Виды и развитие человеческой деятельности психология: 4.2. Виды и развитие человеческой деятельности

4.2. Виды и развитие человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Основные виды деятельности:

  • Общение.

Первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальныеигры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов.Предметныеигры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.Сюжетныеигры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.Ролевыеигры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.

Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Виды и развитие человеческой деятельности

Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда служат средством символической разрядки напряженности, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение. Для детей они носят, главным образом, развивающий характер. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря ему человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С этой деятельностью связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Преобразование системы человеческой деятельности совпадает, по существу, с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых ее видов. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современно общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые были характерны тогда.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Этот механизм развития описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая, в свою очередь, выступает средством достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Влияние чувства времени на развитие человека

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC2790864

Наука.

Авторская рукопись; доступно в PMC 2009 9 декабря.

Опубликовано в окончательной редакции как:

Наука. 2006 г., 30 июня; 312 (5782): 1913–1915.

DOI: 10.1126/Science.1127488

PMCID: PMC2790864

NIHMSID: NIHMS156796

PMID: 16809530

Авторская информация о человеческой информации. Постепенно оставшееся время становится лучшим предиктором, чем хронологический возраст, для ряда когнитивных, эмоциональных и мотивационных переменных. Теория социально-эмоциональной избирательности утверждает, что временные ограничения смещают мотивационные приоритеты таким образом, что регулирование эмоциональных состояний становится более важным, чем другие типы целей. Этот мотивационный сдвиг происходит с возрастом, но также проявляется и в других контекстах (например, географических перемещениях, болезнях и войне), которые ограничивают субъективное будущее.

Большинство ученых согласится с тем, что эксплицитное изучение времени входит в компетенцию физики, однако интерес к различным аспектам времени охватывает естественные и социальные науки. Время является неотъемлемой частью практически всех психологических явлений. От последовательности вознаграждений, связанных с оперантным и классическим обусловливанием, до потока кислорода при измерении активации мозга, время встроено в большинство поведенческих и психологических процессов. Психологическая наука, однако, уделяла относительно мало внимания последствиям нашей способности не только следить за временем, но и понимать, что время в конце концов заканчивается. Я утверждаю, что субъективное ощущение оставшегося времени оказывает глубокое влияние на основные человеческие процессы, включая мотивацию, познание и эмоции.

Хотя изменение во времени является основной основой психологии развития, теоретические модели человеческого развития сосредоточены почти исключительно на течении времени с момента рождения. В развитии детей этот маркер хорошо послужил ученым. Обширная литература показывает, что хронологический возраст является отличным (хотя и несовершенным) предиктором когнитивных способностей (1, 2), языка (3) и сенсомоторной координации (4). Однако в более старшем возрасте хронологический возраст является более плохим предиктором. Вместо этого считается, что повышенная гетерогенность или дифференциация внутри выборки является кардинальным признаком развития на протяжении всей жизни (5). Предположительно, это связано в первую очередь с различиями в опыте и возможностях, с которыми люди сталкиваются с течением времени. Хронический стресс, уровень образования, близкие отношения и социальный статус — все это ставит людей на очень разные траектории развития, которые влияют не только на повседневное функционирование, но также на здоровье и продолжительность жизни (6). В более позднем возрасте хронологический возраст продолжает служить грубым маркером накопленного жизненного опыта, но теряет ту точность, которой обладает в юности.

Второй показатель времени становится заметным по мере того, как люди становятся старше, а именно субъективное ощущение оставшегося времени до смерти. Хотя это субъективное ощущение времени коррелирует с хронологическим возрастом, оно постепенно становится более важным, чем время с момента рождения. Поскольку целенаправленное поведение по своей сути зависит от восприятия будущего времени, восприятие времени неразрывно связано с выбором цели и ее достижением. Теория социально-эмоциональной избирательности (SST), теория мотивации, основанная на продолжительности жизни, основана в основном на способности человека контролировать время, корректировать временные горизонты с возрастом и осознавать, что время в конечном итоге истекает (7). SST утверждает, что временные горизонты играют ключевую роль в мотивации. Цели, предпочтения и даже когнитивные процессы, такие как внимание и память, систематически меняются по мере сокращения временных горизонтов. Поскольку хронологический возраст коррелирует со временем, оставшимся до конца жизни, появляются систематические связи между возрастом и временными горизонтами, но результаты экспериментальных исследований показывают, что когда временная перспектива манипулируется или контролируется статистически, многие возрастные различия исчезают. Короче говоря, во многих измерениях пожилые и молодые люди ведут себя на удивление одинаково, когда временные горизонты уравниваются.

Такие события, как теракты 11 сентября и эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в Гонконге, полностью устранили возрастные различия по некоторым показателям мотивации (8). Молодые люди, перенесшие ВИЧ до того, как стали доступны эффективные методы лечения, по-видимому, смотрели на свой социальный мир так же, как очень пожилые люди (9). Во всех этих случаях остро ощущалась хрупкость жизни. Сказывалось субъективное ощущение оставшегося времени и, в свою очередь, уравнивались возрастные различия в предпочтениях и желаниях.

SST утверждает, что важность двух широких категорий целей меняется в зависимости от воспринимаемого времени: цели, касающиеся приобретения знаний, и цели, касающиеся регуляции эмоциональных состояний. Когда время воспринимается как неограниченное, наиболее приоритетными целями, скорее всего, будут подготовительные цели, сосредоточенные на сборе информации, ощущении новизны и расширении широты знаний. Когда время воспринимается как ограниченное, наиболее важными целями будут те, которые могут быть реализованы в краткосрочной перспективе, иногда в самом их стремлении.

В таких условиях цели, как правило, делают акцент на чувственных состояниях, особенно на регулировании эмоциональных состояний для оптимизации психологического благополучия. SST предсказывает, что люди разного возраста отдают приоритет разным типам целей. По мере того, как люди стареют и все больше воспринимают время как конечное, они придают меньшее значение целям, расширяющим их кругозор, и большее значение целям, из которых они черпают эмоциональное значение. Очевидно, что молодые люди иногда преследуют цели, связанные со смыслом, а пожилые люди преследуют цели, связанные с приобретением знаний; однако относительная важность, придаваемая им, меняется. Действительно, различия между молодыми и пожилыми наиболее разительны, когда цели конкурируют, например, в ситуациях, когда расширение кругозора также влечет за собой неприятные эмоциональные переживания. По данным SST, в таких случаях молодые люди гораздо чаще, чем пожилые, добиваются своей цели, несмотря на негативную эмоциональную нагрузку.
Этот теоретический сдвиг помог разобраться в ряде открытий, ранее упоминавшихся в литературе как «парадокс старения» (10). Было замечено, что у пожилых людей меньше социальных сетей, они меньше, чем молодые, тянутся к новизне и сужают сферу своих интересов; в то же время, однако, они были так же счастливы (если не счастливее), как и более молодые люди. Это имеет смысл, если мотивационные изменения с возрастом заставляют людей уделять приоритетное внимание углублению существующих отношений и развитию опыта в уже приносящих удовлетворение областях жизни.

Однако, согласно SST, такие различия связаны не с «возрастом», а с различиями в восприятии будущего времени. Существуют четкие возрастные различия в предпочтениях, и эти различия можно устранить путем выборочного расширения или ограничения временных горизонтов (11, 12). Например, на просьбу выбрать из трех социальных партнеров, представляющих разные типы целей (13), большинство пожилых людей достоверно выбирают эмоционально близких социальных партнеров. Тем не менее, когда их попросили сделать выбор после того, как они представили, что им только что позвонил их врач, который рассказал им о новом медицинском достижении, которое фактически гарантирует, что они будут жить намного дольше, чем ожидалось, выбор пожилых людей напоминал выбор молодых людей (12). . Точно так же, когда молодых людей просят представить, что они скоро переедут в новое географическое место, они «похожи» на пожилых людей: теперь они тоже выбирают эмоционально близких социальных партнеров (11). Таким образом, окончания не обязательно должны быть связаны со старостью или надвигающейся смертью. Им нужно просто ограничить временные горизонты. Предпочтения, которые долгое время считались отражением трудноизлечимых последствий биологического или психологического старения, кажутся изменчивыми и податливыми.

Мы начали исследовать, каким образом эти различные мотивационные состояния влияют на обработку информации. Хелен Фунг и я разработали пары рекламных объявлений, которые были идентичны, за исключением основного слогана (14). В одном из вариантов рекламы слоганы обещали расширение кругозора. В другом лозунги обещали более эмоциональное вознаграждение (). Большинство участников старшего возраста предпочли рекламу с лозунгами, связанными с эмоциями. Они также лучше запоминали эти лозунги и продукты, связанные с ними, чем лозунги об исследованиях и знаниях. Когда участников старшего возраста попросили представить расширенное будущее, прежде чем они указали свои предпочтения, они сделали выбор, аналогичный выбору более молодых участников, то есть они не продемонстрировали значительного предпочтения лозунгам, связанным с эмоциями.

Открыть в отдельном окне

Пример одной пары рекламных объявлений, используемых для изучения возрастных различий в предпочтениях и памяти на продукты. В каждой паре рекламные объявления были идентичными, за исключением слогана. Один лозунг был связан с получением знаний. Второй обещал эмоционально значимое вознаграждение (14).

Недавно проведенное исследование показало, что у пожилых людей в памяти особое предпочтение эмоционально позитивной информации перед эмоционально негативной (15–17). Это особенно интригует, потому что давно известно, что молодые люди находят негативную информацию более привлекательной и запоминающейся, чем позитивную. Действительно, многие постулировали эволюционную основу для предпочтения в памяти и внимании негативной информации. Отрицательный материал содержит больше информации, чем положительный, который часто успокаивает, а не возбуждает. Однако если значение, придаваемое изучению новой информации, меняется с сокращением временных горизонтов, это предпочтение должно исчезнуть во взрослом возрасте. Наша исследовательская группа ввела термин «эффект позитивности» для описания модели развития, при которой избирательное внимание к негативным стимулам в юности смещается на относительно более сильное внимание к позитивной информации в пожилом возрасте (16). Хотя в некоторых исследованиях этот эффект объясняется прежде всего тем, что более молодые люди запоминают относительно больше отрицательного материала, чем положительного, а в других исследованиях эффект объясняется тем, что пожилые люди запоминают больше положительного, чем отрицательного материала, сдвиг в соотношении положительного к тем не менее, в исследовательской литературе это стало надежным выводом (18, 19). ).

Особый интерес представляют недавние данные о том, что пожилые люди менее глубоко обрабатывают негативную информацию, чем позитивную (20). Во время сканирования мозга пожилые и молодые люди просматривали изображения положительных, отрицательных и нейтральных стимулов. Используя связанную с событием функциональную магнитно-резонансную томографию, измеряли активацию миндалины в ответ на различные типы изображений. В соответствии с результатами поведенческих исследований, отмеченных выше, в то время как у молодых людей наблюдалась повышенная активация миндалины в ответ как на позитивные, так и на негативные образы по сравнению с нейтральными изображениями, активация миндалины у пожилых людей увеличивалась только в ответ на позитивные изображения (1). Таким образом, не только при воспоминании, но и на очень ранних стадиях обработки пожилые люди уменьшают кодирование негативного материала.

Открыть в отдельном окне

Процент изменения сигнала активации миндалины в ответ на эмоционально позитивные, эмоционально нейтральные и эмоционально негативные образы. Молодые люди демонстрируют значительно повышенную активацию в ответ на положительные и отрицательные образы. Пожилые люди проявляют повышенную активацию только в ответ на позитивные образы (20). [Адаптировано из Mather et al . (2004)]

SST предполагает, что многие различия между молодыми и пожилыми людьми, которые, как долгое время считалось, отражают непреодолимые возрастные различия в установках или последствия возрастного упадка, могут быть ни тем, ни другим. Молодые или старые, когда люди воспринимают время как конечное, они придают большее значение обретению эмоционального смысла и удовлетворения от жизни и вкладывают меньше ресурсов в сбор информации и расширение кругозора. Проверка гипотез, полученных из SST, пролила свет на литературу, показывающую, что, хотя социальные сети становятся меньше, они также становятся более удовлетворительными. Похоже, что пожилые люди предпочитают такие социальные сети. Гипотезы, порожденные SST, привели к открытию дифференцированного снижения обработки определенных типов информации, предполагая, что мотивация способствует, по крайней мере, некоторым наблюдаемым возрастным различиям. Как показано в исследовании рекламных предпочтений, описанном выше, понимание этих сдвигов в мотивации может помочь нам формировать информацию для пожилых людей так, чтобы она лучше запоминалась. Также может случиться так, что особая зависимость от эмоциональных реакций на варианты поможет в принятии решений. Конечно, сосредоточенность на эмоционально удовлетворяющих стимулах может быть обоюдоострым мечом. Например, преимущественное внимание к положительной информации может способствовать восприимчивости к мошенничеству или другим недобросовестным попыткам использовать пожилых людей в своих интересах. Остается много вопросов. Однако представляется, что рассмотрение временных горизонтов может дать представление о том, чем отличаются молодые и пожилые люди, а также показать, что поведенческие различия часто обусловлены одними и теми же основными механизмами.

Исследовательская программа, описанная здесь, была щедро поддержана грантом RO18816 Национального института старения.

1. Балтес П.Б., Майер КУ. Берлинское исследование старения: старение от 70 до 100 лет. Кембриджский университет. Нажимать; Нью-Йорк: 2001. [Google Scholar]

2. Salthouse TA, Davis HP. Dev Rev. 2006; 26:31. [Google Scholar]

3. Берк Д.М., Шафто М.А. Curr Dir Psychol Sci. 2004;13:21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Линденбергер У., Марсиске М., Балтес П.Б. Психологическое старение. 2000;15:417. [PubMed] [Академия Google]

5. Балтес ПБ. Дев Психология. 1987; 23:611. [Google Scholar]

6. House J. J Health Soc Behav. 2002; 43:125. [PubMed] [Google Scholar]

7. Карстенсен Л.Л., Иссаковиц Д., Чарльз С.Т. Я психол. 1999; 54:165. [PubMed] [Google Scholar]

8. Fung HH, Carstensen LL. Соц Когнит. 2006; 24:248. [Google Scholar]

9. Карстенсен Л.Л., Фредриксон Б.Л. Психология здоровья. 1998;17:494. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Kunzmann U, Little T, Smith J. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 2002; 57:484. [PubMed] [Академия Google]

11. Фредриксон Б.Л., Карстенсен Л.Л. Психологическое старение. 1990;5:335. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Fung HH, Carstensen LL, Lutz A. Psychol Aging. 1999;14:595. [PubMed] [Google Scholar]

13. Представлены три предполагаемых социальных партнера: автор книги, которую вы только что прочитали, знакомый, с которым у вас, кажется, много общего, и член вашей ближайшей семьи.

14. Фунг Х.Х., Карстенсен Л.Л. J Pers Soc Psychol. 2003; 85:163. [PubMed] [Академия Google]

15. Чарльз С.Т., Мазер М.М., Карстенсен Л.Л. J Exp Psychol Gen. 2003; 132:310. [PubMed] [Google Scholar]

16. Mather M, Carstensen LL. Тенденции Cognit Sci. 2005; 9:496. [PubMed] [Google Scholar]

17. Микелс Дж.А., Ларкин Г.Л., Рейтер-Лоренц П.А., Карстенсен Л.Л. Психологическое старение. 2005; 20:542. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

18. Шлагман С., Шульц Дж., Квавилашвили Дж. Память. 2006; 14:161. [PubMed] [Google Scholar]

19. Isaacowitz DM, Wadlinger HA, Goren D, Wilson HR. Психологическое старение. 2006;21:40. [PubMed] [Академия Google]

20. Mather M, et al. Психологические науки. 2004; 15:259. [PubMed] [Академия Google]

Человеческое поведение: природа или воспитание? – Эволюционная психология: изучение больших вопросов

Перейти к содержимому

 

Прочитав эту главу, вы сможете:

  • Описать вклад Гальтона в теорию природы и воспитания.
  • Различать влияние генов и среды, а также их сочетание.
  • Дайте определение и опишите эпигенетику.
  • Объясните разницу между теорией социального обучения и теорией генетического наследования.
  • Объясните результаты эксперимента с куклой Бобо.
  • Понять статью о медведях гризли.
  • Статья «Понимание того, что находится за пределами наследственности: исследования близнецов».
  • Понимать ключевые концепции и определения, относящиеся к природе и воспитанию.

В этой главе обсуждается, что природа против воспитания — это спор о том, являемся ли мы продуктом природы (генетики) или воспитания (окружающей среды). Есть доказательства, поддерживающие обе стороны дискуссии. К концу этого вы должны быть в состоянии определить, что и природа, и воспитание играют ключевую роль в поведении людей и животных.

Игра на совпадение памяти позволяет определить ключевые слова, относящиеся к природе и воспитанию. Цель состоит в том, чтобы щелкнуть карточку и сопоставить слово на карточке с другой карточкой, на которой есть такое же слово. Теперь, когда вы знаете, как играть, давайте посмотрим, сколько из них вы сможете сопоставить!

Сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911)

Когда мы говорим о природе, мы говорим о нашей генетике, которую мы наследуем от наших родителей. Сравнительно недавнее исследование (Kamran, 2016), проведенное в Пакистане, предполагает, что параллели, проведенные в отношении темперамента братьев и сестер, обусловлены их генетикой. Результаты этого исследования показывают, что генетический состав родственников семьи (даже умерших) также влияет на поведение ребенка. Члены семьи идентифицируют такое поведение ребенка, даже если умершего члена семьи больше нет.

Просмотрите временную шкалу Гальтона и узнайте его историю!

Следующие пионеры играют ключевую роль в наших знаниях о природе и воспитании сегодня! Цель игры состоит в том, чтобы соединить правильного пионера с правильным фактом, относящимся к пионеру. Если вы поместите мышь над первопроходцем, есть забавный факт, который может помочь. Будьте осторожны, есть пионерская хитрость!

Ключевые термины:

  • Природа: относится ко всем генам и наследственным факторам, влияющим на то, кто мы есть, — от нашего внешнего вида до наших личностных характеристик (определение получено с сайта verywellmind.com 17 ноября 2019 г.).).
  • Эпигенетика : изучение наследственных изменений функции генов, не связанных с изменениями в последовательности ДНК (определение получено с сайта MerriamWebster. com 17 ноября 2019 г.)
Альберт Бандура, 1925 г.р.

Когда мы говорим о воспитании, мы говорим обо всех факторах окружающей среды, которые влияют на нас. Факторы окружающей среды включают, помимо прочего, стиль воспитания, порядок рождения, сверстников, размер семьи, культуру, язык, образование и т. д. Главный аргумент в пользу воспитания заключается в том, что среда — это то, что делает нас такими, какие мы есть. Те, кто находится на крайней стороне воспитания, являются эмпириками. Они считают, что люди рождаются чистыми листами и получают всю информацию из окружающей среды с помощью своих 5 органов чувств.

Бихевиоризм, созданный Джоном Уотсоном, представляет собой теорию, согласно которой любое поведение является результатом стимуляции со стороны окружающей среды или следствием предыдущей обусловленности человека. Бихевиоризм — это школа психологии, которая находится на стороне воспитания.

В 2019 году ученые провели эксперимент на бонобо (разновидность шимпанзе) для наблюдения за социальным обучением. В результате эксперимента были обнаружены подтверждающие доказательства того, что бонобо способны учиться, наблюдая за другими представителями своего вида, как и люди.

Теория социального обучения Альберта Бандуры утверждает, что люди учатся, наблюдая, имитируя и моделируя поведение. В 1961 году результаты знаменитого эксперимента Бандуры с куклой Бобо подтверждают аргумент в пользу воспитания в том смысле, что наша среда влияет на наше поведение.

Ключевые термины: 

  • Воспитание: Факторы окружающей среды, влияющие на наш рост и поведение.
  • Эмпиризм: Вера в то, что люди рождаются как чистый лист, учатся всему у своего окружения.

Учитывая то, что мы обсуждали до сих пор, на поведение влияют гены или окружающая среда? На самом деле на поведение человека влияют как генетические, так и социальные факторы. Ниже приведено видео, в котором объясняется, как оба компонента влияют на человека.

Теперь, когда вы понимаете, как взаимодействуют гены и окружающая среда, может ли один компонент влиять на человека больше, чем другой? Ниже приведена статья, в которой объясняется, как конфликтное поведение медведей гризли может быть связано с генетической наследственностью или социальным обучением… поговорим о плохом поведении медведей!

Добро пожаловать в логово медведя гризли. Внутри есть лапы, нажмите любую лапу, чтобы узнать ключевые понятия в статье! Не волнуйтесь, медведи не укусят!

Исследование, проведенное в Альберте, Канада, проанализировало генетические и экологические отношения медведей гризли в отношении конфликтного поведения их потомства. Исследование предсказывает, что агрессия определяется генетически от любого из биологических родителей. Если конфликтное поведение детеныша унаследовано от генов отца, то необходима необходимая передислокация охраны дикой природы, чтобы избежать конфликтного взаимодействия человека. Если поведение детеныша унаследовано от материнских генов, то переселение самок медведицы осуществить гораздо сложнее, поскольку это влечет за собой юридические последствия для дикой природы.

В ходе исследования генотипировали 213 медведей гризли, большинство из которых были самцами. В исследовании конфликтное поведение или «проблемный медведь» описывалось как проявление агрессивного или агрессивного поведения в отношении частной собственности, общественной собственности или инцидента с человеком. Результаты исследования показали, что потомство родителя-женщины проявляло негативное взаимодействие в большей степени, чем потомство родителя-мужчины.

Согласно Morehouse et al., (2016), «результаты подтверждают гипотезу социального обучения, но не гипотезу генетической наследственности, поскольку она связана с приобретением конфликтного поведения. Если бы конфликт человека и медведя был наследственным поведением, мы бы ожидали увидеть значительную связь между конфликтным поведением отца и поведением потомства. Социальное обучение может увековечить конфликты с медведями гризли, подчеркивая важность предотвращения первоначальных конфликтов, а также устраняя проблемных людей после начала конфликтов» (стр. 7).

 Помимо наследственности: исследования близнецов

В этом исследовании рассказывается об общих наблюдениях за 50 образцами исследований, касающихся более 800 000 пар близнецов, и о том, как на их поведение могли повлиять гены или окружающая среда. Из-за этических ограничений экспериментов на людях можно сделать только вывод о наличии умеренных причинных эффектов. Наследственные оценки совершенно бесполезны в этих исследованиях, потому что результаты зависят исключительно от условий окружающей среды участников исследования, и это становится применимым только тогда, когда все участники находятся в одной и той же среде.

Если разлученный подросток воспитывается в богатой среде, его генетический состав с большей вероятностью будет фактором в его воспитании. Если его или ее аналог-близнец, напротив, воспитывается в плохой среде, влияние их генов будет незначительным из-за менее заботливого окружения. Другой пример — первый половой контакт разлученных близнецов; влияет ли их общая генетика на действия примерно в одно и то же время? Ответ отрицательный, потому что такие события являются результатом влияния правонарушений в окружающей среде.

Психолог Эрик Туркхаймер утверждает, что по сути существуют три закона генетики поведения:

«Первый закон: все черты поведения человека передаются по наследству.

Второй закон: Влияние воспитания в одной семье меньше, чем влияние генов.

Третий закон: значительная часть вариаций сложных человеческих поведенческих черт не объясняется влиянием генов или семей».

Он объясняет, что гены формируют примерно 50% нашего поведения, в то время как на все остальное влияет окружающая среда.

«Вездесущность генетических влияний не [означает], что поведение является менее психологическим или более биологически детерминированным», но именно облегчение условий окружающей среды позволяет людям выявить свои полные бихевиористские склонности к свету; и даже тогда наши гены — это только половина дела.

 

Следующее видео представляет собой исследование, посвященное влиянию природы и воспитания на близнецов. Словом, совпадений много, может показаться, что их действия происходят из генетических связей.

  • Чтобы ответить на вопрос, являемся ли мы продуктом Природы или Воспитания, мы оба. Мы продукт нашей генетики и нашего окружения. Благодаря нашей генетике у нас есть определенная базовая личность, но со временем она меняется из-за влияния нашего окружения: людей, с которыми мы общаемся, и общего уровня питания в нашей растущей среде.
  •  Подводя итоги, на основе нескольких исследований и исследований можно сделать вывод, что человеческое поведение является одновременно природой и воспитанием. Кроме того, данные также подтверждают, что поведение животных, в частности (медведей гризли), также обусловлено природой и воспитанием. Многие аспекты теории природы и воспитания утверждают, что различное поведение людей основано как на генетике, так и на окружающей среде человека. Однако возможно, что одна переменная из теории может оказать большее влияние на человека.

 

Ссылки на главы

ABC News (2018, 10 марта) 20/20 9 марта Часть 2: Усыновленные близнецы были разделены, а затем стали частью секретного исследования. Получено 17 ноября 2019 г. с https://youtu.be/0-2FFsuitO4

.

Бенджамин, Дж. (31 марта 2017 г.). Рак: Природа против. Воспитывать. Получено 17 ноября 2019 г. с https://marybird.org/blog/olol/cancer-nature-vs-nurture

.

Редакторы Biography. com. (2019, 28 августа). Чарльз Дарвин Биография. Проверено 17 ноября 2019 г., с https://www.biography.com/scientist/charles-darwin.

Черри, К. (2019, 1 июля). Вековой спор о природе и воспитании. Получено 19 ноября 2019 г. с https://www.verywellmind.com/what-is-nature-versus-nurture-2795392.

Дэвид Л., «Теория социального обучения (Бандура)», в Теориях обучения, 7 февраля 2019 г., https://www.learning-theories.com/social-learning-theory-bandura.html.

Детский медицинский факультет. (2016, 26 января). Эпигенетика: природа против воспитания. Проверено 17 ноября 2019 г., с https://youtu.be/k50yMwEOWGU

Везде психология. (2012, 28 августа). Эксперимент Бандуры с куклой Бобо. Получено 19 ноября 2019 г. с https://youtu.be/dmBqwWlJg8U.

FuseSchool-Global Education. (2019, 27 августа). Природа против воспитания | Генетика | Биология | FuseSchool Получено 18 ноября 2019 г. с https://www.youtube.com/watch?v=EmctxRcmloc

.

Жерве, М. (2017, 31 августа). Доктор Альберт Бандура – ​​Теория агентства. Получено 19 ноября 2019 г. с https://art19..com/shows/minutes-on-mastery/episodes/a1cef11d-e32c-4f03-ba4a-262a91268f4c.

Джонсон В., Туркхаймер Э., Готтесман И.И., Бушар Т.Дж. Младший. Помимо наследственности: исследования близнецов в поведенческих исследованиях. Curr Dir Psychol Sci . 2010;18(4):217–220. doi:10.1111/j.1467-8721.2009.01639.x

Камран Ф., к.м.н. (2016). Отличаются ли братья и сестры, как «день и ночь»? восприятие родителями природы и воспитания. Журнал поведенческих наук, 26 (2), 95–115. Получено с https://ezproxy.kpu.ca:2443/login?url=https://search-proquest-com.ezproxy.kpu.ca:2443/docview/1864042019.?accountid=35875

Мерриам-Вебстер. (2019). Получено 17 ноября 2019 г. с https://www.merriam-webster.com/dictionary/epigenetics

.

McLeod, SA (2016, 05 февраля). Бандура – ​​теория социального обучения . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/bandura.html

McLeod, SA (2018, 20 декабря). Природа против воспитания в психологии. Просто психология. https://www.simplypsychology.org/naturevsnurture.html

Мико, И. (2008) Грегор Мендель и принципы наследования. Природоведение 1(1):134

Морхаус, А.Т., Грейвс, Т.А., Микле, Н., и Бойс, М.С. (2016). Природа против воспитания: доказательства социального обучения конфликтному поведению медведей гризли. PLoS One, 11 (11) doi:http://dx.doi.org.ezproxy.kpu.ca:2080/10.1371/journal.pone.0165425

Роуз, Х., и Роуз, С. (2011). Наследие Фрэнсиса Гальтона. Ланцет, 377 (9775), 1397-1397.doi:10.1016/S0140-6736(11)60560-6

Шорланд, Г., Дженти, Э., Гери, Ж.-П., и Зубербюлер, К. (2019). Социальное обучение произвольным пищевым предпочтениям бонобо. Поведенческие процессы, 167. https://doi-org.ezproxy.kpu.ca:2443/10.1016/j.beproc.2019.103912

TED-Ed. (2013, 12 марта). Как растения гороха Менделя помогли нам понять генетику. Получено 17 ноября 2019 г. с https://youtu.be/Mehz7tCxjSE.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *