Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера
«Существует более одного способа
учить тому, что вы считаете важным.»
Г. Гарднер
Говард Гарднер – американский психолог, автор теории множественности интеллекта, длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности человека и навыки решения проблем.
Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера»*.
Свои исследования ученый представил в книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» [“Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences”] в 1983 году, пожалуй, не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании.
Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации). Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром. (Creating the Future. Intelligence in Seven Steps. – New Horisons for Learning, 1998.).
В мировом школьном образовании теория множественности интеллекта была принята с воодушевлением. Педагогам, интуитивно понимавшим, что каждый ребенок умен и способен по-своему, и что чаще всего причина неуспеха лежит в несоответствии содержания и способов обучения индивидуальным различиям учеников, эта теория открывала новые возможности и вселяла надежду, что можно более эффективно обучать детей, основываясь на их доминирующем типе интеллекта.
Напомним, согласно Гарднеру, интеллект это:
— способность создавать эффективные продукты или предлагать услуги, представляющие культурную ценность;
— набор навыков, позволяющий индивидууму решать жизненные проблемы;
— способность приобретать новые знания через решение проблем [2].
Гарднер выделил следующие типы интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, межличностный, натуралистический. Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит и усилен, окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.
Рассмотрим типы интеллекта подробнее:
Вербально-лингвистический интеллект – легко восприимчив к языку и чувствителен к нюансам, порядку и ритму слов. Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать и рассказывать истории. Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.) и богатым лексическим запасом. Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов, секретарей, офис-менеджеров, актеров, поэтов.
Логико-математический интеллект – выражены способности дедуктивного и индуктивного, конкретного и абстрактного мышления. Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Такой тип интеллекта доминирует у ученых, математиков, программистов, банкиров, юристов, бухгалтеров.
Визуально-пространственный интеллект – включает способность к визуально-пространственному отражению мира. Чтобы лучше воспринять и понять информацию, такие дети нуждаются в зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят паззлы и головоломки. Они сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании. Среди профессий, где востребован этот тип интеллекта художники, картографы, конструкторы, архитекторы, скульпторы.
Музыкальный интеллект – заключает в себе чувствительность к уровню, тембру и ритму звуков, эмоциональную восприимчивость к музыке. Дети, запоминающие мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями хорошо развитого музыкального интеллекта.
Этот тип доминирует у певцов, музыкантов, композиторов, танцовщиков, учителей музыки.Телесно-кинестетический интеллект – решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координацией движений, очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью. Актеры, мимы, танцовщики, хирурги, музыканты, изобретатели используют этот тип интеллекта.
Межличностный интеллект – относится к способности эффективно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Дети с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами. (Помните, что этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, но его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации, сотрудничестве, и не все экстраверты обнаруживают этот тип интеллекта.
Внутриличностный интеллект – сопряжен с пониманием собственных эмоций, целей и намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве. Они реально оценивают свои сильные стороны и способности. (Этот тип интеллекта нелегко распознать. Пожалуй, один из способов – наблюдение за детьми, их привычками в работе и продуктами их труда. Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие сильно развитого внутриличностного интеллекта). Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как философы, религиозные лидеры, психиатры, исследователи мозга.
Натуралистический интеллект – предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности, такой, как охота, фермерство или занятия биологическими науками. Томас Армстронг3 объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотношений, присущих природе, жизненные циклы природы. Чарльз Дарвин, Джон Мюир, Е.О.Уилсон обладали развитым натуралистическим интеллектом. Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботаников, натуралистов, физиков.
Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что
Вполне допускаю, что педагоги могут возразить: такой подход в образовании не нов, педагогика и психология всегда обращала внимание на различия специальных способностей учеников и призывала их учитывать. Но здесь более глубокий подход. «Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом», – эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера. На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.
Далее последует серия статей о практическом применении теории множественного интеллекта в школе
[2] Цитируется по Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998, перевод Евстифеевой О.В.
Теория множественного интеллекта Гарднера — Блог Викиум
Когда мы слышим слово «интеллект», на ум моментально приходит концепция тестирования IQ. Он часто определяется как наш интеллектуальный потенциал, то, с чем мы родились, что можно измерить, и способность, которую трудно изменить. Однако в последние годы появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная гарвардским психологом Говардом Гарднером.
Содержание:
- 1 Теория множественного интеллекта
- 2 Типы интеллекта
- 2.1 Визуально-пространственный интеллект
- 2.2 Лингвистико-вербальный интеллект
- 2.3 Логико-математический интеллект
- 2.4 Телесно-кинестетический интеллект
- 2.5 Музыкальный интеллект
- 2.6 Межличностный интеллект
- 2.7 Внутриличностный интеллект
- 2.8 Натуралистический интеллект
- 2. 9 Критика
- 2.10 Особенности
- 2.11 Заключение
Теория множественного интеллекта
Эта теория предполагает, что традиционные психометрические взгляды на интеллект слишком ограничены. Гарднер впервые изложил её в своей книге 1983 года «Фреймы разума: теория множественного интеллекта», где он предположил, что у всех людей есть разные типы интеллектуальных способностей. Всего выделено восемь подтипов интеллекта.
Типы интеллекта
Теперь изучим восемь типов интеллекта по Гарднеру.
Визуально-пространственный интеллект
Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хорошо визуализируют вещи. Они часто хорошо разбираются в направлениях, а также картах, диаграммах, видео и изображениях. Могут реализовать себя в искусствах и инженерии.
Лингвистико-вербальный интеллект
Люди, обладающие сильным языково-вербальным интеллектом, отлично владеют словом как устно, так и на письме. Они имеют склонность к сочинительству, быстро запоминают информацию и любят читать.
Логико-математический интеллект
То, что у нас называют «техническим складом ума». Люди, обладающие сильным логико-математическим интеллектом, умеют рассуждать, распознавать закономерности и логически анализировать проблемы.
Телесно-кинестетический интеллект
Говорят, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хорошо двигаются и умеют контролировать своё тело. Люди, которые сильны в этой области, обычно обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью, умеют танцевать, с удовольствием занимаются спортом.
Музыкальный интеллект
Люди с развитым музыкальным интеллектом умело мыслят образами, ритмами и звуками. Они очень любят музыку и умеют с ней взаимодействовать, в том числе и сочинять. Хороши в игре на музыкальных инструментах, имеют чувство ритма и понимают структуру звука.
Межличностный интеллект
Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают и взаимодействуют с другими людьми. Они умеют оценивать эмоции, мотивацию, желания и намерения окружающих. Люди с межличностным интеллектом владеют природным навыком невербального общения, легко решают любые конфликты и налаживают отношения. Такой тип личности хорошо проявляет себя в психологии и преподавании, умеет руководить людьми за счёт развитой коммуникабельности.
Внутриличностный интеллект
Лица, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, отлично распознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Им нравится размышлять и анализировать себя, в том числе мечтать, изучать отношения с другими и оценивать свои личные сильные стороны. Есть выраженная склонность к рефлексии. Для личности с ярко выраженным интеллектом такого типа важно отстаивать свою точку зрения и границы. Такие люди могут попробовать себя в писательстве.
Натуралистический интеллект
Натуралистика — дополнение к теории Гарднера, которое встретило большее сопротивление, чем его первоначальные семь видов интеллекта. По словам Гарднера, люди с высоким уровнем такого интеллекта больше приближены к природе и часто заинтересованы в изучении окружающей среды. Они могут становиться экологами или фермерами, работать в науках, связанных с естествознанием.
Критика
Теория Гарднера подверглась критике как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Скептики утверждают, что определение интеллекта, данное Гарднером, слишком широко, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, личностные качества и способности. Недостаточно также и внятных исследований на эту тему.
Особенности
В контексте этой теории речь действительно идёт о природный наклонностях: кто-то лучше разбирается в музыке, кто-то может реализовать себя в точных науках. Но в отличие от интеллекта в классическом смысле этого слова, интеллект Гарднера можно развивать, практикуясь и приобретая дополнительные навыки. Впрочем, это нельзя назвать недостатком.
Заключение
Согласно Гарднеру, каждый человек имеет свои сильные стороны и потенциал. Достаточно лишь изучить себя и найти его: это поможет наиболее эффективно распределять ресурс и быстрее добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо заниматься саморазвитием и учиться понимать свои чувства, эмоции, потребности. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Знакомство с 8 типами интеллекта
У каждого есть свои уникальные способности и таланты!
6 окт. 2022 г.
Метки:
Образование, Творчество, Музыка, Искусство(Андрей Шумский / Shutterstock.com)
У каждого свой уникальный набор способностей и талантов. Когда вы научитесь распознавать эти сильные стороны и применять их на практике, вы обретете уверенность в себе и настроите себя на успех.
Фактически, гарвардский психолог Говард Гарднер выделил восемь типов интеллекта в своих 1983 book Frames of Mind: Theory of Multiple Intelligences, согласно Verywell Mind .
У каждого человека много сильных сторон и талантов, и вам не обязательно ограничивать свои способности только одним типом интеллекта. Распознавая различные области, которые возникают более естественно, вы можете развить эти сильные стороны и стать более эффективными в достижении своей мечты!
Откройте для себя различные типы интеллекта, которые помогут вам лучше понять свои сильные стороны.
Зрительно-пространственный интеллект
Вы любите рисовать? Вам легче, чем решать головоломки? По данным Personality Max, люди с зрительно-пространственным интеллектом обладают сильными визуальными и перцептивными способностями.
Вы знаете, что обладаете сильным зрительно-пространственным интеллектом, если вам нравятся такие занятия, как головоломки, рисование, рисование и геометрия. Используйте свои сильные стороны, занимаясь искусством в качестве архитектора, инженера или геодезиста. Или, возможно, подумайте о творческой профессии, такой как дизайнер или фотограф.
Лингво-вербальный интеллект
Способны ли вы выучить новый язык? Возможно, вы умеете обращаться со словами. Согласно организации Simply Psychology, Гарднер назвал этот тип интеллекта лингвистическим. Лингво-вербальный интеллект связан с языковыми и коммуникативными навыками. (Вспомните таких людей, как Уильям Шекспир, Авраам Линкольн или Опра Уинфри.)
Если вы относитесь к этой категории, подумайте о карьере, требующей хороших навыков чтения и письма, например, юриста, журналиста, оратора или учителя.
Логико-математический интеллект
Вам нравится работать с числами? У вас может быть сильное чувство логико-математического интеллекта. Согласно Verywell Mind , люди с таким типом интеллекта обладают естественной способностью решать проблемы и распознавать закономерности. Они, как правило, преуспевают в точных науках, таких как математика, информатика, технологии и химия.
Телесно-кинестетический интеллект
Если вы считаете себя координированным от природы, то у вас, вероятно, высокий уровень телесно-кинестетического интеллекта. По данным Университета Теннесси, этот тип интеллекта связан с зрительно-моторной координацией и моторными навыками.
Люди с телесно-кинестетическим интеллектом преуспевают в физических движениях, что делает их искусными в танцах и спорте.
Музыкальный интеллект
Люди с сильным музыкальным интеллектом блестяще справляются с музыкальными паттернами, ритмами и звуками. Согласно Verywell Mind, вы узнаете, что у вас есть этот тип интеллекта, если вы легко запоминаете мелодии, любите играть на инструменте и умеете создавать музыкальные паттерны.
Если вы относитесь к этой категории, подумайте о карьере музыканта, композитора, ди-джея или дирижера.
Межличностный интеллект
Межличностный интеллект связан с вашей способностью общаться и общаться с другими людьми, подчеркивается на сайте вакансий Indeed. Те, у кого высокий уровень этого типа интеллекта, естественным образом сочувствуют другим и понимают, что они чувствуют.
Межличностный интеллект может помочь в различных профессиях, включая медицину, социальную работу, политику, образование и психологию.
Внутриличностный интеллект
Вы бы описали себя как интроверта? У вас может быть высокий уровень внутриличностного интеллекта. По данным Университета штата Северная Каролина, этот тип интеллекта связан с самосознанием собственных эмоций и мотивов.
Внутриличностный интеллект особенно помогает в академической карьере, требующей размышлений и теоретизирования, такой как философия, психология или наука.
Естественный интеллект
Когда Говард Гарднер впервые опубликовал свою книгу в 1983, он выделил семь типов интеллекта. Позже, в середине 1990-х, Гарднер добавил восьмой: натуралистический интеллект, согласно веб-сайту The Second Principle.
Думайте об этом как о «разуме природы», способности связываться с землей или распознавать закономерности в мире природы, такие как смена времен года или фаз луны. Те, у кого есть «природный ум», преуспевают в ботанике и биологии или таких видах деятельности, как сельское хозяйство, садоводство, охота, кемпинг и рыбалка.
ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ:
Каков ваш эмоциональный IQ? (Викторина)
Как развивать творческие способности
Как использовать нейробиологию для изменения привычек
|