат однообразные отобразительные сюжеты, что дети плохо умеют подчиняться правилам, что игра перестала носить творческий характер. Такое положение дел во многом, с нашей точки зрения, связано с тем фактом, что формирование игры как ведущей деятельности не выходит за рамки деятельностного подхода.

Применительно к дошкольному периоду  развития исключительно важным представляется включение игры в образование  детей. Несмотря на методические указания о том, что дошкольников надо обучать игре и обучать в игре, тем не менее вопрос об игровых формах и методах обучения остаётся одним из остро дискуссионных и не имеющим исчерпывающего практического решения. Проведенный анализ показывает, что во многих игровых примерах, используемых в обучении, нет настоящей игры, а есть лишь попытки прямого введения обучения в игру В.В. Колечко установила, что такие игры, как правило, трансформируются либо в учебные задания и занятия, либо представляют собой игру, в которой не решаются ( или решаются не полностью ) дидактические задачи.

Высказанное отношение к понятию  ведущей деятельности было бы необъективным, если бы не было отмечено то значение, которое данное понятие имеет  в возрастной психологии. Так, именно ведущая деятельность каждого возрастного периода позволяет фиксировать особенности психологического развития детей на том или ином возрастном этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью. Этого возрастного периода объясняет и специфические для этого возраста действия детей в мнимой ситуации, и их общение с воображаемым партнёрам, и неспецифическое использование ими предметов, и многое другое. Это позволяет наметить основную стратегию обучения и воспитания в этом возрасте. Понятие ведущей деятельности дает возможность иерархизировать разные виды деятельности ребёнка, и определить основные условия психического развития на разных этапах онтогенеза. Одним из ключевых понятий детской психологии является введённая Л.С. Выготским понятие психологического возраста. Благодаря этому понятию, возможно, концептуально развести физическое и психическое развитие ребёнка.

2.Виды ведущей деятельности.   

1. Непосредственное эмоциональное  общения ребенка с взрослыми,

присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность

младенца обусловливается  самой природой как общественного  существа. Ребёнок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная  деятельность ребенка характерная  для раннего детского возраста (от 1года до 3лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность  или сюжетно-ролевая игра, присущая  детям дошкольного возраста(от 3 до 6лет). Именно в сюжетно-ролевой  игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра вступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых на основе игровой деятельности происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

4. Учебная деятельность  младших школьников от 6 до 10-11лет,  т.е специальная деятельность  по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Это деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

5.Общение подростков  в возрасте  от 10-11 до 15лет в  разных видах деятельности (трудовой, учебной,спортивной,художественной и т.д.) изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объёму место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуются содержание  учебного материала, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения мотивы социального порядка желание выполнять свой долг учащегося, лучше подготовится к будущей работе, добиться почётного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка-в самообразовании и самосовершенствовании.

6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста-это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине  развития психики ребёнка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определённом порядке.

Во-вторых, психическое  развитие ребёнка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребёнка.

 3. Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Игра- жизненная лаборатория  детства.

                                         С.Т. Шацкий.

Игра- свободно развивающаяся  деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а  не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т.е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребёнка.

Почему игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника?

Ответ прост: игра ведет  к формированию новых качеств  психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает  свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т.е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок  развивался до семи лет преимущественно  в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

В игре, благодаря игровой  мотивации, развиваются:

  • воображение и фантазия
  • коммуникативные способности
  • способность к символизации и преобразованию
  • функция обобщения
  • произвольность поведение (сила воли)
  • идеальный план

умение думать и др.

Игра-основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребёнка:

  • в движении
  • в общении
  • в познании
  • в самореализации, свободе, самостоятельности
  • в радости, удовольствии
  • потребность быть «как взрослый».

 

Заключение

В ходе развития ребенка один вид деятельности сменяет другой-это не значит, что та деятельность, которая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продолжает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и предметная деятельность существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Ведущая деятельность привлекает ребёнка больше других видов деятельности, и поэтому ребёнок обнаруживает свои максимальные возможности. Так в игре может сделать многое из того, что для него не посильно в других условиях.

Деятельность включает как внешне, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтоб, например, играть в доктора, недостаточно просто прикладывать палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла-это больной ребёнок, а палочка термометр. Внешние игровые действия реализуют замысел игры, который строится в уме.

Задача воспитателя-помочь детям в организации игры, развить  интерес к разным профессиям. Расширить  кругозор ребёнка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов-К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая  деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы    

1. Венгер Л.А., Мухина  В.С. Психология-М.: Просвещение, 1988г.

2. Леонтьев А.Н. Избранные  психологические произведения. В  2-х томах. т.2,М., Педагогика, 1983г.

3. Смернова Е.О., Рябкова  И.А. Психологическая наука и образование. 2010г.№3.


stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *