Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими…
другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации деятельности. в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развёрнута. Основная психологическая потребность подростка – овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать своё общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста – выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации. Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается её воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребёнок выполняет какую-то деятельность, и не её чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое способствует формированию необходимых для данного возраста личностных качеств. (Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна) 1. Назовите ведущий тип деятельности а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по Вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника? 2. В обществе бытует мнение, что ведущий тип деятельности во многом определяется личностными характеристиками человека. Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 4. В чём, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность. 5. Пётр учится в 8 классе. Его родители расстроены по поводу того, что он стал меньше интересоваться учёбой, зато больше внимания стал уделять общению с друзьями и знакомыми. Родители обратились за советом к школьному психологу. 6. Как, по вашему мнению, школьный психолог объяснил родителям Петра эту ситуацию? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении. 7. Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства?
Ведущая деятельность: понятие и основные виды
Ведущая деятельность – деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития. Выполнение ее будет определять появление и развитие у субъекта основных психологических новообразований на определенной ступени развития в онтогенезе.
На каждом этапе психического развития формируется особая социальная ситуация развития, которая, в свою очередь, способствует тому, что проявляется соответствующая ведущая деятельность. Это и является признаком перехода на более высокий уровень психики.
Ведущая деятельность способна определить возникновение нового этапа развития, выступая базовым критерием при его диагностике. Она проявляется не сразу, а должна пройти формирование в рамках социальной ситуации. Более того, новая деятельность не будет отменять предшествующий тип.
Следовательно, ведущая деятельность является фактором, который обусловливает проявление основных изменений и новообразований в психическом уровне развития на определенных этапах онтогенеза.
Как это происходит? В ее рамках развиваются и тренируются все функции ребенка. Это, в конечном счете, приведет к появлению качественных изменений. Растущие возможности подрастающего человека станут источником для проявления противоречий в системе «ребенок – взрослый», которые «выльются» в несоответствие возникших его возможностей устаревшей форме взаимоотношений со средой. Именно тогда начинается особый кризис развития, способствующий переходу на более высокий уровень онтогенеза.
Рассмотрим более подробно протекание этого процесса, опираясь на данные современных исследований.
В период младенчества (от рождения до года) социальная ситуация будет определяться тем, что маленький ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему необходим не только для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Поэтому ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка – сформирует необходимость и потребность в общении с людьми.
На этапе раннего детства (от года до трех) малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен самостоятельно передвигаться. Помимо этого, активно развивается речь, а родители теперь выступают в качестве посредника между ним и окружающим миром. Именно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность – ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и навыки.
В период дошкольного возраста (от трех до семи лет) ребенок входит в мир взрослых при помощи сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что видит в окружающем мире. Именно поэтому появляются игры в доктора, продавца, разбойников, войну, семью и так далее.
В младшем школьном возрасте (от семи до одиннадцати лет) ведущий вид деятельности существенно изменяется: основной становится учебная. Все усилия ребенка должны быть направлены на то, чтобы усвоить основы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития появляется новый взрослый – учитель, который теперь определяет особенности его развития, оценивая усилия и способности ученика.
Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в разных социальных сферах (учебной, художественной, спортивной, личной и так далее). Именно оно теперь является определяющим для психического развития отрока, а влияние взрослых «отходит» на второй план.
По мере же взросления и социализации человека основной становится трудовая деятельность, способствуя формированию его профессионализма.
9 видов игр для развития и роста ребенка
Обеспечьте общее развитие вашего ребенка — от тела до ума — с помощью различных видов игр.
Подтверждено исследованиями
MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: Shutterstock
Дети могут заниматься различными видами игр, которые стимулируют развитие их мозга и навыков. Предпочтения могут различаться у каждого ребенка, но когда дело доходит до веселых занятий и игр, они готовы исследовать и испытать . Игрой может быть любая организованная или неорганизованная деятельность, доставляющая удовольствие или захватывающая детям (1). Все виды игр, в том числе игра с мячом, игра в роли супергероя или просто примерка одежды братьев и сестер, могут способствовать процессу обучения ребенка и развитию мозга.
Читайте дальше, чтобы узнать о различных видах игр для детей, их важности и пользе.
Почему игра важна для развития ребенка?
Дети обычно узнают что-то новое и налаживают социальные отношения, участвуя в различных играх. Это может помочь развить у ребенка навыки решения проблем, способность идти на риск, креативность, разрешение конфликтов, эффективное общение и сотрудничество.
Игра также может влиять на различные академические навыки, связанные с математикой, естественными науками, языком и чтением (2) . Поскольку игра влияет на множество атрибутов, ребенок может испытывать физическое, интеллектуальное и социальное развитие через игру. Кроме того, игра расслабляет ребенка и укрепляет его мышцы (3).
Ниже описано влияние игры на ключевые области развития ребенка (4).
- Развитие крупной моторики: Дети учатся моторике, в том числе равновесию, движению и поднятию предметов. Физические игры помогают им оставаться активными и здоровыми, а также укрепляют их кости и мышцы по мере взросления.
- Развитие мелкой моторики: С самого раннего детства некоторые игры, такие как сортировка, бисер и т. д., могут помочь в отработке тонких движений пальцев ребенка.
Связано: 20 забавных и любимых пальчиковых игр для малышей и дошкольников
- Интеллектуальное развитие: Игра улучшает рассуждение, память и мышление детей. Интересно, что малыши в возрасте от двух до трех лет могут научиться определять формы и размеры, считать и развивать свое воображение во время игры .
- Социальное развитие: Дети развивают свою личность и становятся независимыми во время игры. Это может положительно повлиять на их социальные взаимодействия. Кроме того, они учатся заботиться и становятся общительными или дружелюбными.
Связанный: Что такое социальная ссылка в развитии ребенка?
Игровая деятельность не обязательно должна быть продолжительной. Несколько коротких игр в течение дня также могут быть полезными, . Кроме того, если вы как родитель не можете проводить время со своим ребенком, вы можете разрешить ему помогать вам с домашними делами, такими как уборка. Это может стать игровым способом научить вашего малыша некоторым важным навыкам (5).
Различные типы игр
Существуют различные типы игр, в зависимости от того, как ребенок играет. Большинство детей предпочитают тот или иной тип игры в определенном возрасте. Ниже приведены различные типы игр и их преимущества (6).
1.
Незанятая играМладенцы обычно испытывают этот тип игр. Это больше похоже не на игру, а на эксперимент. Младенцы почти неподвижны, и их деятельность кажется менее интегрированной или организованной . Например, вы можете видеть младенцев, которые просто делают много движений руками и ногами.
Преимущества:
- В этой игре дети исследуют окружающие их материальные объекты и узнают, как работает их тело.
- Они также учатся манипулировать окружающими предметами и самоконтролю. Это помогает им подготовиться к будущим исследованиям.
2. Игра в одиночку
Изображение: Shutterstock
Эта стадия часто встречается у малышей в возрасте от двух до трех лет. В одиночной игре они занимаются саморазвлечением и не требуют чьего-либо участия. Они также могут не замечать других малышей. Родители могут переживать из-за самоизоляции своего ребенка, но это вполне нормально. Несколько примеров одиночной игры — это когда малыш в одиночестве листает книгу, играет с наборами Lego или решает головоломку.
Преимущества:
- Это готовит их к игре с другими в будущем, но, самое главное, делает их самодостаточными.
- Когда дети играют самостоятельно, они развивают свои моторные и интеллектуальные навыки.
3. Игра со зрителем
Во время игры со зрителем ребенок действует как зритель и наблюдает, как другие дети играют, а не участвуют. Это нормальный этап развития ребенка, который не обязательно указывает на то, что ребенок нерешителен и боится взаимодействовать с другими.
Преимущества:
- Наблюдая, они узнают о других детях, использовании материалов и социальном взаимодействии между людьми.
- Они изучают новые способы исследования мира и управления объектами, наблюдая за другими.
Связано: Что такое игра со зрителями? Возраст, преимущества, примеры и способы поощрения
4. Параллельная игра
Изображение: Shutterstock
Это когда дети играют близко друг к другу, но не взаимодействуют друг с другом. Во время параллельной игры они учатся играть, не мешая и не влияя друг на друга. Например, когда двое детей играют со своими игрушечными машинками, но не взаимодействуют друг с другом.
Дети могут пытаться наблюдать и копировать друг друга из любопытства. Другой пример: ребенок подходит к группе детей, выбирает игрушку и начинает играть один, не разговаривая и не взаимодействуя с другими.
Преимущества:
- Это больше похоже на разминку, то есть они молча узнают о различных способах вовлечения или взаимодействия с другими.
- Этот тип игры также помогает им практиковать свои новые навыки.
5. Ассоциативная игра
Это первый шаг к тому, чтобы научиться веселиться с другими. Во время ассоциативной игры ребенку интересно выполнять те же действия или использовать те же игрушки, что и другие, но без взаимодействия с другими детьми. Например, дети играют на одной и той же горке на игровой площадке, но каждый из них выполняет разные действия, такие как скольжение, лазание или прыжки.
Преимущества:
- Это позволяет им практиковать то, что они наблюдают в режиме наблюдателя и в параллельной игре.
- Он закладывает основу для развития новых коммуникативных и социальных навыков общения со взрослыми и детьми.
6. Совместная игра
Во время совместной игры дети учатся координировать действия и сотрудничать с другими. Они заинтересованы не только в деятельности, но и в детях, вовлеченных в деятельность. Поскольку ребенок все еще учится социализироваться, ему может быть трудно с готовностью делиться, чередоваться, договариваться и идти на компромисс в отношении контроля. Таким образом, этот тип игры включает в себя конфликт, что вполне нормально. Например, если группа детей строит что-то из кубиков, у них могут постоянно возникать конфликты по поводу размещения кубиков.
Преимущества:
- Это помогает им наблюдать и учиться решать проблемы, разрешать конфликты и работать в команде.
- Он учит их ставить групповые цели или устанавливать правила игры.
7. Цифровая игра
Изображение: Shutterstock
Существуют различные формы технологий, которые предлагают хороший контент с большим объемом вовлечения и обучения для детей. Хотя цифровая игра, включая видеоигры, имеет ограничения с точки зрения физической активности, она обеспечивает когнитивную стимуляцию при правильном использовании и под руководством родителей.
Преимущества:
- Это создает новый уровень взаимодействия и уникальный опыт обучения.
- Повышает цифровую грамотность и навыки работы с ИТ. Это также может улучшить обучение и академическую успеваемость.
8. Активная игра
Она предполагает физическое движение детей и может проходить как в помещении, так и на улице. Это может включать в себя спорт и такие мероприятия, как игра в футбол, полоса препятствий и перетягивание каната. Активная игра может помочь ребенку осознать свои ограничения и использовать навыки, полученные в других играх. Ребенок также может тренироваться и тренировать свою крупную моторику.
Преимущества:
- Повышает настойчивость, настойчивость и концентрацию внимания. Это также заставляет их привыкать к счастью от победы и разочарованию от проигрыша.
- Этот тип игры развивает у детей здоровую конкурентоспособность.
- Эта форма игры наиболее способствует повышению выносливости и физического здоровья ребенка.
9. Творческая игра
Изображение: Shutterstock
Она предполагает использование детского воображения, творческих способностей и изобретательских идей. Это также может обеспечить выход для мыслей и выражений ребенка. Творческая игра состоит из нескольких видов художественной деятельности, таких как рисование, танцы, пение и актерское мастерство.
Преимущества:
- Он вдохновляет детей на новаторство и нестандартное мышление.
- Это может мотивировать детей заниматься своими интересами. Это может привести к будущим изобретателям и новаторам.
Игра необходима для общего роста и развития ребенка. Таким образом, родители должны вовлекать своих детей в соответствующие возрасту игры и занятия с самого раннего возраста. Каждый ребенок проходит разные этапы игры, на которых он предпочитает заниматься определенными видами игр. Следовательно, поймите их потребности в развитии и создайте для них благоприятную среду. Помогите им исследовать окружающий мир и принимать решения, не навязывая им ваших ожиданий. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу способностей вашего ребенка к обучению, проконсультируйтесь с педиатром.
Основные указания
- Участие в различных играх помогает детям узнавать новое и понимать социальные отношения.
- Игра оттачивает когнитивные, коммуникативные, социальные и двигательные навыки ребенка, необходимые для его общего развития.
- В зависимости от возраста дети проходят различные этапы игры, такие как игра без занятия, игра в одиночку и ассоциативная игра.
Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.
1. Как дети учатся играть: 6 этапов развития игры; Pathways
2. Rymanowicz K. Сила игры – Часть 1: Стадии игры; Университет штата Мичиган
3. Родриго Г., Как учиться и получать пользу от различных видов игр; Fun Academy
4. Развитие через игру; Health Service Executive
5. Ваш ребенок учится через игру; Health Service Executive
6. Различные виды игр для малышей 12–36 месяцев; Здоровые семьи БК
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.
- Рецензент
- Автор
Типы игр для детей младшего возраста
Основные типы игр
Мы в Grounds For Play поддерживаем основные типы игр с помощью нашей ведущей в отрасли образовательной игровой среды. Типы игр включают физическую, драматическую, сенсорную игру, природу, музыку и искусство, а также игру, соответствующую возрасту. Дети нуждаются в различных типах игр, чтобы поддерживать и способствовать осмысленным возможностям обучения, поскольку они развивают языковые, моторные, социальные, эмоциональные и когнитивные способности. Эффекты этих событий видны в классе с лучшей успеваемостью и улучшенной концентрацией.
Физическая игра
Подвижная игра, в основном используемая в физической игре, помогает укрепить тело и развить крупную моторику. Физическая игра также дает возможности для обучения адаптивности, гибкости и сопротивлению. Физическая игра позволяет детям достичь важных вех развития по мере взросления, включая координацию рук и глаз, развитие мышц, лазание, положение тела, координацию, равновесие, а также мелкую и крупную моторику.
Драматическая пьеса
Grounds For Play «готовит почву» для драматических игр благодаря нашим многочисленным продуктам, которые поощряют и вдохновляют детей разыгрывать истории и создавать рассказы с другими детьми. Таким образом, они могут осмысливать свое окружение, развивая навыки общения, обмена, творчества и эмоционального развития. Хотя «притворство» может показаться незначительной формой игры, это неотъемлемая часть ежедневной учебной программы ребенка. Драматическая игра дает детям возможность работать с эмоциями, развивать и изучать важные социальные навыки, а также развивать выразительный язык. Эффекты видны в классе, поскольку исследования показывают, что существует корреляция между драматической игрой и улучшением грамотности и навыков чтения.
- Просмотр списка
- Вид сетки
Сенсорная игра
От младенцев до школьников дети во время игры развивают важные сенсорные способности, включая зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
- Просмотр списка
- Вид сетки
Nature Play
Nature Play дает детям возможность исследовать и понимать природу. От наблюдения за червями в почве до балансирования на бревне, игра на природе начинается и направляется детьми. Исследования показывают, что дети получают большую пользу от ежедневного общения с природой. Использование натуральных продуктов в наших игровых средах позволяет детям учиться и развивать ответственность, поскольку они заботятся о растениях и познают мир природы. Точно так же, как классная комната тщательно готовится учителем к обучению, игровая среда на открытом воздухе тщательно спроектирована, маня врожденное желание ребенка учиться и исследовать. От входа и дорожек до выбора игрового оборудования, каждый элемент специально выбран и помещен в целостный дизайн, который обеспечивает множество возможностей для обучения.
Игра с музыкой и искусством
Когда детям разрешено творить, будь то музыкальная пьеса или произведение искусства, дети получают доступ к своей игривости, творчеству и новаторскому духу. Предоставление детям возможности выражать и развивать свои творческие способности важно для их роста и развития. Художественные и музыкальные игры улучшают игровую среду, расширяя возможности детей учиться и исследовать свой творческий потенциал в мире. Исследования показывают, что искусство играет решающую роль в развитии у детей самовыражения и творчества. Художественные и музыкальные игры также помогают улучшить память и умственные способности. Кроме того, дети развивают более широкий словарный запас, поскольку они выражают свои идеи, лежащие в основе искусства, которое они создают.
Соответствующие возрасту игры
Важно предоставлять детям возможности для игр на свежем воздухе, соответствующие их возрасту. Соответствующая возрасту игра играет центральную роль в общем развитии ребенка. В нем основное внимание уделяется возрасту развития и общим рекомендациям по безопасному, подходящему и стимулирующему игровому оборудованию. Вы просто не можете ожидать, что годовалый ребенок будет безопасно играть в скалолазы для 4-летнего, тем более для 12-летнего! Соответствующее возрасту игровое оборудование дает детям всех возрастов веселое и безопасное место для игр и обучения. Площадки для игр лежат в основе соответствующих возрасту возможностей благодаря нашим материалам, оборудованию и игровым возможностям, которые мы предоставляем для младенцев, малышей, дошкольников и детей школьного возраста. От детских игровых площадок для детей младшего возраста до более сложных конструкций для детей старшего возраста, мы можем помочь спроектировать игровую среду, соответствующую их возрасту, для вашего пространства.