абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное
«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.
Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни, судьбы, если хотите…
Сегодня на психологическом сайте http://Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу.
Как я мыслю, так я и живу (или существую). Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление, и ты изменишь свою жизнь
Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.
Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам
.Наглядное и образное мышление
Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.
Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…
Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…
Практическое или предметное, действенное мышление
Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.
У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).
Словесно-логическое мышление
По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.
У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.
Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.
И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.
Абстрактное мышление
Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…
Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.
Профессиональное и научное мышление
Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.
Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?
Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т. к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.
Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…
Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху
Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (мировосприятия).
Стереотипное мышление и многочисленные, зачастую неосознаваемые логические ошибки и образуют тот или иной, удачливый или неудачный, жизненный сценарий человека (человек, мысля постоянно по одной заученной схеме, живет как робот, кибернетический организм, по программе, по установленным в голове алгоритмам).
И именно от этих алгоритмов мышления и зависит жизнь и судьба человека — счастливая или несчастная.
Но если изменить «плохую» программу, т.е. изменить роботизированные мысли, чувства и поведение, то измениться и сама жизнь…и судьба
Нужно немногое — проанализировать негативные ситуации в жизни, и виды, типы и формы мышления в них, чтобы изменить последнее… Здесь вам поможет психоанализ онлайн
Читайте еще про мысли и мышление:
- Измени мышление и ты изменишь жизнь!
- Как избавиться от дурных мыслей
- Передача мыслей на расстоянии
- Как научится читать мысли
- У ребенка плохие мысли
- Негативные мысли
- Как привести свои мысли в порядок
- Как люди мыслят
- Мысли о смерти
- Логические ошибки мышления
- Материальные мысли
- Детское мышление
Пройти тесты на мышление:
- Тест на креативное мышление
- Тест на рациональное — иррациональное мышление
- Тест на ассоциативное мышление
- Тест на абстрактное мышление
- Тест на логику мышления
- Тест на логическое мышление
- Тест на навязчивые мысли
реферат — типы мышления в учебном процесса | Рефераты Педагогическая психология
Скачай реферат — типы мышления в учебном процесса и еще Рефераты в формате PDF Педагогическая психология только на Docsity! ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: наш настоящий мир и мир будущего требует, чтобы все учащиеся могли стать эффективными и умелыми мыслителями. Мышление подтверждает существующие знания и позволяет людям приобретать новые, создавать идеи и устанавливать связи между ними. Мышление влечет за собой рассуждение и исследование вместе с обработкой и оценкой информации. Оно позволяет исследовать восприятие и возможности, включает в себя способность планировать, контролировать и оценивать собственные действия, а также уточнять и трансформировать идеи и убеждения. Существует большое множество разных людей с разными типами мышления, которые принимают решения основываясь на выбранном в конкретной ситуации виде мышления. Люди используют разные стили мышления как в своей личной, так и в профессиональной жизни. Их опыт, полученный ими с детства, как формальный, так и неформальный, в значительной степени сформировал их образ мышления. Обладая способностью понимать природу этих стилей мышления, мы становимся более подготовленными для анализа ситуаций и принятия наилучших решений. Процессы мышления включают в себя ряд когнитивных и эмоциональных знаний, навыков поведения, которые необходимы учащимся для эффективного функционирования в обществе как в школе, так и за ее пределами. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается человек или все общество в целом, решаются посредством серии усилий, которые обязательно включают мышление. Таким образом, силы мышления следует рассматривать как важнейшие инструменты для благополучия и значимого существования как человека, так и общества. Цель исследования: выделить и охарактеризовать типы мышления в учебном процессе. Задачи исследования: 1. Изучить социально-психологическую литературу по исследуемой теме; 2. Провести теоретический анализ термина «мышление»; 3. Рассмотреть классификацию типов мышления в учебном процессе. Структура исследования: исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров). Абстрактно-логическое – это мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы. При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X».». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром. Теоретическое мышление – это мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. По мнению С.Л. Рубинштейна, теоретическое мышление «вполне суверенный тип мышления, преобразующий исходные чувственные, данные посредством специфических операций анализа и абстракции», тогда как основной операцией в эмпирическом мышлении является операция сравнения [14]. Теоретическое мышление включает в себя теоретическое о понятийное мышление и теоретическое образное мышление: Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Практическое мышление – это мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Реальные законы человеческого мышления, как утверждает А.И. Репкин, изучаются и моделируются в социологии, биологии, медицине, кибернетике [12]. Психология же изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Однако, в психологии при исследовании мышления обычно имелись в виду лишь те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов принимало за единственный образец умственной работы работу «теоретика». Но в жизни мыслят не только теоретики. В повседневной жизни постоянно встают вопросы, которые требуют мыслительной деятельности – это «практическое мышление». Дискурсивное мышление – относится к способности генерировать творческие идеи, исследуя множество возможных решений в попытке найти то, что работает. Он включает в себя объединение фактов и данных из различных источников, а затем применение логики и знаний для решения проблем или принятия решений. Он начинается с общей точки и движется наружу в разных направлениях, вовлекая множество аспектов или точек зрения. Дискурсивное мышление – это форма мыслительного процесса, в котором происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Итогом такого мыслительного процесса является умозаключение. Основные формы дискурсивного мышления — дедукция и индукция. Дискурсивное мышление обычно противопоставляют свернутому, интуитивному мыслительному процессу. Интуитивное мышление – это мышление подсознательное. Оно включается автоматически в привычных ситуациях. Интуиция хорошо работает в тех случаях, когда человек имеет большой опыт. Каждому из видов мышления, как считает А.А. Веденов, соответствуют объекты различного типа [2]. Объекты интуитивного мышления представляют собой предметы — оригиналы, с которыми взаимодействует человек. В интуитивном мышлении выделяют четыре различных типа: 1. Эмоциональное интуитивное мышление. Оно связано со способностью человека немедленно улавливать черты личности или эмоциональные состояния других людей. Человек может видеть и Креативное мышление (творческое) – относится к способности придумывать новые и новаторские идеи, отходя от устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. Оно включает в себя сборку вещей новыми и творческими способами. Творческое мышление часто называют «нестандартным мышлением». Творческое мышление, по мнению М. Надлер, связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей [11]. Цель креативного мышления – стимулировать любопытство, а расхождение достигается за счет использования навыков воображения, гибкости, беглости, принудительных отношений, мозгового штурма, метафорических идей, модификаций и так далее. Когда человек начинает думать таким образом, который расширяется и включает метафорические идеи, можно сказать, что он начинает зажигать процесс творческого мышления. Каждый может мыслить творчески, поскольку все мы обладаем значительными творческими способностями. Однако они были с нами чаще, когда мы были детьми. Образование подавляет творчество взрослых, но, когда оно пробуждается и развивается, что-то уникальное и оригинальное способствует успеху в любом начинании. Творческое мышление принимает разные формы, и мы можем видеть это в ответах на любую ситуацию. В то время как творческие мыслители используют дивергентное мышление, при котором они начинают с нескольких идей и решений, а затем придумывают больше, логические мыслители используют конвергентный способ мышления, который извлекает несколько решений из множества вариантов. Согласно С.Д. Кацнельсону, творческие мыслители используют левое полушарие мозга, в то время как логические мыслители используют правое полушарие своего мозга при обработке информации [4]. Творческие мыслители обладают более артистическим складом ума и уделяют меньше внимания организации, в то время как логические мыслители сосредоточены на обработке информации дисциплинированным образом, анализируют и количественно определяют эту информацию для обработки ситуаций и принятия решений. Чтобы задействовать весь потенциал творческой и логической частей мозга для совместной работы и развития чувства непредубежденности, исследователи в настоящее время используют такие концепции, как подход картирования разума. Аналитическое мышление — это способность разделять целое на его основные части, чтобы исследовать части и их отношения. Оно включает в себя логическое, пошаговое мышление, чтобы разбить большую систему информации на части. Аналитическое мышление – это разбиение информации на части и изучение взаимосвязи этих частей. Оно включает в себя логическое, пошаговое мышление для анализа данных, решения проблем, принятия решений и использования информации. А к примеру, креативное мышление, с другой стороны, относится к зарождению новых и новаторских идей путем отхода от устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. Речь идет не о том, чтобы что-то разбирать или разбирать на части, а о том, чтобы собрать все вместе новыми и творческими способами. Например, аналитический мыслитель может взглянуть на велосипед, чтобы определить, как он работает или что с ним не так. В то время, как творческий мыслитель может посмотреть на тот же велосипед и придумать новый способ сделать его быстрее или новый способ его использования. Критическое мышление относится к способности проводить тщательную оценку или суждение, чтобы определить подлинность, точность, ценность, обоснованность или ценность чего-либо. Помимо точного объективного анализа, критическое мышление включает синтез, оценку, размышление и реконструкцию. И вместо того, чтобы строго разбивать информацию, критическое мышление исследует другие элементы, которые могут повлиять на выводы. Конкретное мышление относится к способности понимать и применять фактические знания. Речь идет о мышлении объектов или идей как об отдельных предметах, а не как о теоретическом представлении более общей концепции. Оно предполагает мышление только поверхностное, всегда буквальное и, по существу. Абстрактное мышление. Абстракция, согласно С. Ричарду, – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления с целью их отдельного изучения [13]. Это способность использовать концепции, чтобы совершать и понимать обобщения, а затем связывать их с другими предметами, событиями или опытом. Это включает в себя внимание к скрытым значениям, что позволяет наблюдать и понимать теории возможности. Конкретное мышление является противоположностью абстрактного мышления. В то время, как конкретное мышление относится к мышлению поверхностному и рассматривает вещи только в буквальном значении, абстрактное же мышление требует гораздо большего анализа, происходит углубление во множественные и скрытые значения. Конкретное мышление, согласно Г.П. Щедровицкому, относится к процессу понимания и применения фактических знаний. Оно включает только те вещи, которые видимы и очевидны, что позволяет любому человеку наблюдать и понимать [16]. Абстрактное мышление выходит за рамки всего видимого и настоящего, чтобы найти скрытый смысл и основную цель. К примеру, конкретный мыслитель посмотрит на флаг и увидит только определенные цвета, маркировку или символы, которые появляются на ткани. Абстрактный же мыслитель будет рассматривать флаг как символ Целостное мышление заключается в том, чтобы увидеть общую картину и признать взаимосвязь различных компонентов, которые образуют более крупные системы. Это предполагает расширение мыслительного процесса в нескольких направлениях, а не в одном направлении, чтобы понять, как все взаимосвязано. Целостные мыслители хотят понять закономерности и то, как вещи связаны друг с другом. Помимо всех вышеназванных видов мышления, выделяют еще такие социально-значимые виды мышления, как, например, правовое. В современных условиях, характеризующихся изменчивостью и динамичностью социальных процессов, активизацией законотворчества и наличием серьезных проблем в сфере правового воспитания молодежи, особую важность приобретает развитие у обучающихся правового мышления. М.Л. Климович дает следующее определение – «правовое мышление – особая форма психической деятельности субъекта, вовлеченного в правовые отношения. Именно с развитостью у граждан правового мышления нередко связывают устойчивость правовых традиций и их развития» [5]. В современных исследованиях правовое мышление рассматривается в двух аспектах: как индивидуальный психический процесс, отражающий взаимодействие личности с социально-правовой системой; как общий способ мышления, обусловленный особенностями исторического развития национальной правовой системы. Как утверждает М.Н. Марченко, существует особое разделение современного общества по типам восприятия информации. С рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием и вкусом. Среди этих пяти, выделяют три самых важных: слух, зрение и осязание. Аудиальный способ восприятия развит у людей, которые опираются в получении информации на слух, кинетический – у тех, кто доверяет осязанию. Те же, кто с успехом воспринимает информацию с помощью зрения являются визуалами [9]. Из всех этих определений мышление можно охарактеризовать следующим образом: мышление – это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу. В учебном процессе нередко бывают ситуации, когда путь к осознанию знаний неразрывно связан с практическими действиями по инструкции или алгоритмам. Так бывает при овладении принципами математических задач, орфографическими правилами и т.п. Мышление человека, направленное на понимание предметов и явлений объективного мира, его закономерностей, требует того, чтобы в этом процессе учитывались и выполнялись все психологические условия, от которых зависит вся продуктивность. Развитие мышления, его уровень в значительной степени влияют на развитие личности учащегося. Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором задействованы только разум и логика. Так, в процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его эмоции. В процессе мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи. Здесь они выполняют эвристические и регулятивные функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении эмоций (сигнальной функции), некоторой зоны, которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций, согласно В.В. Давыдову, в мышлении проявляется в том случае, если он ведется в правильном направлении, и
7 удивительных разных типов мыслителей
Саураб Гоэл
Точно так же, как мы все разные снаружи, точно так же у всех нас разные типы мышления друг от друга. Наш мозг может выглядеть одинаково, но способ его использования у всех разный. Разные типы мышления в психологии создают разные типы мыслителей.
Точно так же, как у всех есть компьютер, но кто-то с его помощью становится Биллом Гейтсом, Марком Цукербергом, а кто-то считает это просто средством развлечения. Что делает разницу между экстраординарным и обычным, так это их мыслительный процесс.Есть мышление, которое определяет вашу личность. Несмотря на разные процессы мышления у всех людей, в психологии существует 7 наиболее распространенных типов мыслителей.
Содержание
Каковы 7 наиболее распространенных типов мыслителей?
В психологии существует 7 различных типов мыслителей или типов мышления:
1. Творческие мыслители
Способность принимать новые и новаторские идеи, выходящие за рамки устоявшихся идей, принципов, правил и процедур. Люди, которые используют это мышление, часто слышат, что они «мыслят нестандартно».
2. Аналитическое мышление
Способность разделить целое на его основные части для изучения частей и их взаимосвязей. Люди с таким типом мышления отлично решают проблемы и имеют структурированный и систематический способ действий.
3. Критически мыслящие люди
Процесс тщательной оценки или принятия решения. Критически мыслящие люди делают это, чтобы определить подлинность, точность, ценность, достоверность или ценность чего-либо. Вместо того, чтобы строго разбивать информацию на части, критические мыслители исследуют другие элементы, которые могли повлиять на вывод.
4. Конкретные мыслители
Чаще всего этот тип мыслителей предпочитает думать, понимать и применять фактические знания. Речь идет о размышлении об объектах или идеях как о конкретных объектах, а не как о теоретическом представлении общей концепции. Оно предполагает только практическое мышление, всегда буквальное и точное.
5. Абстрактные мыслители
Способность связывать кажущиеся случайными вещи друг с другом и устанавливать связи, которые трудно увидеть другим. Люди с таким типом мышления сосредотачиваются на скрытом значении вещей, связанных с другими объектами, событиями или переживаниями. Абстрактные мыслители обычно могут видеть вещи как принципы и/или возможности.
6. Дивергентные мыслители
Такое мышление приводит к бесконечному количеству решений, чтобы найти эффективное решение. Таким образом, вместо того, чтобы начинать с фиксированного числа возможностей и сходиться к ответу, люди с дивергентным мышлением заходят так далеко, как только возможно, и движутся вовне в поисках решений.
7. Конвергентные мыслители
Процесс объединения конечного числа точек зрения или идей для поиска единого решения. Конвергентные мыслители будут нацеливаться на эти возможности или объединять их внутри себя, чтобы найти решение.
Рассматривайте это как вопрос с несколькими вариантами ответов на экзамене. У вас есть четыре возможных ответа, но только один правильный. Чтобы решить эту проблему, вы должны использовать конвергентное мышление.
Теперь, когда мы рассмотрели 7 наиболее распространенных типов мыслителей, давайте определим ваш личный стиль мышления и узнаем, как вы можете извлечь из него максимум пользы.
Что влияет на ваш мыслительный процесс?
Ваше окружение и социальная среда играют очень важную роль в вашем мыслительном процессе. Как видите, ребенок всему учится у окружающих людей, соответственно и его мышление становится соответствующим. Если ребенок рождается на английском языке, он выучит английский язык автоматически, точно так же, как ребенок рождается во французской семье, он автоматически выучит французский язык. Это относится и к понятию мышления.
Если ребенок родился в бедной семье, то его мыслительный процесс будет ограничен. Но с другой стороны, ребенок родился в богатой семье, соответственно вы найдете его мыслительный процесс. Вот почему во многих случаях сын или дочь художника становится художником, профессионал становится профессионалом, спортсмен становится спортсменом, бизнес становится бизнесом.
Ваше общение с людьми также влияет на стиль вашего мышления. Возможно, вы слышали историю о том, что однажды по ошибке дитя льва по ошибке стало жить среди собак. Когда он вырос, его мышление также стало собачьим. В его поведении было замечено собачье поведение. Потому что он начал жить среди собак.
Когда вы меняете ассоциации, ваше мышление начинает меняться автоматически. Вы почувствуете изменения в своем поведении, в своем мышлении, в своей речи, в своей походке. Вы найдете другого себя.
С какими типами мышления вы себя отождествляете?
Нам нужно понять, как работает наш мозг, чтобы мы могли заставить его работать лучше.
Вы бы описали себя как логичного или творческого человека? Вы рациональны или предпочитаете мыслить абстрактно? Исследования показывают, что тип мышления, который вы принимаете, влияет на то, каким человеком вы становитесь.
Чтобы определить, с какими стилями или предпочтениями мышления вы ассоциируете себя, я провел тест на стиль мышления, также известный как психометрический тест или тест на доминантность мозга. Это в основном основано на теории разделенного мозга.
Тест на стили мышления
Этот тест основан на теории расщепленного мозга, согласно которой наш мозг разделен на два полушария — левое и правое. Каждое полушарие имеет свой стиль. Поскольку левое полушарие мозга — это аналитический мозг, а правое полушарие — творческий мозг.
Далее оба полушария делятся на четыре части – верхний левый мозг, нижний левый мозг и верхний правый мозг, нижний правый мозг.
В этом тесте есть две оценки с 20 и 8 вопросами, каждая из которых связана с представлением вашего отношения и ваших интересов.
Щелкните Психометрический тест, чтобы узнать больше о тесте.
Продолжить тестирование
Саурабх Гоэл
Он является основателем и генеральным директором компании по обучению и консультированию «Brain Soul & You». Он является тренером НЛП по здоровому образу жизни, тренером по жизни, аналитиком мозга и тренером по образованию, корпоративному праву и предпринимательству. Более 5 лет выступал с докладами о предпринимательстве, программировании разума и мотивации. Он получил степень бакалавра технических наук в области информационных технологий, а позже решил стать успешным психологом.
Он помогает людям различными способами через свои консультации и тренинги. Категории Консультирование, Разум, Блоги о самосовершенствованииПять типов мышления для высокоэффективного специалиста по данным | by AnandSRao
От ментальных моделей к вычислительному мышлению
Источник: Произведено авторомСложность пронизывает сегодняшнее общество — смотрим ли мы на экономику, предприятия, которые работают в экономике, людей, которые играют разные роли в обществе, как наши физические , социальный, политический и промышленный комплексы взаимодействуют друг с другом, мы не можем игнорировать его сложность. Не существует единого или простого объяснения, которое охватывало бы сложность всего этого. Как специалисты по данным, мы должны понимать эту сложность и оттачивать свое мышление, чтобы изолировать то, что важно, игнорировать то, что не имеет значения, и продвигаться вперед, отвечая на поставленные перед нами ключевые вопросы.
В этом и последующих блогах я планирую более подробно рассказать о некоторых ключевых парадигмах «мышления», которые помогли мне концептуализировать абстрактные проблемы, поставленные передо мной, и о том, как я смог решить эти проблемы, чтобы генерировать идеи.
Первый и самый важный навык, который нам нужен специалистам по обработке и анализу данных, — это мыслить категориями модели . В своей наиболее абстрактной форме модель — это любое физическое, математическое или логическое представление объекта, свойства или процесса. Допустим, мы хотим построить авиационный двигатель, который будет поднимать тяжелые грузы. Прежде чем построить полный авиационный двигатель, мы могли бы построить миниатюрную модель, чтобы протестировать двигатель на различные характеристики (например, расход топлива, мощность) в различных условиях (например, встречный ветер, столкновение с объектами). Еще до того, как мы построим миниатюрную модель, мы можем построить трехмерную цифровую модель, которая может предсказать, что произойдет с миниатюрной моделью, построенной из другого материала.
В каждом из этих случаев было два отдельных объекта — модель и объект , который моделировался. В первом случае миниатюрная модель двигателя представляла собой модель полного авиационного двигателя. Во втором случае цифровая модель двигателя была моделью миниатюрной модели двигателя. Сама цифровая модель должна была моделировать различные аспекты физики полета (например, тягу). Таким образом, модель не всегда должна быть объектом, она также может быть свойство . Например, модель гравитационной силы учитывает относительные массы двух объектов и расстояние между центрами их масс. В данном конкретном случае модель представляет собой уравнение или математическое представление. В случае с миниатюрной моделью двигателя модель была физической моделью.
Модели также могут быть о процессе . Например, довольно распространенная модель потребительского процесса покупки начинается с осознания, рассмотрения, покупки и повторной покупки. Здесь модель является логическим представлением пошагового процесса. Одно и то же логическое представление может быть выражено уравнениями или может быть запрограммировано в виде кода.
Следовательно, модели — это абстракции реальности или нечто, заслуживающее изучения. Они также являются способами, с помощью которых мы объясняем и придаем смысл нашему миру. Чарли Мангер, вице-председатель Berkshire Hathaway, является одним из самых ярых сторонников такого мышления [1]
«Я думаю, что это бесспорно верно, что человеческий мозг должен работать в моделях. Хитрость заключается в том, чтобы заставить ваш мозг работать лучше, чем мозг другого человека, потому что он понимает самые фундаментальные модели: те, которые будут выполнять большую часть работы на единицу». «Если у вас выработается ментальная привычка связывать то, что вы читаете, с базовой структурой основных демонстрируемых идей, вы постепенно накапливаете некоторую мудрость».
Чарли Мангер более чем адекватно продемонстрировал ценность такого модельного мышления в деловом мире. Этот навык важен не только для инвестирования, но и для лучшего понимания мира. Этот тип модельного мышления также важен для специалистов по данным и исследователей искусственного интеллекта. От нас часто требуется смоделировать некоторые аспекты принятия решений человеком (например, предсказание, оптимизация, классификация — см. [2] для получения более подробной информации) или осмыслить процесс или явление (например, аномальное поведение). Часто к нам обращаются эксперты в различных областях — бизнесе, естественных науках (физика, химия, биология), инженерии, экономике или социальных науках — для создания моделей, позволяющих осмыслить мир, сделать выводы, принять решения и т. д. или действовать.
Если специалисты по данным могут понять ментальные модели в этих областях, нам будет легче моделировать их в виде математических формул, логических представлений или просто кода. На самом деле существует ряд книг [2–4] по ментальным моделям и буквально сотни ментальных моделей, которые были классифицированы. На сайте Mental Models [6] перечислены 339 моделей по десяти различным категориям, включая экономику и стратегию, человеческую природу и суждения, системы, биологический мир, физический мир и т. д. Скотт Пейдж в своей статье [7] объясняет, почему «многие -модельные мыслители принимают лучшие решения. Мало того, что те, кто мыслит многими моделями, лучше принимают решения, ученые данных, которые могут думать и строить ансамбль моделей на основе сотен ментальных моделей, являются лучшими учеными данных. По сути, наличие ансамбля моделей полезно для людей и машин!
В этой и последующих статьях я выберу несколько ментальных моделей, которые я считаю чрезвычайно полезными при моделировании делового мира.
Рисунок 1: Что такое модельное мышление? (Источник: создано автором)За тридцать лет моей карьеры в бизнесе и технологиях единственной наиболее полезной, практичной и глубокой ментальной моделью, которую я широко использовал, является системное мышление . Это помогло мне увидеть более широкую картину и взаимосвязь между, казалось бы, несвязанными областями. Я считаю, что для специалистов по данным крайне важно иметь хорошее представление о системном мышлении, а также практиковать его. Питер Сенге ясно резюмирует, что такое системное мышление:
«Системное мышление — это дисциплина, позволяющая видеть «структуры», лежащие в основе сложных ситуаций, и уметь различать высокие и низкие изменения рычагов. То есть, видя целое, мы учимся укреплять здоровье. Для этого системное мышление предлагает язык, который начинается с реструктуризации нашего мышления».
На Medium есть ряд книг [10–12] и даже несколько серий блогов [8,9], описывающих системное мышление. В моей собственной работе наибольшее влияние на меня оказали работы Барри Ричмонда [12–13] и Джона Стермана [11]. Я воспользуюсь их работой, чтобы проиллюстрировать, что это такое и почему это важно для специалистов по данным.
Наша традиционная образовательная программа делает упор на аналитическое мышление — способность брать проблему, разбивать ее на составные части, разрабатывать решения для этих частей и собирать их вместе. В качестве консультантов вас постоянно призывают мыслить MECE (взаимоисключающе и коллективно исчерпывающе), четко излагать свои гипотезы и разрабатывать набор вариантов MECE для решения любой проблемы. Хотя аналитическое мышление и мышление MECE действительно играют особую роль в понимании проблем, оно часто ослепляет нас и редко подвергает сомнению. С другой стороны, системное мышление — идеальное противоядие от мышления MECE. Давайте рассмотрим несколько ключевых моделей мышления, которые влечет за собой системный подход.
Динамическое мышление — модель мышления, которая подкрепляет формулировку проблемы с точки зрения того, как она развивается с течением времени. В то время как статическое мышление фокусируется на конкретных событиях, динамическое мышление фокусируется на том, как поведение физических или человеческих систем меняется с течением времени. Способность продумать, как входные данные могут измениться с течением времени и как они повлияют на выходное поведение, имеет решающее значение.
Исследователи данных часто решают проблемы с перекрестными данными в определенный момент времени, чтобы делать прогнозы или выводы. К сожалению, учитывая постоянно меняющийся контекст большинства проблем, очень мало вещей можно проанализировать статически. Статическое мышление подкрепляет подход к построению моделей по принципу «сделано сразу», который в лучшем случае вводит в заблуждение, а в худшем — губителен. Даже простые системы рекомендаций и чат-боты, обученные на исторических данных, нуждаются в регулярном обновлении. Понимание динамического характера изменений необходимо для построения надежных моделей обработки данных.
Системное мышление как причина — модель мышления, определяющая, что включать в границы нашей системы (т. е. экстенсивная граница), и уровень детализации того, что должно быть включено (т. ). Экстенсивные и интенсивные границы зависят от контекста, в котором мы анализируем систему, и от того, что находится под контролем лица, принимающего решения, по сравнению с тем, что находится вне его контроля.
Исследователи данных обычно работают с любыми данными, которые им предоставили. Хотя это хорошая отправная точка, нам также необходимо понимать более широкий контекст того, как будет использоваться модель и что лицо, принимающее решения, может контролировать или на что может влиять. Например, при создании робота-консультанта мы могли бы включить ряд различных аспектов, начиная от макроэкономических показателей, эффективности класса активов, инвестиционных стратегий компании, индивидуальной склонности к риску, этапа жизни человека, состояния здоровья инвестора и т. д. Широта и глубина факторов, которые должны быть включены, зависит от того, создаем ли мы инструмент для отдельного потребителя, консультанта, клиента по управлению активами или даже для государственного деятеля. Наличие более широкой картины различных факторов и того, как они влияют друг на друга вместе с пользователем и контекстом пользователя, поможет нам построить целевые модели и соответствующим образом их масштабировать.
Лесное мышление — модель мышления, которая позволяет нам видеть «картину в целом» и при необходимости агрегировать, не теряя при этом существенных деталей. Часто специалисты по данным вынуждены думать по дереву, поскольку они рассматривают отдельные элементы данных (например, данные отдельных клиентов) и не видят более широкой картины того, какие данные требуются для решения поставленной проблемы. Я часто видел, как это переводится как «построить лучшую модель, которую мы можем построить, используя доступные данные», а не исследовать, «какие данные могут быть необходимы для решения нашей проблемы».
Оперативное мышление — модель мышления, которая фокусируется на операционном процессе или «причинности» того, как поведение проявляется в системах. Противоположностью операционному мышлению является факторное мышление, или мышление, основанное на списках, или мышление MECE, о которых я упоминал ранее. Опора на машинное обучение как на основной или единственный метод науки о данных может легко привести всех нас к факторному мышлению, где основное внимание уделяется прогнозированию выходной переменной без учета процесса или причинно-следственной связи. Хотя это может подходить для ряда приложений, они не универсальны. Недавнее исследование объяснимого ИИ — это попытка воссоздать часть процесса и обоснование того, как были получены ответы.
Мышление с обратной связью — модель мышления, которая стремится идентифицировать петли обратной связи в системах, посредством которых определенные следствия становятся причинами. Преобладающее «время как стрела», движущееся в одном направлении вперед, — это мощное мышление, которое ограничивает наше мышление как в бизнесе, так и в научных начинаниях. Специалисты по данным не застрахованы от этой тенденции. Диаграммы причинно-следственных связей и диаграммы движения запасов, широко используемые сообществом системной динамики, и причинно-следственный вывод — вот некоторые из инструментов, доступных специалистам по данным, чтобы отойти от прямолинейного мышления.
Это лишь некоторые из ключевых моделей системного мышления. Барри Ричмонд [12,13] также говорит о количественном мышлении , научном мышлении , нелинейном мышлении и 10000 метровом мышлении 5. Кроме того, он разделяет принципы общения и обучения, которые стоит изучить.
Я нахожу подход системного мышления особенно привлекательным по нескольким ключевым причинам. Во-первых, он обеспечивает альтернативное мышление и, что более важно, мышление, которое устанавливает связи между разрозненными частями и чаще всего привносит уникальный взгляд на решение проблем. Во-вторых, он более открытый, предлагает несколько точек зрения и компромиссов для анализа, а не требует уникального и правильного ответа. Это часто приводит к более обоснованным человеческим решениям, а не к хрупким и необъяснимым машинным решениям. В-третьих, он предлагает лучший способ объяснить и сообщить о решениях. В последующих статьях я возьму конкретные примеры, иллюстрирующие эти преимущества.
Рисунок 2: Что такое системное мышление? (Источник: подготовлено автором)Если вы ищете в Интернете «мышление, основанное на действиях», вы можете не найти много информации о мышлении, основанном на действиях; вместо этого вы увидите ряд ссылок на агентное моделирование (ABM). В то время как ABM является конкретной реализацией этого типа мышления, которое я буду исследовать в следующих статьях, я хочу сосредоточиться на мышлении, которое предшествует построению таких моделей на основе агентов.
Агентное мышление — модель мышления, при которой мы фокусируемся на более простых (или атомарных) объектах или концепциях и на том, как относительно простые взаимодействия между этими объектами могут привести к эмерджентному поведению системы. Подобно системному мышлению, нас интересует поведение на уровне системы, но вместо того, чтобы наблюдать за отношениями с точки зрения сверху вниз, мы анализируем поведение системы с точки зрения снизу вверх. Мышление индивидуально-центрично — каково состояние (физическое или психическое) человека, как человек взаимодействует со своим окружением и другими людьми и как это меняет его состояние. Такое индивидуально-центричное или агентное мышление может быть применено к физическим активам (например, термостат может рассматриваться как агент), отдельным потребителям (например, моделирование отдельных потребителей, принимающих решения о покупке в маркетинговом контексте), корпоративным образованиям (например, компаниям). действующие в своих личных интересах, делая рынки эффективными), или даже национальные правительства (например, страны, торгующие друг с другом на основе своих сравнительных преимуществ).
Системное мышление и мышление, основанное на агентах, могут применяться к одному и тому же набору проблем и давать сходные результаты, но при подходе к ним используются разные образы мышления или ментальные модели. Например, хорошо известные эпидемиологические модели развития болезни — SEIR (восприимчивость, воздействие, заражение, выздоровление) можно анализировать с точки зрения систем или отдельных лиц. Когда мы смотрим на всю популяцию восприимчивых, подвергшихся воздействию и т. д., мы работаем на системном уровне, и если мы смотрим на состояние каждого человека в отношении того, являются ли они уже заразными, выздоровевшими и т. д. от болезни, мы действуем на агента. -основанный уровень.
Когда мы хотим перейти от совокупного поведения при прогрессировании болезни к индивидуальному поведению, агентное мышление становится более естественным способом мышления. Например, если нас интересует не только общий уровень инфицирования, но мы хотим понять, какие люди подвержены заболеванию или поведение (например, социальное дистанцирование или ношение масок) конкретных людей и как они могут способствовать прогрессированию заболевания. агентное мышление является более естественным подходом.
Агентное мышление является основой для агентного моделирования (также называемого агентным моделированием или системами микромоделирования), многоагентных систем и обучения с подкреплением. В результате специалист по данным должен уметь анализировать проблемы с точки зрения отдельных агентов, где отдельными агентами могут быть устройства Интернета вещей или физические активы (более часто называемые «цифровыми двойниками») или отдельные лица, принимающие решения, такие как потребители. , корпорации и т. д.
Я нахожу агентное мышление особенно привлекательным в определенных ситуациях. Во-первых, когда набор сущностей или агентов идентифицируем и разнороден, это обеспечивает интуитивный способ изучения их поведения. Во-вторых, когда взаимодействия между сущностями более локализованы, их легче изучать с помощью агентного мышления. В-третьих, когда индивидуальное поведение (или поведение группы людей) имеет большее значение, чем поведение системы, агентное мышление предлагает лучший подход. В-четвертых, когда отдельные объекты адаптируются и изменяются по-разному, нам лучше моделировать на индивидуальном, а не на системном уровне. В последующих статьях я рассмотрю больше сходств и различий между системами и агентным мышлением на конкретных примерах.
Рисунок 3: Что такое агентное мышление? (Источник: Произведено автором)Коллекция ментальных моделей человеческой природы и суждений [6], часто называемая поведенческой экономикой, оказала на меня значительное влияние как в консалтинге, так и в сфере ИИ. Интересно, что и ИИ, и поведенческая экономика имеют общее происхождение. Понятие ограниченной рациональности Герберта Саймона поставило под сомнение преобладающее представление о «людях как об идеальных рациональных лицах, принимающих решения», и вместо этого утверждало, что мы принимаем решения, ограниченные нашими мыслительными способностями, доступной информацией и временем [14]. Это послужило основой для области поведенческой экономики [15–17], которая была на подъеме с конца XIX века.00-х. Саймон также считается одним из отцов-основателей ИИ, и его работа по разработке эвристических программ и решению человеческих проблем заложила основу для будущих систем символического ИИ. По его словам [14],
Принцип ограниченной рациональности [заключается] в том, что способность человеческого разума формулировать и решать сложные задачи очень мала по сравнению с размером задач, решение которых требуется для объективно рационального поведения в реального мира — или даже для разумного приближения к такой объективной рациональности.
За последние пару десятилетий поведенческая экономика оказала глубокое влияние в академическом и деловом мире на то, как люди принимают решения [15], на основные процессы принятия решений [16], на то, как они могут отклоняться от идеальной полезности. максимизация экономической перспективы и как подтолкнуть их к определенным решениям для их собственной выгоды [17].
Поведенческое (экономическое) мышление (или поведенческое мышление для краткости) — это модель мышления, которая фокусируется на том, как люди действительно принимают решения, а не на том, как они должны принимать решения. Когда мы используем агентное мышление, нам часто требуется понимать, как люди принимают решения (например, решения относительно того, какие товары покупать, сколько инвестировать и т. д.). Поведенческие экономические принципы, такие как привязка, дефолты, эффект побеждающей стороны, неприятие потерь, гиперболическое дисконтирование и огромный список других эвристик, призваны объяснить, как мы принимаем решения в различных сценариях. Я рассмотрю их более подробно в следующих статьях.
Как специалист по данным, я нахожу поведенческое мышление полезным в двух отношениях. Во-первых, это помогает нам понять, как люди принимают решения, чтобы мы могли понять, как они будут использовать модели, созданные учеными-данными, и объяснения, необходимые для лучшего принятия. Во-вторых, это помогает нам моделировать принятие человеком решений внутри агентов, чтобы имитировать или наблюдать за общим поведением. Этот второй аспект можно рассматривать как дальнейшую специализацию агентного мышления.
Рисунок 4: Что такое поведенческое мышление? (Источник: подготовлено автором)Термин «вычислительное мышление» был впервые введен Сеймуром Пейпертом [18] в 1980 году. Однако важность вычислительного мышления как критического компонента образования в области компьютерных наук появилась гораздо позже, в статье Жаннет Винг [10]. Основы вычислительного мышления формировались в течение последней половины прошлого века вместе с алгоритмическим мышлением, вычислительными подходами ко всем аспектам науки, техники и бизнеса.
Вычислительное мышление — это модель мышления, которая делает упор на структурированное решение проблем, декомпозицию проблем, распознавание образов, обобщение и абстракцию, которые могут быть закодированы и выполнены компьютерами. Вычислительное мышление оказало огромное влияние на последовавшие за промышленной революцией революции — компьютерную революцию, революцию Интернета и смартфонов, а теперь — революции больших данных, аналитики и искусственного интеллекта.
Хотя все предыдущие модели мышления, которые я обсуждал, могут быть применены для понимания как людей, так и машин, вычислительное мышление занимает центральное место в создании интеллектуальных систем. В качестве альтернативы мы можем также рассматривать вычислительное мышление как механизм кодирования и реализации других типов мышления. Следовательно, как специалист по данным, мы должны часто мыслить вычислительно и быть точными в инструкциях, которые мы предоставляем.
Рисунок 5: Что такое вычислительное мышление? (Источник: подготовлено автором)В этой вводной статье я объяснил пять ключевых моделей мышления, каждая из которых уточняет предыдущую. В следующих нескольких статьях мы углубимся в детали этих моделей мышления и проиллюстрируем, как их применять для решения деловых и научных задач.
Ссылки
[1] Трентс Гриффин. Дюжина вещей, которые я узнал от Чарли Мангера о ментальных моделях и житейской мудрости. 22 августа 2015 г.
[2] Ананд Рао. Десять человеческих способностей и четыре типа интеллекта для использования ИИ, ориентированного на человека. Medium — Start it up, 10 октября 2020 г.
[3] Шейн Пэрриш и Рианнон Бобьен. Великие ментальные модели, том 1: общие концепции мышления. Latticework Publishing Inc. 2019.
[4] Шейн Пэрриш и Рианнон Бобьен. Великие ментальные модели, том 2: физика, химия и биология. Latticework Publishing Inc. 2020.
[5] Габриэль Вайнберг и Лорен Макканн. Супермышление: Большая книга ментальных моделей. Портфолио, 2019 г..
[6] Понимание мира с помощью ментальных моделей: объяснение 339 моделей, которые можно носить в голове.
[7] Скотт Э. Пейдж. Почему «мыслители многих моделей» принимают лучшие решения, Harvard Business Review, 19 ноября 2018 г.
[8] Лейла Акароглу. Инструменты для системных мыслителей: шесть фундаментальных концепций системного мышления. Средний — разрушительный дизайн. 7 сентября 2017 г.
[9] Эндрю Хеннинг. Системное мышление Часть 1 — Элемент, взаимосвязи и цели. Средний — лучшие системы. 1 августа 2018 г.
[10] Донелла Медоуз. Мышление в системах: учебник для начинающих. Издательство Челси Грин. 2008.
[11] Джон Стерман. Бизнес-динамика: системное мышление и моделирование для сложного мира. Образование Макгроу-Хилл. 2000.
[12] Барри Ричмонд. Введение в системное мышление со Стеллой. ISEE Systems, 2004.
[13] Барри Ричмонд. «Мышление» в системном мышлении. Как мы можем облегчить освоение?. Системный мыслитель.
[14] Герберт Саймон. Модели ограниченной рациональности Том 1: Экономический анализ и государственная политика. Пресс Массачусетского технологического института. 1984.
[15] Дэн Ариели. Предсказуемо иррациональное, исправленное и дополненное издание: скрытые силы, формирующие наши решения.