Как научиться понимать свои эмоции???
Содержание:
- Что такое эмоции
- Виды эмоций
- Таблица эмоций
Я часто в своей практике сталкиваюсь с тем, что человеку сложно описать свои эмоции.
Действительно, часть людей знают самые базовые эмоции: любовь, радость, печаль, гнев, страх и т.д. Но при этом не все смогут описать их, не говоря о том, чтобы рассказать какие эмоции и ощущения ещё испытывает человек.
В этой статье я хочу рассказать, что такое эмоции, какие функции они выполняют, какие существуют виды эмоций. А самое главное, как описать эмоции, которые вы испытываете и какие последствия они вызывают.
Начнем с определений.
Что такое эмоции
Эмоции – специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни следующие функции:
- Мотивационно-регулирующую – эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать направлять и регулировать.
- Коммуникативную – эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной информацией друг с другом. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем без слов понять, что происходит в психике.
- Сигнальную – эмоционально-выразительные движения человека- мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Если с ней всё в порядке, если процесс удовлетворения жизненно важных потребностей идёт нормально, то человек переживает положительные эмоции; если же в этом процессе возникают сбои, то человек будет переживать отрицательные эмоции.
- Защитную – эмоция, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от угрожающих ему опасностей. Например, страх способствует избежанию вредных воздействий (психологически и физиологически подготавливает организм к бегству от того, что ему угрожает).
- Мотивационно-регулирующую – эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать направлять и регулировать.
Виды эмоций
Настроение
Относительно слабо выраженная, но длительно существующая эмоция. Оно отражает общее состояние дел человека в данный момент времени, его жизненный тонус или настрой.
Простейшие, или биологические эмоции
Это переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей. Это прежде всего получаемое в процессе их удовлетворения удовольствие или неудовольствие.
Аффекты
Cильные кратковременные бурные эмоции, которые имеют ярко выраженную экспрессию, т.е. отчётливо проявляются в жестах, мимике, пантомимике человека, в его органических реакциях, включая изменения частоты и ритмики сердечных сокращений, частоты и ритмики дыхания, и обменные процессы.
Чувства
Rомплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами (предметами, людьми) или событиями.
Страсть
Очень сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми человек не в состоянии управлять. Скорее, напротив, такие состояния сами управляют человеком, его психологией и поведением. Её главная функция состоит в том, чтобы побуждать человека к действиям, направленным на удовлетворение соответствующей страсти.
Стресс
Это особое психофизиологическое состояние, которое возникает у человека при чрезмерных психических или физических перегрузках, которые организм и психика человека уже не выдерживают, и в них наблюдаются серьёзные расстройства.
Ниже вы увидите таблицу, в которой представлены описания 10 эмоций и те последствия, к которым они приводят.
Таблицу ниже можно двигать влево-вправо
Таблица эмоций
Эмоция | Описание эмоции | Последствия |
Любовь | Привязанность; забота; сострадание, доброта; теплота; притяжение; увлеченность; вдохновленность; очарованность; страсть; нежность; восхищение. | Видите в человеке только положительные стороны. Отвлеченность, мечтательность. Чувство открытости и доверия. Вера в себя. |
Радость | Счастье; удовольствие; жизнерадостность; веселость; наслаждение; блаженство; вдохновение; интерес; восторг; эйфория; экстаз; ликование. | Оптимизм; приветливость; эффективность при столкновении с проблемами. Высокий болевой порог. |
Печаль | Горе; страдание; разочарование; безнадежность; депрессия; одиночество; боль; сожаление; уныние; меланхолия; подавленность. | Обидчивость и ворчливость. Пессимизм. Самокритика. Навязчивые мысли о прошлом. Бессонница. Нарушение аппетита, несварение. |
Гнев | Злость; раздражение; горечь; расстройство; ворчливость; сварливость; ожесточение; ярость; фрустрация; бешенство; угрюмость; враждебность; возмущение; неистовство. | Суженное внимание, навязчивые мысли, бесчувственность. |
Страх | Тревога; нервозность; испуг; паника; беспокойство; напряженность; ужас; шок; тревожность; истерия; взволнованность; трепет; боязнь; жуть; фобия; опасение | Сужение внимания; потеря контроля; навязчивые мысли и фантазии; невозможность сосредоточиться. |
Отвращение | Ненависть; антипатия, презрение; неприязнь; осмеивание; отталкивание; брезгливость; отрицание; омерзение; тошнота; насмешка; возмущение; злоба. | Сужение внимания, навязчивые мысли и образы; сверхчувствительность к грязи. |
Зависть | Ожесточенность; алчность; стремление; пристрастие; недовольство; разочарование; уныние; корысть; жадность; страстное желание; мелочность | Сужение внимания; навязчивые мысли; невнимание к тому, что у вас есть; желание измениться. |
Ревность | Недоверчивость; собственничество; осторожность; осторожность; страх потерять; подозрительность; настороженность; бдительность. | Навязчивость, подозрительность, гипертребовательность и бдительность. Уязвленное самолюбие, чувство отчуждения. |
Стыд | Униженность; подавленность; раскаяние; замешательство; неловкость; смущение. | Избегание, блокирование эмоций. Импульсивное поведение с целью переключиться. Чрезмерная озабоченность собой. |
Вина | Сожаление; угрызение совести; раскаяние; извинение. | Принятие решения измениться. Произвести изменения в поведении. |
Вывод или зачем понимать эмоции:
Сильные негативные эмоции переживаются болезненно и являются дисфункциональными, если мешают человеку здраво рассуждать, решать проблемы, эффективно действовать и получать удовольствие от различных видов деятельности, поэтому чем лучше человек разбирается в своих эмоциях, тем осознаннее сможет корректировать своё поведение.
Литература- Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987.
- Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. — Л., 1989.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
- Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984.
- ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
- Додонов Б. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
- Изард К. Е. Эмоции человека. — М„ 1980.
- Ильин Е. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
- Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. — М., 1992.
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М„ 1976.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979.
- Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982.
- Симонов II. В. Отражательная и регуляторная функции эмоции. В кн.: Мотивированный мозг. — М., 1987, с. 61-86.
- Фромм Э. Исскусство любить: Исследование природы любви. — М., 1990.
- Якобсон II. М. Психология чувств и мотивация. — М.; Воронеж, 1998.
Анастасия Курныш
Меня зовут Курныш Анастасия. Я психолог-консультант. Являюсь членом «Белорусского общества психологов». Моя основная методика: Когнитивно-поведенческая терапия.
Саморегуляция эмоций //Психологическая газета
Отрывок из книги «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» Климова Е.К., Помазина О.А. Проект «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» (учебно-методическое пособие) является номинантом XVIII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2016 года
Дискомфортное состояние человека включает в себя негативные (отрицательные) эмоции по отношению к себе или к другим.
Разделение эмоций на позитивные, негативные и нейтральные является условным. Основанием для такого разделения служит степень комфортности психоэмоционального состояния и его проявлений в поведении для самого человека и окружающих его людей. При таком подходе к негативным (дискомфортным) эмоциям будут относится эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку и/или окружающим.
Важнейшим этапом целенаправленной саморегуляции психоэмоционального состояния человека является осознание своих негативных эмоций и их нейтрализация.
Схема саморегуляции эмоций
Осознание эмоций предполагает постановку человека в позицию наблюдателя. Отделить себя от эмоции помогает техника «Осознание», описанная в притче к занятию. В момент, когда эмоция «захватывает» вас, нужно внутренне остановиться, осознать свою эмоцию, дать ей название (при назывании эмоции важно говорить: «Я чувствую злость» вместо: «Я злюсь»). Это приведет к моментальному эффекту — вы перестанете ощущать себя единым целым с эмоцией. В результате эмоция или совсем исчезнет, или снизится уровень ее переживания вами.
Для регуляции своего эмоционального состояния важно не только понять, какие эмоции и чувства вы испытываете в той или иной ситуации, но и взять на себя ответственность за свои эмоции и чувства, то есть осознать, что в любой ситуации вы можете испытывать нейтральные или даже позитивные эмоции и чувства (например удивление, интерес, чувство юмора и т. п.).
Перейдем к практическим упражнениям, которые помогут вам управлять своими эмоциями.
Упражнение «Регуляция своих эмоций»
1. Вспомните ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции, и кратко опишите ее _______________________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете в настоящий момент по поводу этой ситуации___________________
3. Осознайте свою ответственность за свои эмоции и чувства. Запишите, какие нейтральные или позитивные эмоции и чувства вы могли бы испытывать в этой ситуации_____________________________________
Опасность негативных эмоций заключается в том, что, с одной стороны, они могут выплеснуться наружу в виде агрессивных высказываний и действий, а с другой стороны, не проявленные вовне негативные эмоции приводят к накоплению энергии и различным психосоматическим заболеваниям (физическим заболеваниям, основными причинами которых являются психологические факторы). Попробуем разобраться, что такое агрессия и как она влияет на жизнь человека.
Информация к размышлению: «Агрессия»
Агрессия (от лат. аggressio — нападение) — это деструктивные действия, поведение, эмоции и чувства человека, причиняющие ему и (или) другим психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб.
По месту проявления (во внешнем поведении человека или во внутреннем мире человека) агрессия делится на два вида:
• внешнюю ― слова, действия, поведение человека;
• внутреннюю ― негативные эмоции, чувства и мысли, которые или не отражены в поведении, или проявляются косвенно (например, в мимике, жестах).
По направленности агрессия также подразделяется на два вида:
• агрессию, направленную против других;
• агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).
Сочетание двух критериев позволяет выделить четыре вида агрессии (см. рисунок).
Классификация видов агрессии
1. Внешняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, проявляющаяся в поведении человека в виде высказываний и действий, причиняющих другому человеку моральный и/или физический вред. К данному виду агрессии можно отнести: действия, наносящие физический ущерб здоровью людей, имуществу, окружающей среде; высказывания, нацеленные на самооценку другого человека: обвинения, оскорбления, унижения, поучения («Ты должен…», «Ты не прав…»), упреки, насмешки, демонстративное игнорирование и т. п.
2. Внешняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, проявленная в поведении в виде агрессивных действий и высказываний по отношению к себе. Данный вид агрессии может сопровождаться причинением себе физического ущерба (биться головой об стену; шлепать себя по лицу, рукам и т. д.).
3. Внутренняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к другому человеку. Например, к данному виду агрессии будут относиться обида, злость, ненависть, гнев, ревность, зависть, страх, разочарование, отвращение, осуждение, презрение, высокомерие и др.
4. Внутренняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к себе. К данному виду агрессии можно отнести чувство вины, чувство стыда, обиду на себя, чувство самоуничижения, внутреннее самобичевание и т. п.
Влияние негативных эмоций на жизнь человека. Как отмечалось ранее, к негативным эмоциям относятся эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку или окружающим.
Наличие отрицательных эмоций — это сигнал человеку о том, что задеты значимые для него ценности, нарушены его ожидания относительно себя, других людей, явлений и т. п. Негативные эмоции являются симптомом психологического нездоровья, показателем наличия у человека дисгармонии с собой или миром.
Негативное влияние отрицательных эмоций на здоровье человека было доказано экспериментальным путем. Д. Серван-Шрейбер в своей книге «Антистресс» (Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. ― М., 2013. ― С. 82–83.) описывает эксперимент, доказывающий влияние эмоциональных переживаний на функционирование иммунной системы, а именно, на секрецию иммуноглобулина A. Иммуноглобулины A являются первой линией защиты организма от возбудителей инфекций (вирусов, бактерий и грибов). Они непрерывно обновляются на слизистых поверхностях носа, горла, бронхов, кишечника и влагалища — там, где существует постоянная угроза инфекций. В эксперименте добровольцев просили вспомнить какой-либо пережитый эпизод, вовлекший их в состояние гнева. Даже простое воспоминание заставило их сердце биться хаотично. Вследствие утраты баланса на короткий промежуток времени секреция иммуноглобулина A резко снизилась, уменьшив сопротивление возбудителям инфекций в среднем на шесть часов. В том же исследовании позитивные воспоминания привели к увеличению выработки иммуноглобулина A в течение последующих шести часов.
Описанный эксперимент объясняет, как внутренняя агрессия (негативные эмоции) приводит к психосоматическим расстройствам здоровья человека, а в случае затяжного характера негативных переживаний — к серьезным заболеваниям, и показывает важность нейтрализации своей внутренней агрессии для сохранения здоровья.
Ещё одной характерной особенностью агрессии является то, что она функционирует согласно принципу бумеранга (агрессия, отправленная вовне, возвращается отправителю) и принципу «подобное притягивает подобное» (и внутренняя, и внешняя агрессия притягивает агрессию). Иными словами, человек, который ведет себя агрессивно по отношению к окружающим или себе, получает в ответ агрессию со стороны других.
Задумывались ли вы о том, какие отрицательные эмоции и чувства характерны для вас, какой вид агрессии у вас преобладает? Осознать ответы на данные вопросы поможет выполнение следующего упражнения.
Упражнение «Я и агрессия»
1. Опираясь на полученную вами информацию об агрессии, продумайте и запишите на схеме (см. рисунок) примеры агрессивных высказываний, действий, эмоций, чувств, мыслей, характерных для того или иного вида агрессии:
Примеры агрессивных высказываний и действий
2. Запишите характерные для вас агрессивные действия, высказывания, негативные эмоции, чувства, мысли.
Внешняя агрессия по отношению к другому _________________
Внешняя агрессия по отношению к себе _____________________
Внутренняя агрессия по отношению к другому _______________
Внутренняя агрессия по отношению к себе __________________
3. Осознайте, какой вид агрессии наиболее характерен для вас _______________________________________
Комментарий к упражнению. Осознание наличия у себя того или иного вида агрессии — отправная точка для применения приемов саморегуляции. Известно, что признание наличия у себя проблемы определяет половину успеха в ее разрешении. Осознание проблемы позволяет перевести ее в задачу. Можно, например, сказать себе: «Да, я проявляю агрессию по отношению к себе и другим. Но я хочу научиться регулировать свое эмоциональное состояние».
Важно помнить о том, что человека нельзя заставить испытывать негативные эмоции, если он этого не хочет. У него есть право в любой момент своей жизни воспользоваться советом, содержащимся в известном высказывании: «Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней» (например, переключить свое внимание с мысленного прокручивания негативных последствий сложившейся ситуации и поиска ответа на вопрос: «За что?» на обдумывание ответа на вопрос: «Для чего дана эта ситуация, какие потенциальные возможности она открывает?», на осмысление опыта, полученного благодаря этой ситуации, на поиск решения проблемы и т. п.).
Итак, мы познакомились с тем, что такое агрессия, рассмотрели ее виды и влияние на жизнь человека. Теперь постараемся разобраться, откуда берется агрессия и как ее нейтрализовать.
По большому счету, причиной негативных эмоций и агрессии являются неоправданные ожидания человека. Отрицательные эмоции лишь сигнализируют нам о том, что что-то идет не так, как мы ожидали, поэтому нужно избавляться не от отрицательных эмоций, а от причины, вызывающей эти эмоции. Однако если не снять симптом (негативную эмоцию), то до причины агрессии докопаться сложно (по аналогии, если мы испытываем сильную боль, то вначале нужно снять боль, а уже потом устранять причину заболевания). Поэтому саморегуляцию дискомфортного состояния стоит начинать со снятия симптомов — с нормализации дыхания и мышечного тонуса, с осознания и нейтрализации негативных эмоций. И уже после этого переходить к анализу неоправданных ожиданий.
Познакомимся с приемами регуляции своих ожиданий.
Информация к размышлению «Саморегуляция ожиданий»
Регуляция ожиданий предполагает трансформацию негибких (однозначных) ожиданий в гибкие (многозначные) ожидания (см. рисунок).
Схема регуляции ожиданий
Гибкие ожидания могут включать в себя предположения о вероятных путях развития событий, возможных видах своего будущего поведения (в зависимости от того или иного хода развития событий), способах предотвращения нежелательных сценариев развития событий, наличии непредсказуемых факторов, влияющих на ход развития событий и собственное поведение и т. п. Именно благодаря наличию гибких ожиданий человек способен контролировать свои эмоции и выстраивать конструктивные отношения с внешним миром.
Перейдем от теории к практике. Потренируйтесь трансформировать свои однозначные ожидания в гибкие с помощью техники саморегуляции своего отношения к другому человеку. Техника включает в себя совокупность действий человека по регуляции своего дыхания, мышечного тонуса, эмоций, увеличению гибкости ожиданий относительно собственных действий и поведения других людей.
Выполните упражнение на освоение этой техники.
Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»
1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________
В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).
Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя. Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».
6. Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________
7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.
8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________
9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________
10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________
Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.
Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.
Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:
Упражнение «Саморегуляция отношения к себе»
1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас негативные эмоции и чувства по отношению к себе ________________________________________
2. Дайте название эмоциям и чувствам, которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации. Нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха______________________
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения (боль, вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус ___________________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно себя не оправдались.
__________________________________________
6. Проанализируйте и запишите, какие ваши ценности вступили в конфликт в этой ситуации; какая значимая для вас ценность победила, а какая — проиграла
7. Осознайте и запишите вид субъективного управления, который вы проявили в этой ситуации.
_________________________________
8. Осознайте свою ответственность за свои ожидания, эмоции и чувства по отношению к себе. Продумайте и запишите, чего вам следует ожидать от себя в подобной ситуации, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния.
_________________________________
9. Осознайте и запишите мотивы, которыми вы руководствовались при выборе победившей ценности: объясните (в идеале, оправдайте) ваши действия в этой ситуации.
_________________________________
10. Осознайте и запишите, какой жизненный опыт вы получили благодаря этой ситуации (что осознали, переосмыслили и т. п. ).
_________________________________
11. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к себе в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 8–10).
_________________________________
12. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации.
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
_________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________
При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к себе (приложение «Техники для саморазвития).
Подведем итоги. В ходе данного занятия вы освоили приемы регуляции своего психоэмоционального состояния, отработали техники нейтрализации внутренней агрессии.
Обратите внимание: для профилактики возникновения негативных эмоций полезно вырабатывать у себя гибкие ожидания. Но, поскольку жизнь непредсказуемое явление, то не менее важно научиться быстро нейтрализовать свою внутреннюю агрессию, возникающую при неожиданном ходе развития событий. Это умение позволяет быть способным ставить и конструктивно решать задачи по исправлению ситуации вместо того, чтобы погружаться в ту или иную негативную эмоцию.
Важно понимать, чем отличается поведение человека, охваченного отрицательной эмоцией, от поведения человека, нейтрализовавшего отрицательную эмоцию. Например, пестовать обиду вредно, а вот сказать человеку о том, что вы испытываете обиду, когда он поступает определенным образом, полезно. Это позволяет предотвратить не устраивающее вас поведение другого человека в будущем.
Распознавание эмоций | Психологические и консультационные услуги
С сильными эмоциями иногда бывает трудно справиться, а сильные эмоции, с которыми не справляются должным образом, часто могут привести к большим проблемам. Много раз мы ошибочно обозначаем нашу основную сильную эмоцию как «ГНЕВ». Очень важно выяснить, какую эмоцию или эмоции человек испытывает, чтобы иметь возможность разрешить проблемную ситуацию.
Следующие шаги помогут вам более успешно справляться с болезненными эмоциями:- Копните достаточно глубоко, чтобы узнать, что «вызвало» ваши сильные эмоции
- Обычно за гневом скрываются другие, более скрытые чувства
- Чувства часто возникают вместе, и их может быть трудно разделить
- Чтобы справиться с проблемой, вам нужно знать, какие именно чувства у вас возникают в конкретный момент
- «Что я сейчас чувствую? Когда и где это началось?
- «Что происходило в это время? Кто-нибудь еще участвовал?»
- Поговорите с близким другом, членом семьи, Р.А., директором общежития или консультантом по вопросам эмоциональной поддержки
- Записывайте чувства и мысли в дневник
- Используйте позитивный внутренний диалог, чтобы справиться с чувствами
- Используйте отвлечение, чтобы переключить внимание на что-то другое
- Обратите внимание на чувство… и отпустите его
- Поговорите с человеком, который был вовлечен
- Помните, что вы отвечаете за то, что вы чувствуете; никто не может «заставить» вас чувствовать себя определенным образом — вы контролируете себя и свои реакции
- Чувства могут быстро приходить и уходить
- Быстро избавиться от плохого настроения; сохранить хорошее настроение надолго
- Поднимите себе настроение
- В уме простите того, кто сделал обидный комментарий
- Сделайте себя максимально устойчивым
Этот инструмент предназначен для расширения вашего эмоционального сознания и чувствительности. Это дает вам язык, чтобы идентифицировать и говорить о своих эмоциях. Мы предоставили инструмент в двух разных форматах диаграмм: одну в виде таблицы и одну в виде круговой диаграммы. Он используется, начиная с общих терминов вверху/в центре и продвигаясь вниз по списку/к краям, чтобы получить наиболее точное описание вашего эмоционального состояния.
Версия таблицы разделена на шесть столбцов. Наиболее общий эмоциональный термин указан в верхней части каждого столбца жирным шрифтом (аналогично центральному кругу выше). Маркеры ниже представляют термины, которые были бы более конкретными (второй кружок в версии с колесом). Черточки под маркерами представляют еще более точные термины (крайний круг в Колесе эмоций).
Таблица эмоций: Колесо эмоцийКолесо разделено на три концентрических круга: самый внутренний круг состоит из общих эмоциональных терминов, а внешний круг состоит из более конкретных терминов.
- Шесть основных эмоций — «Страх, Гнев, Отвращение, Печаль, Радость, Удивление» — перечислены в центральном круге и разделены, как кусочки пирога.
- Если вы переместитесь из центра на второй уровень, следуя линиям «куска пирога», вы обнаружите, что различные формы этой эмоции перечислены более конкретно. Например, если вы начнете со слова «Гнев» в центральном круге, а затем перейдете к следующему уровню, вы обнаружите ряд прилагательных, которые могут более конкретно описать гнев: «Обиженный, Угрожающий, Ненавистный, Безумный, Агрессивный, Разочарованный, Отдаленный, Критический.
- Если вы продвинетесь еще дальше в расширяющемся куске пирога, вы найдете еще больше прилагательных, чтобы еще больше обострить различие: «Смущенный, опустошенный, неуверенный в себе, ревнивый и т. д.».
- Чтобы точно определить свои эмоциональные состояния, вам нужно будет обратить внимание на тонкие ощущения в теле, их качество, локализацию и интенсивность. Например, вы можете заметить жар на лице, ком в горле, слезы на глазах, пот на ладонях, учащение пульса и т. д.
- Одновременно может быть более одной эмоции, поэтому будьте готовы рассмотреть весь диапазон, который вы испытываете.
Версия PDF для печати
Колесо эмоций [изображения + как им пользоваться]
В этой статье вы узнаете о новом способе определения своих эмоций. Это называется Колесо Эмоций. При этом используются разные измерения для описания эмоций, которые мы испытываем в любой момент времени. Колесо эмоций, как и другие диаграммы, связанные с эмоциями, несовершенны. Но это отличный ориентир, поскольку мы исследуем и понимаем, что мы чувствуем.
Что такое колесо эмоций?
Эмоции и выживание
Эволюция и эмоции
Как определить свои эмоции
Важность эмоционального интеллекта
Что такое колесо эмоций?
Колесо эмоций было создано Робертом Плутчиком, чтобы помочь пациентам определить и описать 8 основных эмоций: радость, печаль, страх, гнев, ожидание, удивление, отвращение и доверие. Это было частью его всеобъемлющей психоэволюционной теории эмоций.
Роберт Плутчик, американский психолог, создал Колесо эмоций в 1980 году. Его теория эмоций расширила предыдущие теории, некоторые из которых определили шесть основных эмоций, которые испытывают все люди. Плутчик считал, что люди испытывают восемь основных эмоций, и у каждой из этих эмоций есть полярная противоположность, которая также включена в колесо:
- Радость и противоположная ей эмоция, печаль.
- Страх и противоположная ему эмоция, гнев.
- Ожидание и противоположная ему эмоция, удивление.
- Отвращение и противоположная ему эмоция — доверие.
Уже этот круг начинает напоминать цветовой круг. Но в Колесе Эмоций есть нечто большее, чем просто восемь основных эмоций.
Комбинации
Вероятно, вы оказались между двумя эмоциями. Вы чувствуете радость, но вы также чувствуете предвкушение. Может быть, вы ждете чека по почте или особенно взволнованы предстоящим годом. Плутчик прикрыл и эти эмоции. Между каждой эмоцией находится эмоция, которая объединяет две смежные эмоции:
- Ожидание и радость: оптимизм
- Гнев и ожидание: агрессивность
- Радость и доверие: любовь
- Доверие и страх: подчинение
- Страх и удивление: трепет
- Удивление и печаль: неодобрение
- Печаль и отвращение: раскаяние
- Отвращение и гнев: презрение
Но это еще не все.
Градусов
Сказать, что вы чувствуете «радость», не всегда достаточно, чтобы охватить весь спектр этой эмоции. Бывают дни, когда ты выпрыгиваешь из своего сета от радости! В другие дни вы просто чувствуете себя спокойно и счастливо. По обе стороны от первичных эмоций Плутчик перечислил «степени», в которых эти эмоции могут ощущаться.
Эти спектры выглядят следующим образом:
- Гнев: от раздражения до ярости
- Ожидание: интерес к бдительности
- Отвращение: от скуки до отвращения
- Страх: от опасения до ужаса
- Радость: от безмятежности до экстаза
- Печаль: задумчивость до горя
- Сюрприз: отвлечение до изумления
- Доверие: признание восхищения
Плутчик использовал как двухмерные, так и трехмерные модели, чтобы показать взаимосвязь между первичными эмоциями, спектром, в котором они находятся, и сочетанием эмоций, которые мы можем испытывать одновременно.
Эмоции и выживание
Плутчик создал Колесо эмоций не только для того, чтобы мы могли исследовать и определять свои эмоции. Его интересовало то, как эмоции позволяют нам задействовать и изучать основные механизмы выживания. Его психоэволюционная теория эмоций включала «Последовательную модель эмоций и место познания», которые показывали, как происходил этот процесс. Каждый механизм выживания, от борьбы или бегства до определения новой территории, связан с одной из восьми основных эмоций.
Например, когда мы сталкиваемся с угрозой, нам нужно что-то сделать, чтобы избежать этой угрозы и выжить. Плутчик назвал встречу с угрозой «стимулирующим событием». Предполагаемое познание, возникающее в ответ на этот стимул, называется «опасностью». Эмоция, которую мы чувствуем, — это страх, варьирующийся от опасения до ужаса. Страх включает наш «режим борьбы или бегства», и в конечном итоге мы боремся с угрозой или убегаем от ситуации. Это наше поведение в ответ на наши эмоции. Желаемым результатом нашего поведения является некоторая форма выживания. В данном случае это защита от угрозы. Эта последовательность событий помогает объяснить цель и использование «бей или беги», одного из наших самых известных защитных механизмов.
Эволюция и эмоции
Колесо эмоций и другие идеи Плутчика напоминают нам, что мы испытываем эмоции не просто так. Мы можем чувствовать себя глупо после того, как испытаем эмоциональную реакцию на наше мороженое, падающее на землю, или на то, что нас видит призрак потенциального партнера. Но эти эмоции восходят к базовым механизмам выживания, которые поддерживали нас в живых, когда все было не так удобно.
В более первобытные времена нам нужно было сражаться или бежать, чтобы противостоять угрозам, таким как дикие животные или вражеское племя. Угрозы в наши дни, такие как двойка за тест или отсутствие продвижения по службе, не так серьезны. Тем не менее, наш разум может по-прежнему воспринимать их как угрозы, и эта последовательность задействует нашу реакцию «бей или беги».
Когда мы научимся определять свои эмоции, мы сможем контролировать их и предотвратить использование неподходящих механизмов защиты или выживания. Не все угрозы требуют от нас сражаться или бежать. Понимая, откуда исходят наши эмоциональные реакции, мы можем лучше оценить свое поведение и понять, когда пора действительно действовать.
Как определить свои эмоции
Как вы себя чувствуете сегодня?
Иногда вы можете обнаружить, что на этот простой вопрос есть простой ответ. Вы счастливы. Содержание. Грустный. Взволнованный. В других случаях на этот простой вопрос нет простого ответа. Вы нервничаете, но не можете сказать, «хорошо нервничаете» или «плохо нервничаете». Вы счастливы, но к этому счастью примешивается приступ вины, который мешает вам по-настоящему почувствовать себя счастливым.
Выявление эмоций — нелегкий процесс, но он крайне важен для понимания того, как люди думают и ведут себя. Существуют различные когнитивные теории о том, как эмоции влияют на наш когнитивный процесс и принимаемые нами решения. Поэтому вполне логично, что психологи хотят получить четкое представление о том, как мы определяем эмоции и как они влияют на наше поведение и отношение.
С помощью таких инструментов, как «Колесо эмоций», мы можем выразить словами свои чувства. Вот еще несколько способов определить свои эмоции и более эффективно управлять ими:
С помощью таких инструментов, как «Колесо эмоций», мы можем выразить словами наши чувства. Вот еще несколько способов определить свои эмоции и управлять ими более эффективно:
Сядьте в одиночестве.
Посидите в тишине и понаблюдайте за своим телом и разумом. (Медитации под руководством в таких приложениях, как Insight Timer, тоже могут помочь вам в этом.) Чувствуете ли вы напряжение где-либо в теле? Являются ли ваши мысли положительными, отрицательными, обнадеживающими и т. д.? Будьте терпеливы и честны с собой. Потратьте 5-10 минут на этот процесс.
Обратитесь к Колесу эмоций позже. Отражают ли ваши мысли чувство беспокойства? Удовлетворенность? Смущение? Начните с самого внутреннего круга и двигайтесь наружу, если необходимо.
Держите поблизости дневник.
Мы не всегда можем обрабатывать свои эмоции, постоянно думая об одних и тех же мыслях. Найдите время, чтобы записать события дня и то, что вы чувствуете, когда размышляете. Регулярное ведение дневника откроет вам не только ваши эмоции, но и источники этих эмоций.
Принять все эмоции.
Ваши эмоции действительны. Мы часто не хотим признаваться в том, что испытываем такие чувства, как стыд, печаль или разочарование. Знайте, что эти чувства совершенно нормальны. Все мы испытываем определенные чувства, даже если не сделали ничего, чтобы «заслужить» их. Чем раньше вы признаетесь в своих чувствах, тем быстрее вы сможете ими управлять.
Важность эмоционального интеллекта
Выявление своих эмоций с помощью Колеса эмоций или иным образом создает EQ. EQ, или эмоциональный интеллект, — это способность идентифицировать и эффективно использовать эмоции.
Эмоциональный интеллект выглядит следующим образом:
- Управление эмоциями до того, как они превратятся в импульсивное поведение
- Улавливание эмоциональных сигналов и адекватная реакция
- Четко сообщать о своих целях и эмоциях партнеру, коллегам или друзьям
- Легкая адаптация к изменяющимся ситуациям
- Оставаться спокойным даже в страшных или напряженных ситуациях
- Определение сильных и слабых сторон
- Связь моделей мышления и физических реакций с определенными эмоциями
- Знание того, какие события или темы могут вызвать сильные эмоции, и соответствующая подготовка
Пример использования колеса эмоций для развития эмоционального интеллекта
Даррен плохо себя чувствует. Когда он садится за работу, его отвлекают все остальное в его списке дел. Он думает о своей матери, которая больна в больнице. Он думает о своей жене, которая в последнее время испытывает стресс. И он думает о своем боссе, который может быть разочарован или не разочарован отсутствием работы, которую Даррен смог выполнить.
Даррен не знает, как объяснить свои чувства. Если его не контролировать, его стресс влияет на его сон, способность работать и сосредоточиться. Только после того, как он увидел статью о Колесе эмоций, он решил подвести итоги своих эмоций.
Он слушает на YouTube медитацию об определении своих эмоций. Медитация учит его замечать различные части своего тела и ума. Даррен понимает, что его грудь стеснена. Его мысли движутся очень быстро. После медитации он гуглит свои симптомы и понимает, что испытывает тревогу.
Даррену это в новинку, но ему помогает Колесо Эмоций. Он смотрит на область с надписью «Тревога». В самом внутреннем круге он видит «страшный», охватывающий «тревожный». Даррен обычно не был бы человеком, который бы сказал, что он боится, но у него непредубежденность. Чего он мог бояться? Может быть, он боится, что его мать не оправится от болезни, или что его жена заболеет, потому что она так напряжена.
Он смотрит на самые дальние круги Колеса Эмоций: потрясенный и взволнованный. Хотя обе эти эмоции, кажется, соответствуют его нынешним чувствам, огромное количество забот в его жизни — это , подавляющее его.
Даррен решает узнать, что делать, когда он подавлен, разговаривает с другом и делится своим потрясением. Благодаря этому процессу он понимает, что у него слишком много времени на его тарелке, и у него мало времени, чтобы посвятить себя заботе о себе и проводить время с людьми, которых он любит. Сосредоточив на этом больше своей энергии, Даррен обнаруживает, что его симптомы беспокойства затрагивают его гораздо реже, чем раньше.
Эмоциональный интеллект и поведение
Конечно, эмоциональный интеллект не заканчивается, когда вы делаете что-то, чтобы разрешить свои чувства.