Виды интереса: какие виды интересов бывают — Школьные Знания.com

8.7. Интересы

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мо­тив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.

По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами, экономистами, социологами по поводу того, что из себя представляет интерес, он не уступает другим феноменам, рассматриваемым в качестве побудителей активно­сти человека. Оставляя в стороне рассмотрение интереса социально-экономиче­скими науками, посмотрим, как понимают его возникновение, роль и сущность пси­хологи.

Как считает Д. А. Кикнадзе (1968), потребность только тогда порождает инте­рес, когда ее удовлетворение встречает затруднения в силу каких-либо объектив­ных или субъективных факторов. Беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интереса. Таким образом, с точки зрения этого автора интересы выра­жают противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Когда потребность порождает интерес, неизбежно появляется цель деятельности; поня­тия «цель» и «интерес» — однопорядковые, пишет болгарский философ Васил Вичев (1978).

Потребности приобретают сознательную, «смыслообразующую» силу через интерес, т. е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения, в результате чего мотивационный процесс принимает ясную и оп­ределенную направленность. Через интерес, пишет В. Вичев, осуществляется свое­образный переход от объективного к субъективному. И Гегель отмечал, что интерес преодолевает «произвол потребностей».

А. В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Б. И. Додонов считает, что интерес это специальный психический механизм, побуждаю­щий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение. Наконец, в «Словаре по этике» (М., 1983) говорится, что «в человеческой психике интерес про­является как побуждение, волевой импульс, направляющий действия человека. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель». Именно поэтому интерес рассматривается среди прочих мотивационных об­разований не только психологами, но и философами и социологами, хотя имеется и точка зрения, что интерес — не мотив и не стимул (Н.

Г. Морозова, 1967).

Интерес, как отмечал И. Кант, принадлежит только человеку, а не животным. Он предполагает целеобразование, волю, чувства. При этом философы и социологи подчеркивают различия между потребностями и интересами. В отличие от потреб­ностей, которые рассматриваются ими как непосредственное отношение к предме­ту потребления, интерес — это опосредованное отношение к последнему. Предмет­ное содержание интереса — это не предмет потребности, а средства его достиже­ния (Г. К. Черкасов, 1972). Интерес — это активное отношение субъекта к выбору оптимальных возможностей реализации цели.

Л. С. Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интел­лектуальное явление, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и опре­делялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил, то выводились из природы человеческой воли. Э. Торндайк (1926) определял интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу. Он отмечал, что интересу сопутствует чувство подъема, умственного воз­буждения, притяжение к предмету. В. Макдауголл (1923) считал, что в основе вся­кого интереса лежит врожденное инстинктивное стремление.

Вследствие таких разногласий С. А. Ананьин (1915) сделал вывод, что интереса как самостоятельного и единого психологического явления нет и что само это поня­тие должно быть изгнано из психологии и педагогики. К его предложению психоло­ги не прислушались, да и вряд ли бы им это удалось, настолько прочно это понятие вошло в обыденный и научный лексиконы.

Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности реакций человека. Понимаемые так ин­тересы он рассматривал как жизненные, органические процессы, коренящиеся глу­боко в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе со всей личностью. Именно из-за тесной связи интересов с биологической основой личности Л. С. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений, и эту мысль он доказывает на примере полового созревания подростков: вместе с появлением полового влечения у них по­являются и новые интересы. Вслед за К. Левиным он относил интересы к квазипо­требностям, т. е. к ненастоящим потребностям, которые, однако, обладают такой же побудительной силой, как и настоящие.

Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А. Г. Ковалев и Б. И. Додонов, посвятившие ему как психологическому фено­мену специальные главы в своих монографиях. Так, первый отмечает, что одни пси­хологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности вни­мания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б. И. Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свой­ства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности.

При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мне­ний об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с проявлениями других образований психики, например со склонностью.

Интерес как потребность. Большинство психологов связывают интерес с по­требностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определен­ной форме самых разных потребностей, не только познавательных, другие считают, что интерес — более сложное и широкое явление, чем простая потребность. Третьи полагают, что интересы (познавательные, эстетические) перерастают в первую жиз­ненную потребность человека, четвертые — что интерес вырастает из познаватель­ной потребности, но не сводится к ней, однако утвердившийся интерес может стать потребностью. А. В. Петровский же полагает, что интерес — это лишь эмоциональ­ное проявление познавательных потребностей человека. Таким образом, читая пси­хологическую и философскую литературу, трудно понять, что первичнее — потреб­ность или интерес.

Неслучайно Б. И. Додонов видит основной узел противоречий и дискуссий по данному вопросу во взаимоотношении интересов и потребностей.

Многими интерес связывается с познавательной потребностью и деятель­ностью человека. А. Г. Ковалев пишет, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действи­тельности (склонность к наукам). А. В Петровский считает, что интерес — это эмо­циональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой по­требности. Сходную мысль можно найти и в «Психологическом словаре»: интерес определяется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в по­знавательной деятельности. Наконец, еще в 1956 году А. Н. Леонтьев писал, что интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и яв­ления действительности и что интерес приводит к накоплению знаний об интере­сующем предмете.

В то же время некоторые психологи не отождествляют стремление к познанию с интересом. Так, А. Г. Ковалев пишет, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к объекту, но не может быть сведен к нему. Нечто подобное можно найти и в высказываниях Б. И. Додонова, утверждающего, что познавательное отношение к объекту — это еще не интерес, учить можно и без интереса. В то же время познавательное отношение есть и у кошки, с интересом посматривающей на хозяйкину кошелку. «Но есть ли у нее интерес?» — сомневает­ся Б. И. Додонов.

Другой подход состоит в том, что интересы могут вообще не иметь связи с позна­вательными потребностями и познавательной активностью человека, а могут воз­никать на основе любой потребности. В этом случае авторы дают интересам более обобщенное определение, не исключающее познавательные интересы, но и не сво­дящее все интересы только к ним. Например, Б. И. Додонов в качестве рабочего оп­ределения обозначает интерес как особую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и сред­ствах достижения желанных целей. В таком понимании отчетливо проступает заин­тересованность человека не только в получении удовольствия от процесса деятель­ности, но и стремление получить полезный результат, связанный с достижением цели. Неслучайно поэтому выделение Б. И. Додоновым двух видов интересов:

про­цессуальных,, при которых целью является наслаждение переживаниями от опреде­ленной деятельности, и процессуально-целевых, при которых человек стремится соединить приятное с полезным.

Последнее соответствует широкому, бытовому пониманию интереса: я заинте­ресован в том-то, т. е. в каком-то значимом для меня результате, и соответствует буквальному переводу латинского слова «interest» — имеет значение, важно. Но поскольку для человека при наличии потребности важным, имеющим значение, становится либо объект, либо деятельность, общение, то акцент в понимании по­требности-интереса переносится на цель, которая как бы «метит» интерес, пока­зывает, к чему он проявляется. Так же как и влечение, интерес не может быть «вообще», и у того и у другого адрес всегда известен, хотя может быть не конкрет­ным, а представляет какую-то более-менее широкую область деятельности (склон­ность) или совокупность предметов (предпочтение).

Поэтому точка зрения ряда психологов, заключающаяся в том, что интерес несводим к потребности, право­мерна. Другой вопрос — правомерно ли интерес отрывать от потребности, всякая ли потребность связана с интересом, а если нет, то какие потребности перераста­ют в интерес.

Четкого ответа на эти вопросы в психологии пока не дано. Ряд ученых попыта­лись дифференцировать потребности и интересы, выбирая различные критерии. В. Н. Мясищев и В. Г. Иванов различают интерес и потребность на том основании, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес — на его познание, и, таким образом, уходят от широкого понимания интереса. А. Г. Ковалев такой под­ход считает односторонним, отмечая следующее: во-первых, овладение предме­том — это не только его потребление, во-вторых, познание объекта тоже есть свое­образное потребление, овладение им.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. Потребность отражает необходимость, а интерес выражает личную приязнь к объекту действительности. В то же время он пишет, что углубившийся интерес может стать потребностью в освоении какой-то деятельности, области знания. Как видим, и здесь нет четкой позиции в понимании того, как соотносятся интересы и потребности. Если интерес основан на потребности, то получается, что одна потреб­ность может стать другой потребностью. Но тогда возникает вопрос — что же это за потребности, чем они отличаются друг от друга?

Б. И. Додонов различает потребности и интересы по двум позициям: потребно­сти удовлетворяются чем-то знакомым, привычным, а интерес удовлетворяется чем-то новым; потребность удовлетворяется результатом, а интерес — процессом вы­полнения деятельности. И здесь позиция автора не безупречна. Интересной может быть и привычная работа (удовлетворение потребности привычным способом), в то время как не каждая объективная новизна может вызывать интерес. Новое появляется перед человеком постоянно (например, прохожие на улице), но большинство новых объектов не вызывают интереса. Заявляя, что интерес, в отличие от потреб­ности, удовлетворяется процессом, а не результатом, Б. И. Додонов противоречит самому себе: ведь именно он выделил процессуально-целевые интересы, в которых получение удовольствия от процесса сочетается с получением полезного резуль­тата. Правда, рассуждения Б. И. Додонова и других вышеприведенных авторов можно рассматривать не с позиций отделения интереса от потребности, а с позиций того, что в интересе имеется от потребности. Это можно предполагать, в частности, в свя­зи со следующими мыслями Б. И. Додонова. Он пишет, что во всех конкретных ис­следованиях явственно проступает теснейшая связь интересов с потребностями, сходство этих феноменов, отсутствие ясных границ между ними. И в то же время большинство исследователей интуитивно уверены в несводимости одного из них к другому. Интерес если и есть модифицированная потребность, то какая-то совсем особая, не похожая на все иные. Однако отличие это очень тонкое; его многие хоро­шо «чувствуют», но, начиная объяснять, называют признаки, которые на самом деле не могут служить основанием для дифференциации.

Интерес как, отношение. Многими психологами интерес понимается как отно­шение. Так, в «Словаре по этике» (М., 1983) интерес определяется как целеустрем­ленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребно­сти. Как уже говорилось, в «Психологическом словаре» интерес трактуется как потребностное отношение человека к миру; у С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительнос­ти; у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время А. Г. Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составля­ет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, полагает он, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положитель­ное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее есть не что иное, как склонность, предпочтение чего-то из множества, и неслучайно в ряде ра­бот интересы рассматриваются либо как склонности, либо как трансформация в них (П. А. Рудик, Б. И. Додонов, А. В. Петровский). Однако понимание интереса как склонности возвращает все на круги своя: ведь склонность — это проявление по­требности в осуществлении интересной для данного субъекта деятельности.

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуа­тивного психологического феномена (потребности), а с другой — как устойчивого психологического феномена, свойства личности (отношения), Б. И. Додонов попы­тался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он ви­дит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, кото­рая приводит к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личнос­ти. Эта динамика состоит в следующем: выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предме­том» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоцен­ность, начинают заранее им предвкушаться. В «механизм» каждого интереса, пи­шет Б. И. Додонов, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отноше­ний, жажда положительных эмоций, духовная потребность. Таким образом, по сути он повторяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительно­го эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения. Правда, его рассуждения требуют одного уточнения. Эмоции действительно могут быть индикаторами потребностей человека, однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное отно­шение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при ее появлении. Именно регулярное удовлет­ворение потребности создает положительное отношение (интерес) к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность.

Удовлетворяя потребность в удовольствии, пишет Б. И. Додонов, человек в то же время удовлетворяет другие потребности — в служении обществу, в самовыра­жении, самоутверждении, обеспечении себя необходимыми для жизни средства­ми. Таким образом, важна не только приятная сторона деятельности, но и резуль­тат. Однако, по мнению Б. И. Додонова, только одна заинтересованность в исходе деятельности при отсутствии приятных переживаний приводит к исчезновению ин­тереса. По мнению Б. И. Додонова, хотя интерес-склонность и объединяет в себе разные потребности личности (и, прежде всего, наиболее специфичные для нее «эмоциональные потребности»), только ими содержание этого понятия не исчер­пывается. Интерес-склонность содержит в себе, считает автор, особую программу организации переживаний, некоторую общую схему удовлетворения потребностей посредством действий в определенной предметной сфере (очевидно, только пото­му, что человек уже действовал в этой сфере и знает, что она может доставить ему удовольствие).

Таким образом, в представлении Б. И. Додонова интерес-склонность (отноше­ние) действительно является сложным психологическим образованием, напомина­ющим по структуре мотив или мотивационную установку.

Испытываемые человеком в процессе интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживани­ях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди на нечто смотрят с интересом, нечто слушают или изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Б. И. Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности, ин­терес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную струк­туру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в но­визне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удов­летворение от сделанного.

Любопытство. Рассматривая интерес, большинство психологов сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как лю­бопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь. В частности, любопыт­ный факт — это интересный, возбуждающий интерес, содержащий какую-то интри­гу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие любознательный, т. е. склонный к приоб­ретению новых знаний.

Сказанное свидетельствует о том, что исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе нет никаких оснований. Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявля­ется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития ин­тереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

Другое дело, равнозначен ли интерес-любопытство интересу-отношению, инте­ресу-склонности. А. Г. Ковалев пишет по этому поводу, что у маленьких детей инте­рес выступает первоначально в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собствен­но интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по А. Г. Ковалеву, рассматривать как про­явление ситуативного интереса. Однако К. К. Платонов определяет любопытство как свойство личности, выражающееся в нецеленаправленной эмоционально окрашенной любознательности. И с этим тоже можно согласиться, если вспомнить детей 4-5 лет, которых называют «почемучками». Имеются и взрослые, у которых «совать нос не в свои дела» стало привычкой. Но, с другой стороны, разве не каждый может сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любо­пытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригую­щих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детек­тив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все формы любопытства являются выра­жением поверхностной, несерьезной любознательности. Об этом, кстати, писал еще Ф. Ларошфуко: есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим’.

Н. Д. Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, которое мо­жет не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно малень­ким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопро­сы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Такое же любопытство, отмечает Н. Д. Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное или когда они попадают в новую обстановку.

Н. Д. Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любо­знательности. Неслучайно, замечает он, слова «любопытство» и «пытливость» име­ют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выра­жается в любопытстве; оно же является одним из показателей умственной актив­ности, живости и широты интересов человека. Н. Д. Левитов подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, продолжает он, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, или что источником его является область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим он относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсаци­онное.

Интерес как внимание. Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К. К. Платонов пишет, что интерес — это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном феномене. С. Л. Рубинштейн рассмат­ривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помы­слов.

Правда, не все согласны с таким пониманием интереса. А. Г. Ковалев считает, что интерес не совпадает с направленностью внимания; последнее может быть на­правлено на объект не вследствие интереса к нему, а по обязанности, необходимо­сти. Произвольное внимание меньше всего связано с интересом, заключает он.

Последний довод А. Г. Ковалева неубедителен. Более правомерной представля­ется позиция Б. И. Додонова, который считает, что интерес проявляется не просто во внимании к тем или иным фактам, а прежде всего в страстном и непреходящем увлечении определенной деятельностью.

Таким образом, интерес и внимание, несомненно, связаны друг с другом, но в зависимости от того, что понимается под интересом, эта связь выглядит по-разно­му. При любопытстве и процессуальных интересах связь эта тесная, так как в этом случае внимание является психофизиологическим механизмом проявления интере­са1. При интересе-отношении внимание проявляется ситуативно, в момент актуа­лизации этого интереса в сознании человека.

Итак, анализ положения дел с пониманием сущности интересов как психологи­ческих образований, имеющих мотивационное значение, показывает правоту мне­ния А. С. Ананьина, что интереса как единого психологического явления нет. Мож­но говорить о любопытстве как кратковременном проявлении интереса к чему- или кому-либо. Но можно говорить и об интересе-отношении, интересе-склонности как устойчивом образовании личности (интересе к искусству, науке, спорту, своей про­фессии и т. д.). При этом интересы-отношения могут быть процессуальными (не­посредственными), связанными с получением удовольствия от процесса деятельно­сти (нравится слушать эту музыку, читать остросюжетный детектив, выполнять дан­ную работу; в быту говорят еще: «Я люблю…»), и целевыми (опосредствованными), связанными с получением результата, выгоды (рис. 8.1). Б. И. Додонов говорит еще о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и ре­зультат.

Но о каком бы виде интересов ни шла речь, непременными являются два обстоя­тельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребно­сти. И то и другое входит практически во все определения интереса, даваемые раз­ными авторами. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательные интересы. При широком подходе ин­тересы связываются и с другими потребностями, а не только с познавательными. Но при таком широком подходе интерес как особое психологическое явление теряет свою специфику. Поэтому-то, очевидно, Б. И. Додонов так настойчиво связывал интерес с положительными переживаниями. И, следуя за ним, можно сказать, что интересы связаны не со всеми потребностями, а только с положительно переживае­мыми.

Рис. 8.1. Виды интересов

А. В. Петровский выделяет следующие характеристики интереса: содержание, цель, разновидность и устойчивость.

Развитие интересов. Между интересом-любопытством и познавательным ин­тересом-отношением существует преемственная связь, так как: во-первых, в онто­генетическом развитии человека сначала появляется любопытство как безусловно-рефлекторная ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем — как про­извольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес-отношение к какой-либо сфере знаний; во-вторых, при формировании интереса-отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интере­сующей человека деятельности. Интерес-отношение — это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вы­зывающую у него интерес, удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности.

Естественно, интерес-отношение формируется на базе неоднократно получае­мого удовольствия от проявления ситуативного интереса. Положительное отноше­ние к чему-либо потому и возникает, что это что-либо как бы гарантирует получе­ние удовольствия (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении спортивных соревнований и т. д.).

Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчез­новения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появивши­мися формами. Так, и у взрослого проявляются ориентировочный рефлекс и любознательность, несмотря на наличие устойчивых избирательных интересов к чему-то. Больше того, и интерес-отношение может эволюционировать, превращаясь в направленность личности (А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов).

К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А. Я. Миленький (1977) изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Основным объектом учебного интереса является содержание изучаемого по программе учеб­ного материала и способы его усвоения. Поскольку учебный интерес формируется в процессе взаимодействия педагога и учащегося, возникновение учебного интереса зависит от профессионального мастерства и авторитета педагога, который сам мо­жет быть источником этого интереса. В то же время учебный интерес формируется на фоне обязательного усвоения учебного материала, контроля за этим усвоением, что может вызвать первоначально негативное отношение к предмету, т. е. «отрица­тельный» мотив учения, который необходимо побороть.

Что такое ребрендинг: цели, виды, этапы

Ребрендинг — это процесс, направленный на изменение восприятия бренда, предполагающий преобразование всех его элементов. Речь идет не только о визуальном аспекте, но и о корректировке нового имиджа в соответствии с развивающейся стратегией компании.  Ребрендинг может включать изменение логотипа, названия и способа общения с клиентами.

Многие компании, которые могут похвастаться длительным присутствием на рынке и отличными отзывами клиентов, через какое-то время замечают снижение интереса к создаваемому бренду. Это потому, что меняющийся мир и ожидания потребителей способствуют постоянному развитию и обновлению имиджа. Вот почему был создан ребрендинг, который является способом создания нового имиджа бренда.

Самым популярным видом ребрендинга является частичый. К нему относится смена логотипа или слогана бренда. Ниже вы можете проследить, как происходил ребрендинг логотипа Apple.

Чтобы понять, в каком направлении должна развиваться стратегия компании, необходимо провести исследование рынка. Также следует помнить, что непременным элементом ребрендинга является организация информационной кампании в СМИ с диапазоном, соответствующим размеру управляемой компании.

Из-за значительных финансовых ресурсов, которые предприниматели должны тратить на обновление бренда, ребрендинг должен быть очень детальным и согласованно спланированным процессом. Для этого лучше всего использовать помощь профессионалов, которые проведут компанию через весь процесс таким образом, чтобы предпринятые действия были успешными.

К счастью, на рынке появляется все больше предложений от компаний, которые комплексно занимаются ребрендингом. Благодаря такому сотрудничеству возможно последовательное изменение имиджа бренда, от самого логотипа, путем разработки новых способов общения с клиентами и сотрудниками до создания успешного веб-сайта и эффективного копирайтинга. Сотрудничество с выбранной компанией, специализирующейся на этом виде деятельности, безусловно, будет способствовать более эффективной кампании.

Почему компании решают провести ребрендинг?

Важными причинами, по которым компании решают внести такие изменения, является правильное позиционирование и восприятие бренда, а также необходимость изменений в организационных структурах и обновления бизнес-стратегий.

На решение изменить имидж бренда чаще всего влияет желание расширить долю рынка или зафиксированное снижение прибыли от продаж.

Причины ребрендинга компании включают следующие:

  • бренд устарел и потерял свою актуальность;
  • на рынке появился конкурент с ощутимыми преимуществами;
  • маркетологи допустили ошибки при позиционировании товара на рынке;
  • компания изменила или расширила сферу деятельности;
  • бренд поставил перед собой новые задачи и цели;
  • произошло слияние компаний;
  • репутация бренда пострадала;
  • компания выходит на международный рынок;
  • аудитория плохо знает бренд.

Цели ребрендинга

Большинство брендов преслудуют следующие цели при ребрендинге:

  • повысить осведомленность и узнаваемость бренда;
  • повысить лояльность к бренду;
  • расширить целевую аудиторию.

Важно — не в корне изменить философию бренда, а оптимизировать и улучшить его. То есть, сильные стороны нужно сохранить, а слабые — проработать и устранить свойства, которые замедляют развитие компании. 

Виды ребрендинга

Существует два основных типа ребрендинга, связанных с характером проводимых изменений.

  • Первый — это ребрендинг продукта, который заключается только в обновлении визуальной стороны. Здесь популярно создание упаковки нового продукта, ее формы, расцветки, шрифтов в описаниях и других графических элементов. Это безусловно положительно сказывается на восприятии продукта покупателем. Новые продукты всегда привлекают внимание и делают продукт более привлекательным за счет имиджевых аспектов, поэтому потребители охотнее тянутся к нему на полке.
  • Второй — это комплексный ребрендинг. Здесь используется комплексное изменение маркетинговой стратегии, то есть не только описанные выше визуальные модификации, но и новая целевая группа. Следует помнить, что товары и услуги часто ориентированы на определенную возрастную группу потребителей. Соответственно, механизмы, которые использовались 10 лет назад для привлечения интереса к продукту 20-летних, могут больше не соответствовать их предположениям сегодня. Одним из видов общего ребрендинга является также сотрудничество или слияние двух или более разных компаний, что требует разработки общей маркетинговой стратегии.

Этапы ребрендинга

  1. Глубокий анализ бренда. На этом этапе изучают состояние бренда, определяют отношение аудитории к нему, выявляют сильные и слабые стороны, выделяют конкурентов и исследуют их преимущества. После такого аудита принимают решение о том, насколько глубокий ребрендинг нужен компании.
  2. Разработка стратегии ребрендинга. На основе полученных результатов разрабатывают стратегию ребрендинга. Определяют компоненты бренда, которые нужно изменить, работают над методами сохранения и развития сильных сторон. Выбирают эффективные способы, техники и инструменты, которые помогут провести ребрендинг.
  3. Проведение ребрендинга. На этом этапе вносят все изменения и внедряют в жизнь главную стратегию.
  4. Осведомление аудитории с новой концепцией бренда. На последнем этапе аудиторию знакомят с новой идеологией, объясняют суть ребрендинга и рассказывают о новых выгодах сотрудничества.

Обновлено: 27.03.2023

Различные типы и что они означают для заемщиков

Что такое процентная ставка?

Процентная ставка представляет собой сумму, которую кредитор взимает с заемщика, и представляет собой процент от основной суммы долга. Процентная ставка по кредиту обычно указывается на годовой основе, известной как годовая процентная ставка (APR).

Процентная ставка может также применяться к сумме, заработанной в банке или кредитном союзе со сберегательного счета или депозитного сертификата (CD). Годовая процентная доходность (APY) относится к процентам, полученным на этих депозитных счетах.

Ключевые выводы

  • Процентная ставка – это сумма, взимаемая кредитором с заемщика сверх основного долга за использование активов.
  • Процентная ставка также применяется к сумме, полученной в банке или кредитном союзе с депозитного счета.
  • По большинству ипотечных кредитов используются простые проценты. Однако по некоторым кредитам используются сложные проценты, которые применяются к основной сумме, а также к накопленным процентам за предыдущие периоды.
  • Заемщик, которого кредитор считает малорисковым, будет иметь более низкую процентную ставку. Кредит, который считается высоким риском, будет иметь более высокую процентную ставку.
  • APY — это процентная ставка, которая начисляется в банке или кредитном союзе со сберегательного счета или CD. Сберегательные счета и компакт-диски используют сложные проценты.
Процентные ставки: номинальные и реальные

Понимание процентных ставок

Проценты — это, по сути, плата заемщика за использование актива. Заемные активы могут включать денежные средства, потребительские товары, транспортные средства и имущество. Из-за этого процентную ставку можно рассматривать как «стоимость денег» — более высокие процентные ставки делают заимствование той же суммы денег более дорогим.

Таким образом, процентные ставки применяются к большинству операций кредитования или заимствования. Люди занимают деньги, чтобы покупать дома, финансировать проекты, запускать или финансировать бизнес или платить за обучение в колледже. Предприятия берут кредиты для финансирования капитальных проектов и расширения своей деятельности за счет покупки основных и долгосрочных активов, таких как земля, здания и оборудование. Заемные деньги возвращаются либо единовременно к заранее установленной дате, либо периодическими платежами.

Для кредитов процентная ставка применяется к основной сумме кредита. Процентная ставка — это стоимость долга для заемщика и норма прибыли для кредитора. Деньги, подлежащие погашению, обычно превышают сумму займа, поскольку кредиторы требуют компенсации за потерю использования денег в течение периода кредита. Кредитор мог инвестировать средства в течение этого периода вместо предоставления кредита, который принес бы доход от актива. Разница между общей суммой погашения и первоначальной суммой кредита составляет начисленные проценты.

Когда кредитор считает заемщика малорисковым, с заемщика обычно взимается более низкая процентная ставка. Если заемщик считается высокорисковым, процентная ставка, взимаемая с него, будет выше, что приводит к более высокой стоимости кредита.

Риск обычно оценивается, когда кредитор смотрит на кредитный рейтинг потенциального заемщика, поэтому важно иметь отличный кредитный рейтинг, если вы хотите претендовать на лучшие кредиты.

Простая процентная ставка

Если вы берете в банке кредит в размере 300 000 долларов США, а в кредитном договоре указано, что процентная ставка по кредиту составляет 4% простых процентов, это означает, что вам придется выплатить банку первоначальную сумму кредита в размере 300 000 долларов США + (4% x 300 000 долларов США). ) = 300 000 долларов + 12 000 долларов = 312 000 долларов.

Приведенный выше пример был рассчитан на основе годовой формулы простых процентов, которая выглядит следующим образом:

Простые проценты = основная сумма X процентная ставка X время

Лицо, взявшее ссуду, должно будет выплатить 12 000 долларов в виде процентов в конце года, при условии, что кредитное соглашение было заключено только на один год. Если срок кредита был 30-летняя ипотека, процентная выплата составит:

Простые проценты = 300 000 долларов США X 4% X 30 = 360 000 долларов США

Простая процентная ставка в размере 4% годовых означает ежегодную выплату процентов в размере 12 000 долларов США. Через 30 лет заемщик заработал бы 12 000 x 30 лет = 360 000 долларов в виде процентных платежей, что объясняет, как банки зарабатывают деньги с помощью кредитов, ипотечных кредитов и других видов кредитования.

Сложная процентная ставка

Некоторые кредиторы предпочитают метод сложных процентов, что означает, что заемщик платит еще больше процентов. Сложные проценты, также называемые процентами на проценты, применяются как к основной сумме долга, так и к накопленным процентам, полученным за предыдущие периоды. Банк исходит из того, что в конце первого года заемщик должен выплатить основную сумму плюс проценты за этот год. Банк также исходит из того, что в конце второго года заемщик должен выплатить основную сумму плюс проценты за первый год плюс проценты на проценты за первый год.

Проценты, причитающиеся при начислении сложных процентов, выше, чем проценты, причитающиеся с использованием метода простых процентов. Проценты начисляются ежемесячно на основную сумму, включая начисленные проценты за предыдущие месяцы. Для более коротких таймфреймов расчет процентов будет одинаковым для обоих методов. Однако по мере увеличения срока кредита несоответствие между двумя типами расчета процентов увеличивается.

Используя приведенный выше пример, по истечении 30 лет общая сумма процентов по кредиту составляет почти 700 000 долларов США по кредиту в размере 300 000 долларов США с процентной ставкой 4%.

Для расчета сложных процентов можно использовать следующую формулу:

Сложные проценты = p X [(1 + процентная ставка) n − 1]
где:
p = основная сумма
n = количество периодов начисления сложных процентов​

Сложные проценты и сберегательные счета

Когда вы откладываете деньги, используя сберегательный счет, сложные проценты благоприятны. Проценты, полученные по этим счетам, складываются и являются компенсацией владельцу счета за то, что он позволил банку использовать депонированные средства.

Если, например, вы вложите 500 000 долларов на высокодоходный сберегательный счет, банк может взять 300 000 долларов из этих средств для использования в качестве ипотечного кредита. В качестве компенсации банк ежегодно выплачивает на счет 1% годовых. Таким образом, в то время как банк берет 4% от заемщика, он отдает 1% владельцу счета, получая 3% в виде процентов. По сути, вкладчики ссужают деньги банку, который, в свою очередь, предоставляет средства заемщикам в обмен на проценты.

Эффект лавинообразного увеличения процентных ставок, даже когда ставки находятся на минимальном уровне, может помочь вам со временем накопить богатство; Курс «Личные финансы для выпускников» Академии Investopedia учит, как вырастить сбережения и сохранить богатство.

Стоимость долга заемщика

Хотя процентные ставки представляют собой процентный доход для кредитора, они представляют собой стоимость долга для заемщика. Компании сопоставляют стоимость заимствования со стоимостью собственного капитала, например выплаты дивидендов, чтобы определить, какой источник финансирования будет наименее дорогим. Поскольку большинство компаний финансируют свой капитал, либо беря в долг, либо выпуская акции, стоимость капитала оценивается для достижения оптимальной структуры капитала.

годовых по сравнению с APY

Процентные ставки по потребительским кредитам обычно указываются в виде годовой процентной ставки (годовых). Это норма прибыли, которую кредиторы требуют за возможность занимать свои деньги. Например, процентная ставка по кредитным картам указана в годовых. В нашем примере выше 4% — это годовая процентная ставка по ипотеке или заемщику. APR не учитывает сложные проценты за год.

Годовая процентная доходность (APY) — это процентная ставка, которая зарабатывается в банке или кредитном союзе со сберегательного счета или CD. Эта процентная ставка учитывает начисление сложных процентов.

Как определяются процентные ставки?

Процентная ставка, взимаемая банками, определяется рядом факторов, таких как состояние экономики. Центральный банк страны (например, Федеральная резервная система США) устанавливает процентную ставку, которую каждый банк использует для определения диапазона предлагаемых годовых процентных ставок. Когда центральный банк устанавливает процентные ставки на высоком уровне, стоимость долга возрастает. Когда стоимость долга высока, это отпугивает людей от заимствования и снижает потребительский спрос. Кроме того, процентные ставки, как правило, растут вместе с инфляцией.

Для борьбы с инфляцией банки могут устанавливать более высокие резервные требования, что приводит к ограничению денежной массы или увеличению спроса на кредит. В экономике с высокими процентными ставками люди прибегают к сбережению своих денег, поскольку они получают больше от нормы сбережений. Фондовый рынок страдает, поскольку инвесторы скорее воспользуются более высокой ставкой от сбережений, чем инвестируют в фондовый рынок с более низкой доходностью. Предприятия также имеют ограниченный доступ к финансированию капитала за счет долга, что приводит к экономическому спаду.

Экономика часто стимулируется в периоды низких процентных ставок, потому что заемщики имеют доступ к кредитам по низким ставкам. Поскольку процентные ставки по сбережениям низкие, предприятия и частные лица с большей вероятностью будут тратить и покупать более рискованные инвестиционные инструменты, такие как акции. Эти расходы подпитывают экономику и обеспечивают вливание на рынки капитала, что приводит к экономическому росту. Хотя правительства предпочитают более низкие процентные ставки, они в конечном итоге приводят к дисбалансу рынка, когда спрос превышает предложение, вызывая инфляцию. Когда происходит инфляция, процентные ставки увеличиваются, что может быть связано с законом Вальраса.

5,31%

Средняя процентная ставка по 30-летней ипотеке с фиксированной процентной ставкой в ​​середине 2022 года. Это больше, чем 2,89% всего годом ранее.

Процентные ставки и дискриминация

Несмотря на такие законы, как Закон о равных кредитных возможностях (ECOA), запрещающий дискриминационную практику кредитования, в США преобладает системный расизм. опубликовано в июле 2020 г. Его анализ за 2018 и 2019 гг. Данные по ипотечным кредитам показали, что более высокие ставки добавляют почти 10 000 долларов к процентам за срок действия типичного 30-летнего кредита с фиксированной ставкой.

В июле 2020 года Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB), обеспечивающее соблюдение ECOA, выпустило Запрос на получение информации с целью получения комментариев общественности для определения возможностей улучшения того, что делает ECOA для обеспечения недискриминационного доступа к кредитам. «Четкие стандарты помогают защитить афроамериканцев и другие меньшинства, но CFPB должен подкрепить их действиями, чтобы кредиторы и другие лица соблюдали закон», — заявила Кэтлин Л. Кранингер, директор агентства.

Почему процентные ставки по 30-летним кредитам выше, чем по 15-летним кредитам?

Процентные ставки являются функцией риска дефолта и альтернативных издержек. Кредиты и долги с более длительным сроком погашения по своей сути более рискованны, поскольку у заемщика больше времени, в течение которого заемщик может не выполнить свои обязательства. В то же время альтернативные издержки выше в течение более длительных периодов времени, в течение которых эта основная сумма связана и не может быть использована для каких-либо других целей.

Как ФРС использует процентные ставки в экономике?

Федеральная резервная система, наряду с другими центральными банками по всему миру, использует процентные ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Увеличивая стоимость займов среди коммерческих банков, центральный банк может влиять на многие другие процентные ставки, например, по личным кредитам, бизнес-кредитам и ипотечным кредитам. Это делает заимствования в целом более дорогими, снижает спрос на деньги и охлаждает разгоряченную экономику. С другой стороны, снижение процентных ставок облегчает заимствование денег, стимулируя расходы и инвестиции.

Почему цены на облигации обратно реагируют на изменение процентной ставки?

Облигация — это долговой инструмент, по которому обычно выплачивается фиксированная процентная ставка в течение срока действия. Скажем, преобладающие процентные ставки составляют 5%. Если облигация оценена по номиналу = 1000 долларов и имеет процентную ставку (купон) 5%, она будет платить 50 долларов в год держателям облигаций. Если процентные ставки поднимутся до 10%, новые выпущенные облигации будут платить вдвое, т. е. 100 долларов за 1000 долларов номинальной стоимости. Существующая облигация, по которой выплачивается всего 50 долларов, должна быть продана с большой скидкой, чтобы кто-то захотел ее купить. Аналогичным образом, если процентные ставки упадут до 1%, по новым облигациям будет выплачиваться только 10 долларов за 1000 долларов номинальной стоимости. Следовательно, облигация, по которой выплачивается 50 долларов, будет пользоваться большим спросом, и ее цена будет довольно высока.

Понимание 7 видов процентной ставки

Проценты — это деньги, которые кто-то платит за взятие денег взаймы. Если вы берете кредит, вы платите проценты в обмен на использование этого капитала. Если кто-то занимает у вас деньги, они делают то же самое. Тем не менее, хотя проценты всегда являются платой за кредит, они могут принимать множество различных форм. Вот семь типов, которые вы должны знать. Финансовый консультант может помочь вам составить финансовый план для ваших сбережений и инвестиционных целей.

Признаться, это довольно сложная область. Удивительно и, возможно, немного разочаровывает тот факт, что в финансовой индустрии существует несколько различных терминов для разных категорий процентных ставок. Скорее всего, вы уже встречали некоторые из этих понятий под разными именами в других местах, потому что категории интересов — это скорее термины искусства, чем точные определения.

В целом, вот семь стандартных типов процентных ставок, которые вы увидите среди различных финансовых продуктов:

Простые проценты. Эта ставка, также известная как «номинальная» или «обычная» процентная ставка, является вашей базовой процентной ставкой. Это простой расчет того, сколько вы должны, без поправки на какие-либо другие факторы, такие как время, инфляция или график платежей.

Например, вы можете занять 1000 долларов США по ставке 5% годовых. Вы будете платить 50 долларов в год за этот кредит в виде простых процентов.

Обычно рекламируется простая процентная ставка. Например, банк может предложить кредит под 4%. Это были бы простые проценты. Однако это также редкость. Хотя это полезное сокращение, кредитор крайне редко взимает одну фиксированную плату на периодической основе. Вместо этого почти все кредиты имеют такие сложности, как периоды начисления сложных процентов или переменные процентные ставки, которые делают платежи более сложными, чем может показаться.

Простые проценты хороши для понимания вашего кредита, но это почти никогда не конец истории.

Сложные проценты. Это относится к тому, что продукт периодически рассчитывает ваши проценты, а затем добавляет их к основной сумме. Его часто называют «проценты на проценты». Он отличается от простых процентов тем, что ставка, по которой начисляются ваши проценты, и ставка, по которой начисляются ваши проценты, отличаются.

Например, предположим, что вы берете кредит в размере 1000 долларов США с годовой процентной ставкой 5%. Вы можете взять две версии этого кредита:

  • 5% годовых, простые проценты
  • 5% годовых, начисляется два раза в год

Первая версия этого займа означает, что срок, на который рассчитываются ваши проценты, совпадает со сроком, на который они добавляются к вашему долгу. Один раз в год кредитор будет взимать с вас 5% за этот кредит.

Вторая версия этого кредита означает, что ваши проценты рассчитываются ежегодно, но они добавляются к вашему долгу дважды в год. В результате каждые шесть месяцев ваш кредитор будет брать сумму процентов, начисленных до этого момента (2,5% в нашем примере), и добавлять ее к сумме, которую вы должны. Через шесть месяцев они сделают то же самое снова, но проценты будут выше, потому что основная сумма увеличится на сумму вашего последнего расчета процентов.

Большинство кредитов имеют ту или иную форму сложных процентов, и ставка, по которой ваши проценты начисляются по кредиту, чрезвычайно важна.

Эффективная процентная ставка.  Показывает, сколько вы платите по кредиту после поправки на начисление сложных процентов с течением времени. Он почти всегда выше простых процентов и отражает реальную сумму долга по кредиту. Возьмем снова наш пример сверху. Скажем, у вас есть кредит в размере 1000 долларов США с годовой процентной ставкой 5%. Они предлагают две версии этого кредита:

  • 5% годовых, что означает, что они рассчитывают ваши проценты и добавляют их к стоимости вашего кредита в конце каждого года
  • 5% начисляется два раза в год, что означает, что каждые шесть месяцев они рассчитывают начисленные проценты и добавляют их к стоимости вашего кредита

В первом случае вы будете должны 50 долларов. Поскольку кредит составляется по той же ставке, по которой начисляются проценты (ежегодно), эффективная ставка такая же, как и простая ставка.

Однако во втором случае наш кредит уплачивается два раза в год. Итак, кредитор рассчитывает:

  • Первый период – 1 000 долларов США * 2,5 % (половина годовой процентной ставки, поскольку она начисляется два раза в год) = 1 025 долларов США
  • Второй период — 1 025 долл. США * 2,5% (вторая половина годовых процентов) = 1 025,62 долл. США

Эффективная процентная ставка по данному кредиту составляет 5,062%. Если ссуда составляется ежеквартально, кредитор будет выполнять этот расчет четыре раза в год по ставке 1,25% за квартал. Если ссуда начисляется ежемесячно, они будут делать это 12 раз в год и так далее. Более частая ставка начисления процентов всегда означает более высокую эффективную процентную ставку.

Фиксированная процентная ставка. Это относится к процентной ставке, которая остается неизменной на протяжении всего срока кредита или, по крайней мере, до тех пор, пока вы соблюдаете его условия.

Например, предположим, что у вас фиксированная процентная ставка 5%. Это означает, что вы будете платить 5% от непогашенной основной суммы кредита каждый раз, когда наступает срок платежа. Кредитор не может изменить эту ставку на основе рыночных условий или любой другой односторонней основе.

Однако важно отметить, что кредиторы часто включают условия, которые позволяют им изменять процентную ставку, если вы опаздываете или пропускаете платеж. Это особенно характерно для кредитных карт, которые часто предлагают очень низкие фиксированные ставки с возможностью корректировки вверх (очень вверх), если вы опаздываете на день, оплачивая свой счет.

Фиксированные процентные ставки обычно выгоднее для потребителя. Хотя вполне возможно, что вы можете быть обременены более высокой процентной ставкой, в долгосрочной перспективе вам обычно лучше брать кредит на основе известных и определенных условий, а не регулируемых.

Переменная процентная ставка. Относится к процентной ставке, которая может меняться в течение срока действия кредита.

Например, предположим, что у вас плавающая процентная ставка 5%. Это означает, что вы начинаете выплачивать 5% от непогашенной основной суммы кредита каждый раз, когда наступает срок платежа, но кредитор может периодически менять эту ставку в течение срока действия кредита. В следующем году ваша процентная ставка может составить 6%, через год она может упасть до 4%.

Редко, если вообще когда-либо, кредитор может изменить плавающие процентные ставки по своему усмотрению. Вместо этого условия вашего кредита установят конкретные ориентиры того, как ваш кредитор будет рассчитывать переменные проценты. Обычно переменная процентная ставка основывается на фиксированной ставке, которая корректируется каким-либо внешним ориентиром. В большинстве случаев банки используют основную ставку (отраслевой эталон) или ставку по федеральным фондам.

Так, например, ваш банк может предложить вам переменную процентную ставку, установленную в размере 2% плюс основная ставка. Это означает, что если основная ставка составляет 4%, процентная ставка по кредиту составит 6%. Если основная ставка упадет, упадет и ваш интерес. Если он увеличится, то же самое произойдет и с вашим кредитом.

Переменные процентные ставки — обычный способ для банков защитить себя от рыночных колебаний. Это позволяет им приспосабливаться к таким факторам, как инфляция и рост процентных ставок, поэтому они не обременены кредитами ниже рынка. По этой же причине плавающие процентные ставки обычно невыгодны для потребителей.

Реальные проценты. Рассчитывает процентную ставку после учета инфляции.

Назначение реальных процентов состоит в том, чтобы скорректировать тот факт, что большинство кредитов являются долгосрочными инструментами. В то время как (обычно) инфляция является незначительной проблемой в течение нескольких месяцев, в течение нескольких лет она может резко изменить стоимость кредита. В результате реальная процентная ставка показывает, сколько денег заработал кредитор после поправки на уменьшение стоимости этих платежей по сравнению с прошлым годом.

Например, предположим, что процентная ставка по кредиту составляет 5% в течение года, когда инфляция достигла ориентира Федеральной резервной системы в 2%. Это будет означать, что реальная процентная ставка по кредиту составляет 3%, отражая тот факт, что кредитор получил 3% дополнительной стоимости после поправки на снижение покупательной способности этих денег.

Начисленные проценты. Это сумма процентов, накопленных на счете в течение платежного периода. Он отражает разницу между ставкой, по которой накапливаются проценты, и ставкой, по которой причитаются платежи.

Например, предположим, что у вас есть кредит в размере 1000 долларов с простой годовой процентной ставкой 5%. Это означает, что заемщик должен 50 долларов в год в конце каждого года. Через шесть месяцев заемщик будет должен 25 долларов в виде начисленных процентов. Это сумма денег, которая будет накоплена за период кредита, но еще не наступила.

Начисленные проценты особенно важны для кредитов, которые имеют разные графики начисления сложных процентов и платежей. Например, предположим, что ваши платежи должны производиться в конце каждого месяца, но ваш кредит накапливается ежедневно. (Это пагубная привычка среди некоторых кредитных карт.) Ваши начисленные проценты будут отражать сумму, на которую ваш кредит увеличивается каждый день, которая, в свою очередь, прибавляется к вашему основному долгу до тех пор, пока в конце месяца не наступит срок платежа.

Практический результат

Процентные платежи отражают сумму, которую кто-то платит, чтобы занять деньги. Хотя существует много способов расчета процентов, вот семь наиболее распространенных и важных. Проценты — это деньги, которые кто-то платит за взятие взаймы денег

Инвестиционные советы
  •  Финансовый консультант может помочь вам сделать разумные инвестиции, чтобы заработать деньги на процентах. Бесплатный инструмент SmartAsset подбирает вам до трех финансовых консультантов, которые обслуживают ваш регион, и вы можете бесплатно взять интервью у своих консультантов, чтобы решить, какой из них подходит именно вам. Если вы готовы найти консультанта, который поможет вам достичь ваших финансовых целей, начните прямо сейчас.
  • Деньги, которые вы вкладываете в акции и облигации , могут помочь компаниям или правительствам расти, а тем временем они будут приносить вам сложные проценты. Бесплатный инвестиционный калькулятор SmartAsset позволяет узнать, насколько ваши инвестиции могут вырасти с учетом сложных процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *