Виды и классификация эмоций: Классификация эмоций

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ . Психофизиология эмоций

Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Существует большое количество классификаций эмоций.

Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.

). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная – его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.

К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.

Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические – угнетающие активные формы поведения.

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление

– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Рис.1. Основные эмоции у детей.

А.Н. Леонтьев выделяет три вида эмоциональных процессов

: аффекты, собственно эмоции, предметные чувства.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями.

Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них, и идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Предметные чувства возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором бъекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:

1) эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;

2) эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;

3) эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.

Классификация эмоциональных явлений по Р.М. Грановской.

1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2) Собственно эмоции – более длительные эмоциональные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В отечественной психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».

Рис. 2. Основные эмоции у взрослых.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Выделить какие-либо классификации эмоций очень трудно, потому что они не попадают ни в какие рамки.

В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как характер потребностей (витальные, базальные, социальные, небазальные), их уровень (элементарные – сложные), их знак (положительные – отрицательные), их связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом (врожденные – приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные – неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие – успокаивающие), их объект (направленные «на себя» – направленные «вовне»), их длительность (краткие – длительные), их интенсивность (сильные – слабые), их отношение к деятельности (ведущие – неведущие) и т. д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые – угнетают, подавляют активность (страх, тоска).

Очевидно, что сам по себе ни один из этих критериев (признаков) не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами. Эмоции представляют сбой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций. Можно допустить, например, что каждая эмоция как система может быть охарактеризована по многим осям (векторам) в соответствии с принципом многомерного шкалирования, разработанным Е.Н. Соколовым, Ч.А. Измайловым. Более широкие возможности этой модели, ее адекватность была доказана по отношению к широкому классу когнитивных психических явлений, связанных с речевой системой, – гностических, мнестических, интеллектуальных (А.Ю.Терехина). Возможно, что данная модель может удовлетворительно описать и определенный класс эмоциональных явлений, во всяком случае те, которые могут быть представлены в сознании. Эта область ждет еще своих исследователей.

Таким образом, сейчас не существует единой универсальной классификации эмоций (эмоциональных состояний), так как нельзя выделить единый критерий (признак) для психофизиологической характеристики этих состояний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Классификация эмоций в психологии и их виды кратко

«Лучше бы я ничего не чувствовала!» — вырывается из нас когда негативные эмоции захватывают. Или же «Я не могу передать словами свое внутреннее состояние!» — в случаях, когда человек переполнен позитивом. Эмоции бывают отрицательные, положительные и нейтральные.

А еще и смешанными (одновременно чувствуешь и отрицательные, и положительные эмоции), знаешь ли ты об этом? Понимать свои эмоции и эмоции других людей — важнейший социальный навык. Тебе полезно будет знать какие бывают эмоции и какие функции они выполняют.

В этой статье:

Понятие эмоций в психологииКлассификация эмоцийПоложительные эмоцииОтрицательные эмоцииНейтральные эмоцииЭмоции в психологии

Новости СМИ2

Понятие эмоций в психологии

Фото Lidya Nada on Unsplash

Если задать тебе вопрос: «Что такое эмоции?», как ты на него ответишь? Наверняка твой ответ будет таков: «Это то, что мы ощущаем». И это близко к истине.

Рассмотрим какие определения понятию «эмоции» дают ученые.

Интерес к эмоциям появился у ученых еще много веков назад.

Античные философы относились к эмоциям как к способу познания мира, рассматривая состояния удовольствия или страдания как сигналы о грядущем благе или бедствии.

В словаре под редакцией Р.С. Немова дается следующее определение: «Эмоции — класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые физические и психические состояния, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями».

Словарь С.Ю. Головина дает следующее толкование: «Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его потребностей».

По мнению В.Н. Куликова, A.T. Ковалева, эмоции — относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и тому подобные.

К. Изард считает, что эмоция — это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты.

А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.

Обобщая все определения можно сделать вывод о том, что если у человека нет потребности, то нет и эмоции. Эмоция возникает тогда, когда человек, испытывающий потребность, имеет возможность для ее реализации.

Положительные эмоции появляются тогда, когда велика оценка вероятности удовлетворения потребности. А отрицательные эмоции возникают, если человек не видит возможности удовлетворить свою потребность.

Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, который позволяет ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, в людях и самом себе. Причем эмоциональные оценки люди часто считают более достоверными, чем интеллектуальные.

Классификация эмоций

Наверное ты замечала, что эмоции очень сильно влияют на нашу жизнь. Твое эмоциональное состояние пропорционально зависимо от работоспособности, семейной жизни, режима и так далее. Классификация эмоций выстроена по этому принципу: с точки зрения влияния на человека.

Понятие, виды и функции эмоций

Выделяют стенические и астенические эмоции. Стеническими называют эмоции, повышающие жизнедеятельность организма (например, радость или удовольствие), а астеническими — угнетающие, тормозящие, пассивные (например, злость или страх).

Астенические эмоции часто трактуются как отрицательные, так как мешают человеку достигать цели и снижают работоспособность. Но астенические эмоции тоже очень важны. Они помогают нам понять, что мы находимся в опасности или что с нашим организмом что-то не так.

Проще говоря, стенические эмоции — это положительные эмоции, а астенические — отрицательные. Кроме того, тебе важно знать, что астенические эмоции способны уберечь твой организм от перенапряжения, а сильные стенические принести вред организму из-за перевозбуждения.

Положительные эмоции

Какие ты положительные эмоции можешь испытать? Вот примерный описательный список:

  • Любовь — это глубокая привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии;
  • Радость — это внутреннее чувство удовольствия, веселого настроения;
  • Удовлетворение — это состояние удовольствия при исполнении желаний и закрытии потребностей;
  • Восторг — переполняющая радость;
  • Восхищение — радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту;
  • Интерес — повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус;
  • Эйфория — это положительно окрашенный аффект или эмоция, при которой притупляются другие эмоции;
  • Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям;
  • Экстаз — высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления;
  • Энтузиазм — эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность.

Отрицательные эмоции

Примерный список отрицательных эмоций, которые ты можешь ощутить:

  • Страх — негативно окрашенное эмоциональное состояние, которое возникает при угрозе и опасности;
  • Злость — чувство недоброжелательности, желание причинить вред;
  • Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам;
  • Печаль — это скорбь, вызванная внешними причинами;
  • Гнев — это аффект, имеющий агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью нанести вред;
  • Грусть — эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в минорные тона;
  • Горе — это сильное негативное переживание при потерях;
  • Тоска — эмоциональное состояние человека, характеризующееся мучительной грустью, душевной тревогой, беспокойством;
  • Тревога — эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением внутреннего напряжения, дурными, мрачными предчувствиями;
  • Фрустрация — состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд;
  • Ярость — сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева;
  • Шок — сильная негативная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями.

Нейтральные эмоции

Эмоции, называемые нейтральными, примечательны тем, что они вовсе не имеют окраски. Эти эмоции игнорируются твоим организмом, он не дает никаких реакций — ни положительных, ни отрицательных.

  • Апатия — состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств;
  • Любопытство — это интерес к чему-либо без цели и пользы;
  • Удивление — это эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации;
  • Созерцание — это состояние, являющееся переходным от расслабления к концентрации.

Учись понимать и определять эмоции, это поможет тебе понять других людей и себя.

Эмоции в психологии

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, которое возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны. Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Они связаны с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Различают четыре основных вектора направления эмоций:

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции. Есть всего 9 фундаментальных эмоций:

  • Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей. Она выражается  в восторге, смехе, удовлетворенности.
  • Удивление – это самая краткосрочная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания. Она проявляется изумлением, сомнением, недоумением.
  • Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения. Можно выделить несколько вариантов печали: скорбь, горе, тоска, уныние, грусть.
  • Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности. Причины возникновения гнева весьма различны: пробка на дороге или опасный маневр, оскорбление, крик, нарушение комфорта. Гнев порождается угрозой постороннего, а может быть на себя самого. Варианты гнева – это ярость, злость, обида, возмущение.
  • Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.
  • Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.
  • Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность. Страх можно разделить на ужас, тревогу и беспокойство.
  • Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям — верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей. Различают: вину и совесть.
  • Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей. Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

Такова классика жанра.

Классификация эмоций | SpringerLink

  • Абельсон, Роберт П. 1983. «Что стало с теорией непротиворечивости?» Бюллетень личности и социальной психологии 9: 37–54.

    Google Scholar

  • Арнольд, Магда Б. 1970. «Вечные проблемы в области эмоций». Стр. 169–186 в «Чувства и эмоции » под редакцией М. Б. Арнольда. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Аверилл, Джеймс Р. 1975. «Семантический атлас эмоциональных понятий». JSAS Каталог избранных документов по психологии 5: 421.

    Google Scholar

  • —. 1980. «Конструктивистский взгляд на эмоции». Стр. 305–339 в Эмоции, теория, исследования и опыт: Том. 1. Теории эмоций , под редакцией Р. Плутчика и Х. Келлермана. Сан-Диего: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Бергер, Джозеф. 1988. «Направления исследования состояний ожидания». Стр. в Обобщение статуса: новая теория и исследования , под редакцией М. Вебстера и М. Фоши. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Google Scholar

  • Блау, Питер М. 1964. «Обмен и власть в социальной жизни». Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Браун, Роджер. 1965. Социальная психология . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google Scholar

  • Берк, Питер Дж. 2004. «Личность, события и настроения». Стр. 25–49 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Кларк, Кэндис. 1990. «Эмоции и микрополитика в повседневной жизни: некоторые закономерности и парадоксы места». Стр. 305–333 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Клор, Джеральд Л. и Эндрю Ортони. 1988. «Семантика аффективного лексикона». Стр. 367–397 в Cognitive Perspectives on Emotion and Motivation , под редакцией В. Гамильтона, Г. Х. Бауэра и Н. Х. Фрийды. Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic.

    Google Scholar

  • —. 1991. «Что еще есть в концепциях эмоций, кроме прототипов?» Журнал личности и социальной психологии 60: 48–50.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коллинз, Рэндалл. 1984. «Роль эмоций в социальной структуре». Стр. 385–397 в Approaches to Emotion под редакцией К. Р. Шерера и П. Экмана. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • —. 1990. «Стратификация, эмоциональная энергия и преходящие эмоции». Стр. 27–57 в Программа исследований в социологии эмоций под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Дарвин, Чарльз Х. 1872. Выражение эмоций у человека и животных . Нью-Йорк: Эпплтон.

    Google Scholar

  • де Ривера, Джозеф. 1977. «Структурная теория эмоций». Психологические проблемы 10: 1–178.

    Google Scholar

  • Дюркгейм, Эмиль. 1938. Правила социологического метода , перевод Сары А. Солоуэй и Джона Х. Мюллера. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • Экман, Пол. 1982. Эмоции человеческого лица . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Гардинер, Ховард М., Рут К. Меткалф и Джон Г. Би-Центр. [1937] 1970. Чувства и эмоции . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд.

    Google Scholar

  • Гоффман, Ирвинг. 1974. Анализ кадров . Нью-Йорк: Харпер.

    Google Scholar

  • Гордон, Стивен Л. 1985. «Микросоциологические теории эмоций». Стр. 33–147 в Микросоциологическая теория: перспективы социологической теории , под редакцией Х. Дж. Хелле и С. Н. Эйзенштадта. Беверли-Хиллз: публикации саги.

    Google Scholar

  • —. 1990. «Социальные структурные эффекты на эмоции». Стр. 145–179 в Программа исследований в социологии эмоций под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Грей, Джеффри А. 1971. Психология страха и стресса . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google Scholar

  • Гриффитс, Пол Э. 1997. Что такое эмоции на самом деле . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • Хаммонд, Майкл. 1990. «Аффективная максимизация: новая макротеория в социологии эмоций». Стр. 58–81 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Харре, Рим. 1986. Социальная конструкция эмоций . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.

    Google Scholar

  • Хегтведт, Карен А. 1990. «Влияние структуры на эмоциональную реакцию на неравенство». Социальная психология Ежеквартально 53: 214–228.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хохшильд, Арли Р. 1983. Управляемое сердце . Беркли: Калифорнийский университет Press.

    Google Scholar

  • Хоманс, Джордж. C. 1961. Социальное поведение: его элементарные формы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс.

    Google Scholar

  • Каган, Джером. 1958. «Концепция идентификации». Психологический обзор 65: 296–305.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Келли, Гарольд Х. 1984. «Аффект в межличностных отношениях». Стр. 89–115 в Review of Personality and Social Psychology: Emotions: Relationships and Health под редакцией П. Шейвера. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Кемпер, Теодор Д. 1978. Социально-интерактивная теория эмоций . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

    Google Scholar

  • —. 1987. «Сколько эмоций? Объединить социальные и автономные компоненты». Американский журнал социологии 93: 263–289.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1990. «Социальные отношения и эмоции: структурный подход». Стр. 207–237 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Кемпер, Теодор Д. и Рэндалл Коллинз. 1990. «Размеры микровзаимодействия». Американский журнал социологии 96: 32–68.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лоулер, Эдвард Дж. и Чонку Юн. 1998. «Сетевая структура и эмоции в обменных отношениях». American Sociological Review 63: 871–894.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лазарус, Р. С., А. Д. Каннер и С. Фолкман. 1980. «Эмоции: когнитивный феноменологический анализ». Стр. 189–218 в Emotion: Theory, Research and Experience , под редакцией Р. Плутчика и Х. Келлермана. Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Маккиннон, Нил Дж. и Лео Дж. Китинг. 1989. «Структура эмоций: сравнение Канады и США». Социальная психология Ежеквартально 52: 70–83.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мэнстед, Энтони и Агнета Х. Фишер. 2001. «Социальная оценка: социальный мир как объект и влияние на процессы оценки». Стр. 221–232 в Процессы оценки эмоций , под редакцией К. Р. Шерера, А. Шорра и Т. Джонстона. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Морган, Рик Л. и Дэвид Р. Хейз. 1988. «Структура эмоций». Социальная психология Ежеквартально 51: 19–31.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ортони, Энтони, Джеральд Л. Клор и Аллен Коллинз. 1988. Когнитивная структура эмоций . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Ортони, Энтони и Теренс Дж. Тернер. 1990. «Что важно в базовых эмоциях?» Психологический обзор 79: 315–331.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Осгуд, Чарльз Э. 1969. «О путях и причинах E, P и A». Журнал личности и социальной психологии 12: 194–199.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Парсонс, Талкотт, 1951. Социальная система . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Google Scholar

  • Плутчик Роберт. 1962. Эмоции: факты, теории и новая модель . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

    Google Scholar

  • —. 1980. Эмоции: психоэволюционный синтез . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • —. 2001. «Природа эмоций». Американский ученый 89: 344–350.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Роземан, Ира Дж. 1979. «Когнитивные аспекты эмоций и эмоционального поведения». Документ представлен на 87-м ежегодном съезде Американской психологической ассоциации в Нью-Йорке.

    Google Scholar

  • Рассел, Джеймс А. 19 лет80. «Циркумплексная модель аффекта». Журнал личности и социальной психологии 39: 1161–1178.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1991. «В защиту прототипа подхода к концепциям эмоций». Журнал личности и социальной психологии 60: 37–47.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шефф, Томас Дж. 1990. Микросоциология . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • —. 2000. «Стыд и социальная связь: социологическая теория». Социологическая теория 18: 84–99.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шейвер, Филлип, Джудит Шварц, Дональд Кирсон и Кэри О’Коннор. 1987. «Эмоциональное знание: дальнейшее объяснение прототипа подхода». Журнал личности и социальной психологии 52: 1061–1086.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шелли, Роберт К. 2001. «Как ожидания в отношении производительности возникают из настроений». Социальная психология Ежеквартально 64: 72–87.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Смит-Ловин, Линн. 1990. «Эмоции как подтверждение и опровержение личности: модель контроля аффектов». Стр. 238–270 в программах исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Соломон, Роберт С. 2002. «Назад к основам: о самой идее базовых эмоций». Журнал теории социального поведения 32: 115–144.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Соломон, Роберт С. и Лори Д. Стоун. 2002. «О положительных и отрицательных эмоциях». Журнал теории социального поведения 32: 417–435.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Стетс, Ян Э. 2004. «Эмоции в теории идентичности: влияние статуса». Стр. 51–76 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Страйкер, Шелдон. 2004. «Интеграция эмоций в теорию идентичности». Стр. 1–24 из Теория достижений в групповых процессах , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Тенхоутен, Уоррен Д. 1995. «Двойная символическая классификация и первичные эмоции: предполагаемый синтез социогенной теории эмоций Дюркгейма и психоэволюционной теории эмоций Плутчика». Международная социология 10: 427–445.

    Google Scholar

  • —. 1996. «Очерк социоэволюционной теории эмоций». Международный журнал социологии и социальной политики 16: 190–208.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тамм, Роберт. 1975. За пределами брака и нуклеарной семьи . Сан-Франциско: Canfield Press, Harper and Row.

    Google Scholar

  • —. 1992. «Социальная структура и эмоции». Социологические перспективы 35: 649–671.

    Google Scholar

  • —. 2004. «К универсальной теории власти и статуса эмоций». Стр. 189–222 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Тибо, Джон В. и Гарольд Х. Келли. 1959. Социальная психология групп . Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Туйтс, Пегги А. 1985. «Процессы самомаркировки при психических заболеваниях: роль эмоциональных отклонений». Американский журнал социологии 91: 221–249.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тернер, Джонатан Х. 1998. Структура социологической теории . Белмонт, Калифорния: Издательская компания Wadsworth.

    Google Scholar

  • —. 2002. Лицом к лицу: к социологической теории межличностного поведения . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Google Scholar

  • Уоллер, Уиллард. 1963. Старая любовь и новая: развод и приспособление . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса.

    Google Scholar

  • Вайнер, Бернард. 1980. «Роль аффекта в рациональных атрибутивных подходах к человеческой мотивации». Исследователь в области образования 97: 4–11.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1982. «Эмоциональные последствия причинных атрибуций». Стр. 185–209 в Affect and Cognition , под редакцией MS Clark и ST Fiske. Лондон: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Классификация эмоций | Психология Вики

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


    Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.

    Содержание

    • 1 Основные и сложные эмоции
      • 1.1 Социальное и несоциальное отличие
    • 2-мерные модели эмоций
      • 2.1 Модель Плутчика
    • 3 Культурно-специфические эмоции
      • 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
    • 4 Библиография
    • 5 Примечания и ссылки

    Основные и сложные эмоции

    Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.

    Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения базовых эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.

    • Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
    • Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
    • Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
    • Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
    • Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , пт. я, гл. 6).
    • Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
    • Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
    • Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]

    Социальные против несоциальных Отличие

    Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.

    Объемные модели эмоций

    Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, которая использует модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.

    Модель Плутчика

    Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид основных-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.

    Культурно-специфические эмоции

    Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:

    • Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
    • Amae (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
    • Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
    • Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
    • Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьих-то страданий.
    • Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
    • Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
    • Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
    • Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
    • Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
    • Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
    • Рус (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
    • Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
    • Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
    • Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .

    Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.

    Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы

    • Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
    • Па-ленг (Китай): Болезненная боязнь холода даже в жаркую погоду, связанная с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
    • Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
    • Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в судороги, за которыми следует глубокий сон и потеря воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
    • Коро (Ассам и Южный Китай): Интенсивная тревога, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
    • Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых мужчин, достигших зрелости, которые начинают сбегать, воровать и стрелять из лука в течение нескольких дней. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).

    Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.

    Библиография

    • Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
    • Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
    • Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
    • Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
    • Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
    • Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
    • Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
    • Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *