Типы бессознательных явлений
Тип | Сущность | Примеры |
Предсознание | Информация, которая не дошла до сознания | Слабые подпороговые ощущения и подсознательная память |
Автоматизированные процессы | Автоматизированные двигательные навыки (то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры. Навязчивые привычки. Неосознаваемые сложные двигательные акты | Плаванье, вязание, вождение автомобиля, работа с клавиатурой компьютера и. Навязчивые действия – жесты, ритуалы, движения. Сомнамбулизм («лунатизм»). |
Бессознательные явления личности | Неосознанные генетические программы (инстинкты). Негативные явления, вытесненные из сознания. Неосознанные «случайные» действия. Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми. | Половое влечение – либидо. Обиды, оскорбления и пр. Описки, оговорки. Родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама. |
Особые психические состояния | Психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания | Сон, гипноз, транс, аффект |
Надсознательные процессы | Высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы | Интуиция, творческое озарение |
6.
Психика и организмОсобое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма:
— возраст– существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика;
— пол– строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук — у женщин, т.к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т.п.;
— морфологические особенности организма (тип телосложения)– по теорииЭ.КречмераиУ.Шелдона, существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом;
— генетические аномалии– наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна;
— уровень гормональной активности– например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера.
Раздел 2. Основные психические процессы
Тема 2.1. Ощущения и восприятие
План лекции.
Ощущения и их виды.
Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.
Восприятие, его виды.
Свойства восприятия.
1. Ощущения и их виды
Ощущения — отражениеотдельных свойствпредметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Виды ощущений:
Зрительные— рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).
Слуховые— рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).
Обонятельные— рецепторы находятся в верхней части носовой полости.
Вкусовые— рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.
Кожные(тактильные, температурные, болевые) — рецепторы находятся в коже и органах.
Статические(движение, положение тела) — рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Органические(голод, жажда, половые, болевые) — рецепторы находятся во внутренних органах.
Все ощущения можно разделить на 3 группы:
Экстероцептивные— рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире (зрительные, кожные, слуховые, обанятельные, вкусовые ощущения).
Интероцептивные— рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма (органические ощущения).
Проприоцептивные— рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела (статические ощущения).
18. Бессознательное. Классификация бессознательных явлений психики и их характеристика.
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания.
Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
Все бессознательные психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и «надсознательные» процессы.
В свою очередь, в первый класс – бессознательных механизмов сознательных действий – входят три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.
Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.
Например, обучение игре на музыкальных инструментах.Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.
Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.
Во второй класс – бессознательных побудителей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда.
Третий класс бессознательных процессов образуют «надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: Сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и метод анализа сновидений. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное – это нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.
Феномены сознания и бессознательного
Феномены сознания и бессознательного
Скачать PDF
Ваша статья скачана
Слайдер с тремя статьями на слайде. Используйте кнопки «Назад» и «Далее» для перемещения по слайдам или кнопки контроллера слайдов в конце для перемещения по каждому слайду.
Скачать PDF
- Опубликовано:
- АБДУЛ МАДЖИД 1
Природа том 93 , страница 428 (1914)Цитировать эту статью
1023 доступа
Сведения о показателях
Abstract
НЕДАВНО считалось, что область психологии ограничивается изучением феноменов сознания. Однако в последнее время позволили выйти за его узкие пределы; но даже в настоящее время огромное большинство психологов настолько занято исключительно исследованием влияния сознательного на бессознательное, что едва ли сколько-нибудь должно быть уделено изучению влияния бессознательного на сознательное. И все же это последнее исследование ни в коем случае не является незначительным. На самом деле, это значит все больше и больше. Дело не только в том, что некоторые действия, вначале бессознательные, постепенно становятся сознательными благодаря постоянному вмешательству воли, а0043 наоборот . Дело в том, что весь спектр сознательной деятельности по своей сути является рефлекторным. Сознание, являющееся надстройкой нашей психической жизни, имеет своим подземным субстратом бессознательное, которое формирует его форму и направляет его течение. Таким образом, сознание, которое при поверхностном рассмотрении кажется контролирующим и модифицирующим рефлексы, на самом деле само является разновидностью рефлекса.
Информация об авторе
Авторы и организации
Gola Gunj, Лакхнау, Индия
ABDUL MAJID
- ABDUL MAJID
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Комментарии
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.
От философии к психоанализу: классический ход Фрейда
Большинство людей считают Зигмунда Фрейда психологом или психиатром. Но он не был ни тем, ни другим. Он получил образование нейробиолога и создал новую дисциплину, которую назвал «психоанализом». Но о Фрейде следует думать и как о философе, причем глубоко проницательном и проницательном. Как заметил в 1991 году философ науки Кларк Глимур:
Работы Фрейда содержат философию разума, и действительно философию разума, которая обращается ко многим вопросам ментального, которые в настоящее время волнуют философов и должны волновать психологов. Представления Фрейда о проблемах философии сознания лучше, чем многое из того, что делается в современной философии, а иногда и не хуже, чем самое лучшее…
На самом деле невозможно по-настоящему понять теорию Фрейда, не вникнув в ее философские подоплеки. Это может показаться странным, учитывая множество уничижительных замечаний о философии, разбросанных по трудам и переписке Фрейда. Но эти замечания легко неверно истолковать. Словесные колкости Фрейда не были направлены на философию как таковую . Они были направлены на ту философию, которая господствовала при его жизни, — философию спекулятивного, кабинетного толка, остающуюся в стороне от научных исследований материального мира, часто называемую «метафизикой», предметом, который он характеризовал как «неприятный, злоупотребление мышлением», добавляя: «Я хорошо знаю, до какой степени такой образ мышления отдаляет меня от немецкой культурной жизни».0003
Чтобы понять философскую направленность мышления Фрейда, важно поместить его в исторический контекст. Фрейд родился в 1856 году в деревне на территории современной Чехии и поступил в Венский университет как раз в то время, когда науки о разуме набирали силу. Хотя изначально он планировал изучать юриспруденцию с намерением сделать карьеру в политике, а также обдумывал идею создания совместной докторской диссертации по зоологии и философии, в конце концов он нашел свой путь в неврологию. Войдя в это поле как раз в этот момент, молодой Фрейд погрузился в невероятно волнующую и динамичную интеллектуальную среду. Для исследователей-неврологов пугающая научная проблема выяснения того, как работает мозг (без использования сложных технологий, доступных сегодня), усугублялась не менее сложной философской задачей объяснения взаимосвязи между электрохимическими импульсами, проходящими через чрезвычайно сложную сеть нейронов. и эмпирическая ткань нашей субъективной ментальной жизни – наши мысли, ценности, восприятие и выбор.
Примерно в то же время, когда нейронауки вставали на ноги, психология зарождалась как новая научная дисциплина (примерно до 1879 года психология считалась частью философии). Перед первыми психологами также стояла глубокая философская проблема, хотя и методологическая. Как можно научно исследовать человеческий разум? Психические явления по самой своей природе субъективны, но наука требует объективного отношения к тому, что исследуется. В свете этого кажущегося противоречия возник реальный вопрос о том, возможна ли вообще наука о разуме, что привело некоторых к исключению психики из психологии и переопределению ее как научного изучения поведения.
В отличие от большинства современных ученых, нейробиологи и психологи той эпохи понимали, что наука неизбежно изобилует философскими предположениями. По большей части они работали в рамках парадигмы, унаследованной от эрудита XVII века Рене Декарта. Два компонента картезианской интеллектуальной традиции были особенно важны для их работы. Одна касалась «проблемы разума и тела» — проблемы понимания точной связи между нашими ментальными состояниями и нашими телесными состояниями. Другая касалась того, что можно было бы назвать «проблемой ума-разума» — проблемы понимания того, как наши умы связаны сами с собой. Первый из них представлял интерес в первую очередь для неврологов, а второй — в основном для психологов.
Что касается первой проблемы, нейробиологи 19-го века в основном придерживались точки зрения, что разум и тело — это совершенно разные вещи. Тела — это материальные вещи — машины из плоти и крови, которые можно изучать с точки зрения третьего лица. Но умы — это нематериальные вещи, к которым можно получить доступ только «изнутри», точка зрения, которая позже была высмеяна британским философом Гилбертом Райлом как теория «призрака в машине». Что касается второй проблемы, психологи считали, что разум прозрачен для самого себя, другими словами, что разум полностью сознателен. Каждый из нас имеет прямой доступ только к своим собственным ментальным состояниям, и мы не можем ошибаться насчет этих состояний. Это означало, что психологические исследования должны проводиться посредством интроспекции, поэтому первых психологов стали называть «интроспекционистами».
В течение 19 века картезианская концепция дуализма разума и тела подвергалась все большему давлению. Вначале закон сохранения энергии — принцип, согласно которому количество энергии в физической вселенной остается постоянным, — противоречил представлению о том, что телесное движение объясняется нефизическим разумом, впрыскивающим энергию в физический мир. Изучение афазий, расстройств речи, вызванных поражением головного мозга, показало, что умственная способность языка тесно связана с определенными областями клубочка нервной ткани между нашими ушами. А теория эволюции Чарльза Дарвина поддерживала идею о том, что каждый аспект человеческих существ, включая их умственные способности, развился в ответ на давление физического отбора.
Примерно в то же время исследования в области гипноза поставили под сомнение идею о том, что разум прозрачен для самого себя. Гипнотические эксперименты продемонстрировали, что человека можно ввести в транс и дать указание совершить какое-либо действие после пробуждения в ответ на определенный сигнал. Например, гипнотизер может сказать своему субъекту, что, услышав слово «синяя птица», он упадет на пол и будет ползать на четвереньках. И, конечно же, услышав спусковой крючок, он так и сделает. Когда его спрашивали, почему он ползает по полу, субъект болтал, например, что он потерял ключ и пытается его найти. Такие эксперименты, по-видимому, продемонстрировали не только то, что могут существовать бессознательные идеи, тем самым опровергая веру в то, что разум полностью сознателен, но также и то, что такие идеи могут влиять на поведение.
Эти центры сознания считались родственными отдельным личностям, населяющим единый человеческий мозг. то, что бессознательно, может быть психическим. Некоторые допускали, что якобы бессознательные психические состояния действительно были психическими, но настаивали на том, что на самом деле они не были бессознательными. Согласно этой точке зрения, сознание человека может быть разделено на части, в результате чего образуется «основное» сознание и одно или несколько «подсознаний».0085 диссоциативность . Эти гипотетические центры сознания считались чем-то вроде отдельных и обособленных личностей, населяющих единый человеческий мозг, каждая из которых имеет непосредственный доступ только к своим собственным психическим состояниям, но не имеет доступа к психическим состояниям других.
Вторая стратегия заключалась в том, чтобы признать, что якобы бессознательные психические состояния действительно бессознательны, но отрицать, что они являются психическими. Сторонники этого подхода считали, что (нефизический) разум отличается от (физического) мозга и что только мозг обрабатывает поведение. Они считали, что психические состояния сопровождают эти физические процессы, но отрицали, что они вносят какой-либо вклад в человеческое поведение. Так что, по их мнению, так называемые бессознательные ментальные состояния вовсе не были ментальными. Как 19Нейробиолог 19-го века Густав Фехнер сформулировал это так: «Ощущения, идеи, конечно, перестали реально существовать в бессознательном состоянии».
Обе эти теории также использовались для объяснения загадочной феноменологии психических заболеваний. Рассмотрим расщепление разума, связанное с психическим расстройством, которое тогда было известно как истерия . У многих из тех, у кого была диагностирована истерия, оказалось несколько личностей, каждая из которых была отделена или «диссоциирована» от других. Естественно было объяснить это явление как расщепление или фрагментацию одного «я» на несколько других. Как выразился философ и психолог Уильям Джеймс в Принципы психологии (1890):
Истеричная женщина отказывается от части своего сознания, потому что она слишком слаба нервно, чтобы удерживать его вместе. Тем временем покинутая часть может затвердеть во вторичном или подсознательном я.
Эта «диспозиционалистская» история также использовалась для того, чтобы пролить свет на психические расстройства. Тот факт, что психически больные люди часто проявляют компульсивное поведение, которое они не могут ни контролировать, ни понять, возможно, можно объяснить бессознательной активностью мозга, которая каким-то образом отрезана от разума человека. В случаях навязчивого мытья рук, например, страдалец казался заложником чуждых внутренних сил, которые не были частью его сознания и, следовательно, согласно господствовавшим в то время представлениям, вовсе не были психическими.
Будучи молодым неврологом, Фрейд изначально принял философские предположения, преобладавшие в его области. Он считал разум отличным от мозга, предполагал, что мы осознаем все наши психические состояния, и заигрывал как с диссоциационистским, так и с диспозиционалистским подходами. Однако в его повседневной клинической практике пациенты предъявляли ему симптомы, которые было трудно согласовать с картезианской картиной, и у него росли сомнения по этому поводу.
У Фрейда было несколько причин отвергать теорию «разделенного сознания». Идея «сознания, о котором его собственный обладатель ничего не знает» казалась ему бессвязной, и он также беспокоился, что такой способ мышления позволяет «предполагать существование не только второго сознания, но и третьего, четвертого, может быть, неограниченного числа состояний сознания, неизвестных ни нам, ни друг другу».
Критика Фрейдом диспозиционализма началась с наблюдения, что наша психическая жизнь не является плавно текущим потоком сознания. Это прерывистый поток, который течет по туннелям и под мостами, исчезая с одной стороны и вновь появляясь с другой. «Данные сознания, — писал Фрейд в «Бессознательном» (1915), — имеют в себе очень большое количество пробелов… Наш самый личный повседневный опыт знакомит нас с идеями, которые приходят нам в голову неизвестно откуда, а с интеллектуальными выводами мы не знаем, как это сделать».0003
Самый драматический пример ментальной непрерывности через разрыв сознания — феномен бессознательного решения проблем. Давайте раскроем это на ярком примере, описанном в письме немецкого математика XIX века Иоганна Гаусса. Гаусс два года безуспешно пытался доказать одну математическую теорему. Затем неожиданно в его сознание, казалось бы, из ниоткуда ворвалось решение:
Наконец, два дня назад мне это удалось не благодаря моим мучительным усилиям, а по милости Божией. Словно внезапная вспышка молнии, загадка разрешилась. Я сам не могу сказать, какая была заключительная нить, связывающая то, что я знал раньше, с тем, что сделало возможным мой успех.
Решение сложной математической задачи, очевидно, умственный процесс. Это не то, что вы можете сделать, не подумав. Таким образом, тот факт, что Гаусс пришел к решению, показывает, что он думал о проблеме, но не думал о ней сознательно, поэтому он, должно быть, думал о ней бессознательно.
Невозможно понять теорию сновидений, вытеснения и психопатологии Фрейда, не ознакомившись сначала с его описанием психики
Именно такие соображения привели Фрейда к новому видению человеческого разума — взгляду, резко противоречащему ортодоксии его времени. Он изложил это в замечательном документе, известном как Проект для научной психологии (1895). Фрейд никогда не публиковал Project — скорее всего, потому, что нейробиология того времени не могла предоставить ему необходимую подробную информацию. Однако идеи, развитые в ней Фрейдом, лежат в основе почти всех его последующих теоретизирований. На самом деле, невозможно по-настоящему понять фрейдистскую картину психики, включая его теорию сновидений, вытеснения, психопатологию и даже его взгляды на религию и общество, не уловив предварительно контуры описания психики, представленные в пр. . И оно также оказало мощное влияние — хотя в целом непризнанное — за пределами постоянно сужающегося пузыря исследований Фрейда. Математический алгоритм, который позволяет искусственным нейронным сетям (компьютерам, имитирующим структуру человеческого мозга) учиться на своих ошибках, был явно смоделирован на основе теории Фрейда о том, как мозг обучается .
Начиная с 1895 года Фрейд бескомпромиссно отвергал философскую ортодоксию своего времени — двойственные предположения о дуализме тела и разума и отождествлении ментального с сознанием. Вместо первого он утверждал, что наши психические процессы — это процессы в физическом органе — человеческом мозге — а не в нефизическом разуме. это физикалистская позиция была, хотя и не совсем неслыханной в то время, безусловно смелой и необычной. Фрейд также отверг точку зрения, согласно которой мы можем исследовать разум посредством интроспекции, потому что «из постулата о том, что сознание не дает ни полного, ни достоверного знания о нейронных процессах, следует, что они… должны рассматриваться как бессознательные и должны выводиться, как и другие». естественные вещи».
Если сознание не дает нам окно во внутреннюю работу ума, то что это? Фрейд использовал процедуру, которую современные когнитивисты называют «функциональной декомпозицией», чтобы набросать архитектуру человеческого разума. Эта процедура состоит из рассмотрения того, что делает система, и разбиения ее действий на различные виды задач, которые выполняются различными компонентами системы. Разложение человеческого разума Фрейдом предполагает, что познание и сознание функционально различны. Другими словами, та часть разума, которая отвечает за мышление, отличается от той части, которая отвечает за создание сознания.
Эти соображения привели Фрейда к тому, что, возможно, является наиболее неправильно понятым аспектом его теории сознания. В большинстве описаний психоаналитической теории утверждается, что Фрейд считал, что есть два вида мышления: сознательное мышление и бессознательное мышление. Более того, психологи часто заявляют, что придерживаются когнитивной концепции бессознательного, в отличие от мнения Фрейда о том, что бессознательный ум переполнен инстинктивными побуждениями и эмоциями. Однако оба эти утверждения неверны. Фрейд считал, что все познавательные процессы бессознательны. То, что мы называем «сознательным мышлением», — это всего лишь способ мозга отображать результат бессознательной когнитивной обработки самому себе. Используя знакомую аналогию, когнитивные процессы подобны центральному процессору компьютера, а сознание подобно монитору, на котором отображаются выходные данные процессора.