Виды эмоций в психологии таблица: Классификация эмоций в психологии. Эмоции: функции и основные разновидности

какие бывают, список, функции, примеры эмоциональных состояний человека

Содержание:

  • Виды эмоций в психологии и их классификация
  • Какие бывают, список основных
    • Классификация Додонова
    • Классификация Леонтьева
  • Дифференциальные эмоции Изарда
  • Эмоциональные состояния человека

Содержание

  • Виды эмоций в психологии и их классификация
  • Какие бывают, список основных
    • Классификация Додонова
    • Классификация Леонтьева
  • Дифференциальные эмоции Изарда
  • Эмоциональные состояния человека

Виды эмоций в психологии и их классификация

Эмоциональное состояние определяет реакцию на поступки и поведение других людей, влияет на принятие тех или иных решений, продуктивность и самочувствие. При отсутствии базового контроля над переживаниями человек подвержен стрессам, что может сопровождаться неприятными последствиями.

Определение

Эмоциональность представляет собой реакцию психики на разные обстоятельства жизни, определяющую направленность действий личности.

Эмоциональность характеризуется связью с внешним миром по средствам отношений взаимозависимости. Окружающая среда в виде обстановки, общей атмосферы, людей, событий оказывают влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, что в последствие может изменять окружающее пространство.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эмоции и чувства отличаются. Первое понятие характеризуется краткосрочностью, а второе – более устойчиво и продолжительно.

 

Эмоциональность является сложным психическим процессом. Данная реакция включает несколько компонентов:

  1. Физиологический, выражается в изменениях, происходящих в организме в результате проявления какого-либо настроения, в форме частоты дыхания, сердцебиения, перепадов в гормональном фоне, обмена веществ.
  2. Психологический, является характеристикой самого переживания в виде гнева, радости, грусти и других эмоциональных состояний.
  3. Поведенческий, включает мимику, жестикуляцию, такие действия, как заторможенность реакции, активность, агрессивное поведение, плач.

Физиологический и психологический компоненты являются внутренним формированием эмоций. Поведенческий аспект эмоциональности выражается в ее внешних проявлениях.

Примечание

Возникают ситуации, когда человеку трудно выразить собственные эмоции. В этом случае наблюдается необходимость в сдерживающем факторе или временной отсрочке. Лишняя энергия должна выплескиваться. Для этого человек может прибегать к двигательной активности или бытовым действиям (уборка, хобби, спорт).

 

Особые характеристики эмоций:

  • полярность выражается в положительном или отрицательном окрасе;
  • энергетическая заряженность в виде стенических переживаний, то есть повышения активности, и астенических переживаний в пассивной форме;
  • целостность по средствам взаимодействия всех психических и физических сторон личности;
  • неотчуждаемость выражается в невозможности отделить эмоции от остальных процессов, которые протекают в психике человека.

Градация функций:

  1. Субъективная — выражается в эмоциональном состоянии, способствующем образованию конкретной точки зрения и установлению связей с внешним миром, восприятии событий с помощью призмы ощущений человека.
  2. Коммуникативная — благодаря такому свойству психики, как эмпатия, человек идентифицирует настроение других индивидов, что способствует установлению контактов и манипуляции окружающими.
  3. Поведенческая — в форме вектора поведения, отделения приятного от неприятного, значимого от незначительного.

В течение своей жизни человек испытывает огромное число переживаний. Можно представить основные виды эмоций: 

 

Эмоции невозможно отделить от личности индивида. Согласно утверждению С.Л. Рубинштейна, эмоциональные проявления личности могут происходить в нескольких сферах:

  • органическая жизнь;
  • материальные интересы;
  • потребности духовного и нравственного характера.

Исходя из данной классификации, выделяют:

  • органическую или аффективно-эмоциональную чувствительность, которая проявляется в элементарных удовольствиях или неудовольствиях, связанных со степенью удовлетворения органических потребностей;
  • предметные чувства — связаны с обладанием какими-либо ценностями и занятостью в отдельных видах деятельности, могут быть материальными, интеллектуальными и эстетическими;
  • обобщенные мировоззренческие чувства — сопряжены с понятием морали и отношениями человека к миру, людям, происшествиям, нравственности и ценностям.

Эмоции индивида неотделимы от его потребностей. С их помощью выражается состояние, процесс и итог удовлетворения потребностей. Исходя из эмоционального состояния человека, можно определить актуальные для него потребности и интересы. Если рассматривать людей, как отдельные личности, то следует отметить отличия по многим параметрам, включая:

  • эмоциональную возбудимость;
  • длительность и устойчивость переживаний;
  • доминирование позитивных и отрицательных эмоций.

Развитые личности характеризуются эмоциональной сферой с разной силой и глубиной чувств, неодинаковым содержанием и предметной отнесенностью. Данный факт используют психологи при составлении тестирования, направленного на изучение личности.

Какие бывают, список основных

При изучении эмоций применяют разные подходы. Они связаны с систематизацией и классификацией эмоциональных состояний человека. Наиболее простой является такая методика:

 

Классификация Додонова

Наиболее распространенной в психологии является данная схема. Согласно классификации Додонова, определяются типы переживаний, исходя из их функционала:

  • коммуникативные, возникающие при общении;
  • альтруистические, в виде желания приносить пользу людям;
  • праксические, как результат успешного выполнения планов;
  • глорические, в форме потребности в самоутверждении;
  • пугнические, проявляются как тяга к риску и опасности;
  • романтические, в виде стремления к новому и необычному;
  • эстетические, являющиеся следствием взаимодействия с миром искусства;
  • гностические, как тяга к знаниям;
  • акизитивные, основанные на накоплении и собирательстве;
  • гедонистические (потребность испытать удовольствие).

Классификация Леонтьева

Данный подход делит эмоции в зависимости от их источника. Согласно классификации Леонтьева, причинами переживаний являются:

  • степень удовлетворения каких-либо потребностей;
  • чужие желания и отношение к ним индивида;
  • взаимоотношения;
  • презрение;
  • аналогия между реальной и идеальной личностями;
  • сравнение индивида с общественными стандартами.

Примечание

Методика Леонтьева подвержена критике. Причиной является отсутствие четкого разделения понятий. Например, одинаковые ощущения могут возникать по разным причинам.

Дифференциальные эмоции Изарда

Из огромного спектра эмоций можно выделить фундаментальные переживания. Такую классификацию называют дифференциальными эмоциями Изарда:

  1. Интерес — обладает прямой связью с социальностью индивида, позволяет получить новые навыки, информацию, физическое и интеллектуальное развитие.
  2. Удовольствие — как синоним радости, формирует позитивный фон и хорошее настроение, является результатом возникновения возможности для удовлетворения важной для человека потребности, повышает уверенность в собственных силах, упрощает установление коммуникативных связей, исключает тревогу и стресс.
  3. Удивление — краткосрочная реакция на контакт психики с каким-то неожиданным событием, явлением или действием.
  4. Гнев — выражается в форме негативного состояния, сформированного в результате отсутствия возможности получить желаемое, неудачи или неудовлетворенности поведением другого человека, в своей высшей степени является неконтролируемым (проявляется как ярость).
  5. Отвращение — является следствием контакта человека с неприятным для него объектом, сопровождается потребностью исключить из поля внимания провоцирующий фактор.
  6. Презрение — возникает при разногласиях в убеждениях и действиях индивидов.
  7. Стыд — итог несоответствия каких-либо сторон личности с собственными требованиями или мнением общества, сопровождается ощущением беспомощности.
  8. Вина — реакция на осуждение собственного поведения, приводит к раскаянию.
  9. Страх — связан с осознанием сформированной или надуманной угрозы для жизни.
  10. Горе — реакция на негативные события.

Исходя из данной классификации, сформирована шкала. Ее используют, чтобы определить, в каком эмоциональном состоянии пребывает личность.

 

Для определения эмоционального состояния следует оценить самочувствие, ориентируясь на каждый столбец:

  • не подходит абсолютно;
  • скорее да, чем нет;
  • согласие;
  • полностью верно.

Затем требуется суммировать баллы из строк списка и определить коэффициент, используя формулу:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если рассчитанный показатель больше, чем единица, получается положительный результат. При значении меньше единицы у человека наблюдают негативный настрой и подверженность депрессивному состоянию.

Эмоциональные состояния человека

Эмоциональные процессы отличаются по формам. В качестве примеров состояния человека можно привести следующую классификацию:

  1. Эмоции непосредственно проявляются как в столкновении с действительно существующими событиями, так и при обдумывании воображаемых происшествий. С их помощью индивид выражает степень удовлетворения происходящим, оценивает события, основываясь на собственном опыте.
  2. Чувства характеризуются постоянной устойчивостью и отличаются по яркости выраженности, человек может чувствовать страсть, любовь, обиду.
  3. Настроение является наиболее длительным состоянием психики, влияющим на поведение и самочувствие человека в общем смысле в течение продолжительного времени.
  4. Аффекты представляют собой крайнюю форму проявления переживаний, которая приводит к краткосрочным и неконтролируемым изменениям в поведении, отличаются иррациональностью и достаточно бурным протеканием.

Чувства представляют собой наиболее стабильное проявление эмоциональности. Они возникают на основе духовных потребностей и образуют конкретную позицию, точку зрения индивида. В зависимости от предмета чувства различают:

  • интеллектуальные, возникающие при умственной активности, включая удивление, сомнение, любопытство;
  • эстетические, связаны с восприятием прекрасного, в форме любви к искусству или его аспектам, восхищения красотой;
  • нравственные, определяют отношение человека к поведению других индивидов, зависят от общественных норм, проявляются в виде гуманности, альтруизма, дружбы, сострадания, жалости, любви.

При изучении эмоций большое значение имеют такие понятия, как состояние и реакция. Данные термины отличаются длительностью, позволяют соотнести потребности и стремления человека с его возможностями и ресурсами, которыми он обладает в данный момент времени. Эмоциональные реакции:

  1. Лабильность, в виде изменчивости проявления переживаний, которые обычно соответствуют широкому диапазону, включая легкие сантименты и истерику.
  2. Монотонность проявляется однообразием, статичностью или отсутствием чувственных эффектов от происходящих событий.
  3. Отзывчивость и эмпатия выражаются в виде навыков оперативной и гибкой реакции на внешнее воздействие, способности к сопереживанию.
  4. Вязкость представляет собой фокусировку на продолжительном чувстве, к примеру, реакция на ситуацию заменяется возвращением человека к старым обидам, неудачам.
  5. Огрубление проявляется в виде невозможности осознать уместность и допустимость эмоционального выражения, отсутствие сдержанности и деликатности.
  6. Алекситимия является затруднением в идентификации собственных чувств и их проявлении, отсутствием умения отличать переживание от физических ощущений.
  7. Ригидность определяется неподвижностью и ограниченным диапазоном реагирования.

Бывают случаи, когда поведение человека носит демонстративный характер. Причиной является обладание определенными социальными функциями. Индивид демонстрирует какую-то степень вовлеченности и эмоциональности в ситуации, требующей этого. Явление называют эмоциональной реакцией.

 

Согласно вышеуказанной классификации по когнитивному наполнению, чувства бывают простыми и сложными. В первом случае для них характерны быстрота и яркость. Примерами являются гнев и радость. Вторая категория включает более продолжительные и часто противоречивые чувства.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 3.00 (Голосов: 2)

краткое определение в психологии, функции

Содержание:

  • Определение эмоций и чувств в психологии
  • Чем отличаются друг от друга
  • Функции и виды эмоций
  • Что такое эмоциональные состояния (ЭС)
  • Психофизиология и потребности
  • Видео

Жизнь человека в социуме заставляет его ежеминутно испытывать разные отношения к происходящим вокруг событиям. Это выражается в эмоциональных переживаниях: хороших или плохих. Эмоции и чувства в психологии рассматриваются как разнящиеся понятия, но эта наука смогла выявить их общую основу в плане физиологии.

Человеческие эмоции

Определение эмоций и чувств в психологии

Определения эмоций и чувств – это в психологии не самые сложные формулировки. К эмоциям относятся переживания и ощущения индивида, ограниченные настоящим моментом или определённым временным промежутком. Чувства – это вид личностных черт человека.

К сведению! Чувства ещё можно определить как субъективное устоявшееся отношение к миру и социальному окружению.

Чем отличаются друг от друга

Чувства определение в психологии которых описывается как состояние души или сознания, проявляются в определённых эмоциях. Различие между эмоциями и чувствами заключаются ещё и в том, что эмоции скоротечны. Эмоциональные переживания есть у всех животных, чувства присущи только людям, они более устойчивы.

Психологи утверждают, что два этих понятия настолько переплетаются, что сложно их делить, зачастую чувства могут сложиться на основании повторяющихся эмоций. К примеру, может возникнуть симпатия к человеку, вызывающему положительные эмоции, в дальнейшем перерастающая в такое чувство, как любовь.

Важно! Чтобы изменилась эмоция, достаточно измениться обстоятельствам. Чтобы изменились чувства, необходимо изменить объективное отношение к субъектам, объектам или условиям.

Пример эмоции – «Мне страшно!», образец чувства – «Я боюсь этого человека!». Если обратиться к этим двум примерам, то можно сказать, что эмоции объяснить невозможно. Почему ему страшно, человек может объяснять долго и сбивчиво. Чувства поддаются объяснению: «Я боюсь этого человека, потому что он выглядит угрожающе и ведёт себя вызывающе!».

Различия между чувствами и эмоциями

Функции и виды эмоций

Эмоции — что это в психологии

Важность эмоции определяется функцией, которую она несёт. Психологи, работая в этой области, выделили следующие функции:

  • активирующая;
  • регулирующая;
  • синтезирующая;
  • смыслообразующая;
  • коммуникативно-экспрессивная;
  • защитная.

Активирующая функция побуждает человека к действию. Центральная нервная система работает в оптимальном режиме под воздействием эмоций и придаёт индивиду дополнительные силы.

Регулирующее действие эмоций выражается в их влиянии на ход и направление деятельности человека. Такая функция основана на оценке событий, происходящих вокруг индивида, и его реакции на них.

Синтезирующая функция позволяет различные события, происходящие вокруг человека в определённом месте и времени, объединить в одно целое и вызвать эмоцию, которая может породить их комплексы.

Любые действия человека обретают смысл, опираясь на эмоции. В этом и заключается их смыслообразующая функция. Мотивация всегда подкрепляется эмоциональной составляющей.

Коммуникативно-экспрессивное действие эмоции выражено в её влиянии на общительность человека. Наиболее чётко эмоциональное состояние проявляется при общении в виде невербальных сигналов: мимики, положения тела, интонации голоса и т.д.

Одной из эмоций, несущих защитную функцию, является страх. Инстинкт самосохранения, индикатором которого является страх за жизнь и здоровье, позволил человечеству выжить в агрессивной среде обитания.

Некоторые функции эмоций

Кстати! И. Кант, немецкий философ, разделил эмоциональные состояния по степени влияния на активность человека. Он обособил стенические (повышающие) и астенические (понижающие) эмоции.

Основных чувств человека в психологии несколько видов.

Если перечислять человеческие чувства или эмоции, то можно выделять следующую краткую классификацию, предложенную Кэрролом Изардом:

  • радость – удовольствие;
  • интерес – возбуждение;
  • удивление – испуг;
  • страдание – горе;
  • гнев – ярость;
  • страх – ужас;
  • омерзение – отвращение;
  • унижение – стыд.

К сведению! К. Изард – американский психолог, один из создателей теории дифференциальных эмоций, где элементы человеческих эмоций сводятся в одну базовую схему.

Основные эмоции человека, представленные разными психологами

Базовыми считаются эмоции, которые присущи людям с нормальным здоровьем и проявляются, независимо от пола, расы и места проживания. Несмотря на то, что многие психологи-практики предлагают свои модели, куда включают различное число основных эмоций, специалисты едины в том, что базовые проявления эмоционального состояния закладываются при рождении. Однако в процессе жизни, работы над своими личностными характеристиками человек может управлять или вовсе изменять свои базовые эмоциональные реакции.

Доказано! Такие чувства, как любовь, счастье, печаль, волнение, страх и гнев, лежат в основе целого букета эмоций.

Если перечислить список производных от этих чувств, то можно увидеть такие эмоции, как:

  • раздражение, обида, вина, разочарование – производные гнева;
  • скука, одиночество, опустошение – признаки печали;
  • восторженность, обожание, теплота – относятся к проявлению любви;
  • возбуждение, трепет, переживание – присущи волнению;
  • встревоженность, напряжённость, растерянность – в основе лежит страх.

Изменить реакцию сознания и организма на различные жизненные обстоятельства и избавиться от многих негативных переживаний помогают аутотренинг, самогипноз и позитивное мышление. Работая над собой и создавая подсознанию новые установки, индивид может не только взять под контроль основные эмоциональные элементы, но и научиться распознавать базовую эмоцию, лежащую в основе.

Таблица эмоциональной окраски чувств

Что такое эмоциональные состояния (ЭС)

Как перестать себя жалеть — причины чувства жалости, что это означает

Чувства человека психология предпочитает рассматривать как процесс движения от одного функционального состояния эмоций к другому и возникающие в связи с этим переживания. Эмоции управляют индивидом,  даже если он пытается их скрыть.

Интересно! Отсутствие эмоций психологи считают особенностью поведения и также относят к эмоциональному состоянию.

Эмоциональное состояние это понятие, объединяющее следующие моменты:

  • настроение;
  • аффект;
  • стресс;
  • фрустрацию;
  • страсть.

Эмоциональные личности переносят своё состояние на окружающих людей, на свою жизнь. Качество жизни таких индивидов целиком зависит от эмоционального фона.

При ближайшем рассмотрении эмоциональных состояний (ЭС) можно выделить их особенности.

Настроение – самое длительное ЭС. Все психические процессы в организме происходят именно на этом фоне. Настроение может быть хорошим или плохим, причём для позитивной его окраски требуется больше времени, чем для того, чтобы его испортить. Настроение – это реакция на происходящие события в свете значимости для человека и его ожиданий. Когда всё идёт по плану, и ожидания оправдываются, настроение отличное, а когда наоборот – ужасное.

Отмечена зависимость настроения от темперамента и характера личности. Например, у холериков настроение меняется по сто раз на дню. Сангвиники преимущественно имеют бодрое настроение, а меланхолики длительно пребывают в негативе.

В своей работе «Психология и педагогика» (курс для студентов социологических факультетов) А. И. Кравченко в разделе «Эмоции и чувства» отмечает, что настроение передаётся от одного человека к другому.

Например, начальник накричал на подчиненного на работе. Вернувшись домой в плохом расположении духа, муж наорал на жену, а та, в свою очередь, – на детей. В результате плохое настроение завладело всей семьёй. И, наоборот, человек с отличным настроем может «заражать» своим позитивом целые коллективы.

Аффект обычно взаимосвязан с шоком, потрясением и торможением сознания. Под воздействием аффекта у человека происходит дезорганизация двигательных функций. Это эмоциональный взрыв, вызывающий бессознательные действия, которые индивид не может контролировать. В состоянии аффекта люди совершают действия, которые в нормальном состоянии даже на ум не могли прийти.

Стресс возникает у людей в экстремальной ситуации. Это сильное, но не длительное ЭС.  В отличие от аффекта, стресс имеет два качества:

  • положительное – мобилизует защитные силы организма для преодоления опасности;
  • отрицательное – может вызвать психические расстройства и заболевания, когда человек длительно находится в таком состоянии.

Если ожидания личности не оправдываются (желания не совпадают с возможностями), то человек может впасть в состояние фрустрации. Она проявляется в негативных переживаниях.

Страсть захватывает индивида целиком. Ей подчиняются все его помыслы, действия и желания. Это сильное и устойчивое состояние может распространяться на духовные и материальные ценности. Страсть может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от своего объекта и потребности им обладать.

Психофизиология и потребности

Ревность в отношениях — психология этого чувства друг к другу

Социальные и биологические потребности являются основной силой, которая движет психикой человека и его поведением. Они зависят от среды обитания и развития организма. Исследуя центральную нервную систему (ЦНС) человека, учёные выделили в ней образования для эмоциональных состояний. На них действуют функции лимбической системы, гипоталамуса и таламуса. В этих образованиях ЦНС и расположены центры эмоций: положительных и отрицательных.

Потребности человека по А. Маслоу (американский психолог)

Для человека важны любые эмоции и эмоциональные состояния, кроме напряжённости. Повышенная напряжённость однозначно приведёт к страхам, тревожности и фобиям. Необходимо сознательно исключать все негативные эмоции, ведущие к беспокойству.

Видео

Автор:

Верa Пyстoвидкo

Распознавание эмоций | Психологические и консультационные услуги

С сильными эмоциями иногда бывает трудно справиться, а сильные эмоции, с которыми не справляются должным образом, часто могут привести к большим проблемам. Много раз мы ошибочно обозначаем нашу основную сильную эмоцию как «ГНЕВ». Очень важно выяснить, какую эмоцию или эмоции человек испытывает, чтобы иметь возможность разрешить проблемную ситуацию.

Следующие шаги помогут вам более успешно справляться с болезненными эмоциями:
  • Копните достаточно глубоко, чтобы узнать, что «вызвало» ваши сильные эмоции
  • Обычно за гневом скрываются другие, более скрытые чувства
  • Чувства часто возникают вместе, и их может быть трудно разделить
  • Чтобы справиться с проблемой, вам нужно знать, какие именно чувства у вас возникают в конкретный момент
    • «Что я сейчас чувствую? Когда и где это началось?
    • «Что происходило в это время? Кто-нибудь еще участвовал?»

Выберите стратегию или стратегии, которые помогут вам почувствовать себя лучше:
  • Поговорите с близким другом, членом семьи, Р.А., директором общежития или консультантом по вопросам эмоциональной поддержки
  • Записывайте чувства и мысли в дневник
  • Используйте позитивный внутренний диалог, чтобы справиться с чувствами
  • Используйте отвлечение, чтобы переключить внимание на что-то другое
  • Обратите внимание на чувство… и отпустите его
  • Поговорите с человеком, который был вовлечен
  • Помните, что вы отвечаете за то, что вы чувствуете; никто не может «заставить» вас чувствовать себя определенным образом — вы контролируете себя и свои реакции
  • Чувства могут быстро приходить и уходить
  • Быстро избавиться от плохого настроения; сохранить хорошее настроение надолго
  • Поднимите себе настроение
  • В уме простите того, кто сделал обидный комментарий
  • Сделайте себя максимально устойчивым

Указания по использованию колеса эмоций или таблицы

Этот инструмент предназначен для расширения вашего эмоционального сознания и чувствительности. Это дает вам язык, чтобы идентифицировать и говорить о своих эмоциях. Мы предоставили инструмент в двух разных форматах диаграмм: одну в виде таблицы и одну в виде круговой диаграммы. Он используется, начиная с общих терминов вверху/в центре и продвигаясь вниз по списку/вниз к периметру, чтобы найти наиболее точное описание вашего эмоционального состояния.   

Версия таблицы разделена на шесть столбцов. Наиболее общий эмоциональный термин указан в верхней части каждого столбца жирным шрифтом (аналогично центральному кругу выше). Маркеры ниже представляют термины, которые были бы более конкретными (второй кружок в версии с колесом). Черточки под маркерами представляют еще более точные термины (крайний круг в Колесе эмоций).

Таблица эмоций:
Колесо эмоций

Колесо разделено на три концентрических круга: самый внутренний круг состоит из общих эмоциональных терминов, а внешний круг состоит из более конкретных терминов.

  • Шесть основных эмоций — «Страх, Гнев, Отвращение, Печаль, Радость, Удивление» — перечислены в центральном круге и разделены, как кусочки пирога.
  • Если вы переместитесь из центра на второй уровень, следуя линиям «куска пирога», вы обнаружите, что различные формы этой эмоции перечислены более конкретно. Например, если вы начнете со слова «Гнев» в центральном круге, а затем перейдете к следующему уровню, вы обнаружите ряд прилагательных, которые могут более конкретно описать гнев: «Обиженный, Угрожающий, Ненавистный, Безумный, Агрессивный, Разочарованный, Отдаленный, Критический.
  • Если вы продвинетесь еще дальше в расширяющемся куске пирога, вы найдете еще больше прилагательных, чтобы еще больше обострить различие: «Смущенный, опустошенный, неуверенный в себе, ревнивый и т. д.».
  • Чтобы точно определить свои эмоциональные состояния, вам нужно будет обратить внимание на тонкие ощущения в теле, их качество, локализацию и интенсивность. Например, вы можете заметить жар на лице, ком в горле, слезы на глазах, пот на ладонях, учащение пульса и т. д.
  • Одновременно может быть более одной эмоции, поэтому будьте готовы рассмотреть весь диапазон, который вы испытываете.

 

  Версия PDF для печати

Заметки о 3 теориях эмоций

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

Теории эмоций, сформулированные разными психологами: 1. Теория Джеймса-Ланге 2. Теория Кэннона-Барда 3. Когнитивная теория.

Каждая теория подчеркивает различные аспекты эмоций. Хотя каждая теория по-своему верна, ни одна из них не является всеобъемлющей и адекватной.

Несколько теорий кратко обсуждаются здесь:

1. Теория Джеймса-Ланге:

Обычно неспециалист считает, что физиологические изменения, связанные с эмоциями, следуют за сознательным опытом человека. Соответственно, мы плачем, потому что нам грустно, бежим, потому что боимся, боремся, потому что злимся.

Таким образом, эмоция вызывает необходимые физиологические изменения и открыто выражается. Но американский психолог Уильям Джеймс и датский физиолог Карл Ланге предположили, что физиологические изменения порождают соответствующие эмоциональные переживания.

Соответственно, мы боимся, потому что бежим, мы злимся, потому что бьем, нам жаль, потому что мы плачем. Эта теория предполагает, что мы воспринимаем ситуацию, реагируем и затем замечаем свои эмоции.

Следовательно, согласно этой теории, страх, гнев или печаль являются не причиной, а следствием возбужденного состояния тела, т. е. ощущаемая эмоция есть восприятие телесных изменений. Однако против этой теории выдвигается множество возражений (см. панель А ниже).

2. Теория Кэннона-Барда:

Уолтер Б. Кэннон и Филип Бард предложили новую теорию на основе своих открытий путем проведения операций на различных участках мозга, включая гипоталамус и кору головного мозга. Согласно этой теории, ощущаемая эмоция и телесные реакции при эмоциях не зависят друг от друга, обе запускаются одновременно. Эти теоретики предполагают, что кора головного мозга получает сенсорную информацию из окружающей среды, обрабатывает ее и затем передает результаты в таламус.

Затем таламическая активность вызывает эмоциональные переживания и, как механизм переключателя, передает импульсы одновременно в мозг и гипоталамус.

В свою очередь гипоталамус реагирует соответствующими эмоциональными переживаниями и стимулирует симпатическую нервную систему, что приводит к возможному поведенческому выражению эмоциональных состояний. Другими словами, импульсы посылаются одновременно в кору головного мозга и периферическую нервную систему. Таким образом, стимул и реакция на него ощущаются одновременно, но независимо (см. панель B ниже).

3. Когнитивная теория:

Стэнли Шахтер и Джером Сингер предложили эту теорию в 1962 году. Она также известна как «теория когнитивной оценки», поскольку интенсивность эмоций зависит от когнитивной оценки ситуации.

Эти теоретики утверждают, что генерализованное физиологическое возбуждение является характеристикой эмоционального состояния. Это эмоциональное состояние можно рассматривать как функцию состояния физиологического возбуждения и познания (прошлый опыт), соответствующего этому состоянию возбуждения.

Таким образом, люди испытывают внутреннее возбуждение, ищут ему объяснение, определяют внешний сигнал и, наконец, обозначают этот сигнал.

Например, человек определяет и понимает свои чувства как гнев, страх, радость и т. д. с точки зрения природы события, вызвавшего эмоцию, и его понимания или интерпретации этого события. Если ситуация связана с присутствием змеи, он интерпретирует возбуждение страха, тогда как если кто-то использует его камеру для записи, он интерпретирует это как гнев.

Таким образом, когнитивные факторы играют очень важную роль в эмоциях. Эта теория включает в себя элементы как теории Джеймса-Ланге, так и теории Кэннона-Барда (см. панель C выше). В дополнение к вышеперечисленным существуют и другие теории, а именно: теория эмоций Уотсона, теории чрезвычайной ситуации, теория эволюции, теория гомеостаза и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *