Виды и функции внимания в психологии: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

внимание,виды,свойства и функции

преподаватель:Казиева.Н.Н.

студент:Ахмедов.К.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

семинар 2

Внимание

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Формы внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие формы внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание,

наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Функциями внимания являются:

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Установка внимания и психическая функция человека

1. Нейссер У. Познание и реальность. WHFreeman & Co Ltd.; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1976. [Google Scholar]

2. Джеймс В. Принципы психологии. Холт; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1890 г. Глава XI: Внимание. [Google Scholar]

3. Нейссер У. Когнитивная психология. Эпплтон-Сенчури-Крофтс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1967. [Google Scholar]

4. Янтис С. Управление зрительным вниманием. В: Пашлер Х. , редактор. Внимание. Psychology Press/Erlbaum (Великобритания) Тейлор и Фрэнсис; Хоув, Великобритания: 1998. стр. 223–256. [Google Scholar]

5. Цоцос Ж.К. Когда мы изучаем способность посещать занятия, что именно мы пытаемся понять? Неопубликованная рукопись.

6. Цоцос Ю.К., Абид О., Коцеруба И., Сольбах М.Д. Об управлении процессами внимания при зрении. кора. 2021; 137: 305–329. doi: 10.1016/j.cortex.2021.01.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Энджелл Дж. Р., Пирс А. Х. Экспериментальное исследование феномена внимания. Являюсь. Дж. Психол. 1892; 4: 528–541. дои: 10.2307/1410801. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

8. Свифт Э.Дж. Расстройство внимания при простых психических процессах. Являюсь. Дж. Психол. 1892; 5: 1–19. дои: 10.2307/1410811. [CrossRef] [Google Scholar]

9. Jersild A.T. Ментальная установка и сдвиг. Арка Психол. 1927; 89: 5–82. [Google Scholar]

10. Бродбент Д.Е. Нарушения внимания при избирательном слушании. Дж. Эксп. Психол. 1952; 44: 428–433. doi: 10.1037/h0057163. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Бродбент Д. Восприятие и общение. Пергамон Пресс; Лондон, Великобритания: 1958. [Google Scholar]

12. Дойч Дж.А., Дойч Д. Внимание: некоторые теоретические соображения. Психол. 1963; 70:80–90. doi: 10.1037/h0039515. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Schneider W., Shiffrin R.M. Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: I. Обнаружение, поиск и внимание. Психол. 1977; 84:1–66. doi: 10.1037/0033-295X.84.1.1. [CrossRef] [Google Scholar]

14. Канеман Д., Трейсман А. Изменение взглядов на внимание и автоматизм. В: Парасураман Р., Дэвис Д.Р., Битти Дж., редакторы. Варианты внимания. Академическая пресса; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1984. стр. 29–61. [Google Scholar]

15. Кун Т. Структура научных революций. 1-е изд. Издательство Чикагского университета; Чикаго, Иллинойс, США: 1962. [Google Scholar]

16. Джонстон В. А. , Хайнц С. П. Гибкость и производительность требуют внимания. Дж. Эксп. Психол. Генерал 1978; 107: 420–435. doi: 10.1037/0096-3445.107.4.420. [CrossRef] [Google Scholar]

17. Лави Н. Отвлекся и запутался?: Избирательное внимание под нагрузкой. Тенденции Познан. науч. 2005; 9: 75–82. [PubMed] [Академия Google]

18. Массаро Д.В. Экспериментальная психология и обработка информации. Издательская компания колледжа Рэнда Макнелли; Чикаго, Иллинойс, США: 1975. [Google Scholar]

19. Палмер С.Е. Зрительное восприятие и познание мира: Заметки о модели сенсорно-когнитивного взаимодействия. Исследуйте. Познан. 1975: 279–307. [Google Scholar]

20. Franconeri S.L. Природа и статус визуальных ресурсов. В: Рейсберг Д., редактор. Оксфордский справочник по когнитивной психологии. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд, Великобритания: 2013. [Google Scholar]

21. Генг Дж.Дж., Лебер А.Б., Шомштейн С. Внимание и восприятие: 40 обзоров, 40 просмотров. Курс. мнение Психол. 2019;29:v–viii. doi: 10.1016/j.copsyc.2019.09.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Лави Н. Перцептивная нагрузка как необходимое условие избирательного внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1995; 21: 451–468. doi: 10.1037/0096-1523.21.3.451. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Sanocki T., Sulman N. Восприятие сложных динамических сцен: влияние установки внимания на восприятие одного и нескольких типов событий. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2013;39: 381–398. doi: 10.1037/a0030718. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Цоцос Ж.К. Анализ зрения на уровне сложности. Поведение наук о мозге. 1990; 13:4233–4469. doi: 10.1017/S0140525X00079577. [CrossRef] [Google Scholar]

25. Норман Д.А., Бобров Д.Г. О процессах с ограниченными данными и ресурсами. Познан. Психол. 1975; 7: 44–64. doi: 10.1016/0010-0285(75)

-3. [CrossRef] [Google Scholar]

26. Ван Б., Кениг П. Зависит ли распределение ресурсов внимания между сенсорными модальностями от задач? Доп. Познан. Психол. 2017;13:83–96. doi: 10.5709/acp-0209-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Wickens C.D. Несколько ресурсов и прогнозирование производительности. Теор. Выдает Эргон. науч. 2002; 3: 159–177. doi: 10.1080/14639220210123806. [CrossRef] [Google Scholar]

28. Folk C.L., Remington R.W., Wright J.H. Структура управления вниманием: условное удержание внимания видимым движением, внезапным началом и цветом. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1994; 20: 317–329. дои: 10.1037/0096-1523.20.2.317. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Мост С.Б., Шолль Б.Дж., Клиффорд Э.Р., Саймонс Д.Дж. Что видишь, то и устанавливаешь: устойчивая слепота по невнимательности и захват сознания. Психол. 2005; 112:217–242. doi: 10.1037/0033-295X.112.1.217. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Dehaene S., Changeux J.P., Naccache L., Sackur J., Sergent C. Сознательная, предсознательная и подсознательная обработка: проверяемая таксономия. Тенденции Познан. науч. 2006; 10: 204–211. doi: 10.1016/j.tics.2006.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

31. Десимон Р., Дункан Дж. Нейронные механизмы избирательного зрительного внимания. Анну. Преподобный Нейроски. 1995; 18: 193–222. doi: 10.1146/annurev.ne.18.030195.001205. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Fan J., McCandliss B.D., Fossella J., Flombaum J.I., Posner M.I. Активация сетей внимания. Нейроизображение. 2005; 26: 471–479. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.02.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Франконери С.Л., Альварес Г.А., Кавана П. Гибкие когнитивные ресурсы: конкурентные карты контента для внимания и памяти. Тенденции Познан. науч. 2013;17:134–141. doi: 10.1016/j.tics.2013.01.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Вулф Дж. М. Управляемый поиск 6.0: Обновленная модель визуального поиска. Психон. Бык. 2021; 28:1060–1092. doi: 10.3758/s13423-020-01859-9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Зелинский Г., Чен Ю., Ан С., Адели Х. Психология обучения и мотивации. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 2020. Изменение взглядов на целенаправленный контроль внимания: прошлое, настоящее и будущее моделирования фиксаций во время визуального поиска; стр. 231–286. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

36. Рольфс М. Внимание в активном видении: взгляд на непрерывность восприятия через саккады. Восприятие. 2015;44:900–919. doi: 10.1177/0301006615594965. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Экштейн М.П., ​​Дрешер Б.А., Симозаки С.С. Сигналы внимания в реальных сценах, саккадическое нацеливание и байесовские априорные факторы. Психол. науч. 2006; 17: 973–980. doi: 10.1111/j.1467-9280.2006.01815.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Торральба А., Олива А., Кастельхано М., Хендерсон Дж. М. Контекстное управление движениями глаз и вниманием в сценах реального мира: роль глобальных признаков в поиске объектов. Психол. 2006; 113:766–786. дои: 10.1037/0033-295Х. 113.4.766. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Ng GJP, Patel T.N., Buetti S., Lleras A. Расстановка приоритетов в зрительном внимании работает не так, как вы думаете. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2021; 47: 252–268. doi: 10.1037/xhp0000887. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Крамер А.Ф., Вигманн Д.А., Кирлик А. Внимание: от теории к практике. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд, Великобритания: 2006. [Google Scholar]

41. Чун М.М., Голомб Дж.Д., Терк-Браун Н.Б. Таксономия внешнего и внутреннего внимания. Анну. Преподобный Психолог. 2011;62:73–101. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100427. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Logan G.D., Cox G.E., Annis J., Lindsey D.R.B. Эпизодическая фланкерная задача: восстановление памяти по мере обращения внимания внутрь себя. Психол. 2021; 128:397–445. doi: 10.1037/rev0000272. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Moore C.M. Невнимательная слепота: восприятие или память и что это значит? Психея. 2001; 7: 178–194. [Google Scholar]

44. Бургойн А. П., Энгл Р. В. Управление вниманием: краеугольный камень познания высшего порядка. Курс. Реж. Психол. науч. 2020;29: 624–630. doi: 10.1177/0963721420969371. [CrossRef] [Google Scholar]

45. Мияке А., Фридман Н.П., Эмерсон М.Дж., Витцки А.Х., Хауэртер А., Вейгер Т.Д. Единство и разнообразие исполнительных функций и их вклад в сложные задачи «лобной доли»: латентный переменный анализ. Познан. Психол. 2000; 41:49–100. doi: 10.1006/cogp.1999.0734. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Baldauf D., Deubel H. Ландшафты внимания при достижении и захвате. Вис. Рез. 2010;50:999–1013. doi: 10.1016/j.visres.2010.02.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Эппингер Б., Гошке Т., Масслик С. Мета-контроль: от психологии к вычислительной нейронауке. Познан. Оказывать воздействие. Поведение Неврологи. 2021; 21: 447–452. doi: 10.3758/s13415-021-00919-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Webb T.W. , Graziano M.S. Теория схемы внимания: механистическое объяснение субъективного осознания. Фронт. Психол. 2015;6:500. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00500. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Дункан Дж., Чилински Д., Митчелл Д.Дж., Бхандари А. Сложность и композиционность в подвижном интеллекте. проц. Натл. акад. науч. США. 2017;114:5295–5299. doi: 10.1073/pnas.1621147114. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Barsalou L.W., Prinz J.J. Мирское творчество в системах перцептивных символов. В: Уорд Т.Б., Смит С.М., Вейд Дж., редакторы. Творческая мысль: исследование концептуальных структур и процессов. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1997. стр. 267–307. [Google Scholar]

51. Сил Н. М. Ментальные модели и творческие изобретения. В: Караяннис Э.Г., изд. Энциклопедия творчества, изобретений, инноваций и предпринимательства. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2013. [Google Scholar]

52. Уорд Т. Б., Смит С. М., Вейд Дж. Э. Творческая мысль: исследование концептуальных структур и процессов. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1997. [Google Scholar]

53. Пирсон Дж., Кеог Р. Новое определение визуальной рабочей памяти: когнитивно-стратегический подход к области мозга. Курс. Реж. Психол. науч. 2019;28:266–273. doi: 10.1177/0963721419835210. [CrossRef] [Google Scholar]

54. Мальмберг К.Дж., Рааймакерс Дж.Г.В., Шиффрин Р.М. 50 лет исследований, инициированных Аткинсоном и Шиффрин (1968), мем. Познан. 2019; 47: 561–574. doi: 10.3758/s13421-019-00896-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Логан Г. Д. Автоматический контроль: как эксперты действуют, не задумываясь. Психол. 2018; 125:453–485. doi: 10.1037/rev0000100. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Познер М.И., Ротбарт М.К., Тан Ю.Ю. Повышение внимания с помощью тренировок. Курс. мнение Поведение науч. 2015; 4:1–5. doi: 10.1016/j.cobeha.2014.12. 008. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

57. Розенберг М.Д., Финн Э.С., Шейност Д., Констебль Р.Т., Чун М.М. Характеристика внимания с помощью прогнозирующих сетевых моделей. Тенденции Познан. науч. 2017;21:290–302. doi: 10.1016/j.tics.2017.01.011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Simons D.J., Chabris C.F. Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие. 1999; 28:1059–1074. doi: 10.1068/p281059. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Koch I., Poljac E., Müller H., Kiesel A. Когнитивная структура, гибкость и пластичность в многозадачности человека. переключение исследований. Психол. Бык. 2018;144:557. doi: 10.1037/bul0000144. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

60. Монселл С. Переключение задач. Тенденции Познан. науч. 2003; 7: 134–140. doi: 10.1016/S1364-6613(03)00028-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Vandierendonck A., Liefooghe B., Verbruggen F. Переключение задач: взаимодействие реконфигурации и управления помехами. Психол. Бык. 2010; 136: 601–626. doi: 10.1037/a0019791. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Пашлер Х. Внимание. Psychology Press/Erlbaum (Великобритания) Тейлор и Фрэнсис; Хоув, Великобритания: 1998. [Google Scholar] 9.0003

63. Мост С.Б., Саймонс Д.Дж., Шолль Б.Дж., Хименес Р., Клиффорд Э., Чабрис К.Ф. Как не быть замеченным: вклад сходства и выборочного игнорирования в устойчивую слепоту по невнимательности. Психол. науч. 2001; 12:9–17. doi: 10.1111/1467-9280.00303. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Мак А., Рок И. Слепота по невнимательности. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс, США: 1998. [Google Scholar]

65. Морей Н. Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций. QJ Exp. Психол. 1959;11:56–60. doi: 10.1080/17470215908416289. [CrossRef] [Google Scholar]

66. Трейсман А.М. Стратегии и модели избирательного внимания. Психол. 1969; 76: 282–299. doi: 10.1037/h0027242. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Гронау Н., Коэн А., Бен-Шакхар Г. Диссоциации личностно значимых и релевантных задач отвлекающих факторов внутри и вне фокуса внимания: комбинированное поведенческое и психофизиологическое исследование . Дж. Эксп. Психол. Генерал 2003; 132: 512–529. дои: 10.1037/0096-3445.132.4.512. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. Ахиссар М., Хохштейн С. Теория обратной иерархии обучения визуальному восприятию. Тенденции Познан. науч. 2004; 8: 457–464. doi: 10.1016/j.tics.2004.08.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Paap K.R., Newsome S.L., McDonald J.E., Schvaneveldt R.W. Модель активации-проверки для распознавания букв и слов: эффект превосходства слова. Психол. 1982; 89: 573–594. doi: 10.1037/0033-295X.89.5.573. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

70. Цоцос Дж.К., Калхейн С., Куцу Ф. В кн.: От теоретических основ к иерархической схеме избирательного внимания, зрительного внимания и корковых цепей. Браун Дж., Кох С., Дэвис Дж., редакторы. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс, США: 2001. стр. 285–306. [Google Scholar]

71. Бар М. От объектов к единым разумам. Курс. Реж. Психол. науч. 2021; 30: 129–137. doi: 10.1177/0963721420984403. [CrossRef] [Google Scholar]

72. Theeuwes J. Избирательность восприятия цвета и формы. Восприятие. Психофиз. 1992;51:599–606. doi: 10.3758/BF03211656. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Theeuwes J. Управляемый стимулом захват и набор внимания: выборочный поиск цвета и визуальных резких начал. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1994;20:799. doi: 10.1037/0096-1523.20.4.799. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Гронау Н. Охватить мир одним взглядом: роль внимания в визуальной и семантической ассоциативной обработке. Дж. Визуализация. 2022;7:191. doi: 10.3390/jimaging70

. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Bacon W.F., Egeth H.E. Преодоление захвата внимания, управляемого стимулом. Восприятие. Психофиз. 1994; 55: 485–496. doi: 10.3758/BF03205306. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Драйсбах Г., Хайдер Х. Вот для чего нужны наборы задач: защита от ненужной информации. Психол. Рез. 2008; 72: 355–361. doi: 10.1007/s00426-007-0131-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

77. Folk C.L., Remington R.W., Johnston J.C. Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1992;18:1030–1044. doi: 10.1037/0096-1523.18.4.1030. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

78. Wyble B., Folk C., Potter M.C. Условный захват внимания концептуально релевантными изображениями. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2013; 39: 861–871. doi: 10.1037/a0030517. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

79. Лак С.Дж., Гаспелин Н., Фолк К.Л., Ремингтон Р.В., Теувес Дж. Прогресс в разрешении дебатов о захвате внимания. Вис. Познан. 2021; 29:1–21. дои: 10.1080/13506285.2020.1848949. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

80. Cunningham S.J., Vogt J., Martin D. Я первый? Позиционирование себя в иерархии внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2022; 48: 115–127. doi: 10.1037/xhp0000976. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

81. Schäfer S., Wentura D., Frings C. Создание сети важности: особое влияние саморелевантности на обработку стимулов. Аттен. Восприятие. Психофиз. 2020; 82: 3750–3766. doi: 10.3758/s13414-020-02070-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

82. Эльгенди М., Кумар П., Барбик С., Ховард Н., Эббот Д., Чихоки А. Подсознательное прайминг — современное состояние и перспективы на будущее. Поведение науч. 2018;8:54. doi: 10.3390/bs8060054. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

83. Ван ден Буше Э., Ван ден Нортгейт В., Рейнвоет Б. Механизмы маскированного прайминга: метаанализ. Психол. Бык. 2009; 135: 452–477. doi: 10.1037/a0015329. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

84. Raymond J.E., Shapiro K.L., Arnell K.M. Временное подавление визуальной обработки в задаче RSVP: моргание внимания? Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1992;18:849–860. doi: 10.1037/0096-1523.18.3.849. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

85. Chun M.M., Potter M.C. Двухэтапная модель для обнаружения нескольких целей в быстром последовательном визуальном представлении. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1995; 21: 109–127. doi: 10.1037/0096-1523.21.1.109. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

86. Dux PE, Marois R. Мгновение внимания: обзор данных и теории. Аттен. Восприятие. Психофиз. 2009;71:1683–1700. doi: 10.3758/APP.71.8.1683. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

87. Olivers C.N.L., van der Stigchel S., Hulleman J. Распространение бережливости: против ограниченного описания моргания внимания. Психол. Рез. 2007; 71: 126–139. doi: 10.1007/s00426-005-0029-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

88. Einhäuser W., Koch C., Makeig S. Продолжительность моргания внимания в естественных сценах зависит от категории стимула. Вис. Рез. 2007; 47: 597–607. doi: 10.1016/j.visres.2006.12.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

89. Тан М.Ф., Форд Л., Арабзаде Э., Эннс Дж.Т., Трой А.В.В., Маттингли Дж.Б. Нейронная динамика моргания внимания, выявленная путем кодирования избирательности ориентации во время быстрого визуального представления. Нац. коммун. 2020;11:434. doi: 10.1038/s41467-019-14107-z. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

90. Вайбл Б., Каллахан-Флинтофт К., Чен Х., Маринов Т., Саркар А., Боуман Х. Понимание зрительного внимания с помощью RAGNAROC: Градиент рефлексивного внимания через нейронную конкуренцию AttRactOr. Психол. 2020; 127:1163–1198. doi: 10.1037/rev0000245. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

91. Bransford J.D., Johnson M.K. Контекстные предпосылки для понимания: некоторые исследования понимания и припоминания. J. Вербальное обучение. Вербальное поведение. 1972; 11: 717–726. doi: 10.1016/S0022-5371(72)80006-9. [CrossRef] [Google Scholar]

92. Wiley J., Rayner K. Влияние заголовков на обработку текста и лексически неоднозначных слов: данные по движениям глаз. Мем. Познан. 2000; 28:1011–1021. дои: 10.3758/BF03209349. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

93. Брансфорд Дж. Д., Браун А. Л., Кокинг Р. Р. Как люди учатся. Том 11 Издательство Национальной академии; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2004. [Google Scholar]

94. Лошки Л. К., Хатсон Дж. П., Смит М. Е., Смит Т. Дж., Мальяно Дж. П. Просмотр статических визуальных повествований через призму теории восприятия сцены и понимания событий (SPECT) В: Лауброк Дж., Вильдфойер Дж., Данст А., редакторы. Эмпирические исследования комиксов: цифровые, мультимодальные и когнитивные методы. Рутледж; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2018. стр. 217–238. [Академия Google]

95. Грант Э. Р., Спайви М. Дж. Движения глаз и решение проблем: направляющее внимание направляет мысль. Психол. науч. 2003; 14: 462–466. doi: 10.1111/1467-9280.02454. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

96. Руинфар А., Агра Э., Ларсон А.М., Ребелло Н.С., Лошки Л.К. Связывание процессов внимания и концептуального решения проблем: визуальные подсказки облегчают автоматическое извлечение соответствующей информации из диаграмм. Фронт. Психол. 2014;5:1094–1107. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01094. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

97. Хегарти М., Кэнхэм М.С., Фабрикант С.И. Размышление о погоде: как заметность дисплея и знания влияют на производительность в задаче графического вывода. Дж. Эксп. Психол. Учиться. Мем. Познан. 2010; 36:37–53. doi: 10.1037/a0017683. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

98. Horrey WJ, Wickens C.D., Consalus K.P. Моделирование распределения визуального внимания водителей при взаимодействии с бортовыми технологиями. Дж. Эксп. Психол. заявл. 2006;12:67. doi: 10.1037/1076-898X.12.2.67. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

99. Стрейер Д.Л., Купер Дж.М., Террилл Дж., Коулман Дж.Р., Хопман Р.Дж. Разговор с автомобилем может отвлечь вас. Познан. Рез. Принц. Имплицитный. 2016;1:16. doi: 10.1186/s41235-016-0018-3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

100. Kunar M.A., Watson D.G. Визуальный поиск в многоэлементном асинхронном динамическом (MAD) мире. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2011;37:1017–1031. doi: 10.1037/a0023093. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

101. Криттенден Б.М., Митчелл Д.Дж., Дункан Дж. Набор сети режима по умолчанию во время требовательного акта исполнительного контроля. Элиф. 2015;4:e06481. doi: 10.7554/eLife.06481. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

102. Федоренко Е., Дункан Дж., Канвишер Н. Широкая общность доменов в фокальных областях лобной и теменной коры. проц. Натл. акад. науч. США. 2013;110:16616–16621. doi: 10.1073/pnas.1315235110. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

103. Шашидхара С., Митчелл Д.Дж., Эрез Ю., Дункан Дж. Прогрессивный набор лобно-теменной системы множественных требований с повышенной сложностью задач, нехваткой времени, и Награда. Дж. Когн. Неврологи. 2019;31:1617–1630. doi: 10.1162/jocn_a_01440. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

104. Марр Д. Видение: вычислительное исследование человеческого представления и обработки визуальной информации. В.Х. Фримен; Сан-Франциско, Калифорния, США: 1982. [Google Scholar]

105. Хиллман Ч. Х., Эриксон К. И., Крамер А. Ф. Будьте умны, тренируйте свое сердце: влияние упражнений на мозг и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 2008; 9: 58–65. doi: 10.1038/nrn2298. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

106. Milham M.P., Erickson K.I., Banich M.T., Kramer A.F., Webb A., Wszalek T., Cohen NJ. Задача Струпа. Познание мозга 2002;49: 277–296. doi: 10.1006/brcg.2001.1501. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

107. Пракаш Р.С., Восс М.В., Эриксон К.И., Льюис Дж.М., Чаддок Л., Малковски Э., Алвес Х., Ким Дж., Сабо А., Уайт С.М. и др. др. Кардиореспираторная пригодность и контроль внимания в стареющем мозге. Фронт. Гум. Неврологи. 2011;4:229. doi: 10.3389/fnhum.2010.00229. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

108. Саакян Б.Дж., Лэнгли С., Касер М. (Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания). Как хронический стресс меняет мозг — и что вы можете сделать, чтобы обратить вспять ущерб. Личное общение. 2022.

109. Берман М.Г., Джонидес Дж., Каплан С. Познавательные преимущества взаимодействия с природой. Психол. науч. 2008;19:1207–1212. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02225.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

110. Schertz K.E., Berman M.G. Понимание природы и ее познавательных преимуществ. Курс. Реж. Психол. науч. 2019; 28: 496–502. doi: 10.1177/0963721419854100. [CrossRef] [Google Scholar]

111. Гоулман Д., Дэвидсон Р.Дж. Измененные черты: наука показывает, как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. Пингвин; Лондон, Великобритания: 2018. [Google Scholar]

112. Даль С.Дж., Уилсон-Менденхолл С.Х., Дэвидсон Р.Дж. Пластичность благополучия: основанная на обучении основа для развития человеческого процветания. проц. Натл. акад. науч. США. 2020;117:32197–32206. doi: 10.1073/pnas.2014859117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Понимание некоторых основных компонентов внимания

Давайте представим, что я размахиваю перед вами ключами от машины, а через несколько секунд кладу их в карман. Для большинства людей с неповрежденным сенсорным восприятием объект либо воспринимается как находящийся в поле зрения, либо его там нет. Если есть путаница по этому поводу, вероятно, следует проверить зрение.

Внимание сильно отличается от акта видения. Мы прекрасно осознаем, что наши глаза открыты, однако внимание не всегда является произвольным, и мы обычно не осознаем, когда оно возникает, а когда исчезает. Однако внимание имеет произвольный и непроизвольный или более рефлексивный компонент.

Профессора British Academy Global Франческа Боргонови и Мария Ведечкина, изучающие «цифровые технологии в образовании», написали об этих двух процессах. «Добровольный процесс — это отражение целей, ожиданий и прошлых знаний. Непроизвольный процесс является автоматическим, реактивным и отражает сенсорную стимуляцию» (Ведечкина и Боргонови, 2021). Оба эти процесса используются, поскольку наши чувства быстро реагируют на звук клавиш, когда они ударяются друг о друга, и наши глаза смотрят на блестящие предметы. Мы также узнаем ожидаемую форму ключа, потому что видели его раньше; мы пришли к пониманию того, что многие люди водят машину, имеют при себе ключи и что ключи обычно хранятся у нас в карманах. Мы сталкиваемся с проблемами, когда пытаемся отслеживать собственное внимание, потому что его нельзя точно измерить по запросу, и на него влияет почти все в нашем внешнем и внутреннем мире.

Саму концепцию внимания также можно разделить на несколько подтипов, таких как устойчивое внимание, избирательное внимание, переменное внимание и разделенное внимание (Zanto & Gazzaley, 2014). Устойчивое внимание — это когда мы сосредотачиваемся на предмете и сохраняем бдительность в течение длительного периода времени. Избирательное внимание — это когда мы пытаемся сосредоточиться на одном действии среди других вещей, происходящих на заднем плане. Переменное внимание — это когда мы переключаемся между задачами, а разделенное внимание — это когда мы пытаемся выполнить две или более задач одновременно.

Если бы нам пришлось просмотреть DSM-5, мы бы заметили, что огромное количество клинических проявлений многих психиатрических диагнозов может привести к нарушению в той или иной степени каждого из подтипов внимания. Все расстройства настроения (включая тревогу/биполярное расстройство/депрессию), психотические расстройства, расстройства пищевого поведения, такие как нервная булимия и нервная анорексия, а также расстройства сна и бодрствования могут иметь клинические проявления невнимательности. Это очень важно понять, потому что невнимательность в этом свете может быть симптомом гораздо более серьезной проблемы.

Я обрисовал некоторые из возможных причин того, что внимание стало предметом дискуссий в психиатрии, в других постах, которые я написал.

Подводя итог, можно сказать, что современные школы (и рабочие места) стали более конкурентоспособными, и, по-видимому, большее значение придается продуктивности и итоговым оценкам. Смартфоны и планшеты интегрировались в нашу жизнь, а мы все еще пытаемся понять, как они влияют на нашу психику. Наша способность терпеть небольшой отрезок времени, когда мы не пытаемся отвлечься или быть «продуктивными», ограничена. Мы не позволяем себе достичь состояния «потока», потому что нам постоянно мешает внешний раздражитель, сидящий на столе рядом с нами. В некоторых культурах отвлечение стало неприемлемым, и такое поведение часто избегают или наказывают, что еще больше побуждает разум опасаться «сети режима по умолчанию», которая может возникнуть, когда человеку «скучно», «отвлечен» или «мечтать».

Когда мозг не занят целенаправленной деятельностью, говорят, что он переключается в «режим сети по умолчанию». Эта сеть состоит из многих областей мозга, которые «наиболее активны в задачах пассивного контроля, где требования экспериментатора сведены к минимуму» (Buckner, 2013). Пассивные задачи не требуют внимания, и человек не реагирует на сигналы и не взаимодействует с внешним миром. Разум, по сути, блуждает. Структуры, составляющие сеть по умолчанию, анатомически связаны с цепью, которая обеспечивает доступ к мнемонической информации, позволяющей людям «конструировать модели личностно значимых событий» или думать о будущем (Buckner, 2013).

Многие разъясняли эту концепцию, предполагая, что разум создает способ понять прошлый опыт и осмыслить мир. Возможно, это сеть, которая обеспечивает спонтанное мышление и помогает сети исполнительного контроля стимулировать творческие мыслительные процессы. Сеть исполнительного контроля отвечает за такие вещи, как рабочая память, переключение между наборами задач, подавление реакции и многие другие функции, связанные с вниманием, которые необходимы для выполнения когнитивных задач (Beaty et al., 2015). Это часть мозга, на которую ссылается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку считается, что у людей, страдающих этим расстройством, снижена связность в этой области (Tao et al. , 2017).

Меня сбивают с толку просьбы знакомых, которых я знаю, «устранить» их проблемы с вниманием. Во-первых, внимание — это не дырявая труба или бинарная схема; вы не можете просто заклеить его или включить или выключить цепь. Во-вторых, даже для того, чтобы начать обсуждение этой темы, потребуется обширная история этого человека, включая дополнительную информацию и, возможно, постоянные профессиональные отношения. Наконец, в конце концов, оценка субъективна, а качество ухудшения часто основывается на «шуме» (Даниэль Канеманн, автор Noise определяет «шум» как «нежелательную изменчивость суждений, которые должны быть идентичными» [Kahneman et al., 2021]). Изменчивость процессов, используемых для оценки внимания, может быть результатом культуры, которая вас окружает, и демографической информации, которая создает предвзятость при лечении врачей.

Прочитав это, я уверен, что вам пришлось остановиться и перечитать пару предложений, возможно, отчасти из-за неправильного грамматического выбора, но также и из-за того, что вы человек. Нашему мозгу только недавно приходилось обрабатывать такой объем информации за один день, и каждый новый день приносит все больше данных для обработки. Я надеюсь, что мы достигнем точки, когда мы сможем больше принимать наши ограничения в себе и других, в то же время продолжая расширять границы того, что может сделать мозг.

Ссылки

Бити, Р. Э., Бенедек, М., Барри Кауфман, С., и Сильвия, П. Дж. (2015). Соединение по умолчанию и исполнительной сети поддерживает создание творческих идей. Научные отчеты, 5(1), 10964. https://doi.org/10.1038/srep10964

Buckner, RL (2013). Сеть мозга по умолчанию: происхождение и значение для изучения психоза. Диалоги в клинической неврологии, 15 (3), 351–358.

Корбетта, М., и Шульман, Г.Л. (2002). Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Nature Reviews Neuroscience, 3 (3), 201–215. https://doi.org/10.1038/nrn755

Дюге, Л., Мерриам, Э.П., Хигер, Д.Дж., и Карраско, М. (2020). Дифференциальное влияние эндогенного и экзогенного внимания на активность зрительной коры человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *